Full text

Понимание термина «моногород» в экономической литературе представлено огромным числом определений, но закрепленный законодательно понятийный аппарат на данный момент отсутствует. В целом моногород можно определить как муниципальное образование, функционирующее на базе одного или нескольких градообразующих предприятий, которые связаны единой производственной цепочкой или производят однородную продукцию, от финансового состояния которого зависит социально-экономическое развитие муниципального образования.

Российские моногорода являются проблемой, которую давно изучают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так, вопросам поддержки монопрофильных муниципальных образований и поиску вариантов их комплексного развития посвящены работы Н. Ю. Замятиной, А. Н. Пилясова [1], Е. Г. Анимица [2], Г. М. Лаппо [3], А. Н. Масловой [4], Т. В. Усковой [5] и др. Анализ российского опыта управления приведен в работе китайских исследователей С. Чжэн, Х. Инь [6].

Процесс масштабного становления и развития моногородов в России приходится на советский период индустриализации, особенностью которого было размещение одной отрасли на определенной территории [7].

Монопрофильные муниципальные образования (моногорода) расположены в 61 из 85 регионов России, в большей степени сосредоточены в границах Приволжского (79 моногородов) и Сибирского федеральных округов (66). Согласно результатам исследования Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), наибольшая часть моногородов России, а именно 84 города из 319 (или 26,3%), специализируются в сфере металлургии. Следующая по популярности отрасль специализации – машиностроение (59 городов, или 18,5%). Крупнейшим моногородом России по численности населения является г. о. Тольятти Самарской области (713 тыс. чел.) [8].

Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р, помимо г. о. Тольятти в перечень моногородов Самарской области включен также г. о. Чапаевск[9]. В соответствии с правом субъектов РФ самостоятельно определять критерии отнесения городов к моноотраслевым Законом Самарской области от 07.12.2011 г. № 140-ГД «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области» закреплен статус моногородов за городскими округами Чапаевск, Октябрьск и Похвистнево [10]. Таким образом, на территории Самарской области согласно федеральному и региональному законодательству четыре моногорода: г. о. Октябрьск; г. о. Похвистнево; г. о. Тольятти и г. о. Чапаевск.

На территории каждого моногорода Самарской области функционирует градообразующее предприятие (далее – ГОП). В Октябрьске это ООО «Аутокомпонент Инжиниринг-2», специализирующееся на производстве технических и видовых изделий из термопластов методом литья под давлением; на его долю, по данным на 2017 г., приходится 64,6% общегородского объема производства [11], в Похвистнево – ПАО «Самаранефтегаз» (94,1%) [12], в Чапаевске – ПАО «Промсинтез», предприятие по производству взрывчатых веществ (21,9%) [13], в Тольятти – ПАО «АвтоВаз», производство транспортных средств и оборудования (51%) [14]. Единственный моногород Самарской области, где обнаружена тенденция сокращения доли ГОП в общегородском объеме производства за период 2013–2017 гг., – это г. о. Чапаевск, но произошло это при параллельном росте отгрузки как на ГОП, так и в целом по моногороду (рис. 1).

 

 

 

Рис. 1. Динамика значения доли ГОП в общегородском объеме производства моногородов

Самарской области в период 2013–2017 гг., %

 

Доля занятых на ГОП в общей численности населения трудоспособного возраста г. о. Чапаевск и г. о. Похвистнево на протяжении исследуемого периода относительно стабильна, в 2017 г. она составила 3,2 и 2% соответственно. В г. о. Октябрьск доля занятых на ГОП в 2017 г. относительно начала рассматриваемого периода повысилась и составила 1,4%, что является самым низким значением среди моногородов Самарской области. В г. о. Тольятти в период 2013–2017 гг. имеет место положительная тенденция сокращения доли занятых на ГОП до 9,4% (рис. 2).

 

 

 

Рис. 2. Динамика значения доли занятых на ГОП в общей численности населения

трудоспособного возраста моногородов Самарской области в период 2013–2017 гг., %

 

Отсутствие альтернативных сфер занятости является ключевой причиной эмиграции населения из моногорода. Динамика численности населения моногородов Самарской области в период 2013–2017 гг. приведена на рис. 3.

 

 

 

Рис. 3. Динамика численности населения моногородов Самарской области в период 2013–2017 гг., чел.

Наиболее неблагоприятная демографическая ситуация складывается в г. о. Октябрьск, где имеет место отрицательная динамика численности постоянного населения. С 2013 по 2017 г. произошло сокращение численности населения на 608 чел., или на 2,24%. В г. о. Чапаевск отмечен стабильный рост численности населения (на 568 чел., или 0,78%). Неоднозначная динамика показателя в г. о. Похвистнево и г. о. Тольятти за рассматриваемый период в конечном итоге привела к росту численности населения в г. о. Похвистнево на 118 чел., или на 0,4%, а в г. о. Тольятти – сокращению на 8582 чел., или на 1,19%.

Оценку демографической ситуации дополнит анализ таких показателей, как коэффициент рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста. Динамика показателей демографической ситуации в моногородах Самарской области приведена в табл. 1.

