Введение
Cредства информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) вошли в жизнь общества во всех её областях, включая образовательную. Использование персонального компьютера в учебном процессе привело к развитию новой отрасли знаний – компьютерной лингводидактики, где персональный компьютер характеризуется как дидактическое средство, представляющее материал особым способом и оказывающее влияние на процесс межкультурной коммуникации в обучении студентов-журналистов.
Средства ИКТ находят свое применение на всех формах обучения студентов-журналистов – очной, очно-заочной, дистанционной технологии, удаленной работы. Понятие «цифровизация» подразумевает полную автоматизацию учебного процесса, начиная с проектирования этапов подачи учебного материала и заканчивая его поставкой студентам, а также последующим обслуживанием продукта. Стремительное развитие средств ИКТ требует журналистов, готовых объективно освещать любые стороны реальной действительности, осмысливать многообразие человеческого бытия, а также специфические формы внеличностного общения. Решение этих проблем, несомненно, должно исходить из реорганизации процесса образования студентов-журналистов в области межкультурной IT-коммуникации. Цифровизация образования меняет рынок труда и создает условия для появления новых компетенций. Реформа образования в области межкультурной IT-коммуникации заключается в оснащении образовательных учреждений качественным программным обеспечением, например, информационными системами, позволяющими получать доступ к образовательным ресурсам, результатам современных научных исследований и разработок, электронным научным библиотекам на различных языках мира. Для IT взаимодействия между широкими слоями общественности по актуальным и общественно-значимым вопросам необходимо обеспечить образовательные учреждения современной техникой, возможностью подключения к сети Интернет, смарт-досками, мобильными цифровыми лабораториями виртуальной и дополненной реальности и др.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Методологическую основу исследования составили теоретические положения педагогических исследований в области цифровизации высшего образования в России и за рубежом.
Стратегические направления информатизации образования в эпоху цифровых информационных технологий в исследовании Роберт И.В. [1] предусматривают концепцию моделирования и конструирования педагогического процесса, в основе которого лежит методология подготовки кадров к инновационной деятельности в сфере информатизации образования, которую рассматривает Мазур З.Ф. [2], определяя направления развития информатизации отечественного образования периода цифровых информационных технологий. Роберт И.В. [3] указывает на необходимость конвергенции педагогической науки и цифровых информационных технологий, целенаправленный процесс формирования компетенций, необходимых для профессиональной деятельности. Вместе с этим Роберт И.В. [4] рассматривает информационное взаимодействие в информационно-коммуникационной предметной среде, которое способствует развитию познавательной активности студентов при условии наполнения компонентов среды предметным содержанием.
Основы организации обучения в высшей школе с применением дистанционных технологий обучения рассматриваются Мартиросян Л.П. [5] с точки зрения вовлечения в процесс обучения аспектов творческого саморазвития, интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей.
Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. [6] рассматривают процесс информатизации образования, базирующийся на активном внедрении средств ИКТ в предметные области как возможность обеспечить интенсификацию учебного процесса, качественно изменить методы, формы и содержание обучения при соблюдении педагогических и эргономических условий. Справедливо расширяет рамки этого исследования ученый Апанасюк Л.А. [7], обосновывая положение о важности информационно-психологического воздействия современной образовательной среды.
Концепция человека в языковой картине мира, основных свойств и атрибутов, основных систем, регулирующих его физическую и духовную деятельность, влияющих на социальную роль, коммуникативные намерения, рассматривается Арутюновой Н.Д. [8].
Идеи компетентностного и коммуникативного подходов к обучению и формированию иноязычных коммуникативных умений рассматриваются в работе Смирновой Е.В. [9] в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия участников учебного процесса.
Ученый Пассов Е.И. [10] рассматривает программу-концепцию коммуникативного иноязычного образования, определяя принципы коммуникативности. В исследовании коммуникативного метода обучения Пассов Е.И. [11] определяет основы совершенствования навыков коммуникации.
Аспекты профессионально-ориентированного и межкультурного образования рассматриваются Халеевой И.И. [12], раскрывается взаимосвязь языка и культуры в процессе межкультурного общения, взаимовлияние, духовное обогащение каждого из участников коммуникации, выражающееся в обмене информацией и культурными ценностями между представителями различных культур.
