Введение
Глобализация экономики, бурный рост транснациональных компаний, выход на внешние рынки и ряд других факторов обусловили необходимость применения МСФО при подготовке финансовой отчетности. Смещение приоритетов от достоверности к уместности раскрываемой информации позволяет сделать ее более понятной и прозрачной для пользователей.
Актуальность данной темы подтверждается тем, что бухгалтерская финансовая отчетность является единственным доступным для пользователей источником информации о финансовом положении организации. Сведения, раскрываемые в составе показателей финансовой отчетности, служат основанием для принятия решений относительно возможности и целесообразности сотрудничества с предприятием [1].
Цель исследования заключается в изучении введенных изменений в действующие МСФО, а также оценке их влияния на учетно-аналитическую работу компании. Вопросы целесообразности применения МСФО на территории РФ были рассмотрены в трудах многих российских ученых. Наиболее значимыми, по нашему мнению, являются труды Д. А. Ендовицкого, К. В. Бахтина [2], Л. И. Хоружий, А. Е. Выручаевой [3], Е. Н. Смертина, А. В. Капли [4], Л. Б. Трофимовой [5] и др. Профессор М. Б. Чиркова отмечает, что применение МСФО в процессе подготовки финансовой отчетности дает возможность представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, что способствует привлечению иностранных инвесторов [6]. МСФО в данном случае выполняют роль эффективного механизма, трансформирующего набор числовых показателей в понятный и прозрачный информационный ресурс [7].
Методология и результаты исследования
Крупнейшие российские компании, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики: компании электроэнергетического сектора, промышленного сектора, нефтегазового сектора, розничные компании, предприятия, производящие минеральные удобрения, горнодобывающие и транспортные компании, а также строительные организации – публикуют консолидированную отчетность по требованиям МСФО. В табл. 1 представлены компании, предоставившие финансовую отчетность за 2019 г. по МСФО.
Таблица 1
Российские компании, формирующие отчетность по МСФО
№ |
Отчет |
|||||
1 |
3 647 |
7 247 |
8 676 |
708.0 |
2019-МСФО |
|
2 |
3 570 |
3 608 |
7 841 |
640.2 |
2019-МСФО |
|
3 |
3 094 |
3 517 |
878 |
375.6 |
2019-МСФО |
|
4 |
1 404 |
1 424 |
932 |
192.3 |
2019-МСФО |
|
5 |
779 |
889 |
682 |
86.6 |
2019-МСФО |
|
6 |
616 |
922 |
476 |
54.2 |
2019-МСФО |
|
7 |
332 |
508 |
1 369 |
17.1 |
2019-МСФО |
|
8 |
211 |
433 |
337 |
16.5 |
2019-МСФО |
|
9 |
32 |
77 |
45 |
–23.0 |
2018-МСФО |
|
10 |
84 |
146 |
120 |
9.0 |
2019-МСФО |
|
11 |
81 |
71 |
678 |
13.5 |
2019-МСФО |
|
12 |
73 |
90 |
129 |
7.3 |
2019-МСФО |
|
13 |
72 |
72 |
94 |
7.7 |
2019-МСФО |
|
14 |
66 |
111 |
365 |
9.1 |
2019-МСФО |
|
15 |
3 |
3 |
14 |
1.1 |
2017-МСФО |
|
16 |
73 |
150 |
418 |
–2.8 |
2019-МСФО |
|
17 |
53 |
137 |
226 |
–9.7 |
2017-МСФО |
Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07.2010 г. [8] должна быть предоставлена не позднее 120 дней после окончания отчетного периода. По результатам работы 77 крупнейших компаний за 2018 г. в части применения МСФО были достигнуты следующие показатели: 53% раскрыли ожидаемый эффект от применения выпущенных стандартов МСФО; 64% предоставили единый отчет о совокупном доходе; 31% включил детальные раскрытия о способности продолжать деятельность; 88% применили косвенный метод при подготовке отчета о движении денежных средств; 80% показали обесценение долгосрочных активов; шесть компаний досрочно применили МСФО 16 «Аренда»; 26% применили модель учета по переоцененной стоимости для основных средств; 30% компаний использовали эффект хеджирования, 90% компаний показали чистую прибыль.
