Full text

Введение

 

Целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину. Потому актуальна работа всех институтов воспитания по патриотической проблематике с сохранением традиций, совершенствованием методов и технологий, учетом мнения самой молодежи о формах патриотического воспитания.

Прошедший год был Годом памяти и славы, годом, ознаменовавшим 75-летие Великой Отечественной войны. Десятки миллионов детей, участвовавших в войне 1941–1945 годов, – это летопись подвижничества сынов и дочерей, участвующих в боевых действиях, в партизанских отрядах. Именно им был посвящен наш проект, акцент в котором был сделан на подготовку добровольцев к просветительской деятельности патриотической направленности, на развитие диалога добровольцев и современных школьников на основе анализа биографий их ровесников-героев, проживавших на территории их малой родины в Тульской области.

Проект «Подготовка добровольцев просветительской направленности по сопровождению мероприятий, посвященных проведению Года памяти и славы “Героическое поколение ровесников”» предполагал: организацию анкетирования по вопросам патриотического воспитания детей и молодежи, проектирование и проведение уроков патриотической направленности на базе образовательных, социально-психологических учреждений Тульской области, пришкольных и загородных детских оздоровительных лагерей для различных категорий детей и молодежи.

Содержательный блок программы подготовки добровольцев был направлен на развитие когнитивной составляющей патриотического сознания молодежи. Технологический компонент подготовки добровольцев патриотической направленности предполагал проектирование уроков патриотического воспитания, которые были посвящены подвигу юного героя-земляка. При этом форма проведения уроков могла быть самой разнообразной: с элементами мастер-класса, конкурса рисунков, стихотворений, песен, социально значимых проектов «На Родине героя», викторины, квеста, исторического терренкура, видеоматериалов интервью, форума – театра реконструкции военных действий, освещения архивных материалов и т. д. Эмоционально-смысловая составляющая обращала внимание подрастающего поколения на изучение жизнедеятельности в период военных действий конкретных детей и молодых людей, которые родились на Тульской земле, чьи поступки, подвиги вызывают чувство восхищения, гордости, единения, сплочения и др. Все мероприятия проекта осуществлялись в системе «студенты-добровольцы – учащиеся школы».

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Патриотическое воспитание современной российской молодежи сегодня рассматривается как стратегическая задача государственной образовательной политики. На это указывают многие авторы [1]. В конце девяностых годов XX века обозначилась тенденция ориентации молодежи на отрицательные авторитеты, и в настоящее время ведется поиск и внедрение их альтернатив. Так, в работе Р. В. Ковшова и А. Н. Шевелева выделены кризисы отечественного школьного воспитания [2]. О. Ю. Нестеренко вскрыла аспекты социальной дезинтеграции как фактора гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в постсоветский период [3]. А. А. Федоровских и А. А. Рябов выделили такие проблемы патриотического воспитания в нашей стране, как отсутствие качественных показателей оценки деятельности и недостаток социальной рекламы патриотизма [4]. Как особо значимая проблема выделена взаимосвязь духовно-нравственного и патриотического воспитания. Так, М. К. Акимова и О. А. Галстян доказали, что направленность социальной активности молодых людей напрямую зависит от принятия или не принятия ими нравственных нормативов [5].

Анализ работ ученых по изучаемой проблематике показывает, что сегодня именно патриотическое воспитание рассматривается как мобилизационный ресурс развития личности, общества и государства. Однако теоретико-методологические основы патриотического воспитания детей и молодежи в учреждениях образования и вытекающие из них практические подходы, методы и формы воспитания патриота и гражданина России нуждаются в концептуальном переосмыслении. На это указывают многие авторы. Так, А. Н. Вырщиков и М. Б. Кусмарцев в своей монографии «Патриотическое воспитание молодежи в современном российском обществе» обозначили главный тезис преобразований в этой области: «через патриотизм и образование к возрождению России», показали значимость обращения к историко-культурному наследию отечественных мыслителей, а также учета в патриотическом воспитании молодежи традиционных духовно-нравственных и идейно-мировоззренческих основ построения российского государства и использования технологического проектного подхода [6]. Ю. М. Грузина, А. В. Кожаринов, И. А. Фирсова и другие, анализируя современные подходы в воспитании молодежи, в качестве ведущих выделили компетентностный и проектный подходы [7].

Важность внедрения новых эффективных подходов к патриотическому воспитанию детей и молодежи отмечает также А. В. Бугачев, чьи идеи созвучны нашим. Патриотическое воспитание он предлагает выстраивать как процесс взаимодействия наставников с воспитуемыми, ориентированный на зарождение патриотических чувств, формирование патриотических взглядов, включает в это взаимодействие также родителей [8]. Мы предлагаем развивать модели социального партнерства и современные технологии [9].

