Речь является сложной и уникальной формой общения. Благодаря речи мы производим обмен информацией, передаем эмоции и расширяем свой кругозор. У детей с помощью речи происходит общение с окружающим миром. Многие исследователи отмечали, что необходимо не только развитие речи в целом, но и постоянное совершенствование речевых умений [1, 2].
Главную роль в формировании речи играет предметный и глагольный словарь. Так, А. Н. Гвоздев указывал на важность формирования предметного и глагольного словаря именно в среднем дошкольном возрасте, что отвечает нормативным закономерностям речевого развития дошкольников [3]. При различных речевых патологиях, в частности при общем недоразвитии речи (ОНР), словарь у детей среднего дошкольного возраста характеризуется бедностью, малословностью, а одной из главных особенностей предметного и глагольного словаря у детей с ОНР является большое расхождение между объемом активного и пассивного словаря. При этом именно употребление слов в свободном высказывании приводит к затруднениям.
В своих работах Т. Б. Филичева и Г. В. Чиркина отмечали, что предметный и глагольный словарь составляет основу для развития лексики и лексико-грамматического строя речи дошкольников, что впоследствии становится базой для развития связной монологической речи [4].
В качестве средства, направленного на развитие у детей среднего дошкольного возраста предметного и глагольного словаря, могут использоваться пиктограммы. Это обусловлено тем, что пиктограмма – более наглядный и, соответственно, эффективный способ представления информации [5].
Исходя из сказанного выше, можно сделать вывод, что данный вопрос остается актуальным на сегодняшний день. Нашей целью стала разработка логопедического подхода к использованию пиктограмм при формировании у детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи предметного и глагольного словаря. За основу была взята логопедическая работа С. Н. Коноваловой (Викжанович), которая была разделена на два этапа [6].
Наша работа также была разделена на два направления, целью которых стало сформировать у детей среднего дошкольного возраста с ОНР предметный и глагольный словарь.
Назначение первого (подготовительного) направления состояло в ознакомлении и усвоении знаково-символического языка пиктограмм. Здесь отрабатывались общие навыки работы с пиктограммами. Дети постепенно знакомились с графическим способом представления информации – схемой-моделью, узнавали и запоминали её знаково-символический язык в виде схематических и стилизованных изображений, а также сами работали с моделями. На данном этапе отрабатывалось понимание пиктограмм, а именно:
- соотнесение пиктограмм с предметами и действиями;
- распознавание пиктограмм;
- классификация пиктограмм и слов, обозначающих предметы и глаголы по предложенному критерию.
Назначение второго (основного) направления состояло в формировании у дошкольников с недостатками речевого развития умения составлять словосочетания, предложения и тексты с использованием пиктограмм.
На этом этапе ставятся следующие задачи: учить детей создавать смысловую основу для повествовательного рассказа цепочной организации с использованием вариативных схем-моделей, выбирать развитие сюжета из предлагаемых в схеме вариантов; учить составлять описательный рассказ по сериационным моделям.
У детей 4–5 лет с недостатками речевого развития активно отрабатывался предметный и глагольный словарь по одной из программных тем, закрепляются обобщающие понятия, различные грамматические категории, формируется словотворчество, например, появляется умение составлять предложения со сравнительными оборотами.
Другими словами, у детей происходит «полисенсорное собирание рассказа». У каждого ребенка была возможность выбрать вариант развития сюжета. Варианты, представленные в схеме-модели, помогали творчески комбинировать различные ситуации, способствовали возникновению у ребенка новых мыслей и идей. На данном этапе отрабатывалась активизация предметного и глагольного словаря, а именно:
- в словах – воспроизведение обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;
- в словосочетаниях – составление словосочетания с использованием слов, обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;
- в предложениях – составление двухсловных и многословных предложений;
- в тексте – составление текста из двух-трёх предложений по предложенным пиктограммам.
Рассмотрим более подробно направления логопедической работы по формированию у детей среднего дошкольного возраста предметного и глагольного словаря.
Первым направлением логопедической работы является формирование понимания предметного и глагольного словаря.
Цель – сформировать у детей понимание новых слов (предметов и глаголов) с использованием пиктограмм.
Главной задачей данного направления стало накопление пассивного словарного запаса, а именно предметного и глагольного словаря. На занятиях дошкольникам предлагалось запомнить предметные слова, как называются: части тела (нос, ухо, голова, нога, рука, рот); предметы одежды (кофта, платье, рубашка, штаны); их игрушки (машина, мишка, кукла); туалетные принадлежности (полотенце, зубная щетка, расческа, мыло); предметы домашнего обихода (чашка, ложка, вилка, стол, стул); название явлений окружающей среды и отдельных предметов (вода, трава, земля, солнце, день, осень, цветы, машина, дом); названия животных, с которыми ребенок встречается, и названия диких животных.