В настоящее время Советом по МСФО утвержден 41 стандарт группы IAS, 16 стандартов группы IFRS, разработан и ждет утверждения МСФО (IFRS) 17. В течение 2019 г. в действующие МСФО Советом были внесены следующие поправки (см. рис. 1).
Таблица 2
Чистая прибыль компаний за 10 последних лет, млд руб.
№ |
|||||||||||
1 |
0.640 |
0.040 |
0.120 |
0.495 |
0.826 |
1.09 |
|||||
2 |
14.4 |
5.20 |
7.30 |
–17.1 |
–6.50 |
38.8 |
23.1 |
5.70 |
13.5 |
||
3 |
93.8 |
52.0 |
66.6 |
24.4 |
112.4 |
146.2 |
149.3 |
127.8 |
189.5 |
375.6 |
|
4 |
779.6 |
1 307 |
1 225 |
1 139 |
159.0 |
787.1 |
951.6 |
714.3 |
1 456 |
||
5 |
1.15 |
1.69 |
2.19 |
3.82 |
5.50 |
7.23 |
7.26 |
||||
6 |
–0.652 |
20.0 |
6.06 |
4.27 |
0.211 |
–2.38 |
0.635 |
3.37 |
1.16 |
||
7 |
0.910 |
2.17 |
3.50 |
4.14 |
4.71 |
4.05 |
4.14 |
6.68 |
|||
8 |
0.402 |
0.900 |
0.188 |
1.06 |
|||||||
9 |
7.15 |
9.10 |
10.3 |
11.2 |
13.3 |
11.8 |
–2.79 |
||||
10 |
274.3 |
334.5 |
342.1 |
327.5 |
395.5 |
291.1 |
303.8 |
399.4 |
619.2 |
640.2 |
|
11 |
5.70 |
8.17 |
4.55 |
5.55 |
6.95 |
8.37 |
9.09 |
||||
12 |
79.8 |
51.3 |
49.5 |
48.5 |
56.0 |
65.9 |
54.2 |
||||
13 |
10.2 |
13.4 |
24.7 |
36.6 |
47.7 |
59.1 |
54.4 |
35.5 |
33.6 |
17.1 |
|
14 |
6.02 |
19.9 |
58.9 |
60.8 |
84.6 |
140.7 |
86.6 |
||||
15 |
3.56 |
3.97 |
–5.02 |
–29.2 |
–58.2 |
6.11 |
7.67 |
||||
16 |
301.0 |
319.0 |
342.0 |
388.0 |
348.0 |
355.0 |
174.0 |
383.0 |
828.0 |
708.0 |
|
17 |
|
|
|
2.05 |
16.6 |
6.01 |
1.92 |
5.07 |
10.2 |
8.96 |
Рис. 1. Работа над МСФО в 2019 г.
|
МСФО вносят большой вклад в совершенствование и гармонизацию финансовой отчетности, однако многие вопросы в настоящее время все еще не охвачены стандартами или же положения стандартов могут быть неоднозначно трактованы пользователями, в связи с чем Совет по МСФО вносит корректировки в утвержденные стандарты.
Изменений МСФО, которые необходимо принять к работе с января 2020 г., не очень много, однако их влияние на отчетность весьма существенно. Наиболее значимые корректировки затронули МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», а также группу стандартов по учету финансовых инструментов.
МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» исполняет роль основы для составления отчетности по МСФО, устанавливает общие требования к порядку представления финансовой информации, минимальные требования к ее содержанию. В пункте 31 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» разъяснено, что минимальные требования к раскрытию информации применяются исключительно в том случае, если операция, событие или статья являются существенными для организации. Раскрытие несущественной информации может уменьшить уместность финансовой отчетности.
МСФО (IAS) 1 объясняет основные особенности финансовой отчетности, такие как справедливое представление и соответствие МСФО, текущая деятельность, основы учета по методу начисления, содержит описание общих характеристик существенности, четырехступенчатого процесса, применяемого при использовании суждений о существенности, и указания относительно того, как применять суждения о существенности в конкретных ситуациях, в частности в отношении информации предыдущих периодов, а также в контексте промежуточной отчетности, агрегирование, периодичность представления отчетности, сравнительную информацию и согласованность представления.
