Введение
И. А. Зимняя под речевой деятельностью понимает процесс активного, целенаправленного, опосредованного языком и обусловленного ситуацией общения приема и выдачи сообщения во взаимодействии людей между собой (друг с другом) [1]. К признакам речевой деятельности в психолингвистике (В. П. Белянин, И. А. Зимняя, В. П. Глухов, В. А. Пищальщиков, Р. М. Фрумкина) относят направленность на удовлетворение коммуникативно-познавательных потребностей человека в процессе приема или выдачи высказывания, структуру и психологическое содержание речевой деятельности, обусловленность функционированием психологических механизмов, единство внутренней и внешней сторон содержания и форм реализации [2].
В современной системе образования развитие речевой деятельности учащихся неразрывно связано с формированием коммуникативных универсальных учебных действий, важнейшим элементом которых являются диалогические умения. Диалогическая речь – одна из основных форм речевого общения. Грамотное формирование и развитие диалогической речи на этапе начального школьного обучения помогает выработать у учащихся умение слушать собеседника, общаться, вступать в разговор и поддерживать его.
В Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной и письменных формах, а также умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий являются важными метапредметными результатами [3].
Методологическая база исследования
В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией Н. В. Ярцевой понятие «диалогическая речь» (от греч. dialogos – беседа, разговор двоих) характеризуется как форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта [4].
Структура диалога, по мнению А. Г. Арушановой, включает в себя следующие инициативные и ответные высказывания (диалогические пары): вопрос – ответ; сообщение (информирование, утверждение) – выражение отношения к сообщению; побуждение (просьба, предложение, приказание) – реакция на побуждение (выполнение или отказ от выполнения) [5].
Структура диалога допускает грамматическую неполноту, наличие повтора лексических элементов в смежных репликах, опускание отдельных элементов грамматически развернутого высказывания – эллипсы или элизии, а также употребление стереотипных конструкций разговорного стиля, т. е. речевые штампы. Простые формы диалога не требуют построения программы высказывания. Например, реплики-высказывания типа отрицательного или утвердительного ответа и т. п. [6]
Можно выделить следующие характеристики, присущие диалогической речи:
- в разговоре участвуют два человека, между которыми происходит обмен репликами;
- участники диалога всегда знают, о чем идет речь;
- диалог сопровождается интонацией, жестами, мимикой;
- речь носит ситуативный характер, зависит от отношений между собеседниками и обстановки;
- речь выстраивается из простых предложений с применением междометий и частиц;
- в диалоге представлены повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;
- речь может быть сокращенной, фрагментарной, неполной;
- речь краткая, поскольку собеседники понимают друг друга, многое не подразумевается, а не произносится;
- каждая последующая реплика зависит от предыдущей;
- речь регулярно меняет направление от одного участника к другому.
Одной из главных задач речевого развития детей младшего школьного возраста является овладение связной диалогической речью. Успешное решение данной задачи зависит от многих условий: речевой сферы, семейного благополучия, социального окружения, познавательной активности ребенка, его индивидуальных особенностей, которые родители, педагоги учитывают в процессе целенаправленного речевого воспитания.
В младшем школьном возрасте ребенок усваивает речь в процессе общения. При этом диалог развивается как основная форма разговорной речи. С началом обучения в школе развитие речи ребенка определяется следующими особенностями: во-первых, язык и система его средств становятся предметом специального обучения, во-вторых, начинается освоение письменной речи и совершенствование монолога как ее основной формы. На данном этапе требования к формам речи вообще и к диалогу в частности все повышаются. Строить монологическое высказывание бывает проще, чем участвовать в диалоге. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи [7].
Участие в диалоге требует сложных умений:
- слушать и правильно понимать мысль собеседника;
- формулировать в ответ собственное суждение, правильно его выражать языковыми средствами;
- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;
- поддерживать определенный эмоциональный тон;
- слушать свою речь, вносить соответствующие поправки и изменения [8].
Широкий спектр возможностей по развитию диалогической речи представляет кружковая деятельность по журналистике в начальной школе.
Национальная педагогическая энциклопедия характеризует кружковую работу как одну из форм дополнительного образования детей, которая заключается в организации кружков, клубов и секций различной направленности [9].
Понятие «детский кружок по журналистике» можно определить как форму добровольного объединения детей в рамках внеурочной работы, которая позволяет расширять и углублять знания по журналистике и применять их на практике, а также развивать познавательные интересы и творческие способности детей.
Детская журналистика – это теле- и радиопередачи, журналы, газеты, которые создаются для детей (детские СМИ), а также деятельность самих детей в сфере средств массовой информации [10].
Специфика детской журналистики заключается в том, что она направлена на передачу детской аудитории тех или иных ценностей общества (в области культуры, эстетики, морали, науки), но передает она их не напрямую, а с помощью различной, понятной детям интерпретации фактов и явлений действительности, их яркого изображения, выражая такое отношение к информации, которое находит отклик в мыслях и душе ребенка.
В аудитории детских средств массовой информации младшие школьники занимают особое место. Младший школьный возраст – это завершающий период детства. Ребенок еще сохраняет потребность в познании мира через игру, искренность в проявлении своих отношений и чувств, но при этом осваивает новую для себя деятельность – учебную.
