Full text
Введение В современных условиях хозяйствования торговля выступает одной из ключевых сфер эффективного развития экономики Российской Федерации и, вместе с тем, является важной бюджетообразующей отраслевой системой государства. Значимость организаций, занятых в сфере торговли, обусловлена возникновением экономических отношений и их взаимодействием со всеми звеньями финансовой системы России. Так созданный торговыми организациями в сфере материального воспроизводства национальный доход является главным источником доходов бюджета страны [1]. Ведущую роль в пополнении бюджетной системы играют и возможности предпринимателей, занятых в секторе торговли, как налогоплательщиков. Наличие эффективной системы налогообложения исследуемой отрасли народного хозяйства увеличивает степень производительности хозяйствующих субъектов, что влечет за собой обеспечение необходимым ассортиментом позиций, предлагаемых потребителю, рост темпов экономического роста, усиление конкурентных преимуществ данного вида экономической деятельности. Целесообразность изучения состояния рынка, а также проведения анализа эффективности налогообложения торговой деятельности на территории Южного Федерального округа заключается в возможности оценить реальное положение сектора торговли в государстве на современном этапе и, как следствие, выработать ключевые направления его дальнейшего развития. Методология и результаты исследования Прежде всего, исследуем целевые индикаторы, характеризующие развитие торгового хозяйства на территории Южного Федерального округа за период 2014-2018 гг. (табл. 1). Таблица 1 Развитие торговой отрасли на территории Южного Федерального округа за период 2014-2018 гг. (составлено авторами на основе [2]) Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2014 г. 2017 г. Количество торговых организаций в ЮФО, ед. 94981 98572 103651 98589 93192 98,1 94,5 Оборот розничной торговли, млн. руб. 2405182 2597810 2994484 3120254 3290219 136,8 105,5 Индекс физического объема оборота розничной торговли, в % к предыдущему году 104,3 92,4 98,5 101,0 103,5 99,2 102,5 Оборот оптовой торговли, млн. руб. 2891074 3373566 3944954 4168334 4710694 162,9 113,0 Сальдированный финансовый результат, млн. руб. 61081 80007 85904 47022 63134 103,4 134,3 Сумма убытка организаций торговой отрасли, млн. руб. 14306 12431 7148 8685 15225 106,4 175,3 Удельный вес убыточных организаций торговой отрасли, % 23,0 21,9 20,1 23,8 25,3 110,0 106,3 Доля ВРП торговли оптовой и розничной в ВРП ЮФО, % 17,1 16,8 16,3 15,8 15,5 90,6 98,1 Данные табл. 1 свидетельствуют о снижении общего числа предпринимателей, занятых в сфере торговли в 2018 г. относительно 2014 г. на 1,9% и на 5,5% в сравнении уровня 2017 г., что связано, прежде всего, с наличием монополизации на рынке и поглощением малых и средних организаций более крупными. На протяжении исследуемого периода неуклонно возрастает оборот розничной и оптовой торговли и, как следствие, сальдированный финансовый результат. Сумма убытка организаций торговой отрасли также имеет тенденцию к росту, что является негативной динамикой и свидетельствует о слабой доступности финансирования данной сферы деятельности. Торговля оптовая и розничная выступает ведущей отраслью Южного федерального округа, о чем свидетельствует ее значительный удельный вес в ВРП исследуемой территории (15,5%). Между тем, следует отметить, что доля ВРП торговой сферы, согласно данным Росстата, стремительно снижается, что, в свою очередь, говорит об ослаблении роли исследуемой отрасли в обеспечении финансовой стабильности территории и создании условий для развития социальной сферы. Оборот розничной торговли в Южном федеральном округе формируется преимущественно торгующими организациями (более 90%). Продажа на розничных рынках и ярмарках занимает в 2018 г. всего 8,9% розничного оборота предпринимателей (рис. 1). Данное обстоятельство связано, прежде всего, с избыточными требованиями закона о рынках. Рис. 1. Оборот розничной торговли по формам торговли в Южном Федеральном округе за 2014-2018 гг., % (составлено авторами на основе [3]) В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки и табачные изделия, составляет 45,4%, непродовольственных товаров – 54,6% (рис. 2). Рис. 