Full text

Введение

 

Одним из новых форматов обучения, пришедших в отечественную школу на современном этапе развития экономики страны, стало проектирование на всех уровнях функционирования образовательных систем: от управления образовательными организациями до детских проектных работ. Актуальность изучения возможностей включения проектно-исследовательской деятельности обучающихся в школьное образовательное пространство связана и с модернизационными процессами, происходящими в российском образовании, в частности, с требованиями федеральных государственных стандартов. Так, на уровне начального общего образования речь идет об использовании системно-деятельностного подхода, предполагающего формирование метапредметных результатов, развитие и воспитание личности, соответствующей реалиям современного информационного общества, с социально желаемым результатом личностного и познавательного развития на основе усвоения универсальных учебных действий как основного результата образования [1].

В основу проектирования как формы образовательной деятельности младших школьников положена идея о ее направленности на результат, который получается при решении какой-либо практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат осязаем: его можно увидеть, потрогать, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться этого, нужно научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности [2].

Исследователи, обращающиеся к изучению проектно-исследовательской деятельности младших школьников, отмечают ряд эффектов от ее включения в образовательный процесс:

-     усиление развивающего эффекта образовательных программ, положительное влияние на формирование личности школьника;

-     формирование в младшем школьном возрасте интереса учащихся к процессу познания, к способам поиска информации, ее усвоения, переработки и применения;

-      вовлечение родителей в проектно-исследовательскую деятельность младших школьников, дающую возможность эмоционального сближения, взаимного обогащения детей и родителей.

Таким образом, под проектно-исследовательской деятельностью младших школьников мы будем понимать систему действий, связанную с формированием у обучающихся навыков разработки, общественной презентации результатов исследования или учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и/или социально значимой проблемы, реализуемую под руководством наставника.

 

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Исторически понимание проектно-исследовательской деятельности в образовании в первую очередь связано с именами американского психолога, педагога и философа Дж. Дьюи и его ученика У. Килпатрика. В отечественной педагогической науке основы проектного метода разрабатывались параллельно с американскими учеными. Как отмечают исследователи в области истории педагогики, в 1914–1915 годах С. Т. Шацкий приходит к мысли о необходимости организации детского опытно-показательного учреждения, где решались бы задачи отработки воспитательной системы и практического обучения молодых педагогов. С этой целью была создана опытная станция, куда входили колония, несколько школ, дошкольные летние площадки, библиотеки, музей, педагогическая выставка [3]. Реализация же обучения была основана именно на методе проектов.

Вопросы проектирования, метода проектов, проектно-исследовательской и проектной деятельности являются в современной педагогике достаточно дискуссионными. Так, один из основателей метода проектов Дж. Дьюи дал определение проекту как «общей инициативе учителя и ученика, при этом учитель является руководителем групповых видов деятельности учеников». У. Килпатрик характеризует проект следующим образом: «Термин проект относится к любой единице целенаправленного опыта, к любому примеру целенаправленной деятельности, где доминирующая цель, как внутреннее побуждение, устанавливает цель действия, руководит его ходом, предоставляет стимул, его внутреннюю мотивацию» [4].

Т. И. Алексеева и М. Н. Алексеева считают, что в узком понимании проект в педагогике – замысел, результат, полученный как итоговая составляющая методов обучения, «которые бы способствовали: формированию активной, самостоятельной и инициативной позиции учащихся в учении; развитию общеучебных умений и навыков: исследовательских, рефлексивных, самооценочных; формирование компетенции, то есть умений, непосредственно сопряженных с опытом их применения в практической деятельности; развитию познавательного интереса учащихся; реализации принципов связи обучения с жизнью» [5].

По мнению исследователей Т. В. Артемьевой, Г. Л. Тульчинского, понятие «проект» – это не один, а ряд видов деятельности, которые имеют некоторые объединяющие их признаки: направленность на достижение конкретных целей, определенных результатов; координированное выполнение многочисленных, взаимосвязанных действий; ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом [6]. И. И. Мазур, В. Д. Шапиро и Н. Г. Ольдерогге, объединяя разнообразные виды деятельности, характеризуемые рядом признаков, придерживаются того же мнения [7].

Применительно к младшему школьному возрасту педагоги и психологи формулируют понятие проектно-исследовательской деятельности школьников.

