Full text
Введение Патриотическое воспитание – противоречивая и важная составляющая любого общества. Воспитание чувства патриотизма с одной стороны задача государственная, с другой и наиболее важной, человеческая, учительская. «В школьный период жизни в детях нужно, прежде всего, воспитывать волю, мужество, умение искать и находить во всех явлениях жизни некий высший смысл. Незаменимая основа в этом деле – знание своих предков, истории своего народа. Из духа семьи и рода, из духовного и религиозного осмысленного принятия своих родителей и предков – родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства, это первая основа внутренней свободы» [1]. В России всегда патриотическому воспитанию, в том числе школьников уделялась большое внимание, так, это отражается в Конституции РФ, Государственной программе патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы», Постановлении Правительства РФ от 04.10.2000 № 751 «О национальной доктрине образования в Российской Федерации», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Также стоит указать поправки, внесенные президентом РФ В.В. Путиным в закон об образовании – законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся» от 21.05.2020 № Пр-829, где президент дополняет определение воспитания следущим: «формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подгам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской федеации». Говоря о формировании патриотизма в процессе воспитания, можно условно выделить несколько этапов. Первый этап связан с усвоением ценностей семьи. Второй этап характеризуется принятием личностью традиций, ценностей, культурно-исторических особенностей родного города, района, области и т.д. Затем происходит переход на высшую ступень процесса духовно - нравственного развития - ступень российской гражданской идентичности. Естественно, что особая роль возлагается на воспитание патриотизма на втором этапе, который совпадает с младшим школьном возрастом, когда происходит наполнение конкретным содержанием таких важных понятий, как «малая родина», «родной дом», «родная земля» и многих других. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в разделе личностных результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования указан результат, являющийся фактически итогом патриотического воспитания младших школьников: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций [2]. Несмотря на повышенное внимание педагогов к проблемам воспитания патриотизма у младших школьников, на практике учителя испытывают трудности при выборе методов, средств, программ, формулировок цели и задач. Кроме того, в процессе обучения в школе недостаточно уделяется внимание формированию чувств к малой родине, любви и бережному к ней отношению. Так, В.А. Сухомлинский писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [3]. Анализ учебно-воспитательного процесса в начальной школе в контексте изучения воспитания патриотизма выявил следующие проблемы: - у младших школьников имеются пробелы в знаниях о своей малой родине, ее культурном достоянии и истории; - у некоторых ребят недостаточно сформировано устойчивое эмоциональное отношение к малой родине; - многие из испытуемых не проявляют интереса к истории и традициям своего города, однако, большинство учащихся проявляют желание участвовать в жизни своей малой родины, а также в мероприятиях по ее благоустройству. Все это позволяет говорить о необходимости поиска путей и средств решения проблемы воспитания патриотизма, в частности к малой родине у младших школьников. В рамках нашей работы высказывается предположение, что одним из способов решения данной проблемы, может стать использование в качестве средства воспитания патриотизма у младших школьников, компьютерных игр, которые по содержанию включают особенности родного края (Тульского региона). Это обусловлено тем, что современные дети любят проводить время за компьютерными играми, которые увлекают их яркими сюжетами, звуковыми эффектами и интерактивностью. Обзор отечественной и зарубежной литературы Патриотизм и воспитание практически всегда находились в неразрывном единстве. В зависимости от социальных ситуаций государств менялся контекст их тесной взаимосвязи. Сегодня воспитанию патриотизма уделяется наиболее пристальное внимание. Возвращаются наработанные ранее технологии воспитания, а также активно включаются в процесс новейшие разработки, в том числе ИКТ. Проблемам использования ИКТ в воспитании патриотизма посвящены работы следующих исследователей Яковлевой С.С.[4], Вешневецкой О.В., Браун К.В. [5], Малашенко И.И. [6], Яковлевой Е.