Full text

Введение

 

Сегодня среди наиболее часто встречающихся трудностей в развитии детей дошкольного возраста можно выделить нарушения в поведении, которые имеют такие проявления, как агрессивность, вспыльчивость, пассивность, гиперактивность. Такие негативные проявления у нынешних детей вызывают наибольшую тревогу в связи с тем, что современные дети будут определять дальнейший статус нашего государства и направление его движения – в сторону развития или в сторону деградации.

От педагогов дошкольных образовательных организаций и психологов можно услышать, что родители часто жалуются: «Мой ребенок капризничает, может ударить или сломать игрушку», «Мой ребенок постоянно устраивает нам истерики».

Неконтролируемое поведение детей дошкольного возраста может перерасти в асоциальное поведение в подростковом возрасте, тем самым нарушается процесс благоприятной социализации личности.

Важность решения данной проблемы связана с ее многогранностью. Во-первых, общество нуждается в образованных, нравственных людях, обладающих не только знаниями и компетенциями, но и позитивной направленностью в сообществе различных людей. Во-вторых, в современном мире ребенок живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера. В-третьих, само по себе образование не всегда гарантирует высокий уровень социализации, стержнем которой является нравственная воспитанность как качество социализированной личности, его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. В-четвертых, именно в дошкольном возрасте закладываются культурологические основы воспитания. От того, каким образом и в какой форме они будут заложены, зависит образ будущей личности, его модель поведения [1].

В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 64, п. 1) отмечено, что дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста [2].

Приоритетами государственной политики в области воспитания являются «создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности, формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития» [3]. А это, несомненно, предполагает своевременное выявление детей, имеющих признаки вспыльчивости и негативных проявлений в поведении, в целях не только предупреждения неблагоприятного варианта развития дошкольников, но и для организации комплексной помощи.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на решение следующих задач: охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; создание благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности [4].

Кроме этого в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Познавательное развитие» предполагает становление сознания; формирование первичных представлений о себе, других людях. Образовательная область «Речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры. В образовательной области «Физическое развитие» отмечено становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами. Художественно-эстетическое развитие предполагает становление эстетического отношения к окружающему миру. Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [5]. Следовательно, во всех пяти образовательных областях особое внимание уделяется проблеме полноценного и гармоничного развития личности ребенка дошкольного возраста.

Вышеизложенное позволяет отметить, что проблема профилактики и коррекции вспыльчивости детей дошкольного возраста актуальна в настоящее время.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Несмотря на значимость рассматриваемой нами проблемы, основные вопросы, касающиеся понятия вспыльчивости, первопричин такого поведения и специфики проявления у детей дошкольного возраста, остаются открытыми.

Толковый словарь русского языка С. И. Ожегова так трактует понятие вспыльчивости: «легко раздражающийся, склонный к горячности» [6], т. е. это такие свойства характера, как запальчивость, гневливость. Иными словами, вспыльчивость – крайняя эмоциональность, выплескивание негативных эмоций, неумение конструктивно выражать и сдерживать их.

Нам близка позиция Т. П. Смирновой, которая считает, что вспыльчивость – это «ситуативное проявление бурного эмоционального реагирования, связанное с накоплением напряжения и необходимости его разрядки» [7].

Проблема вспыльчивости детей дошкольного возраста относится к эмоциональной сфере развития ребенка. Исследования, посвященные изучению эмоционально-волевого развития личности ребенка дошкольного возраста, проводились многими отечественными и зарубежными учеными.

Е. В. Змановская, занимаясь вопросами отклоняющегося поведения личности, а также исследованием различных проявлений девиантного поведения, отмечает, что эта проблема носит междисциплинарный и дискуссионный характер, вызывает живой интерес разных специалистов: психологов, врачей, педагогов, работников правоохранительных органов, социологов, философов [8].

С. Л. Колосова исследует проблему проявления агрессии у детей дошкольного возраста и говорит, что проблема агрессии у детей в последние годы стала одной из наиболее широко обсуждаемых [9].

