Анализ научно-педагогических источников показывает, что единого подхода к понятию «организационно-педагогические условия» не существует, несмотря на то что это понятие часто используется в педагогической литературе и диссертационных исследованиях. Термин «организационно-педагогические условия» состоит из двух смысловых частей: «организационные условия» и «педагогические условия».
Рассмотрим понятие «организационные условия». Первоначально на данном этапе выделим и охарактеризуем понятие «организация». Согласно философскому энциклопедическому словарю, под «организацией» понимается (франц. organisation, от позднелат. organize: сообщаю стройный вид, устраиваю):
1) внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;
2) совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;
3) объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определенных процедур и правил [1].
Проведя анализ определения понятия «организация», под организационными условиями будем понимать совокупность процессов, осуществляемых на основе определенных правил, влияющих на реализацию некоторой цели по совершенствованию взаимосвязей между частями целого.
При анализе понятия «педагогические условия» можно выделить три основных подхода [2]:
1) первый подход отражает точку зрения, согласно которой педагогические условия – это совокупность каких-либо мер педагогического воздействия и возможностей материально-пространственной среды (В. И. Андреев, В. А. Беликов, А. Я. Найн);
2) второй подход связывает педагогические условия с конструированием и проектированием педагогической системы, в которой условия выступают как компоненты (Н. В. Ипполитова, М. В. Зверева);
3) согласно третьему подходу педагогические условия – это планомерная работа по уточнению закономерностей как устойчивых связей образовательного процесса, обеспечивающая возможность проверяемости результатов научно-педагогического исследования.
Таким образом, под педагогическими условиями в данной статье будем понимать содержательную характеристику педагогической системы, отражающую характер взаимоотношений между учителем и учениками, направленных на решение поставленных в педагогике задач, реализация которых обеспечит эффективное функционирование и развитие педагогической системы.
Для характеристики соотношения организационных и педагогических условий российские ученые выделяют два основных подхода. Согласно первому подходу организационно-педагогические условия выступают как разновидность педагогических условий, т. е. организационные условия включены в содержание понятия «педагогические условия» [3].
Исследователи, придерживающиеся первого подхода (Е. И. Козырева, В.А. Беликов, С. Н. Павлов, А. В. Сверчков), рассматривают организационно-педагогические условия как совокупность каких-либо возможностей, обеспечивающую успешное решение поставленных задач. При этом организационно-педагогические условия обладают направленностью, т. е. являются результатом целенаправленного, планируемого отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов) для достижения цели педагогической деятельности [4].
Второго подхода придерживается Г. А. Демидова, которая считает, что организационные условия выступают внешними обстоятельствами для реализации педагогических условий. Организационно-педагогические условия – это совокупность внешних обстоятельств реализации функций управления и внутренних особенностей образовательной деятельности, обеспечивающих сохранение целостности, полноты образовательного процесса, его целенаправленности и эффективности [5].
Будем считать, что организационные и педагогические условия представляют собой единое целое, выступая как его равноценные части. Организационные условия осуществляют поддержку возможности и сопровождение реализации педагогических условий, т. е. выступают пространственной средой для образовательной среды. Таким образом, под организационно-педагогическими условиями будем понимать характеристику педагогической системы, отражающую совокупность потенциальных возможностей пространственно-образовательной среды, реализация которых обеспечит упорядоченное и направленное эффективное функционирование, а также развитие педагогической системы.
Для определения организационно-педагогических условий управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации рассмотрены ключевые функциональные области управления проектом:
- Управление предметной областью проекта.
- Управление по временным параметрам.
- Управление стоимостью и финансированием.
- Управление качеством.
- Управление рисками.
- Управление персоналом в проекте.
- Управление коммуникациями в проекте.
- Управление контрактами в проекте.
- Управление изменениями проекта.
- Управление безопасностью проекта.
Из 10 ключевых функциональных областей управления проектом нами выделено три ключевые функциональные области управления проектом, по которым будут созданы педагогические условия, по семи – организационные условия управления проектом.
