Full text

Проблема приобщения детей дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям всегда была и остается одной из актуальных проблем общественного развития. В современном обществе отмечается снижение показателей духовно-нравственного воспитания, основными причинами которого выступают такие явления, как разрушение естественных институтов социализации: семьи и детского сообщества, искажение информационной среды, изменение общей ориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель. Подвергаются сомнению многие ценности, отмечается доминирование материальных ценностей над духовными. Мы всё чаще сталкиваемся с искажением детских представлений о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Образовавшийся социокультурный кризис системы духовно-нравственных ценностей и социальных норм коснулся всех социальных слоёв населения, а особенно детей. Дети – зеркало общества, они быстро усваивают и воспроизводят оценки и установки взрослых и окружающей их действительности, а взрослые теряются в среде безнравственности, цинизма, оскорбления и насилия, которыми перенасыщены даже мультфильмы и детские игрушки. Дети отдают предпочтение заполонившим наше пространство гаджетам, чем общению со сверстниками. Все это приводит к тому, что мы все чаще сталкиваемся с фактами детской преступности, злобности, вызванными общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. В связи с этим вопросы приобщения детей к духовно-нравственным ценностям в современных условиях приобретают особое значение. Усвоение духовно-нравственных ценностей доступно детям старшего дошкольного возраста. В этом возрасте ребенок способен воспринимать и переживать первые духовно-нравственные впечатления, на основе которых он приобретает жизненный опыт, который определит весь его последующей путь, а также нравственный и духовный выбор. Духовно-нравственные ценности – это установки и ориентиры, выступающие в качестве идеала, эталона должного, определяющие отношение человека к объектам действительности и регулирующие его поведение и деятельность. Л. М. Архангельский называет ценностные ориентации одним из факторов мотивации поведения личности, основой ее личностного выбора и социальных поступков [1]. Духовно-нравственные ценности – это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориентаций, указывающие на их культурное, социальное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов [2]. Традиционные духовно-нравственные ценности – это ценности стабильные, которые переходят от поколения к поколению, наследуются от предков, не зависят от времён и являются мироохранительными по своей сущности. Следует отметить, что традиционные общечеловеческие ценности отмечены в заповедях всех религий: почитай родителей, не убивай, не укради, не лжесвидетельствуй, не делай другому то, чего не желаешь себе, они приобрели характер национальных, всечеловеческих ценностей, приобщение к которым составляет основу духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста [3].

Вопросы приобщения детей к духовно-нравственным ценностям решаются на государственном уровне. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации [4]. В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., подписанной председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе общекультурного становления России. Основными духовно-нравственными ценностями согласно данной Стратегии признаются гуманность, праведность, достоинство, совесть, личное достоинство, вера в добрые идеалы, исполнение нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством [5].

Процесс приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям представляет собой сложную психолого-педагогическую проблему, и одним из средств решения данной проблемы являются православные праздники. Православные праздники – это дни, посвященные торжественному прославлению самых значительных с точки зрения православия событий. Праздники диктовали нормы поведения людей, закрепляя их в памяти поколений и требуя их неукоснительного соблюдения и повторения. В процессе праздников укреплялись межличностные взаимоотношения, удовлетворялись психологические и эмоциональные потребности во взаимодействии. Праздники – это своеобразный художественный отклик человека на окружающий его мир. Они являлись важной стороной общественной и семейной жизни. В народном сознании православные праздники были чем-то священным, противопоставленным повседневной жизни. В праздники соблюдалась полная свобода от всякой работы и трудовая деятельность была запрещена. Праздникам отводилось особое место в обществе, они рассматривались как своеобразный урок для всех последующих поколений, как средство передачи знаний и трудовых навыков. По своей сути православные праздники являлись одной из форм передачи моральных норм от одного поколения к другому. Погружение детей в пласт народных традиций, представленных в празднике, является основой для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям.

