Понимание термина «моногород» в экономической литературе представлено огромным числом определений, но закрепленный законодательно понятийный аппарат на данный момент отсутствует. В целом моногород можно определить как муниципальное образование, функционирующее на базе одного или нескольких градообразующих предприятий, которые связаны единой производственной цепочкой или производят однородную продукцию, от финансового состояния которого зависит социально-экономическое развитие муниципального образования.
Российские моногорода являются проблемой, которую давно изучают как отечественные, так и зарубежные исследователи. Так, вопросам поддержки монопрофильных муниципальных образований и поиску вариантов их комплексного развития посвящены работы Н. Ю. Замятиной, А. Н. Пилясова [1], Е. Г. Анимица [2], Г. М. Лаппо [3], А. Н. Масловой [4], Т. В. Усковой [5] и др. Анализ российского опыта управления приведен в работе китайских исследователей С. Чжэн, Х. Инь [6].
Процесс масштабного становления и развития моногородов в России приходится на советский период индустриализации, особенностью которого было размещение одной отрасли на определенной территории [7].
Монопрофильные муниципальные образования (моногорода) расположены в 61 из 85 регионов России, в большей степени сосредоточены в границах Приволжского (79 моногородов) и Сибирского федеральных округов (66). Согласно результатам исследования Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ), наибольшая часть моногородов России, а именно 84 города из 319 (или 26,3%), специализируются в сфере металлургии. Следующая по популярности отрасль специализации – машиностроение (59 городов, или 18,5%). Крупнейшим моногородом России по численности населения является г. о. Тольятти Самарской области (713 тыс. чел.) [8].
Согласно распоряжению Правительства РФ от 29.07.2014 г. № 1398-р, помимо г. о. Тольятти в перечень моногородов Самарской области включен также г. о. Чапаевск[9]. В соответствии с правом субъектов РФ самостоятельно определять критерии отнесения городов к моноотраслевым Законом Самарской области от 07.12.2011 г. № 140-ГД «О государственной поддержке монопрофильных городских округов Самарской области» закреплен статус моногородов за городскими округами Чапаевск, Октябрьск и Похвистнево [10]. Таким образом, на территории Самарской области согласно федеральному и региональному законодательству четыре моногорода: г. о. Октябрьск; г. о. Похвистнево; г. о. Тольятти и г. о. Чапаевск.
На территории каждого моногорода Самарской области функционирует градообразующее предприятие (далее – ГОП). В Октябрьске это ООО «Аутокомпонент Инжиниринг-2», специализирующееся на производстве технических и видовых изделий из термопластов методом литья под давлением; на его долю, по данным на 2017 г., приходится 64,6% общегородского объема производства [11], в Похвистнево – ПАО «Самаранефтегаз» (94,1%) [12], в Чапаевске – ПАО «Промсинтез», предприятие по производству взрывчатых веществ (21,9%) [13], в Тольятти – ПАО «АвтоВаз», производство транспортных средств и оборудования (51%) [14]. Единственный моногород Самарской области, где обнаружена тенденция сокращения доли ГОП в общегородском объеме производства за период 2013–2017 гг., – это г. о. Чапаевск, но произошло это при параллельном росте отгрузки как на ГОП, так и в целом по моногороду (рис. 1).
Рис. 1. Динамика значения доли ГОП в общегородском объеме производства моногородов
Самарской области в период 2013–2017 гг., %
Доля занятых на ГОП в общей численности населения трудоспособного возраста г. о. Чапаевск и г. о. Похвистнево на протяжении исследуемого периода относительно стабильна, в 2017 г. она составила 3,2 и 2% соответственно. В г. о. Октябрьск доля занятых на ГОП в 2017 г. относительно начала рассматриваемого периода повысилась и составила 1,4%, что является самым низким значением среди моногородов Самарской области. В г. о. Тольятти в период 2013–2017 гг. имеет место положительная тенденция сокращения доли занятых на ГОП до 9,4% (рис. 2).
