Full text
Введение Актуальность темы исследования определяется динамикой распространения бедности в мире, в Российской Федерации, в ее регионах, а также – уровнем изученности проблемы, отсутствием общепризнанных его методологических основ. В числе классиков экономической науки, занимающихся проблемой бедности, можно отметить А. Смита, Д. Рикардо, Т. Мальтуса, и Ж. Прудона (социал-дарвинистское направление), К. Маркса, Ф. Энгельса, Э. Реклю (элитарное направление) [1]. Среди современных ученых по данному направлению представлены работы Л.А. Гордона [2], Л.И. Овчаровой [3], Л.А. Ржаницыной [4], Ю.В. Шишкова [5] и др. В настоящее время существуют следующие основные подходы к измерению бедности (абсолютная бедность, уровень которой определяется доходом, необходимым для удовлетворения физических потребностей членов семьи; относительная бедность, которая определяется относительно среднего или медианного уровня доходов; субъективная бедность, определяемая на основе субъективных оценок населения). Методология и результаты исследования Бедность – это явление, которое отражает определенный статус человека в системе экономических и социальных отношений. Чтобы выявить содержание экономических отношений по поводу формирования бедности, в первую очередь необходимо рассматривать систему отношений воспроизводства человека как носителя потенциала рабочей силы. Кроме этого, человек может выступить формой воплощения капитала (капиталистом). Поэтому, можно утверждать, что бедность работающего населения формируется в сфере наемного труда. Наёмный работник за счет своей заработной платы стремится обеспечить достойную жизнь своей семье и себе не только в момент найма, но и в целом на всю жизнь. Отсюда оплата труда работника должна обеспечить следующие его расходы: • на собственное потребление; • на потребление членов семьи; • на удовлетворение социально-культурных потребностей семьи, на оплату услуг (здравоохранение, образование и культуру); • на накопление на старость и на период временной незанятости по болезни или безработицы, или расходы на соответствующие виды социального страхования. Расходы на собственное потребление могут быть определены на основе физиологических нормативов или среднего уровня удовлетворения потребностей, которым соответствуют концепции абсолютной и относительной бедности. В постсоветский период, только в 2018 году на законодательном уровне было принято решение, закрепляющее установление размера минимальной заработной платы на уровне не ниже прожиточного минимума, что было закреплено изменениями в Конституции РФ в 2020 году [8]. Между тем, воспроизводство рабочей силы предполагает замещение выбывших за пределы трудоспособного возраста, воспитания детей. Поэтому для простого воспроизводства рабочей силы необходимо, чтобы минимальная заработная плата более, чем в два раза превышала величину прожиточного минимума, когда работник воспроизводит не только себя, но и воспитывает себе замену. Это в ситуации, если работают оба родителя. Закрепленная в новой редакции конституционная норма о минимальной заработной плате в конечном счете не гарантирует даже создание условий для простого воспроизводства в семьях, когда взрослые имеют заработную плату на уровне прожиточного минимума. Уже в 18 веке экономисты (Д. Рикардо, А. Смит, К. Маркс) доказали, что необходимый продукт (по определению К. Маркса) включает в себя не только расходы на удовлетворение физиологических потребностей, но и духовных [9]. В случае, если семья не может обеспечить за свой счет получение образования, лечение на уровне сохранения конкурентоспособности своих членов на рынке труда, то она безусловно относится в число бедных. В то же время наиболее скрытыми признаками бедности являются процессы в сфере социально-культурных услуг. Необходимый для обеспечения конкурентоспособности работников объем таких услуг сложно определить на уровне отдельного работника или семьи, общества в целом. Обобщая вышесказанное следует отметить достижение минимальных условий, когда будет преодолена бедность в сфере формирования рабочей силы: 1) удовлетворение материальных потребностей населения на уровне не ниже физиологических нормативов потребления; 2) обеспечения доступа к социально-культурным услугам на уровне, способном обеспечить конкурентоспособность на рынке труда отдельных работников, членов их семей или общества в целом. Признается, что одним из важнейших преимуществ России является относительно высокий уровень существующих профессиональных компетенций занятых. Но при этом необходимо отметить, что в стране традиционно сложился относительно низкий уровень обеспеченности менеджерами, способными креативно мыслить, организовывать инновационное производство. Барьеры для лиц, способных к инновациям для получения необходимых инвестиций одновременно способствует к формированию неэффективного менеджмента, когда ученые не могут самостоятельно реализовать свои научные разработки. Особенностью экономики России также является низкий уровень конкурентных