Full text
Введение В сфере услуг конкурентоспособность предприятия и стабильность производства во многом зависит от профессиональных качеств сотрудников, их компетентности и мотивированности. Перед сферой услуг в настоящее время стоит важная задача, связанная с появлением новых услуг и форм обслуживания, способов взаимодействия с потребителями и использованием новых информационных технологий. Способность специалистов адаптироваться к изменяющимся условиям профессиональной реальности и овладевать новыми профессиональными компетенциями напрямую влияет на успешность их взаимодействия с потребителями услуг и выполнение профессиональных обязанностей. Таким образом, развитие элементов личностного адаптационного потенциала необходимо для подготовки конкурентоспособного специалиста для индустрии услуг 20. В описании вакансий сферы обслуживания постоянно употребляются такие качества как коммуникативность, многозадачность, стрессоустойчивость и другие, непосредственно связанные с умением специалиста быстро адаптироваться к новым условиям профессиональной деятельности. Актуальность темы исследования обеспечивается значимостью развития профессионально-важных личностных качеств студентов в период вхождения в профессиональную деятельность: будущий профессионал должен обладать не только знаниями, умениями и навыками непосредственно в своей будущей профессиональной деятельности, но и уметь применять эти знания в смежных областях, адаптируясь к быстро меняющейся ситуации. Эти качества особенно важны для сотрудников контактных служб, специалистов сферы услуг. Кроме того, стремительное изменение рынка труда и условий профессиональной деятельности специалистов, диктует необходимость быстрой адаптации и постоянного развития адаптационного потенциала. 2020 год становится периодом трансформации рынка услуг. Конкурентоспособность специалиста теперь в большей мере зависит от способности ставить цели и достигать результатов в разных быстроменяющихся ситуациях. Обзор отечественной и зарубежной литературы В научной литературе структура и содержание адаптационного потенциала личности описывается с нескольких сторон: коммуникативной, психолого-педагогической, социокультурной, организационной, технологической. А.К. Маркова определяет компетентность специалиста как «индивидуальную характеристику степени соответствия требованиям профессии, как обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции» 23, с. 83. В профессиональной деятельности необходимым элементом компетентности становится способность к адаптации. В научной литературе адаптация рассматривается как процесс приспособления организма к окружающим условиям, а также как цель и как результат этого процесса. Хамукова Б.Р., Мамижева З.Х. рассматривают этот процесс на уровне макро- и микросреды 35, с. 125. На результативность адаптационного процесса оказывают влияние свойства нервной системы, адекватность самооценки и я-концепции, стереотипы поведения и условия воспитания. Нарушение адаптации в социальной среде выражается в частом возникновении конфликтных ситуаций, нарушении социального функционирования и выполнения своих социальных ролей, ухудшении здоровья, что негативным образом влияет на эффективность профессиональной деятельности, нарушая гармоничное развитие личности. Социальная адаптация рассматривается как процесс и результат внутреннего самоизменения и внешнего приспособления к новой социальной среде (О.А. Береговая, С.С. Лопатина, Н.В. Отургашева) [7, с. 157]. Исследование личностного адаптационного потенциала строится на структурном подходе к изучению личности (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, К.К. Платонов) [28, с. 542]. При анализе феномена профессиональной адаптации следует учитывать, что профессионал – это человек: «индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность» (Б.Г. Ананьев) [31, с. 158]. Профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобретения и поддержания стабильности в профессиональной деятельности. В структуру профессиональной деятельности включаются объект, предмет и средства деятельности, профессиональные цели и задачи, условия трудовой деятельности, организационные и управленческие механизмы, а также представители профессиональных сообществ (сотрудники, потребители, конкуренты, стейкхолдеры и т.д.) [19]. Профессиональная адаптация строится на основе взаимодействия разных сфер и сторон личности: биологической (врождённые свойства, задатки и способности), психологической (профессиональные интересы и склонности, внутренние мотивы) и социальной (престиж, внешняя мотивация). Результатом профессиональной адаптации становится конкурентоспособность и компетентность выпускника, включающая такие показатели как: воспитанность и общекультурные компетенции, когнитивные показатели, профессиональные характеристики [13, с. 12]. При таком подходе профессиональная адаптация включает в себя несколько направлений: адаптацию к физическим условиям среды (психофизиологическая адаптация), адаптацию к профессиональным задачам, условиям деятельности, выполняемым операциям и организационным факторам и т.