Цели государственного регулирования сельского хозяйства заключаются в формировании уровня занятости на селе и достойного уровня жизни населения в деревне; гарантии в поставках аграрной продукции потребителям; формировании стабильных аграрных рынков; гарантированном снабжении внутреннего рынка. Государство также сталкивается с необходимостью регулирования аграрного сектора в связи с тем, что сельскохозяйственное производство становится весьма капиталоемким. Для выявления путей повышения эффективности развития и государственного регулирования деятельности малых форм хозяйствования большую роль имеет систематизация их особенностей [1].
Современная рыночная трансформация малого агробизнеса протекает крайне противоречиво, не обеспечивает формирования механизмов эффективного развития малого агробизнеса, углубления и развития кооперации в системе сельскохозяйственного производства малых предпринимательских структур, личных подсобных хозяйств и индивидуальных предпринимателей. Все это требует выработки нового, более адекватного научно-практического видения направлений и условий трансформации аграрного предпринимательства, расширения ресурсной базы его рыночного роста и подкрепления этого процесса адекватными инструментами государственного регулирования.
В настоящее время крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с огромными проблемами и ограничениями в своем развитии. Основные направления и механизм господдержки рассмотрены и проанализированы нами (см. рис. 1).
Вклад малого и среднего предпринимательства в валовой продукт оценивают в 22%. Перед государством стоит задача сохранить и повысить долю малого бизнеса в экономике нашей страны, для того чтобы можно было в будущем конкурировать с развитыми странами. Чтобы достичь поставленных целей, необходимо укреплять и расширять меры по господдержке фермеров на селе. И планируемый бюджет, по словам правительства РФ, составит без малого 500 млрд руб. В государственный проект входят пять федеральных направлений, способствующих улучшению условий ведения аграрного бизнеса и увеличению доступа средних и малых предприятий к финансовым ресурсам, а также к льготному кредитованию [2].
Все регионы в рамках национального проекта заключили соглашения о поддержке малого и среднего предпринимательства в рамках предоставления субсидий. Сумма соглашения колеблется в размере 25 млрд руб. на 2019 г. Регионы уже могут по этому проекту финансировать запланированные мероприятия.
С 2019 г. по специальному налоговому режиму стартовал пилотный проект для аграриев. При доходе не более 200 тыс. руб. в месяц они могут платить налог 4% при работе с физическими лицами, 6% – с юридическими лицами – через мобильное приложение. Это, конечно, очень низкая налоговая нагрузка.
Государственная программа поддержки малого агробизнеса |
Стратегический этап (федеральные и региональные программы развития) |
Виды государственной поддержки (гранты, субсидии и т. п.) |
Соответствие критериям отбора (конкурс на получение поддержки) |
Работа с денежными средствами |
Вступление в СХПК |
Производство продуктов |
Консультации по бизнес-плану |
Грант на развитие КФХ |
Одобрение исходя из лимита денежных средств и соответствия критериям отбора |
Оценка эффективности господдержки |
Контроль за использованием бюджетных средств |
Получение средств малыми формами хозяйствования |
Рис. 1. Механизм осуществления государственной поддержки малого агробизнеса
Предстоит увеличение возможностей доступа малых и средних компаний к финансовой сфере, в том числе кредитам по льготной ставке. Это немаловажно в современных условиях: в настоящее время малый агробизнес нуждается в недорогих кредитных ресурсах.
Программа льготного кредитования стала доступнее для сельских товаропроизводителей в первую очередь за счет увеличения в разы банков-участников и расширения возможностей данной отрасли. В программе участвуют более 70 кредитных организаций, среди них и маленькие банки из 29 регионов нашей страны. По прогнозам, до конца 2019 г. объемы выданных льготных кредитов должен вырасти до 1 трлн руб. [3]
В рамках Национальной гарантийной системы удалось снизить процентную ставку по кредитам, и теперь она на 2–3% ниже рыночных ставок.
Немаловажная проблема в государственной поддержке аграрного бизнеса – это огромное количество проверок по линии контроля и надзора за расходованием бюджетных средств. Необходимо эту систему упрощать, менять и не только заниматься поиском нарушений, но и предупреждать их и разрабатывать такой механизм контроля, чтобы он не угнетал фермеров, а наоборот, поддерживал их работу в рамках закона.