По мнению Н. В. Матяш и В. Д. Симоненко, проектно-исследовательская деятельность школьников – это форма учебно-познавательной активности, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели по созданию творческих проектов, обеспечивающая единство и преемственность различных сторон процесса обучения и являющаяся средством развития личности субъекта учения [8].

Педагогический подход к проблеме проектно-исследовательской деятельности демонстрирует И. В. Груздева: «Проектно-исследовательская деятельность детей – деятельность, направленная на решение учащимися учебно-воспитательных задач, в результате которой учащийся получает продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной на основе самостоятельного сбора и интерпретации информации, обоснования, корректировки, самооценки и презентации результата» [9].

Г. В. Алябушева подчеркивает, что проектно-исследовательская деятельность является интегративной, сочетая и интегрируя игровую, познавательную, ценностно-ориентационную, преобразовательную, трудовую, коммуникативную, учебную, теоретическую и практическую деятельность, что дает возможность осуществления в проектно-исследовательской деятельности развивающего обучения [10].

В проектно-исследовательской деятельности специалисты выделяют метод проектов, который предполагает составление четкого плана проводимой работы, формулирование изучаемой проблемы, выработку гипотез, их проверку.

В зарубежных источниках выделяется по меньшей мере пять вариаций проектного обучения [11]:

-     обучение, фокусирующееся на актуальных социальных вызовах (challenge-based learning) [12];

-     проблемно ориентированное обучение (problem-based learning) [13];

-     обучение, привязанное к месту (place-based learning) [14];

-     обучение, основанное на практиках (activity-based learning) [15];

-     обучение через дизайнерскую работу (design-based learning) [16].

Все эти разновидности проектных методов имеют свои особенности, достоинства и недостатки, разбору которых пока посвящено сравнительно немного исследований. К 80-м годам прошлого столетия в педагогике сложилось устойчивое представление о проектном обучении как о самостоятельной методике, цель которой состоит в том, чтобы побуждать студентов или учащихся проводить самостоятельные изыскания. Важным отличием проектно-ориентированного обучения от других методик является контекстуальное использование знаний. Особенность работы над учебным проектом заключается также в том, что он предполагает поиск ответа на определенный вопрос, который часто формулируется в виде проблемы [17].

Одной из площадок для развития проектно-исследовательской деятельности обучающихся, в том числе и младших школьников, являются детские университеты.

Так, к примеру, с 2002 года детские университеты как системы мероприятий проводятся более чем в 50 немецких университетах с целью в простой и понятной форме познакомить детей с разными научными областями.

Самый большой и многочисленный детский университет находится в Вене. В общей сложности участие в образовательных программах там принимают более 3500 детей. Занятия в детском университете обычно проходят летом. На протяжении двух недель там проводится свыше 400 лекций, воркшопов и семинаров, что позволяет каждому составить себе расписание по вкусу. Чтобы дети в полной мере могли приобщиться к студенческой жизни, им не только выдают зачетку и студенческий билет, но и дают возможность обедать в университетской столовой, ходить в библиотеку, писать заметки для университетской газеты, снимать репортажи для университетского телевидения и, конечно, знакомиться с другими «студентами». Ведут занятия — на волонтерской основе — ученые из различных университетов Вены, а иногда для этих целей приглашают и лекторов из других стран.

В Австрии программа Junge Universität проводится в Инсбруке, Вене, Штайре, Граце, Зальцбурге, Дорнбирне, Фельдкирхе и Кремсе-ан-дер-Донау. Занятия в детском университете Инсбрука проходят круглый год, а разнообразное расписание составлено с учетом всех возрастных групп, например осенние дни открытых дверей для школьников и их семей или программа для юных талантов, составленная для особенно увлеченных детей; также «Детский летний университет», который устраивают в каникулы между семестрами и в пасхальные и летние каникулы, или “Youth into Science” — недели научных проектов для тинейджеров старше 15 лет – и «Экспресс-университет для детей». В Штайре и Кремсе-ан-дер-Донау лекции проходят в летние каникулы. В Граце — в летние и зимние. Учиться в детском университете Кремса могут только дети от 11 до 14 лет, а темы лекций выбирают в соответствии с предметами, которые изучают в местном университете прикладных наук (биотехнологии, юриспруденция, менеджмент, информационные технологии и так далее).

Идею детского университета уже подхватили свыше 100 вузов в Германии, Австрии, Швейцарии, Италии, Словакии, Колумбии, Англии и Лихтенштейне.

