Full text

Введение

 

Глобализация экономики, бурный рост транснациональных компаний, выход на внешние рынки и ряд других факторов обусловили необходимость применения МСФО при подготовке финансовой отчетности. Смещение приоритетов от достоверности к уместности раскрываемой информации позволяет сделать ее более понятной и прозрачной для пользователей.

Актуальность данной темы подтверждается тем, что бухгалтерская финансовая отчетность является единственным доступным для пользователей источником информации о финансовом положении организации. Сведения, раскрываемые в составе показателей финансовой отчетности, служат основанием для принятия решений относительно возможности и целесообразности сотрудничества с предприятием [1].

Цель исследования заключается в изучении введенных изменений в действующие МСФО, а также оценке их влияния на учетно-аналитическую работу компании. Вопросы целесообразности применения МСФО на территории РФ были рассмотрены в трудах многих российских ученых. Наиболее значимыми, по нашему мнению, являются труды Д. А. Ендовицкого, К. В. Бахтина [2], Л. И. Хоружий, А. Е. Выручаевой [3], Е. Н. Смертина, А. В. Капли [4], Л. Б. Трофимовой [5] и др. Профессор М. Б. Чиркова отмечает, что применение МСФО в процессе подготовки финансовой отчетности дает возможность представить информацию, характеризующую имущественное положение и финансовые результаты деятельности организации, что способствует привлечению иностранных инвесторов [6]. МСФО в данном случае выполняют роль эффективного механизма, трансформирующего набор числовых показателей в понятный и прозрачный информационный ресурс [7].

 

Методология и результаты исследования

 

Крупнейшие российские компании, осуществляющие деятельность в различных отраслях экономики: компании электроэнергетического сектора, промышленного сектора, нефтегазового сектора, розничные компании, предприятия, производящие минеральные удобрения, горнодобывающие и транспортные компании, а также строительные организации – публикуют консолидированную отчетность по требованиям МСФО. В табл. 1 представлены компании, предоставившие финансовую отчетность за 2019 г. по МСФО.

Таблица 1

Российские компании, формирующие отчетность по МСФО

 

Название

Капит-я,
млрд руб
.

EV,
млрд руб
.

Выручка

Чистая
прибыль

Отчет

1

Роснефть

3 647

7 247

8 676

708.0

2019-МСФО

2

Лукойл

3 570

3 608

7 841

640.2

2019-МСФО

3

ГМК Норникель

3 094

3 517

878

375.6

2019-МСФО

4

Татнефть

1 404

1 424

932

192.3

2019-МСФО

5

НЛМК

779

889

682

86.6

2019-МСФО

6

МТС

616

922

476

54.2

2019-МСФО

7

Магнит

332

508

1 369

17.1

2019-МСФО

8

Ростелеком

211

433

337

16.5

2019-МСФО

9

Аптеки 36 и 6

32

77

45

–23.0

2018-МСФО

10

Черкизово

84

146

120

9.0

2019-МСФО

11

Аэрофлот

81

71

678

13.5

2019-МСФО

12

Детский Мир

73

90

129

7.3

2019-МСФО

13

Росгосстрах

72

72

94

7.7

2019-МСФО

14

М.Видео

66

111

365

9.1

2019-МСФО

15

Красный Октябрь

3

3

14

1.1

2017-МСФО

16

Лента

73

150

418

–2.8

2019-МСФО

17

АВТОВАЗ

53

137

226

–9.7

2017-МСФО

 

 

Консолидированная финансовая отчетность в соответствии с Федеральным законом № 208-ФЗ от 27.07.2010 г. [8] должна быть предоставлена не позднее 120 дней после окончания отчетного периода. По результатам работы 77 крупнейших компаний за 2018 г. в части применения МСФО были достигнуты следующие показатели: 53% раскрыли ожидаемый эффект от применения выпущенных стандартов МСФО; 64% предоставили единый отчет о совокупном доходе; 31% включил детальные раскрытия о способности продолжать деятельность; 88% применили косвенный метод при подготовке отчета о движении денежных средств; 80% показали обесценение долгосрочных активов; шесть компаний досрочно применили МСФО 16 «Аренда»; 26% применили модель учета по переоцененной стоимости для основных средств; 30% компаний использовали эффект хеджирования, 90% компаний показали чистую прибыль.