отношений, которые ослаблены фактором коррупции. В условиях, когда стремление к инновациям в сфере организации производства, к созданию эффективной системы материального стимулирования не проявляются как факторы повышения конкурентоспособности производимых товаров и услуг, они перестают иметь какое-либо значение в менеджменте. Самостоятельным срезом среди факторов формирования бедности выступают отношения распределения. Можно отметить, что высокий уровень дифференциации доходов выступает самостоятельным фактором формирования бедности. В этом случае, даже при наличии достаточного объема произведенных благ, неравенства в распределении детерминирует бедность части населения. С другой стороны, существуют некие оптимальные границы неравенства в распределении доходов, предопределенные созданием системы материального стимулирования, когда существование определенного неравенства в распределении в конечном счете выгодно всем. К примеру, неравенство в распределении, связанное с различиями в трудовом вкладе, только стимулирует к высокопроизводительному труду. Если различия в оплате труда превышают соответствующие показатели в его затратах, необходимо разобраться, чем они обусловлены. В краткосрочном периоде это возможно, например, в целях стимулирования, например, роста квалификации занятых или сокращения сроков выполнения каких-либо работ. Поскольку высокопроизводительный труд прежде всего связан с повышением технического уровня, различия в его затратах всегда выше, чем в оплате, т. к. часть дополнительно полученного дохода должны компенсировать расходы на инновационную деятельность. Свой вклад в формирование бедности вносят и отношения обмена, когда в силу соотношения спроса и предложения труда разная качества его оплата может быть выше или ниже, чем в состоянии равновесия. При отсутствии спроса на труд, соответствующий его квалификации и специальности, человек может согласиться на меньшую оплату и на работу в неполный рабочий день, что естественно, означает снижение уровня оплаты труда, иногда и на уровне ниже прожиточного минимума. Так, в Республике Башкортостан в 2018 г. было занято 75,8% трудоспособного населения, что свидетельствует об отсутствии необходимых пропорций между трудом и капиталом, когда каждый четвертый трудоспособный человек не может устроиться на работу по соответствующей профессии. Обобщая вышесказанное, можно отметить, что исследование детерминант бедности работающего населения должно быть нацелено на выявление той подсистемы в отношениях, формирующихся в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ, которые в конечном счете и формируют такое явление как бедность. Как видим на таблице 1, бедность обусловлена действием как объективных, так и субъективных факторов. Такие факторы, как демографический и ситуация на рынке труда, не зависят от человека, следовательно, относятся к объективным. Социально-культурные факторы (традиции, менталитет, потребительский стандарт, жизненный уклад) и государственная социальная политика относятся к субъективным. Таблица 1. Основные факторы, формирующие бедность работающего населения Социально- культур-ные и историчес-кие Демографи-ческие Факторы компетен-ций Факторы рынка труда Медицин-ские Государ-ственная социальная политика Традиции и менталитет Пол Наличие образования Спрос и предложение Состояние здоровья Политика в области образования Потребительские стандарты Возраст Создание условий для повышения квалифика-ции Уровень в монополиза-ции доступа к рабочим местам Доступность и качество медицинских услуг и др. Политика в области здраво-охранения Жизненный уклад и семейные ценности и т.д. Размер Доступность образования для всех Различия в оснащенности рабочих мест Адресная социальная помощь и др. социальные трансферты Состав семьи Политика на рынке труда и др. В современной России, на наш взгляд, запущен процесс интенсивного самогенерирования бедности. Механизм самогенерирования бедности может быть представлен в виде следующей формулы: Б1 – ДКРс – ЭС – СОП – Б2 где: Б1,2 – бедность; ДКРс – деградация качества рабочей силы; ЭС – экономический спад; СОП – сокращение общественного производства. В нашем случае Б1, больше или меньше, чем Б2, что зависит от содержания социально-экономической политики страны. На основе вышесказанного можно сформулировать следующие закономерности генерирования бедности в системе общественного воспроизводства: переход масштабов и уровня бедности в системе общественного воспроизводства за критический порог порождает цепную реакцию самогенерирования бедности, сопровождаемого ухудшением качества рабочей силы, экономическим спадом, сокращением общественного производства, следствием чего является сокращение численности населения; уровень и масштабы бедности в соответствующей степени влияют на формирование платежеспособности населения и на емкость внутреннего рынка, так как бедные формируют все меньший спрос на товары и услуги, а их становится все больше; сокращение емкости внутреннего рынка в результате