Full text
В настоящее время вопрос готовности детей к обучению в школе приобретает особую значимость. В школе происходят существенные преобразования, вводятся новые программы, меняется её структура. Проблема готовности дошкольников к школьному обучению обозначена в работах известных отечественных исследо¬вателей: Л.А. Венгера, Б.Г. Ананьева, Т.И. Бабаева, Л.С. Выготского, Н.В. Дуровой, Л.А. Григорович, Д.Б. Эльконина, В.И. Яшиной [1, 2]. Важной задачей дошкольного периода является развитие индивидуальности ребенка и подготовка его к школе. Часто родители будущего школьника забывают о мотивационной готовности ребенка, обращая большее внимание на его интеллект. Так ребенок бывает иногда не готов к умению работать в коллективе, принимать роль ученика, слушать учителя. Детям с ограниченными возможностями здоровья поступление в школу дается сложнее. Не каждый ребенок готов в достаточной мере вербализировать свои эмоции и состояния при общении со сверстниками и учителями. Проблемой готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению занимались многие зарубежные и российские ученые, методисты, педагоги-исследователи (Божович Л.И., Борякова Н.Ю., Слепович Е.С., Ульенкова У.В., Менчинская H.A., Мещерякова Э.И., Рубинштейн C.Л., Талызина Н.Ф. и др.) [3,4]. Несмотря на высокую степень актуальности, данная проблема продолжает оставаться недостаточно исследованной. В научных работах в полной мере не отражена специфика коррекционной работы, направленной на формирование мотивационной готовности старших дошкольников с задержкой психического развития к школьному обучению. Анализ основных компонентов мотивационной готовности к школе дает возможность отразить главные направления работы по двум компонентам, характеризующих высокий уровень мотивации к обучению в школе в схеме (рис. 1). Рисунок 1 – Направления работы по формированию мотивационной готовности к школьному обучению В целях коррекционного развития мотивационной готовности старших дошкольников с ЗПР к обучению в школе акцентируется внимание на следующие направления: - формирование социального мотивационного компонента готовности к школьному обучению; - формирование познавательного мотивационного компонента готовности к школьному обучению. В каждом направлении выделяются основные задачи работ на коррекционных занятиях: 1) формирование осознания социальной необходимости; 2) формирование положительного отношения к школе; 3) развитие понимания смысла учебной деятельности; 4) развитие желания получать новые знания. Из схемы видно, что каждый вид деятельности реализует несколько задач. Где задачи 1 и 2 являются главными, но не единственными в формировании социального мотива обучения, 3 и 4 – познавательного мотива. Все виды работ проводятся не изолированно от других, а во взаимосвязи. Направление 1. Формирование социального мотивационного компонента готовности к школьному обучению. Цель – сформировать у дошкольников с задержкой психического развития понимания социальной значимости учения. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с другими людьми. Например, стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности. При этом велико значение мотивов осознания социальной необходимости, долга и ответственности, стремление хорошо подготовиться к выбору профессии. Практически каждый дошкольник представляет себя в какой-либо профессиональной сфере, мечтает получить профессию. Но не все дети, в особенности дети с задержкой психического развития, имеют представления о навыках и умениях, которые должен иметь человек с определенной профессией. Не все знают, что нужно много учиться, чтобы получить ее. Формируя социальный мотив готовности к школе с детьми проводятся беседы, игры на тему будущих профессий, где на обсуждение выходят вопросы значимости профессии, необходимости имения определенных умений и навыков и какие усилия нужно приложить для получения определенной профессии. Формируя осознание социальной необходимости и стремление хорошо подготовиться к выбору профессии организуются экскурсии в школу, где особое внимание уделяется профессии учителя и медицинского работника (на констатирующем этапе дети часто упоминают данные профессии). С дошкольниками проводится наблюдение за