Full text
– Мы похожи на Ахиллеса, который пытается догнать черепаху, отстав от нее на двадцать лет. Путь в двадцать лет мы проделываем за пять, но за это время черепаха уползает вперед еще на пять лет, эти пять лет мы пробегаем за год и так далее. – Так нам придется без конца за ней гонятся... – Пока ничего другого нам не остается, но когда-нибудь мы ее догоним и перегоним! – А нельзя ли сразу стать пусть маленькой, но черепашкой? (Полнометражный анимационный фильм «Ветер крепчает», режиссёр Хаяо Миядзаки) В наш век, где широкое распространение получают информационные технологии, особое место в управлении качеством школьного образования отводится именно им. Различные компьютерные системы, электронные средства, а также аудио- и видеотехника сегодня – лучшие друзья для учителей и даже преподавателей. Частое обращение к использованию информационных технологий не зря столь популярно, ведь именно это даёт возможность привлечь внимание обучающихся (что зачастую сделать достаточно трудно), развить их творческое/критическое мышление, сформировать целостное отношение к информационным знаниям в общем и к различным навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию, используя ИТ и мультимедиа, а также разновидные Интернет-ресурсы. На уроках литературы в школе особенно тяжко обратить внимание на «скучные», но необходимые для учеников художественные тексты, однако если представить их не как что-то обыденное, а как удивительное, то, чего обучающиеся никак не ожидают, помимо этого, давать творческие задания, то изучение произведений будет строиться скорее на добровольной основе, чем на принудительной. На современном этапе развития информационных технологий в школьном образовании учителям предоставляется возможность давать творческие задания, связанные с ИКТ компетенцией. Подобные задания базируются на использовании графических редакторов. Например: нарисовать афишу к произведению, портрет/герб одного из героев, визуализировать старинное письмо, которое якобы будет отправлено персонажу произведения, подготовить заочную экскурсию, плейкаст, буктрейлер, кластер, ментальную карту, коллаж, социальную страничку одного из героев и многие другие. Существует большое количество растровых редакторов, которые могут быть использованы для выполнения большинства творческих заданий по литературе, но мы остановимся на двух самых известных: GNU Image Manipulation Program (GIMP) и Adobe Photoshop. Их основное и главное отличие кроется в допустимых возможностях, ведь Adobe Photoshop имеет более широкий спектр инструментов, чем GIMP. Сопоставим два приведённых редактора в Таблице 1. Таблица 1 Сравнение возможностей графических редакторов Возможности GIMP Adobe Photoshop Поддержка CMYK. Не поддерживает CMYK. Поддерживает. Работа со слоями. Имеется (простое редактирование). Улучшенная версия (есть возможность сделать что-то более сложное). Набор инструментов. Основные (уровни, кривые, маски, кисти). Основные + профессиональные (например, 4 вида «лечебных кистей»). Возможность редактировать изображения в формате RAW. Не поддерживает (придётся перед этим преобразовать в JPEG). Поддерживает. Доступ/приобретение. Свободный. Платный. Таким образом, мы видим, что редактор Adobe Photoshop может дать больше возможностей обучающимся для выполнения различных творческих заданий, однако вопрос о цене остаётся открытым, ведь не все образовательные учреждения даже в наше время могут приобрести лицензионную версию, которая позволит использовать абсолютно всё. Тем не менее, привлечение именно Adobe Photoshop будет предпочтительнее. Наш выбор легко обосновать. Мы провели социальный опрос, с помощью результатов которого можно наглядно представить, какой фоторедактор предпочтительнее «в народе». Из 96 респондентов: 1. 88,9% знают о Adobe Photoshop, а 11,1% даже не слышали об этом фоторедакторе; 2. Использование: а) 36,1% пользуются; б) 11,1% нет, т.к. не имеют возможности приобрести лицензионную версию; в) 8,3% не позволяют ресурсы ПК; г) 16.7% использовать Adobe Photoshop неудобно; д) 27,8% уже привыкли к другому фоторедактору. Из этих же опрошенных: 1. 