М. Ю. Давыдова, С. Н. Сурков указывают на важность использования конкретных примеров в ходе патриотического воспитания [10]. Наш проект пронизан этой идеей. Значимость формирования исторической памяти как проблему рассматривает Н. Д. Сорокина [11]. Наряду с необходимостью формирования исторической памяти в патриотическом воспитании сегодня нужно обращаться и к свежим примерам, о чем, в частности, говорит в своей статье «Воспитание молодежи на примере жизни и подвига современного героя» В. В. Коровин [12].

И. А. Саввинов показал целесообразность учета региональной специфики при организации патриотического воспитания [13]. Мы делаем акцент на задействовании историко-культурного потенциала региона для определения и реализации приоритетных направлений патриотического воспитания [14, 15].

Мы полагаем, что воспитательные методики должны отвечать характеру социально-психологических особенностей современной молодежи, проявляющихся в их поведении и деятельности. Сегодня стоит задача, заключающаяся в поиске и распространении таких практик, которые «наполняют идеологический конструкт “патриотизм” живым содержанием, привлекательны для подростков и молодежи, а с другой стороны, отвечают запросам общества на воспитание социально ответственной личности с устойчивой ценностной системой», – эту мысль озвучивают в своей статье И. Я. Мурзина и С. В. Казакова [16].

Специфику патриотического воспитания студентов вузов изучали Ю. Г. Волков и Р. Д. Хунагов, раскрыв смыслы, институциональные практики и перспективы его развития [17]; Н. А. Сысоева, показав особенности патриотического воспитания патриотизма студентов педагогических вузов при переходе на новые образовательные стандарты [18]; Г. С. Пшегусова, Н. Х. Гафиатулина и С. И. Самыгин, выявив роль патриотического воспитания в формировании социального здоровья вузовской молодежи [19]; В. Д. Еременко, В. С. Остапенко и В. Н. Первушина, рассмотрев методологические основы, существенно повышающие эффективность и качество работы, связанной с формированием патриотизма студентов [20]; И. А. Мачульская и А. Н. Мачульский, обосновав наиболее оптимальные и эффективные педагогические условия и механизмы педагогического воздействия, способствующие развитию и построению современной модели патриотического воспитания в вузе [21].

В работах зарубежных авторов тема патриотизма также широко обсуждается. Так, в Китае в качестве главной формы патриотического воспитания порастающего поколения рассматривается изучение отечественной истории, всеобщее празднование национальных праздников и исторических дат. В китайских школах большое значение в плане патриотического, нравственно-идеологического и политического воспитания имеют национальная музыка и пение [22]. В последнее время за рубежом все больше внимания уделяется поиску эффективных форм воспитания патриотизма при взаимодействии молодых людей в Интернете: создаются специализированные сайты, форумы; разработаны и проводятся в интернет-среде такие мероприятия, как «Волонтер онлайн», «Месяц патриотических фильмов», «Память о погибших ...» и др. [23]

В США в качестве главных патриотических идей выступают идеи свободы, равенства и справедливости. М. Адлер, американский философ, писал следующее: «...На этих трех идеях строится жизнь нашего общества. Они олицетворяют те идеалы, к достижению которых человечество стремится в настоящем и которые хочет передать своим потомкам в будущем» [24]. В качестве основных характеристик патриота американцы рассматривают ответственность, мужество, готовность к самопожертвованию во имя общего блага. Каждый из них убежден в уникальности американской национальной идеи как особой формы справедливости, что служит оправданием для принятия судьбоносных решений без учета мнения любых других, которые не являются американцами.

В Белоруссии главные аспекты патриотического воспитания прописаны в концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи. Данная концепция основана на «идеологии белорусского государства», которая включает в себя социальную справедливость, суверенитет, а также экономическое благосостояние. Белорусский ученый Л. О. Ворошухо подчеркивает, что чужие модели воспитания патриотизма не должны воспроизводиться в чистом виде в других государствах, везде должна учитываться своя специфика [25].

В Казахстане действует государственная программа патриотического воспитания, направленная на формирование у молодежи патриотического сознания, чувства гордости за свою страну, воспитание готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей. Как отмечают З. Н. Нурлигенова, К. М. Амантаева, Д. Н. Курбанова, патриотическое воспитание реализуется посредством проведения семинаров и форумов. Немаловажную роль при этом играет популяризация государственных символов и воинской службы, выпуск информационно-методических сборников [26].