деятельностью людей данных профессий. Проводятся беседы о том, что нужно знать и уметь для получения определенной профессии. Фрагмент беседы: -Ребята, кто же такой врач? -Он лечит людей, слушает сердце, смотрит горло. Дает лекарство. -Во что одет врач? Что ему нужно, чтобы лечить людей? -Белый халат, колпак. В сумке есть таблетки, вата, градусник. -Каким должен быть врач? -Умным, добрым. Он должен знать все болезни и лекарства. -Как вы думаете, тяжело быть врачом? Почему? -Да. Надо много знать. -Да. Врачи очень много знают. Они много учились, чтобы помогать людям, лечить их. Сначала они учились в школе, чтобы уметь писать, читать и считать. Потом – в университете. Там узнают о болезнях, как их лечить. Это нелегкий труд. Так акцентируется внимание на том, что для получения какой-либо профессии необходимо учиться, чтобы быть хорошим специалистом. Для создания школьной обстановки на начало занятий используется колокольчик-звонок. Так дошкольники имеют возможность глубже погрузиться в школьную среду. Данный прием дети воспринимают положительно и всегда ждут начала занятия. Также в рамках работы по данному направлению используются дидактические игры, в которых решаются представленные в схеме задачи. Приведем примеры. Детям предлагается продифференцировать атрибуты, орудия труда людей различных профессий. Аргументировать свой выбор. Обсуждается, что должен знать врач, пожарный, строитель, садовник, учитель и другие. В качестве оборудования используются игрушечные модели, предметные картинки. Для уточнения необходимых принадлежностей ученика в школе проводится следующая дидактическая игра. Детям предлагаются картинки с изображением разных предметов, среди которых есть школьные принадлежности, одежда, учебники. Задача детей найти только школьные предметы. При каждом выборе проговаривается значимость предмета для урока, его предназначение. Дидактическая игра о профессиях (учитель, учитель музыки, физической культуры, рисования, библиотекарь, охранник, повар, уборщица и другие работники школы). Цели: систематизировать и расширить представления детей о школе; познакомить с профессиями людей, работающих в школе; пробуждать позитивное отношение детей к сотрудникам школы. Ход игры: 1-й вариант. Педагог предлагает детям рассмотреть фотографии о школе, назвать профессии людей, работающих в школе. Уточнить признаки, по которым дети узнали профессию человека (указка, мел у учителя, белый халат у медсестры, колпак и столовые приборы у школьного повара и др.). 2-й вариант. Участник игры получает набор карточек. Из них ребенок выбирает те, на которых изображены предметы, соответствующие профессиям сотрудников школы. Рассказывает, как может быть применен данный предмет человеком определенной профессии. Все дети участвуют в обсуждении, предлагает свои варианты. 3-й вариант. Ребенок выбирает карточку с изображением профессии, не показывая ее другим детям. Рассказывает об особенностях профессии. Сверстники угадывает профессию по описанию, объясняют свой выбор. Каждый дошкольник может «примерить» на себя роль учителя, учеников. Среди детей выбирается наиболее активный «учитель», остальные – ученики. Так как роль учителя наиболее желаемая для детей, чтобы не допустить конфликта между дошкольниками, обговаривается, что каждый сможет быть «учителем», но сегодня будет конкретный ребенок. В процессе всей работы каждый ребенок может принять на себя роль учителя. Создается атмосфера школы: используются звонок, парты, тетради, доска и тому подобное. «Учителю» даётся задание «научить» детей чему-либо. Подбираются темы, где «учитель» может рассказать о чем-либо, задать вопросы «ученикам», которые, в свою очередь, тоже будут подготовлены к восприятию и заинтересованы. Ребенок в роли учителя начинает «урок» со звонка, приветствует своих «учеников», может использовать все необходимые атрибуты. Каждый ребенок может почувствовать себя «взрослым» в новых ролях. На этом этапе происходит знакомство детей с различными профессиями в рамках просмотра мультфильмов по теме. Также используется самостоятельное и совместное рисование. Дошкольникам предлагается изобразить свою будущую профессию, будущую школу или класс и так далее. На совместном рисовании у дошкольников развивается