Что собой представляет тьюторство и кем является тьютор? Данный вопрос вызывает интерес у многих современных исследователей в рамках таких наук, как педагогика, психология, социология, история и многих других. Прогрессивные педагоги заняты поиском и анализом эффективных инновационных практик, а также способов и методов передачи собственных знаний и опыта. Удовлетворить данную потребность может тьюторское сопровождение, являясь инновационной технологией. Еще одна причина повышенного интереса к тьюторству как к педагогическому феномену состоит в наличии государственного заказа на введение технологии тьюторского сопровождения в образовательные учреждения и организации различных уровней. Для более детального изучения проблемы внедрения тюторского сопровождения в систему образования Российской Федерации необходимо обратиться к истокам тьюторства, к истории возникновения, развития и современного состояния данного феномена.
Тьюторство и индивидуальное сопровождение имеют одни и те же корни. Индивидуальное сопровождение обучающегося известно нам еще со времен охоты и собирательства. На заре цивилизации наиболее зрелые и опытные наставники передавали свой опыт и знания молодому поколению. Человек в период перехода от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству приобретает новые навыки: обрабатывает камень, изготавливает новые орудия труда, овладевает умением обжигать посуду и ткать полотна. Качественные изменения в быту требовали от человека специальных умений и навыков, приобрести которые было возможно только с помощью специального обучения. Обучение также осуществлял наставник, который смог овладеть тем или иным промыслом в совершенстве [1].
В более поздние времена – в Средневековье, говоря о нашем государстве Российском, мы можем встретить сопровождение в различных мастерских, в монастырских школах, в аристократических семьях и многих других учреждениях. В европейских странах большой популярностью пользовались так называемые «университеты» как «социокультурные институты». В тот период времени все обучающиеся покидали свои дома для того, чтобы поступить в университет для получения образования. Так как система университетского образования не была жестко регламентирована, студенты самостоятельно решали, лекции каких преподавателей они будут посещать. В начале своего образовательного пути студентам приходилось нелегко в определении склонностей к тем или иным наукам, потому и возникла необходимость в более опытном наставнике. Именно на этом этапе развития образования мы можем говорить о возникновении наиболее приближенному к тьюторству по функциям и содержанию сопровождения. Сопровождающий был призван оказывать помощь в выборе индивидуального маршрута обучения [2].
В связи с тем что наивысшей ценностью того времени была свобода, в том числе и свобода в образовании, сопровождающий приобретал важнейшую функцию – функцию посредника между свободным преподавателем и свободным студентом. Ценность свободы была в тесной связи с ценностью свободной личности, а наставнику в этом случае было необходимо соединить в процессе образования личностное становление сопровождаемого и академические идеалы того времен [3].
Кроме того, в Средневековье студенты для обучения в университетах должны были освоить основную форму образования – самообразование, которое помогало им приобретать основную массу новых знаний. А наставник изначально выполнял функцию сопровождения данного процесса.
Университетская система периода перехода от Средних веков к Новому времени являлась открытым культурным и образовательным пространством, и тьютор выступал как специалист, востребованный именно в этом открытом образовательном пространстве, где высшей ценностью выступало знание, а точнее, его реализация в процессе деятельности. Открытое образовательное пространство предусматривало одновременное присутствие множества школ, учителей, авторитетов, причем каждый из них предлагал свою образовательную траекторию. Образование являлось невозможным без самоопределения, а тьютор способствовал поддержке данного процесса. Самообразование было одним из основных методов получения знаний, здесь тьютор выступал в роли наставника и выполнял функцию сопровождения, а также образовательные функции. Для выполнения своей миссии он не получал профессионального образования, а передавал свой собственный опыт. В процессе наставничества занимался самообразованием, самосовершенствованием, выполняя социальный заказ общества [4].
С усовершенствованием системы образования воспитательные функции сопровождающего постепенно расширялись. Однако назвать педагогическим феноменом мы можем тот тип тьюторского сопровождения, который возник в XIV в. в классических английских университетах – Оксфорде и Кембридже в Великобритании [5].
В этот период времени в английских университетах тьютор выполнял функции наставника и, соответственно, был необходимым связующим звеном между студентами и профессорами.
Система английских университетов не предполагала обязательного набора курсов и дисциплин. Преподаватели читали лекции и комментировали их. Студентам предстояло решать самостоятельно, лекции каких преподавателей они будут посещать. Практиковалось посещение студентами преподавателей других университетов. Университеты предъявляли ряд требований к экзаменам, а студентам предстояла самостоятельная подготовка к ним. Студенты сами избирали пути и способы усвоения знаний. Тьютор в свою очередь помогал сопровождаемому грамотно сопоставить требования, предъявляемые к экзамену по выбранному предмету, и личные предпочтения. Студент занимался самообразованием, а тьютор помогал ему усовершенствовать этот процесс.
