В процессе подготовки к экзамену основной трудностью для студентов является освоение большого объема теоретического материала – необходимо учить множество определений, формулировок и доказательств теорем. Действительно, механическое заучивание большого количества математических утверждений затруднительно. Задача преподавателя заключается в том, чтобы объяснить студентам, что зачастую нет необходимости все заучивать дословно. Главное при подготовке к экзамену – учить схемы доказательств и основные идеи, на которых они основаны. Рассмотрим некоторые конкретные примеры.
Очень многие теоремы по теории пределов, дифференциальному исчислению доказываются начиная с формулировки соответствующего базового определения.
Обратимся к теории пределов. Базовое определение – определение предела по Коши и его расшифровка на языке « ».
Определение 1. Число называется пределом функции при , если для любого числа найдется число , такое, что для любых выполняется неравенство [1]. Здесь – проколотая -окрестность точки . Это обозначение. Для доказательства теоремы необходимо понимание. Поэтому необходимо знать, что эту окрестность можно описать объединением интервалов или двойным неравенством . Для разных теорем или задач может понадобиться или один, или другой вариант представления.
Для расшифровки определения можно предложить следующий шаблон:
* |
** |
|
||
|
Остается только выбрать нужные строки из таблицы и подставить в шаблон. Как правило, расшифровку определения приходится подкреплять геометрической иллюстрацией. Можно делать в обратном порядке: сначала иллюстрация, а потом определение. Здесь важно обратить внимание студентов, что – значения . Если – конечное число, то мало, если бесконечно, то велико.
Приведем конкретный пример.
Пример 1. [2].
В качестве иллюстрации возьмем функцию , график которой проходит через точку . Отметим на ней указанную точку (рис. 1). На оси вверх и вниз от точки отложим отрезки длиной . Через точки и проведем горизонтальные прямые до пересечения с прямой . Из точек пересечения опустим перпендикуляры на ось . Поскольку для примера мы взяли прямую , то в данном случае эти точки действительно симметричны относительно . Поэтому они имеют координаты и . Если бы мы выбрали произвольную кривую, проходящую через точку , то точки на оси могли оказаться и не симметричны относительно . В этом случае в качестве надо брать длину меньшего из полученных отрезков. Дальше из геометрического смысла предела получаем: для любых значений , соответствующие значения , что равносильно неравенству . Расшифровка определения предела по Коши для данного случая имеет вид:
.
Рассмотрим случай, когда функция имеет бесконечный предел.
Пример 2. [3].
Здесь при значения функции , т. е. график функции имеет вертикальную асимптоту . Эта асимптота левосторонняя, поскольку . Выберем в качестве примера гиперболу (рис. 2). Нам нужна только ее левая ветвь. Вверх по оси отложим отрезок . Это большой отрезок, поскольку предел бесконечен. Проведем горизонтальную прямую через эту точку на оси до пересечения с гиперболой. Опустим перпендикуляр на ось . Получим точку . Остается, глядя на чертеж, записать расшифровку определения:
.
Рассмотрим теперь особенности, на которые нужно обращать внимание студентов при доказательстве теорем. В качестве примера выберем теорему о связи функции, ее предела и бесконечно малой (критерий того, что число является пределом функции при ). Здесь необходимо обратить внимание студентов, что под термином «критерий» понимается необходимое и достаточное условие, т. е. теорема, которая справедлива в обе стороны. Поэтому в формулировке должны быть использованы речевые обороты «необходимо и достаточно» или «тогда и только тогда».
Теорема. Число – предел функции при тогда и только тогда, когда , где – бесконечно малая при [4]. Или: для того чтобы число являлось пределом функции при , необходимо и достаточно, чтобы , где – бесконечно малая при .
Предложите студентам жесткую схему: дано, доказать, доказательство. Это дисциплинирует, систематизирует и упорядочивает выкладки. Традиционно сначала доказывается необходимое условие. Очень важно: формулируя его, мы считаем, что событие произошло. Поэтому
дано: – предел функции при , т. е. ;
доказать: , где – бесконечно малая при .
Доказательство. В формулировке теоремы встречаются два важных понятия: предел функции и бесконечно малая. Поэтому начнем с расшифровки этих определений:
– бесконечно малая при , т. е.
