Full text

На современном этапе становления общества возникает острая необходимость формирования и воспитания ответственной личности, гражданина своей страны. Становление личности происходит в молодые годы, именно в подростковом возрасте закладываются основные базовые компоненты индивида, в которой сфокусированы все субъективно-ценностные отношения личности к социуму. На эффективность процесса адаптации и социализации влияют личностные и когнитивные характеристики подростка. При успешном протекании процесса социализации в полной мере раскрывается творческий потенциал подростка, креативность в своем развитии напрямую связано с формированием личностной целостности, социометрическим статусом, с актуализирующейся тенденцией самосовершенствования.

В России ежегодно регистрируется около двадцати пяти тысяч новых случаев детской инвалидности. На сегодняшний день насчитывается более шестисот семидесяти тысяч детей инвалидов [1]. Ограничение взаимодействия с окружающим миром приводят к социальной депривации, обуславливающей исключение людей с инвалидностью из социального пространства, особенно проживающих в сельской местности. При этом реализация федеральной программой «Доступная Среда» предусматривает формирование доступной среды для детей-инвалидов [2].

Особенно остро данный вопрос стоит в период всемирной пандемии из-за распространения вируса COVID-19, когда затруднено социальное взаимодействие в обществе. Все это негативным образом сказывается на адаптации и социализации подростков с инвалидностью к социальной среде, детерминирующей возникновение у них различных отклонений в индивидуально-личностном развитии.

Поэтому на данный момент особенно актуальным является проблема, содержание которой заключается в необходимости исследования влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

 


 

Методология и результаты исследования

 

Объектом данного исследования является социально-психологическая адаптация подростков, а предмет исследования: особенности социально-психологической адаптации подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

Целью данного исследования стало изучение влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

Гипотеза исследования заключается в том, что цифровая среда влияет на уровень социально-психологической адаптации подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

Для данного исследования использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ библиографических источников); эмпирические (анкетирование; тестирование), с использованием методик: подросткового варианта многофакторного опросника личности Р. Кэттелла 14 PF; методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); методики исследования самоотношения (МИС) В. В. Столина, С. Р. Пантилеева. Также использовались методы качественной и количественной обработки экспериментальных данных исследования (метод математической статистики: корреляционный анализ, использованием критерия ранговой корреляции К. Спирмена; непараметрический критерий Т-Вилкоксон).

Социализация является ключевой проблематикой психологии, так как является одним из наиважнейших факторов становления личности. Работы в данном направлении проводились такие отечественные и зарубежные психологами, как: Л. С. Выготский, Б. Г. Ананьев, Ж. Пиаже, А. Маслоу, К. Роджерс, и другие.

В науке на данный момент существует большое количество дефиниций феномена «социализация». Остановимся только на некоторых из них

А. В. Реана определял социализацию личности как «особый процесс включения личности в общество, процесс и результат усвоения, активного воспроизводства индивидом социального опыта. Он может происходить как стихийно, так и целенаправленно (воспитание)» [3, с. 26].

Л. С. Выготский считал, что взаимодействие социальной среды на индивида должно быть первичным, так как это предопределяет процесс перехода в личностном развитии ребенка от «натуральных психических функций к высшим, специфически человеческим» [4, с. 27]. Ученый ввел термин «социогенезпсихического». Ведущую роль в социогенезе играет взрослый - как носитель культурных средств посредством культурных факторов (общения, воспитания и т.п.) опосредующих взаимодействие подрастающего поколения с окружающим миром [5].

Б.Г. Ананьев определял социализацию личности как процесс усвоения индивидом культурных ценностей и норм; принятия разнообразных образцов поведения и социальных ролей; освоение навыков эффективного межличностного взаимодействия [6, с. 44].

К. Роджерс [7] и А. Маслоу [8] рассматривали концептуальные вопросы социализации с позиций удовлетворения потребностей, где человека проявлял себя как активный субъект деятельности, раскрывая собственную изначальную сущность в социуме.

Ж. Пиажев когнитивной теории отмечал важность социального опыта для развития когнитивных процессов у детей. Ж. Пиаже рассматривал адаптацию с точки зрения взаимоотношений индивида и его окружения, описывая процесс адаптации как процесс гомеостатического уравновешивания, равновесие во взаимодействиях субъекта и объектов окружающей среды [9].