Пребывание в университете не считалось формальным приобретением знаний. Основным процессом получения образования в университете был процесс самообразования, и тьютор изначально выполнял функции сопровождения самообразования студентов. При этом тьютор не получал для осуществления данной деятельности специального педагогического образования, он передавал свой опыт в силу того, что владел техникой рефлексии и передачи, оставаясь в полном смысле университетской фигурой. Осуществляя тьюторское сопровождение, он продолжал вести собственные научные исследования, занимался собственным образованием, жил университетской жизнью [6].
В период XVII в. сфера деятельности тьютора значительно расширилась. Большое значение стали приобретать образовательные функции. Тьютор помогал студенту в усвоении учебного материала, занимался составлением индивидуального учебного плана, следил за качеством подготовки студентов к практическим занятиям, но все также тьютор оставался ближайшим советником студента и помогал справляться с любыми трудностями, не сокращая при этом самостоятельность своего подопечного. В XVII в. тьюторская система официально была признана частью английской университетской системы и даже вытесняла профессорскую. С 1700 по 1850 г. в английских университетах отсутствовали публичные курсы и кафедры. Подготовка к экзаменам полностью возлагалась на тьютора [7].
В конце XIX в. в университетах произошло разделение свободных кафедр, лекций на факультетах и общеуниверситетских лекций, но студент все также выбирал профессоров и курсы. В течение XVIII–XIX вв. тьюторская система в условиях старейших университетов Англии не сдала свои позиции, а напротив, еще больше укрепилась и заняла центральное место в образовательном процессе. Лекционная система стала дополнением к тьюторской. По данным, представленным в исследовании Е. В. Белицкой, около 90% занятий в современном Оксфордском и 75% в Кембриджском университетах проводится тьютором с группой студентов не более двух человек. Традиционно структура системы тьюторского сопровождения, осуществляемая в английских университетах, включает в себя следующие элементы: осуществление руководства занятиями или кураторство, которое обеспечивает образовательный процесс студентов и организацию работы в период каникул; моральное наставничество, которое предполагает нравственное воспитание студента; собственно тьюторство, то есть осуществление сопровождения студента в период обучения [8].
В настоящее время в Великобритании тьюторское сопровождение считается элитарным и осуществляется как дорогостоящая система личных наставников. Необходимость и актуальность тьюторства обусловлена основной целью британского образования, которая заключается в развитии мышления, умения мыслить, аргументировать свой ответ и дискутировать. Именно поэтому разница между преподавателем и педагогом-тьютором в том, что тьютор – это личный научный руководитель студента, его лектор, партнер, наставник, тренер, друг, коллега и воспитатель в одной персоне. Целесообразность тьюторского сопровождения объясняется существенным преобладанием в учебных программах часов, выделенных на самостоятельную работу, над аудиторными, что трансформирует процесс образования студента в его самообразование, но под бдительным наставничеством тьютора [9].
В России была принята германская модель университетов, в которой было невозможным возникновение тьюторских практик. В период допетровской культуры совершенно не возникало условий для возникновения типов университетов, подобных европейским. С возникновением первого российского университета в 1755 г., учебное заведение изначально предполагало систему программ изучения курсов, набор факультетов и кафедр, определенный круг преподавателей, что являлось единственным принятым возможным вариантом. В таких условиях организации образовательного процессе не возникало потребности в выборе, как следствие, студенты не нуждались в наставнике и помощнике [10].
В нашей стране было распространено наставничество как вид индивидуального сопровождения, которое складывалось из домашних учителей. Но если провести параллель между наставниками и тьюторами, то можно отметить, что системе наставничества, в отличие от системы тьюторства, не хватало открытого образовательного пространства, ценности каждой личности, индивидуализации образования. Тьюторская практика была не актуальна до прошлого века.
В России тьюторское сопровождение как педагогическая деятельность стала формироваться в 80-х гг. прошлого века в связи с реформированием всей системы отечественного образования. Опыт тьюторского сопровождения в условиях очной формы обучения был впервые подробно проанализирован в рамках «Школы культурной политики» под руководством П. Г. Щедровицкого во время подготовки и проведения первого конкурса тьюторов в 1989 г. в Москве для участия в одной из международных образовательных программ. Перед П. Г. Щедровицким в тот момент времени в первую очередь стояла практическая задача кадрового обеспечения этой международной образовательной программы под руководством академика Е. П. Велихова. Спустя год П. Г. Щедровицкий подготовил цикл лекций для молодых педагогов из разных регионов о новой педагогической позиции – тьюторе. Так начала складываться первая российская практика тьюторства. При этом, отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какое-то время оставалось достаточно закрытым, «элитным» [11].
В течение последующих лет в различных регионах страны стали появляться и оформляться различные тьюторские практики. Первой тьюторской площадкой в системе российского общего образования стала школа «Эврика-развитие» в Томске под руководством Т. М. Ковалевой и Л. М. Долговой. В системе открытого образования впервые был реализован проект тьюторского сопровождения в рамках гуманитарной школы инновационной сети «Эврика» под руководством А. И. Адамского [12].