Рис. 2. Динамика значения доли занятых на ГОП в общей численности населения
трудоспособного возраста моногородов Самарской области в период 2013–2017 гг., %
Отсутствие альтернативных сфер занятости является ключевой причиной эмиграции населения из моногорода. Динамика численности населения моногородов Самарской области в период 2013–2017 гг. приведена на рис. 3.
Рис. 3. Динамика численности населения моногородов Самарской области в период 2013–2017 гг., чел.
Наиболее неблагоприятная демографическая ситуация складывается в г. о. Октябрьск, где имеет место отрицательная динамика численности постоянного населения. С 2013 по 2017 г. произошло сокращение численности населения на 608 чел., или на 2,24%. В г. о. Чапаевск отмечен стабильный рост численности населения (на 568 чел., или 0,78%). Неоднозначная динамика показателя в г. о. Похвистнево и г. о. Тольятти за рассматриваемый период в конечном итоге привела к росту численности населения в г. о. Похвистнево на 118 чел., или на 0,4%, а в г. о. Тольятти – сокращению на 8582 чел., или на 1,19%.
Оценку демографической ситуации дополнит анализ таких показателей, как коэффициент рождаемости, смертности, естественного и миграционного прироста. Динамика показателей демографической ситуации в моногородах Самарской области приведена в табл. 1.
Таблица 1
Динамика показателей демографической ситуации
в моногородах Самарской области, промилле
Показатель |
Октябрьск |
Похвистнево |
Тольятти |
Чапаевск |
||||||||||||||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Коэффициент рождаемости |
11,5 |
11 |
10,7 |
9,7 |
9,5 |
12,2 |
12,9 |
13,2 |
12,6 |
10,7 |
12,7 |
12,8 |
13,3 |
12,6 |
10,4 |
11,7 |
13 |
13 |
12,2 |
9,8 |
Коэффициент смертности |
18,1 |
17,9 |
16,9 |
16,7 |
17,4 |
15,4 |
15,4 |
16,3 |
14,8 |
15,3 |
11,6 |
11,5 |
11,6 |
11,6 |
11,4 |
17,4 |
18,7 |
17,9 |
17,6 |
16,5 |
Коэффициент естественного прироста |
–6,6 |
–6,9 |
–6,2 |
–7,0 |
–7,9 |
–3,2 |
–2,5 |
–3,1 |
–2,2 |
–4,6 |
1,1 |
1,3 |
1,7 |
1 |
–1 |
–5,7 |
–5,7 |
–4,9 |
–5,4 |
–6,7 |
Коэффициент миграционного прироста |
0,04 |
–1,6 |
1,2 |
4,3 |
6,4 |
5,4 |
2,2 |
3,2 |
4,4 |
2,7 |
–2,5 |
0,8 |
–11,4 |
–3,9 |
–3,4 |
6,1 |
11,3 |
6,5 |
5,5 |
4,6 |
Коэффициент общего прироста |
–6,6 |
–8,5 |
–5 |
–2,7 |
–1,5 |
2,2 |
–0,3 |
0,1 |
2,2 |
–1,9 |
–1,4 |
2,1 |
–9,7 |
–2,9 |
–4,4 |
0,4 |
5,6 |
1,6 |
0,1 |
–2,1 |
Сохраняющийся в период 2013–2016 гг. естественный прирост населения г. о. Тольятти в 2017 г. приобрел знак минус (–1؉). Сложившаяся миграционная убыль перекрывает естественный прирост, результатом чего стало стремительное сокращение численности населения. В г. о. Октябрьск на протяжении всего исследуемого периода имеет место естественная убыль населения, которая не перекрывается миграционной прибылью, результатом чего, аналогично с г. о. Тольятти, стало сокращение населения. Стабильный миграционный прирост населения наблюдается в г. о. Похвистнево и г. о. Чапаевск: как показывает полученный коэффициент общего прироста, его значение покрывает естественную убыль населения данных городских округов.
Важный показатель экономики моногорода – объем производства товаров и услуг, темп роста которого является индикатором эффективности экономики. Данные табл. 2 позволяют положительно оценить производство обследуемых моногородов. В г. о. Похвистнево подъем производства произошел с 2015 г. главным образом за счет увеличения на 112,8% объемов производства добывающей отрасти при удельном весе 93,9% [15].
