Full text
Введение Экологическое состояние природы в настоящее время представляет большую проблему. Загрязнение окружающей среды, рек и озер, вырубка лесов для продажи и наживы, угроза исчезновения редких животных и растений, пожары, варварское отношение людей к природе все чаще и чаще встречаются в нашей жизни. Формирование экологической культуры людей, в особенности подрастающего поколения, является насущной и актуальной проблемой современности. Экологическое образование направлено на развитие общей культуры личности с развитым пониманием ценности природы и ее роли в жизни человека. Поведение, поступки, взаимодействие человека с природой зависит от его экологической культуры [1]. Воспитание ценностного отношения к природе необходимо начинать с детьми дошкольного возраста. Открытость детской души, познавательный интерес, эмоционально-чувственное восприятие, характерные возрастным особенностям детей дошкольного возраста, имеют большой потенциал для формирования экологической культуры личности. Обзор отечественной и зарубежной литературы О воспитании детей в гармонии с природой писали многие ученые, начиная с Ж.Ж.Руссо, Дж.Песталоцци, Я.А.Коменского, М.Монтессори, наших отечественных педагогов К.Д.Ушинского, Е.Н.Водовозовой, Е.И.Тихеевой, Л.К.Шлегер и др. Одним из первых признал роль природы в воспитании детей Я.А.Коменский. Он подчеркивал, что познание мира начинается с восприятия и наблюдения за явлениями природы. Теоретические основы и методику ознакомления детей с природой Я..Коменский раскрыл в своих работах «Материнская школа» и «Мир чувственных вещей в картинках», с помощью которых ребенок закрепляет полученную информацию [3]. Дальнейшее развитие идеи Я.А.Коменского нашли отражение в теории свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, выдвинувшего принцип природосообразности. Особое значение природы он видел в сенсорном развитии детей. Оба считали, что основой образования и воспитания является самостоятельная деятельность детей, наблюдение и взаимодействие с природой [4]. Большое значение придавал роли природы во всестороннем развитии ребенка швейцарский педагог И.Х. Песталоцци. Он подчеркивал, что наблюдая за природными явлениями, ребенок учится выделять свойства предметов, явлений, взаимосвязей, выражать их в речи, что дает импульс для развития логического мышления [5]. Педагогические взгляды итальянского педагога Марии Монтессори продолжают научные выводы предшественников о роди природы в развитии детей. Особое значение она придавала физическому развитию детей на природе, развитию любознательности, нравственных качеств, любви к животным, эмпатии. Она внесла большой вклад в развитие сенсорного воспитания детей [6]. Проблема воспитания детей средствами природы была заложена также в педагогической теории Фридриха Фребеля [7]. Целью экологического воспитания дошкольников является формирование начал экологической культуры – «базисных компонентов личности, позволяющих в дальнейшем успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие» [2]. В настоящее время проблемы экологического образования детей дошкольного возраста активно разрабатываются И. А. Хайдуровой, С. Н. Николаевой, Н. Н. Кондратьевой, Н.А. Рыжовой, И.А. Комаровой, Т.А.Серебряковой и др. Богатую историю имеет зарубежный опыт экологического воспитания детей. В США, Великобритании, Германии проводится широкомасштабная работа по экологическому образованию и охране окружающей природы. В 80-ых, 90-ых годах XX века начался переворот в мировоззрении людей. Появилась партия «зеленых», деятельность которой была направлена на защиту окружающей среды, выживание человечества от глобальных экологических катастроф. Именно в этот период произошли аварии с танкерами, везущими нефть, вследствие чего были загрязнены моря и океаны, погибли морские животные. Особое внимание в Германии уделяют борьбе против загрязнения окружающей среды [5, 8]. Широко известна в нашей стране и за рубежом программа США «Свет жизни» для детей 6-18 лет. Дети, изображая инопланетян, отправляются в путешествие для ознакомления с природой [9]. Представляют интерес программа «Юный рейнджер» [11] для детей 5-12 лет (США) и Концепция устойчивого развития Японии [10]. Устойчивое развитие считается в настоящее время фундаментом социо-эколого-экономического развития мира, утверждающей «зеленую» экономику [13]. В этом плане представляет интерес деятельность созданного первым президентом Якутии Михаилом Николаевым Арктического совета. «Арктический совет, в состав которого входят Дания, Швеция, Канада, Исландия, Норвегия, Россия, США, Финляндия, созданный в рамках Стратегии защиты окружающей среды Арктики, уделяет большое внимание экологическому образованию детей» [12]. Основы экологической культуры могут быть заложены в семье на основе семейных традиций взаимодействия с природой и в дошкольной образовательной организации в специально организованной деятельности. Экологическая культура дошкольника предполагает: - усвоение норм и правил экологически осмысленного взаимодействия с окружающим миром, формирование усвоенного в ежедневные привычки; - формирование познавательной активности в приобретении экологических знаний; - интерес к миру природы, развитие логического и прогностического мышления, ценностного отношения к природе, бережного отношения к природе [14]. Кроме перечисленных показателей Комарова И.