На основании анализа ключевых направлений в управлении образовательным проектом и на основании проведенного анализа литературных источников опишем педагогические условия управления образовательным проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
При управлении предметной областью проекта обозначены те виды деятельности, которые крайне необходимы для успешной реализации и завершения проекта.
При управлении предметной областью проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации рекомендуется учитывать тот факт, что прием на работу молодых учителей начинается в середине августа, в крайнем случае в начале учебного года.
Следовательно, планирование мероприятий по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации целесообразно осуществлять с привязкой к учебному году и производить отбор мероприятий исходя из основных видов деятельности учителя.
При управлении персоналом в проекте по адаптации молодых учителей в общеобразовательном учреждении необходимо иметь в виду, что поиск и подбор учителей-наставников следует производить основываясь на мотивации, опыте и квалификации кандидата. Эффективность системы методических мероприятий напрямую зависит от профессионализма команды проекта, от грамотно организованных работ по проекту.
При управлении коммуникациями в проекте по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации учитывается взаимное согласие всех участников проекта: молодых учителей, учителей-наставников и администрации школы. Управление коммуникациями улучшает взаимодействие между участниками образовательного проекта, поэтому каждого участника проекта нужно подготовить к взаимодействию в рамках проекта в соответствии с функциональными обязанностями, запланировать систему мероприятий по успешной социальной адаптации молодых учителей. Считаем, что руководителю проекта желательно придерживаться демократического стиля руководства, основанного на уважительном отношении к проектной команде, а также на необходимости взаимного согласования всех действий с участниками проекта.
В целом отбор организационно-педагогических условий необходим для достижения цели проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации – это разработка, внедрение и реализация комплекса мероприятий, обеспечивающих успешную адаптацию молодых учителей в общеобразовательном учреждении.
Рассмотрим развитие организационно-педагогических условий в процессе управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации. Для этого мы рассмотрим, как формируются психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия на стадиях процесса управления: инициации, планирования, организации и контроля, анализа и регулирования, закрытия.
На стадии инициации для успешного управления адаптацией молодых учителей будет необходимо:
- Провести SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые психолого-педагогические условия, имеющиеся в общеобразовательной организации для адаптации молодых учителей.
- Провести анализ имеющихся кадровых условий общеобразовательной организации.
- Оценить имеющиеся материально-технические условия общеобразовательной организации.
- Оценить имеющиеся финансовые условия общеобразовательной организации.
На стадии планирования для успешного управления адаптацией молодых учителей будет необходимо:
- Разработать и утвердить годовой план работы общеобразовательной организации, направленный на формирование психолого-педагогических условий, календарно-тематический план работы.
- Разработать и утвердить план методического сопровождения молодых учителей, план-график работы школьных методических объединений, клуба молодого учителя.
- Составить план по формированию необходимых материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей.
- Составить план финансирования внедрения проекта по адаптации молодых учителей.
На стадии организации и контроля для успешного управления адаптацией молодых учителей в общеобразовательной организации будет необходимо:
- Провести мероприятия в соответствии с годовым планом и календарно-тематическим планированием, осуществлять контроль качества проведённых мероприятий, формирующих психолого-педагогические условия.
- Провести мероприятия в соответствии с планом методического сопровождения молодых учителей, планом-графиком работы школьных методических объединений, клуба молодого учителя, осуществлять контроль качества проведённых мероприятий, формирующих кадровые условия.
- Провести мероприятия в соответствии с планом по формированию материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей.
- Провести мероприятия в соответствии с планом работы по внедрению проекта, осуществлять контроль за реализацией мероприятий, формирующих финансовые условия общеобразовательной организации.
На стадии организации и контроля для успешного управления адаптацией молодых учителей в общеобразовательной организации будет необходимо:
- Провести анализ результатов управления с целью их проверки на достижение показателей проекта и введение корректирующих мероприятий для достижения показателей проекта.
