Full text

Введение

 

Журналисты, историки и исследователи – это люди, которым приписывают предоставление знаний человечеству. Среди них именно журналисты обобщают и интерпретируют всю информацию о текущих событиях и происшествиях по всему миру. В связи с интенсификацией информационных и коммуникационных технологий за последние два десятилетия мир журналистики сильно изменился. Сегодня мы знаем о событиях в мире в режиме реального времени. Прошли те времена, когда приходилось ждать несколько дней или даже недель, чтобы узнать о событиях, происходящих в отдаленных частях мира. Вместо этого современные средства массовой информации предоставляют круглосуточные новости и регулярно обновляют информацию, поступающую из самых отдаленных уголков мира. Кроме того, социальные сети приводят к еще более быстрому распространению информации.

Все это привело к резкому увеличению спроса на журналистов, подготовка которых отвечает современным вызовам времени. В свою очередь, это сделало курсы журналистики или интегрированные курсы журналистики и коммуникации гораздо более популярными, чем когда-либо прежде. Чтобы удовлетворить этот спрос на курсы журналистики и коммуникации, многие ведущие университеты сегодня предлагают программы, такие как бакалавр журналистики, магистр журналистики и т. д. Кроме того, многие ведущие частные университеты изменили учебные планы таких программ, чтобы лучше охватить влияние современных технологий на журналистику и, таким образом, это позволяет студентам лучше подготовиться к вызовам реального мира.

 

Обзор отечественной и зарубежной литературы

 

Как известно, во второй половине XX века появились информационные коммуникации, способные объединять страны и континенты. Возникшая вследствие этого глобальная медиасреда, включающая многочисленные средства передачи информации, породила важные социальные проблемы, связанные с влиянием на человечество подобного феномена, о котором размышляли такие исследователи, как Киреева И.А., Апанасюк Л.А., Белозерцева Н.В., Браженец К.С. [1].

Исследование опирается на теоретические источники в области массовой коммуникации, журналистики, филологии и педагогики. Интерес к изучению роли средств ИКТ в современном информационном пространстве и вопросов их взаимодействия с журналистской деятельностью нашел свое рассмотрение в многочисленных исследованиях российских и зарубежных авторов. Кульчицкая Д.Ю. [2] в своем исследовании поднимает вопрос социальных сетей как инструмента в работе журналиста, которые с одной стороны способствовали демократизации процесса обмена информацией, с другой стороны создают определенные риски в работе журналистов.

Связь развития средств массовой коммуникации со спецификой культуры и социальных отношений обусловил обращение к источникам, раскрывающим проблемы информационно-психологического воздействия, которые рассматриваются ученым Апанасюк Л.А. [3] в контексте современного медиапространства. Исследование Young D.G., Jamieson K.H., Poulsen S., Goldring A. [4] также рассматривает опосредующие психологические механизмы (интерес сообщения, путаница в сообщении, контраргументация и т.п.).

В последнее время российские исследователи также обратились к теме этических рамок журналистского контента, анализируя их с коммуникативной точки зрения и фиксируя те изменения, которые произошли в сфере журналистики в связи с развитием социальных медиа. Так, в работе Вартановой Е.Л. [5] предъявляются требования к современному журналисту, ставится вопрос о подготовке журналистских кадров в области IT-коммуникации в условиях трансформации профессии.

Этические рамки контента, концепции моделирования и конструирования педагогического процесса рассматривает Смирнова Е.В. [6] в аспекте формирования межкультурной компетенции в условиях поликультурного, информационного и коммуникационного взаимодействия.

Анализ трудов ведущих специалистов в области филологии, языкознания, лингвистики, юриспруденции, журналистики – Apanasyuk L.A., Soldatov A.A., Kireeva I.A. [7] позволяет сделать выводы о важности междисциплинарного характера обучения студентов-журналистов, возможности обеспечения интенсификации учебного процесса, качественного изменения методов, форм и содержания обучения, развития личности обучаемого, формирования и развития умения разрабатывать стратегию поиска решения учебных и практических задач, прогнозировать результаты реализации принятых решений на основе моделирования изучаемых объектов, явлений, процессов и взаимосвязей между профессионально-ориентированным и межкультурным образованием.

Понятие «фактчекинг» пришло в новые медиа из традиционной журналистики. Точнее из принципов работы редакции: редакционный фильтр – необходимое условие в технологии работы журналиста. Корнев М.С. [8] считает, что эта технология обусловлена этическими принципами: независимость, объективность, беспристрастность, точность. Благодаря соблюдению этих принципов появляется доверие аудитории и формируется репутация издания.

Фактчекинг и верификация информации является неотъемлемой частью образовательного процесса, особенно выделяя области экономики, политики, общественных проблем. Исследователь Wintersieck A. [9] рассматривает основные факторы, затрудняющие процесс проверки информации, а также наиболее сложные случаив практике.