Патриотическое воспитание в настоящее время рассматривается как деятельность, объединяющая граждан, общество и государство вокруг нравственных и общих для всей страны базовых ценностей, гражданских идеалов [27]. Поэтому, на наш взгляд, сегодня востребованы новые формы работы, способствующие совершенствованию и развитию патриотического воспитания, учитывающие систему ценностей молодого поколения, потребностей и интересов, нравственно-патриотических ориентиров. Ряд ученых считают, что воспитание в условиях социального многообразия «должно осуществляться на основе таких базовых национальных ценностей, как патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа» [28]. Мы также ориентируемся на эти ценности.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы» [29] указывалось, что «с учетом современных задач развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию». Важным направлением реализации данной программы является развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан, которое включает в себя: проведение научно обоснованного мониторинга эффективности патриотического воспитания; выявление и развитие наиболее эффективных практик патриотического воспитания; стимулирование исследований, направленных на разработку новых программ и подходов патриотического воспитания; апробацию и внедрение современных методик и технологий в деятельность по патриотическому воспитанию; вовлечение молодых ученых и преподавателей в развитие научно-методической базы патриотического воспитания и др. В ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого» (далее – ТГПУ им. Л. Н. Толстого) решались все вышеперечисленные задачи.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года подчеркивается формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России [30].

 

Методологическая база исследования

 

Цель исследования – выявление особенностей патриотического воспитания детей и молодежи на личном примере юных героев-патриотов Великой Отечественной войны. Исследование было проведено на базе ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

Методы исследования: теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической литературы; анализ, обобщение и систематизация информации из научных источников); эмпирические (анкетирование, педагогический эксперимент); методы математической статистики.

Нами было разработано и проведено две анкеты по вопросам патриотического воспитания молодежи [31]. В первой и во второй анкетах содержалось по 10 вопросов закрытого и открыто-закрытого типов с выбором одного ответа или множественным выбором.

Валидность анкеты достигалась посредством разработки системы четких формулировок вопросов и предлагаемых ответов в соответствии с изучаемыми критериями и показателями, их соотнесения с аналогами, соблюдения требований к составлению анкеты, проведения пилотного исследования с целью установления правильности понимания вопросов студентами, дальнейшей корректировкой и использованием методов, контролирующих искренность и осознанность их ответов. Валидность анкеты также обеспечивалась путем соотнесения ответов обучающихся 1) с их высказываниями в ходе дискуссий и бесед, организованных в процессе работы над проектом; 2) с наблюдаемым реальным поведением; 3) с ответами репрезентативных групп на вопросы похожих анкет.

В первом анкетировании приняли участие 100 студентов, во втором – 82 студента ТГПУ им. Л. Н. Толстого начальных курсов обучения.

Ключевыми принципами исследования являются следующие: объективность, целостность, персонализация, компетентность.

Большое внимание уделяется разработке и апробации проекта «Подготовка добровольцев просветительской направленности по сопровождению мероприятий, посвященных проведению Года памяти и славы “Героическое поколение ровесников”».

Этапы проектной деятельности включали анкетирование участников, определение проблемы проекта, его целей и задач, планирование работы, формирование команды проекта, разработку и проведение мероприятий проекта, анализ результатов и определение перспектив реализации проекта.

 

Результаты исследования

 

Представим результаты анкетирования по первой анкете, в анкетировании приняли участие 100 студентов. На первый вопрос анкеты «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?»,который носил закрытый характер и позволял сделать множественный выбор (не более трех вариантов ответов), студенты ответили следующим образом: большинство из них выбрали ответ «любовь к Родине» (87%), следующим по частоте выборов был ответ «уважение к своей Родине, гордость за свою страну» (63%). Остальные варианты ответов получили следующее количество выборов: знание своей истории и следование традициям – 39%, любовь к родному городу, деревне, дому – 31%, любовь к национальной культуре – 27%, любовь к народу – 18%, стремление к социальной справедливости – 18%, любовь ко всему человечеству, гуманизм – 18%, стремление к безопасному глобальному миру – 11%, любовь к своей семье, близким – 9%, прославление побед Родины – 7% (см. рис. 1).