В настоящее время Советом по МСФО утвержден 41 стандарт группы IAS, 16 стандартов группы IFRS, разработан и ждет утверждения МСФО (IFRS) 17. В течение 2019 г. в действующие МСФО Советом были внесены следующие поправки (см. рис. 1).

Таблица 2

Чистая прибыль компаний за 10 последних лет, млд руб.

 

Название

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

1

Абрау-Дюрсо

     

0.640

0.040

0.120

0.495

0.826

1.09

 

2

Аэрофлот

 

14.4

5.20

7.30

–17.1

–6.50

38.8

23.1

5.70

13.5

3

ГМК Норникель

93.8

52.0

66.6

24.4

112.4

146.2

149.3

127.8

189.5

375.6

4

Газпром

779.6

1 307

1 225

1 139

159.0

787.1

951.6

714.3

1 456

 

5

Детский Мир

     

1.15

1.69

2.19

3.82

5.50

7.23

7.26

6

КАМАЗ

–0.652

20.0

6.06

4.27

0.211

–2.38

0.635

3.37

1.16

 

7

КИВИ (QIWI)

   

0.910

2.17

3.50

4.14

4.71

4.05

4.14

6.68

8

Красный Октябрь

       

0.402

0.900

0.188

1.06

   

9

Лента

     

7.15

9.10

10.3

11.2

13.3

11.8

–2.79

10

Лукойл

274.3

334.5

342.1

327.5

395.5

291.1

303.8

399.4

619.2

640.2

11

М.Видео

     

5.70

8.17

4.55

5.55

6.95

8.37

9.09

12

МТС

     

79.8

51.3

49.5

48.5

56.0

65.9

54.2

13

Магнит

10.2

13.4

24.7

36.6

47.7

59.1

54.4

35.5

33.6

17.1

14

НЛМК

     

6.02

19.9

58.9

60.8

84.6

140.7

86.6

15

Росгосстрах

     

3.56

3.97

–5.02

–29.2

–58.2

6.11

7.67

16

Роснефть

301.0

319.0

342.0

388.0

348.0

355.0

174.0

383.0

828.0

708.0

17

Черкизово

 

 

 

2.05

16.6

6.01

1.92

5.07

10.2

8.96

Рис. 1. Работа над МСФО в 2019 г.

 

МСФО вносят большой вклад в совершенствование и гармонизацию финансовой отчетности, однако многие вопросы в настоящее время все еще не охвачены стандартами или же положения стандартов могут быть неоднозначно трактованы пользователями, в связи с чем Совет по МСФО вносит корректировки в утвержденные стандарты.

Изменений МСФО, которые необходимо принять к работе с января 2020 г., не очень много, однако их влияние на отчетность весьма существенно. Наиболее значимые корректировки затронули МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки», МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнесов», а также группу стандартов по учету финансовых инструментов.

МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» исполняет роль основы для составления отчетности по МСФО, устанавливает общие требования к порядку представления финансовой информации, минимальные требования к ее содержанию. В пункте 31 МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» разъяснено, что минимальные требования к раскрытию информации применяются исключительно в том случае, если операция, событие или статья являются существенными для организации. Раскрытие несущественной информации может уменьшить уместность финансовой отчетности.

МСФО (IAS) 1 объясняет основные особенности финансовой отчетности, такие как справедливое представление и соответствие МСФО, текущая деятельность, основы учета по методу начисления, содержит описание общих характеристик существенности, четырехступенчатого процесса, применяемого при использовании суждений о существенности, и указания относительно того, как применять суждения о существенности в конкретных ситуациях, в частности в отношении информации предыдущих периодов, а также в контексте промежуточной отчетности, агрегирование, периодичность представления отчетности, сравнительную информацию и согласованность представления.

В 2018 году Совет по МСФО также опубликовал документ «Определение существенности» (поправки к МСФО (IAS) 1 и МСФО (IAS) 8), чтобы разъяснить и скорректировать определение существенности. Поправки к МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» и МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в учетных оценках и ошибки» продиктованы необходимостью устранить расхождение в определении существенности в разных стандартах МСФО и в Концептуальных основах финансовой отчетности [9].

