Прошедший после президентских выборов 2018 г. период показал, что проблемы экономического развития России, которые активно обсуждали кандидаты в президенты страны, не ушли в прошлое, сохранили свою остроту. России пока не удаётся выйти на путь устойчивого развития. Выдвинутые в тот период идеи и предложения в настоящее время, когда улеглись предвыборные дискуссии, актуальны благодаря своему творческому потенциалу. Столкновение в публичном пространстве разнообразных подходов и политических взглядов позволило создать своеобразный «запас» способов решения социально-экономических задач в аспекте интересов различных слоёв российского общества.
Президентские выборы 2018 г. в России отличались не только достаточно широким представительством кандидатов, но и возможностью для них изложить свои взгляды на развитие нашей страны через печатные и электронные средства массовой информации. В зависимости от политических взглядов кандидатов в президенты России, состава их электоральных аудиторий и рекомендаций лиц, возглавляющих избирательные штабы, экономические проблемы развития страны занимали в предвыборных программах весьма различное место. Вместе с тем ряд проблем оказался настолько важным для масс потенциальных избирателей, что они нашли отражение в предвыборных заявлениях большинства претендентов на пост президента страны.
К таким «проблемным пунктам» программ следует отнести: налогообложение, кредитование, доходы населения, развитие производственной сферы. Обратимся к программам кандидатов в президенты Российской Федерации, которые раскрывали их подходы к решению задач по данным направлениям деятельности.
В. В. Жириновский предлагал на ближайшие пять лет снизить на 20% налоги для предприятий обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта, но при этом ввести дополнительный налог на сверхдоходы. Для поддержки малого бизнеса в России В. В. Жириновский предложил освободить предпринимателей от налогов минимум на два года [1]. Однако такая практика уже имела место в нашей стране в предыдущее десятилетие и показала, что многие предприниматели склонны использовать данную налоговую льготу для уклонения от налогообложения путём неоднократной перерегистрации своих предприятий.
Претендент на должность президента также убеждал в необходимости освобождения от налогов тех предпринимателей, у которых нет наемных работников. В итоге это может привести не к оскудению казны, а к ее более интенсивному наполнению, поскольку средства, сэкономленные на налогах, приведут к более весомым отчислениям в бюджеты по мере развития малых предприятий. Возникает, однако, вопрос: не будет ли способствовать такое изменение налогообложения уклонению владельцев фирм от регистрации наёмных работников и ещё большему, чем в настоящее время, распространению «теневых» экономических отношений? Представляет интерес предложение В. В. Жириновского о перераспределении налогов между центром и регионами: на местах оставлять 70 процентов налогов, в центр переводить 30 процентов [2]. Однако эта пропорция не нашла в программе данного кандидата своего обоснования.
П. А. Грудинин предлагал в своих предвыборных выступлениях снижение ставок подоходного налога для бедных россиян и отмену этого налога для самых обездоленных. Эти решения не только справедливы, но и добавят в бюджет страны 4 триллиона рублей, отмечал кандидат в президенты России [3].
Вновь баллотировавшийся на должность президента РФ В. В. Путин также высказал свою позицию по вопросу налогообложения, однако, во-первых, не призывал к какому-то конкретному уровню новых ставок; во-вторых, обозначил общее направление изменений – создание более комфортного налогового режима; в-третьих, указал на возможность вернуться к налогообложению имущества физических лиц [4].
Близка к данной позиции точка зрения Б. Ю. Титова: облегчить налоговую нагрузку субъектов экономики и граждан страны [5]. Однако странно, что в программе омбудсмена по вопросам предпринимательства не раскрыты предложения, как же именно надо снизить налоговое бремя предпринимательского сообщества России.
Достаточно подробно пояснила свои предложения по поводу возможной налоговой реформы К. А. Собчак. Согласно её программе, чтобы изменить распределение доходов между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления в пользу бюджетов регионов, необходимо скорректировать соотношение федеральных и региональных налогов. Реформа налогового законодательства и практики его применения должна стимулировать развитие частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, технологическое и инновационное развитие предприятий. С целью стимулирования инновационной деятельности К. А. Собчак предлагала ввести налоговые каникулы для вновь создаваемых предприятий и компаний, осуществляющих инновационные проекты [6].