Таблица 2
Динамика темпа роста объема производства товаров и услуг (первая строка)
и объема инвестиций в основной капитал на душу населения (вторая строка)
в моногородах Самарской области в период 2013–2017 гг., %
Моногород |
Годы |
2017/2013 |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Октябрьск |
86,6 |
98,7 |
77,3 |
88,4 |
105,5 |
18,9 |
41,8 |
126,9 |
192,7 |
45,5 |
88,9 |
47,1 |
|
Похвистнево |
89,0 |
94,7 |
101,6 |
103,4 |
114,0 |
25,0 |
148,9 |
73,5 |
247,9 |
30,3 |
1245,1 |
1096,2 |
|
Тольятти |
93,7 |
96,4 |
90,9 |
89,3 |
107,5 |
13,8 |
132,2 |
111,0 |
144,7 |
59,6 |
68,6 |
–63,6 |
|
Чапаевск |
102,3 |
104,3 |
122,3 |
99,1 |
123,7 |
21,4 |
307,7 |
185,6 |
50,6 |
119,3 |
111,7 |
–195,9 |
Также рост объема производства товаров и услуг в 2017 г. произошел в городских округах, в которых в 2016 г. отмечался спад: г. о. Октябрьск (105,5%, в результате роста производства комплектующих изделий к автомобилям, медицинских препаратов, пищевых продуктов), г. о. Тольятти (107,5%, за счет роста по большинству обрабатывающих производств, в том числе автомобилестроению (в январе – июне 2017 г. произведено 160,0 тыс. легковых автомобилей, что на 8,4% больше, чем в январе – июне 2016 г. [16] Устойчивый рост продаж Lada объясняется тем, что автомобили новой линейки ПАО «АвтоВАЗ» – Vesta и Xray – сопоставимы по качеству с моделями в своем сегменте и при этом дешевле), а также в водоснабжении, водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений), и г. о. Чапаевск (123,7%, как результат увеличения производства электрического оборудования, медицинских препаратов и прочих неметаллических минеральных продуктов) [17].
Показателем инвестиционной привлекательности моногорода является темп роста объема инвестиций в основной капитал на душу населения (табл. 2). Однозначно положительной тенденции не наблюдается ни в одном из обследуемых моногородов. За исследуемый период рост инвестиционной обеспеченности произошел в г. о. Октябрьск и г. о. Похвистнево. Заметный рост инвестиций в 2017 г. после сильного спада в 2016 г. в г. о. Похвистнево произошел в результате реализации крупных инвестиционных проектов в добыче полезных ископаемых и вложения более 1 млрд руб. филиалом ПАО «Транснефть-Приволга» Бугурусланского районного нефтепроводного управления Похвистневской линейной производственной диспетчерской станции (ЛПДС) и предоставления нового оборудования Цехом добычи нефти и газа-2 и Цехом переработки нефти и газа АО «Самаранефтегаз». Это позволило г. о. Похвистнево занять лидирующие позиции по объему инвестиций в основной капитал на душу населения (значение показателя более чем в 1,5 раза превышает среднеобластной уровень).
В табл. 3 представлен сравнительный анализ бюджетной обеспеченности моногородов в расчете на душу населения.
Таблица 3
Динамика доходов местного бюджета на душу населения в моногородах
Самарской области в период 2013–2017 гг., руб.
Моногород |
Год |
2017/2013 |
||||
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
||
Октябрьск |
14079,0 |
18383,4 |
21695,7 |
19644,0 |
18824,3 |
4745,3 |
Похвистнево |
25523,8 |
21014,3 |
20139,2 |
19564,3 |
24704,8 |
–819,0 |
Тольятти |
16769,6 |
16897,0 |
16703,9 |
16501,8 |
17916,6 |
1147,0 |
Чапаевск |
19180,1 |
15010,7 |
13863,9 |
13297,2 |
14016,6 |
–5163,5 |
Несмотря на небольшое сокращение доходов бюджета на душу населения за рассматриваемый период, высокие значения анализируемого показателя наблюдаются в г. о. Похвистнево. Г. о. Октябрьск – второй по бюджетной обеспеченности моногород Самарской области за период 2013–2017 гг., который повысил значение показателя на 33,7%. Положительная динамика с 2017 г. наблюдается в г. о. Тольятти и г. о. Чапаевск.
