Full text
Введение Постановка и актуальность проблемы. Одним из важных показателей качества высшего образования является профессионально-педагогическая компетентность будущих учителей изобразительного искусства, которая формируется в результате овладения системой компетенций [Матросова И.С.]. Дисциплина История изобразительного искусства содержит в себе универсальные (способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, философском контекстах) и профессиональные компетенции (способность формировать у обучающихся специальные умения в области изобразительной деятельности). Овладение ими становится приоритетом в развитии успешного педагога с творческим потенциалом, способного решать самостоятельно профессиональные задачи. Следует отметить, что при изучении дисциплины затрагиваются компоненты профессионально-педагогической компетентности, одними из таких являются аналитические умения. Актуальность заключается в том, что сегодня мы можем наблюдать многочисленное количество Интернет-ресурсов, которые предлагают нам отчасти непроверенную, неточную и неполную информацию, не имеющую четкой структурированности и используемую студентом чаще всего в виде доклада на семинаре или практическом занятии. Неумение студентов осуществлять отбор информации является «острой» проблемой современного образования. По мнению В.М. Нажметдиновой, рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Отсюда следует, что основной проблемой в образовании становится формирование информационно-аналитических умений, повышения информационной грамотности обучающихся как основы самостоятельной учебной деятельности [12]. Цель исследования: заключается во внедрении разработки направленной на формирование аналитических умений будущих педагогов в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства». Задачи исследования:  описать предлагаемую схему анализа произведения изобразительного искусства;  разработать требования к результату обучения;  экспериментально проверить эффективность достижения результата (анализ произведений изобразительного искусства) обучающимися. Обзор отечественной и зарубежной литературы В ходе исследования проводился анализ теоретических и практических материалов по проблеме формирования аналитических умений у студентов. В высшей школе аналитические умения изучаются в работах С.В. Гиннэ [5], Ф.Н. Гоноболина, Ю.В. Дементьевой [7], Т.А.Долининой [18], Н.Д.Жилиной [8], Д.А.Занозина [9], А.К. Марковой, Т.Ю. Медведевой, И.Г. Овсянниковой [13], Т.П.Соломоновой [23], И.И.Хрулёва [27] и др. Авторы интерпретируют «аналитические умения как способность владения совокупностью специальных интеллектуальных аналитическо-синтетических действий, направленных на достижение качественных изменений личности и способствующих росту профессионального мастерства» [7]. Опираясь на данные психологии и педагогики А.Баумайстер описывает понятие аналитика – как попытку увидеть и разъяснить для себя сложную проблему или феномен явления, понятия разложив это явление на несколько элементов из чего оно состоит. По мнению автора, аналитика строится как некая цепочка, несколько последовательных шагов. Цель аналитики – прояснить сложный вопрос, «смутное» явление. Понятие аналитики можно представить из четырех ключевых слов: прояснить, различить, обосновать, опровергнуть [3]. По мнению П.Ю.Тарасова, аналитические умения выражаются в способности будущего педагога анализировать, обобщать материал, строить гипотезы, теории. Он подчеркивает, что эти умения в большей степени проявляются в творческой работе, которая связана с получением «идеального продукта мысли» [Тарасов, с.86]. Анализируя понятие аналитические умения, В.А.Сластенин пишет, что они представляют собой систему познавательных процедур, в ходе которых проявляются обобщенные умения мыслить и с помощью которых извлекаются знания из практики [15, с. 43]. В.А. Сластенин включает в состав аналитических умений педагога:  умение расчленять явления на составляющие элементы (условия, причины, мотивы, стимулы, средства, формы проявления и т.д.);  осмысливать каждую часть в связи с целым и во взаимодействии с ведущими сторонами;  находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, закономерности, адекватные логике рассматриваемого явления;  правильно диагностировать явление;  находить основную задачу (проблему) и способы ее оптимального решения [15, с. 43]. Е.И. Климов в своей работе «Психология профессионала» выделяет такие аналитические составляющие как:  Подробный анализ происходящих событий, а также различных явлений;  Определение перспектив и всех вытекающих событий из определенных действий;  Построение логических цепочек;  Выявление преимуществ или недостатков в любых явлениях  Умение отделять главные детали от второстепенных  Решение повседневных проблем или задач;  Возможность правильно рассуждать и излагать мысли;  Правильное планирование времени, соблюдение последовательности работы;  Четкость любых логических умозаключений;  Принятие правильных решений [17]. В педагогической науке для того, чтобы сформировать аналитические умения у обучающихся П.