З. Фрейд в контексте психоаналитической концепции исследовал социализацию как интернализацию, т.е. овладение социальным поведением и перенос результатов его освоения в глубинные пласты сознания личности» [10].

Таким образом, в нашем понимании понятие «социализация» обуславливает определенное измерение - личность и социальная среда (другие люди, группа, общество), сущность которого заключается во взаимодействии человека с социумом для его адаптации к социальной среде, где личность представляет собой активного субъекта данного взаимодействия. Результатом этого процесса является формирование у личности самоконтроля, способности к межличностному взаимодействию и ролевому поведению, ценностно-смысловых ориентаций, самосознания, т.е. становление мировоззрения личности.

Данный процесс наиболее активно происходит в подростковом возрасте.

Л. И. Божович в своих исследованиях выявила такое понятие, которое непосредственно связано с социальной адаптацией подростка – его «внутренняя позиция». Она складывается из того, как подросток на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относиться к тому объективному положению, какое он занимает в социальной среде в настоящее время и какое положение он хочет занимать. Именно эта внутренняя позиция обуславливает определенную структуру его отношения к социальной действительности, к окружающим и самому себе [11].

Л. И. Божович отмечала, что «острые аффективные переживания вызывают у детей некоторые общественно отрицательные формы поведения - упрямство, негативизм, агрессивность, обидчивость и пр. При длительном сохранении аффективного состояния вызванные им формы поведения усваиваются ребенком и становятся устойчивыми качествами его личности. Таким образом, отрицательные качества личности возникают в ответ на потребность ребенка избежать тяжелых аффективных переживаний, связанных с потерей уверенности в себе» [12, с. 44].

И.С. Кон выделял четыре процесса, в которых развертывается межличностное оценивание межличностного взаимодействия подростка: интериоризация, социальное сравнение, самоатрибуция, смысловая интерпретация жизненного переживания. С другой стороны, совместная деятельность в группе предполагает набор обязательных ситуаций общения. В этих ситуациях также проявляются определенные качества личности. В зависимости от них личность проявляет себя или через сравнение себя с другими, или через утверждение себя среди других. В ходе этого процесса проявление личностью своих качеств контролируется группой путем приложения к этим качествам групповых критериев. В результате оценивания доли личности в совместной деятельности и ее же в процессе общения, формируется статус личности [13].

Следовательно, в психическом развитии подростка определяющим является не только характер его ведущей деятельности и новообразований, присущих данному возрасту, но и характер системы взаимодействия с социумом, в которую он вступает.

Таким образом, процесс социально-психологической адаптации подростков необходимо считать наиважнейшим условием их личностного развития. Главное новообразование переходного возраста является личность самого подростка. Существенную роль в процессе социализации играет процесс социально-психологической адаптации, которая предопределяет как личностные, так и когнитивные характеристики подростка, детерминирующие не только направление его социализации, но способствующие развитию и актуализации личности, как субъекта общества.

Следовательно, подросток, используя свой личностный потенциал, стремится к успеху, жить полной жизнью и в гармонии с самим собой, развивать и совершенствовать свои компетенции, усваивая культурные ценности общества и становясь гражданином своей страны. Для успешной социально-психологической адаптации подростков-инвалидов необходимо использовать социокультурную реабилитацию.

Приобщение людей с инвалидностью культуре представляет собой процесс, который способствует удовлетворению потребностей личности в духовном и личностном росте, тем самым являясь средством социальной реабилитации для инвалидов, обеспечивающих разностороннее их развитие и успешную адаптацию в социальной среде.

Л.В. Мерцалова определяет социокультурную реабилитацию как совокупность культурно-массовых меропри­ятий, направленных на помощь индивидам с инвалидностью в достижении и поддержке оп­тимального уровня их личностной и социальной активности. Автор подчеркивала, что в первую очередь социокультурная реабилитация нацелена на социальную адаптацию людей с ограниченными возможностями для социально-психологической адаптации их в окружающем социуме благодаря формированию и развитию необходимого уровня социальных и личностных компетенций индивида [14].

В нашем исследовании мы будем рассматривать социально культурную реабилитацию подростков с инвалидностью как процесса включения их в социально-культурную среду посредством социально-образовательных мероприятий для активизации их личностного и социального потенциала, обеспечивающего рост адаптивности индивидов и восстановление их социально-личностного статуса как неотъемлемой части общества.