Мы согласны с выводом А. Д. Кошелевой, считающей, что эмоциональная сфера дошкольника – важнейшая система, которая оказывает огромное влияние на психическую жизнь и поведение ребенка и очень важна для его психического и соматического здоровья, дети дошкольного возраста характеризуются высокой социально-психологической восприимчивостью, вариативностью и пластичностью [10].

Детально анализируя детские эмоции и их влияние на организм, В. В. Лебединский делает акцент на том, что правильно выбранные психолого-педагогические приемы должны помочь ребенку усовершенствовать доступные ему способы аффективной адаптации к окружающему, обеспечить максимально возможный комфорт в контакте с миром и тем самым побудить к постепенному углублению этого контакта, усложнить возникающие в его процессе аффективные задачи, приступить к формированию механизмов эмоциональной адаптации нового, более высокого уровня регуляции [11].

И. Л. Ленденева изучает психолого-педагогические основы работы по преодолению агрессии у детей, замечает, что для практической деятельности педагога, воспитателя актуальна проблема дифференцированной количественной и качественной оценки проявления агрессии у детей с целью выработки адекватных воспитательных стратегий. Недостаточная изученность психолого-педагогических причин агрессии и вспыльчивости детей, раскрытие условий, механизмов, средств ее профилактики и коррекции, учет проявления агрессии как неотъемлемой динамической характеристики активности и адаптивности человека, своевременное создание для ребенка условий, обеспечивающих ему возможность самовыражения и снижения уровня агрессии, являются основными задачами дошкольного воспитания [12].

Аналогичные отечественным ученым позиции можно обнаружить и у зарубежных авторов. Так, Г. М. Бреслав анализирует эмоциональные особенности формирования личности в детстве, делает предположение, что детская агрессия, степень ее выраженности обусловлены влиянием биологических, социальных и личностных факторов [13].

В. К. Вилюнас изучает социально-психологические аспекты поведения личности, справедливо считает, что «в качестве важных факторов, влияющих на проявление различных видов агрессии, могут выступать такие личностные особенности ребенка, как фрустрированность, тревожность, чувство вины, недостаточно развитые коммуникативные навыки, сниженные интеллектуальные возможности» [14].

Рассматривая психофизиологические нарушения у детей, Минг- Хорнг Цай и Ю-Шу Хуан останавливаются на мысли, что предупреждение и снижение уровня агрессии у дошкольников возможно путем организации своевременного комплексного психолого-педагогического коррекционного воздействия на ребенка, родителей и воспитателей [15].

Описывая развитие эмоциональных и социальных навыков у детей и подростков, К. Саарни отмечает, что детская агрессия может зависеть от существующих стереотипов полоролевого поведения, семейного воспитания, взаимодействия со сверстниками и воспитателями [16].

Г. Карло, M. Местре, M. МакГинли, П. Сампер, А. Тур, Д. Сандман исследуют физическую агрессию и просоциальное поведение, социально-эмоциональные черты и стили личности, считают, что степень выраженности детской агрессии зависит от таких факторов, как особенности детско-родительских отношений, характер межличностных взаимодействий ребенка со сверстниками, уровень усвоения тендерных ролей [17].

Обобщая изложенные выше авторские концепции, мы приходим к выводу, что возникновение проблем в эмоционально-волевой сфере дошкольников связано с дефицитом, прежде всего, положительных эмоций и волевого усилия ребенка. Исходя из этой позиции, мы и выстраиваем свое исследование.

Содержательные аспекты эмоциональности, волевой сферы и регуляции поведения, в том числе у детей, исследовались Л. С. Подымовой, С. В. Ильиной. Так, в своей статье «Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками» Л. С. Подымова и С. В. Ильина рассматривают проблему развития эмоциональной сферы старших дошкольников в процессе общения со сверстниками [18]. Названные авторы отмечают, что в основе детской вспыльчивости и агрессивности может лежать различная мотивационная направленность: в первом случае – спонтанная демонстрация себя, во втором – достижение своих практических целей, в третьем – подавление и унижение другого. Однако, несмотря на эти очевидные различия, всех таких детей объединяет одно общее свойство: невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого.

