Введение
Существует общественная потребность в постоянном конструктивном и созидательном внимании к теме семьи и подростков. Актуальность изучения подростков, несомненно, высокая. Изучать отношение подростков к семье, к родителям, к семейным ценностям необходимо. Такой семейно-центрированный вклад в общество и науку имеет прикладное значение для семейного консультирования. Проблемы подростков являются схожими во всем мире, клиенты нашего психологического центра – граждане не только нашей страны. В психологическом консультировании поле проблем семьи с подростками является одним из самых сложных и многоаспектных.
Причинами научного интереса стали живой профессиональный и человеческий отклик на проблемы подростков, в частности в тех случаях, когда речь идет о тотальном непонимании ребенка со стороны родителей. Подростки ярко и по-настоящему переживают невнимание родителей к их потребностям, неумение родителей беседовать на интересующие подростка темы.
Цель статьи – изучение образа подростка в детско-родительских отношениях с помощью проективного рисунка. Исследование является частью выпускной квалификационной работы, в которой объект исследования (теоретический) –образ родителя и образ подростка; объект исследования (эмпирический) – родители и подростки из семей, обращающиеся за психологической помощью.
Предмет исследования – структурно-содержательные характеристики образа родителя и подростка.
Методология и результаты исследования
Теоретической основой, выбранной для данного исследования, стали труды отечественных и зарубежных психологов, актуальные разработки по данной теме на русском и английском языках; научные подходы о детско-родительских отношениях как о среде, детерминирующей психическое развитие ребенка и определяющей формирование его личности (Л. C. Выготский, А. А. Бодалев, И. С. Кон, А. С. Спиваковская, А. Я. Варга, О. А. Карабанова, А. В. Черников, А. З. Шапиро, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, М.С. Мацковский и др.); теоретические положения об образе родителя (О. А. Карабанова, Г. Т. Хоментаускас, Е. О. Смирнова); исследования отношения подростка к родителям (Л. И. Вассерман, И. А. Горьковая, Е. Е. Ромицына).
На тему образов детей и родителей в научной базе данных собраны различные исследования. Так, изучением образа ребенка в образовательном процессе занимался В. Л. Ситников (2001), с точки зрения регуляции поведения образ рассматривали В. В. Столин, А. А. Бодалев. Представление о человеке как функцию социальной перцепции изучали Б. Г. Ананьев, А. А. Реан. О роли образа родителя и образа ребенка в контексте детско-родительских отношений есть научные труды О. А. Карабановой. В контексте семейных отношений у Е. Н. Алексеевой рассматривается проблема формирования неадекватного образа родителя вследствие наличия подростковых акцентуаций. К проблеме бессознательных проявлений конфликтов в диаде мать – ребенок обращалась Г. Аммон [1]. Адекватность образа ребенка у родителей с разными стилями семейного воспитания и личностными особенностями исследовала А. В. Разумова (2004); образы родителей как фактор детерминации и развития супружеских отношений мужчин и женщин выбраны темой работы у Е. Ю. Трошиной (2010). Теме репрезентации образа матери в российской ментальности уделила внимание Ю. С. Газизова (2014). Связь образа матери с адаптивностью личности на примере летчиков осветила в своей работе Е. А. Щербакова.
Однако узкий аспект категории «Образ» в детско-родительских отношениях у клиентов психологической консультации мало исследован, что позволило нам поставить данный вопрос в исследовании.
Настоящее исследование родителей и подростков отличается новизной в узконаправленном аспекте изучения вербальных и невербальных образов друг друга. С точки зрения новых методологических позиций замысел всего исследования заключается в тестировании с помощью опросников и проективных методов образа матери у подростка и образа подростка у матери. Четыре методики заполняла мать и четыре методики – подросток, что позволяет провести глубокий качественный многофакторный анализ и статистическую обработку данных. В данной статье мы представляем ту часть, которая связана с рисунком.
По мнению Р. Ю. Рахматуллина, Э. Р. Семеновой, Д. З. Хамзиной, образ относится к психической реальности индивида и является важнейшим звеном в системе взаимоотношений [2]. Под образом важно понимать совокупность чувственных сигналов, изоморфных содержанию объекта-оригинала и субъективно переживаемых в качестве самого объекта [3]. Образ помогает отражать субъективную картину мира с возможными искажениями вследствие внутренних особенностей познания и психики. Запечатленный образ в межличностном познании влияет на поведение индивида. Исследование образа, которое даст представление о закономерностях межличностного восприятия мамы и подростка, важно для практической психологии.
