Full text

На сегодняшний день в России сложилась довольно непростая ситуация: это и слабое развитие сельской местности, и несоответствие образования общественным запросам, и низкое финансирование из государственных местных бюджетов, и отсутствие надлежащего развития студенческого самоуправления, и пассивное отношение населения к глобальным проблемам. Такое положение вещей обусловило активизацию и ориентирование общества на решение насущных социальных проблем, поэтому в последние годы в России среди общественных организаций социальное предпринимательство становится все более популярным как эффективный механизм решения локальных социальных и экономических проблем территориальных общин. Конечно, для россиян это новое явление, и развивается оно преимущественно пока что благодаря не государству или частным инвесторам, а отдельным энтузиастам. Социальное предпринимательство хотя бы частично решает проблемы малых групп, в частности помогает преодолевать социальную изолированность, трудоустраивая людей с ограниченными физическими и психическими возможностями, безработных, представителей групп риска, находит пути для реформирования государственных социальных услуг. Начинают появляться и новые виды сервиса, остающиеся вне внимания обычного бизнеса из-за незначительной доходности и отсутствия надлежащей профессиональной подготовки. А это снижает нагрузку на местные бюджеты в решении общественных проблем. С учетом существующей ситуации в России, социальное предпринимательство становится еще более актуальным.

Последним существенным качественным сдвигом в глобальном экономическом мышлении стало осознание того, что решающими среди основных факторов производства являются человеческие ресурсы, а наиболее эффективными – инвестиции в человеческий капитал.

Стратегической перспективой и основной тенденцией устойчивого и динамичного социально-экономического прогресса государств становится социально ориентированное развитие, одним из главных генераторов которого могут и должны стать социальные инновации. К инновационным технологиям относятся неординарные способы решения социальных проблем, которые не имели ранее аналогов. В современном социальном государстве именно социальные инновации формируют инновационную среду, которая способствует научно-техническим, технологическим и информационным нововведениям, обеспечивают их ускорение, повышают эффективность использования новой техники и технологий, сокращают инновационные расходы. Социальное предпринимательство является той социальной инновацией, которая служит механизмом социальных преобразований и устойчивого развития в рамках неприбыльной или прибыльной предпринимательской деятельности.

Миссия социального предпринимательства приобретает особую ценность в период экономического кризиса, поскольку, во-первых, в это время обостряются социальные проблемы и их решение становится жизненно важным для существования общества. Во-вторых, социальное предпринимательство способствует созданию благоприятной бизнес-среды, поддержанию активной гражданской позиции, инноваций, общественной солидарности, что создает предпосылки для более мягкого и своевременного выхода из кризиса.

Главный фактор эффективности современной экономики – достижение социального благополучия и приоритет развития социальной сферы. Следовательно, отмечается повышенная заинтересованность общества в развитии такого вида деятельности, как социальное предпринимательство.

Социальное предпринимательство – это вид гибридной модели, которая аккумулирует милосердие и традиционный бизнес [1]. Оно объединяет людей и организации, позволяющие им, с одной стороны, собирать с источников ресурсы для реализации социально значимых проектов и решить ряд социальных проблем. С другой стороны, оно предназначено создать социально важные продукты и услуги, которые неадекватно предоставляются государством или рынками [2].

Цели, реализуемые социальными предприятиями, не могут измеряться только по сумме прибыли или степенью их проникновения на рынок. Они сочетают в себе инновации, предпринимательство и социальные функции и ищут финансовую стабильность за счет доходов от своей деятельности, в то же время ставя социальный аспект выше прибыли и используя большую часть денежных доходов исключительно в интересах их «клиентов», а не владельцев.

Возможно, такой подход раскрывает понятие социального предпринимательства в самом актуальном на данный момент направлении.

Нет единого мнения относительно сущности понятия «социальное предпринимательство». Стоит отметить позиции европейских и североамериканских исследователей, обусловленные особенностями исторического развития социального предпринимательства в странах Европы и США.

В общем, в США делают акцент на роли социального предпринимательства как возможности для негосударственных неприбыльных организаций получать средства для поддержки своей деятельности. Поддержку развития социального предпринимательства в США, в общем, предоставляют частные организации, проводящие исследования в этой области, обеспечивающие финансовую поддержку и оказывающие образовательные и консультационные услуги социальным предпринимателям [3].

Косвенная государственная поддержка социальных предприятий в США происходит на местном, региональном и федеральном уровнях. Программы общественного развития, которые непосредственно не направлены на развитие социального предпринимательства и финансируются властными органами разных уровней, могут также оказывать весомую поддержку этой форме ведения бизнеса.