Модели эмоционального реагирования ребенка, факторы и условия, механизм эмоциональной регуляции поведения рассмотрены в трудах О. И. Романовой, Н. А. Шепиловой. Они говорят, что «содержание, принципы, функции педагогической системы профилактики и коррекции вспыльчивости приобрели в настоящее время субъектно-ориентированный, технологический характер» [19].

Важным заключением для нашего исследования является идея авторов А. В. Старковой, Н. А. Шепиловой о том, что для предотвращения развития негативных проявлений в поведении детей различного рода особую роль и значение имеет учебно-воспитательный процесс в становлении и развитии здоровой и гармоничной личности дошкольника как доминирующее направление всей педагогической деятельности [20].

Различные системы, способы, развивающие программы по коррекции эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста представлены сегодня в психолого-педагогической литературе. Например, использование игр-релаксаций описано в работе Л. М. Байбуриной, Н. А. Дядюриной, Н. И. Мудрик, В. Н. Исламгуловой [21].

Н. Л. Кряжевой рассматривается развитие и формирование психических процессов у детей, взрослым предлагается развивать эмоциональную сферу ребенка, исправлять некоторые отклонения в поведении, используя, на наш взгляд, интересные и специальные методы, такие как анимотерапия, арттерапия, телесно-ориентированные и танцевально-двигательные техники [22].

Анализ работ данных авторов ориентировал нас опираться на определение задач, методов работы, в основе которых лежит физическое, психическое, нравственное и социальное благополучие дошкольников.

Представленные аспекты проблемы вспыльчивости детей дошкольного возраста при всей своей многоликости отражают единый взгляд исследователей на нее как на сложное явление, связанноес психоэмоциональным напряжением ребенка, которое приводит к нарушению психического здоровья и эмоционального благополучия.

Необходимо сказать, что вспыльчивым детям дошкольного возраста присущи такие специфические черты: «очень легко огорчаются и сердятся, при этом активно пытаясь изменить то, что им не нравится, через моторный (двигательный) акт. Предпочитают действовать, а не думать и говорить. Им придется много тренироваться, чтобы облекать свои мысли в словесную форму» [23]. Ребенка считают вспыльчивым, если он «склонен по любому, даже самому незначительному с точки зрения взрослых поводу устроить истерику, расплакаться, разозлиться, но агрессии при этом может и не проявлять, это скорее выражение отчаяния и беспомощности, чем проявления характера» [24]. Однако если вовремя не оказать содействие ребенку, то такой ребенок может стать агрессивным. Поэтому проблема вспыльчивости детей дошкольного возраста рассматривается в рамках проблемы агрессивности.

По данным, приведенным Е. К. Лютовой, Г. Б. Мониной, агрессивное поведение в некой степени характерно для каждого ребенка, при этом если ребенок имеет частую склонность к агрессии, то в большинстве случаев у него преобладает физическая и вербальная агрессия. Обычно процент таких детей в детском коллективе составляет от 15 до 30% от общего числа членов группы [25].

Важные направления по изучению проблемы детской агрессивности представлены в работах ряда авторов. Так, психофизиологические характеристики детей с агрессивным поведением можно обнаружить в трудах М. Н. Панкова, И. С. Кожевниковой, Е. Ю. Сидоровой, А. В. Грибанова, Л. Ф. Старцевой [26]. Анализ этих научных разработок показал, что если не обращать внимания на агрессивные реакции ребенка, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастут в привычку действовать агрессивно.

Формы, виды и критерии агрессивности у детей исследовались Н. Н. Шельшаковой [27]. Интересной является идея автора о том, что у детей с выраженными признаками вспыльчивости, особых детей имеются и специфические особенности развития личностной и эмоционально-волевой сфер, которые носят системный характер, что отрицательно сказывается на адаптации детей в обществе.

