Full text

Введение

 

Проблема монородительских семей является важной для современного российского общества в связи с их распространенностью. Эти семьи характеризуются слабым развитием семейных отношений, у них возникают трудности с адаптацией и выбором ролей, жизненного пути. Отсутствие необходимого семейного опыта подрывает их благополучие и не способствует развитию самодостаточности. Подобное положение вещей разрушает материальную основу жизни и не даёт полностью реализоваться в культурном, личностном и духовном плане.

Монородительская семья – семья (малая группа) с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать – отец, отец – дети, дети – бабушки и дедушки [1]. Иначе говоря, это семья, где нет одного из родителей. Совокупность монородительских семей крайне неоднородна и многообразна. По статистике, около 90% таких семей являются материнскими. Источниками их возникновения традиционно считались овдовение, развод, внебрачная рождаемость.

Жизнедеятельность монородительских семей сопряжена с рядом социальных рисков социально-психологического, социально-педагогического, социокультурного характера. К рискам можно также отнести депривацию родителя; безнадзорность детей и подростков; проявление социальных девиаций у детей; педагогическую запущенность детей и др. Монородительская семья имеет ряд особенностей, позволяющих говорить о существенном различии воспитательной среды по сравнению с обычной, поскольку один родитель вынужден решать целый спектр проблем. Несомненно, высокие нагрузки сказываются на эмоциональной устойчивости личности, влияют на трудности восполнения дефицита воспитательного влияния на детей, появление материально-бытовых проблем, педагогических, эмоциональных; затруднение формирования естественного стереотипа поведения, присущего своему полу [2].

Обозначенные проблемы могут и не возникнуть в монородительской семье, если родитель или та среда, что является доминирующей для ребёнка, достаточно благополучна и положительно воздействует на него. Весомое значение здесь закрепляется за психологической атмосферой семьи: если она благоприятна, то вряд ли создаст затруднения в формировании здоровой личности.

Таким образом, на монородительскую семью оказывают воздействие ряд факторов, объективно существующих и усложняющих её жизнь, но при этом если оставшемуся родителю удастся создать благоприятные условия, то негативное влияние на ребёнка не будет оказано вовсе либо будет минимальным.

Семейное неблагополучие – это сложное общественное явление, особенно актуальное для монородительских семей, ещё в большей степени подверженных отрицательным воздействиям по причине своей меньшей ресурсной обеспеченности и устойчивости. Неблагополучная семья – это прежде всего семья, в которой нарушены отношения между ее членами: родителями, родителями и детьми, это семьи конфликтные, аморальные, которые не могут быть центром воспитания. Для монородительских неблагополучных семей насущными являются следующие группы проблем: социально-экономические, педагогические, медицинские и психологические.

Рассматривая профилактику семейного неблагополучия в монородительских семьях, в первую очередь необходимо обратить внимание на ключевой принцип исследуемой технологии социальной работы – превентивность, заблаговременность, подразумевающую начало работы с такими семьями ещё до того, как они станут слабозащищенными. Такой подход позволяет не допустить появление факторов, способствующих формированию неблагополучия, предупредить создание условий, нарушающих психологический комфорт, и содействует росту воспитательной функции семьи, что ещё в большей степени укрепляет её перед потенциальным воздействием разнообразных внешних и внутренних обстоятельств, снижает возникновение социальных рисков [3].

Профилактика семейного неблагополучия реализуется через создание программ, предусматривающих снижение влияния любых форм и факторов семейного неблагополучия, недопущения алкоголизации семьи, жесткого обращения с детьми, семейного насилия и т. д. Для повышения эффективности изучаемой технологии осуществление включенного в неё комплекса мероприятий и действий следует начать ещё на ранних этапах взаимодействия с семьей: работа с детьми в детских садах и учреждениях дополнительного образования; на этапе планирования семьи; с уже беременными женщинами и их мужьями. Все эти действия необходимо осуществлять для укрепления института семьи, его развития и процветания, поддержки и формирования семейных ценностей, отношений, привития культуры здорового образа жизни, профилактики болезней и отклонений, социального сиротства.

Профилактика семейного неблагополучия подразумевает применение технологий, направленных на обучение родителей новым умениям, навыкам, определенное обучение, которое поможет им достичь поставленных целей, ликвидировать проблему слабого развития воспитательной функции семьи, повлияет на изменение психологического климата, эмоционального состояния и материального положения семьи.

