В эпоху цифровых технологий человек имеет доступ к бесконечному количеству информации. Это заочные экскурсии по местам жизни и творчества А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого и других писателей. Чтобы не тратить время на описания и объяснения, учитель может предоставить классу снимки, изображения, карты, видео- и аудиоматериалы и дать детям новые для них знания, которые ярким образом запечатлеются в памяти, будь то столовая, в которой обедал А. П. Чехов, или дом, в котором жила Марина Цветаева.
Возможности, предоставляемые современными технологиями, позволяют учителю привлечь внимание ребёнка к изучаемому, наглядно продемонстрировать материал: схематично представить сложные для запоминания правила, теоремы, задачи и формулы. Более того, вызывая интерес к способу передачи знаний, учитель ставит задачу для ребёнка научиться самому искать, перерабатывать и представлять материал в удобном виде с помощью компьютерной техники [1].
В настоящее время во время подготовки материала к уроку учителям нередко приходится обращаться к онлайн-фоторедакторам, чтобы получить картинку нужного формата, цвета, размера. Визуализация информации – один из лучших способов помочь ученику усвоить материал, например, портрет и характер Печорина из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» проще запомнить при наличии визуально оформленных данных.
Скачивать и устанавливать для этого программы не обязательно: в Интернете в свободном доступе существует множество самых разных веб-сервисов для работы с фотографиями. Для корректного отображения сайта необходима поддержка браузером плагина Adobe Flash Player и актуальная версия браузера.
Мы составили перечень нескольких сервисов, помогающих в обработке изображений. Это бесплатные онлайн-фоторедакторы, работа с которыми не требует особых знаний и навыков.
Рассмотрим бесплатные приложения с условно базовым функционалом: возможности этих программ охватывают большинство задач по преобразованию изображений. Они позволяют менять основные характеристики: размер, яркость, контрастность. Однако данные утилиты не всегда корректно отображают работу со специфическими форматами файлов, такими как .raw, .WebP, .svg. Случается это по причине того, что инструментарий онлайн-фоторедакторов не предназначен для послойного редактирования изображений.
Avatan
Фоторедактор располагает предустановленными фильтрами: чёрно-белым с возможностью корректировки баланса белого, сепией, виньеткой. Вкладка «Текст» позволяет сделать надпись на изображении, при этом есть возможность корректировки шрифта, цвета, размера текста и его положения на холсте. Инструментом «Ретушь» накладывают различные эффекты на портретные изображения:
- «Устранение недостатков», «Аэрограф» – если нужно убрать небольшой изъян, несколько точек, несовершенств текстуры. Есть возможность регулировать размер кисти, интенсивность, плавность перехода.
- «Устранение бликов» – если нужно скорректировать засвеченную область изображения.
- «Цвет глаз» – если нужно акцентировать внимание на этой детали, например при подготовке изображения портрета героя к уроку [2].
Canva
Это простой и доступный инструмент для работы с изображениями. На выбор пользователю предоставлены различные макеты: для создания логотипа, фотоколлажа, презентации, плаката и другие. Функциональную базу фоторедактора можно условно разделить на четыре блока.
- Макеты. Большое количество вариантов расположения на холсте нескольких картинок, одной и нескольких комбинаций картинок с текстом.
- Библиотека элементов для макетов: сетки, рамки, фигуры, линии, иллюстрации, значки, диаграммы. Есть выбор между платными и бесплатными.
- Текст. Возможность наложения заголовков, подзаголовков, основного текста. Предложено около 20 бесплатных вариантов оформления, стиля, однако не все из них обладают поддержкой кириллического шрифта.
- Фон. Палитра по умолчанию предлагает 10 цветов и четыре оттенка черного. Фон можно закрасить одним цветом или использовать один из бесплатных узоров [3].
PixlrEditor
Это онлайн-сервис, копирующий возможности Photoshop, но уступающий ему во многом по функциональности. Однако если для обработки изображений в Photoshop необходимы навыки редактирования, то Pixlr Editor доступен и неопытному пользователю.