На второй вопрос «Считаете ли Вы себя патриотом своей страны?» 76% ответили утвердительно, 4% – отрицательно, 18% написали, что не уверены. В двух бланках ответы на этот вопрос отсутствовали. Третий вопрос «В чем проявляется истинный патриотизм?» был открыто-закрытым и предполагал множественный выбор, но не более трех позиций. На него опрашиваемые ответили так: вариант ответа «в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы» выбрали 3%, вариант «в голосовании на выборах за патриотические партии» – 6%, «в противодействии силам, пытающимся подорвать Россию изнутри» – 24%, «в участии в деятельности патриотических организаций» – 21%, «в праздновании исторических событий и юбилеев» – 28%, «в конструктивной критике недостатков в стране» – 19%, «в работе с полной отдачей сил на благо Родины» – 45%, «в любви к своей малой родине и реальных действиях по ее благоустройству» – 47%, «в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма» – 20%, «в готовности защищать свою страну с оружием в руках» – 25%, «в вере в будущее России» – 38%. Собственный вариант ответа никто не предложил. Самым популярным был ответ «в любви к своей малой родине и реальных действиях по ее благоустройству», который выбрали 47%.

 

 

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос «Что такое, на Ваш взгляд, патриотизм?»

 

Распределение ответов студентов на четвертый вопрос «Знаете ли Вы флаг, герб и гимн РФ?» было следующим: по позиции «флаг»: да – 99%, скорее да – 1%, ответы «скорее нет» и «нет» никто не выбрал; по позиции «герб»: да – 96%, скорее да – 4%, ответы «скорее нет» и «нет» никто не выбрал; по позиции «гимн»: да – 85%, скорее да – 14%, нет – 1%, ответ «скорее нет» никто не выбрал.

На пятый вопрос «Что для Вас как гражданина России является предметом особой гордости?» респонденты могли дать несколько вариантов ответов. Первый вариант «победа в Великой Отечественной войне» выбрали 60% опрошенных, второй «история страны» – – 60%, третий «культурное наследие» – 61%, четвертый «принадлежность к своей национальности» – 18%, пятый «природные богатства страны» – 32%, шестой «положение России в мировом сообществе» – 19%. Ответ «гордиться нечем» не выбрал никто. Собственный вариант ответа предложили 6% студентов.

В шестом вопросе опрошенным необходимо было оценить, насколько развиты перечисленные в списке 11 ценностей у современной молодежи. По инструкции они должны были обвести кружком число в соответствующей колонке, где оценка 5 соответствовала максимальному уровню развитию, 1 – минимальному уровню. Ценность «свобода» наибольшее количество выборов (39%) получила по шкале 4 балла. Ценность «истина» наибольшее количество выборов (45%) получила по шкале 3 балла. Ценность «добро» наибольшее количество выборов (39%) получила по шкале 3 балла. Ценность «красота» наибольшее количество выборов (40%) получила по шкале 4 балла. Ценность «справедливость» наибольшее количество выборов (41%) получила по шкале 3 балла. Ценность «милосердие» наибольшее количество выборов (31%) получила по шкале 4 балла. Ценность «товарищество и дружба» наибольшее количество выборов (35%) получила по шкале 4 балла. Ценность «коллективизм» наибольшее количество выборов (42%) получила по шкале 3 балла. Ценность «патриотизм» наибольшее количество выборов (34%) получила по шкале 3 балла. Ценность «совесть» наибольшее количество выборов (33%) получила по шкале 3 балла. Ценность «честь и достоинство» наибольшее количество выборов (29%) получила по шкале 5 баллов (табл. 1, рис. 2).

Таблица 1

Распределение ответов студентов на вопрос

«Насколько перечисленные ниже ценности развиты у современной молодежи?»

 

Ценности

Степень развитости, баллы

Среднее

арифметическое

1

2

3

4

5

 

Количество студентов, %

1. Свобода

2

9

24

39

26

3,78

2. Истина

2

14

45

24

15

3,36

3. Добро

3

26

39

22

10

3,1

4. Красота

3

8

30

40

19

3,64

5. Справедливость

9

15

41

22

13

3,15

6. Милосердие

8

23

28

31

10

3,12

7. Товарищество и дружба

2

9

20

35

34

3,9

8. Коллективизм

2

11

42

23

22

3,52

9. Патриотизм

8

12

34

29

17

3,35

10. Совесть

7

28

33

21

11

3,07

11. Честь и достоинство

9

13

23

26

29

3,53

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Средние значения выборов шкальных оценок студентами при ответе на вопрос

«Насколько перечисленные ниже ценности развиты у современной молодежи?»

 

Таким образом, ценность «патриотизм», по мнению участвовавших в анкетировании студентов, развита у современных молодых людей, но не в максимальной степени, а находится на среднем уровне.