В технологию социальной профилактики неблагополучия важно включать методы, позволяющие снизить уровень стресса в семье и улучшить воспитательную функцию: системного наблюдения; «параллельного» воздействия; поддержки новых навыков поведения, создания особой социальной среды; заблаговременной нейтрализации конфликтной ситуации; профилактического вмешательства. Кроме того, позитивно на ресурсы семьи будет влиять использование профилактической беседы, направленной на формирование навыков познавательной деятельности, тренингов профилактической направленности и др. [4]

При осуществлении социальной работы в монородительских семьях существует несколько ключевых направлений, на которые в наибольшей степени нацелены действия специалистов и служб: решение актуальных бытовых проблем, возникающих регулярно; налаживание позитивных коммуникативных связей между членами семьи, укрепление взаимоотношения для повышения психологического и эмоционального комфорта; восстановление и активизация внутренних ресурсов семьи; привлечение внешних ресурсов для повышения динамики восстановления полного функционирования семьи; закрепление достигнутых позитивных изменений. Важное место при работе с монородительской семьей занимает междисциплинарное ведение случая. Междисциплинарное ведение случая – это последовательный ряд действий, осуществление которых производится коллективом профильных специалистов, их состав определяется характером и содержанием решаемой проблемы [5].

Профилактика семейного неблагополучия в работе с монородительской семьей существенно различается в зависимости от проблем, с которыми сталкивается семья. Необходимые меры требуется подбирать в соответствии с выявленной проблемой, только тогда удастся добиться устойчивого роста благополучия получателей социальных услуг.

 

Методология и результаты исследования

 

С целью анализа реализации технологии социальной профилактики семейного неблагополучия был проведен опрос: экспертный, в котором приняли участие специалисты социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (6 человек), и анкетный для родителей из монородительских семей (67 респондентов).

Анализ результатов экспертного опроса специалистов позволил выделить ключевые проблемы, в наибольшей степени негативно сказывающиеся на благополучии монородительских семей: проблемы с материальным обеспечением (отсутствие ресурсной устойчивости у семьи, невозможность удовлетворить часть потребностей её членов в связи с нехваткой денег и прочих благ); отсутствие психологического и эмоционального комфорта в неполных семьях, который связан с неудовлетворением ряда потребностей, сильным стрессом, что испытывает семья в связи с постоянной необходимостью искать средства для выживания и по причине ухудшения детско-родительских отношений. Поскольку оставшийся родитель вынужден заниматься материальным обеспечением семьи в полном объеме, то в некоторых семьях не всегда хватает физических и эмоциональных ресурсов на воспитание детей.

Эксперты подтверждают высокий риск возникновения социального неблагополучия в монородительских семьях и актуальность всех видов профилактики, так как семья с отсутствующим родителем подвержена не только общим негативным воздействиям в большей степени, но и ряду дополнительных факторов, потенциально снижающих благополучие такой ячейки общества. К таким факторам специалисты отнесли: дефицит у детей представлений о ролевом поведении отсутствующего родителя; отсутствие возможности противодействовать неожиданным негативным обстоятельствам (кризисным ситуациям) и связанное с этим пессимистическое отношение к собственной жизни и жизни вообще; регулярное или периодическое депрессивное настроение у родителя, вызванное ежедневными трудностями и отсутствием представлений о решении актуальных проблем, что вызывает снижение общего психологического и эмоционального комфорта в семье.

Названные экспертами факторы воздействуют не на все монородительские семьи, но наиболее часто встречаются в тех, где существуют материальные, психологические и/или педагогические проблемы. Иногда уход одного из супругов активирует внутренние ресурсы личности оставшегося родителя, и тот самостоятельно может решать основной спектр проблем, но подобная ситуация достаточно быстро истощает человека, что актуализирует помощь со стороны учреждений социальной защиты даже в условиях развитых родительских функций и возможностей с целью профилактики кризисного состояния.

Поскольку деятельность специалистов учреждения непосредственно связана с реабилитацией несовершеннолетних детей, данным фактом предопределяется вид профилактики семейного неблагополучия монородительских семей. Эксперты отмечают: в социально-реабилитационных центрах на регулярной основе проводятся мероприятия различного характера и направленности, предупреждающие появление пристрастия к алкоголю, наркотикам. У детей активно формируются представления о здоровом образе жизни как об оптимальном и наиболее благоприятном для личного и социального развития.

Для демонстрации одобряемого поведения и приемлемого стиля жизни, помимо выполнения основных функций, в последние годы активно работают волонтерские объединения, участники которых привлекают детей к ведению активной и полезной жизнедеятельности. Неотъемлемой частью работы по профилактике неблагополучия является создание особой среды для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала детей, культурное развитие подрастающего поколения, к тому же находящегося в непростых жизненных условиях.