В России также существуют детские университеты. Например, в Москве деятельность осуществляет «Университет детей» — место встречи детей 7−14 лет с современной наукой. В «Университете детей» четыре направления. Подходящее направление определяется возрастом ребенка: «Энергия» – 7–8 лет, «Импульс» – 9–10 лет, «Динамика» – 11–12 лет, «Векторы» – 13–14 лет. Все занятия ведут ученые и эксперты в разных научных областях. Каждое занятие в «Университете детей» рождается из детского вопроса. На днях открытых дверей, днях студента, открытых лекциях и церемониях окончания спрашивают: какой вопрос вы бы задали ученому? Все вопросы собираются в «Ящик любопытства». Занятия проводятся по воскресеньям утром и днем в университетских аудиториях и библиотеках, в необычной обстановке, не за партой. У каждого студента есть личный кабинет, в котором можно выбрать удобный день и время, так как многие занятия повторяются в течение семестра. Изменить время записи можно в любой момент, если есть свободные места. После обучения проходит выставка проектов. В программу семестра входят четыре события для родителей. Основой родительских встреч, как и в случае с детскими занятиями, становятся вопросы, которые родители могут заранее отправить на специальный виртуальный ящик. Занятия в Университете платные, стоимость весеннего семестра 9 500 рублей [18].

Существует еще один аналог – детский университет МПГУ (организация работы кружков для московских школьников на базе университета). Он предоставляет возможность школьникам Москвы получить дополнительное образование в современной технологически насыщенной образовательной среде МПГУ. Реализуются программы естественно-научной, физико-математической и научно-технологической направленности с использованием кадрового потенциала МПГУ – представителей профессорско-педагогического состава. Существуют программы: «Физическая гостиная» (кружок для юных экспериментаторов)», «Математические кружки при МПГУ», «Занимательная экология для детей», «Академия юного астронома» (астрономический кружок), «Сам себе админ», «Художественное экспериментирование». Обучение по программам строится исходя из стартовых возможностей каждого обучающегося. Занятия по дополнительным общеобразовательным программам организуются в уникальных исторических корпусах МПГУ, являющихся объектами социокультурной и научной сфер города [19].

 

Методологическая база исследования

 

Методологической базой исследования являются основы системно-деятельностного подхода, развивающего обучения и метода проектов.

Системно-деятельностный подход ориентирован на результаты образования как системообразующий компонент Федерального государственного стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности, непрерывности, целостного представления о мире, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества [20]. Все они в полной мере согласуются с проектно-исследовательской деятельностью младших школьников, которая позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы побудить учащихся к мыслительной деятельности, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы.

Развивающее обучение предполагает соотношение обучения и развития, в результате которого формируется готовность школьника к самосовершенствованию и самовоспитанию. Структура развивающего обучения представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьника потребность в овладении специальными знаниями и навыками, в создании новой, не имеющей аналога в его опыте схемы решения, новых способов действия. Знания, навыки и умения, свойства и качества личности выступают и как продукт деятельности, и как условие дальнейшей деятельности ученика, в ходе которой происходит его развитие. Решением таких современных педагогических задач является использование проектной технологии. 

Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. Этот метод позволяет соединить академические знания с практическим опытом их применения.

Понимая проект как ограниченное во времени мероприятие, направленное на создание уникальных (в объективном или субъективном контексте) продуктов и услуг, мы считаем, что проектная деятельность позволяет формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию участников; развивать в первую очередь исследовательские, рефлексивные, самооценочные навыки; формировать умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности; развивать познавательный интерес [21]. Решение проблемы, заложенной в проектно-исследовательской деятельности школьников, предусматривает, с одной стороны, использование разнообразных исследовательских, поисковых методов и средств обучения, а с другой – необходимость интегрирования знаний, умений из различных сфер науки, техники, творческих областей знаний [22].

Таким образом, наличие той или иной формы представления продукта проектной деятельности является одним из основополагающих звеньев в методической работе с учащимися, которое может определять структуру всех остальных звеньев работы над проектом, от зарождения идеи до представления результатов. В проектно-исследовательской работе весь процесс ориентирован на учащегося и требует от него применения целого спектра интегративных учебных и коммуникативных умений: запрашивать информацию, обрабатывать и интерпретировать ее, устанавливать причинно-следственные связи и т. д. [23]

Для получения информации об эффективности осуществляемого процесса управления проектно-исследовательской деятельностью младших школьников определены критерии и соответствующие им показатели. В результате проведенного нами исследования оценивалась проектная культура, которая характеризуется как средство понимания деятельности, отношение к деятельности и адекватное поведение.