Борзова М.С. [10] рассматривает вопросы верификации информации и фактчекинга, их влияния на важные социальные вопросы, а также их информационно-психологического воздействия в условиях цифровизации общества в контексте современных вызовов образовательного пространства. Острые вопросы массовой информации в культурной парадигме переходного периода рассматриваются Полелуевой Л.А. [11], определяя журналистику как термин гораздо шире, чем даже 20 лет назад.

Последние исследования медиапространства резюмируют развитие особого направления – «паражурналистики фейковых новостей». Исследование Балмаевой С.Д., Лукиной М.М. [12] ставит целью выявить, как новые технологии повлияли на рабочий процесс современных российских журналистов, какие из этих технологий реально используются, в каком виде и с каким результатом. При этом рабочий процесс рассматривался во всей его целостности от поиска тем, сбора информации и общения с ньюсмейкерами до требований к навыкам журналиста, изменений в редакционной структуре и взаимоотношений с коллегами и начальством.

Вопросы результатов слияния, интеграции информационных и коммуникативных технологий в единый информационный ресурс рассматриваются в исследовании Качкаевой А.Г. [13].

Социальные сети, в частности Twitter, получили широкое распространение в редакциях новостей для различных целей, включая поиск потенциальных клиентов и контента, распространение историй, сбор комментариев пользователей и привлечение трафика на корпоративные веб-сайты. В работе Heravi B.R., Harrower N. [14] исследуются способы использования журналистами социальных сетей для поиска и проверки, а также их отношение к социальным сетям с точки зрения доверия. Анализ показал, что журналисты скептически относятся к уровню доверия к социальным сетям. С одной стороны, журналисты понимают, что социальные сети представляют собой ценный источник информации, от проработки которого не стоит отказываться, однако они осознают и тот факт, что этот источник требует специфического подхода, более осторожной проверки. Так, в своем исследовании Мельник С.Г. [15] выявляет и классифицирует виды смысловых искажений информации, описывает возможные социальные последствия.

Исследователи в области проведения лингвистического контент-анализа публикаций в СМИ в рамках образовательного процесса студентов-журналистов Shapiro I., Brin C., Bedard-Brale I., Mychajlowycz K. [16] в своей работе подчеркивают важность выявления смысловых искажений, Rauchfleisch A., Artho X., Metag J., Post S., Schafer M.S. [17] приводят результаты опыта экспертных анализов.

Machill М., Beiler М. [18] обращают внимание на влияние средств ИКТ для осуществления журналистского исследования, в большинстве случаев халатное отношение к профессиональным функциям, затрагивающим и современное мультимедиа пространство, приводит к публикации фейковой информации. В то же время Суходолов А.П., Бычкова А.М. [19] рассматривают «фейковые новости» как феномен современного медиапространства, определяя: понятия, виды, назначение и меры противодействия.

Бейненсон В.А. [20] считает, что «основной проблемой в условиях «новых медиа» становится размывание системы ценностей, стирание этических и социальных норм. Новая интерактивная система дает инструменты в руки не только адекватным социально активным личностям, но и пользователям, одержимым распространением подчас сомнительных идей или просто опьяненным властью новых виртуальных возможностей».

В работе Вырковского А. В., Лавреновой А. В. [21], рассматриваются профессиональные и личностные качества журналистского роста, целесообразность использования программно-методического обеспечения в процессе обучения межкультурной коммуникации.

В то же время в исследовании Иванова А.Д. [22] указывается, что появление принципиально новых роботизированных технологий, исключающих человека в процессе поиска, обработки и публикации информации, особо остро ставит вопросы сохранности профессиональных и этических принципов журналистской деятельности.

Особому рассмотрению подвергает исследователь Шомова С.А. [23] такие новые и достаточно дискуссионные этические принципы мультимедийной журналистики, как «точность и аккуратность важнее скорости»; прозрачность, то есть четкие указания на источник информации; «добавленная стоимость» любого материала (запрет на механическую перепечатку чужих материалов или собранных другими фактов); возможность и необходимость внесения исправлений в уже опубликованный текст; а также необходимость специальной работы с сетевыми троллями.

Проверка контента и источников в социальных сетях становится все более критичной для журналистов и новостных организаций. В исследовании Brandtzaeg P.B., Ltiders M., Spangenberg J., Rath-Wiggins L., Folstad А.[24] предлагаются требования и инструменты для проверки контента социальных сетей. Основное внимание вопросам фактчекинга в области политики уделено в исследовании Gottfried J.A., Hardy B.W., Winneg K.M., Jamieson K.H. [25] Между тем, за последнее десятилетие независимые специалисты по фактчекингу появились в большем количестве, в более чем 50 странах открылись специализированных центров по проверке фактов. Однако политическая проверка фактов всегда вызывает споры, считают исследователи Graves L., Cherubini F. [26].