Особое место в профилактике семейного неблагополучия монородительских семей играет созданная атмосфера психологического комфорта, эксперты отмечают, что достижение данной цели было реализовано и благодаря формированию внутренних информационных ресурсов реабилитационного центра для несовершеннолетних, через которые силами специалистов и воспитанников учреждения освещалась жизнь организации. Затрагивая информационную работу, специалисты отмечали, что социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних ведёт профилактику здорового образа жизни при помощи интернет-сайта и активной информационной кампании, благодаря которой деятельность организации активно демонстрируется воспитанникам, потенциальным получателям социальных услуг.

Помимо работы с детьми и информационной работы проводится диагностика семейного неблагополучия и комплекс мероприятий с родителями: были созданы специальные родительские клубы, разработан проект «Социальный участковый». Сообразно целям и задачам учреждения внедренные методы позволяют решать детско-родительские проблемы, содействуют повышению родительского авторитета и профилактике на всех уровнях, а достигнутое межведомственное взаимодействие и междисциплинарный подход предопределяют расширение возможностей работы c семьями.

В качестве наиболее актуальных видов профилактики семейного неблагополучия эксперты отметили, что первичная профилактика и междисциплинарный подход остаются основой деятельности по недопущению неблагополучия. Поскольку первичная профилактика охватывает наибольшую часть населения, затрагивает как получателей социальных услуг, так и граждан, ещё не обращавшихся в учреждения социальной защиты, а мероприятия, составляющие её основу, проводятся регулярно, то её следует считать наиболее распространенной. Далее идёт компонент, обеспечивающий качество каждого вида профилактики, а именно междисциплинарный подход. Чтобы полноценно осуществлять профилактику, требуется делать её комплексной, охватывающей все сферы жизнедеятельности, возможные социальные патологии и способы противодействия им, поэтому необходимо применять знания и методы различных дисциплин (психологии, социологии, юриспруденции, педагогики, социальной работы), только при включении междисциплинарного подхода возможно проведение всех необходимых действий. И раскрывая значение междисциплинарного ведения случая, эксперты выделяли межведомственное взаимодействие как элемент, требующийся для осуществления всего спектра профилактической деятельности, ведь в масштабах конкретного учреждения могут отсутствовать необходимые специалисты и, если не налажено взаимодействие с другими организациями, оказание помощи будет не столь эффективным.

Среди форм технологии профилактики семейного неблагополучия, внедрения которых не хватает для повышения результативности деятельности учреждения, эксперты выделили недостаточную доступность медицинского обслуживания при работе с беременными и будущими родителями, что не позволяет выявить ряд проблем со здоровьем у детей и родителей; и нехватка кадров делает затруднительным планирование беременности. Кроме того, отсутствие специалистов в других учреждениях обнаруживается при межведомственном взаимодействии, что несколько замедляет процесс профилактики. При информационной работе обнаруживалась проблема слабого развития информационных ресурсов на муниципальном уровне и на уровне учреждений, специалистам достаточно трудно осуществлять профилактику, не имея возможности расширить аудиторию. Это же касается диагностики: далеко не всегда есть шанс вовремя выявить проблемные семьи, что усугубляет жизнедеятельность семьи и актуализирует применение вторичной и третичной профилактики.

Решение вышеназванных проблем может существенно расширить спектр возможностей в первую очередь первичной профилактики, что снизит риск формирования неблагополучия во всех семьях, в том числе монородительских. Эксперты высказывали мнение, что междисциплинарное ведение случая как основной инструмент решения проблемы семейного неблагополучия может быть реализован в полной мере только после укомплектования всех взаимодействующих учреждений специалистами в полном объеме, чтобы работа с каждой семьей велась не в условиях нехватки времени и ресурсов, а в размеренном и спокойном теме, в котором все её члены с учетом своего темпоритма меняли отношение к себе, родственникам, миру. Хотя работающие специалисты регулярно повышают квалификацию и обучаются новым способам профессиональной деятельности, их усилий далеко не всегда хватает для заблаговременной профилактики неблагополучия в семьях.

Таким образом, работа с монородительскими семьями осуществляется с учетом всех видов профилактики. Междисциплинарное ведение случая в совокупности с налаженным межведомственным взаимодействием позволяет снизить вероятность возникновения неблагополучия, но ликвидировать его получается не всегда, так как часть семей не удаётся своевременно обнаружить, ещё части не хватает специалистов.