Т. И. Зиновьева выделяет следующие задачи кружковой работы по журналистике:
- формирование представлений младших школьников о детской журналистике;
- освоение учащимися коммуникативных универсальных учебных действий (информационного сбора, обработки, обмена, передачи и интерпретации информации социально значимого характера, письменного диалогового взаимодействия в социальной сфере);
- развитие представлений о правилах речевого этикета и нормах русского литературного языка;
- развитие умения ориентироваться в целях, задачах, условиях и средствах социально значимого обмена, выбирать необходимые языковые средства для решения коммуникативных задач;
- формирование положительного отношения к правильной письменной и устной речи в сфере социальной практики;
- развитие потребности самостоятельно читать издания детских СМИ, откликаться на поднятые в них вопросы [11].
Проблема формирования диалогической речи у младших школьников освещается в работах современных исследователей: М. П. Ворониной, С. Н. Сурниной, С. В. Невольниковой, А. Ф. Якуповой, А. В. Деминой и других, однако вопросы, связанные именно с проблемой формирования диалогической речи у второклассников в кружке по журналистике, остаются в настоящее время недостаточно изученными, поэтому тема исследования является актуальной.
Проблема исследования: каковы условия формирования диалогической речи у второклассников в кружке «Юный журналист»?
Цель исследования – выявление психолого-педагогических условий формирования диалогической речи у второклассников в кружке «Юный журналист».
Гипотеза исследования:формирование диалогической речи у второклассников в кружке «Юный журналист» будет эффективным при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
- выполнение заданий на создание диалога обеспечивается возникновением коммуникативно-познавательной потребности (узнать новое, поделиться мыслями и чувствами) вступить в общение с другим человеком;
- занятия кружка проводятся с учетом развития навыков диалогической речи: владение речевым этикетом; запрос информации; реплицирование; составление диалога;
- на занятиях кружка организуется работа в парах;
- на занятиях применяются игровые ситуации, активизирующие диалог детей и предусматривающие отработку умений детей, связанных с умением задавать вопросы, слушать собеседника, поддерживать разговор.
Результаты исследования
Экспериментальная работа по формированию диалогической речи у второклассников в кружке «Юный журналист» проходила на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 24» г. Кирова.
Для выявления уровня сформированности диалогической речи у второклассников применялась адаптированная методика А. В. Чулковой «Изучение формирования диалога» [12], результаты ее проведения представлены на рис. 1.
Рис. 1. Уровни сформированности диалогической речи у второклассников
на констатирующем этапе эксперимента
Как видно из рис. 1, у учащихся экспериментальной группы выявлен средний и низкий уровни сформированности диалогической речи, у учеников контрольной группы – высокий, средний и низкий уровни. Анализ результатов диагностики показал, что уровень сформированности диалогической речи у учащихся контрольной группы выше, чем у учеников экспериментальной группы.
Исходя из полученных результатов, был спланирован формирующий эксперимент. Работа по формированию диалогической речи у второклассников заключалась в проведении десяти внеклассных занятий кружка «Юный журналист» с учетом развития следующих навыков: владение речевым этикетом; запрос информации; реплицирование; составление диалога.
В ходе проведения кружковой работы ученики познакомились с интервью как жанром журналистики. Каждое занятие проводилось в форме беседы педагога и учащихся и сопровождалось 1–2 играми на развитие диалогической речи.
Приведем в качестве примера несколько игр.
Игра «Продолжи разговор»
Педагог предлагал ученикам продолжить детский диалог, работая в парах:
- Куда ты ездил летом? – На дачу…
По окончании работы учащиеся зачитывали по ролям свои варианты написанного диалога.
Игра «Простоквашино»
Педагог предлагал ребятам, работая в парах, составить беседу между двумя любыми героями мультфильма «Простоквашино» (героев ученики выбирали самостоятельно), применяя в этой беседе несколько видов второстепенных вопросов.
По окончании составления беседы несколько пар ребят зачитывали беседы, которые у них получились.
Игра «Кто ты?»
Учитель говорит, что в гости к ребятам пришел сказочный персонаж (учитель в роли ослика Иа). С помощью вопросов, задаваемых гостю, ученики должны угадать, кто перед ними. Учитель меланхоличен. Его речь отражает это: «Я не знаю. И правда, я не знаю этого. Я не уверен. Мне так грустно сегодня. Я расстроен».
В начале игры герой расспрашивает ребят о их жизни.
Игра «Интервью-портрет»
– Ребята, давайте поиграем. Вы будете работать в парах. Один из вас будет в роли журналиста, которому необходимо взять интервью, а другой – в роли интересного известного человека, возможно, героя какой-то сказки, рассказа, фильма или мультфильма, который дает интервью. Героя вы определяете сами. Вы можете придумать любые самые необычные и фантастические ответы и вопросы. После завершения работы несколько пар (по желанию) разыгрывают интервью перед классом.
Для выявления эффективности выполненной работы на формирующем этапе эксперимента было проведено повторное диагностическое исследование, которое показало положительную динамику диалогической речи у учеников экспериментальной группы: повысился уровень владения речевым этикетом, уровни навыков самостоятельного запрашивания информации, реплицирования и составления диалога (рис. 2).
Рис. 2. Уровни сформированности диалогической речи у второклассников
на контрольном этапе эксперимента
Заключение
Экспериментальная работа помогла достигнуть положительных результатов, подтверждающих гипотезу исследования. Количество учеников с высоким уровнем сформированности диалогической речи увеличилось на 26%; со средним уровнем –на 4%; с низким уровнем – уменьшилось на 29%. Но данные результаты не окончательны. Итоги работы убеждают нас в необходимости дальнейшего продолжения работы по формированию диалогической речи у второклассников в кружке «Юный журналист».