А.Сорокун [24] рекомендует сосредотачиваться на одной мысли и доводить все свои дела до конца. При этом обучающемуся предлагается выделить для обдумывания решений достаточно времени. Автор предлагает и утверждает, что системное применение этих упражнений на практике увеличивает вероятность формирования аналитических умений. В качестве упражнений для формирования аналитических умений предлагаются: поиск закономерностей; формирование полезных привычек (чтение, счет в уме, умозаключения); анализ действий (собственных или персонажей искусства); продумывание прошлого, настоящего, будущего (нахождение логических цепочек в определенных событиях и прогнозирование результата); планирование разговора (прогнозирование результата, последствий собственных фраз). Из вышесказанного можно сделать вывод, что первый акт аналитических умений – анализ. В структуре мыслительных процессов по этому вопросу, его также выделяет Л.Д. Столяренко [8]. Методологическая база исследования Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» [26], направленность «Изобразительное искусство, утвержденному приказом №121 от 22 февраля 2018 г. программа бакалавриата предполагает разработку компонентов компетенций, которые более точно определяют круг тех результатов, к которым необходимо стремиться педагогу. Осваивая дисциплину «История изобразительного искусства» и определив в дисциплине результат (по таксономии Блума [23,30]): анализ произведения изобразительного искусства, нами были выделены следующие компоненты:  Умение работать с различными видами источников (УК-5).  Умение характеризовать основные направления, виды и жанры изобразительного искусства (ПК-1).  Умение характеризовать композиционный строй произведений изобразительного искусства (ПК-1).  Умение оценивать и интерпретировать содержание произведений изобразительного искусства (ПК-1).  Владение алгоритмом и последовательностью действий в процессе формирования умений – интерпретации и понимания структуры произведений изобразительного искусства (раскрытие смысла, эстетических качеств и личностно-значимой ценность произведений искусства) (ПК-1).  Опыт оценки и интерпретации содержания произведений изобразительного искусства (ПК-1). Исходя из выделенных компонентов и результата нами была разработана схема анализа произведения изобразительного искусства для будущих педагогов изобразительного искусства, которой они воспользовались при изучении дисциплины «История изобразительного искусства» и могут пользоваться в дальнейшем в своей профессиональной деятельности для совершения детального анализа структуры произведения изобразительного искусства (репродукций картин). Схема анализа состоит из трех компонентов:  параметры анализа – это структурные компоненты, которые позволяют выстроить план анализа, они составляют 8 пунктов;  содержание анализа к каждому параметру, где раскрывается суть анализируемого объекта;  примечание. В примечании расписаны примеры и определенные схемы для обучающихся, чтобы они могли ориентироваться в ходе проведения анализа на научную теорию художественного творчества. Первый параметр, предлагаемый нами – определение жанра. В его содержание входит раскрытие жанра произведения изобразительного искусства. Его определение подскажет немаловажную частность: к какой именно стороне предметного и духовного мира обращен интерес художника. Например, он пишет только натюрморты, либо это исключение из его творчества. Второй параметр, направлен на определение стиля и его тезисной характеристики в изобразительном искусстве. В содержании студентам предлагается определить стиль и раскрыть логику живописных произведений автора поставив перед собой такие проблемные вопросы как: Автор пришел к этому стилю из какого-либо другого стиля? Автор стал основателем этого направления? Либо изначально писал в этом направлении? Поддался влиянию общества? Разрабатывая первые два параметра, мы придерживались научных трудов таких авторов как А.Ш. Амиржановой [2], А.М. Васнецов [4], Н.А.Прямкова [16], А.П.Садохина [21]. Третий параметр – сюжет и идея произведения. В содержании студенту необходимо раскрыть смысл изображенных художником событий (действия), идею и проблематику сюжета и рассмотреть социальные особенности общества определенной эпохи, в которой «родился» сюжет картины. В примечании студентам раскрывается смысл понятий «содержание», «идея произведения», «проблема», раскрываются примеры отражения в творчестве художников социального расслоения общества. Отдельным компонентом в научной разработке третьего параметра стали труды М.