Инновации в современном мире играют важнейшую роль. Так, инновационная деятельность в Российской Федерации – это залог благосостояния населения, эффективной и конкурентоспособной деятельности предприятий промышленности на мировом рынке, а значит, и залог будущего экономического роста государства. Таким образом, актуальность темы статьи определяется необходимостью стимулирования и решения существующих проблем промышленных предприятий в России, которые выбрали инновационный путь развития.
В современной рыночной экономике, в условиях глобализации и развития мировых экономических отношений, конкурентоспособность предприятий зависит от их способности к инновационному развитию, а также от способности адаптации к финансовому кризису.
Цель статьи заключается в анализе нынешнего состояния промышленных предприятий в Российской Федерации, их проблем и перспектив развития.
Объектом исследования являются промышленные предприятия Российской Федерации и их инновационное развитие, а предметом – проблемные вопросы инновационного развития промышленных предприятий Российской Федерации.
Существует огромная теоретическая база из книг и научных работ, характеризующая важность инноваций, а также существующий низкий уровень инновационной активности отечественных предприятий, но в данной статье мы сделаем анализ состояния инновационного развития промышленных предприятий РФ исходя из официальных статистических данных и журналов.
Инновационное развитие актуально для любых компаний, любой отрасли. Основные новшества, такие как появление прорывных технологий, цифровизация и ускорение жизненного цикла продуктов, приводят к радикальным изменениям в большинстве отраслей [1]. Изменяются цепочки создания стоимости, смещаются зоны рентабельности, появляются новые игроки – и это коренным образом меняет соотношение сил в отраслях, существенно ускоряя внедрение новых идей и разработок.
Сегодня инновации нужны не только для того, чтобы ускорять темпы роста компаний или уйти в отрыв от конкурентов, но и для своевременной защиты от подрыва позиций в отрасли в случае внедрения другими прорывных инноваций, которые нередко делают целые сектора экономически нецелесообразными.
Так, основные показатели инновационной активности в Российской Федерации приведены в табл. 1.
Таблица 1
Основные показатели инновационной деятельности [2]
№ п/п |
Показатель |
Ед. изм. |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
1 |
Инновационная активность организаций (удельный вес организаций, осуществлявших инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций) |
% |
10,1 |
9,9 |
9,3 |
8,4 |
8,5 |
2 |
Удельный вес организаций, осуществлявших технологические инновации в отчетном году, в общем числе обследованных организаций |
% |
8,9 |
8,8 |
8,3 |
7,3 |
7,5 |
3 |
Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
% |
9,2 |
8,7 |
8,4 |
8,5 |
7,2 |
4 |
Затраты на технологические инновации |
Млн руб. |
1 112 429,2 |
1 211 897,1 |
1 200 363,8 |
1 284 590,3 |
1 404 985,3 |
5 |
Удельный вес затрат на технологические инновации в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг |
% |
2,9 |
2,9 |
2,6 |
2,5 |
2,4 |
По табл. 1 видно, что удельный вес организаций, осуществляющих инновации за 2013–2017 гг., колеблется от 8,5 до 10,1%. При этом наблюдается отрицательная динамика в 2017 г. по сравнению с 2013–2015 гг. Также заметно уменьшились отгруженные инновационные товары в 2017 г. по сравнению с 2016 г. (7,2% и 8,5%, соответственно). Однако наблюдается увеличение затрат на технологические инновации в 2017 г. по сравнению с 2013–2016 гг.
Согласно Глобальному индексу инноваций [3], Российская Федерация в 2018 г. по сравнению с 2017 г. ухудшила свою позицию и переместилась с 45-го места рейтинга с результатом 38,76 на 46-е место с показателем 37,90. При этом на первом месте оказалась Швейцария (68,40) как в 2017 г., так и в 2018 г.
Так, на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики представлена таблица с указанием затрат на технологические инновации организаций по видам экономической деятельности Российской Федерации. В табл. 2 указаны сектора промышленности, на которые приходится наибольший объем затрат на технологические инновации организаций Российской Федерации (данные представлены за 2017 г.).