д. (операциональная или функциональная адаптация), и адаптацию личности к социальным компонентам профессиональной деятельности (социально-психологическая адаптация) (М.А. Дмитриева) [18]. Адаптационный потенциал личности определяет поведение и профессиональную деятельность субъекта в экстремальных и стрессовых ситуациях (А.Г. Маклаков) [8, с. 14]. В процессе обучения и приобретения профессиональных компетенций адаптационный потенциал личности используется не только в выполнении профессиональных функций, но и при вхождении в учебную деятельность и новую социальную реальность (концепция упреждающей адаптации Л.Ф. Мирзаяновой) [34, с. 70]. С позиций личностно-ориентированного подхода О.А. Воскрекасенко включает в структуру личностного адаптационного потенциала когнитивный, мотивационно-ценностный и операционно-деятельностный компоненты [9, с. 594]. Л.В. Горюнова рассматривает три основных аспекта адаптационного потенциала личности: личностные качества, профессиональную деятельность и процессы самореализации и преобразования социально-профессиональной среды 14, с. 66. Эффективное регулирование высшего образования направлено прежде всего на подготовку специалистов, обладающих конкурентными преимуществами на рынке труда, способных адаптироваться к изменяющимся условиям рынка, владеющих передовыми технологиями, способных обеспечить инновационное развитие всех сфер экономики [32, с. 37]. Особенно применение технологического подхода необходимо при формировании виртуальной образовательной среды и среды профессиональной деятельности [27]. Термин «технология» перешёл в социальную среду из производственных процессов, и означает способ описания продуктивной деятельности с целью получения итогового продукта, отвечающего определённым требованиям (стандартам), и эта производственная деятельность связана с воздействием на неё научных ресурсов. Технология понимается также как сфера создания и применения технических средств (техники, новых технологий, информационных ресурсов, диджитализацией). Таким образом, технология – это совокупность операций производства продукции, включающая: основные операции и их составные части, материалы, оборудование, время и технологические режимы, квалификацию работников. Применение технологического подхода заключается в построении алгоритмов профессиональной деятельности. Алгоритмизация типовых задач и стремительное изменение условий применения компетенций выводят на первый план творческую составляющую профессиональной деятельности, особенно в сфере услуг. А.В. Страмной уделяет внимание информационно-коммуникационным технологиям в обучении (е-mail-проекты, веб-квесты, skype-технологии и пр.) [33, с. 143]. О.К. Минева, В.С. Минев, В.Е. Летичевская говорят о необходимости формирования цифровых компетенций [24, с. 113]. В.И. Гам, В.Е. Михайлова говорят о необходимости сетевого взаимодействия [11], а Панин А.В., Лидинфа Е.П., Баранова С.В., Ефремов И.А. – о непрерывности профессионального образования и отражении стратегии социально-экономического развития страны [1, 29]. Исследователи обращают внимание на эффективность применения в образовательном процессе технологий перевёрнутого и взаимного обучения [2, 12], развития проектной деятельности [22] и интеграции в исследовательское пространство [4, 15]. Широкое распространение получили идеи смешанного (blended) или гибридного (hybrid) обучения: Е. Duffin [3], B. Means, Y. Toyama, R.F. Murphy, M. Baki [5], Н.Л. Байдикова [6], основанного на совмещении классических и электронных средств обучения. Технологичность образования позволяет добиваться значительных результатов в селекции знания, создании конкурентного преимущества. В цифровом обществе чрезвычайно востребованным становится такое качество личности, как креативность – новые идеи приводят к прорывным решениям и высокой прибыли [16, с. 12]. Методологическая база исследования Диагностика адаптационного потенциала личности будущих специалистов производилась с использованием методик: Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» в модификации А.А. Реана [30, с. 150-153] и Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [26, с. 127-129, 138-141]. В структуру личностного адаптационного потенциала А.Г. Маклаков и С.В. Чермянин включают такие элементы, как поведенческая регуляция, коммуникативные способности и моральная нормативность. Поведенческая регуляция определяется уровнем нервно-психической устойчивости и выражается в том, насколько эффективно специалист может выстраивать взаимодействия в профессиональной деятельности с потребителями услуг и коллегами. На эффективность профессионального взаимодействия специалиста оказывают влияние не только уровень нервно-психической устойчивости, но и наличие социального одобрения и адекватность я-концепции. П.А. Кисляков, А.С. Меерсон, П.