Full text
Введение В современных условиях развития России существенно меняются акценты в образовательной подготовке подрастающего поколения. Все отчетливее обозначаются тенденции к гуманизации и гуманитаризации системы образования [6;11]. Особую значимость в просветительской деятельности обретает управление контроля качества образования, в том числе и в системе дополнительного образования. Современная система дополнительного образования строится так, чтобы дать обучающимся необходимые компетентности, формирует условия для развития личности и черты, которые максимально облегчат человеку процесс вхождения в реальную жизнь, позволят ему наиболее быстро и качественно реализовать себя. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» качество образования рассматривается как совокупная характеристика образовательной деятельности [28] . Каждое образовательное учреждение, в том числе учреждение дополнительного образования, ответственно и должно гарантировать эффективность образовательных услуг, при этом, оставаясь свободным в выборе инструментов, форм и методов организации учебного процесса в соответствии с его собственными возможностями и представлениями. Обзор отечественной и зарубежной литературы Качество образования - понятие, определяющее состояние и результативность процесса образования. Качество образования в исследованиях экспертов (Газизова А.И., Лебедев О.Е., Логинова Л.Г., Панасюк В.П. и др.) определяется совокупностью показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности образовательного учреждения: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав и т.п., которые обеспечивают развитие определенных компетенций обучающихся. Качество, как понятие имеет два аспекта: • первый - это соответствие стандартам; • второй - соответствие запросам потребителя [21]. Задачей учреждения дополнительного образования является предоставление возможности обучающимся получить максимально эффективное с их позиций и позиции их родителей образование, соотнесенное с совокупными требованиями к качеству образования будущей организации - потребителя продукции образовательного учреждения. Эффективность образования с учетом этих показателей приобретает относительный характер, так как каждый из потребителей вкладывает свой смысл в понятие эффективности [11]. В современных условиях каждая организация должна создавать собственную культуру качества, которая в образовании возникает тогда, когда решение проблем потребителя становится целью каждого сотрудника образовательного учреждения. При рассмотрении качества дополнительного образования в создании условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося и педагога решающее значение остается за обучающимися и их родителями. В научной литературе существуют различные подходы к определению критерия качества и результативности деятельности учреждений дополнительного образования. Например, А.Я. Журкина отмечает, что таким критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности [10]. На этом основании выделяются следующие уровни: развлечение, потребление, творчество. Лебедев О.Е. предлагает рассматривать также уровень образованности (образовательного результата), выделяя три подуровня: элементарную грамотность, функциональную грамотность, компетентность [11]. Логинова Л.Г. качество дополнительного образования детей рассматривает как выявление глубинного и неотделимого свойства, каковым является «сущностное право человека на свободное самоопределение и самореализацию» [20. С. 37]. Под результативностью воспитательной деятельности Титова Е.В. понимает достижение педагогом такого качества организации деятельности обучающихся, которое обеспечивает реальные возможности: разностороннего их личностного проявления (положительная динамика проявлений ценностно-значимых качеств личности), обогащения их личного опыта социально и личностным содержанием; продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях (личных, групповых, коллективных) [27]. Журкина А.Я. отмечает, что таким критерием результативности во внеучебной деятельности выступает отношение ребенка к избранному виду деятельности. На этом основании выделяются уровни: развлечение, потребление, творчество [10]. В этой связи следует отметить, что в дополнительном образовании именно личные достижения ученика могут считаться существенным критерием качества и результативности обучения. Личностные достижения обучающегося в учреждении дополнительного образования можно рассматривать как изменение мотивационной, познавательной и эмоционально-волевой сфер ребенка, приобретенные в процессе успешного освоения выбранного вида деятельности. На основе проведенного анализа видно, что на сегодняшний день существуют различные подходы к определению понятия «качество образования», что обусловлено его сложным интегративным характером. Оно является многомерным, поэтому в рамках проводимых исследований - применительно к сфере дополнительного образования - понятие «качество образования» будем рассматривать как категорию, определяющую состояние и результативность процесса образования, его соответствие потребностям и ожиданиям всех участников образовательного процесса. Также нами были выявлены следующие составляющие качества дополнительного образования: 1.