Таблица 2
Затраты на технологические инновации организаций по видам
экономической деятельности по Российской Федерации, млн руб. [4]
Сектор промышленности |
2017 год |
Добыча полезных ископаемых |
184 811,2 |
Обрабатывающие производства, из них: |
610 218,1 |
производство пищевых продуктов |
43 879,2 |
производство напитков |
4 338,7 |
производство табачных изделий |
2 495,2 |
производство текстильных изделий |
825,5 |
производство одежды |
582,3 |
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения |
17 268,5 |
производство бумаги и бумажных изделий |
8 116,2 |
производство кокса и нефтепродуктов |
166 969,4 |
производство химических веществ и химических продуктов |
47 854,0 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
5 309,1 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
6 205,8 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции |
8 943,7 |
производство металлургическое |
58 671,6 |
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
64 108,1 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
51 756,5 |
производство электрического оборудования |
9 046,2 |
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
13 895,2 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
32 190,0 |
производство прочих транспортных средств и оборудования |
64 071,7 |
ремонт и монтаж машин и оборудования |
1 931,3 |
Из табл. 2 видно, что на обрабатывающее производство приходится большая часть затрат. Основными видами деятельности здесь являются производство кокса и нефтепродуктов (166 969,4 млн руб.), производство транспортных средств и оборудования (64 071,7 млн руб.). металлургическое производство (58 671, 6 млн руб.).
Исходя из результатов исследования Высшей школы экономики [5], Россия по уровню инновационной активности уступает ведущим странам Европы: показатель удельного веса организаций, осуществлявших технологические инновации, в общем числе организаций промышленного производства в 2016 г. составил всего 9,2%. В рейтинге государств, по которым проводятся аналогичные расчеты, она находится на 28-м месте, опережая лишь Румынию (6,4%). Самые сильные позиции у Бельгии (59,7%), Германии (58,9%), Ирландии (56,8%), Нидерландов (53,0%), Австрии (52,5%).
Исходя из табл. 3, основным сектором промышленности, где происходит активное внедрение инноваций в свою деятельность, является обрабатывающее производство. Отраслями-лидерами здесь являются:
- производство компьютеров, электронных и оптических изделий;
- производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования;
- производство прочих транспортных средств и оборудования.
Таблица 3
Количество приобретенных промышленными организациями
новых технологий, программных средств в целом по Российской Федерации [6] по основным секторам промышленности, ед.
Сектор промышленности |
2017 год |
Добыча полезных ископаемых |
361 |
Обрабатывающие производства, из них: |
8 508 |
производство пищевых продуктов |
614 |
деятельность полиграфическая и копирование носителей информации |
376 |
производство кокса и нефтепродуктов |
633 |
производство химических веществ и химических продуктов |
548 |
производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях |
276 |
производство резиновых и пластмассовых изделий |
209 |
производство прочей неметаллической минеральной продукции |
186 |
производство металлургическое |
498 |
производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования |
1 150 |
производство компьютеров, электронных и оптических изделий |
1 259 |
производство электрического оборудования |
836 |
производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки |
409 |
производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов |
142 |
производство прочих транспортных средств и оборудования |
1 118 |
Мы видим (табл. 3), что в организациях, которые занимаются добычей полезных ископаемых, внедрение инноваций, а значит, инновационная активность крайне низкие.
Анализ теоретических и статистических источников показывает, что российские промышленные предприятия не проявляют должной заинтересованности в вопросах инновационного развития. Чтобы определить перспективы их развития, необходимо выделить ряд причин, из-за которых и сложилась данная ситуация.
Во-первых, инновации – основное конкурентное преимущество организаций, а в особенности тех, которые заняты в промышленном секторе. Однако для российских промышленных предприятий данный фактор не является таким важным, как за рубежом. Российские производители не теряют рынки сбыта на отечественном рынке при существующем низком уровне инновационного развития.
Во-вторых, еще одна проблема заключается в необходимости модернизации не только определенного оборудования на предприятии, но и абсолютно всего производства, то есть можно говорить о том, что на таких предприятиях при существующем оборудовании производить продукт по новой технологии или создать там что-то новое становится практически невозможным. Именно этим и объясняется постоянно снижающийся уровень расходов на НИОКР на отечественных предприятиях.