Важным индикатором социально-экономического благополучия населения выступает показатель «доля прожиточного минимума в среднемесячной заработной плате» (рис. 4).
Рис. 4. Доля прожиточного минимума в среднемесячной заработной плате в моногородах
Самарской области в 2017 г., %
В г. о. Тольятти прожиточный минимум в среднемесячной заработной плате занимает 30,8% – это минимальное значение показателя среди исследуемых моногородов, что позволяет дать положительную оценку данному моногороду, однако полученное значение выше среднего по Самарской области (29,6%). Максимальное значение доли прожиточного минимума отмечено в г. о. Чапаевск (39,3%).
Географическую доступность моногорода можно оценить, проанализировав уровень развития транспортной инфраструктуры, отражение которого можно найти в показателе «протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием». Транспортная инфраструктура лучше всего развита в г. о. Тольятти, об этом свидетельствуют не только высокие значения анализируемого показателя, но и темпы роста (в период 2013–2017 гг. построено 123,4 км дорог). Ухудшение состояния транспортной инфраструктуры наблюдается в г. о. Октябрьск, где за этот период из строя вышло 60,4 км дорог.
Проведенное комплексное исследование социально-экономического развития моногородов Самарской области позволило сделать ряд выводов:
- наиболее остро проблема монопрофильности стоит в г. о. Похвистнево, где в 2017 г. 94,1% общегородского производства обеспечивается градообразующим предприятием ПАО «Самаранефтегаз», и в г. о. Тольятти, 9,4% трудоспособного населения которого заняты на производствах предприятия ПАО «АвтоВаз»;
- отсутствие альтернативных сфер занятости стало причиной сокращения численности населения моногородов Октябрьск (на 608 чел., или на 2,24%) и Тольятти (на 8582 чел., или на 1,19%), в условиях естественной и миграционной убыли соответственно;
- во всех четырех моногородах Самарской области, по данным на 2017 г., имеет место рост объема производства товаров и услуг;
- инвестиционная обеспеченность на душу населения за период 2013–2017 гг. снизилась в г. о. Тольятти (35 098 руб. в 2013 г. против 22 788,5 руб. в 2017 г.), что в условиях демографического развития городского округа не обусловлено ростом численности населения, и значительно повысилась в г. о. Похвистнево (463 руб. против 3194,2 руб.) в условиях привлечения средств смежных производств;
- бюджетная обеспеченность населения в анализируемой выборке, по данным на 2017 г., максимальна в г. о. Похвистнево (24 704,8 руб.) и минимальна в г. о. Чапаевск (14 016,6 руб.);
- в г. о. Тольятти прожиточный минимум в среднемесячной заработной плате занимает 30,8% – это минимальное значение показателя среди исследуемых моногородов, что позволяет дать положительную оценку данному моногороду, однако полученное значение выше среднего по Самарской области (29,6%). Максимальное значение доли прожиточного минимума отмечено в г. о. Чапаевск (39,3%);
- транспортная инфраструктура лучше всего развита в г. о. Тольятти, об этом свидетельствуют не только высокие значения анализируемого показателя, но и темпы роста (в период 2013–2017 гг. построено 123,4 км дорог). Ухудшение состояния транспортной инфраструктуры наблюдается в г. о. Октябрьск (60,4 км дорог с твердым покрытием утрачено).
В заключение следует отметить, что решение проблем монопрофильных городов рассматривается в качестве одного из основных приоритетов государственной политики. Проведенное исследование подтверждает разнонаправленную динамику развития моногородов Самаркой области, наличие проблемных аспектов и необходимость комплексного подхода к развитию монопрофильных территорий.