Введение
Важные изменения, происходящие в нашем обществе в последнее время, затрагивают и процесс подготовки профессиональных кадров. Анализ ситуации в профессиональном образовании позволяет делать выводы о необходимости совершенствования системы непрерывного профессионального образования и исследования процесса преемственности между ступенями профессионального образования в одной области деятельности.
Речь идет не только о несоответствии в содержании образования, но и о формах и методах обучения, характере учебно-познавательной деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема преемственности и взаимосвязи среднего профессионального и высшего образования. Она имеет не только собственно педагогическое, но и большое социальное значение. От ее адекватного решения в немалой мере зависит судьба целых отраслей народного хозяйства.
И добывающая, и перерабатывающая горная отрасли промышленности предъявляют к выпускникам учебных заведений определенные требования, но при этом возникает противоречие, поскольку профессиональный стандарт в этой отрасли деятельности еще не утвержден[1], и этим обусловлены трудности в профессиональной подготовке специалистов в области горного дела.
Теоретическая значимость работы определяется необходимостью изучения проблемы преемственности в профессиональной подготовке, так как в настоящее время перед педагогами профессиональных образовательных организаций стоит задача формирования системы преемственности, которая станет основой подготовки специалистов высокого уровня, способных быстро адаптироваться в изменяющихся условиях развивающегося производства.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
В педагогической науке еще в советское время к данной проблеме обращались многие авторы. Так, среди трудов В. П. Беспалько в рамках нашего исследования выделяем работы, посвященные концепции построения педагогических и методических систем [1]. Важным, на наш взгляд, является теория А. Н. Леонтьева о смыслоориентированных концепциях личности. Им обоснована гипотеза о повторяющихся (архетипических) циклах жизненного пути ученого человека, в основе которых лежит движение неявного, личностного знания [2, 3].
Принципиально в понимании преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела положение С. Л. Рубинштейна о том, что каждая последующая стадия процесса развития вырастает из предыдущей: «внешние причины действуют через внутренние условия», которые сами «формируются под воздействием внешних» [4].
Идея И. Я. Лернера об актуализации идеи субъективности как принципа образовательной практики заложила основы современной дидактики и рассматривается нами как источник самостоятельности и творчества в профессиональной подготовке специалистов в области горного дела [5].
B. А. Сластенин считает, что именно преемственность позволяет объединить отдельные учебные ситуации в единый учебный процесс, таким образом организуются связи между отдельными предметами [6], что, в свою очередь, является базисом для организации метапредметных связей в образовательном процессе при подготовке специалиста в области горного дела.
Вслед за указанными учеными под преемственностью мы понимаем основополагающий принцип, обеспечивающий такой выбор содержания, методов и форм, который обеспечит их дальнейшее совершенствование в условиях непрерывности образования. В связи с этим фундаментальным является и переход в профессиональной подготовке специалиста к многоуровневости и «многоступенчатости» (термин В. А. Сластенина) [7].
В последнее время интерес к проблеме осуществления преемственности в профессиональной подготовке не утихает. В связи с этим необходимо отметить работы М. И. Махмутова, предложившего дидактическую систему методов в реализации принципа преемственности технического образования [8], И. М. Агибовой, внесшей вклад в обоснование обеспечения преемственности в новых социально-экономических условиях [9] и др.
Авторы разделяют мнение А. В. Батаршева, рассматривающего систему преемственности как триединую систему, включающую «преемственность в становлении личности, преемственность в содержании обучения, преемственность в методах, формах, средствах обучения» [10–12].
Объектом исследуемой проблемы является процесс профессиональной подготовки специалистов в области горного дела, форма обучения наших студентов заочная, 97% обучающихся являются работниками базового предприятия ПАО Михайловский ГОК, и в связи с этим нам представляется важным опыт Г. М. Романцева и его работы о дуальном обучении. Данная форма кажется нам наиболее приемлемой, так как обучение идет и в профильной образовательной организации, и на предприятии одновременно [13].