А. Алексеевой [1]. Четвертый параметр – анализ композиции. Представляет собой оценку общего построения рисунка, образно-пластической идеи (почему именно так, в таких масштабах, поворотах, с такой точки зрения изобразил художник фигуру, группу людей, предметы и т. П.) По этому параметру в содержании анализа студенту необходимо выделить следующее: 1. Определить используемый формат (квадрат, круг, прямоугольник). 2. Определить сюжетно-композиционный центр. Раскрыть каким образом второстепенное подчиняется главному. 3. Раскрыть новизну произведения (в построении или идее). 4. Выделить используемые средства композиции: симметрия/асимметрия. 5. Выделить используемые средства композиции: динамика/статика. 6. Выделить используемые средства композиции: доминанта. 7. Раскрыть композиционную схему построения сюжета. 8. Определить каким образом выполнена композиция: по памяти (зарисовкам) или с натуры – при наличии информации. Разрабатывая четвертый параметр мы опирались на таких авторов как М.В.Глазова [6], Р.В.Паранюшкин [14]. В примечании, даны определения важным компонентам параметра: формат, сюжетно-композиционный центр, доминанта, новизна, симметрия и асимметрия, статика и динамика, представлены небольшие примеры к анализу. По восьмому пункту анализа этого компонента, в примечании представлен пример изображения репродукции картины в трех вариантах: 1. Репродукция картины. 2. Репродукция картины с нарисованной схемой из геометрических форм. 3. Схема геометрических форм, основанная на картине. Эту схему студенты выполняют самостоятельно, определяя при этом обобщенные геометрические формы изображаемых объектов. Выполняя такую практическую работу, будущий педагог может наблюдать на практике композиционное построение изображаемых художником объектов. Вместо «сухого» теоретического анализа, самостоятельно определить главные формы, с помощью введения в данную схему линий, выделить статику и динамику в произведении изобразительного искусства. Пятый параметр – образ. В содержании этого параметра студенту необходимо раскрыть художественный образ произведения, дать оценку выразительности, подлинности, силы в отражении избранной художником темы. Многие художники обращались к теме пробуждающейся природы, но редкие мастера поднялись на такую высоту, как Саврасов в раскрытии темы весны («Грачи прилетели» [11]). В примечании представлено понятие «художественного образа». Шестой параметр – организация цвета на полотне. При анализе цветового строя определяется, какая система колорита лежит в основе цветового строя картины. 1. Определить локальный или тональный колорит. В локальной колористической гамме цвет отделен от условий освещенности, нет игры оттенков. Тональный колорит строится на сложном соотношении цвета, его оттенков; зависимости от освещенности, удаленности, теней, бликов. 2. Определить цветовые контрасты (по цветовому кругу). Какой тип контраста использует художник. В примечании по этому параметру представлены определения понятиям локальная гамма, тональность, колорит и представлен цветовой круг И.Иттена [10] с определенными схемами сочетания цветов: комплементарное сочетание, классической, контрастной и аналоговой триадой, тетрадой и прямоугольной схемой сочетаемости цвета. 3. Определить доминирующий цвет в композиции. То есть, наиболее часто используемого цвета, преобладающего. Седьмой параметр – колористическая гамма, содержательный компонент которой включает себя четыре пункта: 1. Выявить цветовую гамму. Например, серебристо-серо-зеленая цветовая гамма произведения, фиолетово – сиренево – розовой и прочие. В примечании к первому пункту представлен пример колористической гаммы к картине Густава Климта «Поцелуй». Гамма наполнена теплыми оттенками начиная от светло золотистых и до темно-коричневых цветов. 2. Выделить психологические особенности воздействия цвета на человека. Студенту предлагается выделить основные цвета в главных изображаемых объектах и через научную литературу, по психологии цвета, интерпретировать содержание того или иного цвета в картине, подчеркнув при этом индивидуальность, характер изображаемого. 3. Определить общую цветовую гамму произведения. В определении гаммы (теплой, либо холодной), необходимо интерпретировать состояние, которое подчеркнуто в произведении изобразительного искусства. 4. Раскрыть настроение картины. В дополнение к третьему пункту, необходимо раскрыть настроение картины, какую информационную нагрузку в области эмоций она в себе несет. Восьмой параметр – живописные приемы и методы. В содержании этого параметра, выделяются приемы и методы, используемые автором в анализируемой картине. К ним можно отнести: корпусное письмо, импасто, акварель по-сырому, пуантилизм, сфумато, сухая кисть, кьяроскуро. Для полного раскрытия техники письма художника необходимо также указать характер используемого мазка: гладкий, слитый, пастозный, раздельный, точечный и т.