Таблица 1

Динамика показателей демографической ситуации
в моногородах Самарской области, промилле

 

Показатель

Октябрьск

Похвистнево

Тольятти

Чапаевск

2013

2014

2015

2016

2017

2013

2014

2015

2016

2017

2013

2014

2015

2016

2017

2013

2014

2015

2016

2017

Коэффициент рождаемости

11,5

11

10,7

9,7

9,5

12,2

12,9

13,2

12,6

10,7

12,7

12,8

13,3

12,6

10,4

11,7

13

13

12,2

9,8

Коэффициент смертности

18,1

17,9

16,9

16,7

17,4

15,4

15,4

16,3

14,8

15,3

11,6

11,5

11,6

11,6

11,4

17,4

18,7

17,9

17,6

16,5

Коэффициент естественного прироста

–6,6

–6,9

–6,2

–7,0

–7,9

–3,2

–2,5

–3,1

–2,2

–4,6

1,1

1,3

1,7

1

–1

–5,7

–5,7

–4,9

–5,4

–6,7

Коэффициент миграционного прироста

0,04

–1,6

1,2

4,3

6,4

5,4

2,2

3,2

4,4

2,7

–2,5

0,8

–11,4

–3,9

–3,4

6,1

11,3

6,5

5,5

4,6

Коэффициент общего прироста

–6,6

–8,5

–5

–2,7

–1,5

2,2

–0,3

0,1

2,2

–1,9

–1,4

2,1

–9,7

–2,9

–4,4

0,4

5,6

1,6

0,1

–2,1

 

Сохраняющийся в период 2013–2016 гг. естественный прирост населения г. о. Тольятти в 2017 г. приобрел знак минус (–1؉). Сложившаяся миграционная убыль перекрывает естественный прирост, результатом чего стало стремительное сокращение численности населения. В г. о. Октябрьск на протяжении всего исследуемого периода имеет место естественная убыль населения, которая не перекрывается миграционной прибылью, результатом чего, аналогично с г. о. Тольятти, стало сокращение населения. Стабильный миграционный прирост населения наблюдается в г. о. Похвистнево и г. о. Чапаевск: как показывает полученный коэффициент общего прироста, его значение покрывает естественную убыль населения данных городских округов.

Важный показатель экономики моногорода – объем производства товаров и услуг, темп роста которого является индикатором эффективности экономики. Данные табл. 2 позволяют положительно оценить производство обследуемых моногородов. В г. о. Похвистнево подъем производства произошел с 2015 г. главным образом за счет увеличения на 112,8% объемов производства добывающей отрасти при удельном весе 93,9% [15].

Таблица 2

Динамика темпа роста объема производства товаров и услуг (первая строка)

и объема инвестиций в основной капитал на душу населения (вторая строка)

в моногородах Самарской области в период 2013–2017 гг., %

 

Моногород

Годы

2017/2013

2013

2014

2015

2016

2017

Октябрьск

86,6

98,7

77,3

88,4

105,5

18,9

41,8

126,9

192,7

45,5

88,9

47,1

Похвистнево

89,0

94,7

101,6

103,4

114,0

25,0

148,9

73,5

247,9

30,3

1245,1

1096,2

Тольятти

93,7

96,4

90,9

89,3

107,5

13,8

132,2

111,0

144,7

59,6

68,6

–63,6

Чапаевск

102,3

104,3

122,3

99,1

123,7

21,4

307,7

185,6

50,6

119,3

111,7

–195,9

 

Также рост объема производства товаров и услуг в 2017 г. произошел в городских округах, в которых в 2016 г. отмечался спад: г. о. Октябрьск (105,5%, в результате роста производства комплектующих изделий к автомобилям, медицинских препаратов, пищевых продуктов), г. о. Тольятти (107,5%, за счет роста по большинству обрабатывающих производств, в том числе автомобилестроению (в январе – июне 2017 г. произведено 160,0 тыс. легковых автомобилей, что на 8,4% больше, чем в январе – июне 2016 г. [16] Устойчивый рост продаж Lada объясняется тем, что автомобили новой линейки ПАО «АвтоВАЗ» – Vesta и Xray – сопоставимы по качеству с моделями в своем сегменте и при этом дешевле), а также в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений), и г. о. Чапаевск (123,7%, как результат увеличения производства электрического оборудования, медицинских препаратов и прочих неметаллических минеральных продуктов) [17].

Показателем инвестиционной привлекательности моногорода является темп роста объема инвестиций в основной капитал на душу населения (табл. 2). Однозначно положительной тенденции не наблюдается ни в одном из обследуемых моногородов. За исследуемый период рост инвестиционной обеспеченности произошел в г. о. Октябрьск и г. о. Похвистнево. Заметный рост инвестиций в 2017 г. после сильного спада в 2016 г. в г. о. Похвистнево произошел в результате реализации крупных инвестиционных проектов в добыче полезных ископаемых и вложения более 1 млрд руб. филиалом ПАО «Транснефть-Приволга» Бугурусланского районного нефтепроводного управления Похвистневской линейной производственной диспетчерской станции (ЛПДС) и предоставления нового оборудования Цехом добычи нефти и газа-2 и Цехом переработки нефти и газа АО «Самаранефтегаз». Это позволило г. о. Похвистнево занять лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (значение показателя более чем в 1,5 раза превышает среднеобластной уровень).

