Full text

Интегрирование как операция обратная дифференцированию используется практически во всех областях науки. Интеграл возникает при решении задач о нахождении длины кривой, площади поверхности, объема тела, массы кривой, поверхности, пространственного тела, при нахождении работы вектора вдоль кривой, потока вектора через поверхность и пр. Кроме того, многие специальные функции задаются с помощью интегралов. Метод интегральных преобразований (Фурье, Лапласа) широко используется при решении обыкновенных дифференциальных уравнений, в математической физике, электродинамике, теории сигналов и цепей. Поэтому умение интегрировать является обязательным для выпускника технического университета.

Однако лишь малая доля интегралов, встречающихся на практике, выражаются через элементарные функции. Чаще всего проинтегрировать в элементарных функциях не удается. Одним из таких примеров является интеграл , который связан со специальными функциями, используемыми в теории вероятностей, статистической физике, теории теплопроводности и диффузии [1, 2]. Функции, связанные с интегралами вида  и , применяются в оптике и называются интегралами Френеля. В теории автоматического регулирования используют интегралы вида ,  и , при помощи которых вводят специальные функции, называемые интегральной показательной функцией, интегральным синусом и косинусом. Также не удается представить через элементарные функции интегралы вида  и .

В статье рассмотрен метод, позволяющий вычислять значения определенных интегралов, когда первообразная подынтегральной функции явно не выражается через элементарные функции [3].

Цель работы – помочь студентам приобрести навыки применения данного метода для решения прикладных задач.

Изучение данной темы требует определенного уровня подготовки. Авторы предполагают, что студенту известны основные понятия теории числовых рядов, и предлагают для контроля выполнить несложные задания по пройденному материалу. При возникновении затруднений все необходимые сведения можно найти в [4].

Рассмотренный в статье метод основан на разложении функций в ряд Маклорена и вычислении сумм числовых рядов с заданной точностью. Для успешного освоения студентами данной темы в работе представлен теоретический материал по теме «Степенные ряды» в объеме, необходимом для понимания данного метода: приведены основные определения и формулировки теорем, доказательства которых можно найти в [5]. Разложения основных функций в ряд Маклорена сведены в таблицу. Особое внимание уделено практической составляющей. В статье подробно разобраны типовые задачи домашнего задания, вызывающие наибольшие затруднения у студентов. Такой подход к изложению материала поможет студентам при самостоятельном изучении данной темы.

 

Задания на повторение темы «Числовые ряды»

Для повторения пройденного материала можно рекомендовать следующие теоретические вопросы и задачи на вычисление суммы числового ряда с заданной точностью.

  1. Сформулируйте определение числового ряда и n-й частичной суммы числового ряда.
  2. Какой числовой ряд называют: а) сходящимся; б) расходящимся? Что называют суммой числового ряда?
  3. Дайте определение n-го остатка числового ряда и сформулируйте свойства сходящихся числовых рядов.
  4. Какой числовой ряд называют знакочередующимся? Приведите формулировку теоремы Лейбница и следствие из нее.
  5. При каких значениях  геометрический ряд  сходится? Как вычислить сумму этого ряда?
  6. При каких значениях  ряд Дирихле  сходится?
  7. Доказать, что ряд  сходится, и вычислить значение его суммы с точностью до .

Далее перейдем к изложению основных вопросов по теории степенных рядов.

 

Действительные степенные ряды

Определение. Действительным степенным рядом называют функциональный ряд вида , где коэффициенты ряда  − действительные числа.

Теорема Абеля. Если степенной ряд  сходится в некоторой точке , то он сходится абсолютно для всех , таких, что . Если степенной ряд расходится в точке , то он расходится при любом , для которого .

Следствие. Для каждого степенного ряда  существует единственное число , такое, что данный ряд сходится абсолютно в интервале  и расходится при .

Если , то степенной ряд сходится в единственной точке ; если , то степенной ряд сходится абсолютно на всей числовой прямой .

При этом число  называют радиусом сходимости степенного ряда , а интервал  − интервалом сходимости данного ряда.

Замечание. Для нахождения области сходимости степенного ряда при  необходимо дополнительное исследование поведения степенного ряда в граничных точках .

Далее приведем формулировки основных теорем о степенных рядах.

Теорема 1. Если  − радиус сходимости степенного ряда , то этот ряд сходится равномерно и абсолютно на любом отрезке, целиком лежащем в интервале сходимости.

Следствие. Сумма  степенного ряда  является непрерывной функцией в интервале сходимости.

Теорема 2 (о почленном дифференцировании степенного ряда). Сумма  степенного ряда  с радиусом сходимости  является бесконечно дифференцируемой функцией в интервале сходимости , причем

 

где радиус сходимости ряда в правой части равенства также равен .

Теорема 3 (о почленном интегрировании степенного ряда). Для всякого степенного ряда  с суммой  и радиусом сходимости  справедливо равенство

,

причем радиус сходимости ряда справа также равен .

Определение. Пусть функция  задана в некоторой окрестности точки  и имеет в этой точке производные любого порядка. Тогда степенной ряд

 

называют рядом Тейлора функции  в точке . При  ряд Тейлора называют рядом Маклорена.

