Full text

Введение

 

Концепция эмоционального интеллекта (ЭИ) может быть описана как способность воспринимать и выражать эмоции, ассимилировать эмоции и мысли, понимать и объяснять эмоции, а также регулировать эмоции (свои и других людей) [1].

В целом ЭИ позволяет медсестрам принимать более верные решения, эффективно управлять своими и эмоциями пациентов, улучшать отношения и положительно влиять на качество медицинской помощи, получаемой пациентами и их семьями.

Эффективная деятельность медицинской сестры предполагает:

-          распознавание эмоции, что предполагает определение медсестрой наличия эмоционального переживания у себя или пациента;

-          понимание эмоции. Для медсестры важно установить, какую именно эмоцию испытывает он сама или пациент в данный момент времени, а также уметь вербально выражать переживаемые эмоции;

-          умение определить первопричину, вызвавшую ту или иную эмоцию, и знать, к каким результатам может привести та или иная эмоция, переживаемая медсестрой или пациентом [2].

Высокий уровень эмоционального интеллекта может помочь медсестрам улучшить взаимопонимание с пациентами, сверстниками и руководством, что, в свою очередь, может создать меньше барьеров для качественного ухода.

Актуальность данного исследования состоит вбольшой практической значимости исследования эмоционального интеллекта у среднего медицинского персонала (медицинских сестер) в связи с ростом заболеваемости населения, соответственно, усилением как психоэмоциональной, так и физической нагрузки на медицинский персонал.

Так как уровень ЭИ напрямую влияет на отношение медсестер к своему труду, к своим подопечным (пациентам), то понимание механизмов, составляющих ЭИ, поможет психологам в сфере сопровождения служебной деятельности построить более эффективную стратегию развития ЭИ медсестер, что даст возможность среднему медперсоналу более эффективно строить свою профессиональную деятельность, а вследствие этого, возможно, облегчит терапевтические отношения между пациентами и медсестрами [3].

Исходя из вышесказанного, целью исследовательской работы является изучение особенностей эмоционального интеллекта среднего медицинского персонала онкодиспансера с разным стажем работы.

Мы предполагаем, что существуют различия уровней эмоционального интеллекта среднего медицинского персонала с разным стажем работы в онкодиспансере: медсестры со стажем работы свыше пяти лет будут обладать более высоким уровнем межличностного ЭИ, внутриличностного ЭИ и общего ЭИ, чем медсестры с небольшим стажем работы (менее пяти лет).

 

Методология и результаты исследования

 

В нашем исследовании мы опирались намодель эмоционального интеллекта Д. В. Люсина, определяющую эмоциональный интеллект как способность к пониманию и управлению эмоциями.

В работе был использован следующий комплекс эмпирических методов исследования [4]: тестовый метод-опросник на эмоциональный интеллект Д. В. Люсина [5–7], метод математико-статистической обработки данных (U-критерий Манна – Уитни) [8].

Результаты данного исследования могут быть полезны для практикующих психологов в области сопровождения медицинского персонала как служебного коллектива, создающих и применяющих индивидуальные и групповые коррекционные программы.

Выборку составил средний медицинский персонал ГБУЗ ООД г. Иркутска в количестве 31 человека – все женщины. Возрастная группа находится в диапазоне от 21 до 43 лет.

Общая выборка была разделена нами исходя из стажа работы сотрудников:

-          группа 1 – медицинский персонал со стажем работы до пяти лет (15 человек – 48% от общей выборки);

-          группа 2 – медицинский персонал со стажем работы более пяти лет (16 человек – 52% от общей выборки).

Итак, далее проведем сопоставительный анализ для определения особенностей эмоционального интеллекта у каждой группы (с разным опытом работы).

На основании иллюстративно-пояснительного материала, представленного на рис. 1, можно сказать, что респонденты группы 1 (с опытом работы менее пяти лет) в большинстве демонстрируют низкий уровень понимания эмоций, что свидетельствует о трудностях в распознавании эмоций, т. е. 74% респондентов группы 1 (11 человек) затрудняются в распознавании наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека (испытывают сложности в определении эмоции у себя и другого человека), что подтверждается низкими показателями по субшкалам «Понимание своих эмоций» и «Понимание чужих эмоций».