При изучении глаголов основной акцент делался на назывании действий, которые ребенок совершает сам (ест, идет, стоит, спит, бегает, прыгает, кричит, раздевается, одевается, говорит, строит и т. д.), а затем изучались слова-действия, за совершением которых он может наблюдать, дома с близкими (читает, варит, моет, убирает, рисует, гладит) или на улице (листья падают, телефон звонит, самолет летит).
В том случае, когда дошкольники знали названия предметов, то сразу переходили к обучению и пониманию слов-действий, а также пониманию вопросов действий: что? куда? откуда? зачем? где? Все действия логопеда были подкреплены пиктограммами.
Реализация первого направления предполагала введение упражнений трех видов:
1) на соотнесение пиктограммы с предметом и действием;
2) распознание пиктограмм;
3) классификацию пиктограмм.
Рассмотрим методику работы с каждым видом.
- Упражнения на соотнесение позволяли формировать у дошкольников умение вербально и невербально сопоставлять предметы и действия с пиктограммами.
Для соотнесения лексического значения с визуальной опорой применяли следующий метод действий:
- логопедом задавался вопрос «кто?» или «что?» (актуализация предметного словаря) и «что делает?» (актуализация глагольного словаря);
- дети воспроизводили сопряженно и отраженно актуализируемое слово;
- логопедом показывалась пиктограмма. Пиктограмма сопоставлялась с предметом или же предметной картинкой, глагольная соотносится с действием и сюжетной картинкой;
- дети снова воспроизводили актуализируемую лексему за логопедом.
Итак, эти упражнения способствовали тому, что дети и невербально, и вербально соотносили предметы и действия, что позволило у них сформировать пассивный словарь (предметы одежды, части тела, фрукты, овощи и т. д.).
- Упражнения на распознавание ориентированы на нахождение определенных пиктограмм и акцентирование на нужной пиктограмме. Данная работа осуществлялась следующим образом: перед дошкольником выкладывались пиктограммы в количестве 3–4 штук, логопед называл слово (из предметного или глагольного словаря), ребенку необходимо найти соответствующую пиктограмму.
С помощью данных упражнений детям было легче научиться делать акцент на нужной пиктограмме, будь то предмет или действие. Также у детей формировалась способность определять, что относится к домашнему обиходу, предметам одежды, туалетным принадлежностям и т. д.
- 3. Упражнения на классификацию помогали формировать умение группировать два и более предметов по предложенному критерию:
- в серии именных пиктограмм (например, игрушки, посуда, одежда и т. д.) пиктограммы располагались не по порядку, дошкольнику необходимо было объединить картинки по лексической теме;
- внутри группы пиктограмм, относящихся к одной лексической теме, логопед давал задание ребенку систематизировать пиктограммы по заданному критерию. Например, среди группы пиктограмм, обозначающих посуду, ребенку необходимо было разложить в группы посуду деревянную, железную и стеклянную.
У детей формировалась способность определять, что относится к домашнему обиходу, предметам одежды, туалетным принадлежностям и т. д.
Вторым направлением логопедической работы являлась активизация предметного и глагольного словаря.
Цель – закрепить у детей умение адекватно использовать предметный и глагольный словарь в самостоятельной речи с использованием пиктограмм.
Основные задачи данного направления: научить детей воспроизводить слова, обозначающие предметы и глаголы по пиктограммам, составлять словосочетания, двухсловные и многословные предложения, тексты из двух-трех предложений по пиктограммам; закрепить грамматически правильное произнесение слов, построение словосочетаний, предложений и текстов.
Второе направление предполагало введение упражнений четырех видов:
1) на воспроизведение слов, обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;
2) составление словосочетаний с использованием слов, обозначающих предметы и глаголы, по пиктограммам;
3) составление предложений:
- двухсловных;
- многословных.
4) На составление текста из двух-трех предложений по предложенным пиктограммам.
Рассмотрим данные упражнения подробно.
- Упражнения на воспроизведение слов помогали формировать умение вербально называть все элементы воспринимаемой пиктограммы.
Для проведения упражнения использовались сюжетные картинки, демонстрационные действия, которые нужно сопоставить с пиктограммой. Например, «Кто? Мальчик. Что делает? Пьет».
