Full text

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена и социальных ценностей, и приоритетов: научно-технический прогресс все больше требует такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечал бы удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию личности. Исходя из этого, и современная ситуация в подготовке квалифицированных специалистов со знанием иностранных языков требует коренного изменения форм и методов обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения, в том числе и Уральского государственного университета путей сообщения, являются его компетентность и мобильность. В связи с этим акценты при изучении учебных дисциплин, в данном случае дисциплины «Иностранный язык», переносятся на процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит теперь не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал студента, с помощью репродуктивных или современных интерактивных методов обучения.

В данной статье основное внимание акцентируется именно на использовании интерактивных методов обучения при проведении практических занятий по английскому языку, которые способствуют повышению эффективности этих занятий.

Современная ориентация образования на формирование компетенций предполагает создание дидактических и психологических условий, в которых студент может проявить не только интеллектуальную и познавательную активность, но и личностную социальную позицию, свою индивидуальность, т. е. выразить себя как субъект обучения.

В наше время учебная деятельность студентов рассматривается, в широком понимании, как один из видов познания, которое протекает на основе отражательно-преобразующей деятельности субъекта. Научное познание как исследование является деятельностью, направленной на получение принципиально новых знаний. В русле компетентностного и деятельностного подходов психолого-педагогической основой учения является активная познавательная деятельность самого студента, приводящая к формированию умений творчески мыслить, используя приобретаемые в процессе деятельности знания, навыки, умения и компетенции [1].

Считаем, что поставленных в настоящее время перед преподавателями кафедры целей можно достигнуть лишь путем творческого подхода к организации учебного процесса, сочетания традиционных и новых методов обучения, поскольку именно методы обучения оказывают значительное влияние на результаты подготовки специалистов со знанием иностранных языков.

Одно из направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе – введение интерактивных форм обучения. В Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования (ФГОС ВО) одним из требований к организации учебного процесса в вузе является широкое использование в учебном процессе интерактивных форм проведения занятий (п. 7.3) для формирования необходимых профессиональных и общекультурных компетенций. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, в учебном процессе должен составлять не менее 20% аудиторных [2].

Понятие «интерактивный» происходит от английского “interact” (“inter” – это взаимный, “act” – действовать). Интерактивный означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это прежде всего обучение в сотрудничестве. Все участники образовательного процесса, преподаватель и студенты, взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией и совместно решают поставленные задачи. Причем происходить это должно в атмосфере доброжелательности, взаимной поддержки, и это позволяет не только получать новые знания, но и развивать познавательную деятельность студента.

В настоящее время в педагогической литературе, представляя отличительные особенности активного и интерактивного обучения, ученые указывают на то, что основным способом организации взаимодействия преподавателя и студентов становится не только активная обратная связь между педагогом и обучающимися, но и организация взаимодействия обучающихся между собой; взаимодействие преобладает над воздействием.

Но это не совсем верно, поскольку и активные методы включают групповые формы обучения и взаимодействие обучающихся. Однако в процессе интерактивного обучения меняются основные функции преподавателя. Преподаватель теперь выполняет функции организатора и помощника, а коллективное обучение в малых группах становится ведущей формой организации обучения [3].

Учебный процесс с использованием интерактивных методов обучения в условиях вуза опирается на совокупность следующих общедидактических принципов обучения:

  1. Принцип активности участников: в ходе занятий обучаемые постоянно вовлекаются в различные действия – выполнение устных и письменных упражнений, обсуждение и проигрывание ролевых ситуаций, наблюдение по заданным критериям за поведением участников ролевых игр.
  2. Принцип исследовательской (творческой) позиции: в процессе занятий создаются такие ситуации, когда обучаемым необходимо самим найти решение проблемы, самостоятельно сформулировать закономерности и принципы общения, взаимодействия.
  3. Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения: предполагает признание ценности личности другого человека, его мнения, а также принятие решения с максимально возможным учетом интересов участников общения, совместной деятельности преподавателя и обучаемых.
  4. Принцип проблемного содержания обучения и процесса его развертывания в диалогическом общении.
  5. Принцип коллективного характера учебного процесса.
  6. Принцип непредсказуемости и гибкости занятий.