умение договариваться в группе, слушать сверстников, высказывать и аргументировать свое мнение. Основной темой рисования является «Школа». Сначала обсуждается, как будет выглядеть школа, какой будет кабинет, какие предметы должны находиться в классном кабинете, какие принадлежности могут лежать на партах учеников. Далее дети договариваются, что именно будет изображено на рисунке. Задача формирования положительного отношения к школе находится в активной взаимосвязи с другими задачами, то есть, используя экскурсии, игры, творчество одновременно создаются положительные эмоции детей. Рассмотрим следующее направление коррекционно-развивающей работы. Направление 2. Формирование познавательного мотивационного компонента готовности к школьному обучению. Цель – ориентировать дошкольников с задержкой психического развития на необходимость овладения новыми знаниями, учебными навыками. Главными задачами в рамках этого направления являются развитие понимания смысла учебной деятельности, развитие желания получать новые знания. Реализация работы по данному направлению осуществляется параллельно с первым. Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения. Эти мотивы свидетельствуют об ориентации дошкольников на овладение новыми знаниями, учебными навыками, определяются глубиной интереса к знаниям: новым занимательным фактам, явлениям, к существенным свойствам явлений, первым дедуктивным выводам, к закономерностям и тенденциям, к теоретическим принципам, ключевым идеям и так далее. К этой группе относятся также мотивы, свидетельствующие об ориентации дошкольников на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда. Познавательные мотивы отражают стремление дошкольников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний. Для формирования представлений об образовательном процессе организуется предварительная беседа с детьми на тему «Я иду в школу». В ходе данной беседы выясняется, что детям уже известно о школе, предлагается новая информация. Для того, чтобы дать дошкольникам возможность в естественной обстановке познакомиться с жизнью школы, организуется экскурсия в образовательное учреждение. Здесь старшие дошкольники с задержкой психического развития знакомятся с помещением школы, устройством классного кабинета, библиотекой, с названиями и назначением предметов. Такие экскурсии формируют не только представление о жизни школы, но и создают положительное отношение к ней, что является еще одной задачей коррекционной работы. После экскурсии с дошкольниками проводится беседа для закрепления новой полученной информации, положительных эмоций. Следующее занятие предполагает просматривание иллюстраций на тему «Школа» для образного представления процесса школьного обучения и рисование, где детям дается возможность изобразить свои представления на данную тему, отразить личное отношение. При просмотре иллюстраций и фотографий внимание детей обращается на то, что у каждого ученика в кабинете есть свое место (парта, стул), все ученики сидят ровно, с прямой спиной. При желании ответить необходимо поднять руку, выходить к доске по вызову учителя, внимательно слушать его задание. Еще одним вариантом использования сюжетных картинок и иллюстраций является задание нахождения школьных предметов. То есть на картинке изображаются различные предметы вразброс или какой-либо сюжет. Дошкольникам предлагается внимательно рассмотреть и назвать предметы, которые могут пригодиться для учебы. Также в работе активно используются дидактические игры. Приведем несколько примеров игр. Предварительные беседы и экскурсия включают в себя правила поведения в школе. Сюда относится и то, что на уроке нельзя шуметь, у доски нужно отвечать громко. На перемене в коридоре тоже можно позволить себе говорить чуть громче, чем во время урока в кабинете и так далее. Данная игра позволяет закрепить эти знания дошкольников. Правила игры: ведущий произносит начало фразы одному из детей и бросает ему мяч. Задача ребёнка закончить фразу, используя слова «громко» и «тихо». Например: когда ты сидишь на уроке, ты разговариваешь…, на перемене ты разговариваешь…, на уроке рисования ты разговариваешь…, в библиотеке ты разговариваешь… . Игра на дифференциацию предметов. Детям предлагаются