Важным считаем мнение С. Н. Рягина о специфике преемственности в становлении личности: при переходе от одной ступени образования к другой совершенствуются функциональные механизмы психики, приобретая ярко выраженную индивидуальную окраску, что позволяет рассматривать преемственность в контексте гуманизации образования, а это, в свою очередь, отвечает современным требованиям работодателя к подготовке специалиста в области горного дела [14]. Об усилении роли гуманитарной составляющей говорит и А. П. Тряпицына, отмечая необходимость учета психологических особенностей возрастов, особенностей работы в группах и преемственности методических систем обучения между разноуровневыми учебными заведениями [15].
В связи с принятием Болонского процесса появился ряд работ, в которых исследуется процесс вхождения российского образования в единое европейское образовательное пространство. Так, среди работ В. А. Трайнева выделяем труды, в которых проанализирована важная роль электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в развивающемся информационном обществе России, и показано их эффективное использование в интеллектуальной среде обучения [16].
О. Л. Филатова рассматривает компетентностный подход как фактор развития преемственности школьного и вузовского образования. Использование компетентностного подхода, по ее мнению, позволит «ликвидировать несоответствие между существующим образованием и реальными образовательными потребностями общества» [17].
Признавая важность результатов исследований различных аспектов преемственности в системе непрерывного образования, следует отметить, что данными авторами во главу угла ставится цель формирования нового методологического фундамента, который позволит обеспечить преемственность среднего профессионального и высшего образования. Несмотря на активный интерес в российской педагогике к означенной проблеме, на сегодняшний день не существует однозначного подхода к определению понятия «преемственность», а также отсутствует единая психолого-педагогическая концепция обеспечения преемственности.
Проблема преемственности в профессиональной подготовке конкурентоспособного специалиста является объектом внимания и за рубежом. Данная проблема западными учеными связывается с непрерывным образованием. Так, концепция непрерывного образования была сформулирована Дж. Дьюи еще в 40-е годы XX столетия. Питер Джарвис, теоретик западной педагогики, отмечает, что профессиональное образование в Англии и США переходит в плоскость профессиональной переподготовки [18]. В контексте нашей статьи важной представляется его монография «Университеты и корпоративные университеты», где особо отмечается все возрастающая роль связи между профессиональными образовательными учреждениями и предприятиями и организация ими совместных проектов. Мысль о необходимости тесной связи предприятий и образовательных учреждений, готовящих специалистов для данной промышленности, звучит и в работах швейцарского педагога Г. У. Грундера [19].
Характеризуя зарубежный педагогический опыт высшего образования, необходимо отметить, что особая ответственность за содержание и качество обучения, как отмечает Т. Карран, в отличие от российского образования, лежит на самом субъекте образовательного процесса [20]. Тенденция к активизации самостоятельности в обучении отмечается и в российской высшей школе, но на практике наш студент еще не готов к самостоятельному выбору курсов и дисциплин для освоения и практически еще не использует права выбора, предоставленные ему по условиям вхождения российского образования в Болонский процесс.
Обзор психолого-педагогической литературы позволяет говорить о широкой степени разработанности проблемы преемственности в профессиональной подготовке специалиста; тем не менее остается много и теоретических, и практических вопросов формирования системы преемственности. Если говорить о подготовке специалистов горного дела, то в научной литературе практически не представлены работы, освещающие решение проблем преемственности в этой области. Недостаточная исследованность вопросов преемственности оказывает негативное воздействие и на образовательную практику, что и явилось причиной нашего обращения к данной теме.
Методологическая база исследования
В качестве методологического базиса для работы в направлении формирования преемственности в профессиональной подготовке специалиста в области горного дела использована концепция профессионального становления личности, которая предполагает, что ключевым элементом в становлении профессионала будет развитие его личности, а также концепция Б. Г. Ананьева о функциональных и операциональных механизмах психических процессов, которые выступают движущими силами для развития субъекта [21].
В основе построения системы преемственности в профессиональной подготовке специалиста в области горного дела лежат такие теоретико-методологические подходы, как субъектно-деятельностный и контекстный, поскольку«все учебные предметы в профессиональном учебном заведении должны изучаться в контексте будущей деятельности специалиста» и «вся система обучения должна быть направлена на формирование определённых профессиональных качеств» [22].
