Full text
Введение Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации № 987 от 12 августа 2020 г. утвержден федеральный государственный стандарт по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело [1], являющийся актуализированной версией ФГОС 3+. Актуализация действующего образовательного стандарта, принятого 17 октября 2016 года приказом министерства образования № 1298 [2], является важной по нескольким причинам: Во-первых, образовательные стандарты третьего поколения ориентированы на компетентностную модель выпускника, но общекультурные и общепрофессиональные компетенции, прописанные в нем, перестали отвечать требованиям времени и запросам работодателя [3 ]. Во-вторых, уже в 2016 году были введены в действие первые профессиональные стандарты, но образовательные организации не могли сформулировать профессиональные компетенции, в том числе для специалиста в области горного дела, ориентированные на трудовые функции, так как не были приняты профессиональные стандарты для данного направления подготовки. [4, были сформулированы лишь общепрофессиональные компетенции для укрупненных групп, магистерские программы по некоторым направлениям подготовки [5], но по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело изменений не было в связи с отсутствием актуализированного стандарта. В-третьих, профессиональные компетенции должны быть сформулированы не только с ориентацией на рекомендованные обобщенные трудовые функции, но и на потребности регионального рынка труда и требования работодателя. В – четвертых, ФГОС третьего поколения ориентирован на введение кредитно-модульной системы обучения [6], но до сих пор не удалось реализовать индивидуальную траекторию обучения и межвузовскую мобильность обучающихся по данному направлению подготовки. Сделаны попытки соотнести результаты обучения с европейской системой образования [7], и представить ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ [8]. Цель исследования: проанализировать актуализированный ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело, выявить изменения по сравнению с ранее используемым ФГОС 3+ для дальнейшего создания ОПОП с учетом ориентации на профессиональные стандарты и в условиях отсутствия примерных образовательных программ по данному направлению подготовки. Обзор отечественной и зарубежной литературы В педагогической литературе понятие государственный образовательный стандарт появилось в 90-е годы XXстолетия с принятием закона «Об образовании» [9] Это время становится отправной точкой для начала обсуждения проблем, связанных с данным понятием. Анализ научной литературы по указанным проблемам, позволяет условно выделить основные направления в их обсуждении. Первая группа научных публикаций связана с вопросами перехода к федеральным государственным образовательным стандартам основного общего образования. Так, в работах О.В. Башун, И.И. Прошиной подчеркивается сложившийся формальный подход к внедрению ФГОС основного общего образования [ 10] В работах педагогов – практиков предлагаются пути решения проблемы формального подхода реализации ФГОС. К примеру, Губановой Е.В. предложен комплекс мероприятий «который может стать основой для деятельности руководителя по реализации ФГОС и для эффективного обучения школьников в соответствии с этими стандартами» [11]. Вторая группа публикаций связана с проблемами реализации ФГОС в среднем профессиональном образовании. Авторами подчеркивается, что основным «камнем преткновения в реализации компетентностно-ориентированных образовательных стандартов является трудности освоения профессиональных компетенций [ 12 ], а решение проблемы и уход от рисков видят в использовании проектно-целевого подхода [ 13]. Одной из проблем реализации актуализированных ФГОС видят в создании системы социального партнерства с работодателем [14]. Большинство исследователей сходны во мнении, что решение проблем реализации ФГОС СПО лежит в отказе от традиционных репродуктивных методов обучения и поиск новых активных методов [15] Значительное число публикаций посвящены проблемам реализации ФГОС в высшем образовании. Авторами рассматриваются вопросы использования компетентностного подхода к формированию значимых профессиональных умений [ 16]. Поднимаются и вопросы трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели ВУЗа при реализации ФГОС ВПО. Подчеркивается, что преподаватель ВУЗа разрабатывает не только ООП по направлению подготовки, но и готовит методическое обеспечение всего учебного процесса, в результате подобной работы у практикующего преподавателя возникает множество вопросов к разработчикам стандарта. [17,с.32-35] Ряд исследователей констатирует в ФГОС несогласованность объемов циклов гуманитарных и социально-экономических дисциплин различных направлений подготовки, [18] Возникают вопросы и по поводу самостоятельного изучения естественнонаучных дисциплин. Ряд преподавателей считают, что решение проблемы организации самостоятельной работы по данным дисциплинам лежит в использовании вариативной части, формируемой самим ВУЗом, а также кружковой работе в научных лабораториях или студенческих научных обществах [19]. В работах Л. П. Барылкиной, Г. С. Остапенко и др. авторов озвучивается мнение о необходимости создания интеграционного образовательного пространства в условиях реализации ФГОС [ 20, 21]. Ряд работ затрагивают проблемы психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС. Особое