Тема развития агломераций в отечественной и мировой науке является далеко не новой. Такой объект исследования, как агломерации, нередко рассматривают с разных позиций и контекстов. Так, например, агломерацию можно рассматривать как социально-экономическую или демографическую категорию, что приводит к различным трактовкам и наполнению содержания. Говоря об агломерации в классическом ее понимании, мы трактуем ее как объединение близко расположенных населенных пунктов, которые самостоятельны, но возникающие «общие» проблемы решают сообща.
Опираясь на российские источники, можно отметить, что обобщенно агломерация трактуется как совокупность компактно расположенных населенных пунктов, как правило, городских, которые имеют тенденцию к объединению; их срастание образует динамическую сложную многокомпонентную городскую систему с различными интенсивными связями. Зарубежные источники, напротив, трактуют агломерацию как объединение крупных городов, которые составляют интегрированную зону для деятельности, жизни и хозяйства [1].
Для успешного функционирования агломерационной системы необходимо наличие устойчивых социальных, экономических и других связей между структурными звеньями, образующими агломерацию.
Агломерации – это результат естественного развития, так называемой эволюции ее структурных элементов, которые в результате своего развития образуют единое социально-экономическое пространство.
Города или иные населенные пункты, образующие агломерацию как систему устойчивых связей, могут пойти по одному из двух путей развития: потерять устойчивую связь между собой в силу различных неблагоприятных факторов и, напротив, получить импульс развития, который позволит им занять новую ступень в собственной эволюции.
Именно сам процесс развития агломераций позволяет нам говорить о том, что агломерация – это не искусственный объект, целенаправленно созданный человеком. В последние годы в рамках эффективного социально-экономического развития как в научной среде, так и на уровне управленческого аппарата федерального и регионального уровней звучат идеи создания или формирования агломераций.
Так как «рождение» и развитие агломерации являются процессами естественными, говорить о такой формулировке, как создание агломерации, не совсем корректно. Мы не можем создать то, что по факту уже и так существует. В этом отношении мы можем лишь придать форму и выделить характерные признаки, отличающие агломерацию от других категорий.
Определение формы и характерных признаков возможно через правовое определение агломерации, которое необходимо в условиях системного подхода в развитии агломераций. Ситуация отсутствия четкого нормативно-правового закрепления агломераций не позволит субъектам, ее составляющим, развивать агломерацию как комплексный институт со своими стратегическими целями, задачами, а также ресурсами.
Необходимо отметить, что на сегодняшний день в России сложилась противоречивая ситуация в области управления развитием агломераций. С одной стороны, в России так и не сформирована государственная политика и законодательная база по отношению к агломерациям. Самое главное, что до сих пор нет единого понимания, что такое агломерация, отсутствует общепринятая методика выделения границ агломераций и оценки их развитости, в результате чего актуальным остается вопрос об общей численности агломераций в стране.
Отсутствие единой дефиниции агломерации не препятствует использованию этой категории в федеральных документах. Так, например, в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. неоднократно используется категория «агломерация» [2].
Нормативные правовые акты, касающиеся агломераций на уровне субъектов Российской Федерации, можно классифицировать по двум большим группам.
К первой группе можно отнести региональные нормативные правовые акты, в которых агломерационная тематика выносится в название закона. Такие НПА, как правило, носят декларативный, рамочный характер, не столько регулируя управление развитием агломераций, сколько демонстрируя внимание региона к этой проблематике.
При этом общая характеристика большинства таких законов сводится к непониманию сути агломераций как естественно возникающих форм расселения. В текстах таких нормативных актов нередко прослеживается такая формулировка, как «создание агломераций».
Данный подход отражен в региональном законе Томской области «О развитии агломераций в Томской области» от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ. Такая формулировка, как «создание агломераций», используется в ст. 1, 3, 4, 8 данного закона. В частности, используются такие формулировки, как «цель создания агломераций», «задачи создания агломераций», «порядок создания агломераций» [3].
Также необходимо отметить шаблонный подход к разработке и принятию региональных законов, регулирующих развитие агломераций. Так, например, текст рассмотренного выше закона Томской области «О развитии агломераций в Томской области» на 90 процентов имеет сходство с проектом закона Челябинской области «О развитии агломераций в Челябинской области» [4].
Шаблонный подход в разработке и принятии региональных НПА в области развития агломераций представлен в табл. 1.