Deuze M. [27] считает, что в области современной журналистики, которая возникла в течение последних двух десятилетий и которая была усилена стремительно меняющимися технологиями, крайне важно пересмотреть укоренившиеся пути понимания и работу, которую журналисты выполняют в современных условиях.

Концепция человека в языковой картине мира, основных свойств и атрибутов, основных систем, регулирующих его физическую и духовную деятельность, влияющих на социальную роль, коммуникативные намерения, рассматривается Кибрик А.Е. [28].

Boden D., Molotch H. [29] показывают, насколько жизнь общества нуждается в соприсутствии, физической близости, поясняется характер современной жизни общества и роль передвижений в создании и поддержании релевантных социальных связей.

Smirnova E.V., Yurchenko A.N., Smirnov M.V., Kravchenko O.D., Abdulgazis U.A. [30] в своем исследовании подчеркивают, что использование средств ИКТ в процессе обучения межкультурной IT-коммуникации обеспечивает: предоставление большого объема информации; комплексное воздействие на различные каналы восприятия путем использования текста, графики, звука, мультипликации, видео; многократное обращение к заданиям; предоставление обратной связи; адаптивность, нелинейность предоставления информации; индивидуальность дизайна при представлении учебного материала; автоматизированный контроль.

 

Методологическая база исследования

 

Основным объектом предпринятого исследования являются курсы для бакалавров «Журналистское мастерство», «Медиаобразование», «Правовое регулирование СМИ и массмедиа» направления подготовки 42.03.02 «Журналистика», включая соответствующие проблемные ситуации и способы их преодоления. В определенных вариациях курсы существуют в российских ВУЗах.

В качестве методических приемов используется реконструкция логики учебных курсов и критическое рассмотрение поведения аудитории и ее восприятия преподавания в предложенных компонентов. Курсы и их преподавание погружено в контекст дискуссии о возможности развития журналистского образования на университетском уровне, а также о диапазоне получаемых знаний и навыков.

Разработка исследовательского инструментария осуществлялась с опорой на положения междисциплинарного, личностно-ориентированного и коммуникативного подходов. Кроме того, был использован комплекс дополняющих друг друга методов исследования, таких как методы теоретического анализа отечественной и зарубежной литературы; диагностические методы; опрос; методы статистической обработки данных.

Исходя из теоретических и методологических основ настоящего исследования, обучение студентов-журналистов является интегрированным, сохраняя все особенности базового уровня обучения и обладая своей спецификой относительно формирования универсальных компетенций, а именно: способности осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах) (УК-4), способности воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекста (УК-5).

Особый интерес в исследовании представляет процесс формирования и совершенствования коммуникации на базе средств ИКТ в рамках подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. Для отбора и описания коммуникации использовались следующие методы исследования: теоретический (изучение и анализ опыта применения средств информационных технологий в преподавании студентам-журналистам, анализ литературы по педагогике, психологии, компьютерной лингводидактике); эмпирический (беседы со студентами по выявлению эмоционального отношения студентов к использованию средств информационных технологий); анкетирование с целью выявления мотивационных аспектов использования средств информационных технологий при осуществлении IT-коммуникации; тестирование (с целью выявления качества умений, степени готовности студентов к использованию средств ИКТ); статистический (обработка результатов, полученных в ходе исследования).

Достоверность выводов исследования обеспечивается применением проверенных практикой теоретико-методологических принципов; репрезентативностью данных эмпирических исследований, научно обоснованной методикой сбора информации и ее интерпретации; логикой построения исследования.

 

Результаты исследования

 

Появление компьютеров и развитие средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) способствовало кардинальному смещению фокуса подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. Благодаря огромному разнообразию доступной информации, сегодня журналистика данных развивается и расширяется. Инфографика, интерактивные карты, хронологические графики, круговые диаграммы, вокруг которых выстроена вся журналистская история, – это продукты журналистики данных. Журналистика данных стала не только детищем захлестнувшего мир технологического переворота, но и реакцией медиасферы на повсеместно воцарившуюся событийную журналистику, живущую за счет скорости подачи информации и сенсационности.