Таким образом, социально культурную реабилитацию подростков с инвалидностью будем рассматриваться: во-первых: как реабилитационно-образовательный ресурс, который представляет собой комплексную ин­дивидуальную программу реабилитации (абилитации) подростка-инвалида; во-вторых как социально-культурную деятельность приобщения подростков-инвалидов ккультурно-историческому наследию нашего общества, участия в социально-до­суговых, культурных мероприя­тиях, обуславливающих их включению в социальную среду.

В современных условиях всемирной пандемии, детерминирующей процессы социальной изоляции личности, на первый план выходит цифровая среда как новая среда межличностного взаимодействия людей в дистанционном формате.

А. Марей отмечает, что понятие «цифровизация» в меньшей мере подразумевает технологии, а в широком смысле становится частью культуру, что говорит об изменениях в межличностном взаимодействии в современном обществе [15].

Таким образом, средовой подход становится одним из самых востребованных в настоящее время, определив важность систематического исследования окружения объектов и процессов, протекающих по различным закономерностям и условиям, способствующих появлению новых возможностей и изменений.

Средовой подход получил свое развитие главным образом в педагогике и психологии, где феномен «образовательная среда» связан с работами таких выдающихся ученых, как: Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, В. И. Слободчикова, М. М. Шалашовой и Н. И. Шевченко и других.

Так М. М. Шалашова и Н. И. Шевченко определяют образовательную среду «как естественное и искусственно созданное социокультурное окружение человека, включающее учебное содержание и различные средства образования, обеспечивающие продуктивную деятельность обучающихся и благоприятные условия для этого» [16, с. 10-12]. При этом образовательная среда представляется собой пространство, ориентированное на удовлетворение потребностей обучающимися не только в обучении и развитии, но и также в идентификации себя в социуме, обеспечивая успешную социализацию и самоактуализацию обучающихся.

В.И. Блинов, Дулинов М. В., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. сформулировали дефиницию понятия «цифровая среда» с педагогической точки зрения как «систему условий и возможностей, подразумевающей наличие информационно-коммуникационной инфраструктуры и предоставляющей человеку набор цифровых технологий и ресурсов для самореализации, личностно-профессионального развития, решения бытовых и профессиональных задач» [17].

В нашем исследовании мы будем рассматривать «цифровую образовательную среду» для подростков-инвалидов как естественное и искусственно созданное социально культурное окружение, включающее не только учебное содержание и различные средства образования (информационно-коммуникационные с набор цифровых технологий и ресурсов и другие) образовательных учреждений, но и средства учреждений культуры спортивно-досуговой направленности. Созданная цифровая образовательная среда будет обеспечивать как продуктивную деятельность и социальное взаимодействие подростков, так и создавать благоприятные условия для этого.

Таким образом, понятие «цифровая образовательная среда», появившееся в Национальном проекте «Образование» [18], обуславливает инновационные направления не только в сфере образования, но в социокультурной реабилитации инвалидов.

Наше исследование проводилось на базе сельских образовательных учреждений Волгоградского региона, в котором приняли участие подростки-инвалиды в количестве 129 человек, в возрасте от 14-15 лет, проживающие в сельской местности. Этот возрастной период был выбран не случайно, так как именно в подростковом возрасте формируется самосознание личности, осознание своего место в обществе, то есть происходит наиболее интенсивное развитие процесса социализации личности.

Эмпирическая деятельность осуществлялась в несколько этапов.

В процессе осуществления констатирующего этапа исследования проводилось исследование с помощью методик: подросткового варианта многофакторного опросника личности Р. Кэттелла 14 PF; методики диагностики социально-психологической адаптации (К. Роджерс, Р. Даймонд); методики исследования самоотношения (МИС) В.В. Столина, С.Р. Пантилеева.

Полученные данные позволили установить, что только у 6% подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, высокий уровень социально-психологической адаптивности. Они имеют высокую выраженность таких компонентов социальной адаптации, как принятие себя, принятие других, эмоциональный комфорт, доминирование, и низкий уровень эскапизма, т.е. ухода от проблем. Данные подростки имеют высокий уровень коммуникативных компетенций, независимы в своих поступках и взглядах, стремятся к успеху, в первую очередь руководствуются собственными потребностями при постановке целей, адекватно оценивают свои собственные способности, постоянно стремятся корректировать и развивать недостаточно сформированные компетенции, эффективны в социально-культурном взаимодействии, проявляя гибкость к различным ситуациям межличностных отношений.