д. При разработке шестого, седьмого и восьмого параметра мы опирались на труды О.В. Ратиевой [19], Н.Н.Ростовцева [20], А.Л.Селицкого [22], Ю.П.Шашкова [28]. Результаты исследования Аналитические умения в области истории изобразительных искусств позволяют будущему педагогу более качественно проводить анализ произведений изобразительного искусства, приходить к пониманию не только идеи произведения и технической стороны его выполнения, но и в видении закономерностей процесса построения художественного образа в живописной композиции произведения художника. Будущий педагог, анализируя произведения изобразительного искусства учиться применять законы цветоведения и композиции в практике. Основываясь на учебно-методических пособиях искусствоведов, нами были уточнены критерии к анализу произведения изобразительного искусства. В таблице 1 представлена балльная шкала оценки компетентности будущих педагогов, она содержит в себе высокий, средний и низкий уровень владения материалом. Таблица 1. Критерии оценки анализа произведения изобразительного искусства Критерии 0 баллов 1 балл 2 балла Представлен анализ произведения изобразительного искусства по всем предлагаемым параметрам схемы Нет. Не представлено 1-2 пункта анализа. Представлен весь анализ, по каждому пункту. Анализ произведения изобразительного искусства обоснован искусствоведческой литературой (не менее 3-х авторов, литература не старше 5 лет) Нет или менее 3 источников. В таблице встречаются старые источники (старше 5 лет). Используется не менее 3 источников. Подобранная информация обоснована научной литературой не старше 5 лет. Используется не менее 3 источников. Содержательная часть анализа Логически не выстроена. Выстроена логически, каждый пункт описан по структуре, представлены примеры. Выстроена логически, каждый пункт описан по структуре, представлены примеры, анализ сопровождается иллюстративной поддержкой. Соответствие представленной информации действительности Не соответствует (неверно представлен жанр, определен стиль, раскрыта идея произведения. Грамотно раскрыт композиционный строй, образ, колорит и выделены верные приемы используемые художником). Отдельные параметры анализа (больше 1-го) не соответствуют действительности (ошибки в представлении жанра, определении стиля, раскрытии идеи произведения, композиционного строя, образа, колорита и выделенных приемов используемых художником). Представленная в анализе информация соответствует действительности (верно представлен жанр, определен стиль, раскрыта идея произведения. Грамотно раскрыт композиционный строй, образ, колорит и выделены верные приемы используемые художником). В представленной критериальной модели «Критерии оценки анализа произведения изобразительного искусства» выделено четыре критерия оценки: 1. Представление анализа произведения изобразительного искусства по всем предлагаемым параметрам схемы. 2. Анализ произведения изобразительного искусства обоснован искусствоведческой литературой (не менее 3-х авторов, литература не старше 5 лет). 3. Содержательная часть анализа. 4. Соответствие представленной информации действительности. Каждый из критериев имеет три уровня сформированности аналитических умений – низкий (0 баллов), средний (1 балл), высокий (2 балла). Максимальное количество баллов, которое может набрать студент – восемь. Оценивая студента на «отлично», ему необходимо набрать от 7-8 баллов, на «хорошо» от 5-6 баллов, «удовлетворительно» - 3-4 балла, и «неудовлетворительно» – 1-2 балла. Проведя опытно-экспериментальную работу, на базе Сургутского государственного педагогического университета, были исследованы качественные и количественные данные уровня сформированности аналитических умений будущих педагогов в области анализа произведений изобразительного искусства. В работе участвовали 2 группы, по 14 и 11 человек. В таблице 2 представлена динамика сформированности аналитических умений будущих педагогов, которая оценивалась по результатам анализа произведения изобразительного искусства по разработанным нами критериям, представленным выше. Таблица 2 Динамика сформированности аналитических умений будущих педагогов изобразительного искусства (в %) Исследуемая группа Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Не сформирован Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап Конст. этап Контр. этап Проведение опытно-экспериментальной работы 2019-2020 уч.году (дистанционный формат обучения) Экспериментальная группа №1 n=14 (г. Тобольск) 21,4 42,8 28,5 42,8 35,7 14,4 14,4 0 Проведение опытно-экспериментальной работы 2020-2021 уч.