2. Структура оборота розничной торговли в Южном Федеральном округе в 2018 г., % (составлено авторами на основе [4]) Так торговое хозяйство Южного Федерального округа выступает активным рычагом стимулирования эффективности производства, более полного удовлетворения потребностей покупателя, а также успешного развития всей экономики государства. Однако на протяжение 2014-2018 гг. наблюдается ослабление данного вида деятельности. Учитывая изложенное, с целью выработки ключевых направлений формирования стратегии развития региона, а также разработки и реализации проектов повышения его конкурентоспособности на следующем этапе проведем оценку эффективности налогообложения торговой отрасли (табл. 2). Таблица 2 Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от торговых организаций в разрезе регионов ЮФО за 2014-2018 гг., тыс. руб. (составлено авторами на основе [5]) Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2014 г. 2017 г. Поступило, всего 79218682 96112212 110281624 127553622 143255420 180,8 112,3 Республика Адыгея 1867211 2020240 1822531 2147281 2575046 137,9 119,9 Республика Калмыкия 551509 596190 543162 403310 529705 96,1 131,3 Республика Крым - - 7852924 8725685 10553765 - 121,0 Краснодарский край 39176797 48737368 55190929 65796032 70408442 179,7 107,0 Астраханская область 4695453 5396621 4469541 7325158 9140197 194,7 124,8 Волгоградская область 13062140 16425345 17285375 16444188 17947881 137,4 109,1 Ростовская область 19865572 22936448 20898290 24334830 29485452 148,4 121,2 город Севастополь - - 2218872 2377138 2614932 - 110,0 По результатам табл. 2 отмечается рост налоговых поступлений в Южном Федеральном округе в 2018 г. на 80,8% относительно 2014 г. и на 12,3% в сравнении с уровнем 2017 г. Наибольший налоговый доход приходится на Краснодарский край (49,1%) и Ростовскую область (20,6%). Данное обстоятельство свидетельствует об эффективной налоговой политике, проводимой на исследуемых территориях и наличии добросовестных налогоплательщиков. В общей структуре поступлений налогов и сборов значительная доля приходится на торговлю оптовую, что связано с наличием высокого спроса на оптовые партии товара и, как итог, рост объема продаж (рис. 3). Вместе с тем, необходимо отметить, что относительно низкая доля налоговых поступлений от предпринимателей, занятых розничной торговлей, в сравнении с оптовой, связана с некоторыми факторами, ограничивающими увеличение налоговых доходов территории: низкие доходы населения, наличие дебиторской задолженности у организаций, недостаток финансовых средств. Торговая отрасль в Южном федеральном округе представлена сетями, которые закрепились на рынке и имеют прочные позиции. Отсюда барьеры входа высокие, и новым розничным предпринимателям трудно войти на него, да и конкуренты не намерены впускать новые компании на свою территорию. Последнее также обуславливает причины роста приобретения организаций других сетей в силу как таковой олигополизации рынка, который активно консолидируется. Однако, как верно отмечено в работе [6], тенденции снижения привлекательности организаций розничного рынка, в том числе и с позиции стоимости их бизнеса, активно сохраняются. Рис. 3. Сравнительный анализ налоговых поступлений торговли оптовой и розничной в ЮФО за 2014-2018 гг., тыс. руб. (составлено авторами на основе [7]) Далее проведем анализ налоговой задолженности организаций, занятых в сфере торговли в бюджетную систему Российской Федерации за период 2014-2018 гг. (табл. 3). Таблица 3 Анализ задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации от торговых организаций ЮФО за 2014-2018 гг., тыс. руб. (составлено авторами на основе [8]) Наименование показателя 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2018 г. в % к 2014 г. 2017 г. Задолженность, всего 17634612 14380636 13195067 17437747 14082787 79,9 80,8 Республика Адыгея 96953 121997 109239 374246 288794 297,9 77,2 Республика Калмыкия 334338 126095 80951 205582 58681 17,6 28,5 Республика Крым - - 157605 352544 279343 - 79,2 Краснодарский край 11065432 7489146 6347336 6546755 6255149 56,5 95,5 Астраханская область 685898 869911 813650 1211303 627453 91,5 51,8 Волгоградская область 1588288 2240351 2157335 2896353 2535778 159,7 87,6 Ростовская область 