Full text

 

Речь является сложной и уникальной формой общения. Благодаря речи мы производим обмен информацией, передаем эмоции и расширяем свой кругозор. У детей с помощью речи происходит общение с окружающим миром. Многие исследователи отмечали, что необходимо не только развитие речи в целом, но и постоянное совершенствование речевых умений [1, 2].

Главную роль в формировании речи играет предметный и глагольный словарь. Так, А. Н. Гвоздев указывал на важность формирования предметного и глагольного словаря именно в среднем дошкольном возрасте, что отвечает нормативным закономерностям речевого развития дошкольников [3]. При различных речевых патологиях, в частности при общем недоразвитии речи (ОНР), словарь у детей среднего дошкольного возраста характеризуется бедностью, малословностью, а одной из главных особенностей предметного и глагольного словаря у детей с ОНР является большое расхождение между объемом активного и пассивного словаря. При этом именно употребление слов в свободном высказывании приводит к затруднениям.

В своих работах Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина отмечали, что предметный и глагольный словарь составляет основу для развития лексики и лексико-грамматического строя речи дошкольников, что впоследствии становится базой для развития связной монологической речи [4].

В качестве средства, направленного на развитие у детей среднего дошкольного возраста предметного и глагольного словаря, могут использоваться пиктограммы. Это обусловлено тем, что пиктограмма – более наглядный и, соответственно, эффективный способ представления информации [5].

Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что данный вопрос остается актуальным на сегодняшний день. Нашей целью стала разработка логопедического подхода к использованию пиктограмм при формировании у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предметного и глагольного словаря. За основу была взята логопедическая работа С. Н. Коноваловой (Викжанович), которая была разделена на два этапа [6].

Наша работа также была разделена на два направления, целью которых стало сформировать у детей среднего дошкольного возраста с ОНР предметный и глагольный словарь.

Назначение первого (подготовительного) направления состояло в ознакомлении и усвоении знаково-символического языка пиктограмм. Здесь отрабатывались общие навыки работы с пиктограммами. Дети постепенно знакомились с графическим способом представления информации – схемой-моделью, узнавали и запоминали её знаково-символический язык в виде схематических и стилизованных изображений, а также сами работали с моделями. На данном этапе отрабатывалось понимание пиктограмм, а именно:

-          соотнесение пиктограмм с предметами и действиями;

-          распознавание пиктограмм;

-          классификация пиктограмм и слов, обозначающих предметы и глаголы по предложенному критерию.

Назначение второго (основного) направления состояло в формировании у дошкольников с недостатками речевого развития умения составлять словосочетания, предложения и тексты с использованием пиктограмм.

На этом этапе ставятся следующие задачи: учить детей создавать смысловую основу для повествовательного рассказа цепочной организации с использованием вариативных схем-моделей, выбирать развитие сюжета из предлагаемых в схеме вариантов; учить составлять описательный рассказ по сериационным моделям.

У детей 4–5 лет с недостатками речевого развития активно отрабатывался предметный и глагольный словарь по одной из программных тем, закрепляются обобщающие понятия, различные грамматические категории, формируется словотворчество, например, появляется умение составлять предложения со сравнительными оборотами.

Другими словами, у детей происходит «полисенсорное собирание рассказа». У каждого ребенка была возможность выбрать вариант развития сюжета. Варианты, представленные в схеме-модели, помогали творчески комбинировать различные ситуации, способствовали возникновению у ребенка новых мыслей и идей. На данном этапе отрабатывалась активизация предметного и глагольного словаря, а именно:

-           в словах – воспроизведение обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;

-           в словосочетаниях – составление словосочетания с использованием слов, обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;

-           в предложениях – составление двухсловных и многословных предложений;

-           в тексте – составление текста из двух-трёх предложений по предложенным пиктограммам.

Рассмотрим более подробно направления логопедической работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста предметного и глагольного словаря.

Первым направлением логопедической работы является формирование понимания предметного и глагольного словаря.

Цель – сформировать у детей понимание новых слов (предметов и глаголов) с использованием пиктограмм.

Главной задачей данного направления стало накопление пассивного словарного запаса, а именно предметного и глагольного словаря. На занятиях дошкольникам предлагалось запомнить предметные слова, как называются: части тела (нос, ухо, голова, нога, рука, рот); предметы одежды (кофта, платье, рубашка, штаны); их игрушки (машина, мишка, кукла); туалетные принадлежности (полотенце, зубная щетка, расческа, мыло); предметы домашнего обихода (чашка, ложка, вилка, стол, стул); название явлений окружающей среды и отдельных предметов (вода, трава, земля, солнце, день, осень, цветы, машина, дом); названия животных, с которыми ребенок встречается, и названия диких животных.