Седьмой вопрос («Какие из перечисленных качеств присущи Вам?») предполагал оценку личностных качеств, присущих самим студентам. Оценивание производилось по той же системе шкальных оценок, что и в предыдущем вопросе. Личностное качество «самоотверженность» получило наибольшее количество выборов (38%) по шкале 4. Личностное качество «гражданское мужество» получило наибольшее количество выборов (38%) также по шкале 4. Личностное качество «общественная активность» получило наибольшее количество выборов (38%) по шкале 4. Личностное качество «патриотизм» получило наибольшее количество выборов (31%) по шкале 5. Личностное качество «уважение прав и свобод других людей» получило наибольшее количество выборов (52%) по шкале 5. Личностное качество «готовность постоять за других» получило наибольшее количество выборов (45%) по шкале 4. Личностные качества «гражданская совесть, порядочность, честь» получили наибольшее количество выборов (42%) по шкале 4. Личностное качество «коллективизм» получило наибольшее количество выборов (45%) по шкале 4. Личностное качество «толерантность» получило наибольшее количество выборов (43%) по шкале 5 (рис. 3).

 


Рис. 3. Наиболее часто выбираемые шкальные оценки при ответе студентов на вопрос

«Какие из перечисленных качеств присущи Вам?»

 

Таким образом, большинство опрошенных считают у себя достаточно развитым (на высоком уровне) такое личностное качество, как патриотизм.

Восьмой вопрос звучал так: «Какие мероприятия патриотической направленности, на Ваш взгляд, наиболее интересны современной молодежи?» При ответе на данный вопрос можно было выбрать несколько позиций из предложенных вариантов, но не более трех. Самыми популярными оказались ответы «организация военно-спортивных игр, игр-квестов патриотической направленности» и «волонтерская работа с ветеранами/встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн». Эти варианты выбрали по 45% респондентов. Далее по количеству выборов варианты ответов расположились следующим образом: посещение музеев боевой славы/мемориальных комплексов/выставок (38%), посещение массовых мероприятий патриотической направленности (фестивалей, исторических реконструкций и др.) (37%), участие в поисковых отрядах/деятельности военно-исторических клубов (27%), участие в конкурсах, посвященных истории родного края, ее великим землякам (19%), изучение истории своей семьи (18%), участие в туристических походах по местам боевой славы (21%), участие в работе кружков патриотической направленности объединений/центров (17%), изучение песен, литературы патриотической направленности (17%), разработка и реализация индивидуальных проектов патриотической направленности (12%), участие в дискуссиях, круглых столах конференциях по проблемам патриотизма (12%), развитие интернет-сайтов патриотической направленности (8%). Собственный вариант ответа предложил один студент.

При анализе ответов на этот вопрос выяснилось, что развиваемые в настоящее время сайты патриотической направленности, на которые организаторами возлагаются большие надежды в плане патриотического воспитания молодых людей, пока не пользуются должной популярностью у студентов и, по их оценкам, обладают невысокой эффективностью в работе с современной молодежью.

Распределение ответов на девятый вопрос «Хотели бы Вы родиться и жить не в России?» было следующим: «да» ответили 15% опрошенных, «нет» – 44%, затруднились ответить – 40%.

Десятый вопрос «Что, на Ваш взгляд, необходимо в первую очередь сделать для возрождения патриотизма в нашем обществе?» позволил выявить мнение студентов о направлениях совершенствования патриотического воспитания. Первое место по количеству набранных ответов занял вариант ответа «совершенствовать деятельность образовательных организаций в области патриотического воспитания» (55%). Далее распределение ответов было следующим: добиться коренного изменения отношения к патриотизму и патриотическому воспитанию в средствах массовой информации (41%), оказывать помощь патриотическим объединениям, клубам, другим организациям патриотической направленности (40%), коренным образом изменить отношение к проблеме патриотизма и патриотического воспитания со стороны руководства государства, правящей политической элиты (37%), активизировать работу на местах, в регионах (27%), усилить патриотическую работу с обучающимися со стороны вооруженных сил, МВД, пограничных войск (26%), предоставить больше возможностей Русской православной церкви для религиозно-патриотического влияния на общество (9%). Собственный вариант ответа на данный вопрос предложили 2% опрошенных.

Представим анализ анкетирования по второй анкете. Во втором опросе приняли участие 82 студента ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

На первый вопрос второй анкеты «По каким признакам или высказываниям Вы определяете для себя понятие “патриотизм”?», где можно было выбрать несколько позиций, но не более трех, студенты ответили следующим образом: большинство из них (66%) выбрали ответ № 5 (см. рис. 4) «любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни». Следующим по частоте выборов был ответ № 6 «стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором Вы живете, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире» (65%). На третьем месте был ответ № 1 «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу». Его отметили 60% опрошенных. Единственный собственный вариант ответа был следующим: «патриотизм – это защита недвижимости».