В отличие от других кандидатов на должность президента России, К. А. Собчак рекомендовала не только снизить, но и еще более диверсифицировать налог на прибыль. Одновременно с этим распространить налог на добычу полезных ископаемых на все сырьевые отрасли, а не только на добычу нефти и газа, производства золота и драгоценных камней [7].
Льготное налогообложение сельскохозяйственного производства и имущества сельхозпроизводителей, в том числе зданий, сооружений, транспорта и техники, предложил в своей программе Г. А. Явлинский [8]. В предстоящие годы программа предусматривала сохранение плоской шкалы налогообложения как самой адекватной сложившейся социально-экономической ситуации. При другом же экономическом положении страны, уровне жизни людей и состоянии бизнеса можно будет вести речь о прогрессивной шкале налогообложения. Однако уже в ближайшее время следует ввести уровень минимальной заработной платы, при котором налоги не взимаются. Этот уровень может быть равен прожиточному минимуму, полагал Г. А. Явлинский [9].
Лишь меньшинство претендентов на должность президента страны уделило внимание роли банковской системы в российской экономике. Предвыборные дискуссии происходили на фоне снижения активности банков в инвестировании реального сектора экономики страны. В. В. Жириновский обозначил общее направление необходимых, по его мнению, изменений: снизить в ближайшие три года банковские ставки по кредитам до 5%, т. е. удешевить кредит в нашей стране [10]. Сделать кредитные ресурсы более доступными для населения и фирм могло бы предложенное Б. Ю. Титовым снижение процентной ставки Центрального банка РФ. Также Б. Ю. Титов предложил предоставлять ипотечные кредиты по почти в два раза более низкой, чем в настоящее время, ставке – под 5% годовых [11].
В своём послании Федеральному собранию РФ президент В. В. Путин выдвинул, по сути, своё предвыборное предложение: снижать среднюю ставку до 7–8 процентов годовых. Это более соответствует возможностям российской банковской системы, чем предложение Б. Ю. Титова. По мнению В. В. Путина, снижать процентные ставки и повышать доступность кредита надо постепенно, не разгоняя инфляцию. В связи с этим кандидат в президенты предложил продолжить реализацию программы правительства страны, по которой малый производственный бизнес может взять кредит под фактическую ставку в 6,5 процента [12].
Отдельные кандидаты в президенты РФ для усиления роли российской банковской системы в деле развития реального сектора экономики считали необходимым существенно изменить статус её ведущего звена. Так, кандидат от КПРФ П. А. Грудинин предложил вывести Центральный банк России из-под влияния Федеральной резервной системы США, тогда он будет служить делу развития отечественной экономики и социальной сферы [13].
Критику функционирования сложившейся в России банковской системы кандидат в президенты С. Бабурин тесно связал как с возможностью тотального контроля членов общества, так и с фактическим подчинением её международному финансовому капиталу. По мнению С. Н. Бабурина, банки создают картотеки бизнесменов, наличия у них денежных средств и личного имущества, требуют описания технологии ведения бизнеса и предоставления заключаемых контрактов. По образному выражению кандидата, банки устанавливают грабительские проценты за пользование кредитами, «душат бизнес» и загоняют граждан в «кредитное рабство» [14]. Экономическая власть переходит к международному финансовому олигархату, полагает С. Н. Бабурин. Перевод всех субъектов хозяйственной деятельности на контролируемые банками безналичные расчёты открывает возможность заблокировать любой бизнес и лишить средств к существованию гражданина любой страны.
В случае прихода к власти М. А. Сурайкина его программа «Десять сталинских ударов по капитализму» обещает провести национализацию банковской системы, что будет необходимым условием восстановления социалистической экономики, к которой призывал данный кандидат в президенты России [15].
Возможно, что основная часть кандидатов в президенты не выдвинула предложений по преобразованию банковской сферы России из-за сложности накопившихся в ней проблем, требующих квалифицированного и компетентного анализа. Углубление в вопросы кредитно-денежной политики потребовало бы объяснений с применением терминологии, мало понятной рядовому избирателю, одновременно сделав позицию претендента уязвимой ввиду весьма спорных подходов к денежно-кредитной политике.
Важная для России тема – развитие реального производства – стала важным разделом предвыборных программ. В большей или меньшей степени преобразование реального сектора экономики нашло отражение в программах всех кандидатов в президенты РФ.