Отдельным направлением можно считать работы, посвященные психолого-педагогическим особенностям общения, факторам и причинам агрессии детей. А. Г. Самохваловой на основе факторного анализа показано, что в дошкольном возрасте действительно типичными коммуникативными трудностями являются трудности, связанные с эгоцентризмом («демонстративный тип»); низким уровнем эмпатии, застенчивостью, коммуникативной вялостью, нежеланием и неумением сотрудничать («застенчивый тип»); гиперактивностью, коммуникативной неадекватностью, импульсивностью («гиперактивный тип») [28].

По результатам исследования, проведенного О. О. Гониной, дается ряд общих и конкретных рекомендаций, адресованных педагогам, психологам, дефектологам, которые мы учитывали при организации комплексной помощи в дошкольной образовательной организации [29].

И. Хакворт, К. Ларссоном и А. Лундстрем установлено, что если вспыльчивому ребенку своевременно не будет оказана помощь, то такой ребенок может стать агрессивным [30].

Следующий актуальный для нашей работы вектор представлен работами авторов, которые предлагают методики, технологии и различные средства помощи в преодолении агрессии дошкольников.

 М. В. Краснова совершенно верно считает, что, сталкиваясь со случаями агрессии и вспыльчивости, многие педагоги дошкольных образовательных учреждений затрудняются в выборе адекватных средств реагирования. В связи с этим автор предлагает использовать в качестве форм работы разнообразные игры, обсуждение произведений литературы, включение ребенка в различные виды изобразительной, музыкальной, физкультурно-оздоровительной деятельности, что позволяет педагогам расширить репертуар социальных умений дошкольников [31].

Е. В. Демко, В. А. Петьков апробируют программу коррекционных мероприятий профилактики и коррекции агрессивности детей 6–7 лет, которая включает в себя такие методы, как символдрама, игровая психокоррекция, проективные техники, психокоррекционные истории Д. Бретта, сказкотерапия и комплексные занятия психогимнастикой [32].

На наш взгляд, для повышения общей профессиональной компетентности педагогов в практической деятельности можно использовать методические разработки С. И. Семенака в виде 21 занятия по формированию у детей доброжелательного поведения, навыков управления негативными эмоциями, осознанного отношения к нормам социального поведения [33].

Ф. Грэм считает, что причины возникновения негативных параметров личности дошкольника заключаются в деструктивном влиянии родительских стратегий поведения, предлагает использовать в данном случае совместную поведенческую терапию для детей и семей [34].

Важно отметить, что, по мнению Р. Тремблея, Д. Лемаркуанда, Ф. Витаро, в процессе работы с детьми, так же как и в процедуре диагностики, можно использовать, в частности, информацию, позволяющую понять проблемы детей, причины которых часто скрываются не только в них самих, но и в ближайшем окружении [35].

Исследователи О. В. Пустовойтова, Н. А. Шепилова, В. А. Чернобровкин говорят о том, что наиболее результативным методом проведения коррекционной работы по снижению агрессивного поведения у детей является личностно-групповой подход, предполагающий проведение занятий в малочисленных группах. Среди необходимых принципов интеракции между педагогом и дошкольниками следует выделить: конгруэнтное восприятие личности ребенка; корректное отношение к его индивидуальным возможностям; партнерские взаимоотношения; оказание конструктивной помощи в проблемных ситуациях; освоение навыков координации и самоконтроля [36].

Таким образом, анализ трудов отечественных и зарубежных авторов позволил нам обосновать теоретические основы нашего исследования, а именно:

-     вспыльчивость в детском возрасте является одной из актуальнейших проблем современности;

-     особенно остро данный вопрос поднимается, когда речь идет о детях, так как именно у детей агрессивные проявления могут служить компенсацией нехватки общения со сверстниками или взрослыми и стать систематическим и постоянным способом поведения;

-     с педагогической точки зрения в преодолении вспыльчивости важна позитивная роль взаимодействующих взрослых в процессе воспитания и развития таких детей, поскольку конструктивный характер взаимодействия положительно влияет на физическое, психическое и социальное здоровье ребенка;

-      педагогически значимо то, что воспитатель может целенаправленно организовать комплекс упреждающих мер, направленных на предотвращение и развитие вспыльчивости у детей дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации.