А. указывает на эмоциональное восприятие природы, которое можно рассматривать в разных аспектах - эстетическом, познавательном и моральном (сочувствеие, эмпатия) [15]. Как мы знаем, ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра [16]. В связи с этим, необходимо использовать ведущую игровую деятельность и возрастные особенности в экологическом образовании детей [17]. Материалы и методы исследования Поскольку основные исследования проводятся для детей старшего дошкольного возраста, мы провели исследование по экологическому образованию детей среднего дошкольного возраста. Цель исследования - раскрыть роль дидактических игр в экологическом воспитании детей среднего дошкольного возраста. На констатирующем этапе были проведены исследования по выявлению уровня знаний детей о мире природы и отношения к природе. Целью диагностики являлось изучение экологических знаний и уровень экологической воспитанности детей среднего дошкольного возраста. Исследование проводилось в частном детском саду города Якутск «Олимпик». В работе участвовало всего 28 детей из которых 15 девочек и 13 мальчиков. При проведении диагностики мы взяли за основу следующие методики. Задание 1. «Назови, какое это растение» *Серебрякова Т.А.). Цель: исследовать уровень знаний детей о растениях и их свойствах [18]. Критерии оценивания: 6-5 баллов – ребенок правильно определяет название растения, знает характерные особенности данной группы растений. 4-3 балла – ребенок узнает растение с помощью взрослого, может отнести его к определенной группе. 2-0 баллов – ребенок не знает названия растения, не имеет представления о его группе. Задание 2 «Кто, где живет, чем питается?» [19]. Цель: исследовать уровни знаний и представлений детей о животных, где они обитают и чем питаются. Критерии оценки: 3 балла – ребенок знает, где обитают и чем питаются животные, проявляет активный интерес к жизни животных. 2 балл – ребенок способен с помощью взрослого определить и назвать некоторых животных, где они обитают и чем питаются. 1 балл – ребенок не знает и затрудняется назвать животных, где они обитают и чем питаются. Задание 3 «Хорошо-плохо» [20]. Цель: выявить характер отношения к миру природы на основе изображений действий детей. Ребенок выбирает модели эмоций: радость, злость, грусть, спокойствие к данным изображениям. Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок правильно характеризует действия ребенка на представленном изображении, четко и конкретно выражает свое мнение и эмоции по данной ситуации. Средний уровень – ребенок правильно оценивает действия ребенка на представленном изображении, но не так активен при выражении своего мнения, эмоции слабо выражены, речь бедна и невыразительна. Низкий уровень – ребенок не может охарактеризовать поступок ребенка на представленном изображении, не проявляет никаких эмоций, не проявляет интереса к заданию. Задание 4 «Я- помощник природы» в форме беседы [21]. Цель: определить уровень экологически осознанного отношения к природе, ее объектам и представителям. Оценка результатов: Высокий уровень – ребенок заинтересованно включается в беседу, дает полные ответы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, осознает роль человека к проблеме сохранения растений, животных, птиц, природе. Активно выражает свое мнение по представленной ситуации. Средний уровень – ребенок дает, в основном, правильные ответы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, но ответы краткие и неуверенные, не в полной мере осознает роль человека к проблеме сохранения растений, животных, птиц, природе. Может кратко выразить свое мнение по ситуации. Низкий уровень – ребенок затрудняется или не может ответить на вопросы по уходу за домашними животными и представителями уголка природы, но ответы краткие и неуверенные, не осознает роли человека к проблеме сохранения растений, животных, птиц, природе. Не может выразить свое мнение. Результаты исследования Результаты диагностики №1 и №2 «Животные и растения» показали следующие данные: высокий уровень – 12%, средний – 50%, низкий – 38%. По диагностике 3 «Хорошо – плохо» высокий уровень проявили 38% детей, средний – 45%, низкий – 22 %. По диагностике 4 «Я - помощник природы» правильное отношение к природе показали 12% детей, средний уровень – у 38% детей, низкий – у 5- % детей. Таким образом, результаты исследования выявили необходимость разработки педагогических условий для расширения знаний детей о мире природы и осознанного, экологически грамотного отношения к природе. Мы исходили из положения о том, что главᡃной целью экологичᡃеского образования является формирование экологиᡃческой культᡃуры, сущность которой проявляется в наличии таких понятий, как экологическое сознание, экологиᡃческие чувсᡃтва и экологиᡃческую деятельность. При этом игра служит «инструментом организации экологического воспитания детей дошкольного возраста» [22]. «Дети дошкольного возраста уже не ограничиваются познанием отдельных конкретных фактов, а стремятся проникнуть в суть вещей, понять связь явлений. В этом плане экологическое воспитание призвано развивать у детей логическое мышление, аналитические способности» [23]. Мы согласны с мнением Н.А. Рыжовой, что дошкольники способны «сравнивать предметы по представлению, объединять их по сходным признакам, оформлять свои мысли словесно, вырабатывать определенные суждения» [24]. Все эти признаки эффективнее развиваются с помощью дидактических игр. По определению Т.А.