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «По каким признакам

или высказываниям Вы определяете для себя понятие “патриотизм”?»

 

На второй вопрос открыто-закрытого типа «Что составляет основу Вашего понимания патриотизма?» большинство респондентов указали вариант ответа «чтение художественной литературы, мемуаров» (51%). Далее распределение было следующим: ответ «сведения, полученные из СМИ (радио, телевидение, периодическая печать и т. д.)» выбрали 39% опрошенных. Столько же студентов выбрали ответ «сведения, полученные от родителей и близких». У 34% опрошенных понимание патриотизма складывается на основе личного участия в деятельности, направленной на укрепление основ нашего общества. 32% – собственное представление о патриотизме на основе сведений, полученных от друзей и товарищей, особенно отслуживших в армии. Научные труды, публикации и другие источники подобного рода являются источником информации только для 30% современной молодежи. Знаниям, полученным в учебных заведениях, доверяют 25% опрошенных.

Третий вопрос звучал так: «Кто, на Ваш взгляд, в наибольшей степени повлиял на формирование Ваших патриотических чувств?» Распределение ответов на него было следующим: школа – 46%, СМИ – 16%, родители – 72%, друзья – 11%, органы власти – 4%. Собственный вариант ответа на этот вопрос предложили 10% опрошенных. Среди них были следующие: сам, университет, книги, искусство и художественная литература.

Распределение ответов респондентов на четвертый вопрос «В какой степени, на Ваш взгляд, оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у студентов следующие направления патриотического воспитания?», где необходимо было оценить каждую предлагаемую позицию в баллах от 0 до 5, где оценка 5 соответствовала высокой степени влияния, 1 – минимальной, представлено в табл. 2.

Таким образом, наивысшую оценку «5» большинство опрошенных поставили ответу «литература патриотической направленности», что согласуется с ответами респондентов на предыдущие вопросы.

 


 

Таблица 2

Распределение ответов респондентов на вопрос «В какой степени, на Ваш взгляд,

оказывают влияние на формирование патриотических ценностей у студентов

следующие направления патриотического воспитания?»

 

Оцениваемые позиции

Кол-во оценок, %

1

2

3

4

5

Деятельность патриотических клубов, центров

0

7

29

37

27

Фестивали, конкурсы патриотической направленности

2

1

15

40

42

Военно-спортивные игры

1

13

29

22

35

Литература патриотической направленности

0

9

22

27

42

Выставки патриотической направленности

4

9

19

34

34

Встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, локальных войн

0

1

7

15

77

Личный пример и Ваше отношение к патриотизму

3

3

19

33

42

 

Распределение ответов студентов на пятый вопрос «В чем, на Ваш взгляд, наиболее ярко проявляется патриотизм молодого человека?»,где можно было выбрать несколько позиций, но не более трех, было следующим: вариант «в знании и следовании традициям своего народа» выбрали 35% студентов; вариант «в уважительном отношении к государственной символике» – 18%; «в выполнении воинского долга в рядах Вооруженных сил» – 14%; «в интересе к историческому прошлому своей страны» – 23%; «в гордости за Россию» – 31%; «в знании Конституции РФ, соблюдении законов» – 3%; «в совершенствовании знания родного языка» – 5%; «в бережном отношении к общественному достоянию» – 20%; «в проявлении активной гражданской позиции» – 16%; «в готовности трудиться на благо своей страны» – 30%; «в уважительном отношении к людям других национальностей, проживающих в России» – 11%; «в активном участии в патриотических мероприятиях, акциях» – 19%. Собственный вариант ответа предложили 2% опрошенных. Таким образом, наибольшее количество ответов набрал в этом вопросе ответ «в знании и следовании традициям своего народа».

Шестой вопрос был сформулирован следующим образом: «Может ли быть патриотом человек, который…»Респондентам предлагалось оценить каждую позицию. Распределение ответов представлено в табл. 3.

Таблица 3

Распределение ответов студентов на вопрос

«Может ли быть патриотом человек, который…»

 

Оцениваемые позиции

Кол-во ответов, %

Да

Нет

Критикует власть своей страны

54

46

Старается избежать службы в армии

25

75

Не знает текста гимна своей страны

17

83

Равнодушен к родной природе

7

93

Не знает историю своей страны

13

87

Не ходит на выборы

40

60

Предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство

79

21

Уезжает жить и работать за границу

62

38

Портит общественное имущество

8

92

Нарушает общественный порядок

11

89

Таким образом, при ответе на шестой вопрос популярностью у студентов пользовался ответ, согласно которому патриот «предпочитает иностранную, а не отечественную литературу и искусство» (ответ «да» по этой позиции дали 79% опрошенных).