 

Методологическая база исследования

 

Теоретико-методологическими подходами рассматриваемой нами проблемы послужили подходы:

-     индивидуализации, заключающийся в использовании диагностики личности ребенка и проектировании на этой основе индивидуальной помощи, рефлексии результатов работы;

-     дифференциации, означающий то, что могут совпадать цели, а способы деятельности могут быть различными, в зависимости от каждого ребенка, особенностей его развития;

-     комплексного подхода, который предусматривает единство задач работы, используемых методов и приемов, а также целостное воздействие на чувства, сознание и поведение;

-     психолого-педагогической поддержки, предполагающий адекватным способом выражать свои чувства, настроение, лимитирующий и направляющий поведение, купирующий негативные проявления.

Экспериментальное исследование проблемы вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе «Центр развития ребенка – детский сад № 113» г. Магнитогорска. В исследовании принимали участие 15 детей старшего дошкольного возраста. В качестве методов исследования использовались:

-     теоретические: теоретико-методологический, понятийно-терминологический, нормативно-правовой анализ, сравнение, обобщение;

-     эмпирические: эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный этапы); тест «Шкала вспыльчивости», модифицированный вариант опросника «Личностная агрессивность и конфликтность» авторов Е. П. Ильина и П. А. Ковалева [37]; восьмицветовой тест М. Люшера [38]; методика проективного теста тревожности, авторы Р. Тэммл, В. Амен, М. Дорки [39];

-     методы обработки полученных данных.

 

Результаты исследования

 

Экспериментальная работа состояла из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента. Цель констатирующего этапа – выявить наличие проявлений вспыльчивости у детей старшего дошкольного возраста. Представим данные экспериментальной работы.

Тест «Шкала вспыльчивости», модифицированный вариант опросника «Личностная агрессивность и конфликтность», использовался нами для выявления самооценки эмоциональной возбудимости ребенка. Анализируя результаты констатирующего этапа исследования по методике «Шкала вспыльчивости», было выявлено, что высокий уровень вспыльчивости отмечается только у двух обследуемых дошкольников (13%), средний уровень агрессивности выявлен у восьми детей (53%) и низкий уровень вспыльчивости определен у пяти обследуемых дошкольников (34%). На рис.
1 представим наглядно данные результаты.

Рис. 1. Результаты диагностики по методике «Шкала вспыльчивости»

на этапе констатирующего эксперимента

 

Далее представим результаты проведения теста М. Люшера, целью которого было исследование эмоционального состояния детей, выявление наличия проявлений вспыльчивости, стресса. В табл. 1 и 2 наглядно отображены полученные нами данные.

Таблица 1

Результаты проведения теста М. Люшера на этапе констатирующего эксперимента

 

Код респондента

Цветовой ряд

КВ

ИТ

1

2

3

4

5

6

7

8

Елена М.

4

1

2

3

5

7

6

0

1,00

0,00

Люда Ж.

1

2

5

4

3

7

6

0

0,60

1,00

Галина П.

4

2

1

6

5

3

0

7

0,85

1,00

Евгений Л.

2

1

5

4

3

6

7

0

0,60

1,00

Роман Ж.

2

5

4

3

6

7

1

0

1,10

3,00

Слава Л.

1

2

5

3

4

7

0

6

0,60

1,00

Ольга Л.

1

2

5

0

7

4

3

6

0,33

4,00

Мария П.

4

2

3

6

5

1

0

7

1,40

5,00

Сергей Л.

1

5

2

4

3

6

0

7

0,60

2,00

Юрий З.

2

1

0

5

4

3

6

7

0,47

2,00

Игорь Б.

1

6

2

4

3

5

0

7

0,64

2,00

Гена К.

