Full text
ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ ПОДРОСТКОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ Паатова Мария Эдуардовна Адыгейский государственный университет, Майкоп, Россия mpaatova@mail.ru Аннотация: в статье формирование социально-личностной жизнеспособности рассматривается как целевой ориентир воспитания подростков. Обоснованы основные этапы проектирования технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с учетом социально-культурных и организационно-педагогических особенностей общеобразовательной организации; рассмотрены основные направления совершенствования мониторинга эффективности качества общего образования, базирующегося на формировании социально-личностной жизнеспособности обучающихся как интегрированного показателя их воспитания и социализации в общеобразовательной организации. Социально-личностная жизнеспособность подростков рассматривается как интегрированное личностное качество интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению. В статье представлены результаты констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы по формированию социально-личностной жизнеспособности подростков общеобразовательных организаций. В экспериментальном исследовании приняли участие обучающиеся 5-9-х классов (5-6-е классы - младшие подростки; 7-8-е классы – средний подростковый возраст; 9-е классы – старшие подростки). Ключевые слова: жизнеспособность, социально-личностная жизнеспособность, воспитание, подростки, общеобразовательные организации, технология. Введение В Федеральных государственных образовательных стандартах общего образования и в Примерной программе воспитания, разработанной ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», основной задачей общеобразовательной организации является создание условий для формирования у молодых людей личностных качеств и способностей, помогающих им справляться с жизненными трудностями и проблемами, и, соответственно, позитивно развиваться в будущем. По сути, формирование жизнеспособной личности, готовой к профессиональному самоопределению, способной работать в команде, принимать ответственные решения в неопределенных ситуациях, способной к социальным взаимодействиям в настоящее время является необходимым условием воспитания подрастающего поколения (А.И. Лактионова, А.В. Махнач) [1; 2]. Вместе с тем, в образовательной практике целевым ориентиром деятельности педагогов и педагогических коллективов выступает декларативный характер формирования социально-личностной жизнеспособности, что в немалой степени обусловлено отсутствием фундаментальных теоретических оснований проектирования педагогического процесса формирования у подростков социально-личностной жизнеспособности и эффективных рекомендаций по организации и содержанию деятельности педагогов и педагогических коллективов. Обзор отечественной и зарубежной литературы В педагогической науке понятие «жизнеспособность» анализируется в работах П.И. Бабочкина, М.П. Гурьяновой, И.М. Ильинского, Ю.В. Науменко, Е.Г. Шубниковой, Н.Е. Щурковой и др.[3-8]. В педагогику понятие «жизнеспособность» ввел И.М. Ильинский. По его мнению, жизнеспособность – это уникальная способность человека выжить в самых сложных условиях, сохранив в себе при этом человеческое начало, в том числе «воспроизвести и воспитать жизнестойкое потомство в биологическом и социальном плане» [5, с. 5]. Это способность человека стать индивидуальностью, готовность его к саморазвитию и самоопределению, реализации своих возможностей в процессе конструктивного взаимодействия с окружающей средой. М.П. Гурьянова рассматривает жизнеспособность как интегративное личностное качество, которое является важным условием успешной социализациидля детей и подростков «современный человек стоит перед необходимостью строить жизнь по собственному сценарию, управлять ею, нести ответственность за свой успех в жизни и справляться с возможными неудачами» [9, c. 195]. Автор рассматривает жизнеспособность в рамках возрастного подхода. Так жизнеспособность подростка М.П. Гурьянова рассматривает в контексте его способности «к самоорганизации своей учебной, внешкольной деятельности, своего свободного времени, умения самостоятельно решать проблемы школьной и внешкольной жизни, коммуникативного взаимодействия, выполнять конкретные обязанности в семье (детском доме, школе-интернате), в умении реализовать сформированную потребность в занятиях полезной деятельностью, в достижении позитивных результатов в интересном для подростка виде деятельности в школе и социуме, в приобретении нового опыта, знаний, в овладении новыми способностями» [9, с. 194–195]. Одним из базовых институтов формирования жизнеспособности развивающейся личности автор рассматривает школу, которая должна, по ее мнению, выступать как социально активный образовательный и культурный центр, инициатор целенаправленной консолидированной деятельности воспитательных институтов по обучению детей жизни в социуме: «Школа, во многом компенсируя недостатки семейного воспитания, способствует формированию социокультурных характеристик ребёнка» [9, с. 197]. Н.