А. [7] и др., отметим, что основное содержание статей – это описание методических находок практикующих учителей или воспитателей, поэтому данная проблематика требует более тщательной научной проработки. Детализацию идеи использования компьютерных игр для воспитания патриотизма у младших школьников следует начать с рассмотрения сущности понятий патриотизм, патриотическое воспитание. Их изучение стоит осуществлять с учетом возрастных патриотических чувств, формируемых у младших школьников в процессе воспитания, а именно любовь к родному краю, малой родине. «С чего начинается Родина?», строчки из песни на слова М. Матусовского - «С хороших и верных товарищей, живущих в соседнем дворе….С заветной скамьи у ворот, с той самой берёзки, что во поле, под ветром склоняясь, растёт…» - очень верно показывают, что важно чувствовать будущему настоящему человеку своей страны. Рассмотрим понятие «патриотизм» с этих позиций. Так, общим и емким становится определения патриотизма в словаре В. И. Даля где «патриотизм» определяется как «любовь к родине». [8] Однако, ближе нам термин: «Патриотизм - любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде» [9]. Анализируя работы отечественных ученых, выделим идем некоторых из них. Так, А.Н. Радищев отмечал, что «Доказано уже, что истинный человек и сын Отечества есть одно и то же». Раскрывая важные качества, которые по его мнению, должны быть присущи истинному человеку, он писал: «качества истинного человека, нужно, чтобы прежде приучил дух свой к трудолюбию, прилежанию, повиновению, скромности, умному состраданию, к охоте благотворить всем, к любви Отечества, к желанию подражать великим в том примерам, також к любви к наукам и художествам, …; применился бы к упражнению в истории и философии, или любомудрии…» [10]. С невероятной теплотой говоря об экологии культуры Д.С. Лихачев указывает, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». А далее ученый продолжает : «Патриотизм — это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство — это важнейшая сторона и личной и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели» [11]. Патриотизм как качество личности формируется и развивается в процессе патриотического воспитания. Говоря об особенностях воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте, следует отметить, что в основе патриотического воспитания лежат эмоции и чувства. Патриотические чувства, во-первых помогают ребенку соотнести себя с определенной страной, народом, культурой. Во вторых, включает эмоционально - окрашенные представления (культурные образы, знакомые пейзажи). В-третьих, патриотические чувства проявляются в переживаниях, побуждающих ребенка к действиям на благо своей страны. Еще В.Г. Белинский считал одной из главных задач воспитания развитие в детях чувства патриотизма: «Всякая благородная личность глубоко осознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством... Любить свою родину — значит пламенно желать видеть в ней осуществление идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому» [12]. Н.Г. Чернышевский в своих работах указывал «…необходимо предоставить молодому человеку право нормально и свободно развиваться, внушить ему правильные взгляды на жизнь, твердые представления о добре, правде, долге, воспитать самостоятельность в суждениях, трудолюбие, патриотизм» [13]. К.Д. Ушинский, уделял огромное значение труда при воспитании достойного гражданина, который должен любить Родину, быть ответственным, гуманным. «Любовь к Родине, - отмечал он, - это наиболее сильное чувство человека, которое гибнет в дурном человеке» [14]. В.А. Сухомлинский в своих трудах писал: «Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безграничном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием» [15]. Высказанные выше идеи о патриотическом воспитании, а также особенности возраста детей начальной школы показывают, что основным принципом воспитания патриотизма должен стать принцип природосообразности - воспитание по природе ребенка, средствами природы или окружающей среды. Основные идеи этого принципа содержатся в работах Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Песталлоци, Дж. Локка, И. Дистервега. На наш взгляд, идеи этих мыслителей и педагогов есть основа сущности воспитания истинного патриотизма у детей. Покажем это. Так, Я.А. Коменский писал о необходимости воспитания детей с младшего возраста посредством примеров поведения окружающих: «Дети — как обезьянки (simiolae): что́ они видят, тому охотно подражают, — как хорошему, так и дурному, и даже без особого приказания; потому они научаются раньше подражать, чем познавать. Я имею в виду одинаково — сколько живые примеры, столько же и заимствованные из истории; однако прежде всего живые, ибо они действуют непосредственнее и сильнее. так, вся природа есть ничто иное, как наш рассадник (seminarium nostrum), наша питательница, наша школа. в тысячу раз счастливее тот, кто уносит отсюда душу, воспитанную в добре. Равным образом, если кто хочет внедрить в кого-либо корни благочестия, то нужно делать это в ранние годы». Описывая содержание и результаты обучения в народной школе, Я.