В. М. Меньшиков, О. С. Ильина определяют основные принципы организации процесса приобщения детей к духовно-нравственным ценностям в условиях дошкольного образовательного учреждения. Культурологический принцип определяется тем, что целью духовно-нравственного воспитания является духовно-нравственное развитие детей, в процессе которого дети знакомятся с основами православной культуры как культурной составляющей российской ментальности.

Следующий принцип построения содержания духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста – это принцип использования календарей: гражданского, природного и православного. В процессе духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста поддерживается естественная связь их содержания с жизнью на основе использования календарей, в которых отмечены праздники, а также важнейшие события и изменения, происходящие в окружающем мире, придавая смысл разнообразной деятельности, прогулкам и экскурсиям. В соответствии с календарями строится вся образовательная деятельность в детском саду.

Третий принцип – учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста. Следование этому принципу особенно важно в период дошкольного детства, так как именно в этом возрасте возрастные и индивидуальные особенности детей проявляются более резко, чем вы последующие годы [6]. Базовые принципы позволяют организовать работу по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям системно, с опорой на традиции, сложившиеся в нашей стране. В процессе образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста и их родителями можно провести такие православные праздники, как Рождество, Крещение, Благовещение, Пасха, Троица и другие.

Так, православный праздник Благовещения Пресвятой Богородицы – это весенний праздник, который приходится на 7 апреля. Это праздник благой вести – вести Марии о том, что скоро родится Спаситель, это день начала спасения человека. Это день радости, чистоты, смирения, благодати. Он издавна считался днем добра и мира. На Руси его очень почитали. Недаром русская пословица гласит, что в день Благовещения птица гнезда не вьет, девица косы не заплетает. Это день был посвящен посещению храмов, в которых проходили праздничные богослужения. Хозяйственные дела в этот день следовало отложить. В старину в Благовещение открывали птичий торг, люди покупали птиц для того, чтобы выпустить их из клетки на волю. Благовещение как православный праздник способствует приобщению детей старшего дошкольного возраста к таким духовно-нравственным ценностям, как умение видеть красоту природы и человеческих отношений, основанных на любви, доброте и творчестве. Этот праздник призывает детей приумножать красоту окружающего мира, радоваться миру вокруг и любить все живое [7].

Троица – это также один из значимых православных праздников, выпадающий на воскресенье спустя семь недель после Пасхи. Праздник Троицы считается днем рождения церкви. Традиционно с праздником Троицы связан поэтический образ русской березы, ветвями которой украшали дома и храмы, а девушки заплетали ветви березы лентами, наряжая ее к празднику. Троицу всегда весело праздновали, пели, плясали, встречая лето красное. В этот день люди прощали друг другу обиды, заводили новых друзей, понимая, что лучше дружить, чем разжигать ссоры и распри. Праздник Троицы создает ситуацию приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным традициям и обрядам, воспитания любви к ближнему, природе родного края, наполняет детей радостью и умиротворением, дает детям возможность понять, что такое дружба, мир и согласие между людьми, учит избегать ссор и раздоров, находить пути общения.

Для достижения воспитательных целей требуется предварительная подготовка к празднику, состоящая в ознакомлении детей с историей праздника и традициями его празднования, которая позволит осознанно относиться к восприятию православного праздника. Во время проведения праздника рекомендуется использовать разнообразные средства эмоционального и эстетического воздействия на детей: музыку, живопись, игры, сказки, встречи со священнослужителями. Православные праздники создают условия для формирования у детей эмоционального восприятия мира, помогают в осознании связи времен и поколений, способствуют формированию основ национального самосознания и любви к Родине [8].