3863703 3533136 3473638 5723971 3931358 101,8 68,7 город Севастополь - - 55313 126993 106231 - 83,7 Из данных, представленных в табл. 3, можно сделать вывод о снижении задолженности по налогам, сборам, страховым взносам, пеням и налоговым санкциям в консолидированный бюджет государства в 2018 г. на 20,1% относительно уровня 2014 г. и на 19,2% в сравнении с показателем 2017 г. Снижение суммарной суммы задолженности в Южном Федеральном округе объясняется процедурами внедрения электронного документооборота и автоматизации работы, что, в свою очередь, ускоряет процесс обработки полученной информации и быстрого реагирования на выявленные нарушения. Недопоступление налогов является дестабилизирующим социально-экономическим фактором, который ограничивает объем финансовых ресурсов государства [9], что несет негативные последствия в виде сокращения статей бюджета (как регионального, так и федерального уровня), кроме этого финансовая независимость отдельных субъектов, в чьей экономике преобладают в большей мере розничные организации, снижается, что в свою очередь потребует дотаций со стороны государства [10]. Вследствие этого важным условием точного функционирования налоговой системы Российской Федерации, обеспечивающей переход к устойчивому развитию, а также к возрастанию конкурентоспособности сферы оптовой и розничной торговли, является эффективность работы налоговых органов, которая определяется через показатели урегулированной налоговой задолженности (рис. 4). Рис. 4. Динамика урегулированной задолженности в торговой отрасли ЮФО за период 2014-2018 гг., тыс. руб. (составлено авторами на основе [11]) В Южном Федеральном округе, согласно рис. 4, взыскано налогов, сборов и страховых взносов в 2018 г. в оптовой торговле на общую сумму 2851710 тыс. руб., что ниже уровня 2014 г. на 53,8% и на 1,1% в сравнении с 2017 г. В розничной торговле на исследуемой территории в 2018 г. наблюдается рост сумм урегулированной задолженности на 95,7% по отношению к 2014 г. однако, относительно 2017 г. данный показатель снизился на 38,7% и составил 1438584 тыс. руб. Последнее позволяет констатировать неэффективность работы налоговых органов с позиции применения форм реализации механизма урегулирования задолженности. По результатам проведенного исследования конъюнктуры и деловой активности в оптовой и розничной торговле за 2014-2018 гг., отметим, что состояние торгового сектора обладает критической значимостью для большинства аспектов жизни Российской Федерации, в частности Южного Федерального округа, и его граждан. Организации торговли – как субъекты хозяйственной деятельности, занимают одно из важнейших мест в финансовой системе государства, выполняя определенные функции и задачи, тем самым являясь одним из самых эффективных методов стабилизации экономики государства. Между тем, в настоящее время отчетливо прослеживается снижение развития торговой деятельности, что ставит под угрозу развитие экономики, качество жизни, безопасность и здоровье населения, а также негативно оказывает влияние на поступление налоговых платежей в бюджет, увеличивает потери бюджета, и расходы на применение мер принудительного взыскания задолженности. Заключение На основании вышеизложенного, целесообразно предложить следующие направления усовершенствования торговой деятельности, которые, в конечном итоге, приведут к централизации в распоряжении Российской Федерации значительной части финансовых ресурсов, направленных, в дальнейшем, на финансирование задач и функций государства в области экономического и социального развития: проведение социально-культурных мероприятий, укрепление обороны государства, содержание органов государственной власти и управления, наращивание научно-технического потенциала, обновление материально-технической базы и прочее (рис. 5). Рис. 5. Направления совершенствования торговой деятельности в государстве (составлено авторами) Практическая реализация предложенных мероприятий позволит оживить инвестиционную активность торгового бизнеса на территории Южного Федерального округа и Российской Федерации в целом, а также решить комплекс сложнейших социально-экономических проблем, что вовлечет в предпринимательский сектор значительную часть незанятого населения государства.