Pixlr Editor обладает всеми базовыми инструментами, но их особенность в том, что они имеют дополнительные настройки, например, можно выбрать размер карандаша или кисти, прозрачность. Отличие онлайн-фоторедактора ещё и в том, что он позволяет работать со слоями, тенью и другими параметрами изображения, в то время как большинство остальных онлайн-сервисов такой функции не предлагают.
Сохранить готовую работу можно в любом удобном пользователю формате:
- JPG (привычный формат).
- PNG (поддерживает прозрачность).
- BMP (занимает больше места, но изображение не теряет качество).
- TIFF (формат для хранения изображений с большой глубиной цвета).
- PXD (изображение со слоями формата Pixlr) [4].
Сравнительная характеристика фоторедакторов
Название |
Основные функции |
Особенности |
Формат сохранения изображений |
Avatan |
Изменение размера, поворот, настройка экспозиции, настройка цвета, настройка резкости |
Устранение недостатков, аэрограф, устранение бликов |
.jpg .png |
Canva |
Изменение размера, поворот, настройка экспозиции, настройка цвета, настройка резкости |
Макеты, библиотека элементов для макетов, библиотека стилизованных шрифтов |
.jpg .png |
PixlrEditor |
Изменение размера, поворот, настройка экспозиции, настройка цвета, настройка резкости |
Работа со слоями, тенью, высвечиванием и затемнением фона |
.jpg .png .bmp .tiff .pxd |
С целью выявить предпочитаемый ресурс для работы с фото у пользователей сети Интернет, мы провели опрос, который был сформулирован следующим образом: «Какими онлайн-фоторедакторами вы пользуетесь?» Были предложены варианты ответа: Avatan, Fotor, Aviary, Photo Editor, Canva, Pixlr Editor, Ribbet и «Другим». Как показали результаты опроса, большая часть респондентов (61,5%) выбирает Avatan, 11,5% предпочитают Pixlr Editor и Canva, 7,7% обращаются к сервисам Fotor, Aviary и Photo Editor. Также 7,7% опрошенных выбрали вариант «Другим» и указали, что не используют онлайн-фоторедакторы.
Таким образом, мы выяснили: наиболее популярны Avatan, Canva и Pixlr Editor.
Преподавание литературы обрело широкие возможности с появлением компьютерных технологий. Учителя могут разрабатывать кластеры, фотоколлажи, ментальные карты, обрабатывать рисунки и портреты, постеры, афиши и многое другое.
При подготовке урока по любому из произведений М. Ю. Лермонтова ученикам необходимо напомнить, чем прославился автор, в какую эпоху жил, какой момент историко-литературного процесса застал. Чтобы подготовить наглядный материал, учителю потребуется обратиться к онлайн-фоторедактору и составить опорный фрагмент для начала урока.
Мы решили воспользоваться сервисом Canva. На странице приветствия онлайн-фоторедактор предлагает выбрать способ регистрации: с помощью Facebook, Google или электронной почты. Мы зарегистрировались через аккаунт Google. Затем нужно указать цель использования Canva, чтобы сервис подбирал наиболее удобные макеты, шаблоны и шрифты в зависимости от выбранной деятельности. Представлено несколько вариантов:
- Образование (преподаватель или учащийся).
- Малый бизнес (стартап, блог).
- Крупная компания (более 100 сотрудников).
- НКО или благотворительность.
- Для себя (дома, с семьёй или друзьями).
После того как выбор сделан, открывается главная страница онлайн-фоторедактора со множеством вариантов дизайна: социальные сети, широкая презентация (16:9), плакат, фон для Facebook, флаер, баннер для блога и другие. Мы выбрали шаблон «Обложка», затем «Показать все результаты». Открылось изображение с возможностью редактировать надписи и фон. Мы перешли во вкладку «Элементы» и выбрали одну из бесплатных картинок, заменив ею фон шаблона. После этого заменили надписи шаблона на нужные нам, слова «Михаил Юрьевич Лермонтов» расположили посередине изображения, выбрав 88-й размер шрифта под названием Open Sans Light. Ниже расположена фраза «Великий поэт, прозаик и драматург» тем же шрифтом, но 18-го размера. И наконец, внизу изображения указали даты жизни великого писателя «1814–1841» шрифтом Open Sans Light размера 19.7. Допустимая область написания текста редактируется по высоте и ширине, так же как и область выбранного фона. Есть возможность выбрать палитру изображения из широкого спектра цветов.