50% респондентов группы 2 (8 человек) (с опытом работы более пяти лет), наоборот, показали высокие результаты по данной шкале, что говорит об умении идентифицировать не только свои эмоции, но и эмоции пациента. Медсестры из данной группы могут понять, когда стоит словесно поддержать пациента, а когда лучше проигнорировать эмоциональные проявления. Респонденты данной группы в большей мере понимают причины, вызвавшие тот или иной спектр эмоций, и могут предсказать следствия, к которым приведет эмоциональный всплеск пациента.

 

 

 

Рис. 1. Результаты по шкале «Понимание эмоций» между группами 1 и 2 (в %)

 

Проверим выдвинутое предположение с помощью статистической обработки данных, результаты которой представлены в табл. 1.

Стоит отметить, что Д. В. Люсин указывал способ вычисления шкалы «Понимание эмоций» (ПЭ) с помощью суммирования субшкал МП «Понимание чужих эмоций» и ВП «Понимание своих эмоций». Для доказательства различий между группой 1 и группой 2 по шкале «Понимание эмоций» мы также проведем статистический анализ по вышеуказанным субшкалам.

Таблица 1

Результаты статистического анализа по критерию U Манна – Уитни в группе 1

и группе 2

 

Шкала

Группа 1 (ср. знач.)

Группа 2

(ср. знач.)

UМанна – Уитни

(р ≤ 0,05)

Понимание эмоций (ПЭ)

30,133

48,938

0,001

Понимание чужих эмоций (МП)

15,266

26,125

0,002

Понимание своих эмоций (ВП)

14,866

22,812

0,002

 

Исходя из данных, представленных в табл. 1, мы видим, что различие между группами 1 и 2 по шкале «Понимание эмоций (ПЭ)» статистически доказано.

Далее рассмотрим особенности групп 1 и 2 по шкале «Управление эмоциями (УЭ)» с помощью пояснительно-иллюстративного материала, представленного на рис. 2.

Респонденты группы 1 (с опытом работы менее пяти лет) демонстрируют низкий уровень управления эмоциями (60% – 9 человек), что говорит об отсутствии контроля над интенсивностью своих эмоций – прежде всего приглушать чрезмерно сильные и яркие эмоции. Данные респонденты могут испытывать трудности в контроле выражения эмоций через мимику, то есть все эмоции и вызывающие их чувства у большинства респондентов данной группы, что называется, написаны на лице.

Также респонденты данной группы не могут помочь пациенту справиться с той или иной эмоцией, то есть медицинский персонал данной группы может теряться при проявлении определенного спектра эмоций у пациента и просто не знать, что делать. Зачастую респонденты данной группы прибегают к помощи более старших товарищей.

Медсестры с опытом работы более пяти лет (группа 2), наоборот, демонстрируют более высокий уровень владения управлением эмоций (56% – 9 человек), что говорит о строгом контроле интенсивности эмоций (могут «заглушить» или «проглотить»), о контролировании внешних проявлений эмоций (выражение лица, движения рук и тела (мимичные и пантомимичные проявления), а также респонденты данной группы могут (при необходимости) вызвать ту или иную эмоцию (или её внешнее проявление): если, к примеру, им нужно показать пациенту, что им тоже грустно или страшно, то они могут продемонстрировать это даже несмотря на то, что в данный момент они испытывают совершенно другой спектр эмоций.

 

 

 

Рис. 2. Результаты по шкале «Управление эмоциями» между группами 1 и 2 (в %)

 

Проверим выдвинутое предположение с помощью статистической обработки данных, результаты которой представлены в табл. 2.

Стоит отметить, что Д. В. Люсин указывал способ вычисления шкалы «Управление эмоциями» (УЭ) с помощью суммирования субшкал «Управление чужими эмоциями» (МУ), «Управление своими эмоциями» (ВУ) и «Контроль экспрессии» (ВЭ). Для доказательства различий между группой 1 и группой 2 по шкале «Управление эмоциями» (УЭ) мы также проведем статистический анализ по вышеуказанным субшкалам.

 

Таблица 2

Результаты статистического анализа по критерию UМанна – Уитни
в группе 1 и группе 2

 

Шкала

Группа 1

(ср. знач.)

Группа 2

(ср. знач.)