Е. Щуркова в своих исследованиях рассматривает процесс воспитания жизнеспособности школьников как одно из условий профилактики суицидального поведения. По мнению автора, «жизнеспособность приобретается ребёнком в процессе напряжения его физических и духовных сил в ходе деятельности как взаимодействия с миром и благодаря складывающимся в процессе деятельности отношениям к ценностям общечеловеческой культуры» [10, c. 240]. Основными факторами формирования жизнеспособности, по мнению Н.Е. Щурковой, выступают личностное и деятельностное отношение школьников к таким базовым ценностям, как «Жизнь», «Человек», отношение к своему «Я» как «Человеку человечества». Автор выделяет следующие уровни формирования жизнеспособности [10, с. 246]: 1) жизнелюбие – ощущение причастности ко всему происходящему на земле; 2) жизнестойкость – умение противостоять жизненным трудностям; 3) жизнетворчество – умение проецировать характеристики жизни и целенаправленно выстраивать деятельность соответственно желаемому образу жизни; 4) жизнепонимание. Ю.В. Науменко отмечает, что «жизнеспособность является системным качеством личности, характеризующим органическое единство психофизиологических и социальных способностей человека к эффективному применению средств позитивного самовыражения и самореализации в рамках конкретного культурно-исторического социума» [11, с.122]. Жизнеспособность, по мнению автора, может проявляться на двух уровнях – психофизиологическом и социально-личностном. Социально-личностную жизнеспособность Ю.В. Науменко рассматривает как интегральную характеристику личности, определяющую ее устойчивость и эффективность в социуме. В психологической науке феномен «жизнеспособность человека» изучается в работах Э.Ф. Зеера, А.В. Махнача, А.И. Лактионовой, Ю.В. Постыляковой, Е.А. Рыльской, А.А. Нестеровой, Э. Мастена, М. Унгар, В.Д. Шадриков [12-21]. Методологическая база исследования Опираясь на исследования А.В. Махнача и А.И. Лактионовой социально-личностную жизнеспособность человека мы рассматриваем как социально-личностный феномен субъектного управления личностными и психологическими ресурсами в ситуации, определяемой социальными и культурными нормами, особенностями ближайшего социально-культурного окружения [22; 23]. Жизнеспособность, по мнению авторов, представляет собой способность человека управлять собственными ресурсами (здоровьем, эмоциональной, мотивационно-волевой, когнитивной сферами), строить нормальную, полноценную жизнь в трудных условиях, преодолевать серьезные проблемы, восстанавливаться, развиваться и ставить перед собой новые цели (А.И. Лактионова, А.В. Махнач и др.). Изучая особенности формирования жизнеспособности подростков с девиантным поведением, нами теоретически обоснована и экспериментально апробирована концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков c девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа (2018 г.) [24; 25]. В качестве теоретико-методологических и содержательно-технологических компонентов концепция содержит: 1) сущностные характеристики базового понятия (определение социально-личностной жизнеспособности и уровни его проявления): - социально-личностная жизнеспособность рассматривается нами как интегративное личностное качество, характеризующее готовность индивида к самоопределению (нравственному, личностному, социальному, профессиональному) по собственному жизненному сценарию, а также готовность управлять этим сценарием и нести ответственность за результаты своих решений по жизненному самоопределению; - социально-личностная жизнеспособность может быть сформирована на следующих уровнях: а) уровень негативного отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности; б) уровень нейтрально приспособленческого отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности; в) уровень неполного (частичного) принятия социально-культурных норм и правил жизнедеятельности; г) уровень принятия социально-культурных норм и правил жизнедеятельности; 2) законы, закономерности, функции, принципы, педагогические условия процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением; 3) подробное описание ведущего педагогического средства формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением (определение реабилитационно-воспитательной ситуации, ее типы, принципы проектирования содержания и организации, алгоритм разрешения и рекомендации по дифференцированному предъявлению различных типов реабилитационно-воспитательных ситуаций подросткам с активной и пассивной формой девиантного поведения); 4) структурно-функциональную модель формирования социально-личностной жизнеспособности у подростков с девиантным поведением [26; 27]. Задача данного исследования - корректное и педагогически целесообразное использование полученных раннее результатов для формирования социально-личностной жизнеспособности подростков, обучающихся в общеобразовательных организациях. Результаты исследования На первом этапе опытно-экспериментальной работы мы провели констатирующий эксперимент по выявлению уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков – обучающихся в общеобразовательной организации. Экспериментальная работа была проведена на базе МБОУ СОШ г. Майкопа (лицей № 19, школа № 2, школа № 9). В исследовании приняли участие подростки о, проходящие обучение в 5-х-9-х классах. На констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы по выявлению уровня сформированности социально-личностной жизнеспособности подростков нами была использована авторская анкета «Социально-личностная жизнеспособность подростков» [26], а также «Тест оценки жизнеспособности детей и подростков» (CYRM), включающий в себя две части - «национальную» и «международную», которые созданы по единому стандарту в рамках международного проекта по исследованию жизнеспособности. В процессе исследования мы использовали «национальную» часть теста, включающую в себя 15 вопросов, разработанную и апробированную старшими научными сотрудниками института психологии РАН А.В. Махначом и А.И. Лактионовой [28]. Результаты исследования представлены в таблице 1. Таблица 1. Сравнение статистических результатов, полученных по авторской методике и методике Института психологии РАН (А.В. Махнач и А.И. Лактионова) Анкета «Социально-личностная жизнеспособность подростков» Методика Института психологии РАН (А.В. Махнач и А.И. Лактионова) 5-6-х классы Принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности 14 (10,9%) Высокий уровень жизнеспособности 17 (13,3%) С неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности 41 (32%) Средний уровень жизнеспособности 85 (66,4%) Нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 49 (38,3%) Негативное отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 24 (18,8%) Низкий уровень жизнеспособности 26 (20,3%) 7-8-х классы Принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности 16 (13,6%) Высокий уровень жизнеспособности 17 (14,4%) С неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности 33 (28%) Средний уровень жизнеспособности 71 (60,2%) Нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 42 (35,6%) Негативное отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 27 (22,8%) Низкий уровень жизнеспособности 30 (25,4%) 9-е классы Принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности 6 (8,3%) Высокий уровень жизнеспособности 8 (11,1%) С неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности 10 (13,9%) Средний уровень жизнеспособности 37 (51,4%) Нейтрально-приспособленческое отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 30 (41,7%) Негативное отношение к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности 26 (36,1%) Низкий уровень жизнеспособности 27 (37,5%) Анализ результатов диагностики, представленные в таблице 1, позволяет сделать следующие выводы: 1) обе методики дали сопоставимый результат по группе обучающихся с высоким уровнем жизнеспособности (А.В. Махнач и А.И. Лактионова) или принимающих социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности (М.