Седьмой вопрос начинался словами «Лично я...».Далее респондентам предлагалось оценить ряд утверждений применительно к себе. Распределение ответов опрошенных представлено в табл. 4.

Таблица 4

Распределение ответов студентов на вопрос «Лично я...» по заданным позициям

 

Оцениваемые позиции

Кол-во ответов, %

Да

Нет

Изучаю культурные ценности (литература, искусство, архитектура и т. п.) своей страны

85

15

Считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы

85

15

Слежу за современными политическими, экономическими, культурными событиями в нашей стране

71

29

Участвую в деятельности общественных организаций

79

21

Считаю воинскую службу по призыву обязательной

73

27

Считаю, что многонациональность России обогащает ее культуру

88

12

Считаю, что беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше

40

60

 

Исходя из анализа результатов табл. 4, можно сделать вывод о том, что позитивные ответы большинства испытуемых касались таких позиций, как «считаю, что многонациональность России обогащает ее культуру», «считаю, что Россия обладает достаточным потенциалом для статуса великой мировой державы», «изучаю культурные ценности (литература, искусство, архитектура и т. п.) своей страны». Более половины отрицательных оценок опрошенные дали такому утверждению, как «считаю, что беженцам надо помогать больше, чем всем остальным, хотя у местных проблем не меньше».

На восьмой вопрос второй анкеты«Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?» были даны следующие ответы: нужно – 88%, не нужно – 1%, затрудняюсь ответить – 11% (рис. 5).

 

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, нужно ли сегодня в нашей стране уделять больше внимания патриотическому воспитанию молодежи?»

 

Распределение ответов на девятый вопрос «Участвовали ли Вы в мероприятиях патриотического или военно-патриотического характера за последние 2–3 года?» было следующим: довольно часто или регулярно – 41%, неоднократно – 39%, очень редко – 13%, не участвовал(а) – 7% (см. рис. 6).

 

Рис. 6. Распределение ответов респондентов на вопрос «Участвовали ли Вы в мероприятиях

патриотического или военно-патриотического характера за последние 2–3 года?»

 

Распределение ответов студентов на десятый вопрос«В настоящее время поколение молодежи неоднородно и разобщено по социальным группам. Что может выступить основой для объединения современного поколения молодежи?», который носил открыто-закрытый характер с множественным выбором, было следующим: идея о возрождении России как великой державы – 49%; угроза внешней агрессии – 24%; угроза распада России на отдельные регионы – 13%; угроза гражданской войны – 17%; стремление к обогащению большей части молодежи – 22%; противодействие «преступному миру» – 19%; восстановление тоталитаризма – 9%; стремление внести свой вклад в процветание России – 72%; собственный вариант ответа – 1%. Таким образом, большинство опрошенных на этот вопрос выбрали вариант ответа «стремление внести свой вклад в процветание России».

Таким образом, исходя из анализа результатов анкетирования, можно сделать вывод о достаточно высоком рейтинговом положении ценности патриотизма в системе ценностей современной молодежи (выше среднего). Однако выявленные противоречия между оценками студентов различных аспектов патриотического воспитания и направленностью их реальных действий указывают на необходимость продолжения и активизации работы всех институтов воспитания по патриотической проблематике с сохранением традиций, совершенствованием имеющегося арсенала методов и учетом мнения самой молодежи о формах патриотического воспитания, наиболее интересных для современных молодых людей.

На формирующем этапе был проведен анализ деятельности вузов по патриотическому воспитанию [32], организации добровольческой деятельности [33], разработана и проведена школа добровольца с целью патриотического воспитания детей и молодежи. Программа предполагала разработку и апробацию тематических уроков патриотической направленности, в рамках которых рассмотрены биографии и подвиги таких детей – героев Великой Отечественной войны Тульской области, как Володя и Слава Горшковы (Ефремов), Лева Волков, Валя Паршутин, Георгий Потемкин, Иван Дронов, Зоя Владимирова (Тула), Володя Кузьмин (Заокский район), Мария Гришина (Киреевский район), Саша Дубов, Коля Венедиктов, Дима Анкудинов (Ленинский район), Иван Рубцов (Узловая), Александр Чекалин (Суворовский район), Василий Прокатов (Чернь), Георгий Демыкин, Иван Исакин, Петр Данилин (Дубенский район), Игорь Орлов (Донской), Петя Чадаев (Щекино), Мария Поливанова (Алексинский район) и др. [34] Студенты-добровольцы в период пандемии разработали и провели мастер-классы онлайн, в формате видеомероприятий для различных категорий детей: «Военная техника. Танк», «Военная пилотка», «Голубь мира», «Подарок ветерану», «Букет для ветерана» и т. д. Итогом проекта стал конкурс среди добровольцев на лучший тематический урок патриотической направленности.