В верхнем правом углу находится стрелка, нажав на которую можно сохранить готовое изображение в удобном формате:
- PNG (изображение высокого качества).
- JPG (изображение с небольшим размером файла).
- Стандартный PDF-файл (многостраничный документ с небольшим размером файла).
- PDF-файл для печати (многостраничный документ высокого качества).
Изображение можно использовать в начале урока литературы, посвящённого творчеству Михаила Юрьевича Лермонтова, на этапе актуализации полученных ранее знаний. Современный и лаконичный дизайн получившейся работы заинтересует учеников, показав им, что информацию на уроках литературы можно представлять не только в виде однотипных шаблонных презентаций.
Ни один урок, посвящённый творчеству писателя, не обходится без знакомства учеников с его биографией. Рассказывая о жизни М. Ю. Лермонтова, нельзя не упомянуть о доме, в котором он провёл своё детство, – усадьбе в селе Лермонтово.
Мы нашли фотографию этой усадьбы и решили поработать с ней с помощью Pixlr Editor.
Открыв онлайн-фоторедактор и загрузив нужное изображение, мы приступили к размытию фона, на котором расположен дом: это многочисленные яркие листья деревьев, отвлекающие взгляд. На панели значков выбрали инструмент «Размытие», представленный в виде капли. Затем настроили кисть: есть возможность выбрать её размер, интенсивность и форму. Большие участки изображения были размыты с помощью максимального размера кисти (200 единиц), а детали – с помощью одного из самых маленьких (20 единиц). Одного слоя «размытия» было мало: яркая листва деревьев была всё ещё достаточно привлекающей внимание. Онлайн-фоторедактор поддерживает возможность «наслаивания» эффектов, поэтому мы наложили ещё несколько слоёв размытия и добились желаемого результата.
Мы получили готовый наглядный материал для рассказа учителя о детстве Лермонтова. Внимание учеников не будут отвлекать посторонние яркие краски и элементы, дети проникнутся атмосферой и уютом усадьбы любимой бабушки поэта.
В процессе изучения романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» ученикам нужно запомнить основных действующих лиц. Можно помочь ребятам, представив им портреты главных героев.
Мы обратились к фоторедактору Avatan. Чтобы получить изображение в стиле советских фото, были произведены следующие действия:
- Во вкладке «Основы» подредактировали экспозицию: убрали тени и светлые участки, увеличили контраст.
- Во вкладке «Текстуры» добавили «потёртость», отрегулировали интенсивность фильтра с помощью бегунка, а размер текстуры – выбрав вариант из предложенных.
- Затем выбрали рамку под названием «Дагерротип» и интенсивность 62%.
Портрет героя до и после соответствующей обработки с помощью Avatan.
Таким образом, из зелёного изображения мы получили классическое нейтральное чёрно-белое, дополнив его фильтром «потёртость» для ассоциации у учеников со старой фотографией, на которой изображен важный, особенный герой, к которому нужно отнестись с вниманием и трепетом.
Поработав с этими онлайн-фоторедакторами, мы пришли к выводу: подготавливая материал к уроку, учителю необязательно загружать на компьютер сложные программы, тратить драгоценное время на их установку и освоение. Современные технологии предоставляют возможность обращаться к бесплатным сервисам, работа с которыми не займёт много времени и сил.
Современные школьники, как известно, обладают клиповым мышлением, то есть запоминают информацию через яркий образ. Нередко одним лишь словом учителя не удаётся сформировать у ученика такой образ и помочь ему быстрее и проще запомнить материал. Потому сегодня преподаваемая информация должна быть хорошо структурирована, представлена просто, логично и наглядно [5]. Кроме того, используя компьютерные технологии и сеть Интернет, учитель эмоционально вовлекает ребёнка в образовательный процесс: учащимся интереснее не только послушать о том, как красив дом любимой бабушки Лермонтова, но и увидеть его, побывать на заочной экскурсии; не только множество раз прочитать речевую характеристику Печорина, но и увидеть, как его представляли художники, запечатлеть эмоциональную связь.