55,6% никогда не слышали о существовании GIMP, а 44,4% слышали; 2. Лишь 11,4% пользуются им; 3. 20% неудобно за счёт сложности интерфейса; 4. 11,4% не позволяют ресурсы ПК; 5. 57,1% комфортно уживаются с другим фоторедактором. И в последнем вопросе, где мы спросили у респондентов, что же всё-таки лучше – Adobe Photoshop или GIMP – результат был однозначным: 82,9% за Adobe Photoshop. Таким образом, мы видим, что GIMP используется значительно реже, о нём слышало достаточно маленькое количество людей, в то время как Adobe Photoshop использует большинство, но даже если нет, то, наверняка, слышали о нём, а это много значит в выборе. Применение на уроках литературы фоторедакторов, как уже говорилось выше, может быть различным: создание афиш, гербов/портретов героев, постеров и т.д. Всё это можно сделать с помощью Adobe Photoshop на практически любом уровне использования. Приведём пример в виде нескольких заданий подобного рода: 1. В 5-6 классах ребята проходят Мифы Древней Греции. Задание: создайте герб одного из героев мифа, который вам нравится. Помимо этого, сформулируйте речь-защиту, в которой вы расскажете о своём гербе: почему вы выбрали определённые цвета, детали, формы, как это связано с героем мифа, которого вы выбрали, и т.д. 2. При изучении пьесы А.Н. Островского «Гроза»: создайте постер/постер-буктрейлер/афишу к данной пьесе и сформулируйте речь-защиту, где расскажите о своём постере. Требование: тесная связь с произведением, указание «даты» пьесы, места проведения мероприятия, а также учёт основных требований, например, к афишам, которые предлагаются в театрах. 3. При изучении сложных произведений, например «Отцы и дети» И.С. Тургенева, можно дать такое задание: создайте ментальную карту одного из типов по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети». Существует несколько типов ментальной карты: - сюжетная - отражение сюжетных элементов в интерпретации ребёнка. Направлено на помощь в запоминании текста; - образная – отражение отношений между героями, отношения героя к различным сферам его жизни или того, что его окружает. Направлено на лучшее понимание героев произведения, на запоминание связей героев между собой, ведь зачастую их слишком много, чтобы запомнить сразу; - сюжетно-образная – синтез двух типов. Намного сложнее других двух в плане оформления. задумки, реализации, но очень ценна, так как отражает практически всё: сюжетную композицию, героев, отношения героев, мысли каждого героя и т.д. 4. При изучении пьесы «Ревизор» Н.В. Гоголя: создайте карту города N из произведения Н.В. Гоголя «Ревизор», используя фоторедактор Adobe Photoshop. Направлено на лучшее запоминание текста, ведь при создании карты обучающимся придётся несколько раз проверить все детали. Остановимся на одном из заданий, чтобы показать, как его нужно выполнять, если Вы – обучающийся, допустим, 10 класса. И на ближайших уроках Вы будете изучать поэму Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души». На одном из уроков по изучению поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» учитель может предложить ребятам подобного рода задание: создайте постер к произведению, используя фоторедактор. Время на выполнение даётся от урока к уроку – обычно это около недели. Задание несложное и достаточно интересное, но требует креативного подхода к выполнению, а также знание текста. В наше время современные обучающиеся зачастую интересуются новинками кино. Включив воображение, можно найти сходство названия поэмы Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» с фильмом, вышедшем в 2016 году, который называется «Дэдпул» (на английском языке – Deadpool). У фильма очень яркие и необычные постеры – это сразу привлекает внимание. Почему бы не сделать что-то подобное? Если открыть и посмотреть на оригинальное название фильма, то мы увидим: «Deadpool», что в переводе значит «Мёртвый бассейн» (dead – мёртвый, pool – бассейн). Тогда мы берём название поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» и переводим его на английский. Получаем – «Deadsouls» (dead – мёртвые, souls – души). Для реализации задуманного обучающемуся на помощь приходит Adobe Photoshop. Для создания желаемого нам нужно проделать обширную работу, задействовав несколько возможностей фоторедактора. Примерный план работы: 1. Выбор картинки с изображением Чичикова, как главного героя, который будет на постере ключевым моментом. Допустим, нам нужно изображение героя либо в полный рост, либо по пояс – такое найти очень просто в любом поисковике (Яндекс, Google и др). Но есть обязательное условие – картинка должна быть цветная и приличного качества. 