Э. Паатова); 2) авторская методика позволяет более дифференцированно подойти к распределению обучающихся со средним и низким уровнем жизнеспособности за счет выделения подгрупп обучающихся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности, с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и с неполным (частичным) принятием социально-культурных норм и правил жизнедеятельности; 3) самую многочисленную группу респондентов составляют обучающиеся с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности; 4) наименьшую группу респондентов составляют обучающиеся, полностью принимающие социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности; 5) во всех общеобразовательных организациях с возрастом идет «негативное» перераспределение респондентов – увеличение числа респондентов с нейтрально-приспособленческим и негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности. Полученные результаты свидетельствуют о необходимости проектирования технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в общеобразовательных организациях. Так, технология формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в общеобразовательных организациях должна включать в себя следующие этапы: 1) этап переоценки индивидуальных смысложизненных установок и принятия (хотя бы частично) социально ориентированных смысложизненных установок; 2) этап формирования практических умений соучастия в реализации социально-ориентированных смысложизненных установок; 3) этап индивидуального совершенствования (корректирования) социально-личностной жизнеспособности. Задача первого этапа – принятие социально ориентированных смысложизненных установок (хотя бы частично) обучающимися с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и по возможности перевод обучающихся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности на уровень нейтрально-приспособленческого отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности. Основная форма воспитательной работы на первом этапе – организация открытой дискуссии по жизненно важным проблемам для подростков (поведенческим, нравственным, социальным; проблемам, касающиеся жизни школы, города, страны). Оппонентами должны выступать две группы школьников – обучающихся, принимающие полностью или частично социально-культурные нормы и правила жизнедеятельности, с одной стороны, и обучающиеся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности, с другой стороны. Целевая аудитория открытой дискуссии – обучающиеся с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности. Мониторинг эффективности качества общего образования на данном этапе предполагает оценку воспитательной работы, опирающуюся на значимое статистическое перераспределение обучающихся с нейтрально-приспособленческим отношением на уровень частичного принятия социально-культурных правил и норм жизнедеятельности, а также возможного перехода обучающихся с уровня негативного отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности к нейтрально-приспособленческому уровню. Задача второго этапа формирования социально-личностной жизнеспособности подростков – формирование готовности к позитивному проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности. Основная форма воспитательной работы на втором этапе – социальные проекты (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности), ориентированные на преобразование окружающего школу социума, и ключевые общешкольные дела, проводимые для жителей микрорайона и организуемые совместно с семьями обучающихся (спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям) которые открывают возможности для творческой самореализации подростков и включают их в деятельную заботу об окружающих. На данном этапе является обязательным привлечение к участию в данных воспитательных мероприятиях обучающихся с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и создание специальных условий для проявления организаторских способностей обучающимися с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и частичным их принятием. Мониторинг эффективности качества общего образования на данном этапе предполагает оценку воспитательной работы, опирающуюся на фиксацию значимых объективных качественных изменений смысложизненных установок подростков в принятии ими социально ориентированных смысложизненных установок и в обязательном не ухудшении статистических результатов распределения по уровням сформированности социально-личностной жизнеспособности по сравнению с первым этапом. Задача третьего этапа формирование социально-личностной жизнеспособности подростков – внесение индивидуальных корректив в структуру социально-личностной жизнеспособности. На данном этапе существенную роль играет психолого-педагогическая поддержка процесса формирования социально-личностной жизнеспособности подростков через систему индивидуальных и групповых тренингов личностного роста. Мониторинг эффективности качества общего образования на третьем этапе по целевому направлению содержания совпадает с мониторингом на предыдущем втором этапе. Специфическая закономерность формирования социально-личностной жизнеспособности подростков в общеобразовательной организации – «размытые» границы