Результаты исследования
По мнению авторов, одна из проблем в осуществлении преемственности в подготовке специалистов по горному делу – это территориальная разобщенность учебных заведений. На сегодняшний день вузов России, осуществляющих подготовку специалистов (специалитет) для нужд недропользования, насчитывается 45 [23]. Учебные заведения среднего профессионального образования, ведущие подготовку по направлению подготовки 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых», зачастую территориально расположены в городах, имеющих отношение к горнорудному производству, а ведущие вузы России в этой сфере подготовки, как правило, территориально оторваны от производства. Противоречие, на наш взгляд, состоит в том, что, с одной стороны, возникает острая необходимость в формировании интеграции субъектов промышленности и образования, и с другой – в несформированности системы преемственности между учебными заведениями разного уровня подготовки кадров одной профессиональной направленности [24].
Мы полагаем, что реализация интеграции учебных заведений, осуществляющих подготовку горных инженеров, в единую систему на основе единства учебных планов, рабочих программ учебных дисциплин, может быть одним из организационно-методических путей трансформации традиционной образовательной системы в открытое культурно-образовательное пространство с образованием единого сотворческого инновационного поля деятельности горных инженеров. Многие учреждения профессионального образования различных уровней видят гарантию повышения качества подготовки кадров в создании единого преемственного образовательного пространства, которое обеспечивает последовательное получение студентами разного уровня образования и квалификации в соответствии с интересами личности и потребностями общества и направлено на совершенствование профессионального мастерства на каждом уровне [25].
При этом и СПО, и ВО сегодня при подготовке специалиста не может не обращать внимания на запросы работодателя [26]. Задача учебного заведения – обеспечить соответствие качества подготовки специалиста требованиям рынка труда. Для этого необходимо следить за изменениями его конъюнктуры, выявлять требования работодателей, предъявляемые к выпускникам вузов. Мы согласны с Н. В. Хлабыстовой, подчеркивающей, что помимо профессиональных знаний работодатели требуют от молодых специалистов высокой коммуникабельности, готовности к непрерывному самообразованию, способности к принятию решений и т. п. [27]
Высшее образование само по себе воспринимается современным работодателем как императивный фактор, но в реальном сегменте рынка труда к выпускникам вуза предъявляются требования, к выполнению которых они зачастую не готовы, и задача учебных заведений – предложить студентам новую образовательную парадигму, направленную не только на формирование определенных в ФГОС компетенций, но и таких личностных качеств выпускника, которые позволят ему стать конкурентоспособным специалистом на рынке труда. Сейчас предприятия нуждаются в достойной смене поколений, соответствующей инновационным тенденциям, следовательно, имеют серьезные причины заботиться о взаимодействии с теми, от кого будут получать соответствующий ресурс [28].
Необходимо задаться вопросом: какого выпускника, с какими ключевыми и базовыми компетенциями ждет работодатель? Чтобы ответить на него, необходимо организовать постоянную взаимосвязь с представителями рынка труда или потенциальными заказчиками. Взаимоотношения между предприятиями и выпускниками возникают, если оба интересны друг другу при стремлении к достижению своих целей [29].
В подготовке специалиста горного инженера мы ориентируемся на соотнесение образования с социальным заказом современного рынка труда, поскольку требования потенциальных работодателей к молодым специалистам возрастают [30].
Для выявления личностных качеств студентов, способствующих формированию конкурентоспособного специалиста направления подготовки 21.05.04 «Горное дело» специальности «Обогащение полезных ископаемых», нами были проанализированы требования, предъявляемые к должности горного инженера следующими работодателями:
- Компании, входящие в холдинг Металлоинвест: ПАО Михайловский ГОК, Лебединский ГОК, Стойленский горно-обогатительный комбинат.
- ООО «Выборгские граниты».
- ООО «Управляющая компания “Горное управление производственного объединения “Возрождение”».
- ПАО «Замчаловское карьероуправление».
- ЗАО «Аникинский ГОК».
- ПАО «Вяземский щебеночный завод».
- Некоммерческое партнерство СРО «Инженер-изыскатель».
- АК «Алроса».