Для того чтобы не было соблазна постоянно «трясти» бизнес, необходимо создать цифровой ресурс, который позволит сельским товаропроизводителям вовремя сообщать о нарушениях во время проверок.
Необходимо отметить ряд факторов, тормозящих развитие аграрного предпринимательства, и это несмотря на усиление роли малых форм хозяйствования в нашей стране. Один из таких факторов – бюрократический вопрос при оформлении гранта. Фермеры вынуждены решать целый ряд проблем при подаче и сборе документов на получение государственной поддержки, включая сбор документов в установленные сроки, подготовку и защиту бизнес-плана. Принимая во внимание все эти требования, нельзя забывать, что уровень квалификации фермеров низкий и для решения бухгалтерских, юридических и организационных вопросов у них просто не хватает квалификации и времени, учитывая занятость и тяжелый труд на селе.
И для решения этой важной проблемы, на наш взгляд, необходимо создавать на местах консультационные центры, работающие при поддержке региональных властей. Это позволит фермерам получить своевременную и необходимую помощь и будет способствовать повышению их юридической и финансовой грамотности.
При распределении средств государственной поддержки и для поддержания необходимого баланса важно обозначить приоритетные направления развития среднего и малого агробизнеса. Реализация этих приоритетных направлений приведет к росту конкурентоспособности малого агробизнеса.
Необходимо в целях привлечения кредитных ресурсов развивать альтернативные институциональные структуры: сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи и др.
Решение проблемы доступности заемных средств позволит как увеличить приток финансовых ресурсов в агарный сектор экономики, так и повысить общий уровень доходов большей массы сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Одним из факторов, сдерживающим развитие этого направления, является низкая конкурентоспособность производимой продукции, что связано с невысоким уровнем рентабельности малых форм хозяйствования, в том числе из-за неэффективности существующего механизма государственной поддержки. В мировой практике проблема конкурентоспособности малых форм хозяйствования решается через развитие кооперации.
По мнению автора, важным условием развития отечественного агробизнеса в рамках государственной поддержки является кооперация и интеграция малых форм рыночного предпринимательства. И это будет происходить в рамках направлений институционально-рыночного развития – малого сектора экономики АПК.
Для успешного функционирования, а также снижения затрат на производство и реализацию произведенной фермерскими хозяйствами продукции необходимо дать им возможность осуществлять свою хозяйственную деятельность в системе потребительской кооперации, которая обеспечивает формирование условий стабильного развития и интегрирования ресурсов крестьянского (фермерского) хозяйства с ресурсами других сельхозтоваропроизводителей [4, 5].
На рис. 2 представлена схема развития экономических взаимоотношений фермерского хозяйства в системе кооперации с другими производителями.
Данная схема раскрывает преимущества кооперации малых форм хозяйствования и интеграции их ресурсов, приводящие к формированию более масштабной и конкурентоспособной структуры и положительным результатам такого объединения.
Результат кооперации: – улучшение финансового состояния; – конкурентоспособность предприятий; – увеличение прибыли; –интеграция с более крупными предприятиями; – эффективность производства; – контроль над рынком; – защита государства |
КФХ |
КФХ
|
КФХ
|
Интеграция ресурсов |
ЛПХ |
ЛПХ
|
ЛПХ
|
Интеграция ресурсов
|
Горизонтальная кооперация |
Рис. 2. Схема развития кооперации с участием крестьянского (фермерского) хозяйства
Дальнейшие исследования системы реализации продукции, сложившейся в крестьянских (фермерских) хозяйствах Ростовской области, показали, что фермеры постоянно сталкиваются с проблемой сбыта произведенной продукции, так как многие из них не имеют постоянных покупателей, у них нет налаженных каналов сбыта произведенной продукции. А это важнейшая проблема, так как фермерская продукция является скоропортящимся продуктом.
Число каналов сбыта сельскохозяйственной продукции (потребителей) на одно крестьянское (фермерское) хозяйство достигает 5–10 и более в год, причем сильно ограничено количество постоянных потребителей, которые регулярно закупают продукцию, то есть сбыт приобретает многоканальный характер.