Зацепина Е.А., Апанасюк Л.А., Киреева И.А., Бойченко О.А., Панферова О.С. [13] исследуют теоретические положения в области применения лингводидактических средств в иноязычном профессиональном общении, проектных технологий обучения иностранному языку для формирование коммуникативных умений у студентов неязыковых вузов.
Smirnova E.V., Yurchenko A.N., Smirnov M.V., Kravchenko O.D., Abdulgazis U.A. [14] в своем исследовании подчеркивают, что использование средств ИКТ в процессе обучения межкультурной IT-коммуникации обеспечивает: предоставление большого объема информации; комплексное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, графики, звука, мультипликации, видео; многократное обращение к заданиям; предоставление обратной связи; адаптивность, нелинейность предоставления информации; индивидуальность дизайна при представлении учебного материала; автоматизированный контроль.
Смирнова Е.В. [15] отмечает такие актуальные возможности IT-коммуникации как развитие личности обучаемого, формирование и развитие умения разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между ними.
Исследователи Апанасюк Л.А., Смирнова Е.В., Киреева И.А. [16] рассматривают вопросы организации продуктивного учебного взаимодействия в процессе обучения межкультурной коммуникации. В то же время в исследовании Смирновой Е.В. [17] рассматриваются электронные средства учебного назначения для формирования навыков и умений иноязычной деятельности.
В исследовании Ениной Л.В., Зыкова В.Ф. [18] показана культурная парадигма журналистского общения. В работе Вырковского А. В., Лавреновой А. В. [19], рассматриваются профессиональные и личностные качества журналистского роста, целесообразность использования программно-методического обеспечения в процессе обучения межкультурной коммуникации.
Исследователи в области обучения межкультурной коммуникации в вузах и практики журналистского общения подчеркивают целесообразность использования средств ИКТ в различных формах и методах учебной деятельности студентов-журналистов. Так, Баранова Е.А. [20] определяет новые журналистские компетенции в условиях медиаконвергенции, исследуя процессы интеграции традиционных и новых медиа. В то же время в исследовании Иванова А.Д. [21] указывается, что появление принципиально новых роботизированных технологий, исключающих человека в процессе поиска, обработки и публикации информации, особо остро ставит вопросы сохранности профессиональных и этических принципов журналистской деятельности.
В исследованиях Apanasyuk L.A., Apanasiuk Yu.V. [22] определяются особенности обучения межкультурной коммуникации студентов неязыковых специальностей. Культурный лингвистический аспект исследуется в работе Apanasyuk L.A., Bogatyreva S.N., Kaziakhmedova S.Kh., Razumovskaya E.A., Kireeva I.A. [23]. Необходимое условие для формирования компетенции межкультурной коммуникации – наличие общего языка у субъектов коммуникации. В той мере, в какой коммуникатор и реципиент обладают общим историко-социокультурным опытом, они одинаково интерпретируют значения символов, что способствует взаимопониманию между ними. В этом аспекте исследование проводят Apanasyuk L.A., Kaziakhmedova S.Kh., Belozertseva N.V., Kireeva I.A. [24]. Apanasyuk L.A., Soldatov A.A., Kireeva I.A. [25] дополняют этот аспект исследованием вопроса формирования готовности иностранных студентов к межкультурному общению при обучении иностранному языку, рассматривая процесс подготовки иностранных студентов к межкультурному общению средствами социально-культурной деятельности.
Deuze M. [26] считает, что в области современной журналистики, которая возникла в течение последних двух десятилетий и которая была усилена стремительно меняющимися технологиями, крайне важно пересмотреть укоренившиеся пути понимания и работу, которую журналисты выполняют в современных условиях. Machill М., Beiler М. [27] обращают внимание на влияние средств ИКТ для осуществления журналистского исследования, в большинстве случаев халатное отношение к профессиональным функциям, затрагивающим и современное мультимедиа пространство, приводит к публикации фейковой информации.
Таким образом, автором Вартановой Е.Л. [28] ставится вопрос о подготовке журналистских кадров в области IT-коммуникации в условиях трансформации профессии. Острые вопросы массовой информации в культурной парадигме переходного периода рассматриваются Полелуевой Л.А. [29], определяя журналистику как термин гораздо шире, чем даже 20 лет назад.