Образ матери и подростка относится к образу Другого и является частью образа мира. Образ зависит от психических явлений: воображения, способностей индивида, его установок, интересов, эмоций, мотивов. Образ может быть передан через метафору, слова, рисунок, символ [4].
Образы воплощать легче всего в рисунке. С. И. Кузьмина отмечает, что использование проективного рисунка дает возможность косвенно воздействовать на переживания респондента с помощью слова-стимула и вызывать отклик, не подверженный социальной желательности [5]. Изучение проективных методов актуально в последние годы в психодиагностике. Так, Е. С. Трошина на основании обзора научно-теоретических положений и практического опыта делает один из выводов о том, что рисуночные тесты содержат обилие информации и являются средством развития диалога психолога с клиентом [6].
В качестве методики исследования был взят проективный рисунок «Образ моей мамы»; «Образ моего ребенка». Интерпретация данных основана на проективных методиках К. Маховер «Рисунок человека» [7], Дж. Бука «Дом, дерево, человек» [8]. Также в своем исследовании мы будем использовать «Таблицу проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи» из «Энциклопедии признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии» Л. Д. Лебедевой, Ю. В. Никоноровой, Н. А. Таракановой [9].
В данной статье представлен анализ 48 рисунков подростков и 48 рисунков их матерей, всего 96 рисунков.
Инструкция для респондентов была следующая: «Нарисуй(те) образ своей мамы (своего ребенка), то, как ты (вы) себе его представляешь (представляете)». Респонденты затрачивали на рисунок от 3 до 40 минут. Анализ рисунков позволил выделить различные признаки образа матери у подростков и образа подростка у матери.
Стоит заметить, что мы не можем делать однозначные выводы по рисункам без подтверждения их с помощью других диагностических методик, знания актуальной ситуации личности испытуемого и вследствие амбивалентности и неоднозначности символов.
Количественная обработка показала, что мамы видят образ своего ребенка (подростка) колючим (рисуют ему рожки, колючки, шипы) – 9 рисунков, это составляет 18% всех рисунков; нецелостным, в виде разных символов – 7 рисунков (14%); выделяют характерные черты внешнего облика подростка (одежду, обувь, цветные носки, аксессуары, прически, жесты) – 5 матерей (10%); образ ребенка выражен через растения (цветы, деревья) – 5 раз (10%); рисунок особо тщательный, сильно детализирован, долго рисовался, много труда в него вложено – в 7 случаях (14%). Рисунки, выполненные не в цвете, – 14 штук (28%). Образ ребенка изображен через его хобби и достижения – в 15 рисунках (30%); рисунок яркий, использовано многоцветье – 18 (36%); на рисунке есть солнце – 10 (20%); образ ребенка в виде животного – 5 рисунков (10%); встречается негативный образ ребенка (демонические символы, в огне, крепость с пушками, образ «бедной девочки») – у 3 матерей (6%).
Дети видят образ своей матери в виде цветка – таких 8 рисунков (16%); в виде животного – 3 рисунка (6%), сказочного персонажа – 4, что составляет 8%; в виде солнца – 1 раз (2%), в рисунке присутствует солнце – 4 (8%), в виде чашки – 2 рисунка (4%). Образ матери в виде портрета (только голова с лицом и шеей) – 11 рисунков (22%); мать на рисунке выглядит как девочка, неформал или как подросток – 4 раза (8%); рисунок сделан ярко и позитивно, хорошо прорисован – 5 (10%). Образ матери нарисован без лица, или без глаз, или в профиль, или с закрытыми глазами, в темных очках, либо глаза без радужки и зрачков, один глаз закрыт волосами – 16 (32%). Мать запрещающая, директивная, ограничивающая, в ругающей позе, с угрозой, со злым выражением лица – 13 раз (26%). Рисунок выполнен простым карандашом, без использования цвета (что нормально в подростковом возрасте, однако при таком эмоциональном стимуле, как образ матери, цвет может давать возможность выразить свое отношение) – 21 рисунок (42%). Амбивалентный образ матери – 9 (18%); явно негативный (сопровождался негативными комментариями, плохо прорисован, изображено негативное) – 1 (2%).