этапов процесса формирования социально-личностной жизнеспособности, когда подростки с 5-го по 9-ый класс одновременно участвуют в воспитательных мероприятиях для разных этапов, но актуальными остаются воспитательные мероприятия определённого этапа. Данная закономерность обусловлена тем, что относительно длительное время с 5-го по 9-ый класс подростки объединены в три стабильных группы (младшие подростки – 5-6-е классы, средние подростки – 7-8-е классы, старшие подростки – 9-е классы). В тоже время ежегодно меняется состав 5-х классов (пополняется новыми обучающимися, окончившими 4-й класс) и состав 9-х классов (часть бывших девятиклассников уходит из школы, а оставшиеся переходя в новое качественное личностное состояние – молодые люди или старшеклассники). Поэтому в большинстве воспитательных мероприятий участвуют все подростки с 5-го по 9-ый класс, но с разной психолого-педагогической смысловой нагрузкой. Первый этап формирования социально-личностной жизнеспособности должен проходить в 5-6-х классах, но младшие подростки участвуют в открытой дискуссии по жизненно важным проблемам (поведенческим, нравственным, социальным; проблемам, касающиеся жизни школы, города, страны) как целевая аудитория. В роли оппонентов выступают подростки 7-8-х классов, а организаторов – старшие подростки из 9-го класса. Второй этап формирования социально-личностной жизнеспособности приходится на 7-8-е классы, на котором подростки этой группы должны пробовать свои силы в планировании и проведении социальных проектов (благотворительной, экологической, патриотической, трудовой направленности) и ключевых общешкольных дел, проводимых для микросоциума школы (спортивные состязания, праздники, фестивали, представления, участие во всероссийских акциях, посвященных значимым отечественным и международным событиям). Однако в этих мероприятиях могут и должны участвовать младшие подростки (5-6-е классы), а старшие подростки (9-е классы) должны выступать в роли организаторов разновозрастных микрогрупп из обучающихся 5-8-х классов. Третий этап (индивидуальная коррекция совершенствования социально-личностной жизнеспособности) ориентирован на подростков 9-х классов, которые: а) совершенствуют свою индивидуальную социально-личностную жизнеспособность, выступая в роли организаторов социально-культурной деятельности подростков 5-8-х классов; б) корректируют ее под руководством социальных педагогов и педагогов-психологов через систему индивидуальных и групповых тренингов личностного роста. Заключение При апробации технологии формирования социально-личностной жизнеспособности подростков возможно решение двух задач: - принятие социально ориентированных смысложизненных установок (хотя бы частично) подростками с нейтрально-приспособленческим отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности и по возможности перевод с негативным отношением к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности на уровень нейтрально-приспособленческого отношения к социально-культурным правилам и нормам жизнедеятельности; - формирование у подростков готовности к позитивному проявлению социально-личностной жизнеспособности в различных реальных ситуациях повседневной жизнедеятельности. В современных социокультурных условиях возникает потребность в формировании у подрастающего поколения устойчивости к негативным влияниям социума (Д.И. Фельдштейн). Для успешной социализации подростков необходимы личностные качества, которые позволят им не только справиться с трудностями, но и позитивно развиваться в будущем (А.И. Лактионова, А.В. Махнач). Проектирование педагогического процесса по формированию социально-личностной жизнеспособности позволит целенаправленно формировать эти качества у подростков, тем самым создав условия для их успешной адаптации в социуме. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 19-29-07409мк «Социально-психологические ресурсы жизнеспособности человека в условиях неопределенности» Ссылки на источники 1. Лактионова А.И. Жизнеспособность человека: метакогнитивный подход: колл. монография // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. – М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. – С. 88-111. 2. Махнач А.В. Исследование жизнеспособности человека: основные подходы и модели: колл. монография // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. – М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. – С. 46-71. 3. Бабочкин, И.П. Становление жизнеспособной молодежи в динамично изменяющемся обществе / И.П. Бабочкин. – М.: Социум, 2000. – 176 с. 4. Гурьянова, М.