UМанна – Уитни
(р ≤ 0,05)

Управление эмоциями (УЭ)

39,666

54,687

0,003

Управление чужими эмоциями (МУ)

13,466

23,562

0,001

Управление своими эмоциями (ВУ)

13,133

15,812

0,117

Контроль экспрессии (ВЭ)

13,066

15,312

0,100

 

Исходя из данных, представленных в табл. 2, мы видим, что различие между группами 1 и 2 по шкале «Управление эмоциями» (УЭ) статистически доказано, однако мы не выявили различий между группами 1 и 2 по субшкалам «Управление своими эмоциями» (ВУ) и «Контроль экспрессии» (ВЭ), что говорит об умении управления и контроля своих эмоций у респондентов в группе 1, которые показали высокий (13% – 2 человека) и средний (26% – 4 человека) уровни управления эмоциями, а также о затруднении в управлении эмоциями у среднего медицинского персонала с опытом работы более пяти лет (группы 2) у 12% респондентов (2 человека).

Сопоставительный анализ между группами 1 и 2 следующего критерия «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (ВЭИ) представлен на рис. 3.

 

 

 

Рис. 3. Результаты по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (ВЭИ)

между группами 1 и 2 (в %)

 

Исходя из иллюстративного материала, представленного на рис. 3, мы видим, что 66% респондентов группы 1 (10 человек) демонстрируют низкий уровень данного признака, что говорит о низкой способности к пониманию собственных эмоций и управлению ими, к осознанию своих эмоций: большинство респондентов данной группы испытывают сложности в распознавании и идентификации не только своих эмоций, но еще и эмоций своих подопечных (пациентов), плохо понимают причины возникновения той или иной эмоции, а также испытывают трудности в к вербальном описании своих эмоций.

Также большинство респондентов данной группы имеют трудности в поддержании желательных эмоций и контроле над нежелательными эмоциями в какой-либо момент времени, а также испытывают трудности в контроле внешних проявлений своих эмоций.

56% (9 человек) респондентов группы 2 (с опытом работы более пяти лет), по сравнению с респондентами группы 1 (опыт работы которых составляет менее пяти лет), обладают всеми перечисленными качествами, что является следствием высокого уровня по данной шкале.

Проверим выдвинутое предположение с помощью статистической обработки данных, результаты которой представлены в табл. 3.

Д. В. Люсин указывал способ вычисления шкалы «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (ВЭИ) с помощью суммирования субшкал «Понимание своих эмоций» (ВП), «Управление своими эмоциями» (ВУ) и «Контроль экспрессии» (ВЭ).

Ранее мы уже выявили статистические различия по субшкале «Понимание своих эмоций» (U эмп. = 0,002 при р ≤ 0,05). Однако для доказательства различий между группой 1 и группой 2 по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (ВЭИ) мы также проведем статистический анализ по субшкалам, указанным в предыдущем абзаце.

Как мы видим, у групп 1 и 2 выявилось различие по данной шкале, что говорит о том, что группа 2 (с опытом работы более пяти лет) по сравнению с группой 1 (с опытом работы менее пяти лет) умеет понимать собственные эмоции и управлять ими, осознавать свои эмоции, может отследить причины возникновения той или иной эмоции и без труда может вербально их описать.

 

Таблица 3

Результаты статистического анализа по критерию UМанна – Уитни в группе 1

и группе 2

 

Шкала

Группа 1 (ср. знач.)

Группа 2 (ср. знач.)

U Манна – Уитни (р ≤ 0,05)

Внутриличностный эмоциональный интеллект (ВЭИ)

41,066

53,937

0,006

Понимание своих эмоций (ВП)

30,133

48,938

0,001

Управление своими эмоциями (ВУ)

13,133

15,812

0,117

Контроль экспрессии (ВЭ)

13,066

15,312

0,100

 

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ) подразумевает способность человека понимать чужие эмоции и управлять ими.

Далее рассмотрим особенности групп 1 и 2 по указанной шкале с помощью пояснительно-иллюстративного материала, представленного на рис. 4.

 

 

 

Рис. 4. Результаты по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» (МЭИ)

между группами 1 и 2 (в %)

 

Как мы видим, обе группы демонстрируют полярные уровни выраженности данного признака. Группа 1 (с опытом работы менее пяти лет) в большинстве случаев (86% респондентов – 13 человек) демонстрирует низкий уровень, что говорит о сложности понимания (возможно, больше на интуитивном уровне) эмоционального состояния пациента, что свидетельствует о сниженном умении проявлять чуткость к внутреннему состоянию пациента. Также респонденты данной группы имеют сложности в сдерживании своих, нежелательных в настоящий момент, эмоций.

Респонденты группы 2 (с опытом работы более пяти лет) в большинстве демонстрируют высокий показатель выраженности данного признака (75% респондентов – 12 человек). Это может свидетельствовать о способности понимать интуитивно (не только по внешним признакам) эмоциональное состояние подопечных, а также, вероятно, респонденты данной группы могут обладать склонностью к манипуляциям, возможно, для смены эмоционального фона пациента.