Качественный анализ рисунков проводился с помощью метода экспертной оценки по критериям. Экспертная группа состояла из трех практикующих психологов и из двух магистрантов II курса. Критерии выделены как самые часто встречающиеся во всех рисунках согласно «Таблице проективных признаков и интерпретаций в изображении семьи» из «Энциклопедии признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии» Л. Д. Лебедевой, Ю. В. Никоноровой, Н. А. Таракановой [10]. Результаты представлены в таблице.
Качественный анализ рисунков по выбранным критериям
Критерий, часто встречающийся в рисунках |
На что указывает данный критерий |
Количество рисунков с таким признаком (мать) |
Количество рисунков с таким признаком (подросток) |
Заполненность пространства:
много пустого места;
все заполнено;
наличие фона |
Жизненное пространство человека.
Пустоты в жизни, нехватка позитивных переживаний и заботы, нехватка чувства безопасности.
Чувство беспокойства и враждебности.
Все обусловлено и предрешено, директивно задано |
6
8
5 |
22
8
1 |
Расположение на листе: смещение влево
вверху;
внизу |
Бездеятельность; устремленность в прошлое.
Оторванность от реальности; высокий уровень притязаний, стремление к эмоциональному принятию со стороны окружения; склонность к отчужденности.
Неуверенность в себе, поиск почвы под ногами |
9
9
4 |
7
14
3 |
Размер рисунка: очень большой;
очень мелкий.
Нажим: сильный;
слабый, очень светлый рисунок, еле видно; варьирующий в одной линии |
Компенсаторное превознесение
Зависимость и неуверенность Уровень активности.
Наличие агрессивности и настойчивости или эмоциональной напряженности Неуверенность, колебания, нерешительность. Неустойчивость, частая смена настроения; истерическая реакция на проблемы |
13
1
19
5
11 |
3
4
22
6
6 |
Схематичность.
Детализированность |
Низкая эмоциональность; интровертность. Положительное отношение |
7
12 |
8
2 |
Образ состоит из нескольких фигур или символов |
Нецелостность образа
|
7 |
6 |
Наличие цвета. Рисунок простым карандашом (нормально для подросткового возраста). Эмоционально насыщенный яркий рисунок |
Эмоциональная ненасыщенность.
Позитивное отношение |
12
9 |
22
4 |
Образ изображен через функцию, роль, работу, достижение |
Обозначает персону человека, это нецелостный образ человека |
1 |
4 |
Особенности коммуникации: руки закрашенные; пальцы заостренные или длинные |
Враждебное отношение. Агрессия, воинственность
|
6
|
2 |
Ограничения (рисунок, заполненный разными предметами, привязанная гиря, чемодан, ноги в густой траве, горшок, туча закрывает солнце, поза сидя; стена; высокий тугой воротничок) |
Поглощение, придание весомости, скованность, малые возможности, ограничение возможностей |
9 |
13 |
Признаки противоположного пола: мужская фигура у матери; волосы нарисованы так, что выглядят как борода вокруг лица; выражение лица мужское у женщины;
квадратный подбородок |
Негативная идентификация. Доминирование, директивность.
Властность, мужественность |
0
3 |
4
2 |
Полярности (и ангел, и демон или и солнце, и туча) |
Наличие противоположных чувств |
2 |
5 |
Волосы ниспадающими волнами, голые ноги, губы, короткая юбка, вырез |
Сексуализированный образ |
1 |
1 |
Контроль: пристальный и внимательный взгляд |
Внутреннее напряжение, внимание, вглядывание в…, знание о... |
13
|
12
|
Толстая шея
Перечеркнутые символы;
четко прорисованные пальцы |
Умение контролировать свои чувства и не показывать их.
Со слов ребенка обозначение запретов.
Управление ситуацией, способность контролировать |
8
0
1 |
6
2
0 |
Негативные знаки: срезаны ступни или их нет;
нет лица;
нет зрачков;
закрытые глаза;
нет пальцев на руках;
Заштрихованное солнце и дождевое облако.