Доступность - создание условий и подбор инструментов для обучения детей с различными образовательными возможностями. 2.Нормативно-правовая база и санитарно-гигиенические требования – выполнение требований, предъявляемых к организации образовательного процесса. 3.Эффективная работа с обучающимися – результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках и т. п. 4.Индивидуализация образования – наличие системной диагностики и наблюдения за развитием обучающихся, наличие индивидуальных образовательных программ. 5.Современные технологии обучения – использование актуальных технических средств, организация деятельности по внедрению и разработке инновационных образовательных технологий. 6.Результативная воспитательная работа – высокий уровень удовлетворенности воспитательной работой со стороны обучающихся и родителей. 7.Высокая квалификация педагогических работников – наличие педагогического образования, системное повышение профессионального уровня педагогов, прохождение аттестации, самообразование. 8.Удовлетворенность образовательными услугами со стороны заказчиков (родителей и обучающихся) [20]. Методологическая база исследования Рассмотрим Программу развития МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский», которая определяет общую стратегию развития муниципального учреждения дополнительного образования. В данной Программе развития были разработаны основные направления стратегии и функционирования учреждения в целом, механизмы их реализации, прогнозируемые результаты. Основная идея данной Программы – инновационный путь развития учреждения на основе повышения качества образовательной деятельности [16]. Анализ деятельности учреждения в течение реализации предыдущей Программы развития позволил сделать выводы об основных направлениях деятельности учреждения, определить основные преимущества и результаты работы [15]. Оценка актуального состояния внутреннего потенциала ЦТР «Октябрьский» показала сильные и слабые стороны деятельности учреждения, что, в свою очередь, обусловило в дальнейшем объединение различных аспектов деятельности в рамках Программы развития учреждения в отдельные взаимосвязанные блоки: • Нормативно-правовое обеспечение – проведение анализа локальных нормативных актов, определение структуры учреждения; • Ресурсы – определение оптимальных условий для реализации модели организации образовательного процесса: - инфраструктура – формирование в соответствии с современными требованиями; - материально-техническая база – сохранение и постоянное развитие; - кадры – развитие профессиональной компетентности педагогов с учетом новых тенденций в образовании; • Доступность и качество образовательной деятельности – определение социального заказа на образовательные услуги, обеспечение условий организации образовательного пространства, расширяющего возможности развития «разного ребенка»; • Информатизация – внедрение современных электронных учебных материалов, электронных образовательных ресурсов, реализация дистанционных образовательных технологий; • Воспитание – повышение роли детского самоуправления, проектирование и внедрение новых форм досуговой деятельности; • Партнёрство – развитие взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, общеобразовательными, общественными организациями и социальными партнерами; • Мониторинг – изучение потребностей всех участников образовательного процесса, организация внутреннего и внешнего мониторинга качества образования; • Безопасность – повышение уровня комплексной безопасности учреждения; • Управление – изменение структуры управления учреждения, перераспределение должностных обязанностей. Для реализации Программы развития в учреждении ежегодно разрабатывается план реализации Программы на текущий календарный год и составляется отчёт по исполнению мероприятий плана. Все результаты работы в рамках реализации Программы отслеживаются с помощью мониторинга качества образовательной деятельности. Мониторинг как планомерное диагностическое выявление и оценивание проведенных педагогических действий в данном процессе становится специфическим инструментом системы обеспечения качества обучения в учреждениях дополнительного