Дети обучались дифференцировать одушевленные и неодушевленные предметы при помощи вопросов «Кто это?», «Что это?». Например, «Кто? Оса. Что делает? Садится, кружится, летит», «Что? Ракета. Что делает? Взлетает, летит, приземляется».
С помощью данного упражнения дети научились правильно дифференцировать предметы с действиями, что способствовало расширению предметного и глагольного словаря.
- Упражнения на приведение в соответствие. С помощью логопеда или самостоятельно дошкольники обучались находить и поправлять неточности либо ошибки:
- Детям предлагалось выбрать ту пиктограмму, которая имеет отличительное значение по семантике, например шапка, шляпа, шарф, кепка.
- Из представленных пиктограмм, дошкольнику необходимо было выбрать ту, которая подходит по смыслу к определенной пиктограмме. Например, «Что? Стол. Что делает? Лежит, стоит, летит, прыгает».
- Логопедическая работа производилась на индивидуальных занятиях, после усвоения глагольных и предметных пиктограмм, и дети могли правильно соотносить их с вопросами «Кто?», «Что?» и «Что делает?».
Эти упражнения способствовали пониманию смыслового значения слов и действий, что в дальнейшем способствовало лучшей дифференциации слов.
- Упражнения на понимание и употребление предметного и глагольного словаря в двухсловных предложениях форм множественного числа. Во время занятия дети усваивали простые формы изменения слов при помощи вопросов логопеда «Кто?», «Что?», «Что делает?», «Что делают?» и т. д.
Например, «Что? Ракета. Что делает? Летит. Что? Ракеты. Что делают? Летят». На пиктограмме закреплялся код множественного числа.
Упражнение не только помогает увеличить объем словаря, но и обучает словоизменению, при этом формирует фразовую речь.
- Упражнения на воспроизведение. Логопед, опираясь на пиктограммы, предлагал ребенку с помощью вопросов составить фразы, что способствовало расширению длины предложения. По образцу логопеда или самостоятельно дети составляли элементарное распространенное предложение с опорой на пиктограмму. Например:
- Кто сварил суп? Мама.
- Что сделала мама? Мама сварила суп.
- Кому мама сварила суп? Мама сварила суп дочке.
С помощью упражнения дети обучались составлять самостоятельно предложения и увеличивать объем словаря.
- Упражнения на воспроизведение текстов. Детей обучали воспроизводить небольшие тексты. В работе над текстом пиктограммы способствовали избеганию пропусков лексем, формированию своего текста в соответствии с определенной программой. Если у детей получалось справиться с заданием, то пиктограммы не применялись или применялись частично. Постепенно дети ориентировались только на символы подлежащего и сказуемого.
Например, работа над текстом учитывает следующие этапы:
- Логопед беседовал с детьми по теме рассказа.
- Читал рассказ с одновременным выкладыванием пиктограмм. Например: Сегодня папа помыл посуду. Первым делом папа намылил посуду. Затем промыл под водой. Папа высушил и поставил посуду в шкаф.
- Логопед произносил предложение, дети озвучивали его и выполняли действие.
- Логопед повторно читал текст.
- Дети сопряженно и отраженно повторяли каждое предложение и сопоставляют его с пиктограммой.
- Логопед менял последовательность пиктограмм в предложении.
- Дети восстанавливали нарушенную последовательность пиктограмм.
- Логопед менял последовательность предложений в тексте.
- Логопед читал текст.
- Дети составляли текст с опорой на пиктограмму.
- Дети самостоятельно пересказывали текст.
Данное задание способствовало формированию фразовой, связной и монологической речи, дети учились логически мыслить. Также формировался предметный и глагольный словарь.
В целом логопедическая работа проводилась по двум основным направлениям и предполагала различные упражнения по формированию предметного и глагольного словаря у детей среднего дошкольного возраста с ОНР (II уровень). Во время экспериментальной работы мы старались побудить мотивацию и заинтересованность у детей для более успешной логопедической работы.
Таким образом, на первом этапе мы проработали упражнения на понимание предметного и глагольного словаря с помощью пиктограмм. Детям нужно было соотнести пиктограммы с предметами и действиями, распознавать пиктограммы и классифицировать пиктограммы и слова. На втором этапе были проработаны упражнения, направленные на активизацию предметного и глагольного словаря посредством пиктограмм. Дошкольники занимались воспроизведением слов, обозначающих предметы и глаголы, составляли словосочетания по пиктограммам, составляли двухсловные и многословные предложения, а также предложения из двух-трех предложений по пиктограммам.