94% испытуемых испытывают трудности в процессе социального взаимодействия, что сказывается на их адаптивном потенциале. У них наблюдается неадекватная самооценка (заниженная либо завышенная); высокий уровень аффективных проявлений негативного плана (враждебности, негативизма, агрессивности) к социальному окружению; конфронтация к нормам и правилам общества либо конформизм и инфантилизм, что приводит к возникновению у данных подростков различных проблем, но и к формированию различных отклонений в личностном развитии.

Для установления взаимосвязи параметров социально-психологической адаптивности с параметрами личностных характеристик, показателями самоотношения к себе был проведен корреляционный анализ с использованием критерия ранговой корреляции К. Спирмена. Установлена тесная положительная взаимосвязь параметров самоотношения к себе и личностными характеристиками подростков с параметрами их социально-психологической адаптивности: «адаптивность» (=0,391; p=0,001); «принятие себя» ( = 0,364; p=0,001); «принятие других» (=0,474; p=0,001); «эмоциональный комфорт» (=0,340; p=0,0001); «внутренний контроль» (=0,297; p=0,001); «доминирование» (=0,357; p=0,001); «самопринятие» (=0,328; p=0,001); «Зеркальное Я» (= 0,467; p=0,001), «Самопринятие» (= 0,512; p=0,001), «Самопривязанность» (= 0,487;p=0,001), фактор А (=0,390; p=0,001), фактор L (=0,444; p=0,001) фактор N (=0,244; p=0,05) фактор O (=0,344; p=0,001), фактор Н (=0,275; p=0,001). Установлена тесная отрицательная взаимосвязь параметров самоотношения к себе подростков с таким параметром социально-психологической адаптивности, как «эскапизм(уход от проблем)»: «самопривязанность» (= -0,364 p=0,001), «Самопринятие» (= -0,488; p=0,001).

Таким образом, констатирующее исследование показало, что необходима разработка и внедрение мероприятий социально культурной направленности для реабилитации подростков-инвалидов, проживающих в сельской местности.

На формирующем этапе исследования был разработан и реализован комплекс культурно-досуговых мероприятий для ин­дивидуально-реабилитационных программ подростков с инвалидностью рамках социального проекта «Вместе мы сила» с участием волонтеров. «Цифровая образовательная среда» создавалась как естественное и искусственно созданное социально культурное окружение, включающее не только учебное содержание и различные средства образования (информационно-коммуникационные с набор цифровых технологий и ресурсов и другие) образовательных учреждений, но и средства учреждений культуры спортивно-досуговой направленности. Социо­культурная реабилитация инвалидов осуществлялась с применением различных форм: осуществлялось посе­щение виртуального пространства музеев, концертных залов, участие в различных образовательно-культурных мероприятиях в цифровой среде: конкурсах (плакатов «Миру мир»; рисунков к Дню Победы и т.п.); олимпиадах («Интеллектуал», «Мир английского языка»); экскурсиях по городам не только России, но и зарубежья. Подростки с удовольствием посещали художественные выставки различных художников, концерты, как классической музыки, так и популярных исполнителей. Они осуществляли виртуальные экскурсии по различным культурно-историческим местам городов «Золотого кольца» России, своего родного города - Волгограда; смотрели театральные постановки и киносеансы, организованные волонтерами для коллективного посещения; участвовали в акции «Бессмертный полк», посвященный 75-летию Победы в Великой отечественной войне и многое другое. Для подростков так же была разработана программа коррекционно-развивающих психологических занятий «Познаю себя». Разработанная программа отличалась от ранее существующих, тем, что основными направлениями деятельности в рамках данной программы было личностное и эмоциональное познание подростками самих себя с использованием дистанционной формы для осознания своей неповторимости и индивидуальных особенностей (способностей, склонностей, черт характера); своих эмоциональных состояний, чувств; исследование своей «Я-концепции»: «Я-идеальное», «Я-реальное», «Я-социальное»; выявление собственных потребностей и интересов, развитие социальных, эмоционально-личностных и интеллектуальных компетенций. Целью программы было как познание подростками-инвалидами своих индивидуальных характеристик личности, но и коррекция и развитие их социального и личностного потенциала с использованием игровых методов, арт-терапии, гештальт-терапии, библиотерапии; туро- и кинотерапии и другое.