А. Егорова указывают на взаимосвязь уровня устойчивости к негативным факторам внешней среды с моральными установками личности. Чем ниже адаптационные способности, тем личность чаще испытывает негативные эмоции, способствующих невротизации, возникновению тревожных и соматических расстройств [21]. Коммуникативные способности связаны с наличием потребности в общении, в том числе профессиональном, и способствуют успешности специалиста в установлении контактов, передаче информации и установления взаимопонимания, неконфликтностью в поведении и выполнении профессиональных обязанностей [17, с. 2]. Моральная нормативность отражает принятие специалистом общественно-принятых норм поведения, принятие своего статуса в профессиональном сообществе, влияет на успешность процесса социализации. Результаты исследования Личностный адаптационный потенциал будущих специалистов индустрии услуг оценивался в процессе эмпирического исследование, проводимого с апреля 2019 по март 2020 года в академических группах студентов бакалавриата института торговли, пищевых технологий и сервиса Уральского государственного экономического университета. В исследовании приняло участие 99 студентов 2 и 3 курсов, обучающихся по направлениям подготовки «Сервис», «Туризм» и «Гостиничное дело». По результатам исследования адаптационного потенциала в группах школьников выпускных классов и студентов первого года обучения в вузе различий не выявлено, но замечено общее снижение адаптационных способностей (Л.Ф. Мирзаянова и Т.И. Каральчук) [25, с. 35-36]. Поэтому в исследовании не принимали участи студенты 1 и 4 курсов обучения. Полученные результаты представлены в табл. 1. Таблица 1 Уровни сформированности элементов личностного адаптационного потенциала у студентов Уровни сформированности Элементы личностного адаптационного потенциала Уровень сформированности личностного адаптационного потенциала Поведенческая регуляция (нервно-психическая устойчивость) Коммуникатив-ные способности Моральная нормативность Низкий уровень, % 71 47 22 94 Средний уровень, % 29 49 69 2 Высокий уровень, % 0 4 9 4 Поведенческая регуляция у большинства респондентов сформирована слабо: у 71% студентов на низком уровне, и только у 29% - на среднем уровне, что свидетельствует о наличии психологического напряжения (особенно в периоды неопределенности и изменения внешних условий профессиональной деятельности). Кроме этого, этот показатель может выражаться в неадекватности восприятия своих профессиональных компетенций, сложностях восприятия реальности и нежелании подчиняться требованиям профессиональных стандартов. Уровень развития коммуникативных способностей у студентов сервисных направлений подготовки должен предполагаться на уровне выше среднего, однако результаты исследований иные: у 49% студентов выявлен средний уровень развития коммуникативного потенциала, а у 47% - низкий уровень, и высокий – лишь у 4% студентов. Это может говорить о хороших навыках установления контактов в профессиональном общении только у половины студентов, и свидетельствует о необходимости обращать внимание на развитие коммуникативных умений и навыков сглаживания конфликтных ситуаций. Самый высокий уровень сформированности выявлен у компонента «моральная нормативность»: средний уровень у 68% опрошенных, высокий – у 9% и низкий - у 23% студентов. Результаты свидетельствуют о принятии социальных норм поведения большинством студентов, однако существует возможность их нарушения в связи с личными установками и желаниями. В целом, оценка уровня личностного адаптационного потенциала показывает, что у 94% испытуемых адаптационные механизмы сформированы на низком уровне (средний уровень – у 2% и высокий – у 4% студентов). Успех профессиональной адаптации в большей степени зависит от внешних условий, а не внутренней работы у 94% респондентов. Это создаёт условия для проявления девиантных форм поведения, нарушении эмоциональных реакций при смене привычной деятельности или в моменты нестабильности, связанные с изменением функционала или социального окружения. Результаты исследования говорят о необходимости более интенсивного развития личностного адаптационного потенциала уже в процессе получения образования, особенно в плане развития адаптивных способностей и нервно-психической устойчивости. Технологический подход предполагает совмещение классических форм организации учебного процесса (лекционных и практических занятий, самостоятельной работы и занятий с применением дистанционных технологий обучения), интерактивных форм (ситуационного анализа, кейсов, тренингов, практикумов и стажировок [10, с. 102]) с проектными и игровыми формами, способствующими не только формированию профессиональных компетенций, но и их активному применению в процессе обучения в вузе. Технологический подход способствует повышению личностного адаптационного потенциала за счет обеспечения совокупности профессиональных компетенций, функционально взаимосвязанных предметов труда, средств технологического оснащения и пр. (рис. 1). Рис. 1. Компонентная структура технологии Основная цель процесса обучения студентов заключается в освоении ими технологических аспектов профессиональной деятельности