Вопрос качества жизни населения страны является самым актуальным на протяжении всего периода существования общества. Главный аспект, определяющий уровень качества жизни человека, – это состояние его здоровья. Важнейшим фактором, от которого напрямую зависит здоровье жителей, является степень развития системы здравоохранения всей страны, которая складывается из состояния развития отдельных регионов этой сфере. Этот момент определяет степень развития регионов, количество населения и степень удовлетворенности качеством жизни. Поскольку человек всегда стремится создать для себя наиболее благоприятные условия для существования, он будет выбирать для себя и своей семьи заведомо благоприятное для жизни и развития место. Естественно, ключевыми моментами в этом станут территориальная близость учреждений образования и здравоохранения, а также качество предоставляемых этими учреждениями услуг.
Ни для кого не секрет, что крупные города, расположенные ближе к европейской части России, более развиты в вопросах здравоохранения и медицины, что обеспечивает высокое качество предоставляемых услуг и их достаточность. Перспективы существования и развития лечебно-профилактических учреждений (далее – ЛПУ) обусловлены растущим спросом на предоставляемые услуги, соответственно, чем шире спектр предоставляемых услуг, тем выше рентабельность учреждения. Количество обращений зависит от количества прикрепленного к учреждению населения, обеспечения необходимого количества и квалификации специалистов, наличия необходимого технического оснащения. Нередко удаленным регионам недостаточно ресурсов, таких как высококвалифицированные кадры и современное оборудование, а также финансирования для соответствия требуемому уровню в предоставлении необходимого количества и качества услуг, что ведет к стагнации организаций здравоохранения в отдельных регионах.
Понятие экономической безопасности системы организаций здравоохранения следует трактовать как состояние защищенности инновационно-технического, кадрового и производственного потенциала от различных угроз с экономической и финансовой сторон, как внутренних, так и внешних. Данные угрозы могут быть вызваны рядом следующих факторов:
1) неэффективная научно-промышленная деятельность государства;
2) неблагоприятная внешняя среда;
3) отсутствие или неэффективность принятия необходимых мер со стороны государства;
4) неэффективная внутренняя деятельность организации.
В настоящее время существенную угрозу экономической безопасности в объектах системы здравоохранения представляют следующие факторы:
1) отсутствие товарных отношений в организациях здравоохранения (существующие государственные и частные объекты здравоохранения);
2) плохо обеспеченная взаимным товарным эквивалентом деятельность по сбору платежей (частные медицинские организации);
3) использование существующей схемы выделения граждан и частных производителей из механизма оплаты за счет государственных средств за использование медицинских услуг;
4) разрешенная приватизация объектов здравоохранения в частные руки.
Список факторов, представляющих реальную угрозу в системе экономической безопасности сферы здравоохранения, велик. В большинстве случаев он является неизменным в любой отрасли народного хозяйства при разработке системы экономической безопасности страны в целом. Отраслевой особенностью является зависимость специфики здравоохранения от регулятивной, надзорной и платежной политики государства. К внутренним угрозам системы экономической безопасности отрасли можно отнести дефекты организации в осуществлении практической медицинской деятельности. Простое несоответствие отраслевой организации действующим реалиям, наблюдающимся в настоящее время в стране, таким как политические, экономические и правовые, создает угрозу экономической безопасности структуры здравоохранения в целом. Такую угрозу может представлять и неосновательное объединение отраслевых учреждений, обладающих противоречивыми интересами, как, например, учреждений здравоохранения с публичными институтами (органами управления здравоохранением) или с финансовыми институтами (системой обязательного медицинского страхования). На том же уровне – как искусственная дифференциация нерыночного (учреждений здравоохранения) и рыночного (негосударственных медицинских организаций) сегмента единого института производителей услуг и товаров в области здравоохранения. Соответственно, схожая угроза происходит из-за существования и развития теневого оборота в отрасли (внутреннего предпринимательства работников учреждений здравоохранения). Все это приводит к нарушению устойчивого состояния экономики системы здравоохранения. Угрозы экономической безопасности здравоохранения могут проявляться в переходный период, в случае реформации, вступления страны в ВТО, общих финансово-промышленных кризисов, несостоятельности институтов в отрасли (отраслевого кризиса) [1].