Для реализации такого оценивания результатов использовались бланки с вопросами для обучающихся и бланки с вопросами для преподавателей, ведущих занятия. Методики подбирались в соответствии с выбранными показателями, полноценно раскрывающими выбранные критерии (табл. 1).

Таблица 1

Критерии оценивания проектной культуры младших школьников

 

Критерии

Показатели

Методики диагностики

Мотивационно-рефлексивный

Выраженность активной исследовательской позиции; познавательная потребность

Опросник «выбор способа обучения» (Н. Б. Шумакова)

Когнитивный

Выраженность научно-познавательного интереса; интенсивность познавательной потребности (активности)

Методика определения силы (интенсивности) познавательной потребности младших школьников (В. С. Юркевич)

Операционно-деятельностный

Полнота и прочность сформированности проектно-исследовательских умений

Шкала сформированности проектно-исследовательских умений

 

Основанием для выделения критериев становится непосредственно сама проектно-исследовательская деятельность. Успешность овладения младшими школьниками проектно-исследовательской деятельностью зависит от заинтересованности в ней, от отношения к процессу, от сформированности соответствующих умений.

1. Мотивационно-рефлексивный критерий. Содержание этого критерия отражает познавательную потребность и мотивы к осуществлению проектно-исследовательской деятельности, желание узнать что-то новое, самостоятельно определить путь поиска нового знания. Мотивация выступает основным условием успешного овладения обучающимся новым видом деятельности и отражает степень сформированности установки на ее осуществление. Не менее важным является отношение младшего школьника к процессу познания, его активность и самостоятельность.

2. Когнитивный критерий. Под данным критерием подразумевается владение младшими школьниками определенной системой знаний и представлений о проектно-исследовательской деятельности, ее особенностях. Значимой является заинтересованность младших школьников процессом познания.

3. Операционно-деятельностный критерий отражает наличие у младших школьников практического опыта осуществления проектно-исследовательской деятельности, то есть тех проектно-исследовательских умений, осуществление которых позволит достичь поставленной цели. Составляющими элементами являются сформированность проектно-исследовательских умений и способность применять их в практической деятельности.

В соответствии с выделенными критериями и показателями овладения младшими школьниками проектно-исследовательской деятельностью был сформирован диагностический инструментарий, позволяющий объективно оценить существующий уровень овладения проектно-исследовательской деятельностью.

С учетом комплекса выявленных критериев, а также с целью дифференциации обучающихся по уровню овладения младшими школьниками проектно-исследовательской деятельностью А. Ю. Чуфеневой и Л. А. Мокрецовой выделены три уровня: исходный, допустимый и оптимальный [24].

Исходный уровень: проявление потребности в усвоении уже готовых знаний, исследовательская позиция явно не выражена, не сформированы познавательный интерес и стремление к решению проектно-исследовательских задач, редко проявляется инициатива в исследовании, высказывании предложений; отсутствуют проектно-исследовательские умения. Проектно-исследовательская деятельность осуществляется с помощью учителя.

Допустимый уровень: проявление потребности в исследовательской деятельности с целью получения новых знаний; проявление исследовательской позиции; незначительный, ситуативный интерес к решению элементарных проектно-исследовательских задач; попытки самостоятельно объяснить наблюдаемые факты и явления. Уровень характеризуется сформированностью первоначальных знаний по организации исследования. Выполнение элементарных кратковременных исследований (коллективных и индивидуальных) осуществляется по аналогии либо с помощью взрослых.

Оптимальный уровень: систематическое проявление познавательной потребности; выраженность исследовательской позиции; систематическое проявление проектно-исследовательского интереса; постоянная заинтересованность в решении задач исследовательского и творческого характера, а также в выполнении работ, организованных как исследование. Характерно для данного уровня владение обучающимися совокупностью определенных знаний и умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности. Практически все этапы исследования выполняются как самостоятельно, так и коллективно.