А. Коменский указывает, что необходимо «Сообщить важнейшее из мироведения (cosmographia)…», а также « в особенности же о городах, горах и реках собственного отечества». Говоря о материнской школе (начальной школе): «Особенно же дети должны научаться любви… чтоб они помогали нуждающемуся даже по собственному побуждению», кроме того он указывает: «Введение в географию будет иметь место, когда дети научатся понимать — что такое гора, долина, нива, река, селение, местечко, город, смотря по условиям места, в котором они воспитываются» [16]. Ж.-Ж. Руссо в труде «Эмиль, или О воспитании» выделил такие мысли «Что касается принятой мною системы, которая в данном случае есть не что иное, как следование самой природе…Воспитание это дается нам или природою, или людьми, или вещами…Важнее всего быть добрым к людям, с которыми живешь» [17]. В своих трудах Ж. - Ж. Руссо продолжает мысли о воспитании величайшего философа Дж.Локка, именно он высказывал базисные идеи о сущности воспитания, особенностях этого процесса воспитания в каждом возрасте, фактически эти идеи есть основа патриотического воспитания. Так, Дж. Локк советует воспитывать сообразно природным задаткам, самым главным качеством он считает добродетель, кроме того, особую роль он возлагал на метод воспитания личным примером. По Дж. Локку важным условием воспитание является близкое окружение воспитанника. «Чего может пожелать своему сыну каждый джентльмен, заботящийся о его воспитании, заключается в следующих четырех вещах: добродетели, мудрости, благовоспитанности и знании. Я выставляю на первый план добродетель как свойство, наиболее важное для человека вообще и для джентльмена, в частности, как свойство, которое безусловно необходимо, чтобы снискать ему уважение и любовь других и дать ему цену и значение в собственных глазах, и без которого он не может быть счастлив, как я думаю, ни в этом, ни в ином мире» [18]. Обратимся к И.Г. Песталоцци: «Благодаря этим словам вечные законы самой природы вновь приводят меня к твоему руководству, о мать! Когда на меня действуют новые впечатления окружающего мира, я лишь рядом с тобой могу сохранить свою чистоту, любовь, свое послушание — все, все преимущества моей благородной природы». Это показывает, что у ребенка сначала появляются ростки любви к малой родине из любви к близкому окружению (матери), а затем и к своей стране и миру [19]. «Действовать природосообразно - высшее, наиболее общее формальное требование для всякого воспитателя» - слова А. Дистервега, еще одного приверженца принципа природосообразности. «В воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек или предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком и всеобъемлющем смысле слова, в особенности культуру страны, являющейся родиной ученика». И еще: «Мы не начинаем своей жизни с пустого места, с самого начала, но продолжаем жизнь предыдущих поколений. Следовательно, наше существование отчасти определяется унаследованными установлениями, отчасти общепринятыми нравами и обычаями; т.е. вообще оно определяется историей» [20]. Возвращаясь к ученым современности, укажем мнение В.А. Веденяпиной, В.В. Горшковой: целесообразно начать «с того, с чем ребенок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города или села, традиции предков. освоении истории и традиций своей малой родины ребенку гораздо легче не только узнавать свою большую многонациональную Родину, учиться гордиться ею, но и в будущем способствовать укреплению ее благосостояния, стабильности, стремиться своими действиями служить ее интересам». Интересен подход авторов к определению особенностей процесса воспитания патриотизма, а именно: «Достижение определенного уровня образованности, воспитанности, социальной зрелости, культурного развития учащихся не может быть обеспечено средствами одной или нескольких изучаемых в школе учебных дисциплин, если не создаются условия для реальной интеграции знаний, практического опыта учащихся..» [21]. Эти высказывания определяют целесообразность использования в воспитании патриотизма средств сообразно возрасту и особенностям окружающей действительности, неслучайно, использование средств ИКТ становится наиболее актуально при решении данной проблемы. Вопросы использования ИКТ для формирования патриотизма младших школьников в основном носят практический характер и представлены в виде методических находок учителей, представленных разработками уроков, классных часов и это Г.Н. Лашкова, С.Н. Ширинкина, И.В. Полянина, Е.А. Яковлева, Н.