Определение. Действительную функцию  действительного переменного называют аналитической в точке , если она определена в некоторой окрестности точки  и ее можно представить в этой окрестности некоторым сходящимся степенным рядом

.

Такое представление аналитической функции называют ее разложением в степенной ряд в окрестности точки .

Следует отметить, что разложение аналитической функции в степенной ряд единственно и этим рядом является ее ряд Тейлора.

Один из способов разложения функций в степенные ряды основан на использовании представления основных функций в виде ряда Маклорена (см. таблицу).

 

Разложение основных функций в ряд Маклорена

 

Функция и ее разложение в ряд Маклорена

Область сходимости степенного ряда

1.

 

 

2.

 

 

3.

 

 

4.

 

 

5.

 

 

6.

 

 

7. =

 

 
 

 

 

 

Общая схема решения задачи о приближенном вычислении
определенных интегралов с применением степенных рядов

Пусть требуется вычислить значение определенного интеграла с заданной точностью .

Этап 1. Предположим, что подынтегральная функция  разлагается в степенной ряд , а область интегрирования целиком содержится в интервале сходимости этого ряда. Применив теорему о почленном интегрировании степенного ряда, получим числовой ряд . В результате приходим к задаче о вычислении суммы  сходящегося числового ряда  с заданной точностью .

Этап 2. Для приближенного вычисления суммы  с точностью  найдем частичную сумму  с таким наименьшим номером , для которого модуль суммы n‑го остатка ряда не превышает заданной точности:

.

Если числовой ряд  является знакочередующимся и удовлетворяет условиям теоремы Лейбница, то согласно следствию из этой теоремы имеем

.

Если числовой ряд  является знакопостоянным, то для оценки  строят мажорирующую геометрическую прогрессию :

,

откуда следует .

 

Примеры решения задач

В этой части статьи разобраны примеры приближенного вычисления тех интегралов, которые часто встречаются в приложениях, например, в теории автоматического регулирования.

Пример 1. Вычислить значение интеграла

 

с точностью до .

Решение. Разложим подынтегральную функцию в ряд Маклорена:

.

Данное разложение имеет место при всех .

 

Проинтегрируем почленно записанный выше ряд:

.

Полученный числовой ряд является знакочередующимся и удовлетворяет условиям теоремы Лейбница. Следовательно, для суммы  остатка этого ряда справедлива оценка:

.

Найдем наименьшее значение , при котором выполняется неравенство:

.

Вычислим:

;

.

Отсюда находим: .

Таким образом,

.

 

Пример 2. Вычислить значение интеграла

 

с точностью до .

Решение. Разложим подынтегральную функцию в ряд Маклорена

, ,

и почленно проинтегрируем этот ряд

.

В результате получили знакопостоянный числовой ряд. Для оценки суммы  остатка этого ряда построим мажорирующую геометрическую прогрессию:

 

 

 

 

Определим наименьшее значение , при котором выполняется неравенство:

.

Согласно полученной оценки для , имеем:

;

.

Следовательно, .

В результате находим:

.

Пример 3. Вычислить значение интеграла

 

с точностью до .

Решение. Разложим подынтегральную функцию в ряд Маклорена:

, .

Далее почленно проинтегрируем этот степенной ряд:

.

Полученный числовой ряд является знакочередующимся и удовлетворяет условиям теоремы Лейбница. Следовательно, для суммы  остатка этого ряда справедлива оценка:

.

Найдем наименьшее значение , при котором выполняется неравенство:

.

Вычислим:

;

.

Отсюда находим: .

Таким образом,

.

Пример 4. Вычислить значение интеграла

 

с точностью до .

Решение. Разложим подынтегральную функцию в ряд Маклорена:

.

Интервалом сходимости данного ряда является .

Поскольку область интегрирования принадлежит интервалу сходимости, то записанный выше ряд можно почленно интегрировать:

.

Полученный числовой ряд является знакочередующимся и удовлетворяет условиям теоремы Лейбница. Следовательно, для суммы  остатка этого ряда справедлива оценка:

.

Найдем наименьшее значение , при котором выполняется неравенство:

.

Вычислим:

;

.

Отсюда получаем: .

Таким образом,

.

Пример 5. Вычислить значение интеграла

 

с точностью до .

Решение. Разложим подынтегральную функцию в ряд Маклорена:

 

 

Интервалом сходимости данного ряда является .

 

 

Согласно теореме о почленном интегрировании степенного ряда имеем:

 

 

 

В результате получили знакопостоянный числовой ряд. Для оценки суммы  остатка этого ряда построим мажорирующую геометрическую прогрессию:

 

 

 

 

Определим наименьшее значение , при котором выполняется неравенство:

.

Согласно полученной оценки для , имеем:

.

Следовательно, .

В результате находим:

.

 

Работа основана на личном опыте авторов преподавания данной дисциплины. Предложенная методика изложения материала сочетает краткие теоретические сведения и специально подобранные примеры решения типовых задач домашнего задания, что позволит сформировать у студентов правильное представление о способах решения и приобрести необходимые навыки и компетенции. Статья будет полезна студентам при самостоятельной работе, а также преподавателям при подготовке к практическим занятиям.