и приобретении навыков использования ресурсов (информационных, кадровых, материально-технических, финансовых), средств (технических, информационных, лингвистических, психолого-коммуникативных, маркетинговых) и методов в профессиональной деятельности. Чем большим количеством технологических аспектов овладевает студент во время обучения, тем больше проявляется творческая составляющая в профессиональной деятельности и тем меньше негативных эмоций испытывает личность при возникновении нестандартных и конфликтных ситуаций. Создание педагогический условий, способствующих развитию личностного адаптационного потенциала будущих специалистов сферы услуг базируется на: - формировании мотивации студентов к профессиональной деятельности в сфере услуг; - организации эффективного взаимодействия преподавателя и студентов в учебной и внеучебной деятельности; - включении студентов в процесс планирования своих профессионально-важных качеств и формирования своей карьерной траектории, формирования реперных точек и их достижения в процессе обучения в вузе; - межпредметных связях и применимостью результата в различных предметных областях. В результате применения методик Е.А. Климова «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) и К. Замфир «Мотивация профессиональной деятельности» была выявлена направленность мотивационной сферы на определенные виды профессиональной деятельности, которые необходимо использовать в формировании профессиональных компетенций студентов. Было выявлено, что большинство студентов (73%) имеют предрасположенность к деятельности в сфере «человек – художественный образ», чуть меньше (38%) – в сфере «человек – человек». Таким образом, при формировании профессиональных качеств в конкретном случае необходимо опираться на те виды деятельности, мотивация к которым выражена наиболее ярко: использование заданий, задействующих творческое воображение и образное мышление, потребность в общении, связанных с изобразительной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью, взаимодействиями между людьми. Нервно-психическая устойчивость формируется: социокультурной идентичностью, мотивацией личности на самоактуализацию, субъективным благополучием, критичностью мышления и способностью прогнозирования рисков, владение конструктивными стратегиями, овладением методами саморегуляции. Заключение Развитие личностного адаптационного потенциала у будущих специалистов индустрии услуг является базой для формирования профессиональной компетентности и конкурентоспособности на рынке труда. В результате исследования у студентов был выявлен низкий уровень сформированности личностного адаптационного потенциала, что говорит о необходимости создания педагогических условий для развития коммуникативных умений, способностей к адаптации и нервно-психической устойчивости. Среди механизмов развития личностного адаптационного потенциала будущих специалистов следует использовать: 1) Средства развития нервно-психической устойчивости: - развитие навыков регулирования психофизиологических состояний; - применение методов снижения тревожности, развития эмоционально-волевой сферы; - освоение способов саморегуляции и преодоления стрессовых ситуаций; 2) Средства развития способностей к быстрой адаптации: - личностное саморазвитие и самореализация; - ценностные субъект-субъектные отношения между преподавателями и студентами; - вариативность образования, способствующая приобретению навыков эффективного решения сложных профессиональных ситуаций (кейсы, ситуационные задачи, тренинги); - обеспечение многоуровневой социокультурной деятельности студентов; 3) Для совершенствования коммуникативных навыков необходимо использование тех видов заданий и форм взаимодействия, мотивация к которым сформирована наиболее отчетливо (в отношении исследуемых групп это изобразительная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность и различные формы межгруппового взаимодействия). В процессе применения разработанных инструментов происходит формирование общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и предметных компетенций, связанных с выбранной сферой деятельности (направлением подготовки) и их последующая интеграция в условиях специально организованной деятельности под руководством преподавателя. Использование предложенных способов развития личностного адаптационного потенциала будущих специалистов индустрии услуг позволит: - активизировать мышление студентов, научиться самостоятельно принимать решения и контролировать их осуществление; - развивать навыки профессионального взаимодействия; - повышать результативность усвоения теоретического материала за счет освоения способов добычи, интериоризации и передачи информации; - видеть перспективы своего профессионального роста, планировать карьеру и позиционировать себя как профессионала на рынке труда. На эффективность процесса влияет заинтересованность студента в самореализации себя как профессионала в выбранной сфере деятельности. Таким образом, развивается мотивационная сфера личности.