Серебряковой, «дидактические игры – это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и познавательного материала… Это игры с готовым содержанием и правилами» [18, с.116] Дидактические игры развивают у детей умения систематизировать, конкретизировать, группировать, классифицировать, обобщать знания и представления о природе, у них развиваются элементарные естественно-научные представления [25] В комплекс дидактических экологических игр мы ввели разные виды игр: Например, к предметным играм мы отнесли игры «Цветочный магазин», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Растения нашего края», «Животные Якутии», «Насекомые», «Времена года» и др. К настольно-печатным играм относятся игры «Ботаническое лото», «Зоологическое лото», лото «Животные нашего края», «Животные Африки», домино, «Времена года», «Чей это голос?» и др. Такие игры направлены на систематизацию знаний детей, классификацию и развитие логического мышления. Словесные игры представляют собой игры, основанные на обсуждении названий животных и растений по словесному описанию, их характерных особенностей, местах обитания, передвижения и т.д. Например, «Кто летает на воздухе? «Ползает», «Помоги растениям», «Третий лишний», «Что, где растет?», «Хорошо и плохо», «Похож – не похож», «Закончи предложение». В игре «Живая и неживая природа» при назывании объекта живой природы, например, цветка, дети поднимают руки, если животные – прыгают. А если ведущий называет объект неживой природы, дети должны застыть на месте [28]. Очень полезны игры- загадки. Загадки могут быть на явления природы, также на словесное описание с составлением рассказа. Задача детей – отгадать, о ком или о чем идет речь. В народной педагогике якутов большое место занимают загадки о природе. В играх с загадками, кроме экологических представлений, у детей развиваются речь и мыслительные операции. Для детей среднего дошкольного возраста полезно проводить подвижные игры и игры с правилами. Например, «Кот и мыши», «Волк и жеребята», «Волк и ягнята». Используем много игр природоведческого и регионального содержания. Например, мы используем якутские национальные игры, такие как «Куобах», «Кылыы», основанные на движениях и повадках животных родного края, «С кочки на кочку», игры северных народов «Олени», «Аркан», Волк и оленята», «Нарды», «Чей хвост?», «Кто, где живет?»,»Алаас», лото «Экологическая тропинка «Эргэ – саhыл», «Баай-Байанай», «Осенний бал», «Путешествие в лето» и др., связанных с традициями и занятиями коренных народов [26]. В таких играх дети имитируют движения животных в зависимости от образа жизни, показывают движениями явления природы и традиционные занятия предков, такие как охота, рыболовство, оленеводство, глубже усваивает явления природы. С помощью игр «дети путешествуют на Северный полюс, в тундру, степи, в Африку, Австралию» [27]. Такие игры вызывают у детей интерес, радость и познавательную активность. Много дидактических игр разработано по страницам Красной книги растений и животных родного края, знания традиций родного народа, такие как «Народный календарь», «Эко-знаки «Береги природу!», «Сардаана – символ Амги» [29]. Готовятся специальные игры по темам Всемирных экологических праздников, такие как «Всемирный день Земли» (22 апреля), «День воды» (22 марта), «День реки Лена» (2 июля), «День реки Амга» (21 июля), «День подснежника» (18 апреля), «День сардааны» (30 июня), «День птиц» (1 апреля). Деятельностный подход для изучения природы мы реализуем в такой игре, как квест-игра, игры на экологической тропе [30]. Заключение После апробации комплекса дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста мы провели повторное исследование знаний и представлений детей о мире природы. Результаты диагностики показали положительные результаты. Результаты диагностики №1 и №2 «Животные и растения» показали следующие данные: высокий уровень – 50%, средний – 50%, низкий – 0%. По диагностике 3 «Хорошо – плохо» высокий уровень проявили 55% детей, средний – 45%, низкого уровня не оказалось. По диагностике 4 «Я - помощник природы» правильное отношение к природе показали 48% детей, средний уровень – 52% детей, низкого уровня не оказалось. Таким образом, выявлено, что дидактические игры способствуют развитию у детей начал экологической культуры, знаний и представлений о природе и природных явлениях, растительном и животном мире, осознанном и бережном отношении к природе, мотивации. Разработаны методические рекомендации для воспитателей и родителей по использованию дидактических игр. Проведенный анализ литературы и апробация комплекса дидактических игр с детьми среднего дошкольного возраста в условиях частного детского сада позволили прийти к следующим выводам. 1. Главным методом и основой экологического воспитания дошкольников являются специальные дидактические игры. Игры позволяют конкретизировать, расширить знания детей о природе и природных явлениях, развивают логическое мышление, навыки систематизации, классификации явлений и предметов. 2. Дидактические игры экологического содержания формируют познавательную активность, мотивацию к занятиям, имеют большое значение в духовно-нравственном воспитании детей, осознанном отношении к природе, любовь и бережное отношение к родной природе. Дидактические игры на основе региональных особенностей края приобщают детей к культуре и экологическим традициям родного народа, уважения к природе, понимания единения с миром и планетой. Таким образом, дидактические игры имеют большой потенциал для формирования у дошкольников начал экологической культуры. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что начинать формировать экологические представления об объектах живой природы целесообразно с детей среднего дошкольного возраста.