По нашим наблюдениям, в последнее время наметилась благоприятная тенденция в нашей стране в вопросах кооперации и кооперативного движения, а также развития сельскохозяйственной кооперации в рамках активного создания сельскохозяйственных производственных кооперативов (далее – СХПоК). Хотелось бы отметить, что потребительская кооперация получила серьезную государственную поддержку благодаря принятию Постановления Правительства РФ № 623 от 24 июня 2015 г., в соответствии с которым сельскохозяйственные потребительские кооперативы имеют право получать гранты на развитие своей материально-технической базы, причём их максимальный размер может достигать 70 млн руб.
Гранты разрешено использовать для осуществления самых разных мероприятий: внедрения новых технологий и создания высокопроизводительных рабочих мест; строительства, реконструкции и модернизации производственных объектов; приобретения оборудования и техники; покупки специализированного транспорта, контейнеров для перевозки и реализации сельскохозяйственной продукции и т. д. [6]
В последнее время возрос интерес к развитию потребительской кооперации, и это не только из-за льготного кредитования. Немаловажную роль в этом сыграла грантовая поддержка. И такая массовая поддержка, к сожалению, не всегда полезна для дела, потому что участились случаи злоупотребления средствами, выделенными на развитие кооператива, подчас и прекращения их деятельности после окончания срока действия такой поддержки.
В некоторых регионах это уже можно наблюдать. Так, одним из показателей эффективности работы районных сельских администраций становится количество созданных на их территории потребительских кооперативов, причём самое опасное, на наш взгляд, состоит в том, что для роста их числа местные чиновники подыскивают людей и организации, которые начинают фактически руководить создаваемыми потребительскими кооперативами, в то время как другие привлеченные члены остаются пассивными участниками и наблюдателями.
Если оценивать перспективы взаимодействия фермеров с кооперативами, то, по нашему мнению, вырисовывается более четкая картина для сельскохозяйственной потребительской кооперации. Структура интересов членов СХПоК достаточно проста и понятна, причём эти интересы наиболее эффективно можно удовлетворить, именно используя соответствующие формы хозяйственной организации [7].
Практика показывает, что сегодня растет число потребительских кооперативов по переработке молока и овощей. Их значение особенно велико для производителей малых форм – ЛПХ, К(Ф)Х, а также коллективных предприятий с относительно небольшим поголовьем дойного стада. Для этой категории производителей, занятых животноводством, важно также совместно организовывать работу по ветеринарному обслуживанию, воспроизводству стада и т. п.
По-прежнему интенсивно развивается потребительская кредитная кооперация, кооперация в сфере снабжения и сбыта. Назрела необходимость в появлении в потребительских кооперативах новых видов деятельности. Например, кризис сельскохозяйственного страхования в РФ вполне можно преодолеть путем создания обществ взаимного страхования. Эту проблему мы рассматривали специально.
На наш взгляд, успешным могло бы быть и развитие потребительской кооперации в сфере экспорта сельскохозяйственной продукции. Такие кооперативы в состоянии конкурировать с агрохолдингами, которые давно освоили соответствующую нишу.
Заметим, что в отличие от производственных для сельскохозяйственных потребительских кооперативов вовсе не требуется, чтобы они были небольшими по числу своих членов. Здесь более важно чётко зафиксировать в учредительных документах права, обязанности и формы взаимодействия всех сторон. Это обстоятельство также создает предпосылки для активного развития сельскохозяйственной потребительской кооперации [8].
Таким образом, в аграрном секторе важную роль играет экономическая политика государства, которая выражается прежде всего в создании благоприятных рыночных условий для интенсификации сельского хозяйства, развития производственной и социальной инфраструктуры на селе.
В настоящее время кооперация субъектов малого предпринимательства в АПК не просто способ повышения доходности малого бизнеса и его выхода на рынки сбыта. Кооперация составит важнейший инструмент его укрупнения, циклического перехода от мелких структур (ЛПХ) до крупных интегрированных – сельскохозяйственных кооперативов. Это позволяет обосновать стратегию институционально-рыночной трансформации малого агробизнеса, важным этапом завершающей стадии институционализации которого станет кооперация предпринимателей. В зависимости от готовности крупного бизнеса возможно развитие интеграции с агрохолдингами. Но мы оцениваем вероятность данного сценария как невысокую.