году (очный формат обучения) Экспериментальная группа №2 n=11 (г. Сургут) 27,3 81,7 27,3 9,2 27,3 9,2 18,1 0 В целом у большинства респондентов наблюдается низкий и средний уровень сформированности аналитических умений. Сравнив обе экспериментальные группы (см. таблицу 2), мы можем увидеть незначительную разницу уровня сформированности аналитических умений на констатирующем этапе. Проанализируем количественные показатели: разница показателя высокого уровня составляет 5,9 %, среднего уровня варьируется между группами на 1,2%. Разница показателей низкого уровня – 8,4 % и не сформированные аналитические умения 3,7 %. Наиболее распространенные недочеты в анализе произведений изобразительного искусства у респондентов следующие: отсутствие обоснованного анализа, опирающегося на научную литературу, в основном студенты использовали интернет источники, в связи с этим было выявлено нарушение логической цепочки анализируемой картины, отсутствие главных компонентов анализа – опоры на законы композиции и колористки. Вместо этого, в анализе присутствует обзорное и поверхностное их описание. Кроме того, пассивное копирование интернет информации приводит к тому, что студент перестает думать самостоятельно и не может выстроить композиционные схемы в картине, раскрыть значимость анализируемого произведения с точки зрения психологии цвета и как следствие раскрыть его идею. Работая по предложенной нами схеме анализа произведения изобразительного искусства в течение семестра, студенты заметно улучшили свои аналитические показатели: стали свободнее мыслить, рассуждать, представлять композиционные и колористические схемы, причем научились их определять без дополнительной подготовки, аргументировать свой анализ искусствоведческой и методической литературой. Доклад респондентов стал структурированным и логичным, без лишних вводных слов и понятий. Таким образом, анализируя динамику сформированности аналитических умений будущих педагогов изобразительного искусства экспериментальной группы №1, мы выявили, что высокий уровень стал в два раза выше, по сравнению с констатирующим этапом, средний уровень также стал выше на 14.3%, за счет повышения среднего и высокого уровня, на низком уровне количество респондентов стало меньше на 21,3%, не сформированный уровень сократился на 14,4%. При анализе динамики экспериментальной группы №2 мы отметили, что по сравнению с первой группой респонденты приобрели аналитические умения в большем количестве, так на высоком уровне разница составила 54,4%, на среднем и низком уровне по 18,1%. Не сформированного уровня также, как и в предыдущей группе не осталось. Отмечая разницу в динамике сформированности аналитических умений в области изобразительной деятельности, мы видим, что разница составила на высоком уровне в экспериментальных группах 30%. Предполагаем, что результат связан с условиями дистанционного обучения. Отсутствием возможности «в живую» представить свой результат, а также загруженность постоянной подготовкой к учебным дисциплинам, которая, в основном, проходила за компьютером, снизила возможность свободно мыслить, анализировать продукты изобразительного творчества. Заключение Исходя из полученных результатов опытно-экспериментальной работы, можно сделать вывод о том, что сегодня проблема формирования аналитических умений у будущих педагогов изобразительного искусства присутствует и эта тема весьма актуальна. Внедрение разработки, направленной на формирование аналитических умений в процессе изучения дисциплины «История изобразительного искусства» позволяет формировать аналитические умения в области изобразительной деятельности. Оценивая качество выполнения анализа произведений изобразительного искусства в рам¬ках дисциплины «История изобразительного искусства» будущие педагоги показали умения определять особенности стилевого написания картин, они стали более лаконично и четко определять сюжет работы, упуская незначительные детали, научились анализировать картину с точки зрения художника, выделяя в сюжете композиционный и колористический строй работы, опираясь при этом на законы композиции и колористики. Помимо разбора приемов и методов, используемых художником при написании работы, студенты начали обращать внимание на выбранный художником колористический набор, как он связан с сюжетом с точки зрения психологии. В целом, произведения изобразительного искусства открылись в новом свете и в каждой работе стали видны свои оригинальные особенности. В связи с этим, необходимо отметить, что умения, приобретенные студентами направленности Изобразительное искусство, соответствуют требованиям, предъявляемым к будущему педагогу изобразительного искусства и требованиям Федерального государственного образовательного стан¬дарта, степени освоения профессиональных компетенций, способности к выполнению видов профессиональной деятельности, направленных на реализацию основной образовательной программы.