При изучении глаголов основной акцент делался на назывании действий, которые ребенок совершает сам (ест, идет, стоит, спит, бегает, прыгает, кричит, раздевается, одевается, говорит, строит и т. д.), а затем изучались слова-действия, за совершением которых он может наблюдать, дома с близкими (читает, варит, моет, убирает, рисует, гладит) или на улице (листья падают, телефон звонит, самолет летит).

В том случае, когда дошкольники знали названия предметов, то сразу переходили к обучению и пониманию слов-действий, а также пониманию вопросов действий: что? куда? откуда? зачем? где? Все действия логопеда были подкреплены пиктограммами.

Реализация первого направления предполагала введение упражнений трех видов:

1)     на соотнесение пиктограммы с предметом и действием;

2)     распознание пиктограмм;

3)     классификацию пиктограмм.

Рассмотрим методику работы с каждым видом.

  1. Упражнения на соотнесение позволяли формировать у дошкольников умение вербально и невербально сопоставлять предметы и действия с пиктограммами.

Для соотнесения лексического значения с визуальной опорой применяли следующий метод действий:

-          логопедом задавался вопрос «кто?» или «что?» (актуализация предметного словаря) и «что делает?» (актуализация глагольного словаря);

-          дети воспроизводили сопряженно и отраженно актуализируемое слово;

-                    логопедом показывалась пиктограмма. Пиктограмма сопоставлялась с предметом или же предметной картинкой, глагольная соотносится с действием и сюжетной картинкой;

-          дети снова воспроизводили актуализируемую лексему за логопедом.

Итак, эти упражнения способствовали тому, что дети и невербально, и вербально соотносили предметы и действия, что позволило у них сформировать пассивный словарь (предметы одежды, части тела, фрукты, овощи и т. д.).

  1. Упражнения на распознавание ориентированы на нахождение определенных пиктограмм и акцентирование на нужной пиктограмме. Данная работа осуществлялась следующим образом: перед дошкольником выкладывались пиктограммы в количестве 3–4 штук, логопед называл слово (из предметного или глагольного словаря), ребенку необходимо найти соответствующую пиктограмму.

С помощью данных упражнений детям было легче научиться делать акцент на нужной пиктограмме, будь то предмет или действие. Также у детей формировалась способность определять, что относится к домашнему обиходу, предметам одежды, туалетным принадлежностям и т. д.

  1. 3.     Упражнения на классификацию помогали формировать умение группировать два и более предметов по предложенному критерию:

-          в серии именных пиктограмм (например, игрушки, посуда, одежда и т. д.) пиктограммы располагались не по порядку, дошкольнику необходимо было объединить картинки по лексической теме;

-          внутри группы пиктограмм, относящихся к одной лексической теме, логопед давал задание ребенку систематизировать пиктограммы по заданному критерию. Например, среди группы пиктограмм, обозначающих посуду, ребенку необходимо было разложить в группы посуду деревянную, железную и стеклянную.

У детей формировалась способность определять, что относится к домашнему обиходу, предметам одежды, туалетным принадлежностям и т. д.

Вторым направлением логопедической работы являлась активизация предметного и глагольного словаря.

Цель – закрепить у детей умение адекватно использовать предметный и глагольный словарь в самостоятельной речи с использованием пиктограмм.

Основные задачи данного направления: научить детей воспроизводить слова, обозначающие предметы и глаголы по пиктограммам, составлять словосочетания, двухсловные и многословные предложения, тексты из двух-трех предложений по пиктограммам; закрепить грамматически правильное произнесение слов, построение словосочетаний, предложений и текстов.

Второе направление предполагало введение упражнений четырех видов:

1)     на воспроизведение слов, обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;

2)     составление словосочетаний с использованием слов, обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;

3)     составление предложений:

-          двухсловных;

-          многословных.

4)     На составление текста из двух-трех предложений по предложенным пиктограммам.

Рассмотрим данные упражнения подробно.

  1. Упражнения на воспроизведение слов помогали формировать умение вербально называть все элементы воспринимаемой пиктограммы.

Для проведения упражнения использовались сюжетные картинки, демонстрационные действия, которые нужно сопоставить с пиктограммой. Например, «Кто? Мальчик. Что делает? Пьет».