 

Результаты исследования

 

Как уже отмечалось выше, вовлечение в проектно-исследовательскую деятельность младшего школьника является обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. На сегодняшний день в общеобразовательных организациях Кировской области практически отсутствуют достаточно проработанные программы, реализуемые в рамках этого направления и ориентированные на младший школьный возраст. В регионе проводятся «Проектные школы» по подготовке к участию во всероссийских молодежных форумах, участниками которых становятся студенты вузов, колледжей и техникумов, представители рабочей молодежи. В общеобразовательных организациях проектно-исследовательская деятельность ориентирована, как правило, на основное и среднее общее образование. Те конкурсы, которые проводятся среди учащихся начальной школы на муниципальном, региональном, окружном и всероссийском уровнях, не способствуют привлечению детей к научной работе, а требуют готового результата. Принимают участие в них, как правило, обучающиеся, которые индивидуально занимаются с наставником: педагогом или родителем.

Исходя из этого, нами было принято решение попытаться создать в Кировской области первую образовательную площадку в формате детского университета, где будут созданы необходимые условия для обучения проектно-исследовательской деятельности детей, осваивающих программы начального образования.

Главная особенность детского университета – инициация детско-взрослых проектов. В реализуемом нами проекте «Детский университет» также просматривается цепочка взаимодействия «ученый – наставник – молодой специалист – ученик». Дети разного возраста бок о бок с проектными наставниками (преподавателями, ведущими занятия), проектными мудрецами (преподавателями вузов, педагогами школ) и консультантами (студентами II–IV курсов направления подготовки «Педагогическое образование») на одной площадке занимаются проектно-исследовательской деятельностью, посещают мероприятия различного профиля и уровня, проводят научно-популярные встречи, презентуют свои достижения.

В течение восьми основных занятий, проходящих один раз в неделю, учащиеся разбираются с тонкостями проектно-исследовательской деятельности. В этом им помогает проектный наставник – преподаватель, который проводит занятия. В нашем случае проектными наставниками стали молодые педагоги, аспиранты, магистранты и студенты V курса педагогических направлений подготовки. В течение двух месяцев наставник помогает определиться с темой, разработать введение, делает подсказки в процессе работы над практической частью. Обучение ведется в очной форме; частично используется онлайн-обучение (интерактивные презентации, обучающие видеоролики и т. д.) [25].

В проекте «Детский университет» для маленьких студентов проводятся образовательные интенсивы, на которых дети получают консультации по своей работе от проектных мудрецов – преподавателей вуза и ведущих учителей-предметников школ, гимназий, лицеев города Кирова. Для успешного завершения проекта ученики вместе с родителями тесно взаимодействуют с проектными консультантами – студентами II–IV курсов, которые с самого начала закрепляются за каждым ребенком в рамках непрерывной учебной проектной практики. Таким образом, отчетливо прослеживается нить наставничества, учащиеся не остаются один на один со своим проектом, у них всегда есть возможность обратиться за помощью ко взрослым.

Обязательными мероприятиями для обучающихся также стали образовательная вертушка по направлениям, «Ярмарка проектов» и STEAM-фестиваль.

На образовательной вертушке по направлениям «Химия», «Физика», «Психология», «Логика», «Арт-терапия», «Терапия песком» учащиеся могут подтянуть свои знания и получить новые, побывав на всех станциях. За каждой станцией закреплены студенты или преподаватели, которые рассказывают об интересных свойствах веществ и предметов, задают вопросы на эрудицию.

На «Ярмарке проектов» студенты Детского университета презентуют свою работу и готовые продукты проектно-исследовательской деятельности. Во время защиты работает компетентное жюри из студентов, педагогов и учителей. Учащимся комиссия задает уточняющие вопросы, дает рекомендации и пожелания.

На STEAM-фестивале широкой публике (школьники, студенты, преподаватели вузов, учителя школ города) представляются лучшие (вошедшие в ТОП‑50) проекты. Приведем примеры двух ярких работ студентов Детского университета.

Торгашин Михаил, проект «Как защитить себя от плохих взрослых?». Тема проекта актуальна и важна в современном мире, так как каждый год дети тысячами пропадают, доверившись взрослым. Автор разработал памятку – свод правил безопасного поведения с незнакомцами, настольный календарь и раскраску-помощницу, чтобы как можно больше детей смогли с ними ознакомиться. Для этого учащийся изучает различные источники информации по теме, проводит опрос среди одноклассников, консультируется со взрослыми, просматривает обучающие видеоролики.