2. Выбор шрифта для названия на постере («Deadsouls»). Необходимый шрифт можно скачать с помощью любого поисковика. Буквально первая ссылка выведет нас на нужный источник. В нашем случае для поддержания «композиции» очень желательно воспользоваться шрифтом из кинофильма «Дэдпул», чтобы создать качественную пародию. 3. Работа усложняется с каждым шагом. Все картинки, которые мы нашли, с большой вероятность будут иметь какой-либо фон. Нам нужно вырезать Чичикова из этого фона, чтобы поместить его на белое полотно, как на постерах к кинофильму «Дэдпула». Вырезаем с помощью инструмента «Быстрое выделение», переносим на заготовленный белый фон. Затем нужно очень аккуратно подравнять края нашего Чичикова обычным «ластиком», изменяя размеры с помощью правой кнопки мыши. Естественно, это кропотливая работа, которая займёт много время у неподготовленного человека, однако она будет иметь свои плоды – картинка с Чичиковым будет вырезана качественно, не будет иметь никаких заострённых углов, лишних частей, а значит, «следы» перенесения с другой картинки будут видны минимально или же вообще не будут заметны. 4. Когда Чичиков на нужном месте, необходимо поместить на постер название («Deadsouls»), привлекающую фразу (например, «у помещика новое лицо») или подходящую цитату из текста («ни в городе Богдан, ни в селе Селифан»), дату первой публикации произведения вместо даты выхода кинофильма, а также возрастное ограничение, если таковое подразумевается и вообще имеет место быть. В нашем случае это 16+, так как обучающиеся, которые изучают «Мёртвые души», находятся в 10 классе. Можно «поиграться» с цветом, градиентом, тенью, размером, обводкой, «тиснением» шрифта, чтобы приблизиться к наилучшему варианту. Таким образом, постер готов. Его необходимо сохранить в формате JPG, сбросить на флешку или распечатать в цветном варианте. Однако это не всё. Чтобы ученику зачли данное задание, ему необходимо подготовить речь-представление, где он рассказывает о своём постере следующее: 1. По какому принципу были подобраны картинки? 2. Почему соотношение именно с этим кинофильмом? 3. Почему именно эту фразу/цитату выбрал ученик? А также всё, что сам ученик посчитает нужным сказать. Таким образом, мы видим, что с помощью Adobe Photoshop можно создать постер к изучаемому произведению. Таким же образом можно создать с его помощью следующее: афишу, герб, кластер, коллаж, ментальную карту, портрет, постер-буктрейлер, обложку и многое другое. Подобные задания будут совершенствовать у детей не только творческое мышление, но так же и умение работать с фоторедактором, создавать подобные варианты интерпретации текста. Задания подобного рода можно давать почти на каждый урок, но главное – чтобы они были достаточно разнообразными и редко повторялись, иначе появившийся интерес у учащихся быстро угаснет, тогда учитель будет вынужден искать другие формы работы. Помимо этого, учитель не должен забывать, что все задания должны быть направлены на анализ произведения, на его запоминание и понимание, иначе они будут бессмысленными и бесполезными. Таким образом, разнообразить можно и нужно даже уроки литературы, которые в наше время кажутся современным детям неинтересными. К тому же задания подобного рода можно составить к любому произведению, будь то роман, поэма, стихотворения и др. Главными плюсами привлечения таких заданий является то, что это будет способствовать не только лучшему пониманию произведения, но также развитию критического мышления и работы с ИКТ у обучающихся.