Как уже было неоднократно сказано ранее, Д. В. Люсин указывал определенный способ вычисления шкал с помощью сложения конкретных субшкал. В данном случае шкала «Межличностный эмоциональный интеллект» (МЭИ) высчитывается благодаря сложению таких субшкал, как «Понимание чужих эмоций» (МП), «Управление чужими эмоциями» (МУ).

Ранее в табл. 1 и табл. 2 мы уже выявили статистические различия по этим субшкалам.

Доказательства различий между группой 1 и группой 2 по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» (МЭИ) представлены в табл. 4.

Таблица 4

Результаты статистического анализа по критерию U Манна – Уитни
в группе 1 и группе 2

 

Шкала

Группа 1 (ср. знач.)

Группа 2 (ср. знач.)

U Манна – Уитни

(р ≤ 0,05)

Межличностный эмоциональный интеллект (МЭИ)

28,733

49,687

0,006

Понимание чужих эмоций (МП)

15,266

26,125

0,002

Управление чужими эмоциями (МУ)

13,466

23,562

0,001

Исходя из вышеописанных в табл. 4 данных, мы наблюдаем, что у групп 1 и 2 выявилось различие по данной шкале, что говорит о том, что группа 2 (с опытом работы более пяти лет) по сравнению с группой 1 (с опытом работы менее пяти лет) в большей степени владеет мастерством управления эмоциональными проявлениями пациентов и их понимания.

Последним определим, имеются ли различия между группами 1 и 2 по шкале «Общий эмоциональный интеллект» (ОЭИ).

 

 

 

Рис. 5. Результаты по шкале «Общий эмоциональный интеллект» (ОЭИ)
между группами 1 и 2 (в %)

 

Итак, мы можем наглядно показать, что респонденты группы 1 и группы 2 показали «полярные» значения. 60% (9 человек) респондентов группы 1 обладают низким уровнем эмоционального интеллекта, что свидетельствует о трудностях понимания своих и чужих эмоций, трудности в сдерживании своих «нежелательных» эмоций, неумении управлять не только своими эмоциями, но и эмоциями пациентов.

Половина респондентов группы 2 показала высокий уровень эмоционального интеллекта; средний медицинский персонал, составляющий данную выборку, умеет распознать эмоцию, то есть установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека, умеет идентифицировать ту или иную эмоцию, то есть определить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек в настоящий момент, и найти для неё словесное выражение. Большая часть респондентов данной группы понимают причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Также у данной группы прослеживается более высокий уровень управления эмоциями, что означает умение контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции, умение скрыть внешнее проявление эмоций, а также, при необходимости, средний медицинский персонал, составляющий выборку группы 2, может произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Результаты статистического анализа для определения различий по шкале «Общий эмоциональный интеллект» (ОЭИ) представлены в табл. 5

 

 

Таблица 5

Результаты статистического анализа по критерию U Манна – Уитни
в группе 1 и группе 2

 

Шкала

Группа 1 (ср. знач.)

Группа 2 (ср. знач.)

U Манна – Уитни

(р ≤ 0,05)

Общий эмоциональный интеллект (ОЭИ)

69,800

103,625

0,001

 

Итак, различия между группами 1 и 2 по уровню общего эмоционального интеллекта подтвердились. Группа 2 показывает более высокий уровень данного признака в группе (ср. знач. 103,625) по сравнению с группой 1.

 

Заключение

 

Подводя итог нашему исследованию, мы с уверенностью можем сказать, что первоначальная гипотеза полностью подтвердилась, что выражается в нижеследующих положениях:

-     у групп 1 и 2 выявилось различие по шкале «Межличностный эмоциональный интеллект» (МЭИ) и составляющим ее субшкалам, что свидетельствует о различиях во владении мастерством управления эмоциональными проявлениями пациентов и их понимания;

-     у групп 1 и 2 выявилось различие по шкале «Внутриличностный эмоциональный интеллект» (ВЭИ) и составляющей ее субшкале, что говорит о различиях в понимании собственных эмоций и управления ими, осознании причин, вызвавших ту или иную эмоцию, а также в вербальном описании своих эмоций;

-     у групп 1 и 2 выявилось различие по шкале «Общий ЭИ» и ее составляющим, что говорит о различиях респондентов данных групп в способностях понимания не только своих эмоций, но и эмоций пациентов и управления ими.