Проблемы обеспечения экономической безопасности сферы здравоохранения проявляются на сегодняшний день в снижении бюджетных расходов на услуги здравоохранения, росте денежных объемов платных медицинских услуг при снижении реальных доходов населения. Кроме того, наблюдается финансовая и территориальная недоступность медицинских услуг для некоторых слоев населения и нереализованные гарантии их предоставления; недостаточность финансирования новых технологий в сфере здравоохранения и инновационных способов лечения и диагностики заболеваний [2].
Одним из определяющих факторов уверенного развития и успешной работы учреждения является эффективно сформированная система экономической безопасности.
Основная цель существования системы экономической безопасности учреждения здравоохранения заключается в обеспечении его устойчивого и эффективного функционирования на современном этапе развития, а также создании необходимых условий и факторов для развития и расширения данных учреждений в перспективе [3].
Объектом экономической безопасности здравоохранения является оборот доходов и расходов, производимой продукции и экономических ресурсов, включая производственные мощности, инфраструктуру потребительской среды и потенциал развития финансовых отношений в отрасли. В той мере, в какой здоровье граждан является следствием экономической деятельности товаропроизводителей в здравоохранении, фактором экономической безопасности отрасли является, во-первых, минимум ущерба производителям товаров, потребителям и плательщику в их пользу – государству; во-вторых, максимум социальной эффективности от экономической деятельности производителей товаров; в-третьих, максимум экономической эффективности от количества отдачи на количество вложений [4].
Экономическая безопасность учреждений заключается в эффективности использования ресурсов для обеспечения успешной работы в сфере здравоохранения. Система экономической безопасности должна содержать в себе концепции, методы, механизмы и элементы, направленные на защиту учреждения, а также сочетать как внешние, так и внутренние проявления, выражающиеся посредством государственной и частной систем и их взаимосвязи.
Задачи, обеспечиваемые системой экономической безопасности в сфере здравоохранения:
- повышение качества жизни граждан;
- защита учреждения от внешних и внутренних угроз;
- обеспечение стабильного экономического роста, развития, повышения показателей и обеспечения стабильности в кризисных ситуациях;
- обеспечение государственной и общественной безопасности как основополагающего элемента, отвечающего за здоровье нации;
- оптимизации системы здравоохранения.
В целях обеспечения экономической безопасности жизнедеятельности населения сформированы основные характеристики, определяющие качество оказания услуг лечебно-профилактическим учреждением:
1) адекватность, актуальность – точное выявление проблем со здоровьем и принятие соответствующих мер по её решению, исключающие ложные и ошибочные действия;
2) доступность – обеспечение возможности использования качественных услуг населением независимо от социального статуса и территориального расположения;
3) преемственность и непрерывность – последовательное осуществление всех взаимосвязанных медицинских услуг: профилактика, диагностика, лечение, реабилитация;
4) эффективность – обеспечение положительного эффекта в восстановлении состояния здоровья пациентов;
5) безопасность – недопущение ухудшения состояния здоровья пациента в процессе лечения, обострения имеющихся хронических заболеваний;
6) своевременность – обеспечение оказания необходимой (неотложной) квалифицированной медицинской помощи в кратчайшие сроки после обращения [5].
На качество предоставляемых услуг большое влияние оказывает финансовое обеспечение учреждения, в которое входят следующие аспекты:
- оплата труда работников;
- мотивация производительности труда (оплата сверхурочных работ, премирование, взыскания);
- предоставление социальных гарантий (отпуска, больничные, обучение, социальные выплаты, предоставление услуг на льготных условиях);
- материально-техническое обеспечение (оборудование, медикаменты, транспорт);
- возможность использования современных инновационных технологий (проведение исследований, обеспечение своевременного обучения и обмена опытом специалистов как на территории государства, так и за его пределами).
Для обеспечения экономической безопасности лечебно-профилактических учреждений государство предусматривает несколько источников финансирования:
- субсидии на финансовое обеспечение;
- средства обязательного медицинского страхования;
- средства федерального социального страхования;
- государственные программы на развитие объектов здравоохранения.