профессионального образования. В учреждении ведется планомерная работа по формированию механизма единой системы сбора, обработки и хранения информации о состоянии учебно-образовательного процесса через реализацию программы «Мониторинг качества образовательной деятельности»: – социальный мониторинг – через изучение потребностей всех участников образовательного процесса в предоставлении услуг, удовлетворение условий и качества, через диагностику уровня социальной среды; – мониторинг качества образования – эффективность реализации дополнительных общеобразовательных программ за счет создания системы оценки эффективности реализации образовательных программ, разработки и выбора диагностических методов отслеживания личностного развития ребенка, увеличения количества учеников - участников международных, российских и республиканских мероприятий (призеры, победители); – мониторинг ИКТ – создание информационно-насыщенного образовательного пространства, приобретение новой техники, увеличение количества педагогов, активно применяющих ИКТ в образовательном процессе; –мониторинг профессиональной компетентности педагогов, который ориентирован на следующие критерии: уровень качества преподавания, соответствие спектра реализуемых педагогических средств образовательным целям учреждения; – мониторинг воспитательной системы – количество и качество проведенных мероприятий, количество участников воспитательных мероприятий, удовлетворенность качеством мероприятий; – мониторинг пополнения материально-технической базы учреждения – стабильное обновление и пополнение материально-технической базы [1,2,3]. Необходимость разработки новых моделей мониторинга качества подготовки обучающихся подтверждается тем, что процедуры проверки и оценки уровня подготовки играют важную роль в процессе обучения, как с точки зрения мотивации, так и управления образовательным процессом. Результаты исследования Таким образом, при реализации программы мониторинга качества образовательной деятельности учреждения основное внимание уделяется следующим аспектам: качеству окружающей среды, качеству условий, качеству результата. Основными методами, используемыми при проведении мониторинга. являются: экспертиза, анкетирование, диагностика, статистическая обработка информации и др. По результатам анализа полученных данных в рамках мониторинга составляются соответствующие выводы и решения, которые доводятся до сведения всех участников образовательных отношений и принимаются взвешенные управленческие решения. В актуальной редакции мониторинга введены диагностические категории, усовершенствованы шкалы оценки показателей, уточнена система оценки эффективности деятельности педагогических работников учреждения, Разработаны таблицы и рекомендации по системе оценивания (отслеживания) различных показателей с целью повышения качества образовательного процесса, подготовлены диагностические карты мониторинга для фиксации результатов обучения по дополнительным общеобразовательным (общеразвивающим) программам (далее – ДООП) и личностного развития обучающихся в процессе освоения ДООП; сводные отчеты результатов обучения и личностного развития по ДООП, по направленности, по учреждению. Анализ полученных результатов (входные, промежуточные, итоговые) дает возможность определить динамику развития обучающегося, при необходимости совершенствовать и (или) корректировать ДООП, методы обучения, систему оценивания (отслеживания) и др., что важно для успешного освоения программы. Особенностью деятельности ЦТР «Октябрьский» в рамках мониторинга является активное участие в реализации программы непосредственно педагогов дополнительного образования. В «Модели системы оценивания результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы» разработаны диагностические карты для фиксации результатов обучения и личностного развития обучающихся в процессе освоения программы по 12-балльной шкале (низкий – от 0 до 4, средний – от 5 до 8, высокий – от 9 до 12), в соответствии с запланированными результатами освоения программы на протяжении всего периода обучения, налажен механизм оценки (отслеживания) результатов обучения и личностного развития, который позволяет педагогам постоянно следить за результатами обучения с целью своевременной корректировки собственных педагогических мероприятий. Сводные отчеты о результатах обучения и личностного развития детей по всему учреждению позволяют качественно и количественно анализировать достигнутые результаты. Администрация учреждения имеет возможность доступа к электронному ресурсу для быстрого получения актуальной, объективной и исчерпывающей информации о результатах освоения программ как в целом по учреждению, так и в разрезе любой программы и каждого