Существуют также государственные и федеральные программы для социальных предприятий, которые осуществляют реабилитацию и трудоустраивают лиц с особыми потребностями. Концепция социального предприятия в США предусматривает возможность существования социальных предприятий различных правовых форм и уделяет значительное внимание формированию доходов и коммерческой жизнеспособности социального предприятия. В общем, ориентация на прибыль американских социальных предприятий может приводить к пренебрежению социальной составной частью.

В странах Северной Америки социальным предпринимательством называют предпринимательскую деятельность неприбыльных негосударственных организаций, доход от которой используют на реализацию уставных целей организации. Речь идет о том, что миссия и уставные цели таких организаций направлены на решение социальных проблем, улучшение качества жизни и предоставление услуг целевым группам, ради которых они создавались [4].

В Европе основной считают не прибыль, а миссию организации. Развитие социального предпринимательства связано с развитием гражданского общества, что в значительной степени происходит при поддержке государственных институций.

Государственная поддержка охватывает появление нового законодательства, координацию политики и деятельности конкретных подразделений правительства и государственных программ, направленных на поддержку социального предпринимательства. Здесь акцентируют внимание на пользе таких предприятий для общества и на их потенциале для развития чувства социальной ответственности в мире. В Европе отмечают процедуры и демократическое управление социальным предприятием, участие акционеров в распределении прибыли.

Доминантным типом социальных предприятий в Европе являются «социальные предприятия, занимающиеся интеграцией лиц, относящихся к уязвимым группам населения, через труд». В европейских странах социальное предпринимательство рассматривают как «бизнес с социальной миссией». При этом, в отличие от обычного предпринимательства, на первое место выходит социальный аспект или социальный эффект от предпринимательской деятельности, а финансовая эффективность является второстепенной целью.

Деятельность таких компаний регулируется нормами, стандартами и законами соответствующих государств, поскольку большинство социальных проблем европейские компании относят к сфере этической ответственности.

Если принцип доминирования социальной составляющей части в отечественных действующих социальных предприятиях рассматривают как приоритетный, то с поддержкой государства существуют немалые трудности.

В России условия создания и функционирования предприятий такого типа больше напоминают, по крайней мере в контексте меры участия государства, американский подход к социальному предпринимательству: распространением движения социального предпринимательства занимается не государство, а частные фонды и организации, инициативные группы людей. Кроме этого без надлежащей правовой и финансовой поддержки государства социальные предприятия оставлены наедине с не слишком благоприятными условиями российского рынка [5].

Существует два типа социальных предприятий. К первому типу относятся социальные предприятия, которые создаются специально для трудоустройства людей из уязвимых групп населения. А второй тип базируется на создании собственного бизнеса с целью получения прибыли, которая будет расходоваться на уставные цели общественных организаций.

В России в основном популяризируется так называемая британская модель. Согласно этой модели, социальное предпринимательство имеет четыре четких критерия:

1)     бизнес;

2)     социальная цель – то, для чего работает этот бизнес;

3)     распределение прибыли, где четко определено, сколько процентов будет идти на социальную цель или, например, на реинвестирование этого бизнеса;

4)     демократическое управление.

Существуют проблемы, о которых говорят все российские предприниматели: несовершенство законодательной базы, отсутствие финансовых ресурсов, недостаточность информирования учебных программ для предпринимателей.

Самой большой проблемой было то, что социальные предприниматели не имели возможности конкурировать с финансовыми ресурсами других предприятий. Социальные предприятия создаются для решения социальной проблемы, как правило, стартовой инвестиции нет. Если они смогут ее получить, тогда и можно открыть бизнес. Но большое количество идей, которые вынашиваются годами, так и не воплощаются в жизнь из-за отсутствия ресурсов [6].

Для решения актуальных социальных проблем в России разработан механизм льготного кредитования социальных предприятий, который реализуется совместно с коммерческими банками-партнерами.

Залог по кредиту обязателен. При покупке оборудования также нужен собственный взнос в размере 10% от стоимости.

Для того чтобы воспользоваться поддержкой программы, социальное предприятие должно соответствовать следующим основным критериям:

1)     быть зарегистрированным юридическим лицом в соответствии с действующим законодательством России или физическим лицом – предпринимателем и осуществлять коммерческую деятельность;

2)     иметь четко прописанную в официальных документах социальную (экологическую) цель своей деятельности;

3)     иметь четко прописанный механизм распределения прибыли, где будет видно, сколько процентов прибыли направляется на социальную цель.

Чтобы принять участие в программе, нужно заполнить аппликационную форму и отправить ее на электронный адрес. При оценке аппликационных форм применяются следующие критерии:

-          социальное влияние от инвестиции;

-          организационный потенциал социального предприятия;

-          привлекательность, рациональность и перспективность бизнес-идеи;

-          логичность и понятность изложенной информации.