внимание уделяется методическому обеспечению самостоятельной работы студентов. Ряд исследователей считает, что увеличивается объем самостоятельной работы в ущерб объему аудиторных занятий, и к тому же предприятия и организации оказываются незаинтересованными в привлечении обучающихся ВУЗов для самостоятельных исследований. [ 22] Тем не менее, существует точка зрения, в которой прослеживается положительное отношение к увеличению объема самостоятельной работы, предложены пути организации системного подхода к решению проблемы. [ 23 ] В исследованиях Т. П. Петуховой подчеркивается, что в настоящее время сформированы концептуальные основы и разработана процессуальная модель асинхронной самостоятельной работы студентов университета, которые апробированы на реализации асинхронной самостоятельной работы по информационно-компьютерному модулю. [24] В ряде работ представлены исследования по оцениванию результатов учебной деятельности в процессе реализации ФГОС. Так, Гам В.И. и Бузиной Е.В. предложены подходы и принципы оценивания проектной деятельности школьников, в их исследованиях определяется ресурсный аппарат для обеспечения измерений в системе оценки результатов деятельности школьников [ 25 ] Александровой В.П. предложен материал для создания внутришкольной системы оценки качества экологического образования школьников [ 26] Наиболее интересными, на наш взгляд, являются труды, затрагивающие вопросы по оценке метапредметных образовательных результатов [27]. В рамках нашего исследования нам представляется особенно интересными труды, раскрывающие проблему включения работодателя в реализацию ФГОС. Так, Львов Л.В. отмечает необходимость разработки учебно-методических комплексов нового содержания, в разработке которых особую роль должен играть работодатель [ 28 ] Отмечается несоответствие между динамикой роста требований рынка труда и сформированности профессиональных компетенций выпускникам ВУЗа [ 30] О.А. Новиковой подчеркивается роль работодателя не только в установлении требований к компетенции выпускника, но и к количеству необходимых специалистов. Отсюда возникает потребность в дуальном обучении [30] Методологическая база исследования В работе использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение и анализ ФГОС ВО 2016 и 2020 гг., законодательных и нормативных документов, программной и учебной документации и др.), интерпретационные (выявление и описание структуры образовательных программ; комплексное и системное изучение объекта исследования; обобщение теоретического и практического опыта и др.). Результаты исследования ФГОС направления подготовки 21.05.04 Горное дело был актуализирован 12 августа 2020 года приказом Минобрнауки России образования № 987. При этом возникает трехсторонняя связь между ФГОС, профстандартами №10 «Архитектура, проектирование, геодезия, топография и дизайн», №16 «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», № 40 «Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности» и примерной образовательной программой. Но примерная образовательная программа по данному направлению подготовки отсутствует, что заставит разработчиков ОПОП по данному направлению подготовки опираться на собственный опыт и требования работодателя при формулировании профессиональных компетенций. Проведенный нами анализ позволил выделить ряд особенностей ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. Устанавливаются компетенции по трем группам: универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции вместо принятых в ФГОС 3+ общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и профессионально-специализированных компетенций. Изменения в формировании компетенций вполне обоснованы, и призваны устранить недостатки между декларируемыми требованиями к выпускнику ВУЗа и его практической несостоятельностью. Так, если общекультурные компетенции направлены на развитие личностных качеств, то универсальные - определяют способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих [31] Следует отметить, что исследователи компетентностного подхода (Субетто, А. И, Фрумин, И., Добрякова, М., Баранников, К., Реморенко, И.) особо выделяют именно универсальные компетенции, считая, что их формирование способствует быстрому включению выпускника ВУЗа в социальную среду и более свободное включение его в профессиональную деятельность, а также способствуют мобильности обучающегося в процессе жизни и способности менять сферу деятельности и переобучаться. Изменения произошли и в формулировке общепрофессиональных компетенций. ФГОС 3+ предлагал перечень общепрофессиональных компетенций, которые должны были быть сформированы у выпускника направления подготовки 21.05.04 Горное дело. В ФГОС 3++ общепрофессиональные компетенции сгруппированы в 3 категории: применение фундаментальных знаний, техническое проектирование, исследование. Профессиональные компетенции не представлены, их формулирование предстоит выполнить разработчикам ОПОП. В табл. 1 представлены результаты сравнительного анализа показателей ФГОС 3+ и ФГОС 3++. Таблица 1 – Сравнительный анализ показателей ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело ФГОС 3+ ФГОС 3++ Формы обучения и срок получения образования Форма обучения без изменений: очная, очно-заочная, заочная Нормативный срок обучения в очной форме составляет 5,5 лет По очно-заочной (заочной) форме обучения нормативный срок увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е., в очно-заочной (заочной) форме обучения не более 75 з.е Объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, составляет не более 70 з.е., при ускоренном обучении — не более 80 з.е. Объем программы специалитета составляет 330 з.е. Области профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности Содержит общее наименование сферы деятельности человека в недрах Земли при эксплуатационной разведке, добыче и переработке твердых полезных ископаемых, строительстве и эксплуатации подземных объектов различного назначения Содержит наименования, коды областей и сферы профессиональной деятельности. Виды профессиональной деятельности Решение задач профессиональной деятельности производственно-технологическая; организационно-управленческая; научно-исследовательская; проектная. Научно-исследовательский Проектно-изыскательский Производственно-технологический Педагогический Организационно-управленческий направленность, по которой готовятся выпускники, освоившие программу специалитета и определяется содержание программы: 12 специализаций, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета Должны быть установлены организацией при разработке ОПОП Задачи профессиональной деятельности Содержит явный перечень задач для каждого вида профессиональной деятельности Должны быть установлены организацией при разработке ОПОП Структура программы специалитета ОПОП включает в себя три блока: - блок 1 «Дисциплины (модули)»; - блок 2 «Практики»; - блок 3 «Государственная итоговая аттестация». Объем программы специалитета - блок 1 «Дисциплины (модули)»; Базовая часть 216 – 240 З.Е. Вариативная часть 45 – 57 З.Е. - блок 1 «Дисциплины (модули)»; Не менее 260 З.Е. - блок 2 «Практики»; 36 – 51 З.Е. Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики. - блок 2 «Практики»; не менее 50 З.Е. Учебная ( ознакомительная практика, геологическая практика, геодезическая практика) и производственная (производственно-технологическая практика, проектно-технологическая практика, научно-исследовательская работа) практики Вариативная часть Объем составляет 45 – 57 З.Е. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют в том числе специализацию программы специалитета. Объем определяет организация деление на базовую и вариативные части отсутствует Блок 3 Государственная итоговая аттестация 6 – 9 З.Е. Блок 3 Государственная итоговая аттестация не менее 9 З.Е. Требования к результатам освоения программы специалитета Перечень формируемых компетенций - Общекультурные — 9 - Общепрофессиональные — 9 Профессиональные компетенции - 22 - Универсальные — 11 - Общепрофессиональные — 12 Профессиональные компетенции отсутствуют в ФГОС ВО. Определяются организацией на основе профессиональных стандартов. Требования к кадрам должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" Квалификация педагогических работников должна отвечать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках или (и) профессиональных стандартах Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 8 процентов. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы специалитета (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет) в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5% Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов. Не менее 60% численности педагогических работников организации должны иметь ученую степень Исходя из сравнительного анализа показателей ФГОС 3+ и ФГОС 3++, нами выделены некоторые изменения, которые необходимо учесть при разработке ОПОП по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело. - Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, увеличен до 70 З.Е. - ряд областей профессиональной деятельности и сферы профессиональной деятельности, в которых выпускники могут осуществлять профессиональную деятельность, значительно расширился. - виды профессиональной деятельности: проектный расширен до проектно-изыскательского и добавлен педагогический вид деятельности. - для базовой части отсутствует разделение на обязательную и вариативную части. - изменилось требование к доле работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы – их численность должна составлять 5%. Заключение В заключении необходимо отметить, что преемственность между ФГОС 3+ и ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело сохраняется в структурном плане. Положительными моментами принятия в действие актуализированного ФГОС 3++ по направлению подготовки 21.05.04 Горное дело являются: - возможность отказа от разработки и принятия нового ФГОС по направлению подготовки, т.к. представлена возможность актуализировать сущестующий; - устойчивость содержания ФГОС 3++ при принятии новых профессиональных стандартов, т.к. они являются приложением и не могут влиять на само содержание актуализированного ФГОС 3++; - самостоятельность образовательной организации при формулировании профессиональных компетенций в связи с отсутствием примерной образовательной программы. следует отметить, что при создании ОПОП по направлению 21.05.04 Горное дело необходимо учитывать возросшую роль работодателя при разработке ОПОП. Отсутствие перечня формируемых профессиональных компетенций определяет необходимость непрерывного мониторинга потребностей регионального рынка труда, а также консультирования с работодателями по вопросам формирования профессиональных компетенций будущих выпускников [32].