П. Концепция формирования жизнеспособной личности в условиях сельского социума / М.П. Гурьянова. – М.: Пед. общество России, 2005. – 48 с. 5. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория. – М.: Голос, 2001. – 696 с. 6. Науменко, Ю.В. Здоровьеформирующая функция образовательного процесса в школе: монография / Ю.В. Науменко. – Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2008. – 367 с. 7. Шубникова, Е.Г. Теоретические подходы к изучению структурных компонентов жизнеспособности личности как основы профилактики зависимого поведения / Е.Г. Шубникова // Российский гуманитарный журнал. – 2013. – Т. 2, № 1. – С. 14-20. 8. Щуркова, Н.Е. Новая школа в поисках новых смыслов воспитания / Н.Е. Щуркова, М.И. Мухин // Народное образование. – 2010. – № 8. – С. 207-216. 9. Гурьянова М.П. Сельская школа как базовый институт формирования жизнеспособности развивающейся личности // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. – М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. – С. 193-211. 10. Щуркова Н.Е. Как воспитать жизнеспособность школьника // Народное образование. – 2012. – № 10. – С. 239-247. 11. Науменко, Ю.В. Методология, концепция и технология здоровьеформирующего образования / Ю.В. Науменко // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2013. – № 5 (14). – С. 115-146. 12. Зеер Э.Ф. Социально-психологические аспекты развития жизнеспособности и формирования жизнестойкости человека // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 8. – С. 69-76. 13. Махнач, А.В. Международная конференция по проблемам жизнеспособности детей и подростков / А.В. Махнач // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27, № 2. – С. 129-131. 14. Лактионова А.И. «Жизнеспособность» в структуре психологических понятий // Вестник Московского государственного областного университета. – 2010. – № 3. – С. 11-15. 15. Постылякова, Ю.В., Махнач А.В., Лактионова А.И. Жизнеспособность и семейные ресурсы замещающих семей // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. 2018. Т.15. № 4. С.45-54. 16. Рыльская, Е.А. Жизнеспособность человека: понятие и концептуальные основы исследования / Е.А. Рыльская // Сибирский журнал. – 2009. – № 31. – С. 6-11. 17. Нестерова, А.А. Социально-психологическая концепция жизнеспособности молодежи в ситуации потери работы: автореф. дис. …д-ра психол. Наук: 19.00.05 / НестероваАльбина Александровна. – М., 2011. – 50 с. 18. Masten A.S. Resilience in developing systems: Progress and promise as the fourth wave rises // Development and Psychopathology. – 2007. – Vol. 19. – P. 921-930. 19. Мастен, Э.С. Наука о жизнеспособности и ее применение для позитивного развития детей: колл. монография / Э.С. Мастен, Р. Дистефано // Жизнеспособность человека: индивидуальные, профессиональные и социальные аспекты / отв. ред. А.В. Махнач, Л.Г. Дикая. – М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016. – С. 31-46. 20. Ungar М. Resilience, trauma, contexst, andculture // Trauma, Violence, and Abuse. – 2013. – Vol. 14 (3). – P. 255-266. 21. Шадриков, В.Д. Психология деятельности и способности человека / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1996. – 320 с. 22. Махнач, А.В. Личностные и поведенческие характеристики подростков как фактор их жизнеспособности и социальной адаптации / А.В. Махнач, А.И. Лактионова // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34, № 5. – С. 69-84. 23. Лактионова, А.И. Взаимосвязь жизнеспособности и социальной адаптации подростков: дис. … канд. психол. наук: 19.00.13 / Лактионова Анна Игоревна. – М., 2010. – 184 с. 24. Паатова М.Э. Педагогическая модель процесса формирования социально-личностной жизнеспособности / М.Э. Паатова, Ю.В. Науменко // Известия Саратовского университета. Сер. Философия. Психология. Педагогика. – 2017. – Т. 17. вып. 2. – С. 229-236. 25. Паатова М.Э. Критерии и уровни формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением / М.Э. Паатова // Педагогика и психология образования. – 2018. - №2.- С.130-137. 26. Паатова М.Э. Концепция формирования социально-личностной жизнеспособности подростков с девиантным поведением в специальных образовательных организациях закрытого типа. Дис. д.пед.наук / Адыгейский государственный университет. Майкоп, 2018. 27. Paatova M.E., Pakhmutova M.A. Formation of social and personal viability of adolescents with deviant behavior // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. 2018. С. 1466-1473. 28. Махнач, А.В. Жизнеспособность человека и семьи: социально-психологическая парадигма / А.В. Махнач. – М.: Изд-во Ин-та психол. РАН, 2016.