Необходимо подчеркнуть, что упражнения и задания, выполняемые студентами на интерактивных занятиях, нацелены не только на закрепление изученного ими материала, но и на изучение нового; в этом мы видим главное отличие интерактивной методики обучения иностранным языкам от традиционной (пассивной). Применение методов интерактивного обучения приводит к перестройке учебного процесса в сторону повышения самостоятельности обучаемых, интенсификации образовательного процесса на занятиях; создаются условия, благоприятствующие саморазвитию обучающихся и повышению эффективности обучения.

Таким образом, резюмируя информацию относительно особенностей построения образовательного процесса с использованием интерактивных методов обучения, следует отметить важную роль в этом знания принципов организации обучения.

Рассмотрим интерактивные методы обучения, которым отдают предпочтение преподаватели кафедры «Иностранные языки и межкультурные коммуникации», отметим некоторые их особенности. Самыми популярными среди педагогов являются такие методы:

-           работа в малых группах, дающая возможность всем обучающимся участвовать в работе группы, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения;

-                      ролевая игра, в ходе которой происходит разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями, отражающими определенные жизненные ситуации;

-           мозговой штурм (brainstorming – мозговая атака);

-           сase-study (анализ конкретных ситуаций, ситуационный анализ);

-           технология развития критического мышления;

-           технология проблемного обучения и др.

Такое предпочтение методов объясняется тем, что в условиях интерактивного обучения у студентов наблюдается повышение восприятия, мыслительной работоспособности, происходит интенсивное развитие интеллектуальных и эмоциональных свойств личности: устойчивости внимания, наблюдательности, способности анализировать и подводить итоги.

Важно подчеркнуть, что, выбирая тот или иной метод или технологию обучения, преподаватель должен учитывать и время, отведенное на изучение конкретной темы, и значимость самого материала для дальнейшей учебной деятельности студента. А также преподавателю необходимо помнить, что обучение – это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, воспитание студентов.

Что касается игровой деятельности на занятиях иностранного языка, то она не только организует процесс общения, но и максимально приближает его к естественной коммуникации. Задача преподавателя, согласно высказыванию одного из крупнейших французских писателей конца ХIХ – начала ХХ в. Анатоля Франса, «пробудить любопытство учеников, чтобы в дальнейшем его удовлетворить» [4].

Естественно, игры должны соответствовать уровню подготовки студентов и быть необходимыми для прохождения определенного грамматического или лексического материала. С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируется лексико-грамматический материал, развиваются навыки аудирования и устной речи.

Рассмотрим один из этапов практического занятия с игровым методом обучения.

Проработав определенный объем лексического материла, например, по теме “Getting a Job” («Устройство на работу»), студенты (12–15 человек) делятся на пары (пять пар), выбирают себе роль работодателя или кандидата на предлагаемую должность и разыгрывают предложенную ситуацию по устройству на работу. Наблюдатели (остальные студенты) оценивают правильность и артистизм выполнения задания, распределяют места, выбирают лучшую пару, которая наиболее творчески подошла к исполнению ролей.

Task. These are the most common questions asked in a job interview. Answer them and act out a dialogue between an interviewer and a candidate:

an interviewer

1) Tell me about yourself.

2) What were your main responsibilities in your last job?

3) What are your greatest strengths / weaknesses? (your ability to work well under pressure, prioritizing skills, problem-solving skills, professional expertise, leadership skills, team spirit etc.)

4) Why do you want to work for this company? (My aim is to have a position in the Management Team. I will find the work both challenging and rewarding).

5) Why do you want to leave your current job? Why did you leave your last job?

6) Are you willing to travel?

7) What are your salary requirements?

a candidate

1) What kind of job do you offer?

2) How much does the job pay?

3) Where is it located?

4) Do you offer any benefits? (discounts, training courses, medical insurance, bonuses).

5) Is there any chance for a promotion or a raise?