В 2018 году Совет по МСФО также опубликовал документ «Определение существенности» (поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8), чтобы разъяснить и скорректировать определение существенности. Поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» продиктованы необходимостью устранить расхождение в определении существенности в разных стандартах МСФО и в Концептуальных основах финансовой отчетности [9].
Рис. 2. Понятие существенности в нормативных документах МСФО
Организациям также рекомендуется использовать практические указания «Применение суждений о существенности», которые были выпущены в 2017 г., помогающие принимать решения о существенности информации при подготовке финансовой отчетности общего назначения по МСФО.
Советом по МСФО внесены изменения в стандарты по учету финансовых инструментов: МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», а также в стандарт по раскрытию информации МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Поправки, внесенные в указанные стандарты, в первую очередь раскрывают принципиально новый подход к хеджированию.
Хеджирование выполняет роль финансового инструмента, позволяющего инвестору снизить риски своих вложений [10]. На рис. 3 представлены подходы к определению категории хеджирования.
Рис. 3. Понятие хеджирования
Следовательно, экономическая сущность хеджирования состоит в частичной или полной оптимизации рисков в ущерб доходности.
Новые правила требуют от компаний предоставления инвесторам дополнительной информации об их отношениях хеджирования, которые напрямую зависят от факторов неопределенности: снижения цен, изменения курса валют и т. д. Поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» содержат условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением, т. е. выплаты, производимые в результате непредвиденных событий, приводящие к дополнительному возмещению.
Корректировки затрагивают блок финансовых активов с возможностью досрочного погашения. В документе указано, что при досрочном погашении возникает потенциально отрицательное возмещение. Учет в таких случаях должен быть таким же, как при изменении финансового актива. Если меняется валовая балансовая стоимость, то это приводит к немедленному отражению изменения в составе прибыли или убытка. Поправки должны применяться перспективно в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 г. или после этой даты.
Процесс Ежегодных совершенствований дает Совету по МСФО возможность вносить необходимые, но не срочные поправки в действующие стандарты, которые касаются непреднамеренных несоответствий или упущений, что позволяет рационализировать процесс установления стандартов с выгодой как для заинтересованных сторон, так и для Совета.
В результате работы Советом по МСФО в 2019 г. были скорректированы положения IAS 19 , IAS 28 , IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, IFRS 9. Изменения МСФО 19 «Вознаграждения работникам» в первую очередь затронули порядок погашения обязательств по программам вознаграждения работников. Начиная с 2020 г. стоимость услуг прошлых периодов должна быть рассчитана путем оценки обязательства (актива) программы с установленными выплатами с использованием обновленных допущений. Рассчитанная таким образом величина пенсионного обязательства сопоставляется данными до корректировки программы.
Таким же образом должны быть учтены допущения, использованные при оценке стоимости услуг текущего периода и чистой величины процентов по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами, чтобы определить стоимость услуг текущего периода и чистую величину процентов для оставшейся части отчетного периода после внесения изменений в программу. Проценты должны быть рассчитаны с применением ставки дисконтирования.
Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, выпущенные в рамках ежегодного усовершенствования действующих стандартов, заключаются в следующем:
Рис. 4. Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23
Заключение
Анализ представленных в работе изменений дает основание утверждать, что данные поправки дают рекомендации по раскрытию информации в период неопределенности, а также призваны минимизировать возможные последствия неопределенности, вызванной реформой IBOR.
В январе 2020 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности представил полный список дискуссионных и прочих документов, которые планируются к публикации. В перечень вопросов, вынесенных на рассмотрение советом, включены два дискуссионных документа: Гудвилл и обесценение и Объединение бизнеса под общим контролем; предварительные проекты новых стандартов: Реформа базовых процентных ставок (IBOR) и ее влияние на финансовую отчетность, Отрасли на тарифном регулировании, Менеджерские отчеты. Советом по МСФО запланирован также пересмотр стандарта МСФО для малых и средних предприятий.
В то же время подчеркнем, что с учетом различных факторов экономики и запросов заинтересованных сторон многие вопросы остаются нерешенными, что обосновывает необходимость продолжения работы по совершенствованию МСФО.