С. Флинта и др. Среди зарубежных ученых особый вклад в развитие образования с использованием средств ИКТ внес С. Пейперт. Основная цель С. Пейперта научить детей программировать на компьютере, а основная идея – это формирование у ребенка чувства, что он управляет Черепашкой, он хозяин, человек, которого слушается машина. «Можно сказать и так: компьютер используется, чтобы программировать ребенка. А на мой взгляд, ребенок программирует компьютер, и, делая так, ребенок не только овладевает частичкой самой современной техники, но и приобщается к некоторым из самых глубоких идей естествознания, математики, а также к искусству интеллектуального моделирования» [22]. В нашей работе основным средством воспитания патриотизма становится компьютерная игра. Использование игр на компьютере обосновано тем, что в младшем школьном возрасте игра играет все еще не последнюю роль. При этом Д.Б. Эльконин отмечает: «Игра является школой морали, но не морали в представлении, а морали в действии. Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей, и еще для многого другого. Все эти воспитательные эффекты опираются как на свое основание на то влияние, которое игра оказывает на психическое развитие ребенка, на становление его личности» [23]. Это в свою очередь говорит об обоснованности выбранного средства для воспитания патриотизма у младших школьников. Методологическая база исследования При решении проблемы патриотического воспитания младших школьников средствами компьютерных игр мы опирались на: - ряд подходов: системный (П.К. Анохин, С.И. Архангельский, В.П. Беспалько, Б.С. Гершунский, Н.В. Кузьмин, В.С. Лазарев, В.М. Монахов, Э.Г. Юдин и др.), деятельностный (Б.Г. Ананьев, П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина и др.), личностно-ориентированный (Н. А. Алексеев, Ш. А. Амонашвили, Б. Г. Ананьев, Е. В. Бондаревская, Э. Ф. Зеер, И. С. Якиманская и др.); индивидуальный подход к воспитанию (Л. В. Занков, 10. М. Орлов, А. И. Савенков, А. И. Сухарева и др.); региональный подход в системе образования в целом (Н. С. Иванова, C. Г. Нигматов, В. Б. Помелов и др.) и на начальных ступенях образования в частности (Н. С. Александрова, Ф. Р. Зевахина, Р. И. Капустина, Н. А. Князева, А. Г. Козлова, Т. С. Комарова, Н. С. Ширяева и др.); - идеи патриотического воспитания младших школьников на основе принципа природосообразности в воспитании Я.А. Коменского, И.Песталоци, И.Дистервега, Ж.-Ж. Руссо, В.Г. Белинского, К.Д.Ушинского; - гуманистическую концепцию воспитания (А.А. Бодалев, З.А. Малькова, Л.И. Новикова); - концепции разработки и реализации современных методик подготовки (В.П. Беспалько, В.И. Данильчук, А.Л. Денисова, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская и др.); - методологию, теорию и практику информатизации образования (С.А. Бешенков, Я.А. Ваграменко, А.Г. Гейн, А.П. Ершов, В.Г. Житомирский, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, В.М. Монахов, И.В. Роберт, С. Пейперт и др.); - определение ведущей деятельности в младшем школьном возрасте - игры (Д.Б. Эльконин); - теорию моделирования (В. А. Штофф, Е. П. Никитин и др.). Результаты исследования В настоящее время, учителя активно внедряют в воспитание компьютерные игры, которые способствуют совершенствованию методик преподавания, развитию межпредметных связей и обладают воспитательным эффектом. Данный тип игр также можно использовать в качестве средства патриотического воспитания. Учитывая выше сказанное, в Тульском государственном педагогическом университете им. Л.Н. было проведено теоретическое исследование, некоторые положения которого содержатся в указанной статье [24]. Гипотезой исследования стало - обучение патриотизму младших школьников будет успешным, если: - в процессе обучения патриотизма у младших школьников использовать компьютерные игры с региональными особенностями Тульской области; - компьютерные игры должны иметь содержание доступное младшему школьному возрасту, обладать объёмом представлений и понятий об окружающем мире: социальном устройстве региона, его жизни, истории, культуре, традициях, природе родного края; - в ходе игры будет наблюдаться переживание младшим школьником эмоционального отношения к усваиваемым знаниям, окружающему миру, любви к родному городу; - компьютерные игры должны способствовать познавательной деятельности в предметной области «моя малая родина - Тульская область». Для реализации высказанной выше гипотезы, необходимо выделить направления процесса формирования патриотизма в начальной школе, определить сущность и компоненты понятия «патриотизм», охарактеризовать возможности компьютерных игр для формирования патриотизма у младших школьников. Основные идеи представлены ниже. В ходе исследования с учетом задач и содержания патриотического воспитания младших школьников применительно к Тульскому краю нами были выделены основные направления процесса формирования патриотизма в начальной школе: - расширение кругозора и увеличение знаний о Тульском крае и его культурно-исторических особенностях; - использование наблюдения для пробуждение интереса к объектам Тульского края; - побуждение к применению на практике знаний о Тульском крае. К основным задачам патриотического воспитания младших школьников относятся [25]: 1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может включать в себя следующие сведения: особенности географического положения и климата родного края, быта, культуры, традиций, исторические сведения, социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, его символики) и др. 2. Воспитание интереса к окружающему миру. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, развитие чувства любви к родным и близким, родному городу, уважение к истории народа. 3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает развитие навыков и умений применения полученных знаний на практике: умение отразить накопленные знания в игре, художественной или трудовой деятельности, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками. Рассматривая содержание патриотического воспитания в начальной школе, выделяются следующие основные составляющие: добродетельные качества, чувства патриотизма к родоному краю (месту, истории, символам, языку). Учитывая, вышеуказанные задачи, содержание патриотического воспитания в начальной школе и особенности формирования патриотизма, могут быть выделены следующие компоненты патриотизма младших школьников: когнитивный, эмоционально-чувственный, поведенческий. Когнитивный компонент включает в себя знания о патриотизме и способах его проявления в различных сферах жизни общества и отдельного человека. Для развития этого компонента используются возможности всех учебных предметов, особенно окружающего мира, литературного чтения, русского языка. Большие возможности для развития этого компонента и во внеклассной работе: выступления детей с докладами, беседы, дискуссии на патриотические темы, обсуждение литературного и художественного наследия, классные часы на темы истории и культуры народов. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о патриотизме и дает возможность проявить свои патриотические качества личности. Эмоционально - чувственный компонент направлен на формирование патриотических взглядов и убеждений у учащихся начальной школы. Для развития этого компонента патриотизма мало знаний о сущности и способах его проявления, необходимо грамотное воздействие на чувства и эмоции детей. Таким образом, знания приобретут личностный смысл, пройдут через эмоциональные переживания и станут принципами деятельности и поведения школьников. Большие возможности для развития данного компонента в занятиях наполненных глубоким и убедительным фактическим материалом. Также эффективно применение примеров проявления патриотизма. Большое влияние на данный компонент оказывает создание педагогических ситуаций, включающих в себя элементы беседы, дискуссий, в результате чего у каждого школьника складывается своя внутренняя позиция. Поведенческий компонент - это формирование у младших школьников стремления к практическим действиям в области патриотизма. Основным средством для развития данного критерия, является включение младших школьников в практическую деятельность и формирование у них навыков, привычки, опыта патриотического поведения. Здесь присутствуют различные виды деятельности [26]. Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования любви к Родине, своему народу, культуре, языку, традициям и природе. Патриотизм проявляется в желании и стремлении узнавать больше о своей стране, ее культурном богатстве, активно участвовать в общественной жизни своей страны. Работу по патриотическому воспитанию следует начать в начальных классах на примере своего региона. Воспитание патриотизма в младшем школьном возрасте имеет целью формирование у школьников любви к стране и своему краю. Для достижения поставленной цели необходимо использовать различные средства и методы воспитания. Обратим внимание на средства и методы, позволяющие воспитывать патриотизм у младших школьников. Важнейшим средством педагогического воздействия на патриотические чувства школьников, по мнению Т.В. Козловой, является наблюдение за окружающей действительностью. Ребенок подобно губке впитывает в себя, то, что он видит и слышит. Однако нельзя ограничиваться только наблюдением, так как чистое наблюдение не сможет пробудить в полной мере сердце ребенка и воспитать любовь к своей родине [26]. Говоря о средствах и методах воспитания патриотизма, на наш взгляд, следует учитывать специфику младшего школьного возраста. Как сказано в статье Г.Н. Мусс: «Ребенок еще сохраняет такие качества, как склонность к игре, легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх, но уже начинает утрачивать непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления» [27]. Игры - основной вид деятельности младших школьников, они также как и воспитательные мероприятия, способствуют решению задач патриотического воспитания. В основном в образовании используются познавательные игры. По мнению Е.