нарастания бедности населения вызывает экономический спад, сокращение общественного богатства, что еще более усиливает процесс обеднения общества. В данной связи возникает такая цепная реакция, которую можно выразить следующим образом: Б1 – СВР – ЭС – СОП – Б2, где: СВР – сужение внутреннего рынка. В этом случае Б2> Б1. В условиях углубляющегося международного разделения труда и наличия сформировавшегося мирового рынка сужение внутреннего рынка, вызванная низким уровнем платежеспособности основной массы населения, компенсируется возможностью продажи определенных видов товаров и услуг на экспорт. При этом, себестоимость производства одной и той же продукции в сравнении со среднемировым уровнем при одинаковым техническом уровне производства в бедных странах на порядок ниже из-за многократного занижения величины заработной платы за труд той же самой сложности и результативности, что и в богатых странах. Таким образом генерируется ситуация, в которой значительная часть населения страны должна работать для обеспечения экспортных поставок за резко заниженную зарплату, в итоге происходит перераспределение национального дохода, созданного в бедных странах, в пользу богатых стран, когда экспортная выручка оседает преимущественно в зарубежных банках и не инвестируется в развитие национальной экономики, что и происходит в современной России. О какой социально-экономической политике должна идти речь в России, чтобы не допустить стагнацию бедности? На наш взгляд, страна с высоким уровнем бедного населения, обладающая качественной рабочей силой, может преодолеть бедность и ее на основе обеспечить экономическое развитие. Для этого сегодня необходимо добиться значительного притока капиталов, а также внедрения в экономику новых технологий. Бедная, но развитая по качественным параметрам рабочей силы страна (как послевоенные Германия, Франция, Италия, Япония) может самостоятельно преодолеть бедность, опираясь также на активизацию и эффективное применение внутренних факторов экономического роста, используя внешнеэкономические факторы развития лишь в порядке дополнения, при условии проведения эффективного экономического курса, нацеленного на реализацию национально-государственных интересов. Следовательно, актуальность представляет корректировка курса, направленная на ускорение экономического развития страны. Необходимо выделить следующие принципы преодоления бедности: 1. Актуализация мер государственного воздействия на экономику страны, включая активное и достаточное по объему перераспределение ресурсов в пользу эффективно работающих предприятий путем установления госзаказов, стратегического планирования и программирования в целях недопущения перехода масштабов и уровня бедности в системе общественного воспроизводства за определенный критический порог, за которым начинается цепная реакция самогенерирования бедности и уменьшения емкости внутреннего рынка, разрастания масштабов использования рабочей силы для обеспечения функционирования внешнеэкономического контура воспроизводства за резко заниженную заработную плату. 2. В случаях, когда предприятия получают сверхприбыль за счет снижения заработной платы своим работникам ниже уровня оплаты труда не превышающих двойного размера прожиточного минимума, целесообразно установить им налоги на прибыль в соответствии с прогрессивной шкалой. 3. Предотвращение утечки капитала из страны, что лишает ее инвестиционных ресурсов для развития и тем самым всяких перспектив для преодоления бедности. Стабилизационный фонд должен быть конвертирован в инвестиционный. 4. Бедность должна быть преодолена за счет создания инновационной экономики. Россия как страна бедная лишь по потреблению материальных благ и услуг, но богатая по качественным параметрам рабочей силы и природными ресурсами в преодолении бедности должна опираться прежде всего на внутренние источники экономического развития. На рис. 1 представлены основные направления, методы и уровни реализации государственной политики по преодолению бедности работающего населения в России. В контексте нашего исследования данная схема позволяет получить наглядное и структурированное представление о том, что борьба с бедностью не может быть сведена к проведению «ограниченных» мер воздействия. Стратегия преодоления бедности работающего населения должна основываться на комплексном подходе, предполагающем реализацию широкого спектра мер воздействия на различные формы проявления бедности. Рис. 1. Основные направления социальной политики по преодолению бедности Заключение. Бедность работающего населения является результатом существующих диспропорций во всех этапах воспроизводства и должна рассматриваться как статусная характеристика группы людей. В зависимости от выявленных причин, которые обуславливают бедность данной группы людей целесообразно использовать соответствующие системы мероприятий или программы борьбы с бедностью. Они должны быть дифференцированы не только в соответствии с формами и типами бедности, но и по их глубине.