Исследования Бовтенко М.А [30] в области цифровизации образования и опыта использования средств ИКТ в учебном процессе высших учебных заведений показал, что важная роль отводится профессиональной информационно-коммуникационной компетенции преподавателя, определяющей его готовность к работе в новых условиях информатизации образования для решения профессионально-ориентированной задачи формирования и развития межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе.
Методологическая база исследования
Исследование проводилось в рамках теоретического и экспериментального этапов.
Разработка исследовательского инструментария в рамках теоретического этапа осуществлялась с опорой на положения личностно-ориентированного и коммуникативного подходов. Кроме того, был использован комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как методы теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы; диагностические методы; опрос; методы статистической обработки данных.
Исходя из теоретических и методологических основ настоящего исследования, обучение межкультурной IT-коммуникации студентов-журналистов является интегрированным, сохраняя все особенности базового уровня обучения и обладая своей спецификой относительно формирования универсальных компетенций, а именно: способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4), способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекста (УК-5).
Особый интерес в исследовании представляет процесс формирования и совершенствования основ межкультурной коммуникации на базе средств ИКТ. Для отбора и описания межкультурной IT-коммуникации использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ опыта применения средств информационных технологий в преподавании студентам-журналистам, анализ литературы по педагогике, психологии, компьютерной лингводидактике); эмпирический (беседы со студентами по выявлению эмоционального отношения студентов к использованию средств информационных технологий); анкетирование с целью выявления мотивационных аспектов использования средств информационных технологий при осуществлении IT-коммуникации; тестирование (с целью выявления качества умений, степени готовности студентов к использованию средств ИКТ); статистический (обработка результатов, полученных в ходе исследования).
Итоговыми показателями экспериментального этапа исследования стали показатели сформированности универсальных компетенций (УК-4, УК-5).
Результаты исследования
Обучение студентов журналистов межкультурной IT-коммуникации непосредственно связано с теми учебными инструментами, которые средства ИКТ открывают для университетов и которые ранее не были доступны. Наиболее выделяющимся из них можно считать онлайн-обучение, в состав которого входят как смешанные формы обучения, т. е. совмещение просмотра лекционного видео в режиме онлайн и семинарских занятий в университете, так и непосредственно онлайн. С помощью средств ИКТ студенты развивают свои навыки IT-коммуникации в условиях ситуаций из реального мира. Цифровизация образования ставит задачи повышения качества обучения и образовательных ресурсов; организации единого информационного пространства; оперативного сбора актуальных данных, характеризующих состояние всех областей деятельности ВУЗа; обеспечения доступа к образовательным ресурсам с любого мобильного устройства; предоставления образовательных сервисов и услуг; антитеррористической защищенности.
Интерес преподавателей к средствам ИКТ обусловлен поиском решений таких проблем как:
-реализация межкультурной IT-коммуникации;
-организация самостоятельной работы;
-создание и обработка текстов, задач;
-моделирование ситуаций;
-воссоздание среды, ориентированной на профессиональную область.
В качестве инструмента обучающей деятельности средства ИКТ могут использоваться преподавателем для получения информационной поддержки в рамках межкультурной IT-коммуникации, технической и профессиональной поддержки. Это позволяет применять их для оптимизации управления обучением, повышать эффективность и объективность учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:
-получение информационной поддержки в рамках межкультурной IT-коммуникации;
-работа с учебными материалами;
-организация коллективной работы (проведение конференций, обмен мнениями и т.д.);
-осуществление дистанционного обучения (студенты заочной, очно-заочной, с применением дистанционных форм обучения, факультативы, лица с ограниченными физическими возможностями и т.д.).
Средства ИКТ предоставляют преподавателю разнообразные виды помощи в плане реализации межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов:
-как средство подготовки раздаточного учебного материала;
-поиск необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет систем справочно-информационного обеспечения;
-оформление материалов для обучения (текстов, рисунков);
-анализ существующих программ и разработок;
-как средство для определения уровня знаний и контроля за усвоением учебного материала;
-как средство для проведения учебных экспериментов и деловых игр.
Студенты-журналисты с помощью средств ИКТ могут не только проводить отбор и анализ материалов. Помимо работы с учебными материалами на основе средств ИКТ студенты самостоятельно выполняют автоматизированные тесты. Компьютерные сети и телекоммуникационные средства дают возможность организовать в режиме реального времени творческую работу студентов над совместными проектами из разных учебных заведений и стран. При этом процесс коллективного творчества позволяет повысить навыки межкультурной IT-коммуникации.