2

4

3

5

1

6

0

7

1,08

0,00

Илия С.

5

4

2

3

6

1

0

7

1,33

4,00

Настя Ш.

2

1

5

4

3

6

0

7

0,60

1,00

Сергей С.

4

3

2

1

6

5

0

7

1,36

0,00

 

В табл. 2 представим результаты распределения цветовых выборов дошкольников на этапе констатирующего эксперимента.

Анализ средних значений был использован для составления типичного («среднего») цветового ряда, то есть для выявления наиболее приятных (неприятных) цветов для детей в каждой группе. Расположение цветов в выборах испытуемых двух групп сравнивалось с расположением цветов при аутогенной норме (аутогенная норма (АН) – это «оптимальный» цветовой ряд, являющийся эталоном нервно-психического благополучия).

Наиболее предпочитаемым цветом для детей – участников исследования оказался зеленый (2), символизирующий упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, постоянство воззрений.

Таблица 2

Распределение цветов в выборах дошкольников

на этапе констатирующего эксперимента

 

Позиция цвета

в ряду

Код респондента

1

2

3

4

5

6

7

 0

Елена М.

2

3

4

1

5

7

6

8

Люда Ж.

1

2

5

4

3

7

6

8

Галина П.

3

2

6

1

5

4

8

7

Евгений Л.

2

1

5

4

3

6

7

8

Роман Ж.

7

1

4

3

2

5

6

8

Слава Л.

1

2

4

5

3

8

6

7

Ольга Л.

1

2

7

6

3

8

5

4

Мария П.

6

2

3

1

5

4

8

7

Сергей Л.

1

3

5

4

2

6

8

7

Юрий З.

2

1

6

5

4

7

8

3

Игорь Б.

1

3

5

4

6

2

8

7

Гена К.

5

1

3

2

4

6

8

7

Илия С.

6

3

4

2

1

5

8

7

Настя Ш.

2

1

5

4

3

6

8

7

Сергей С.

4

3

2

1

6

5

8

7

Среднее значение

2,93

2,00

4,53

3,13

3,67

5,73

7,20

6,80

 

Также было замечено, что у дошкольников из цветов «рабочей группы» лишь красный встречается преимущественно в середине ряда, а зеленый и желтый – в начале. Такие цвета, как серый, коричневый и черный, у большинства детей присутствуют в конце ряда. Поэтому мы можем говорить о том, что по расположению цветов в выборке у детей психоэмоциональное состояние достаточно благополучное. Для дошкольников характерны были упорство, целеустремленность, сопротивляемость изменениям, что выражается вспыльчивыми проявлениями несогласия и постоянством воззрений.

Нами было проведено исследование тревожности дошкольников по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Полученные результаты представлены в табл. 3.

Таблица 3

Результаты диагностики по методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен

на этапе констатирующего эксперимента

 

Имя

Кол-во эмоционально негативных выборов

Уровень тревожности

1

Елена М.

0

Низкий

2

Люда Ж.

5

Средний

3

Галина П.

1

Низкий

4

Евгений Л.

5

Средний

5

Роман Ж.

8

Высокий

6

Слава Л.

5

Средний

7

Ольга Л.

4

Средний

8

Мария П.

5

Средний

9

Сергей Л.

8

Высокий

10

Юрий З.

4

Средний

11

Игорь Б.

5

Средний

12

Гена К.

4

Средний

13

Илия С.

5

Средний

14

Настя Ш.

1

Низкий

15

Сергей С.

2

Низкий

Анализируя результаты исследования, было выявлено, что высокий уровень тревожности выявлен только у двух обследуемых дошкольников (13%), средний уровень агрессивности выявлен у девяти детей (60%) и низкий уровень тревожности определен у четырех обследуемых детей из семей (27%).

На рис. 2 представим наглядно данные результаты.