Естественно, что к этой теме обратился П. А. Грудинин – директор совхоза. В своей программе он сделал акцент на смене экономической стратегии, новой индустриализации и обеспечении продовольственной безопасности страны. В опубликованной программе П. А. Грудинина содержится конкретное предложение: повысить долю обрабатывающей промышленности в ВВП России с 15–20 процентов до 70–80. Такое резкое изменение структуры экономики страны могло бы вновь сделать нашу страну преимущественно промышленной державой. России нужна мощная современная промышленность на основе новейших открытий и высоких технологий. Её важнейшими отраслями должны стать: микроэлектроника, робототехника, станкостроение [16]. Необходимым условием для новой «промышленной революции» П. А. Грудинин считает выход России из Всемирной торговой организации.
Однако кандидат в президенты не объяснил, каким образом можно добиться такого изменения, оставаясь на базе рыночной конкурентной экономики.
По мнению В. В. Путина, для устремления России вперёд её экономика должна быть построена на высоких технологиях, а производительность труда в стране должна многократно возрасти. В стране необходимо снять все барьеры для разработки и широкого применения робототехники, искусственного интеллекта, беспилотного транспорта, электронной торговли, технологий обработки больших данных. Для этого нужно четко выстроить приоритеты и повысить эффективность государственных расходов, энергичнее привлекать частные ресурсы для финансирования крупных проектов [17].
В отличие от П. А. Грудинина и В. В. Путина, Г. А. Явлинский предложил сделать ведущим звеном в комплексе мероприятий по развитию реального сектора экономики инфраструктурные проекты и строительство. Создание необходимой и качественной инфраструктуры, в том числе коммуникаций, необходимых для строительства частного сектора, придётся осуществить с помощью государства. Кандидат в президенты подчёркивал, что работы по индивидуальному строительству будут проводиться исключительно за счёт государства. Воплощение подобной программы в реальность требует не менее семи лет, что позволит в итоге получить собственное жильё более 15 миллионам граждан России [18].
Г. А. Явлинский не пытался указать, каковы будут источники необходимых для реализации этого предложения средств, однако особо отметил важность создания прозрачной системы расходования бюджетных средств, в том числе системы контроля за реализацией государственных и целевых программ. Следует заметить, что в нашей стране уже давно функционирует Счётная палата РФ, регулярно докладывающая президенту и Государственной думе о расходовании бюджетных средств. Поэтому речь, видимо, следует вести о механизме реагирования на информацию из Счётной палаты, позволяющем эффективно и строго целевым образом использовать бюджетные средства.
Б. Ю. Титов не связывал прогресс России с подъёмом лишь какой-либо одной, пусть даже ключевой, отрасли. Программа Б. Ю. Титова предусматривала переход от сырьевой экономики к новой экономической модели, ориентированной на развитие малого и среднего бизнеса, повышение производительности труда, развитие цифровой экономики, создание эффективного социального сектора. В отличие от программы Г. А. Явлинского, программа Б. Ю. Титова предполагает всемерное поощрение инициативы в частном секторе экономики. Б. Ю. Титов предлагал модернизировать экономику России постепенно, через предоставление, прежде всего, экономических свобод, развитие конкурентного рынка, реформы в экономике и установление правого государства [19].
Согласно программе С. Н. Бабурина, главным средством обновления производственной сферы страны должен стать государственный протекционизм. Он поможет развивать отрасли хозяйства России, несмотря на острую конкуренцию со стороны зарубежных компаний. Государству следует стимулировать развитие малого и среднего бизнеса в сфере материального производства и услуг, способствовать организации широкой сети кооперативов и приоритетному развитию отечественных компаний с опорой на национальный капитал [20].
Государство должно не ограничиваться протекционистскими мерами, а осуществить национализацию базовых отраслей экономики, в том числе горнодобывающей промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства. Это следует из программы М. А. Сурайкина [21]. В программе отмечается, что в России необходимо ввести институт конфискации незаконно нажитых благ и воссоздать комитеты народного контроля за финансовыми потоками предприятий.