Для определения эффективности социально культурной реабилитации подростков-инвалидов, проживающих в сельской местности, контрольное эмпирическое исследование проводилась с помощью ранее используемых методик, а также осуществлялась статистическая обработка полученных результатов с использованием критерий сдвига критерий Т-Вилкоксона. В ходе статистической обработки у подростков-инвалидов выявлены достоверные сдвиги по показателям социально-психологической адаптации, самоприяния себя и личностных характеристик: ««адаптивность» (Т=2,81; р=0,001); «принятие себя» (Т=3,02; p=0,001); «принятие других» (Т=2,95; p=0,001); «эмоциональный комфорт» (Т=3,08; p=0,0001); «внутренний контроль» (Т=3,05; p=0,001); «доминирование» (Т=2,89; p=0,001); «самопринятие» (Т=2,87; p=0,001); «Зеркальное Я» (Т=3,15; p=0,001), «Самопринятие» (Т=3,06; p=0,001), «Самопривязанность» (Т=2,91;p=0,001), фактор А (Т=3,07; p=0,001), фактор L Т=2,85; p=0,001) фактор N (Т=3,07; p=0,05) фактор O (Т=3,17; p=0,001), фактор Н (Т=3,21; p=0,001).Следовательно, зафиксированы достоверные сдвиги (рост) уровня социально-психологической адаптивности подростков-инвалидов не случайны и значимы.

Таким образом, социально культурная реабилитация подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, включала в себя как разработку комплексных индивидуально-реабилитационных программ и программы для групповых тренинговых занятий, так и их апробацию с использованием цифровой образовательной и социально культурных пространств общества. Осуществление социально культурной реабилитации проводилось через приобщение подростков к культурно-историческому наследию и участие их в культурно-досуговых мероприя­тиях в дистанционном формате, что способствует росту социально-психологической адаптивности подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

 

Заключение

 

Таким образом, проведя исследование влияния цифровой среды на социально-психологическую адаптацию подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности, мы имеем все основания для подтверждения выдвинутой гипотезы о том, что цифровая среда влияет на уровень социально-психологической адаптивности подростков с инвалидностью, проживающих в сельской местности.

В ходе исследования так же выявили, что:

«Социализация» обуславливает определенное измерение - личность и социальная среда (другие люди, группа, общество), сущность которого заключается во взаимодействии человека с социумом для его адаптации к социальной среде, где личность представляет собой активного субъекта данного взаимодействия. Результатом этого процесса является формирование у личности самоконтроля, способности к межличностному взаимодействию и ролевому поведению, ценностно-смысловых ориентаций, самосознания, т.е. становление мировоззрения личности.

В психическом развитии подростка определяющим является не только характер его ведущей деятельности и новообразований, присущих данному возрасту, но и характер системы взаимодействия с социумом, в которую он вступает.

Процесс социально-психологической адаптации подростков необходимо считать наиважнейшим условием их личностного развития. Главное новообразование переходного возраста является личность самого подростка. Существенную роль в процессе социализации играет процесс социально-психологической адаптации, которая предопределяет как личностные, так и когнитивные характеристики подростка, детерминирующие не только направление его социализации, но способствующие развитию и актуализации личности, как субъекта общества.

Социально культурную реабилитацию подростков с инвалидностью будем рассматриваться: во-первых: как реабилитационно-образовательный ресурс, который представляет собой комплексную ин­дивидуальную программу реабилитации (абилитации) подростка-инвалида; во-вторых как социально-культурную деятельность приобщения подростков-инвалидов к культурно-историческому наследию нашего общества, участия в социально-до­суговых, культурных мероприя­тиях, обуславливающих их включению в социальную среду.

«Цифровая образовательная среда» для подростков-инвалидов представляет собой естественное и искусственно созданное социально культурное окружение, включающее не только учебное содержание и различные средства образования (информационно-коммуникационные с набор цифровых технологий и ресурсов и другие) образовательных учреждений, но и средства учреждений культуры спортивно-досуговой направленности. Созданная цифровая образовательная среда будет обеспечивать как продуктивную деятельность и социальное взаимодействие подростков, так и создавать благоприятные условия для этого.

Практическая значимость данного исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют разработать и апробировать мероприятия по социокультурной реабилитации (абилитации) с подростков-инвалидов с использованием цифровой среды для повышения их социально-психологической адаптивности, определяющей успешность процесса социализации их в обществе.