 

 

 

Рис. 2. Понятие существенности в нормативных документах МСФО

 

Организациям также рекомендуется использовать практические указания «Применение суждений о существенности», которые были выпущены в 2017 г., помогающие принимать решения о существенности информации при подготовке финансовой отчетности общего назначения по МСФО.

Советом по МСФО внесены изменения в стандарты по учету финансовых инструментов: МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» и МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка», а также в стандарт по раскрытию информации МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации». Поправки, внесенные в указанные стандарты, в первую очередь раскрывают принципиально новый подход к хеджированию.

Хеджирование выполняет роль финансового инструмента, позволяющего инвестору снизить риски своих вложений [10]. На рис. 3 представлены подходы к определению категории хеджирования.

 

 

 

Рис. 3. Понятие хеджирования

 

Следовательно, экономическая сущность хеджирования состоит в частичной или полной оптимизации рисков в ущерб доходности. 

Новые правила требуют от компаний предоставления инвесторам дополнительной информации об их отношениях хеджирования, которые напрямую зависят от факторов неопределенности: снижения цен, изменения курса валют и т. д. Поправки к МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты» содержат условия о досрочном погашении с потенциальным отрицательным возмещением, т. е. выплаты, производимые в результате непредвиденных событий, приводящие к дополнительному возмещению.

Корректировки затрагивают блок финансовых активов с возможностью досрочного погашения. В документе указано, что при досрочном погашении возникает потенциально отрицательное возмещение. Учет в таких случаях должен быть таким же, как при изменении финансового актива. Если меняется валовая балансовая стоимость, то это приводит к немедленному отражению изменения в составе прибыли или убытка. Поправки должны применяться перспективно в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2020 г. или после этой даты.

Процесс Ежегодных совершенствований дает Совету по МСФО возможность вносить необходимые, но не срочные поправки в действующие стандарты, которые касаются непреднамеренных несоответствий или упущений, что позволяет рационализировать процесс установления стандартов с выгодой как для заинтересованных сторон, так и для Совета.

В результате работы Советом по МСФО в 2019 г. были скорректированы положения IAS 19 , IAS 28 , IFRS 3IFRS 11IAS 12 и IAS 23, IFRS 9. Изменения МСФО 19 «Вознаграждения работникам» в первую очередь затронули порядок погашения обязательств по программам вознаграждения работников. Начиная с 2020 г. стоимость услуг прошлых периодов должна быть рассчитана путем оценки обязательства (актива) программы с установленными выплатами с использованием обновленных допущений. Рассчитанная таким образом величина пенсионного обязательства сопоставляется данными до корректировки программы.

Таким же образом должны быть учтены допущения, использованные при оценке стоимости услуг текущего периода и чистой величины процентов по чистому обязательству (активу) программы с установленными выплатами, чтобы определить стоимость услуг текущего периода и чистую величину процентов для оставшейся части отчетного периода после внесения изменений в программу. Проценты должны быть рассчитаны с применением ставки дисконтирования.

Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23, выпущенные в рамках ежегодного усовершенствования действующих стандартов, заключаются в следующем:

 

 

 

Рис. 4. Поправки к IFRS 3, IFRS 11, IAS 12 и IAS 23

Заключение

 

Анализ представленных в работе изменений дает основание утверждать, что данные поправки дают рекомендации по раскрытию информации в период неопределенности, а также призваны минимизировать возможные последствия неопределенности, вызванной реформой IBOR.

В январе 2020 г. Совет по международным стандартам финансовой отчетности представил полный список дискуссионных и прочих документов, которые планируются к публикации. В перечень вопросов, вынесенных на рассмотрение советом, включены два дискуссионных документа: Гудвилл и обесценение и Объединение бизнеса под общим контролем; предварительные проекты новых стандартов: Реформа базовых процентных ставок (IBOR) и ее влияние на финансовую отчетность, Отрасли на тарифном регулировании, Менеджерские отчеты. Советом по МСФО запланирован также пересмотр стандарта МСФО для малых и средних предприятий.

В то же время подчеркнем, что с учетом различных факторов экономики и запросов заинтересованных сторон многие вопросы остаются нерешенными, что обосновывает необходимость продолжения работы по совершенствованию МСФО.