Особенно активно оформление тьюторской практики как педагогического феномена в сфере образования происходило в Томске, где стала складываться сеть образовательных учреждений, которая напрямую или косвенно занималась разработкой проблематики тьюторства и осмысливала свой опыт в данном контексте. Своеобразной особенностью томской региональной площадки явилось то обстоятельство, что во всех выделившихся коллективах, таких как школа «Эврика-развитие» под руководством Т. М. Ковалевой и Л. М. Долговой, школа совместной деятельности Г. Н. Прозументовой и Л. Н. Сороковой, школа гуманитарного образования А. А. Поповой и И. Д. Проскуровской, само содержание понятия тьюторства рассматривалось по-разному. Это во многом было предопределено различными образовательными идеями групп и, вследствие этого, различными ситуациями необходимости появления тьюторской позиции как таковой. Но такое различие в подходах оказалось очень продуктивным для развития общего понимания идеи тьюторства и специфики дальнейшей реализации этой идеи в рамках тьюторской ассоциации и в российском образовании в целом. При этом, отличаясь высоким уровнем новизны для системы российского образования, тьюторское движение какое-то время оставалось достаточно закрытым, «элитным» [13].
На сегодняшний день тьюторство пользуется большой популярностью среди образовательных учреждений различного вида. Это обусловлено тем, что в 2008 г. в перечне педагогических профессий появилась должность «тьютор» в соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 5 мая 2008 г. № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования», № 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования» [14].
Еще одна причина повышенного интереса к тьюторству заключается в том, что в настоящее время набирает популярность, а иногда составляет необходимость практика формирования, сопровождения и реализации основных образовательных программ, а также формирование условий их реализации. Именно на это ориентируют федеральные государственные стандарты нового поколения, образовательные организации соответствующего уровня. Одним из основных условий является организация образовательного процесса, основанная на принципах открытости, вариативности и индивидуализации, что ведет к возникновению социального заказа на технологии тьюторского сопровождения в современных образовательных организациях [15].
Мы являемся свидетелями построения нового социокультурного пространства, признающего ценность выбора каждой личностью собственного жизненного маршрута. На сегодняшний день люди стали более внимательно относиться к тому, какой стиль поведения выбирает каждый человек, поэтому так существенно изменились требования родителей к содержанию образования и его результативности. Общественный интерес к области образования возрастает, особенно относительно вопросов организации образовательного процесса, содержания обучения и возможности реализации личного заказа. В данных условиях возникает необходимость в построении и сопровождении индивидуальных образовательных маршрутов, создании индивидуальных образовательных программ, зачастую этот процесс требует выхода за пределы базовых программ учебных заведений. Данный процесс достаточно сложно организовать без помощника. Именно тьютор способен к поиску вместе с подопечным дополнительных возможностей за рамками образовательного учреждения, где было бы реально развернуть их индивидуальный образовательный маршрут: посещение дополнительных курсов, обучение на онлайн-платформах, дистанционное образование, вебинары, лекции и так далее. Именно такое расширение возможностей обучающегося выводит образование на новый уровень – открытое образовательное пространство.
Сфера деятельности современного тьютора достаточно широка. Тьютор занимается выявлением и поддержкой образовательных интересов обучающихся, организует участие ребенка в игровой, проектной, специально организованной деятельности, помогает в оформлении результатов деятельности, презентации достижений. Тьютор проводит мониторинг результатов образовательной деятельности подопечного, помогает оценить уровень эффективности обучения, при необходимости скорректировать, обеспечивает обратную связь с другими участниками образовательного процесса. В зависимости от возрастной группы и социального заказа содержание деятельности тьютора может меняться, могут возникать новые цели, задачи, с чем тьютор должен успешно справляться. Создание вариативных, гибких моделей тьюторского сопровождения ребенка на разных этапах развития должно быть направлено на обеспечение личностного роста, который зависит от его индивидуальных, возрастных особенностей, которые обязательно нужно учитывать. Именно этими факторами определяется круг интересов, потребности, запросы, ограничения и возможности в развитии. Тьютор должен иметь представления об анатомо-физиологических особенностях детей дошкольного возраста, чтобы эффективно строить план своей работы, взаимодействовать с детьми [16].
Тьютор примеряет на себя роль психолога, учителя, помощника, партнера, друга, что требует от него энергичности, заинтересованности и большой ответственности, ведь тьютор – это не просто дополнительный учитель или воспитатель, а посредник между традиционным педагогом и ребенком.
Основная проблема, с которой сталкиваются образовательные учреждения, – это недостаток научно-методической информации о возможностях тьюторского сопровождения, необходимость рекомендаций по введению тьюторства в практику работы, которые включают как подготовку педагогов-тьюторов, так и рекомендации по общей направленности педагогического процесса, нормам взаимодействия участников, а также по документационному и нормативно-правовому обеспечению тьюторской деятельности.
Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что тьюторское сопровождение прошло длительный путь развития и оформления как педагогическая технология. В нашей стране тьюторство еще не приобрело окончательного содержания и оформления, в данном направлении ведется активная работа различных школ и исследователей.