В табл. 3 представлен сравнительный анализ бюджетной обеспеченности моногородов в расчете на душу населения.

 

 

Таблица 3

Динамика доходов местного бюджета на душу населения в моногородах

Самарской области в период 2013–2017 гг., руб.

 

Моногород

Год

2017/2013

2013

2014

2015

2016

2017

Октябрьск

14079,0

18383,4

21695,7

19644,0

18824,3

4745,3

Похвистнево

25523,8

21014,3

20139,2

19564,3

24704,8

–819,0

Тольятти

16769,6

16897,0

16703,9

16501,8

17916,6

1147,0

Чапаевск

19180,1

15010,7

13863,9

13297,2

14016,6

–5163,5

 

Несмотря на небольшое сокращение доходов бюджета на душу населения за рассматриваемый период, высокие значения анализируемого показателя наблюдаются в г. о. Похвистнево. Г. о. Октябрьск – второй по бюджетной обеспеченности моногород Самарской области за период 2013–2017 гг., который повысил значение показателя на 33,7%. Положительная динамика с 2017 г. наблюдается в г. о. Тольятти и г. о. Чапаевск.

Важным индикатором социально-экономического благополучия населения выступает показатель «доля прожиточного минимума в среднемесячной заработной плате» (рис. 4).

 

 

Рис. 4. Доля прожиточного минимума в среднемесячной заработной плате в моногородах

Самарской области в 2017 г., %

 

В г. о. Тольятти прожиточный минимум в среднемесячной заработной плате занимает 30,8% – это минимальное значение показателя среди исследуемых моногородов, что позволяет дать положительную оценку данному моногороду, однако полученное значение выше среднего по Самарской области (29,6%). Максимальное значение доли прожиточного минимума отмечено в г. о. Чапаевск (39,3%).

Географическую доступность моногорода можно оценить, проанализировав уровень развития транспортной инфраструктуры, отражение которого можно найти в показателе «протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием». Транспортная инфраструктура лучше всего развита в г. о. Тольятти, об этом свидетельствуют не только высокие значения анализируемого показателя, но и темпы роста (в период 2013–2017 гг. построено 123,4 км дорог). Ухудшение состояния транспортной инфраструктуры наблюдается в г. о. Октябрьск, где за этот период из строя вышло 60,4 км дорог.

Проведенное комплексное исследование социально-экономического развития моногородов Самарской области позволило сделать ряд выводов:

-          наиболее остро проблема монопрофильности стоит в г. о. Похвистнево, где в 2017 г. 94,1% общегородского производства обеспечивается градообразующим предприятием ПАО «Самаранефтегаз», и в г. о. Тольятти, 9,4% трудоспособного населения которого заняты на производствах предприятия ПАО «АвтоВаз»;

-          отсутствие альтернативных сфер занятости стало причиной сокращения численности населения моногородов Октябрьск (на 608 чел., или на 2,24%) и Тольятти (на 8582 чел., или на 1,19%), в условиях естественной и миграционной убыли соответственно;

-          во всех четырех моногородах Самарской области, по данным на 2017 г., имеет место рост объема производства товаров и услуг;

-          инвестиционная обеспеченность на душу населения за период 2013–2017 гг. снизилась в г. о. Тольятти (35 098 руб. в 2013 г. против 22 788,5 руб. в 2017 г.), что в условиях демографического развития городского округа не обусловлено ростом численности населения, и значительно повысилась в г. о. Похвистнево (463 руб. против 3194,2 руб.) в условиях привлечения средств смежных производств;

-          бюджетная обеспеченность населения в анализируемой выборке, по данным на 2017 г., максимальна в г. о. Похвистнево (24 704,8 руб.) и минимальна в г. о. Чапаевск (14 016,6 руб.);

-          в г. о. Тольятти прожиточный минимум в среднемесячной заработной плате занимает 30,8% – это минимальное значение показателя среди исследуемых моногородов, что позволяет дать положительную оценку данному моногороду, однако полученное значение выше среднего по Самарской области (29,6%). Максимальное значение доли прожиточного минимума отмечено в г. о. Чапаевск (39,3%);

-          транспортная инфраструктура лучше всего развита в г. о. Тольятти, об этом свидетельствуют не только высокие значения анализируемого показателя, но и темпы роста (в период 2013–2017 гг. построено 123,4 км дорог). Ухудшение состояния транспортной инфраструктуры наблюдается в г. о. Октябрьск (60,4 км дорог с твердым покрытием утрачено).

В заключение следует отметить, что решение проблем монопрофильных городов рассматривается в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. Проведенное исследование подтверждает разнонаправленную динамику развития моногородов Самаркой области, наличие проблемных аспектов и необходимость комплексного подхода к развитию монопрофильных территорий.