На следующем этапе исследования проводился анкетный опрос, участниками которого стали 67 респондентов. Это родители, самостоятельно воспитывающие детей, которые по разным причинам посещали реабилитационный центр.

Прежде всего, нами были выявлены проблемы получателей социальных услуг и те учреждения, которые они посещают для решения актуальных проблем. Так, респонденты обращаются: в социально реабилитационные центры (100%); образовательные учреждения (100%); учреждения здравоохранения (94%); управление социальной защитой населения (88%); комплексные центры социального обслуживания (45%); комиссию по делам несовершеннолетних (15%). Что касается наиболее распространенных проблем, то участники исследования выделили следующие: материальная нестабильность (67%); отсутствие эмоционального комфорта в семье (61%); установление правил и ограничений в семье (52%); состояние здоровья (45%). При этом благоприятно респонденты оценивали: доступность и качество ресурсов района проживания семьи (100%); обеспечение безопасности (82%).

Далее необходимо было определить, на протяжении какого времени получатели социальных услуг взаимодействуют с учреждениями, какие виды профилактических мер были применены по отношению к ним, как они оценивают качество работы учреждений и каких результатов уже добились. Таким образом, респонденты разделились на три группы в зависимости от продолжительности работы с социальными учреждениями. Выделяя данные группы, нам удалось установить закономерность между продолжительностью взаимодействия, применёнными методами и достигнутыми результатами.

Первая группа состояла из 36 человек, работающих с учреждениями на протяжении трёх месяцев. При этом с получателями социальных услуг работал комплекс специалистов: психологи, социальный педагог, юрист, педагог, специалист по социальной работе, социальный работник. Представителям этой группы уже была оказана следующая помощь: с трудоустройством (22%); с обучением (30%); в восстановлении после рождения ребёнка (22%); в преодолении постразводной депрессии (86%); при возникновении проблем со здоровьем (53%). Приняли участие в тренингах (100%); получили консультации с необходимыми для решения проблемы специалистами (100%) и направление в другое учреждение социальной защиты (75%); лекции посетили 47% респондентов; провели с семьей информационно-просветительскую работу по поддержанию и укреплению здоровья на разных этапах жизни (100%). Кроме того, для большей части респондентов из первой группы (72%) актуальна вторичная профилактика, так как они обратились в учреждения при возникновении острой проблемы; 11% участников исследования стали взаимодействовать с социальными службами только после усугубления актуальных проблем; 17% получателей социальных услуг обратились в учреждение до возникновения проблемы.

Представители монородительских семей отметили следующие трудности, которые оказалось очень сложно преодолеть, несмотря на действия специалистов: остались вредные привычки у членов семьи (86%); трудности в детско-родительских отношениях (47%); сложности в адаптации к изменившимся условиям жизни (69%). Стоит отметить, что части респондентов уже удалось добиться определенных положительных изменений в собственной жизни благодаря совместной работе с учреждениями социальной защиты. Так, 39% человек отмечали появление ощущения семейного благополучия, 44% респондентов поменяли отношение к собственному образу жизни и сформировали привычки здорового образа жизни (14%), 53% получателей социальных услуг отметили улучшение отношений с детьми и собственных воспитательных/педагогических возможностей (30%). Также 92% респондентов удалось скорректировать психологический климат в семье, а 75% решили бытовые проблемы. Наглядно результаты взаимодействия получателей социальных услуг с учреждением представлены на рис. 1.

Вторая группа состояла из 17 человек и работала со специалистами учреждения от трёх до шести месяцев. При этом взаимодействие с получателями социальных услуг также осуществлялось целым комплексом специалистов. Представителям этой группы уже была оказана следующая помощь: с трудоустройством (29%); в профориентации (29%); с обучением (23%); при возникновении проблем со здоровьем (76%); получено направление в другое учреждение социальной защиты (70%). Получателям социальных услуг была предоставлена возможность расширить представление о себе, мире, семье, своих ресурсах через информационно-просветительскую работу учреждения по поддержанию и укреплению здоровья на разных этапах жизни (100%); участие в тренингах (100%); консультации с необходимыми для решения проблемы социалистами (100%); лекции (100%); профилактику абортов (12%). Во второй группе виды профилактики распределены более равномерно, чем в первой: 29% респондентов работали с учреждениями до возникновения проблемы; 59% обратились за помощью в социальные службы при возникновении проблемы; 12% – после усложнения проблемы.