Для проведения воспитательно-образовательной работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям в детском саду следует создать педагогические условия. Такими педагогическими условиями, включающими в себя совокупность внешних факторов с единством внутренних связей, являются создание развивающей предметно-пространственной среды, самообразование педагогов, взаимодействие всех субъектов воспитательно-образовательного пространства: детей, педагогов, родителей, социальных партнеров. Необходимым условием организации образовательного процесса в соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования должна стать полноценно организованная развивающая предметно-пространственная среда [9]. В группе детского сада могут быть оформлены уголки, в которых будут размещены атрибуты православной культуры, православная литература, тематические раскраски и календари, а также элементы ряжения как обязательного атрибута православных праздников. Компонентом развивающей предметно-пространственной среды группы должна стать картотека игр духовно-нравственного содержания – дидактических, настольных, словесных, пальчиковых, а также альбомы ребусов, загадок, пословиц и поговорок. В приемной для родителей в форме папки-передвижки размещается информация, включающая сведения о православных праздниках, семейных традициях и литературе для семейного чтения. Рекомендуется оформить тематические выставки фотографий, поделок, рисунков, памяток по православной тематике. В методическом кабинете детского сада оформляется стеллаж, на котором будет представлен теоретический и практический материал по организации и проведению православных праздников, литература для детей, педагогов и родителей, видеоматериалы, демонстрационный и раздаточный материал для проведения НОД, игры по приобщению детей к духовно-нравственным ценностям.

Создание педагогических условий для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям должно осуществляться на основе взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Работа в этом направлении связана с постоянным самообразованием педагогов, направленным на повышение уровня теоретических знаний о православной культуре и освоение разнообразных форм и методов приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям. Включение ребенка в игровую деятельность, которая в этом возрасте является ведущей, создаст условия для воспитания у детей таких важных нравственных качеств, как сопереживание, милосердие, сострадание, доброжелательность, честность. Игровая деятельность – это та деятельность, в процессе которой формируются важнейшие психические новообразования или качественные характеристики личности ребенка данного возраста, проявляющиеся в деятельности, поведении и общении со взрослыми и сверстниками. Театрализованная деятельность с использованием духовной музыки, народного песенного и танцевального репертуара позволит воплотить духовно-нравственные ценности в смоделированных ситуациях. Продуктивно-творческая деятельность важна для воспитания трудолюбия и приобщения детей к рукотворному и предметному миру. Дошкольное образовательное учреждение является открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды. Развитие социальных связей детского сада с культурными и православными центрами, такими как библиотеки семейного чтения, краеведческие музеи, воскресные школы при храмах, придаст дополнительный импульс для приобщения детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям, совершенствуя конструктивное взаимодействие всех участников образовательных отношений, строящееся на идее социального партнерства.

Велика роль семьи и семейных отношений в формировании у детей духовно-нравственных ценностей. В этот процесс следует вовлекать и родителей как полноправных участников образовательных отношений. Они могут стать активными участниками православных праздников, оказывая помощь в их подготовке. На добровольной основе и по согласованию с родителями организуется кружок православной культуры, участие в котором расширит знания детей о традициях русского народа. В эту работу целесообразно включить и представителей старшего поколения, которые в большей степени чтут православные традиции.

В заключение отметим, что наши дети – наследники богатейшей культуры, основы русской цивилизации. Изучение православной культуры, частью которой являются православные праздники, позволит ребенку почувствовать связь между поколениями, увидеть красоту и неповторимость русской культуры. Православные праздники, обладая мощным воспитательным потенциалом, формируют чувство соборности (общности) не только с современниками, но и с предыдущими поколениями, обеспечивая их связь и преемственность. В условиях сегодняшнего дня важно помочь подрастающему поколению в восприятии духовно-нравственных ценностей и выработать в сознании иммунитет ко всему безнравственному и негативному. Начинать эту работу нужно как можно раньше, начиная с дошкольного возраста, который считается наиболее сенситивным и благоприятным для формирования духовно-нравственных ценностей, так как «пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью» [10]. Ценный педагогический опыт по приобщению детей старшего дошкольного возраста к духовно-нравственным ценностям посредством православных праздников имеется в МАДОУ «Детский сад № 1» города Чердынь. Духовный и педагогический потенциал исторического города Чердынь Пермского края позволяет реализовать систему мероприятий по решению данной проблемы.