картинки с изображением разных предметов, среди которых есть школьные принадлежности, одежда, учебники. Задача детей найти только школьные предметы. Для усложнения данной игры можно использовать настоящие ранцы и школьные принадлежности. Дошкольникам предлагается в команде или индивидуально на скорость собрать ранец в школу. По окончании игры дети рассказывают о наполнении своего ранца, обосновывают выбор того или иного предмета. Игра на развитие памяти, внимания, умения дифференцировать. Дети сидят в кругу. Первый ребенок говорит: «Я положу себе в портфель....» и называет необходимый в школе предмет. Следующий ребенок повторяет название предмета, который называл предыдущий ребенок и добавляет свой предмет и т.д. последний ребенок повторяет все названные предметы. Для облегчения запоминания первое время можно предлагать картинки или предметы для подсказок. По мере частоты проведения подобных игр, дошкольники быстро и сознательно называют школьные предметы. Игра на развитие умения анализировать. Детям предлагается «наполнить» 2 копилки - трудности ученика и успехи ученика (2 непрозрачные баночки с наклеенными названиями разного цвета). Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, огорчить, или наоборот, обрадовать, принести удовольствие, помочь справиться с трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием мелкого предмета в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка успеха звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково - то, несмотря на трудности, будет не меньше успехов. А если трудностей больше - добавить «фишек» в копилку успеха, упомянув то, о чем забыли дети. В процессе всей работы данная игра применялась несколько раз. При формировании познавательного мотивационного компонента готовности к школьному обучению основными видами работ являются развитие понимания смысла учебной деятельности и развитие желания получать новые знания. У большинства дошкольников смыслом учебной деятельности являются получение высокой отметки, встреча с одноклассниками или тому подобное. Для уточнения смысла посещения школьных уроков используются сюжетно-ролевые и дидактические игры, беседы. Игра на развитие представлений об учебной деятельности. Ведущий бросает мяч ребёнку, говорит фразу. Задача ребёнка поймать мяч, если фраза верна, отбросить, если нет. Например: на уроке я буду спать, на уроке математики я научусь считать, в школе я научусь чему-то новому, ну уроке чтения я научусь баловаться и другие. Дидактическая игра на закрепление зрительного образа школьных предметов, развитие внимания, четкости зрительного восприятия. Дошкольникам предлагаются контурные наложенные друг на друга изображения канцелярских принадлежностей, предметные картинки каждого из них в отдельности. Дети рассматривают изображение, называют все предметы, объясняют их назначение. Дидактическая игра на запоминание. Цель: развивать зрительную смысловую память дошкольников. Материал: набор из 15 предметов канцелярских принадлежностей и 5 игрушек. На столе раскладываются 5 предметов, из которых 2 – игрушки, 3 – канцелярские товары. Дети называют все предметы. Далее выбирается один ребенок и встает спиной к столу. Дается инструкция назвать канцелярские принадлежности, которые лежали на столе. Если ребенок не справляется с заданием, вызывается второй ребенок. После первого правильного выполнения задания вызывается вновь первый ребенок и пробует свои возможности. Затем набор предметов меняется, игра повторяется. Постепенно увеличивается количество предметов на столе. Основное внимание уделяется воспитанию у детей направленности на получение новых знаний. Но детей должны привлекать не только новые знания, но и сам процесс их получения. Поэтому школа должна вы¬ступать как один из главных источников получения знаний, умений и на¬выков. На примере рассказа Л. Н. Толстого «Филиппок» дошкольники могут получать зна¬ния о школе, школьных принадлежностях в процессе чтения. Содержание занятия направлено на решение следующих задач: формирование устойчивого интереса детей к школе, по¬вышение уровня познавательной активности, развитие мотивов, побуж¬дающих к учебной деятельности. После чтения рассказа задаются вопросы «почему Филиппку не разрешили