Данные компании были выбраны нами по принципу: обучающийся по данному направлению подготовки (студент ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет») – специалист конкретного предприятия. Было выявлено, что среди таких личностных качеств, как стремление к лидерству, креативность, коммуникативные навыки, высокий интеллектуальный уровень выпускника, необходимых для горных инженеров и обеспечивающих успешность в профессии, работодатели предъявляют к соискателям этой должности требование следующих личных качеств: развитое конкретно-образное и оперативное мышление, умение общаться и выражать себя, ответственность и умение принимать решения; а среди умений – аналитическая деятельность и разработка мероприятий по улучшению эффективности работы.
В рамках данной статьи мы ориентируемся на опыт создания системы преемственности для подготовки конкурентоспособного специалиста в области горного дела такими учебными заведениями, как ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» и ОБПОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Данными учебными заведениями ведется профессиональная подготовка кадров для Михайловского горно-обогатительного комбината еще с 70-х годов 20-го столетия, и накоплен достаточный опыт взаимодействия. Проиллюстрируем данные положения на примере взаимодействия работодателя и вуза. Во-первых, происходит привлечение работодателей к разработке учебно-программной документации, учитывающей современные и перспективные требования к уровню подготовки рабочих и специалистов. Так, ОП ВО по направлению подготовки 21.05.04 «Горное дело» были согласованы с управлением по подбору и развитию персонала ПАО «МГОК». Во-вторых, производственные практики обучающихся по данному направлению подготовки являются выездными с использованием технологической базы ПАО Михайловский ГОК. В-третьих, организовано участие работодателя в оценке качества подготовки выпускников при проведении их итоговой аттестации, в процедурах лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений путем использования квалифицированных кадров предприятия, в частности, членами государственной экзаменационной комиссии являются управляющий директор С. И. Кретов, заместитель главного обогатителя по флотации В. В. Хромов и т. д. В-четвертых, к реализации образовательного процесса в ФБГОУ ВО «Юго-Западный государственный университет» привлечены высококвалифицированные кадры из руководящего состава ПАО Михайловский ГОК, имеющие высшую научную квалификацию: С. Л. Губин, начальник ДОК ПАО МГОК, к. т. н.; А. В. Козуб, главный инженер ПАО МГОК, к. т. н.
Подобный положительный опыт при подготовке специалистов среднего звена накоплен и ОБПОУ СПО «Железногорский горно-металлургический колледж». Во-первых, при организации приема колледж ориентируется на реальную потребность в специалистах ПАО Михайловский ГОК, зачастую само предприятие является заказчиком для подготовки тех или иных специалистов. Так, при необходимости ведется набор по специальности «Металлургия черных металлов» и т. п. В колледже организованы курсы переподготовки и повышения квалификации по рабочим профессиям, дефицит которых имеется на предприятии, например «Обогатитель широкого профиля», причем рабочие профессии по данному направлению получают не только работники ПАО МГОК, но и студенты колледжа при прохождении практики на предприятии. Председателем комиссии при проведении выпускных квалификационных экзаменов является начальник ДОК ПАО Михайловский ГОК С. Л. Губин.
Во-вторых, при поддержке работодателя был организован ресурсный центр с оборудованием кабинетов обогатительного профиля. В-третьих, успешно решается вопрос по трудоустройству выпускников на предприятия отрасли и обеспечению обучающихся прохождением практик на производстве.
Но, несмотря на достигнутые положительные результаты в области интеграции образования и производства, за последние несколько лет (наблюдения велись в период с 2011 год по настоящее время) интерес к продолжению обучения у выпускников колледжа значительно снизился. Так, выпускников ЮЗГУ по направлению подготовки 21.05.04 «Горное дело» 2013 года 29 человек, среди них более 67% имели базовое образование колледжа по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых», тогда как аналогичных обучающихся набора 2014 года – 19 человек и далее. Мы наблюдаем отрицательную динамику численности обучающихся по данной специальности. Причину этого мы видим не только и не столько в так называемой демографической яме, сколько в отсутствии мотивации к получению высшего образования выпускниками колледжа по специальности 21.02.18 «Обогащение полезных ископаемых». В связи с этим в рамках профориентационной работы нами было проведено исследование методом опроса выпускников Железногорского горно-металлургического колледжа по вопросам продолжения образования в вузе. Одной из главных причин нежелания продолжения образования выпускниками называется отсутствие мотивации карьерного роста на предприятии, нежелание брать на себя ответственность и занимать руководящие должности; эта тенденция за последние годы привела базовое предприятие ПАО Михайловский ГОК к «кадровому голоду». Частично данная проблема решается и силами самого предприятия путем переподготовки кадров на базе учебного центра ПАО Михайловский ГОК, частично путем переподготовки посредством курсов на базе кафедры экспертизы и управления недвижимостью, горного дела Юго-Западного государственного университета.
По нашему мнению, причиной сложившейся ситуации является разобщение триединой системы подготовки кадров и несформированность системы преемственности между разноуровневыми учебными заведениями. Так, есть безусловное взаимодействие подсистемы «работодатель – СПО» и подсистемы «работодатель – ВО» и нет четкого взаимодействия между подсистемами «СПО – ВО». Усугубляет ситуацию и нерациональная с точки зрения затрат времени и средств, вынужденная цикличность построения учебного процесса, когда техник в вузе повторно изучает многие дисциплины, которые преподавались в СПО.
Возникшие проблемы, на наш взгляд, можно решать несколькими способами:
- Возможен путь перезачета дисциплин, которые уже изучались в рамках СПО, поскольку нарушать требования государственного стандарта и учебные планы на его основе недопустимо.
- Возможен подход, связанный с интеграцией СПО – ВО, предусматривающий слияние программ обучения в рамках СПО и ВО. В этом случае возникает необходимость разработки индивидуальных планов обучения. Слияние программ СПО и ВО на основе простого сокращения суммарного числа часов, отводимых на изучение дисциплин, является недопустимым вариантом. Необходимо отметить, что теоретически такой вариант обучения возможен и документально регламентирован в университете, но практически еще не реализовывался.
Необходимо отметить и тот факт, что выпускники колледжа, поступая в ЮЗГУ, уже являются работниками базового предприятия ПАО Михайловский ГОК. При этом у многих обучающихся в вузе возникает иллюзия «всезнания» и опыта работы на конкретном производстве, что снижает интерес к изучению нового в профессии, и переход к более высокой ступени обучения становится небезболезненным. Практическая профессиональная направленность у данных обучающихся устойчиво превалирует над теоретико-исследовательской (определение проблемы, постановка цели, формулирование задачи, творчество), что создает значительные трудности в научно-исследовательской деятельности в вузе, а ей справедливо отводится значительное место в подготовке специалиста.
В настоящее время проблемы осуществления принципа преемственности в подготовке конкурентоспособного специалиста в области горного дела можно обозначить следующим образом:
1) отсутствие интегрированного образовательного пространства между выпускниками заведений СПО – ВО – работодателем;
2) неготовность выпускников учебных заведений к требованиям, предъявляемым работодателем;
3) снижение мотивационного компонента у выпускников учреждений СПО для продолжения обучения.
Заключение
Все вышеизложенное позволяет нам сделать определенные выводы о том, что система преемственности для подготовки конкурентоспособного специалиста в области горного дела в российской педагогической практике находится в стадии зарождения. Она должна быть основана на таких теоретико-методологических подходах, как субъектно-деятельностный и контекстный, когда профессиональное становление специалиста в области горного дела основывается на творческом саморазвитии, а он выступает субъектом этого развития.
Система преемственности должна включать не только комплекс образовательных учреждений, занимающихся подготовкой горных инженеров, но и самих работодателей, заинтересованных в определенных профессиональных и личностных качествах своих будущих работников [31]. При этом необходимо взаимодействие и в рамках СПО – ВО.
Сам принцип преемственности становится в этом случае основой создания и функционирования интеграционного образовательного пространства. Ведь именно преемственность обеспечивает студенту возможность довести свою образовательную траекторию до высшей точки – получить высшее образование, невзирая на личные и общественные перипетии, и реализоваться в профессиональном плане [32].
[1] Принят профессиональный стандарт Горнорабочий, что определяет выполнение вспомогательных работ при добыче полезных ископаемых открытым и подземным способами, в статье речь идет о выпускниках колледжей и вузов.