 

 

Рис. 1. Результаты работы специалистов учреждения с монородительскими семьями

из первой группы

 

Стоит отметить, что доля респондентов, уже достигших определенных положительных изменений в собственной жизни благодаря совместной работе с учреждениями социальной защиты, во второй группе, естественно, больше, потому что взаимодействие осуществлялось дольше. Так, 100% отмечали удовлетворенность семейными отношениями, 53% респондентов поменяли стиль детско-родительского взаимодействия и сформировали привычки здорового образа жизни. Наблюдается укрепление семейных ценностей (76%); формирование положительного отношения к спорту и физической культуре (53%); 100% получателей социальных услуг отметили продуктивные изменения в отношениях с детьми и улучшение собственных воспитательных/педагогических возможностей (82%). Также у всех респондентов прослеживаются изменения психологического климата в семье (появление душевного тепла в отношениях, радость от совместного взаимодействия и т. п.), 53% смогли преодолеть материальные трудности, а 41% решил бытовые проблемы. Наглядно результаты взаимодействия получателей социальных услуг с учреждением представлены на рис. 2.

 

 

Рис. 2. Результаты работы специалистов учреждения с монородительскими семьями

из второй группы

Третья группа состояла из семи получателей социальных услуг, которая взаимодействовала со специалистами от девяти месяцев до года. Представителям этой группы была оказана следующая помощь: с обучением (43%); направление в другое учреждение социальной защиты (100%); при возникновении проблем со здоровьем (100%). Осуществлялась информационно-просветительская работа учреждения по поддержанию и укреплению здоровья на разных этапах жизни семьи (100%), проводились тренинги (100%); мероприятия, направленные на профилактику абортов (14%); консультации с необходимыми для решения проблемы специалистами (100%); лекции (100%); оказывалась помощь с трудоустройством (57%). Семьям из третьей группы при такой длительной работе с разными специалистами удалось разрешить целый спектр проблем и закрепить полученный результат (стабильное психоэмоциональное состояние членов семьи, активизация личностного потенциала одинокого родителя и т. п.).

В третьей группе также продолжается тенденция к снижению количества и качества проблемных ситуаций: 100% человек отмечали укрепление семейного благополучия, 71% респондентов поменяли отношение к собственному стилю и склонялись в сторону здорового образа жизни, зафиксировано изменение семейных ценностей (100%); формирование положительного отношения к спорту и физической культуре (86%); 100% получателей социальных услуг отметили улучшение отношений с детьми и собственных воспитательных/педагогических возможностей (100%). Также 100% научились выстраивать продуктивные и гармоничные отношения в семье, основываясь на уважении, доверии, взаимопомощи и понимании. 71% смог совладать с материальными трудностями, и все разрешили бытовые проблемы. Общей для всех групп являлась положительная оценка деятельности учреждений социальной защиты, респонденты не оставляли негативных отзывов об организациях. Наглядно результаты взаимодействия получателей социальных услуг с учреждением представлены на рис. 3.

 

 

 

Рис. 3. Результаты работы специалистов учреждения с монородительскими семьями

из третьей группы

 

 

 

Заключение

 

Исследование позволило нам сделать ряд выводов:

1. Установлена закономерность между количеством и качеством работы с получателями социальных услуг, достигнутым прогрессом во взаимодействии и ростом материального благополучия семьи. На начальном этапе работы с монородительской семьей ей предоставляются необходимые, согласно законодательству, льготы и пособия, затем делается акцент на решении психологических и педагогических проблем. После формируется самодостаточность у родителей: обучение новой профессии, помощь в поиске более оплачиваемого места работы или более выгодного трудоустройства, что влечет за собой решение материальных трудностей и бытовых проблем.

2. Междисциплинарное ведение случая способствует решению проблем монородительских семей и недопущению неблагополучия в них. Со всеми участниками исследования работало множество специалистов, они направлялись в различные учреждения социальной защиты, чтобы получить весь спектр помощи, благодаря этому во всех группах отмечается положительная динамика.

3. Несмотря на общую положительную динамику, образ жизни и собственное поведение родителям менять сложнее всего.

4. Подтвердились трудности с реализацией такой технологии, как социальная диагностика, так как большая часть респондентов попадала в учреждения после возникновения проблемы, но с другой стороны, третичная профилактика использовалась довольно редко, поэтому нельзя говорить об абсолютной неэффективности выявления проблемных семей.

В заключении хотелось бы отметить необходимость работы не только с ребенком из монородительской семьи, но и со всеми ее членами, позволяя при этом семье благополучно реализовывать весь спектр семейных функций, поскольку семья является единым, живым, биопсихосоциальным организмом.