ходить в школу?», «почему мальчик хочет учиться в ней?» и тому подобное. Далее дошкольникам предлагается придумать и нарисовать то, что пригодится мальчику для учебы в школе. После беседы с детьми анализируется правильность выбора нарисованных школьных принадлежностей. При выявлении детей, которые рисуют лишние предметы (например игрушки) проводится индивидуальная работа: - Почему ты нарисовал Филиппку для учебы машинку? - Он будет играть. - А в школе играют или учатся? - Учатся. Но играть тоже надо. - Филиппок пришел учиться в школу, он не взял с собой свои игрушки, он оставил их дома. Ему в школе хочется научиться писать кра¬сиво, читать, чтобы он мог прочитать интересные книжки или написать сам письмо другу. Давай мы поиграем с тобой в игру. Тебе нужно найти лишний предмет, который не должен быть в школе. Он лишний. Для формирования мотивационного компонента проводится занятие, предусматривающее коллективное составление сказки. Приведем пример из сказки, составленной детьми в процессе коллективного обсуждения: «Жил-был снеговик. Решил он однажды пойти к ребятам в школу на Новый год, взял подарки и пошел. Шел он через лес и увидел зайцев и белочек, которые тоже захотели пойти учиться. Но снеговик не взял их, сказал, что они еще маленькие и не умеют читать и писать. Снеговик пришел в школу и увидел ребят, которые решали задачки и писали слова. Они обрадовались Снеговику и пригласили его на урок. А потом пошли петь и танцевать к елке, им было весело. Снеговик решил учиться у них в школе...». Активно проводятся занятия по состав¬лению сюжетных рассказов по картинке (тематика о школе). Основные задачи включают формирование устойчивого интереса к учебной деятельности; пополнение знаний о школе; развитие связной речи в обучении рассказыванию. Приведем пример совместного рассказа по картинке «Девочка у доски»: «Учительница вызвала девочку к доске написать буквы. Но де¬вочка не выучила буквы. Она играла в игру на компьютере. Учительница спросила, почему она не выучила. Девочке стало стыдно. Она не ответила. Она пообещала выучить буквы». Также используется серия сюжетных картинок, по которой дошкольниками предлагается придумать рассказ. При затруднениях детям задаются наводящие вопросы. Серия картинок «Кот- учитель»: «Жил был кот, он был учителем в школе. А учениками его были мышата. Однажды один мышонок проспал и опоздал на урок. Он очень бо¬ялся прийти в класс, думал, что учитель будет его ругать, но маленький котенок, сказал, что Кот-учитель очень добрый и никогда ругать¬ся не будет. Когда мышонок пришел в класс, то учитель сказал, чтобы нужно вставать раньше, тогда можно прийти вовремя». В процессе занятий проводится отсле¬живание степени формирования мотивационной готовности. Выявляется, что у детей появился неподдельный интерес к учебной деятельности, т. к. дети задают многочисленные вопросы о школьной жизни. Наблюдается положительная динамика и в росте познавательной активности у де¬тей. Особенно это проявляется в свободной деятельности детей: игры в школу, рассматривание картинок и т. д. В связи с проявлением активного интереса детей к школе отбирается художественная литература для чтения, песни, диафильмы, мультфильмы о школе. Приведем еще один пример мультфильма о школе «Лень учиться». Из содержания мультфильма дошкольники понимают, что, не имея желания учиться, выполнять домашние задания, нельзя «вырасти», стать умным. Так, главный персонаж мультфильма превращается в маленькую куклу, в то время, как фигурка, стоявшая на столе девочки и выполнявшая за нее домашние задания, вырастает и занимает место девочки. Таким образом, занятия обладают как развивающими возможностями, так и формирующими положительную динамику показателей мотивационной готовности. Определятся оптимальные условия осуществления коррекционных занятий, направленные на формиро¬вание мотивационной готовности к обучению в школе старших дошколь¬ников с задержкой психического развития. Результаты апробации представленной технологии позволяют констатировать, что благодаря целенаправленному коррекционному воздействию у старших дошкольников с задержкой психического развития отмечается положительная динамика в формировании мотивационной готовности к школьному обучению.