Full text
Введение В последние годы медицина успешно развивается в области лечения и профилактики многих заболеваний. Несмотря на это, проблема детской инвалидности остается актуальной. Среди всех детей с ограниченными возможностями здоровья значительную часть занимают дети, страдающие различными формами детского церебрального паралича. В России ежегодно рождается свыше 4,5 тысячи детей с ДЦП. Детский церебральный паралич как тяжелое инвалидизирующее заболевание оказывает психотравмирующее воздействие на становление и формирование личности [1]. Немаловажную роль в развитии играет самооценка, которая является важной составляющей самосознания, определяющей не только отношение к себе, но и создающей основу для построения отношений с другими. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам, и тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека. В современной психологии проблема самооценки является одной из наиболее разрабатываемых [2], но несмотря на это недостаточно изученной. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее и яснее ставит перед собой человек цели, тем эффективнее его общение с другими людьми. Самооценка – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места среди людей. Она бывает: • актуальной – как личность видит и оценивает себя в настоящее время; • ретроспективной – как личность видит и оценивает себя по отношению к предыдущим этапам жизни; • идеальной – каким бы хотел видеть себя человек, его эталонные представления о себе; • рефлексивной – как с точки зрения человека, его оценивают окружающие люди. У детей с отклонениями в развитии дисгармонии подросткового возраста встречаются чаще и выражены значительнее, происходит влияние специфических нарушений и неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие – все это может привести к стойкой дезадаптации, и как следствие, неблагоприятному развитию личности. Эмоциональная переработка информации о собственной физической неполноценности может привести к формированию неадекватной самооценки, способствовать созданию патологических защитных механизмов. Эти переживания отрицательно влияют на эффективность лечения. Физический дефект может оказывать и саногенное влияние – активизировать резервные возможности личности, приводя в действие компенсаторные механизмы, формируя активное отношение больного к лечению. В связи с особенностями эмоциональных отношений могут возникнуть три основных типа внутренней картины болезни. 1. Гипонозогнозический – эмоциональная недооценка симптомов, игнорирование болезни, отсутствие беспокойства по поводу своего состояния, завышение ожидаемых результатов лечения. 2. Гипернозогнозический – избыточная эмоциональная напряженность связанных с болезнью переживаний, преувеличение тяжести проявлений заболевания, неверие в успешность лечения. 3. Прагматический – стремление к реальной оценке заболевания и его прогноза. Таким образом, в структуре внутренней картины болезни детей с детским церебральным параличом ведущее место занимает эмоциональный уровень отражения болезни. У детей с церебральным параличом отмечаются нарушения личностного развития. Отклонения в развитие личности ребенка способствуют специфические условия, в которых вынужден находиться больной ребенок с первых лет жизни: частое пребывание в закрытых медицинских учреждениях, ограничение общения с окружающими, особенно со сверстниками, ограничение самостоятельности, постоянные разговоры окружающих о болезни и лечении. Это способствует развитию эгоцентризма, пассивности, сознания собственной исключительности и невнимательности к окружающим, такие дети не способны к адекватной оценке своих поступков, а также к оценке поведения окружающих людей. При этом наиболее успешно личностное развитие осуществляется в детском коллективе смешанного типа, когда ребенок контактирует и с нормально развивающимися детьми и с детьми, имеющими аналогичную патологию. Контакты с нормально развивающимися детьми способствуют успешной адаптации в обществе, а общение с детьми, имеющими проблемы в развитии, предотвращает формирование ощущения собственной исключительности и неполноценности. Физический недостаток существенно влияет на социальную позицию ребенка, подростка, на его отношение к окружающему миру, следствием чего является искажение ведущей деятельности и общения с окружающими. Актуальность исследования обусловлена, таким образом, с одной стороны, распространенностью детского церебрального паралича и его инвалидизирующим влиянием на ребенка, с другой – важностью своевременного формирования адекватной самооценки для полноценного развития личности. Целью данного исследования является изучение особенностей самооценки подростков под влиянием инвалидизирующего заболевания. Методология и результаты исследования Исследование проводилось на базе школы-интерната VI вида г. Оренбурга. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14-16 лет, в количестве 16 человек (10 мальчиков и 6 девочек). Для осуществления экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с ДЦП под влиянием инвалидизирующего заболевания использовалась методика «Тестирование самооценки личности старшеклассника» [3]. Цель методики: определение уровня самооценки. Тест-опросник включает 32 суждения, по которым возможны пять вариантов ответов, которые оцениваются в соответствии со шкалой оценок по данной методике. Каждому испытуемому предоставляется бланк с суждениями и готовыми ответами, из которых подросток выбирает тот, который его больше устраивает как правильный. Данная методика позволяет углубить представление об уровне самооценки испытуемых («высокий», «средний», «низкий»), для чего используется подсчёт баллов. Полученные в результате проведения методики данные представлены в Таблице 1, куда включены: порядковый номер испытуемого, инициалы, суммарный балл, установленный на основании подсчёта по 32 суждениям, уровень самооценки, соответствующий данной сумме баллов и характеристика уровня самооценки: Таблица 1. Уровень самооценки подростков с ДЦП № Имя Суммарный балл Уровень самооценки Характеристика уровня самооценки 1. А. К. 53 низкий неадекватно заниженная 2. В. П. 43 средний адекватная 3. В. Б. 67 низкий неадекватно заниженная 4. К. К. 41 средний адекватная 5. Л. Л. 38 средний адекватная 6. Л. Е. 44 средний адекватная 7. М. А. 54 низкий неадекватно заниженная 8. Н. Ч. 35 средний адекватная 9. Р. Р. 40 средний адекватная 10. Р. К. 58 низкий неадекватно заниженная 11. С.К. 38 средний адекватная 12. С. П. 43 средний адекватная 13. Т. С. 46 низкий неадекватно заниженная 14. Т. Б. 80 низкий неадекватно заниженная 15. Т. Т. 39 средний адекватная 16. Ю. К. 40 средний адекватная Как следует из данных Таблицы 1, уровень самооценки подростков с ДЦП расположен в диапазоне от 35 до 80 баллов, что свидетельствует о том, что испытуемые имеют низкую (неадекватно заниженную) или среднюю (адекватную, приближенную к норме) самооценку. При этом можно констатировать, что: высокий уровень самооценки имеют 0 % подростков с ДЦП; средний уровень самооценки – 62 % подростков; низкий уровень самооценки – 38% подростков. Таким образом, в результате проведения «Тестирования самооценки личности старшеклассника» было установлено, что в группе испытуемых с ДЦП имеются подростки, у которых имеет место заниженная (38 %) и адекватная – средняя (62 %) самооценка (рисунок 1). Рисунок 1. Особенности самооценки подростков с ДЦП Заключение На основании теоретического анализа, в процессе которого рассматривался вопрос об изучении особенностей самооценки у подростков под влиянием инвалидизирующего заболевания, было установлено: 1. Самооценка неразрывно связана с самосознанием, образом "Я". Она получает объективное выражение в том, как человек оценивает свои возможности и результаты деятельности [4]. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам и тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. 2. Центральными новообразованиями подросткового возраста являются: рефлексия, открытие "Я", осознание своей индивидуальности [5]. Подростковый возраст – период формирования мировоззрения, системы ценностей, интересов, когда активно идет развитие рефлексии, самоанализа. 3. В структуре внутренней картины болезни детей с детским церебральным параличом ведущее место занимает эмоциональный уровень отражения болезни, а значимость представлений о своем здоровье влияет на формирование самооценки. У подростков с ДЦП под влиянием инвалидизирующего заболевания проявляются дисгармонии разного рода, происходит влияние специфических нарушений и неблагоприятных социальных факторов на психическое развитие – все это может привести к стойкой дезадаптации, низкой самооценке и, как следствие, неблагоприятному развитию личности. Поэтому так важно формировать у подростков с ДЦП позитивное восприятие себя и адекватную самооценку. Для экспериментального изучения особенностей самооценки у подростков с ДЦП под влиянием инвалидизирующего заболевания была проведена методика «Тестирование самооценки личности старшеклассника». В результате установлено, что средний уровень самооценки (адекватный) имеет меньшая часть подростков с ДЦП, гораздо более распространён среди подростков с ДЦП неадекватно заниженный уровень самооценки, высокий уровень самооценки у подростков с ДЦП отмечен не был. Наиболее значимыми компонентами, определяющими неадекватность самооценки, являются низкая оценка подростками с детским церебральным параличом своей внешности и недостаток уверенности в себе, что является главной особенностью самооценки подростков с ДЦП. Низкий уровень самооценки связан с интропунитивным психотипом, присущим большинству подростков с ДЦП, что предполагает склонность к сомнениям в своих силах и самоанализу.