Отметим, что, применяя на занятиях ролевые игры, преподаватель исходит из того, что заучивание грамматических клише, схем построения высказываний, готовых речевых образцов, слов и выражений играет далеко не последнюю роль в овладении иностранным языком. Однако он понимает, что этот багаж знаний останется мертвым грузом, если он не найдет у студентов практического применения в конкретной ситуации.

Китайская мудрость гласит: «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Вовлеки меня, и я пойму» [5].

Таким образом, игровой метод способствует повышению мотивации к обучению, ведь это тот метод, посредством которого в учебную аудиторию привносится практическая ситуация, та часть реальной студенческой жизни, которую обучаемым предстоит разыграть. Ролевые игры позволяют студентам поверить в собственные силы и дают дополнительный стимул к обучению, так как, становясь участниками той или иной ситуации, они превращают свой пассивный опыт в активную деятельность.

Важным является и то, что на таких занятиях отрабатывается тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, поскольку между студентами распределяются роли с «обязательным содержанием». А игровой момент способствует снятию напряжения, созданию положительного эмоционального климата в аудитории, позитивного характера общения и атмосферы взаимодействия.

И как показывает опыт работы, игры способствуют не только повышению качества успеваемости и обогащению лексического запаса, но и развитию личностного творческого потенциала обучающихся, расширению их кругозора, формированию личной ответственности за результат труда. Благодаря играм активизируются все познавательные процессы обучающихся: развиваются память, мышление, воображение и творческие способности.

Необходимо подчеркнуть: игры не только обогащают язык и закрепляют запас иностранных слов студентов, но и обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:

-          стимулирование мотивации и интереса;

-                    поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;

-          развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации и конкретных умений.

Что касается методики развития критического мышления, то данная методика на занятиях по английскому языку позволяет значительно увеличить время речевой практики для каждого студента, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Преподаватель, в свою очередь, становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности обучающихся, у него появляются возможности для совершенствования самого процесса обучения, развития иноязычной коммуникативной компетенции студентов, целостного развития их личности.

Занятия по иностранному языку способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Используя технологию «Критическое мышление» (КМ) на занятиях по иностранному языку, преподаватель развивает личность студента в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Преподаватель стимулирует интересы обучающегося, развивает у него желание использовать иностранный язык на практике и желание учиться, реально достигая успеха в овладении иностранными языками.

Однако мы полагаем, что преподаватель, работающий в рамках технологии КМ, должен хорошо осознавать, что продуктивной его работа будет только в том случае, если он правильно выберет информативный материал, способствующий развитию критического мышления, и, конечно, метод занятия.

Давайте проанализируем одно из практических занятий по английскому языку с методом развития критического мышления через чтение и письмо.

Современные студенты каждый день сталкиваются с огромным количеством информации, которая не всегда является необходимой в полном объеме, поэтому им нужно научиться выбирать главное, критически и осмысленно.

Готовясь к занятию, преподаватель заранее подбирает материал, например, об известной личности. Для студентов-экономистов это может быть Адам Смит, для студентов направления подготовки «Информатика и вычислительная техника» – Билл Гейтс, а Генри Форд – для студентов профиля «Автомобили и автомобильное хозяйство».

1-й этап – вызов (evocation)

В начале занятия студентам показываем фотографию выбранной личности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Рис. 1. Генри Форд                           Рис. 2. Адам Смит                               Рис. 3. Билл Гейтс

 

и задаем различные вопросы: кто это? Сколько ему лет? Чем он занимался? Где и когда жил? И т. п.

Questions:

  1. Why is Bill Gates important?
  2. How did Gates begin his career?
  3. Where did Bill Gates study?

Затем каждый студент индивидуально записывает себе всё, что знает об этом человеке. После этого обучающиеся распределяются на малые группы и составляют общий кластер. Кластер (от англ. слова cluster – гроздь) – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде гроздей с обозначением всех связей между ними. Кластер – один из методов критического мышления, является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие [6].

Представитель каждой группы, используя общий кластер, представляет основную информацию о личности, изображенной на фотографии.