В-третьих, необходимость инвестиций, которая вытекает из предыдущей проблемы и говорит о необходимости соответствующих средств для модернизации оборудования и переоснащения цехов. На данном этапе предприятия вынуждены использовать собственные средства, которых, как правило, всегда недостаточно, или искать внешние источники инвестиции.
Четвертая проблема обусловлена несовершенством национального законодательства, которое должно стимулировать промышленные предприятия РФ к осуществлению активной инновационной политики.
Пятая проблема заключается в отсутствии квалифицированных кадров, которые имеют опыт в реализации инновационной политики и управлении инновационными процессами на предприятии.
Еще одной проблемой можно назвать несовершенную организационную структуру промышленных предприятий, которая не дает возможности для эффективной инновационной деятельности, даже при отсутствии всех вышеупомянутых проблем.
Мы видим, что РФ стоит на своем месте и не только не дает существенных положительных результатов по инновационной политике, но и находится на стадии замирания и отрицательной динамики показателей.
Основная цель нынешней инновационной политики РФ – не допустить провалов в инновационном развитии и обеспечить устойчивый прогресс всех элементов данной системы.
Говоря о государственном регулировании инновационной деятельности в РФ, следует учитывать, что огромная часть предприятий финансируется из бюджетных средств. С одной стороны, это приведет к положительной динамике многих показателей инновационной системы, однако, с другой стороны, это негативно сказывается на самой рыночной экономике и может повлечь за собой замедление большинства инновационных процессов, как это произошло уже в 2014 г., и к невозможности прямого сопоставления экономики государства с рыночными экономиками других стран [7].
Исходя из иностранного опыта, государство может иными методами помочь инновационному развитию промышленности. Для сравнения: в Канаде существует программа развития инноваций, которая направлена на стимулирование создания новых стартапов. При этом государство обязалось быть первым покупателем их продукции. Эта программа, в поддержку которой инвестировано более 100 млн долл. США, обеспечивает предпринимателей обратной связью об их продуктах и помогает вносить коррективы в соответствии с запросами рынка. Так, министерство энергетики, добывающей промышленности и ресурсов Канады первым в мире начало использовать оптические устройства для записи данных. Государство стало первым покупателем продукции Bluedrop Training and Simulation Inc. – разработчика программы Rescue Hoist Simulator на основе виртуальной реальности [8].
Еще один пример инновационного развития рассмотрен в статье А. С. Сибиряева [9], где показан опыт участия государства в инновационном процессе на примере зарубежных стран.
Практика создания специальных инновационных зон в Бельгии, Франции, Испании, Великобритании и США позволяет классифицировать их следующим образом:
- зоны свободной торговли;
- промышленно-производственные зоны;
- технико-внедренческие зоны;
- сервисные зоны (зоны услуг);
- комплексные зоны.
С целью улучшения условий для инноваций и обновления технологий в большинстве развитых стран предпринимаются следующие меры:
- создание инновационных центров и агентств по распространению технологий;
- улучшение инфраструктурного обеспечения территорий в качестве условия размещения высокотехнологичных предприятий;
- создание специального фонда поощрения инноваций и т. д.
В «Национальном докладе об инновациях в России 2017» [10] представлены результаты экспертного опроса, где выявлены меры государственной поддержки, которые сильнее всего повлияли на развитие инноваций в России за последние пять лет.
Самыми действенными из этих мер оказались:
- программы Фонда содействия инновациям;
- программа поддержки инновационных кластеров;
- деятельность инновационного центра «Сколково»;
- программа поддержки субъектов МСП Минэкономразвития;
- займы Фонда развития промышленности;
- создание технопарков в сфере высоких технологий.
В результате проведенного анализа было выявлено, что нынешнее инновационное развитие промышленных предприятий крайне низко или находится на уровне «стагнации». Существует много проблем, которые создают данную ситуацию, однако выявление этих проблем и поиск решений в РФ сделать нетрудно. Сложнее принять необходимые меры для активации инновационной политики как на уровне промышленных предприятий, так и в целом в РФ. Несомненно, есть перспективы для повышения уровня инновационного развития промышленности, но в первую очередь руководству предприятий данного сектора необходимо активизироваться, рискнуть и пойти по пути инновационного развития.