- Сравнить отчеты ответственных за формирование материально-технических условий с планом, осуществлять контроль результатов.
На стадии закрытия для успешного управления адаптацией молодых учителей будет необходимо:
- Обобщить опыт работы, осуществить оценку качества сформированных психолого-педагогических условий.
- Обобщить опыт работы, осуществить оценку качества сформированных кадровых условий.
- Оценить сформированные материально-технические условия.
- Оценить сформированные финансовые условия.
Создание организационно-педагогических условий в соответствии со стадиями управления проектом можно посмотреть в таблице.
Обобщение полученных данных позволило определить, что эффективность реализации проекта по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации зависит от создания организационно-педагогических условий, в структуру которых входят психолого-педагогические, кадровые, материально-технические и финансовые условия. Для создания необходимых организационно-педагогических условий в общеобразовательной организации требуется подойти к процессу адаптации молодых учителей как к управлению проектом и осуществлять его в соответствии со следующими стадиями управления проектом: инициация, планирование, организация и контроль, анализ и регулирование, закрытие; реализовывать необходимые управленческие мероприятия на каждой стадии, которые будут формировать организационно-педагогические условия для адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации.
Характеристика организационно-педагогических условий управления проектом по адаптации молодых учителей в общеобразовательной организации
Стадии управления проектом
Органи- зационно- педагогические условия |
Инициация |
Планирование |
Организация и контроль |
Анализ и регулирование |
Закрытие |
Психолого-педагогические условия |
Провести SWOT-анализ, позволяющий выявить сильные и слабые психолого-педагогические условия, имеющиеся в общеобразовательной организации для адаптации молодых учителей |
Разработать и утвердить годовой план работы общеобразовательной организации, направленный на формирование психолого-педагогических условий, календарно-тематический план работы |
Провести мероприятия в соответствии с годовым планом и календарно-тематическим планированием, осуществлять контроль качества проведённых мероприятий, формирующих психолого-педагогические условия
|
Провести анализ результатов управления с целью их проверки на достижение показателей проекта и введение корректирующих мероприятий для достижения показателей проекта |
Обобщить опыт работы, осуществить оценку качества сформированных психолого-педагогических условий
|
Кадровые |
Провести анализ имеющихся кадровых условий общеобразовательной организации
|
Разработать и утвердить план методического сопровождения молодых учителей, план-график работы школьных методических объединений, клуба молодого учителя
|
Провести мероприятия в соответствии с планом методического сопровождения методического сопровождения молодых учителей, планом-графиком работы школьных методических объединений, клуба молодого учителя, осуществлять контроль качества проведённых мероприятий, формирующих кадровые условия |
Провести анализ результатов управления с целью их проверки на достижение показателей проекта и введение корректирующих мероприятий для достижения показателей проекта |
Обобщить опыт работы, осуществить оценку качества сформированных кадровых условий
|
Материально-технические |
Оценить имеющиеся материально-технические условия общеобразовательной организации
|
Составить план по формированию необходимых материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей
|
Провести мероприятия в соответствии с планом по формированию материально-технических условий для обеспечения автоматизированного рабочего места молодых учителей. Провести мероприятия в соответствии с планом работы по внедрению проекта, осуществлять контроль за исполнения мероприятий, формирующих финансовые условия общеобразовательной организации |
Сравнить отчеты ответственных за формирование материально-технических условий с планом, осуществлять контроль результатов |
Оценить сформированные материально-технические условия
|
Финансовые |
Оценить имеющиеся финансовые условия общеобразовательной организации |
Составить план финансирования внедрения проекта по адаптации молодых учителей |
Провести мероприятия в соответствии с планом работы по внедрению проекта, осуществлять контроль за исполнением мероприятий, формирующих финансовые условия общеобразовательной организации |
Провести анализ результатов управления с целью их проверки на достижение показателей проекта и введение корректирующих мероприятий для достижения показателей проекта |
Оценить сформированные финансовые условия |