К сожалению, социальным предпринимательством в России в основном занимаются неприбыльные общественные или благотворительные организации, не имея на то законных оснований. Отсутствие законодательно закрепленного определения социального предпринимательства и надлежащей нормативно-правовой базы создает существенные преграды на пути к развитию такой сферы деятельности.

Большинство общественных организаций, получая прибыль от своей деятельности, пытаются покрыть собственные расходы на текущую деятельность, но этого абсолютно недостаточно для эффективного функционирования организации. Именно поэтому существует необходимость в разработке и принятии нормативно-правовой базы, которая будет регламентировать деятельность социальных предпринимателей.

Также необходимо принять программу поддержки социальных предпринимателей, которая бы периодически обновлялась исходя из новых потребностей и вызовов. Для такой поддержки однозначно должны быть заложены средства. Однако в свете децентрализации при ограниченных возможностях государственного бюджета к выделению ресурсов для поддержки социальных предпринимателей своего региона стоит стимулировать местное самоуправление. Самоуправлению, в свою очередь, будет легче привлекать к этому процессу бизнес-структуры, которые работают в данном регионе.

Стоит больше работать над публикациями и учебными курсами. Часто курсы представляют социальный проект как социальное предприятие, хотя оно будет абсолютно убыточным, поскольку присутствует только социальная цель без предпринимательской составляющей. В этом контексте очень важно доносить правильное понимание социального предпринимательства, которое заключается в том, что прежде всего это бизнес, а потом уже можно говорить о слове «социальное». Только тогда данное словосочетание будет корректным.

Учебный компонент является очень важным аспектом, поэтому стоит наконец начать работать на перспективу. И делать это было бы уместно еще со школьной скамьи. Основы ведения бизнеса, поиск и привлечение ресурсов, социальные инновации и много смежных тем можно на начальном этапе включить хотя бы как факультативы в школьную программу, впоследствии переходя к более глубокой работе.

Ресурсы для этого можно найти, прибегнув к помощи общественных организаций, которые активно привлекают средства грантов международных структур.

В общем, социальное предприятие – это бизнес, прибыль которого используют на любое хорошее дело: создание новых рабочих мест, или профессиональную переподготовку, или же в пользу местной общины: социально незащищенных детей, пожилых людей, общественных, художественных или спортивных учреждений. Социальные предприятия не являются благотворительными организациями, они функционируют так же, как любой другой коммерческий бизнес. Отличаются они только тем, что полученную прибыль вкладывают в доброе дело, а не только обогащают владельца этого бизнеса.

Исследования и отдельные публикации по вопросам социального предпринимательства в России освещают многочисленные проблемы, которые негативно влияют на развитие такого инновационного для России явления.

К основным препятствиям, стоящим на пути развития социального предпринимательства в России, исследователи отнесли: недостатки в законодательстве; низкий уровень понимания у населения сути социального предпринимательства; отсутствие информации о явлении социального предпринимательства среди широкой общественности; небольшое количество успешных социальных предприятий, которые бы своим примером вдохновляли других; отсутствие навыков управления бизнесом у специалистов социальной сферы; недостаточное понимание властью, бизнесом и общественностью тех преимуществ, которые предоставляет развитие социального предпринимательства и др.

Еще одной причиной неразвитости социального предпринимательства в России являются социальные представления о том, что решать социальные проблемы должно государство [7].

Насущная потребность развития в России социального предпринимательства обусловлена тем, что последнее рассматривают как эффективное средство достижения устойчивого развития общества и экономики. Эта задача требует создания определенных условий (платформы) для диалога и партнерства между бизнесом и социальным сектором, формирование нового типа предпринимателей в России – социальных новаторов [8]. Поэтому, прежде чем создавать отдельные социальные предприятия, стоит работать над формированием благоприятного климата для развития этого явления: урегулировать вопрос с законодательством в этой сфере, в частности с налогообложением, формировать положительную мотивацию у общественности и представителей бизнес-структур через демонстрацию как зарубежного опыта социального предпринимательства, так и успешных отечественных проектов и тому подобное. Важно увидеть уникальность социального предпринимательства в том, что, в отличие от обычного бизнеса, его главной миссией является достижение общественного благополучия. Целевая группа не только может пользоваться продуктами социального предпринимательства, но и имеет возможность влиять на процесс создания этих услуг [9].

Качественно новый уровень развития социального предпринимательства в России будет зависеть от отлаженного межсекторного сотрудничества ключевых партнеров: органов государственной власти и местного самоуправления, бизнеса, СМИ, учебных заведений, общественных организаций.

Ключом к успеху концепции социального предпринимательства в России является выработка национальной стратегии развития социального предпринимательства, которая позволила бы скоординировать усилия всех заинтересованных сторон: предпринимателей, общественных организаций, донорских структур и государства.