2-йэтапосмысление (realization of meaning)

Далее студенты индивидуально отвечают на вопросы (да/нет), заранее не зная точных ответов, после которых им выдается аутентичный текст, в котором необходимо при чтении распределить информацию на четыре группы:

  1. It’s well-known (V) – знаю: the richest man in the world, the most powerful company.
  2. It’s new and interesting (+) – новое: programming computers at age 13, Harvard.
  3. I don't believe it (-) – думал(а)иначе: Bill doesn't believe in luck, just hard work.
  4. I need additional information (?) – непонятно: collaborator, belief, spotlight.

BillGates

William Henry Gates, also known as “Bill”, has established himself as the richest man in the world. His welfare is worth about 92,000,000,000 dollars.

Bill Gates created the biggest, strongest, richest and the most powerful company in the world.

Bill was born on October 28, 1955.

Gates began his career in PC software, programming computers at age 13.

As to his education, he attended a well-known private school in Seattle. Bill Gates entered Harvard in 1973...

На следующем этапе студенты записывают в тетрадь ключевые слова в каждый из четырех столбцов. Как правило, при работе с иноязычным текстом в четвертый столбик выписываются незнакомые слова, которые разбираются на занятии или, в качестве домашнего задания, студент работает со словарем.

  1. Vocabulary:                 

Collaborator – сотрудник

belief – убеждение

competitiveness – конкурентоспособность

spotlight – центр внимания

Распределение ключевой информации по столбцам помогает формулировать простые предложения, несущие основной смысл текста, воссоздать структуру этого текста, определить главную мысль, выделить доказательства и аргументы ранее предполагаемых ответов. Таким образом, данный вид работы позволяет более точно и быстро подготовиться к пересказу.

Выбранный нами метод критического мышления посредством чтения и письма не является новым, но с каждой темой привносит в занятие свою изюминку. В данной технологии применяется не только индивидуальная, но и групповая работа, которая учит студентов общению, умению работать в команде. Учитывая индивидуализацию современного обучения, студенты не всегда умеют совместно работать, поэтому можно сказать, что это является в настоящее время одной из трудностей в работе преподавателя [7].

3-й этап – размышления (reflexion)

В заключение подводятся итоги: чему научились на занятии? Что нового узнали из предложенного материала?

У каждого студента есть возможность выслушать друг друга, выразить свое отношение к форме занятия, согласиться с мнением одногруппников или опровергнуть его.

Таким образом, метод критического мышления посредством чтения и письма позволяет объективно рассуждать, дает возможность посмотреть на информацию с разных точек зрения и отказаться от собственных предубеждений, прийти к новым ответам на поставленные в начале занятия вопросы.

Необходимо отметить, что важность знания фактов, дат и событий не должна вызывать сомнения у студентов, но не менее важным становится умение осмысленно работать с информацией, умение выделять в ней основные идеи, видеть связь между ними, отбирать необходимую и отвергать неверную информацию, т. е. анализировать и оценивать ее.

В заключение скажем, что интерактивное обучение решает ряд важных задач:

-           пробуждение у студентов интереса к обучению;

-           эффективное усвоение учебного материала;

-           самостоятельная и осмысленная работа с информацией;

-           обучение работе в команде;

-           формирование у обучающихся собственного мнения, опирающегося на определенные факты;

-           выход на уровень осознанной компетентности студента.

Таким образом, суммируя вышеизложенное, можно утверждать, что решению данных задач способствуют интерактивные игровые методы и методика развития критического мышления, которые осуществляют переход от традиционных (пассивных) форм организации учебного процесса к развивающим, обеспечивающим появление у обучающихся познавательных мотивов и интересов.

Обучение с применением интерактивных методов гораздо более эффективное приложение как времени педагога, так и средств общества, нежели пассивное обучение, которое утомляет педагога своим однообразием и вскоре забывается, так как оно не используется на практике и не развивается. Обучение с применением интерактивных методов – это долговечное обучение, и именно его сейчас общепринято считать «наилучшей практикой обучения» [8].