А. Ляшенко [28], познавательные игры создают атмосферу соревнования, заставляющую школьника мобилизовывать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать. Использование занимательного материала будет способствовать углублению знаний обучающихся, расширению кругозора, формированию патриотизма. Современные дети с раннего возраста испытывают больший интерес к компьютерным играм. Первоначально данный тип игр рассматривался в классическом понимании: игра - «занятие, служащее для развлечения, отдыха» [29]. Однако, позже компьютерные игры стали использовать в обучении и воспитании. Компьютерная игра в младшем школьном возрасте в обучении патриотизму имеет следующие функциональные возможности: - пробуждают у обучающихся интерес к истории и культуре своей страны; - обращаются к чувствам каждого обучающегося; - оказывают многоплановое воздействие на обучающихся; - способствуют изменению поведения. Опишем еще некоторые особенности компьютерных игр, реализация которых необходима для эффективного использования их в обучении и воспитании. Во-первых, это основные составляющие игры: - блок игровой среды - это сюжетная часть игры, в которой есть некоторые объекты, взаимодействующие по правилам игры. - блок взаимодействия – это все то, что может менять игрок в рамках игровой ситуации. - блок оценки – это условие предъявляемое игрой. Это подсчет баллов, похвальные слова и другие способы стимуляции деятельности играющего [30]. Во-вторых, это время использования компьютерной игры в учебно-воспитательном процессе. Компьютерная игра имеет свою историю и течение времени. Ребенок, играющий в такую игру, действует по определенным правилам, манипулирует объектами внутри игры исходя из игровой ситуации и цели. Однако, по мнению психологов, компьютерная игра в учебном процессе не должна занимать более 10 минут, так как в течение указанного времени младшие школьники способны концентрировать свое внимание. При увеличении продолжительности игры проявляются признаки утомления, в результате чего учащиеся начинают допускать ошибки, ненаблюдаемые при начале игры [31]. Поэтому соблюдение временных рамок обязательное условие применения компьютерной игры в учебном процессе. В-третьих, это преимущества использования компьтерных игр как средств обучения и воспитания. Компьютерные игры не заменяют традиционные игры, а дополняют их, обогащая педагогический процесс новыми возможностями. Играя в компьютерную игру, ребенок работает с символами. Все действия внутри компьютерной игры осуществляются посредством клавиатуры и компьютерной мыши, а основная активность происходит в эмоционально-чувственном и умственном плане учащегося. Действия младшего школьника контролируются содержанием игры и учителем. Основная воспитательная ценность игр с использованием компьютера в том, что они позволяют создать интерактивную среду воспитания с минимальными ограничениями возможностей ученика. Также, компьютерные игры позволяют освоить большое количество понятий, без вреда творческим способностям и самостоятельности учащихся. Младшие школьники не утрачивают возможность работать с различными источниками информации. Именно внедрение хорошо знакомых детям компьютерных игр позволяет организовать взаимодействие учащегося с компьютером и учителем, которое мотивирует учащихся и способствует формированию собственной точки зрения на обсуждаемые темы Применение в патриотическом воспитании компьютерной игры может дать эффективные результаты, если она включена в процесс целенаправленно, учитывает индивидуальные и возрастные особенности младших школьников. Таким образом, применение в обучении новых средств воспитания, таких как компьютерная игры, оказывает сильное влияние на эмоции и чувства младших школьников, позволяет сделать процесс обучения интересным для современных школьников. Через игровую деятельность происходит осознание себя как части большой и малой родины. Учитывая особенности процесса воспитания патриотизму, сущность патриотизма в младшем школьном возрасте, а также возможности и особенности использования компьютерных игр для воспитания патриотизму, нами была разработана теоретическая модель процесса воспитания патриотизма младших школьников (см. Рисунок 1), а также элементы методической системы воспитания патриотизма у младших школьников (методическая карта воспитания патриотизма у младших школьников с использованием компьютерных игр о Тульском крае (см. Рисунок 2)), а именно компьютерные игры с патриотическим содержанием применительно к Тульскому региону и методические рекомендации их использования в данном процессе. Рисунок 1. Рисунок 2. Заключение Данное исследование носит научно-методический характер и требует дальнейшего развития и экспериментального подтверждения. Работа может быть использована для воспитания патриотизма младших школьников любого региона России с учетом его уникальных особенностей.