Рис. 2. Результаты диагностики по методике Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен

 на этапе констатирующего этапа эксперимента

 

Таким образом, можно сделать вывод, что у обследуемых нами детей старшего дошкольного возраста были выявлены признаки тревожности, эмоциональной неуравновешенности, агрессивности, вспыльчивости, некоторые дети испытывают большее количество страхов и сложностей в межличностном общении.

Учитывая результаты констатирующего этапа эксперимента и опираясь на теоретико-методологические основы, анализ работ ученых, представленных в обзоре отечественной и зарубежной литературы, мы определили необходимость разработки и внедрения комплекса занятий по профилактике и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста.

Целью комплекса занятий послужило обеспечение профилактики и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста.

Задачи работы:

-     снижение вспыльчивости средствами игровой деятельности и двигательной активности;

-     снижение вспыльчивости средствами привлечения внимания детей к сверстникам, воспитания положительного отношения друг к другу;

-     снижение вспыльчивости путем повышения самооценки, развития коммуникативных и эмпатийных способностей детей.

В табл. 4 представлен фрагмент планирования занятий по профилактике и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста.

Таблица 4

Примерный план занятий, направленных на профилактику и коррекцию

вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста

 

№ п/п

Тема занятия

Цели

Методы

1

Давайте познакомимся

– Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии;

– снятие эмоциональной напряженности, невротических состояний;

– развитие познавательных процессов;

– формирование чувства близости с другими, принятие детьми друг друга, формирование чувства ценности других и самоценности

Игры-тренинги: «Интервью», «Дракон кусает свой хвост», «Баржа», «Связующая нить»

2

Мое настроение

– Снятие внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению;

– развитие умения передавать свое настроение через цветовые пятна, изображенные на листе бумаги;

– способствование сплочению группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства

Инсценировка сказки «Репка».

Рисование своего настроения.

Игра-тренинг «Колокол»

3

Мы все тебя любим

– Создание атмосферы единства, взаимной эмоциональной поддержки, повышение позитивного настроя;

– развитие умения выражать свое эмоциональное состояние;

– развитие чувства доверия детей друг к другу, установление доверительных отношений

Игры-тренинги:

«Связующая нить», «Подари мне улыбку», «Ласковое имя твое», «Мы тебя любим»

4

Мы с вами так похожи

– Способствование сплочению группы, снижение напряжения;

– развитие способности к сосредоточению; эмоциональное осознание своего поведения;

– энергетическая подпитка, восстановление сил, развитие умения побыть наедине с собой, прислушаться к внутреннему «я»

Игры-тренинги:

«Связующая нить», «Передай сигнал».

Танец «Цветок».

Упражнение «Зеркало»

5

Наша дружба

– Сплочение группы, физический контакт, возможность почувствовать друг друга, настроиться на сотрудничество и взаимопонимание;

– снятие негативных проявлений, чувства вины, накопившегося внутреннего напряжения, развитие способности к самовыражению;

– снятие вербальной агрессии, помощь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме;

– формирование у детей моральных представлений

Игры-тренинги: «Связующая нить», «Только вместе!».

Танец свободы и победы «Святой Георгий».

Игры-упражнения:

«Обзывалки», «Взаимоотношения»

6

Мы вместе

– Научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать;

– развивать наблюдательность, память, коммуникативные способности, чувство доверия и ответственности;

– учить детей согласованно действовать в группе, показать, что взаимное доброжелательное отношение товарищей по «команде» дает уверенность и спокойствие

Игры-упражнения:

«Закончи предложение», «Разведчики», «Аэробус», «Доброе животное»

7

Тух-тиби-дух

– Помочь детям переключиться на активную деятельность, почувствовать свою накопившуюся негативную энергию и «истратить» ее во время игры;

– снять эмоциональное напряжение, дать возможность исполнить роль тирана, пережить чувство отверженности, приобрести навыки конструктивного поведения в подобных ситуациях, развивать групповую сплоченность;

– снять негативное настроение;

– обеспечить эмоциональное и мышечное расслабление и восстановление силы

Игры-тренинги:

«Рубка дров», «Ворвись в пруд», «Тух-тиби-дух!».