Организация процесса межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов влечет за собой преобразование основных компонентов учебного процесса: меняется характер совместной деятельности его субъектов; соотношение дидактических функций, реализуемых в системе «преподаватель-средства ИКТ-студент»; внедряются средства ИКТ; видоизменяются методы и формы проведения учебных занятий. При этом схема «человек-IT-коммуникация» обладает достаточно высокими возможностями и способна предложить принципиально новые подходы к решению отдельных задач учебного процесса в области формирования и развития межкультурной IT-коммуникации в отличные от традиционных.
Традиционно взаимообмен информацией осуществлялся между двумя субъектами учебного процесса (преподавателем и студентом), которые имели возможность осуществлять обратную связь. С появлением интерактивных средств ИКТ в обучение в информационное взаимодействие включается третий субъект – средство обучения, функционирующее на базе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), имеющий возможность осуществлять обратную связь с первыми двумя. В настоящий период, когда имеется возможность использования распределенного информационного ресурса (например, образовательных сайтов), IT-коммуникация (с обратной связью) может осуществляться с несколькими партнерами, с представителями разных культурных сообществ, в различных режимах работы в Интернет.
В условиях, когда в аудитории находятся студенты с разным уровнем владения учебным материалом, решение задачи индивидуализации и дифференциации учебного процесса возможно только с помощью совместного использования в учебном процессе компонентов традиционного и программного методического обеспечения. При этом содержание учебной информации студент может выбрать сам, сообразно своим предпочтениям и уровню подготовленности.
Традиционно вид межкультурной IT-коммуникации студента был ограничен известным набором: восприятие (при прослушивании, просмотре, чтении) в процессе объяснения студентам нового учебного материала определенного конкретного объема; запоминание, заучивание, как правило, только части представленного учебного материала; воспроизведение (вербально или в письменной форме) усвоенного материала. Появление средств ИКТ обеспечивает такие новые формы IT-коммуникации как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, управление отображением на экране моделями различных объектов, явлений, процессов. Осуществляется также интерактивная IT-коммуникация не только с преподавателем и студентом, но и со средством обучения, функционирующим на базе средств ИКТ. Роль преподавателя как единственного источника учебной информации, обладающего возможностью осуществления обратной связи, изменяется, смещаясь в направлении кураторства или наставничества.
Заключение
Таким образом, содержание межкультурной IT-коммуникации приобретает творческий характер, что требует от участников образовательного процесса постоянного обновления своих знаний и профессионального роста. Важнейшим условием эффективности IT-коммуникации в условиях информатизации обучения студентов-журналистов становится информационная культура. Это значит, что участникам учебного процесса необходимо знать возможности средств ИКТ в своей предметной области и обладать навыками работы с ними.
Преподавателю необходимо иметь навыки управления познавательной деятельностью студентов как в цифровых лабораториях, так и в период их самостоятельной работы с дидактическим комплексом информационного обеспечения учебной дисциплины; уметь подбирать и соответственным образом компоновать учебный материал для его реализации в педагогических программных продуктах; в сотрудничестве с программистами и самостоятельно разрабатывать элементы названного дидактического комплекса и реализовывать их в учебном процессе ВУЗа.
Роль студента как участника межкультурной IT-коммуникации также меняется. Он переходит на более сложный путь поиска, выбора информации, ее обработки и передачи.
Процесс обучения межкультурной IT-коммуникации переходит с уровня пассивного потребления информации на уровень активного преобразования информации как в индивидуальных, групповых, а также коллективных форм и видов учебной деятельности с использованием средств ИКТ.
Таким образом, реализация межкультурной IT-коммуникации в образовательном процессе студентов-журналистов ориентирует учебный процесс на реализацию диалога культур, активизацию имеющихся у каждого студента интеллектуальных способностей, знаний и компетенций, развитие способности к самообразованию, самовоспитанию, самообучению, саморазвитию; формирование творческих способностей, познавательного интереса, трудолюбия; максимальный учет индивидуальных особенностей студентов и предпочитаемых способов работы с учебным материалом, обеспечивает реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащихся.