Full text

Введение

 

Важные изменения, происходящие в нашем обществе в последнее время, затрагивают и процесс подготовки профессиональных кадров. Анализ ситуации в профессиональном образовании позволяет делать выводы о необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования и исследования процесса преемственности между ступенями профессионального образования в одной области деятельности.

Речь идет не только о несоответствии в содержании образования, но и о формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема преемственности и взаимосвязи среднего профессионального и высшего образования. Она имеет не только собственно педагогическое, но и большое социальное значение. От ее адекватного решения в немалой мере зависит судьба целых отраслей народного хозяйства.

И добывающая, и перерабатывающая горная отрасли промышленности предъявляют к выпускникам учебных заведений определенные требования, но при этом возникает противоречие, поскольку профессиональный стандарт в этой отрасли деятельности еще не утвержден[1], и этим обусловлены трудности в профессиональной подготовке специалистов в области горного дела.

Теоретическая значимость работы определяется необходимостью изучения проблемы преемственности в профессиональной подготовке, так как в настоящее время перед педагогами профессиональных образовательных организаций стоит задача формирования системы преемственности, которая станет основой подготовки специалистов высокого уровня, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях развивающегося производства.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

В педагогической науке еще в советское время к данной проблеме обращались многие авторы. Так, среди трудов В. П. Беспалько в рамках нашего исследования выделяем работы, посвященные концепции построения педагогических и методических систем [1]. Важным, на наш взгляд, является теория А. Н. Леонтьева о смыслоориентированных концепциях личности. Им обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания [2, 3].

Принципиально в понимании преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела положение С. Л. Рубинштейна о том, что каждая последующая стадия процесса развития вырастает из предыдущей: «внешние причины действуют через внутренние условия», которые сами «формируются под воздействием внешних» [4].

Идея И. Я. Лернера об актуализации идеи субъективности как принципа образовательной практики заложила основы современной дидактики и рассматривается нами как источник самостоятельности и творчества в профессиональной подготовке специалистов в области горного дела [5].

B. А. Сластенин считает, что именно преемственность позволяет объединить отдельные учебные ситуации в единый учебный процесс, таким образом организуются связи между отдельными предметами [6], что, в свою очередь, является базисом для организации метапредметных связей в образовательном процессе при подготовке специалиста в области горного дела.

Вслед за указанными учеными под преемственностью мы понимаем основополагающий принцип, обеспечивающий такой выбор содержания, методов и форм, который обеспечит их дальнейшее совершенствование в условиях непрерывности образования. В связи с этим фундаментальным является и переход в профессиональной подготовке специалиста к многоуровневости и «многоступенчатости» (термин В. А. Сластенина) [7].

В последнее время интерес к проблеме осуществления преемственности в профессиональной подготовке не утихает. В связи с этим необходимо отметить работы М. И. Махмутова, предложившего дидактическую систему методов в реализации принципа преемственности технического образования [8], И. М. Агибовой, внесшей вклад в обоснование обеспечения преемственности в новых социально-экономических условиях [9] и др.

Авторы разделяют мнение А. В. Батаршева, рассматривающего систему преемственности как триединую систему, включающую «преемственность в становлении личности, преемственность в содержании обучения, преемственность в методах, формах, средствах обучения» [10–12].

Объектом исследуемой проблемы является процесс профессиональной подготовки специалистов в области горного дела, форма обучения наших студентов заочная, 97% обучающихся являются работниками базового предприятия ПАО Михайловский ГОК, и в связи с этим нам представляется важным опыт Г. М. Романцева и его работы о дуальном обучении. Данная форма кажется нам наиболее приемлемой, так как обучение идет и в профильной образовательной организации, и на предприятии одновременно [13].

Важным считаем мнение С. Н. Рягина о специфике преемственности в становлении личности: при переходе от одной ступени образования к другой совершенствуются функциональные механизмы психики, приобретая ярко выраженную индивидуальную окраску, что позволяет рассматривать преемственность в контексте гуманизации образования, а это, в свою очередь, отвечает современным требованиям работодателя к подготовке специалиста в области горного дела [14]. Об усилении роли гуманитарной составляющей говорит и А. П. Тряпицына, отмечая необходимость учета психологических особенностей возрастов, особенностей работы в группах и преемственности методических систем обучения между разноуровневыми учебными заведениями [15].

В связи с принятием Болонского процесса появился ряд работ, в которых исследуется процесс вхождения российского образования в единое европейское образовательное пространство. Так, среди работ В. А. Трайнева выделяем труды, в которых проанализирована важная роль электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в развивающемся информационном обществе России, и показано их эффективное использование в интеллектуальной среде обучения [16].

О. Л. Филатова рассматривает компетентностный подход как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Использование компетентностного подхода, по ее мнению, позволит «ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества» [17].

Признавая важность результатов исследований различных аспектов преемственности в системе непрерывного образования, следует отметить, что данными авторами во главу угла ставится цель формирования нового методологического фундамента, который позволит обеспечить преемственность среднего профессионального и высшего образования. Несмотря на активный интерес в российской педагогике к означенной проблеме, на сегодняшний день не существует однозначного подхода к определению понятия «преемственность», а также отсутствует единая психолого-педагогическая концепция обеспечения преемственности.

Проблема преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста является объектом внимания и за рубежом. Данная проблема западными учеными связывается с непрерывным образованием. Так, концепция непрерывного образования была сформулирована Дж. Дьюи еще в 40-е годы XX столетия. Питер Джарвис, теоретик западной педагогики, отмечает, что профессиональное образование в Англии и США переходит в плоскость профессиональной переподготовки [18]. В контексте нашей статьи важной представляется его монография «Университеты и корпоративные университеты», где особо отмечается все возрастающая роль связи между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями и организация ими совместных проектов. Мысль о необходимости тесной связи предприятий и образовательных учреждений, готовящих специалистов для данной промышленности, звучит и в работах швейцарского педагога Г. У. Грундера [19].

Характеризуя зарубежный педагогический опыт высшего образования, необходимо отметить, что особая ответственность за содержание и качество обучения, как отмечает Т. Карран, в отличие от российского образования, лежит на самом субъекте образовательного процесса [20]. Тенденция к активизации самостоятельности в обучении отмечается и в российской высшей школе, но на практике наш студент еще не готов к самостоятельному выбору курсов и дисциплин для освоения и практически еще не использует права выбора, предоставленные ему по условиям вхождения российского образования в Болонский процесс.

Обзор психолого-педагогической литературы позволяет говорить о широкой степени разработанности проблемы преемственности в профессиональной подготовке специалиста; тем не менее остается много и теоретических, и практических вопросов формирования системы преемственности. Если говорить о подготовке специалистов горного дела, то в научной литературе практически не представлены работы, освещающие решение проблем преемственности в этой области. Недостаточная исследованность вопросов преемственности оказывает негативное воздействие и на образовательную практику, что и явилось причиной нашего обращения к данной теме.

 

Методологическая база исследования

 

В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования преемственности в профессиональной подготовке специалиста в области горного дела использована концепция профессионального становления личности, которая предполагает, что ключевым элементом в становлении профессионала будет развитие его личности, а также концепция Б. Г. Ананьева о функциональных и операциональных механизмах психических процессов, которые выступают движущими силами для развития субъекта [21].

В основе построения системы преемственности в профессиональной подготовке специалиста в области горного дела лежат такие теоретико-методологические подходы, как субъектно-деятельностный и контекстный, поскольку«все учебные предметы в профессиональном учебном заведении должны изучаться в контексте будущей деятельности специалиста» и «вся система обучения должна быть направлена на формирование определённых профессиональных качеств» [22].

 

Результаты исследования

 

По мнению авторов, одна из проблем в осуществлении преемственности в подготовке специалистов по горному делу – это территориальная разобщенность учебных заведений. На сегодняшний день вузов России, осуществляющих подготовку специалистов (специалитет) для нужд недропользования, насчитывается 45 [23]. Учебные заведения среднего профессионального образования, ведущие подготовку по направлению подготовки 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых», зачастую территориально расположены в городах, имеющих отношение к горнорудному производству, а ведущие вузы России в этой сфере подготовки, как правило, территориально оторваны от производства. Противоречие, на наш взгляд, состоит в том, что, с одной стороны, возникает острая необходимость в формировании интеграции субъектов промышленности и образования, и с другой – в несформированности системы преемственности между учебными заведениями разного уровня подготовки кадров одной профессиональной направленности [24].

Мы полагаем, что реализация интеграции учебных заведений, осуществляющих подготовку горных инженеров, в единую систему на основе единства учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, может быть одним из организационно-методических путей трансформации традиционной образовательной системы в открытое культурно-образовательное пространство с образованием единого сотворческого инновационного поля деятельности горных инженеров. Многие учреждения профессионального образования различных уровней видят гарантию повышения качества подготовки кадров в создании единого преемственного образовательного пространства, которое обеспечивает последовательное получение студентами разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества и направлено на совершенствование профессионального мастерства на каждом уровне [25].

При этом и СПО, и ВО сегодня при подготовке специалиста не может не обращать внимания на запросы работодателя [26]. Задача учебного заведения – обеспечить соответствие качества подготовки специалиста требованиям рынка труда. Для этого необходимо следить за изменениями его конъюнктуры, выявлять требования работодателей, предъявляемые к выпускникам вузов. Мы согласны с Н. В. Хлабыстовой, подчеркивающей, что помимо профессиональных знаний работодатели требуют от молодых специалистов высокой коммуникабельности, готовности к непрерывному самообразованию, способности к принятию решений и т. п. [27]

Высшее образование само по себе воспринимается современным работодателем как императивный фактор, но в реальном сегменте рынка труда к выпускникам вуза предъявляются требования, к выполнению которых они зачастую не готовы, и задача учебных заведений – предложить студентам новую образовательную парадигму, направленную не только на формирование определенных в ФГОС компетенций, но и таких личностных качеств выпускника, которые позволят ему стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Сейчас предприятия нуждаются в достойной смене поколений, соответствующей инновационным тенденциям, следовательно, имеют серьезные причины заботиться о взаимодействии с теми, от кого будут получать соответствующий ресурс [28].

Необходимо задаться вопросом: какого выпускника, с какими ключевыми и базовыми компетенциями ждет работодатель? Чтобы ответить на него, необходимо организовать постоянную взаимосвязь с представителями рынка труда или потенциальными заказчиками. Взаимоотношения между предприятиями и выпускниками возникают, если оба интересны друг другу при стремлении к достижению своих целей [29].

В подготовке специалиста горного инженера мы ориентируемся на соотнесение образования с социальным заказом современного рынка труда, поскольку требования потенциальных работодателей к молодым специалистам возрастают [30].

Для выявления личностных качеств студентов, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста направления подготовки 21.05.04 «Горное дело» специальности «Обогащение полезных ископаемых», нами были проанализированы требования, предъявляемые к должности горного инженера следующими работодателями:

  1. Компании, входящие в холдинг Металлоинвест: ПАО Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, Стойленский горно-обогатительный комбинат.
  2. ООО «Выборгские граниты».
  3. ООО «Управляющая компания “Горное управление производственного объединения “Возрождение”».
  4. ПАО «Замчаловское карьероуправление».
  5. ЗАО «Аникинский ГОК».
  6. ПАО «Вяземский щебеночный завод».
  7. Некоммерческое партнерство СРО «Инженер-изыскатель».
  8. АК «Алроса».

Данные компании были выбраны нами по принципу: обучающийся по данному направлению подготовки (студент ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет») – специалист конкретного предприятия. Было выявлено, что среди таких личностных качеств, как стремление к лидерству, креативность, коммуникативные навыки, высокий интеллектуальный уровень выпускника, необходимых для горных инженеров и обеспечивающих успешность в профессии, работодатели предъявляют к соискателям этой должности требование следующих личных качеств: развитое конкретно-образное и оперативное мышление, умение общаться и выражать себя, ответственность и умение принимать решения; а среди умений – аналитическая деятельность и разработка мероприятий по улучшению эффективности работы.

В рамках данной статьи мы ориентируемся на опыт создания системы преемственности для подготовки конкурентоспособного специалиста в области горного дела такими учебными заведениями, как ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» и ОБПОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Данными учебными заведениями ведется профессиональная подготовка кадров для Михайловского горно-обогатительного комбината еще с 70-х годов 20-го столетия, и накоплен достаточный опыт взаимодействия. Проиллюстрируем данные положения на примере взаимодействия работодателя и вуза. Во-первых, происходит привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации, учитывающей современные и перспективные требования к уровню подготовки рабочих и специалистов. Так, ОП ВО по направлению подготовки 21.05.04 «Горное дело» были согласованы с управлением по подбору и развитию персонала ПАО «МГОК». Во-вторых, производственные практики обучающихся по данному направлению подготовки являются выездными с использованием технологической базы ПАО Михайловский ГОК. В-третьих, организовано участие работодателя в оценке качества подготовки выпускников при проведении их итоговой аттестации, в процедурах лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений путем использования квалифицированных кадров предприятия, в частности, членами государственной экзаменационной комиссии являются управляющий директор С. И. Кретов, заместитель главного обогатителя по флотации В. В. Хромов и т. д. В-четвертых, к реализации образовательного процесса в ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» привлечены высококвалифицированные кадры из руководящего состава ПАО Михайловский ГОК, имеющие высшую научную квалификацию: С. Л. Губин, начальник ДОК ПАО МГОК, к. т. н.; А. В. Козуб, главный инженер ПАО МГОК, к. т. н.

Подобный положительный опыт при подготовке специалистов среднего звена накоплен и ОБПОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Во-первых, при организации приема колледж ориентируется на реальную потребность в специалистах ПАО Михайловский ГОК, зачастую само предприятие является заказчиком для подготовки тех или иных специалистов. Так, при необходимости ведется набор по специальности «Металлургия черных металлов» и т. п. В колледже организованы курсы переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям, дефицит которых имеется на предприятии, например «Обогатитель широкого профиля», причем рабочие профессии по данному направлению получают не только работники ПАО МГОК, но и студенты колледжа при прохождении практики на предприятии. Председателем комиссии при проведении выпускных квалификационных экзаменов является начальник ДОК ПАО Михайловский ГОК С. Л. Губин.

Во-вторых, при поддержке работодателя был организован ресурсный центр с оборудованием кабинетов обогатительного профиля. В-третьих, успешно решается вопрос по трудоустройству выпускников на предприятия отрасли и обеспечению обучающихся прохождением практик на производстве.

Но, несмотря на достигнутые положительные результаты в области интеграции образования и производства, за последние несколько лет (наблюдения велись в период с 2011 год по настоящее время) интерес к продолжению обучения у выпускников колледжа значительно снизился. Так, выпускников ЮЗГУ по направлению подготовки 21.05.04 «Горное дело» 2013 года 29 человек, среди них более 67% имели базовое образование колледжа по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых», тогда как аналогичных обучающихся набора 2014 года – 19 человек и далее. Мы наблюдаем отрицательную динамику численности обучающихся по данной специальности. Причину этого мы видим не только и не столько в так называемой демографической яме, сколько в отсутствии мотивации к получению высшего образования выпускниками колледжа по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых». В связи с этим в рамках профориентационной работы нами было проведено исследование методом опроса выпускников Железногорского горно-металлургического колледжа по вопросам продолжения образования в вузе. Одной из главных причин нежелания продолжения образования выпускниками называется отсутствие мотивации карьерного роста на предприятии, нежелание брать на себя ответственность и занимать руководящие должности; эта тенденция за последние годы привела базовое предприятие ПАО Михайловский ГОК к «кадровому голоду». Частично данная проблема решается и силами самого предприятия путем переподготовки кадров на базе учебного центра ПАО Михайловский ГОК, частично путем переподготовки посредством курсов на базе кафедры экспертизы и управления недвижимостью, горного дела Юго-Западного государственного университета.

По нашему мнению, причиной сложившейся ситуации является разобщение триединой системы подготовки кадров и несформированность системы преемственности между разноуровневыми учебными заведениями. Так, есть безусловное взаимодействие подсистемы «работодатель – СПО» и подсистемы «работодатель – ВО» и нет четкого взаимодействия между подсистемами «СПО – ВО». Усугубляет ситуацию и нерациональная с точки зрения затрат времени и средств, вынужденная цикличность построения учебного процесса, когда техник в вузе повторно изучает многие дисциплины, которые преподавались в СПО.

Возникшие проблемы, на наш взгляд, можно решать несколькими способами:

-               Возможен путь перезачета дисциплин, которые уже изучались в рамках СПО, поскольку нарушать требования государственного стандарта и учебные планы на его основе недопустимо.

-               Возможен подход, связанный с интеграцией СПО – ВО, предусматривающий слияние программ обучения в рамках СПО и ВО. В этом случае возникает необходимость разработки индивидуальных планов обучения. Слияние программ СПО и ВО на основе простого сокращения суммарного числа часов, отводимых на изучение дисциплин, является недопустимым вариантом. Необходимо отметить, что теоретически такой вариант обучения возможен и документально регламентирован в университете, но практически еще не реализовывался.

Необходимо отметить и тот факт, что выпускники колледжа, поступая в ЮЗГУ, уже являются работниками базового предприятия ПАО Михайловский ГОК. При этом у многих обучающихся в вузе возникает иллюзия «всезнания» и опыта работы на конкретном производстве, что снижает интерес к изучению нового в профессии, и переход к более высокой ступени обучения становится небезболезненным. Практическая профессиональная направленность у данных обучающихся устойчиво превалирует над теоретико-исследовательской (определение проблемы, постановка цели, формулирование задачи, творчество), что создает значительные трудности в научно-исследовательской деятельности в вузе, а ей справедливо отводится значительное место в подготовке специалиста.

В настоящее время проблемы осуществления принципа преемственности в подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела можно обозначить следующим образом:

1)        отсутствие интегрированного образовательного пространства между выпускниками заведений СПО – ВО – работодателем;

2)        неготовность выпускников учебных заведений к требованиям, предъявляемым работодателем;

3)        снижение мотивационного компонента у выпускников учреждений СПО для продолжения обучения.

 

Заключение

 

Все вышеизложенное позволяет нам сделать определенные выводы о том, что система преемственности для подготовки конкурентоспособного специалиста в области горного дела в российской педагогической практике находится в стадии зарождения. Она должна быть основана на таких теоретико-методологических подходах, как субъектно-деятельностный и контекстный, когда профессиональное становление специалиста в области горного дела основывается на творческом саморазвитии, а он выступает субъектом этого развития.

Система преемственности должна включать не только комплекс образовательных учреждений, занимающихся подготовкой горных инженеров, но и самих работодателей, заинтересованных в определенных профессиональных и личностных качествах своих будущих работников [31]. При этом необходимо взаимодействие и в рамках СПО – ВО.

Сам принцип преемственности становится в этом случае основой создания и функционирования интеграционного образовательного пространства. Ведь именно преемственность обеспечивает студенту возможность довести свою образовательную траекторию до высшей точки – получить высшее образование, невзирая на личные и общественные перипетии, и реализоваться в профессиональном плане [32].



[1] Принят профессиональный стандарт Горнорабочий, что определяет выполнение вспомогательных работ при добыче полезных ископаемых открытым и подземным способами, в статье речь идет о выпускниках колледжей и вузов.