Обозначим . Тогда получаем, что
Это и означает, что – бесконечно малая при .
Теперь докажем достаточное условие.
Дано: , где – бесконечно малая при .
Доказать: .
Доказательство: . Тогда, по определению бесконечно малой, имеем: Это и означает, что число – предел функции при .
Теорема доказана.
Очень важно научить студентов видеть связь между теоретическим материалом и умением решать задачи по теме. В основном это касается не доказательства теорем, а вывода формул.
Рассмотрим задачу из темы «Приложения определенного интеграла».
Пример 3. Найти работу, которую необходимо затратить для того, чтобы остановить железный шар радиуса вращающийся вокруг своего диаметра с угловой скоростью (рис. 3) [5].
Из курса физики известно, что искомая работа будет равна кинетической энергии шара. Разобьем шар на части, для точек которых кинетическая энергия может считаться равной. Эти части – полые тонкостенные цилиндры, направляющие которых параллельны оси вращения шара. Толщина стенки таких цилиндров равна .
Для выделенной области кинетическая энергия находится по формуле: , где – плотность железа.
Для выбранного цилиндра , а его объем при можно считать равным объему параллелепипеда со сторонами , , . Высота этого цилиндра, как видно из чертежа, равна , а – длина окружности основания цилиндра .
Окончательно получаем: .
Тогда: , где – масса шара.
Перенесем теперь рассуждения, использованные при решении задачи, на теоретический материал и выведем формулу нахождения объема тела, полученного вращением криволинейной трапеции, ограниченной отрезком оси , прямыми и графиком функции вокруг оси . Для этого применим тот же прием, что и при решении задачи: разбиение области на части [6] (рис. 4).
Разделим отрезок . На каждом частичном отрезке выберем точку , вычислим значение функции . Объем тела, полученного вращением частичной трапеции вокруг оси , приближенно равен (если длина частичных отрезков бесконечно малая) объему тонкостенного полого цилиндра с высотой . Этот объем, в свою очередь, мало отличается от объема параллелепипеда со сторонами (аналогичное допущение применили и в примере 3). Суммируя все частичные объемы, найдем объем искомого тела: .
Обратимся теперь к другой теме: «Дифференциальные уравнения».
Пример 4. Найти общее решение линейного однородного дифференциального уравнения , зная, что является решением этого уравнения [7].
Будем искать второе решение уравнения в виде: . Подставим его в уравнение: . Подстановку делаем в общем виде (не подставляя известное ): .
Собираем слагаемые по порядку производной . Тогда получаем уравнение: , в котором последнее слагаемое равно нулю, поскольку в скобке при видим не что иное, как результат подстановки решения в исходное уравнение. Этот момент, скорее всего, студенты пропустят, если подстановку делать не в общем виде. Окончательно уравнение примет вид: .
Полученное уравнение допускает понижение порядка, поскольку в явном виде не содержит . Вводим новую функцию: . Подставим ее в уравнение вместе с заданным . Решим полученное уравнение: . Из всего множества нам нужно только одно решение, поэтому примем . В итоге имеем: . Пусть . Тогда и . Общее решение этого уравнения:
Покажем теперь, как можно использовать эти рассуждения при ответе на теоретический вопрос: как найти второе решение линейного однородного дифференциального уравнения по известному первому [8].
Снова будем искать второе решение в виде: . Тогда . Подставляем в уравнение: . Перепишем уравнение по порядку производной . Снова последняя скобка равна нулю, поскольку – решение однородного дифференциального уравнения. Окончательно получаем: . Понизим порядок уравнения, вводя новую функцию: . Разделим переменные: . Проинтегрируем и получим: . Выбираем . Отсюда: . Пусть . В итоге получаем формулу нахождения второго решения линейного однородного дифференциального уравнения по известному первому: .
Фактически, выводя эту формулу, мы проделали те же действия, что и при решении задачи, только в общем виде.
Изложенный подход к изучению материала поможет студентам при подготовке к экзаменам, установит взаимосвязь между теорией и практикой. Предложенный шаблон расшифровки поможет глубокому пониманию и закреплению определения предела функции по Коши.