Сегодняшние подходы к управлению здравоохранением основываются на реализации трех основных государственных программ, содержащих механизмы обеспечения социальной доступности населению медицинской помощи:
- Программа государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи и её составная часть – базовая программа обязательного медицинского страхования.
- Программа управления качеством в здравоохранении.
- Программа реструктуризации сети здравоохранения [6].
В свою очередь, учреждение создает для себя дополнительные источники финансирования за счет оказания платных услуг. Расширение спектра предоставляемых услуг, как говорится выше, зависит от количества специалистов в разных направлениях медицины и соответствующего материально-технического обеспечения.
Безопасность экономики здравоохранения в общем виде состоит в ликвидации угроз рентабельности производства товаров в отрасли. Таковыми являются меры для снижения себестоимости продукции или для повышения цены на готовый продукт (услугу), полученный от экономической деятельности товаропроизводителя. Если уровень цен является обстоятельством противопоставления интересов товаропроизводителя и государства как покупателя, то себестоимость продукции – это точка совпадения этих интересов. Соответственно, финансовое влияние государства на снижение себестоимости продукции производителя товара в отрасли выгодно всем, а препятствующие этому факторы формируют угрозу экономической безопасности объектов здравоохранения [7].
Чтобы достигнуть необходимого уровня экономической безопасности здравоохранения, требуется создание таких механизмов компенсации финансовых и трудовых затрат, которые минимизируют себестоимость производства медицинских услуг, оплачиваемых за счет средств государства. Это по меньшей мере схемы компенсации производителю стоимости аренды и налоговых взносов, составляющих наивысшую долю их производственных издержек. Величина стоимости аренды является доступной для минимизации со стороны государства, если производители товаров размещаются на объектах здравоохранения, ранее изъятых в учреждениях здравоохранения перед их реорганизацией. Налоговые взносы товаропроизводителей в системе здравоохранения также доступны для минимизации, исходя из того, что они участвуют в достижении социального эффекта не опосредованно через налоги, как производители в реальной экономике, а напрямую, как следствие экономической деятельности. Таким образом, снижение до минимума арендных и налоговых платежей как способ уменьшения себестоимости производства медицинских услуг составляет восполняющие компенсации со стороны государства и происходит в нормальном режиме функционирования и развития экономики здравоохранения [8].
Помимо финансирования эффективную работу учреждения обеспечивает современная комплексная система управления, характеризующаяся следующими принципами:
- иерархический уровень подчиненности, взаимодействие всех звеньев учреждения;
- взаимодействие внешних и внутренних субъектов экономической безопасности;
- информационная обеспеченность;
- непрерывность работы;
- обеспечение законности;
- обеспечение внутреннего контроля;
- планирование бюджета;
- оптимизация рабочего процесса [9].
Учреждения со сложной внутренней структурой нуждаются в тщательно спроектированной системе управления. В настоящее время актуально и эффективно использовать программно-технические комплексы, основанные на ЭВМ с установленным и настроенным программным обеспечением. Внедрение данной технологии в ЛПУ несет небольшие финансовые и материальные затраты, но позволяет существенно оптимизировать рабочий процесс по следующим показателям:
- экономия рабочего времени при планировании и распределении работ;
- создание удобного графика посещения учреждения/предоставления услуг;
- уменьшение времени создания и обработки заявок на закупку и транспортировку средств МТО;
- сокращение трудозатрат на подготовку финансовой и отчетной документации;
- увеличение скорости и уменьшение трудозатрат при осуществлении документооборота в учреждении;
- создание единой базы данных для удобного использования и оперативного получения информации;
- предоставление актуальных отчетов как обособленных подразделений, так и учреждения в целом;
- оптимизация процесса планирования и проектирования путем добавления/удаления промежуточных инстанций в системе документооборота;
- осуществление непрерывного контроля над работой учреждения.
Итак, в данной статье отображается приоритет развития системы обеспечения экономической безопасности в объектах здравоохранения. Совершенствование данной системы в учреждении позволит повысить качество жизни и степень удовлетворенности населения. Высокий уровень организации работ в учреждении способствует снижению стоимости услуг для посетителей, повышая их доступность, тем самым увеличивая количество обращений, а также уменьшая себестоимость предоставления услуги без потери качества, что благоприятно сказывается на рентабельности ЛПУ в системе здравоохранения.