Закрашенное лицо |
Ощущение небезопасности.
Самая социальная часть рисунка, сложности общения, уход от проблем. Крайний эгоцентризм, страхи.
Попытка отгородиться от внешнего мира, от контактов с окружающими.
Вытесненная агрессия, замкнутость.
Тревожный, подавленный человек.
Потеря идентичности, утрата чувства собственного «Я» |
1
1
0
11
10
3
4 |
5
5
6
13
10
2
7 |
Стирания |
Конфликтное отношение, неудовлетворенность |
4 |
6 |
Штриховка, темные тона, нажим |
Наличие конфликта
|
2 |
6 |
В таблице показаны критерии, которые можно объединить в группы:
- Сфера принятия: эмоционально теплое отношение/отвержение.
- Коммуникативная сфера общения: сотрудничество/конфликты.
- Сфера воспитания: санкции, требования; контроль и запреты.
Итак, на рисунках видны фигуры людей, растения, животных, портретное изображение и некоторые символы. Большинство рисунков изображают приятные, улыбающиеся лица либо позитивные яркие символы, что, в свою очередь, показывает эмоциональный комфорт и позитивное отношение членов семьи друг к другу. В целом можно говорить о следующих тенденциях: позитивный образ матери у 68% детей, негативный и амбивалентный – по 8%. У матерей в 86% рисунков позитивный образ ребенка, 8% – амбивалентный; 6% – негативный.
По мнению И. Н. Носс, такие «критерии перечисленных признаков отражают существенные стороны содержания, результаты анализа становятся в достаточной мере объективными» [11].
Выявленная повторяемость многих образов может говорить о влиянии архетипов и коллективных символов, например, мама – это солнце и плодородие, мама – это роза (красота и верх совершенства), мама – это дом (уют, забота, питание, тепло, защита), мама – это ангел или птица, берущая под крыло. Образ матери запечатлевается очень рано, особенно ее лицо. Поэтому, возможно, большая часть рисунков образа матери выполнена в виде портрета. В детском саду дети рисуют портрет матери ко дню 8 Марта, это воспоминание также может иметь отношение к изображению.
В символике образ матери часто связывается с такими символами, как земля, животные, луна, родник, сосуд, убежище, церковь, руки, лотос, открытая книга. По мнению Юнга, образ матери связан с темой зачатия, кормления, тепла. Такой символизм встречается в сновидениях и рисунках его взрослых пациентов [12]. Очевидно, что это символы для более взрослых детей.
Ребенок-подросток нарисован несколькими мамами в виде ежика, кактуса, колючего куста. В этом выражается особенность неустойчивого настроения: резкость, колкость, язвительность, насмешливость.
Дети недооценивают факт их позитивного восприятия своих родителей. Им кажется, что они плохо относятся к своим родителям; это объясняется тем, что подростки стремятся к автономии и суверенности, стремятся развить свою собственную идентичность. Но рисунки, отражающие бессознательные аспекты, показали, что дети дорожат хорошими отношениями с родителями, очень их любят.
В некоторых диадах мамы рисовали детей тщательно и долго, а дети сдержанно и схематично. Это может говорить о том, что мама тщательно вкладывается в воспитание и выращивание своих детей, директивно направляет их жизнь, что со стороны подростков вызывает негативное отношение и сопротивление.
Некоторые респонденты не прорисовывали лица в фигуре человека, что может говорить об эмоциональной сдержанности и трудностях в социальных контактах. Небрежное или схематическое изображение, согласно таблице интерпретации, может говорить об «отсутствии эмоциональной привязанности к объекту рисования; конфликтном отношении». Также это может говорить о неумении рисовать.
Рисунок несет на себе отпечаток личности, ее нарисовавшей: эмоциональные переживания, состояние, отношение [13].
Заключение
Изучение образа подростка и образа матери в детско-родительских отношениях с помощью проективного рисунка позволило выделить следующие закономерности: чаще всего присутствует целостный образ, рисунки матерей являются более тщательными и детальными, рисунки детей в большинстве изображают мать в виде портрета; рисунки содержат особенности воспитания: запреты и контроль; отображают любимые занятия респондентов.
Таким образом, проективный рисунок позволяет изучать образ матери и образ подростка более глубоко и содержательно.