Дети обучались дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы при помощи вопросов «Кто это?», «Что это?». Например, «Кто? Оса. Что делает? Садится, кружится, летит», «Что? Ракета. Что делает? Взлетает, летит, приземляется».

С помощью данного упражнения дети научились правильно дифференцировать предметы с действиями, что способствовало расширению предметного и глагольного словаря.

  1. Упражнения на приведение в соответствие. С помощью логопеда или самостоятельно дошкольники обучались находить и поправлять неточности либо ошибки:

-          Детям предлагалось выбрать ту пиктограмму, которая имеет отличительное значение по семантике, например шапка, шляпа, шарф, кепка.

-          Из представленных пиктограмм, дошкольнику необходимо было выбрать ту, которая подходит по смыслу к определенной пиктограмме. Например, «Что? Стол. Что делает? Лежит, стоит, летит, прыгает».

-          Логопедическая работа производилась на индивидуальных занятиях, после усвоения глагольных и предметных пиктограмм, и дети могли правильно соотносить их с вопросами «Кто?», «Что?» и «Что делает?».

Эти упражнения способствовали пониманию смыслового значения слов и действий, что в дальнейшем способствовало лучшей дифференциации слов.

  1. Упражнения на понимание и употребление предметного и глагольного словаря в двухсловных предложениях форм множественного числа. Во время занятия дети усваивали простые формы изменения слов при помощи вопросов логопеда «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Что делают?» и т. д.

Например, «Что? Ракета. Что делает? Летит. Что? Ракеты. Что делают? Летят». На пиктограмме закреплялся код множественного числа.

Упражнение не только помогает увеличить объем словаря, но и обучает словоизменению, при этом формирует фразовую речь.

  1. Упражнения на воспроизведение. Логопед, опираясь на пиктограммы, предлагал ребенку с помощью вопросов составить фразы, что способствовало расширению длины предложения. По образцу логопеда или самостоятельно дети составляли элементарное распространенное предложение с опорой на пиктограмму. Например:

-           Кто сварил суп?                      Мама.

-           Что сделала мама?               Мама сварила суп.

-           Кому мама сварила суп?       Мама сварила суп дочке.

С помощью упражнения дети обучались составлять самостоятельно предложения и увеличивать объем словаря.

  1. Упражнения на воспроизведение текстов. Детей обучали воспроизводить небольшие тексты. В работе над текстом пиктограммы способствовали избеганию пропусков лексем, формированию своего текста в соответствии с определенной программой. Если у детей получалось справиться с заданием, то пиктограммы не применялись или применялись частично. Постепенно дети ориентировались только на символы подлежащего и сказуемого.

Например, работа над текстом учитывает следующие этапы:

-          Логопед беседовал с детьми по теме рассказа.

-          Читал рассказ с одновременным выкладыванием пиктограмм. Например: Сегодня папа помыл посуду. Первым делом папа намылил посуду. Затем промыл под водой. Папа высушил и поставил посуду в шкаф.

-          Логопед произносил предложение, дети озвучивали его и выполняли действие.

-          Логопед повторно читал текст.

-          Дети сопряженно и отраженно повторяли каждое предложение и сопоставляют его с пиктограммой.

-          Логопед менял последовательность пиктограмм в предложении.

-          Дети восстанавливали нарушенную последовательность пиктограмм.

-          Логопед менял последовательность предложений в тексте.

-          Логопед читал текст.

-          Дети составляли текст с опорой на пиктограмму.

-          Дети самостоятельно пересказывали текст.

Данное задание способствовало формированию фразовой, связной и монологической речи, дети учились логически мыслить. Также формировался предметный и глагольный словарь.

В целом логопедическая работа проводилась по двум основным направлениям и предполагала различные упражнения по формированию предметного и глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР (II уровень). Во время экспериментальной работы мы старались побудить мотивацию и заинтересованность у детей для более успешной логопедической работы.

Таким образом, на первом этапе мы проработали упражнения на понимание предметного и глагольного словаря с помощью пиктограмм. Детям нужно было соотнести пиктограммы с предметами и действиями, распознавать пиктограммы и классифицировать пиктограммы и слова. На втором этапе были проработаны упражнения, направленные на активизацию предметного и глагольного словаря посредством пиктограмм. Дошкольники занимались воспроизведением слов, обозначающих предметы и глаголы, составляли словосочетания по пиктограммам, составляли двухсловные и многословные предложения, а также предложения из двух-трех предложений по пиктограммам.