 Программа школы добровольца включала теоретические и практические занятия. Теоретические занятия выстраивались по следующим направлениям: «Идея патриотизма: теоретико-методологические аспекты», «Современное состояние и проблемы развития гражданско-патриотического воспитания. Нормативно-правовая база патриотического воспитания», «Приоритетные направления развития системы патриотического воспитания на современном этапе», «Технологии патриотического воспитания детей и молодежи. Организация проектной деятельности детей и молодежи в патриотическом воспитании», «Специфика организации патриотического воспитания с различными категориями детей и молодежи» и др. Практические занятия: игровой квест (работа в музее, просмотр и обсуждение фильмов о Великой Отечественной войне, оформление плакатов патриотической направленности, проектирование уроков патриотической направленности и др.); исторический терренкур, предполагающий организацию и проведение экскурсий, носящих оздоровительный, развивающий характер; проектирование мероприятий патриотической направленности «Мой дом – Тульская область», «По страницам старого фотоальбома», «История одной фотографии», «Кинолекторий патриотической направленности», «Песни в солдатских шинелях» и др.; форсайт-сессия для добровольцев патриотической направленности; конкурс добровольческих проектов патриотической направленности «Героическое поколение ровесников».

Для экспертизы разработанных тематических уроков патриотической направленности привлекались классные руководители, организаторы работы с молодежью, представители школ, на базе которых были проведены тематические уроки. К проведению патриотических уроков привлекались учащиеся – представители актива Российского движения школьников по данному направлению. При организации школы добровольца свою эффективность показали следующие формы и методы: дискуссии, деловые и ролевые игры, проектирование, тренинги, конкурсы, проигрывание ситуаций, встреча с интересными людьми и др. Было выявлено, что в ходе реализации программы школы у добровольцев формируются многие профессиональные компетенции: коммуникативные (умение работать в команде, выстраивание взаимоотношений и др.); проектировочные (планирование деятельности, разработка тематических мероприятий); аналитические (анализ и коррекция разработанных тематических уроков, полученной информации из музеев, бесед, архивных документов, критическое мышление); исследовательские (определяли проблему, искали пути ее решения, предлагали собственные идеи); рефлексивные (самоанализ, саморазвитие и др.). В качестве основополагающих были определены принципы системности и комплексности в решении проблем патриотического воспитания, учета индивидуальных и возрастных особенностей студенческой и учащейся молодежи и др.

 

Заключение

 

Проблема патриотического воспитания актуальна для всего подрастающего поколения. В настоящее время актуальным является совершенствование патриотического воспитания, обеспечивающего формирование у детей и молодежи патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей; воспитание чувства патриотизма молодежи на примерах конкретных героев-ровесников. Важнейшим содержанием проекта, представленного в статье, является раскрытие патриотического потенциала истории страны, Тульского края как фактора формирования национально-патриотического самосознания детей и молодежи. Изучение конкретных биографий и истории подвигов помогает молодежи понять и ощутить свою сопричастность великому прошлому и ответственность перед ним. Особенно важно, когда конкретный герой был ровесником, жил в той же местности и т. д. Проект обращается к изучению подвигов конкретных молодых людей, проживавших в Тульском крае, которые имели высокое чувство долга, человеческое достоинство. Ответственность, любовь к Родине были для них смыслом жизни.

Таким образом, по итогам исследования можно сделать вывод о том, что к основным педагогическим особенностям патриотического воспитания современных детей и молодежи, определяющим эффективность работы в этом направлении, относятся следующие:

-     выработка и реализация новых подходов к формированию патриотического сознания молодежи;

-     приобщение молодежи к вопросам духовно-нравственного и патриотического воспитания через личный пример юных героев Великой Отечественной войны;

-     акцентирование необходимости сохранения исторической памяти и использования для этого возможностей новых информационно-коммуникационных технологий;

-     привлечение студенческой молодежи к деятельности по просвещению школьников в области истории Великой Отечественной войны 1941–1945 годов в качестве наставников;

-     увековечивание памяти погибших при защите Отечества посредством реализации мероприятий патриотической направленности (тематические уроки «Героическое поколение ровесников», проекты «На родине героя», иллюстрированные закладки и т. д.);

-     разработка и внедрение научно обоснованной программы школы добровольца патриотической направленности;

-     повышение методической компетентности классных руководителей, организаторов патриотического воспитания (издание методических рекомендаций).