Дуркин Егор, проект «Качество воды – качество жизни». Данный проект актуален в настоящее время, потому что вода – источник жизни на Земле. В процессе работы автор выводит проблему: в современном мире не вся вода является чистой и пригодной для питья. Если выпить грязную воду, то можно очень серьезно заболеть. Питьевая вода должна быть чистой и полезной. Но как узнать, какая вода пригодна для питья и не приносит вреда здоровью? В проекте подробно описано проведенное исследование образцов воды на соответствие определенным требованиям и стандартам качества. Результаты исследования для удобства обобщены в таблицу и проанализированы, после чего составлен пакет рекомендаций по проверке качества питьевой воды.

В образовательную программу входят и информационно-консультационные встречи с родителями, так называемые «родительские всеобучи». На консультациях родители задают вопросы по организации проектно-исследовательской деятельности, реализации и защите. Помимо встреч они получают методическую помощь от наставника и консультантов проекта. На первых встречах родителей знакомят с разнообразными методами генерирования новых идей, например методом фокальных объектов, методом конструирования новых идей с помощью приемов фантазирования, методом «Воображаемая планета», методом ассоциаций и другими [26]. Овладение методами конструирования новых идей не избавляет от необходимости думать. Данные методы не заменяют мышления, а лишь помогают и подгоняют его.

 Обучение младших школьников ведется в специальных авторских рабочих тетрадях на печатной основе [27]. Тетрадь – хороший помощник для детей. Она полна новизны, открытий и исследований. Выделим несколько существенных плюсов рабочей тетради:

-     каждый учащийся может разработать свой проект, опираясь на тетрадь;

-     красочность и простота изложения материала, что соответствует возрастным особенностям маленьких студентов;

-     сочетание доступной для данного возраста теории (основные понятия), заданий для отработки и закрепления полученных знаний, а также наличие рубрики «Переменка» для отдыха детей.

В рабочей тетради представлены восемь занятий и приложения для дальнейшей работы. Кратко остановимся на каждом из занятий.

Занятие 1 «Начинаем проектировать!». На занятии педагог знакомит учащихся с различными формулировками проекта. Выполняя первое задание, младшие школьники пытаются на занятии совместно с педагогом сформулировать тему своей будущей проектно-исследовательской работы. Также в формулировке будущей темы помогут игры по методу фокальных объектов: «Фантастическое животное», «Изобретатели», которые проводит педагог [28]. На этом же занятии дети знакомятся с актуальностью по примерам работ прошлых лет.

Занятие 2 «Учимся решать проблемы». Учащиеся знакомятся с понятиями «проблема», «гипотеза», «цель». Вместе с наставником маленькие студенты учатся находить проблему в различных примерах детских проектов. Также разбираются с гипотезой проекта, приходят к выводу, что это предположение или догадка. В тетради дается задание: «Предположите, как медведь переживает спячку?» В течение нескольких минут ребята накидывают свои идеи, применяя метод мозгового штурма [29]. В процессе работы учащиеся начальных классов делают вывод, что цель проекта вытекает из проблемы.

Занятие 3 «Создаем продукт проекта». Начинается работа над практической частью, продумывается продукт проекта. Ученики знакомятся с понятиями «аннотация» и «ключевые слова». На занятии происходит обсуждение, что должно быть в практической части, что необходимо сдать в конце обучения. В примерах представлены варианты оформления второй части проектно-исследовательской работы. Применяются различные упражнения на развитие творческого воображения [30].

Занятие 4 «Продолжаем созидать». Так как работа над практической частью – это самая важная составляющая всего проекта, этой теме посвящаются два занятия в Детском университете. Педагог с учащимися рассматривают всевозможные примеры продуктов проекта. Педагог применяет практически на каждом занятии интеллектуальные паузы-разминки с детьми [31].

Занятие 5 «Ставим задачи и выбираем методы». Пятое занятие погружает учеников в мир задач и методов. Они узнают, что задачи – это шаги для поиска способов решения проблемы проекта, а методы – способы достижения цели. Маленькие студенты знакомятся с различными методами, такими как анализ литературы, сравнение, наблюдение, практическая работа и т. д.