Шаблонный подход в принятии региональных нормативных актов также прослеживается в задачах создания агломераций. Так, например, можно отметить идентичность задач, поставленных в законе Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» и в проекте закона Челябинской области «О развитии агломераций в Челябинской области». Данные задачи сводятся к развитию территорий агломераций, оптимизации развития систем коммунальной, социальной и транспортной инфраструктур и т. д.
Таблица 1
Цель создания агломераций
Цель создания агломераций в Томской области (на основе закона Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области») |
Цель создания агломераций в Челябинской области (на основе проекта закона Челябинской области «О развитии агломераций в Челябинской области») |
Обеспечение устойчивого экономического роста, инвестиционной привлекательности и улучшения качества жизни населения Томской области за счет сбалансированного социально-экономического и пространственного развития территорий, входящих в агломерации |
Обеспечение устойчивого экономического роста и инвестиционной привлекательности Челябинской области, а также улучшение качества жизни населения Челябинской области за счет сбалансированного социально-экономического и пространственного развития территорий, входящих в агломерации |
Также рассмотрим сами определения агломераций, которые представлены в законе Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» и в проекте закона Челябинской области «О развитии агломераций в Челябинской области».
Таблица 2
Определение агломераций
Определение агломерации в законе Томской области от 10 апреля 2017 г. № 23-ОЗ «О развитии агломераций в Томской области» |
Определение агломерации в проекте закона Челябинской области «О развитии агломераций в Челябинской области» |
Агломерация – группа муниципальных образований Томской области, объединяемых в определенных ими границах исходя из их географического положения и социально-экономических интересов для развития хозяйственных, трудовых, транспортных, научно-образовательных, культурных, рекреационных и иных связей в целях повышения качества жизни населения, улучшения условий ведения хозяйственной деятельности, реализации крупных инфраструктурных проектов |
Агломерация – группа поселений, муниципальных районов, городских округов в границах соответствующих муниципальных образований на территории Челябинской области, расположение которых обеспечивает оптимальные условия расселения и размещения производственных сил, выделяемая в целях стимулирования экономического роста, технологического развития и инвестиционной привлекательности Челябинской области |
Вторая группа региональных законов характеризуется содержанием так называемой «неявной» агломерационной тематики. Нормативные акты данной группы определяют, как правило, перераспределение полномочий между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления. Содержание таких законов в рамках развития агломераций позволяет региональным властям ограничивать полномочия органов местного самоуправления. Содержание таких отношений фактически учреждает так называемый государственный (региональный) уровень управления агломерациями.
Данная группа нормативных актов представлена, например, законом Нижегородской области «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», в котором определено, что полномочия перераспределяются «в целях обеспечения единых подходов и стандартов при осуществлении градостроительной деятельности, создания комфортной среды и благоприятных условий жизнедеятельности граждан, развития инвестиционно-промышленного потенциала Нижегородской агломерации» [5].
Рассматривая агломерацию как системно развивающийся институт, необходимо также проанализировать органы управления, которые создаются для управления процессами в агломерационной среде. Как правило, положения об органах управления развитием агломераций разрабатываются во исполнение положений региональных законов и межмуниципальных соглашений о создании соответствующих органов, но могут быть разработаны и при отсутствии соответствующих законов.
Характеризуя органы управления развития агломераций, можно отметить, что они, как правило, носят совещательный характер и именуются координационными советами или просто советами. Функционал таких органов выражен в информационном взаимодействии в различных сферах муниципального управления (в первую очередь в сфере градостроительной деятельности). Также к числу их функций можно отнести разработку совместных рекомендаций и предложений субъекту РФ, которые направлены на социально-экономическое развитие агломераций. Также необходимо отметить, что координационные советы уполномочены формировать рабочие группы для решения текущих вопросов.
Итак, подводя итоги, можно отметить, что целью развития агломераций является обеспечение устойчивого экономического роста, инвестиционной привлекательности и улучшения качества жизни населения региона за счет сбалансированного социально-экономического и пространственного развития территорий, входящих в агломерации. Для того чтобы говорить о достижении или не достижении поставленной цели, необходимо сделать ее максимально «измеримой» через задачи развития агломераций, которые должны быть максимально конкретными и в совокупности реализовывать поставленную цель. Для этого необходимо не слепо следовать «новым тенденциям» в сфере социально-экономического развития регионов, декларируя и транслируя «создание агломераций» как приоритетное направление в развитии региона, а в первую очередь проработать на федеральном уровне нормативную базу в сфере развития агломераций, которая выступит «эталоном» в развитии регионального законодательства, а также проработать цель и задачи, которые будут стоять перед развитием агломераций.