Игра «Газета».

Этюд «Я похож на...»

 

8

Волшебная игра

– Снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев;

– снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло;

– обучить детей эффективным способам общения.

Игры-тренинги:

«Бумажные мячики», «Два барана», «Попроси игрушку», «Липучка».

Игра-упражнение «Цветной стул»

9

Наша дружная группа

– Сплотить группу, организовать атмосферу единства;

– развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, развитие коммуникативных навыков;

– закрепить адекватные способы общения

Игры-тренинги:

«Связующая нить»,

«Изобрази без слов несуществующее животное».

Тематическое рисование «Наша дружная группа».

Игра «Подари мне камешек»

10

Как стать уступчивым

– Объяснить детям, как важно в любой совместной деятельности уступать друг другу, используя специальные этикетные стереотипы: советы, извинения, согласие, одобрение;

– создать атмосферу единства, взаимной поддержки, повышения позитивного настроя;

– развивать умение детей согласованно действовать в группе и друг с другом

Игры-тренинги:

«Волна», «Передайте другому».

Прием ТРИЗ «Цепочка слов».

Этюд «Прошу прощения».

Игры парами «Мозаика в парах», «Мы рисуем домик»

 

Необходимо отметить, что основные усилия в области преодоления детской вспыльчивости были направлены на выявление причин возникновения вспыльчивости у детей старшего дошкольного возраста и на поиск позитивных способов работы с гневом. Проведение целенаправленной работы с детьми предоставляет возможность каждому дошкольнику без перегрузки, с учетом индивидуальных особенностей, закреплять коммуникативные умения, усваивать правила общения, способствовать формированию навыков социального взаимодействия детей старшего дошкольного возраста [40].

После апробации комплекса занятий появилась обоснованная необходимость в проведении контрольного этапа эксперимента с целью определения эффективности проведенной формирующей работы и определения динамики проявления вспыльчивости в поведении старших дошкольников.

Результаты по методике «Шкала вспыльчивости» были такие: у 60% отмечен средний уровень вспыльчивости, у 40% – низкий, высокого уровня отмечено не было.

Проведение теста М. Люшера на контрольном этапе эксперимента показало, что у дошкольников из цветов «рабочей группы» лишь красный встречается преимущественно в середине ряда, а зеленый и желтый – в начале. Такие цвета, как серый, коричневый и черный, у большинства детей присутствуют в конце ряда. Поэтому мы можем говорить по расположению цветов в выборке, что у детей психоэмоциональное состояние достаточно благополучное.

По методике Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен выявлено, что у 27% дошкольников отмечен низкий уровень тревожности, у 73% – средний уровень. Высокого уровня тревожности у детей отмечено не было.

Анализ контрольного эксперимента показал, что у 60% отмечен средний уровень вспыльчивости, у 40% – низкий, высокого уровня отмечено не было.

 

Заключение

 

Осмысление результатов экспериментальной работы позволяет отметить, что коррекция и профилактика вспыльчивости детей дошкольного возраста и негативных проявлений возможны при целенаправленной и своевременной помощи детям. Предложенный и апробированный нами в практике ДОО комплекс занятий по профилактике и коррекции вспыльчивости детей старшего дошкольного возраста доказал свою состоятельность по сравнительным результатам констатирующего и контрольного этапов эксперимента.

Коррекция и профилактика вспыльчивости детей дошкольного возраста должны быть направлены на преодоление вспыльчивым ребенком проблем в общении со сверстниками и взрослыми, формирование в сознании детей установки на диалогичность, сотрудничество, инициирование детей на позитивное взаимодействие с окружающими, а также должны строиться с учетом индивидуального, дифференцированного, комплексного подходов, содействуя психолого-педагогической поддержке детей дошкольного возраста.

Проведенное нами исследование имеет перспективы для своего развития, частности, это изучение взаимоотношений ребенка с семейным окружением, что требует тщательной проработки и является содержанием следующего этапа нашей работы.