Занятие 6 «Сбор и обработка информации». На этом занятии мы совместно с обучающимися работаем с различными источниками. Обилие информации мешает обучению. Необходимо уметь правильно усваивать информацию и целенаправленно ее искать. Учащиеся знакомятся с правилами сбора информации, несколькими приемами по ее обработке: «Маркировка текста», «INSERT. Пометки на полях», «Сводная таблица».

Занятие 7 «Подготовка к защите проекта». Главная задача занятия – научиться строить план выступления, запомнить советы для выступающего, потренироваться в публичном выступлении.

Занятие 8 «Составление презентации к проекту». Немаловажной составляющей является правильно составленная презентация к защите. Занятие полностью посвящено созданию презентации в программе PowerPoint и разбору типичных ошибок в презентации.

Разделы тетради «Самоанализ после защиты проекта» и «Твои впечатления после обучения в Детском университете». Очень важно анализировать свою деятельность, в том числе свое выступление. После всех занятий и защиты проводится итоговая встреча-тренинг с участниками проекта. Обсуждаются плюсы и минусы работы в Детском университете. Каждый ребенок рассказывает о своих впечатлениях во время работы. Последние листы в рабочей тетради отрезные. Для педагогов это обратная связь, которую можно проанализировать и с учетом которой внести при необходимости изменения в дальнейшую работу Детского университета.

Для оценки эффективности работы в Детском университете была проведена экспериментальная работа до и после обучения младших школьников.По итогам констатирующего эксперимента были получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Результаты констатирующего эксперимента

 

Критерии

Результат (101 респондент)

Исходный уровень

Допустимый уровень

Оптимальный уровень

Мотивационно-

рефлексивный

3

42

56

Когнитивный

11

45

45

Операционно-

деятельностный

50

36

15

 

Полученные результаты представлены на рис. 1, 2 и 3, которые помогают наглядно оценить процентный результат эксперимента.

 

 

 

Рис. 1. Результаты констатирующего эксперимента по мотивационно-рефлексивному критерию

 

 

 

Рис. 2. Результаты констатирующего эксперимента по когнитивному критерию

 

 

 

Рис. 3. Результаты констатирующего эксперимента по операционно-деятельностному критерию

 

Таким образом, полученные в ходе констатирующего эксперимента результаты позволяют судить о том, что в целом по всем показателям оптимальный уровень продемонстрировали большое количество человек, в то время как средний и низкий уровни – в большинстве случаев меньшее количество. Полученные результаты позволяют сделать вывод о необходимости повышения допустимого и оптимального уровней по каждому из критериев.

По завершении проекта «Детский университет» было проведено повторное тестирование учащихся начальных классов.

Таблица 3

Результаты контрольного эксперимента

 

Критерии

Результат (101 респондент)

Исходный уровень

Допустимый уровень

Оптимальный уровень

Мотивационно-рефлексивный

1

30

70

Когнитивный

6

27

68

Операционно-

деятельностный

10

45

46

 

Полученные результаты представлены на рис. 4, 5 и 6, которые помогают наглядно оценить процентный результат контрольного эксперимента.

 

 

 

Рис. 4. Результаты контрольного эксперимента по мотивационно-рефлексивному критерию

 

 

 

Рис. 5. Результаты контрольного эксперимента по когнитивному критерию

 

 

 

Рис. 6. Результаты контрольного эксперимента по операционно-деятельностному критерию

 

Таким образом, результаты контрольного эксперимента доказывают эффективность работы в образовательном проекте «Детский университет». Прослеживается динамика развития по каждому из критериев. Учащиеся систематически проявляют познавательную потребность и исследовательскую позицию, заинтересованы в решении задач исследовательского и творческого характера, в выполнении работ, организованных как исследование. Также для них характерно владение совокупностью определенных знаний и умений, необходимых для осуществления проектно-исследовательской деятельности. Практически все этапы работы над проектом выполняются в основном самостоятельно при поддержке взрослых.

 

Заключение

 

Значимым результатом исследования является подтверждение эффективности проектной деятельности учащихся начальных классов на образовательной площадке «Детский университет». В статье определяются методические аспекты реализации системно-деятельностного подхода, метода проектов и развивающего обучения в проектно-исследовательской деятельности. В результате проводимого исследования авторами статьи систематизированы основные компоненты проектно-исследовательского обучения, апробирована технология управления проектом «Детский университет». Практическое использование данной технологии управления позволяет организовать проектно-исследовательскую работу в практику образовательной организации.