Практически противоположную позицию заняла в своей предвыборной кампании К. А. Собчак. Она предложила для повышения эффективности российской экономики поэтапно приватизировать крупные государственные корпорации и ввести для них жесткие антимонопольные ограничения. Эти институциональные меры К. А. Собчак отнесла ко всем отраслям российской экономики. Национализация же предприятий возможна, но только на возмездной основе, расчёт суммы возмещения затрат частным владельцам должен производиться на основании независимых рыночных оценок [22].
Отметим, что программа К. А. Собчак достаточно конкретно описывала сроки проведения намечаемых ею изменений в хозяйстве России. Так, уже в ближайшее время возможно, как полагала К. А. Собчак, распространение в России современных стандартов продукции и услуг, взяв за основу европейский опыт государственного регулирования. За четыре года можно было бы полностью отказаться от ГОСТов и определить сроки окончательного перехода к стандартам, принятым в странах Европейского союза.
В некоторой степени идея продолжения процесса приватизации нашла отражение в предвыборных предложениях В. В. Путина. Поскольку в последние годы под контроль государства перешел ряд финансовых активов, их нужно энергично выводить на рынок и продавать [23].
В России агропромышленный сектор традиционно сосредоточивает значительное количество рабочих мест, а в последние годы в нём создан мощный экспортный потенциал. На это обратили внимание кандидаты в президенты РФ.
Ряд конкретных действий для российского правительства намечала программа Г. А. Явлинского. Он рекомендовал образовать в России четыре фонда развития хозяйства страны: к уже существующему фонду развития промышленности следует добавить фонды по агропроектам, по проектам оборонно-промышленного комплекса и по проектам инновационной деятельности. Для развития агрокомплекса России Г. А. Явлинский предлагал стимулировать сельскохозяйственную кооперацию: поддержать сельскохозяйственные потребительские, снабженческие, сбытовые, перерабатывающие кооперативы; создать сеть сельскохозяйственных кооперативных рынков и продовольственную биржу [24].
Для обеспечения продовольственной безопасности России представленная программа П. А. Грудинина указывала два условия: направлять на поддержку агропрома не менее 10 процентов бюджетных расходов; активно поддерживать фермеров и крестьянские подворья, развивать крупные коллективные хозяйства и кооперацию [25].
Поддержка семейных предприятий, фермеров, развитие сельхозкооперации предусмотрены также в предвыборной программе В. В. Путина. Как действующий президент страны, В. В. Путин указал на связанные с ростом урожайности проблемы и возможности их решения: льготные тарифы на перевозку зерна по железной дороге, дополнительные закупки в регионах Урала и Сибири, удаленных от портов, помощь государства в организации переработки сельхозсырья на месте, развитии на основе роста кормовой базы животноводства [26].
К проблеме экономического роста как важнейшей для нашей страны в предстоящий период обращались Б. Ю. Титов и В. В. Путин. Это вполне естественно для Б. Ю. Титова, поскольку он баллотировался от «Партии роста». Программа В. В. Путина не только выделяет экономический рост как приоритетную задачу, но и указывает конкретные источники для его обеспечения. В качестве первого источника обозначено увеличение производительности труда на новой технологической, управленческой и кадровой основе; второй источник роста – это увеличение инвестиций; третий – это развитие малого предпринимательства [27].
Прошедшие 18 марта 2018 г. выборы президента Российской Федерации показали, что В. В. Путин получил высокую поддержку российских избирателей. Его кандидатура набрала преобладающее число голосов. Можно объяснить это в некоторой степени тем, что, как действующий президент, В. В. Путин имел возможность изложить свои подходы к проблемам социально-экономического развития России на официальных мероприятиях, связанных с его административными функциями.
Вместе с тем избиратели в нашей стране оценивают не столько программы кандидатов в президенты и не конкретные предложения, содержащиеся в них, а главным образом личности тех, кто выдвинулся на этот ответственный и тяжелый по обязанностям пост. Представляется, что именно в В. В. Путине граждане России увидели обладающего многолетним опытом руководителя, способного скоординировать действия широкого круга субъектов общества для пусть постепенного, но неуклонного продвижения вперёд. Большинство кандидатов в президенты РФ после завершения выборного процесса вышли из «дискуссионного поля», а их идеи утратили внимание общественности. Однако для развития экономики России в условиях технологических, политических и социальных вызовов современного мира потребуется консолидация различных политических сил нашей страны, возможно, на базе интеграции ряда их экономических программ.