педагога, что позволяет своевременно реагировать как на негативные, так и на позитивные тенденции. Процесс оценивания результатов обучения и личностного развития детей в 2019-2020 учебном году (по полугодиям) позволил увидеть следующее. Результаты обрабатывались с помощью компьютерной программы SPSS 10.05 for Windo-s, для анализа сдвига применялся Т-критерий Вилкоксона, подсчитывались и средние арифметические значения. Наиболее часто встречаемый результат: достоверный сдвиг показателей на уровне р<0,05 означает, что, как правило, результат улучшается по большинству параметров, наблюдается стабильная положительная динамика по предметным результатам учащихся (с 7,3 до 8,4 балла). Метапредметные результаты также значительно изменились - в среднем с 7,5 баллов до 8,8 баллов. Была зафиксирована положительная динамика развития личностных качеств детей с 7,3 до 8,8 баллов, повысилась также творческая активность учащихся. Это означает, что педагоги ведут целенаправленную педагогическую работу, направленную на овладение ЗУНами и формирование личностных результатов развития. Надо отметить, что данная форма позволяет и педагогам грамотно оценить результаты своего труда, подготовить документы к аттестации, конкурсам и т.п. В рамках программы мониторинга проводится ежегодное исследование для определения удовлетворенности педагогического коллектива условиями труда. Анализ результатов исследования за 2019-2020 учебный год показал следующее. В целом педагоги довольны своей загруженностью, довольны распорядком дня. 82% работников учреждения довольны работой методического объединения и личным участием работы в этом направлении. Кроме того, большинство педагогов (81%) указали, что у них есть реальная возможность повысить свои профессиональные навыки, проявить творческий подход, особо подчеркивается потребность педагогов в профессиональном и личностном росте (88%). Педагогами отмечается то, что в учреждении идет научно-методический поиск (87%) и они считают, что созданная в учреждении система научно-методического сопровождения способствует повышению их профессионального мастерства - 75% опрошенных. Можно отметить, что педагоги ощущают в работе профессиональную и личностную поддержку своих коллег (91%). Исследование оценки уровня развития коллектива показало, что 73% педагогов считают, что ЦТР полностью ориентирован на достижение своих целей. С утверждением, что ЦТР ориентирован на развитие своих педагогов, в разной степени согласно 98% опрошенных. Таким образом результаты показывают, что ценностно - ориентированная зрелость коллектива находится на высоком уровне у 86% опрошенных. По результатам исследования коллектива, 75% уверены в том, что уровень ответственности коллектива находится на высоком уровне, 95% педагогов оценивают способность коллектива работать слаженно на хорошем уровне. Анализ результатов данного исследования позволил принять ряд управленческих решений, направленных на сплочение коллектива, на создание команды единомышленников. Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования, по мнению И.В. Калиш [12], являются, с одной стороны, успешное освоение обучающимися дополнительной общеобразовательной программы; увлеченное отношение к делу, которым они занимаются; их участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках и соревнованиях; ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост. С целью создания гибкой системы повышения профессиональной компетентности педагогических работников учреждения была разработана программа корпоративного обучения педагогических работников «РОСТ: развитие, обучение, самообразование, творчество» [14]. Следует отметить, что корпоративное обучение в учреждении дополнительного образования предусматривает использование следующего алгоритма: • Анализ запросов, потребностей учреждения и педагогических работников. • Разработка ежегодного плана корпоративного обучения, определение форм и методов обучения. • Доработка и адаптация обучающих программ с учетом решаемых задач и состава участников. • Подготовка практических примеров на основе практики и проектов, с учетом инновационной работы и передового педагогического опыта. • Итоговое тестирование участников обучения с выдачей внутреннего сертификата. Реализация программы «РОСТ» доказывает, что для образовательной организации становится все более важным не только повышение квалификации персонала, но и обучение его конкретным знаниям, умениям и навыкам, необходимым для осуществления профессиональной деятельности на высоком уровне. В декабре 2019 года в учреждении проводилась независимая оценка качества образования. В этом году он-лайн опрос родителей, обучающихся и педагогов проводился через Интернет-ресурс (obrazovanie.otsenka-kachestva.ru) и предоставил возможность провести анкетирование в целях изучения мнения участников образовательных отношений о качестве образовательной деятельности по показателям, касающихся: • Удовлетворенности материально-техническим обеспечением, качеством предоставляемых образовательных услуг; • Комфортности условий, в которых осуществляется образовательная деятельность • Наличия необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся; • Наличия соответствующих условий для индивидуальной работы с обучающимися; • Наличия дополнительных образовательных программ; • Наличие возможности развития творческих способностей и интересов обучающихся; • Наличие возможности оказания обучающимся психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; • Наличие условий организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Всего в анкетировании приняло участие 792 человека (533 родителя, 89 педагогов и 170 обучающихся). Результаты независимой оценки качества свидетельствуют о том, что родители, ученики и педагогические работники удовлетворены организацией учебного процесса в учреждении, наличием адекватных условий для развития детей. Следует отметить, что вся деятельность учреждения дополнительного образования предполагает возможность активного вовлечения родителей в образовательный процесс, в результате чего повышается положительная мотивация обучающихся к учебной деятельности не только в системе дополнительного образования, но и к образовательной деятельности в целом. Заключение В ходе анализа реализации Программы развития ЦТР «Октябрьский» осуществлялась оценка качества образовательного процесса по уровню знаний и умений обучающихся, мотивация обучающихся к посещению занятий, удовлетворенность родителей (законных представителей) условиями и качеством образовательного процесса, повышение профессионального уровня педагогических кадров, повышение имиджа учреждения дополнительного образования как инновационного, что позволяет определить направление развития образовательного учреждения в будущем, что в конечном итоге сказывается на его конкурентоспособности и эффективности. В учреждении предусмотрен порядок ознакомления с актуальной информацией о ходе реализации Программы развития, результатах мониторинга качества образовательной деятельности через сайты учреждения, на заседаниях педагогического совета, на общем собрании. сотрудников учреждения, на совещаниях попечительского совета, совета обучающихся. Результаты мониторинга являются основой для определения ориентиров роста, принятия администрацией управленческих решений, а также для стратегического планирования. Результаты мониторинга позволяют определить динамику развития обучающегося, при необходимости улучшить и (или) скорректировать дополнительную общеобразовательную программу, методику обучения, систему оценивания (трекинга) и т. д., что необходимо для успешного развития образовательной программы. При этом для менеджмента на первый план выдвигаются проблемы гибкости и адаптации к непрерывным изменениям внешней среды, что позволяет увязывать конкретные приемы и действия с определенными ситуациями для более эффективного достижения целей развитие учреждения. Своевременный анализ реализации Программы развития помогает снизить угрозы и слабые места для развития учреждения. Следует отметить, что внедрение описанного опыта в работу учреждения является современным, продуктивным, эффективным и показывает положительное достижение ожидаемого результата, благодаря чему достигнуты и совпадают интересы педагогов и администрации, следовательно, такой опыт может быть использован в учреждениях дополнительного образования. Готовность к изменениям, мобильность, креативность, способность выполнять нестандартную работу, ответственность и независимость в принятии решений - все эти характеристики деятельности полностью касаются как педагога, так и учреждения дополнительного образования в целом. Получение этих ценных качеств и свойств невозможно без расширения пространства педагогического творчества. Следовательно, образование становится одним из важнейших факторов развития как человека, так и организации, что приводит к поиску новых направлений и способов, позволяющих человеку стать конкурентоспособным, быть готовым к обучению на протяжении всей жизни, причем, не только к восприятию информации и знаний, но и к их преобразованию. Эффективная и качественная работа современного образовательного учреждения возможна только при планировании собственного долгосрочного развития с учетом основных потребностей заказчика (потребителя образовательных услуг). Именно этим объясняется актуальность направления совершенствования работы по повышению качества образования.