Журналистика данных как жанр сталкивается с массой трудностей на каждом этапе производства, в особенности это касается человеческих ресурсов. В современном мире любой, у кого есть смартфон и учетная запись в социальных сетях, может стать журналистом. Множественные источники добавляют информацию в социальные сети, блоги и видео по мере появления новостей. Такая информационная перегрузка часто затуманивает факты. Как следствие, недостаток квалификации, опыта и владения научными методами может приводить к тому, что такой журналист допускает ошибки, вырывает данные из контекста или делает поспешные выводы.Раньше данные приходили в фиксированной, полной форме – книги, газеты и документальные фильмы – был готовы в окончательном виде. С цифровыми новостями в открытой сети источник новостей становится почти живым, дышащим существом. Он всегда меняется и постоянно развивается. Сообщение в блоге, которое потребитель только что прочитал, может быть отредактировано и пересмотрено несколько раз.

Сегодня журналисты сталкиваются с тем, что их читатели могут быть умнее и информированнее по той части информации, которую они получают от журналистов. Потребитель становится более информирован, чем когда-либо, и у него есть безграничный выбор того, где он хочет получать новости. В связи с этим, фейковые новости становятся обычным явлением.

Прежде всего, это связано с тем, что на стороне журналистов больше нет времени. Они должны быть первыми. Они должны быть быстрыми. У них больше нет времени, чтобы глубоко погрузиться в свои истории. У них нет времени учиться и размышлять над своими историями. Они полагаются на цитаты других экспертов, чтобы сформировать свои истории.

Настоящее журналистское расследование – это искусство, которое постепенно исчезает. Проведение настоящего расследования требует много времени, что, в свою очередь, требует больших денег. Доход от рекламы, который они получат за эту историю, скорее всего, будет небольшой частью затрат на ее создание. Из-за этого журналистские расследования заменяются 5-10 сообщениями в блогах в день, которые никогда не будут иметь такого содержания, как фактическое расследование.

С другой стороны, в конечном итоге все это приводит к тому, что сегодня граждане осведомлены о новостях больше, чем когда-либо в истории. Более информированное общество способно принимать более рациональные, более информированные решения. Из-за этого сомнительным компаниям становится труднее обмануть людей. Смартфон значительно снизил конфиденциальность и приподнял завесу секретности: обычные граждане фиксируют инциденты и события на своих смартфонах, а затем распространяют видео через социальные сети. Тем, кто имеет корыстные интересы, становится труднее манипулировать правдой и изображать инциденты в более благоприятном свете. Случаи жестокости и угнетения больше нельзя скрывать или приукрашивать. Истина видна всем. В таком сценарии многие основные медиаканалы пытаются отойти от традиционных моделей и использовать возможности смартфонов и социальных сетей. Сегодня рассказы очевидцев и визуальный контент являются одними из самых важных и убедительные инструменты, которые журналист или издатель новостей может использовать, чтобы рассказать впечатляющую историю. В сценарии сенсационных новостей скорость является критическим фактором при проверке информации из социальных сетей. Здесь следует отметить, что по мере того, как люди привыкают получать все больше и больше информации в режиме реального времени, они будут иметь все больший спрос на дополнительную информацию и анализ. Проблема усугубляется объемом визуального контента, доступного в Интернете, который, может быть лишен контекста и переработан с помощью мистификаторов, обманывающих политиков и профессиональных журналистов.

Для оценки достоверности источников необходимо обучать студентов ВУЗов направления подготовки 42.03.02 «Журналистика» инструментам и методам изучения и практики проверки источников и контента, экспертизе изображений, инструментам обнаружения несоответствия в метаданных изображения, которые предполагают манипуляции, обнаружения клонов и анализу уровня ошибок, который может дать полезную информацию.

Необходимо обучать использовать инструменты проверки, чтобы установить, откуда источник был опубликован, триангулировать источник, анализируя его историю в социальных сетях, чтобы проверить возможность их нахождения в определенном месте в определенное время, следует практиковать умение задавать важные вопросы, использовать доказательства, уметь вести ход расследования по контенту, который был подвергнут цифровым манипуляциям с помощью программного обеспечения для редактирования фото или видео, созданный или переданный с намерением ввести в заблуждение, проводить личное собеседование, результаты которого часто приводят к подтверждению противоречивых отчетов и заявлений с мест преступлений или несчастных случаев, где рассказы травмированных свидетелей или жертв могут значительно отличаться от фактических. Дезинформация не всегда может быть злонамеренной. Может случиться так, что человек просто не может вспомнить события должным образом или, возможно, решил приукрасить историю.

 

Заключение

 

Таким образом, сегодня невозможно полагаться только на один источник для получения новостей и информации. Газеты все еще существуют сегодня, но не нужно ждать новостей целый день, мы ждем секунды благодаря появлению Интернета и круглосуточных новостных станций. Журналистика – это продукт каждой газеты, каждой новостной станции и каждой новостной статьи. Журналистика ставит общественное благо превыше всего и использует определенные методы для сбора и оценки информации. Журналистика предназначена для того, чтобы приносить пользу людям, и журналисты должны регулярно проверять, о чем они пишут, чтобы убедиться, что информация проверена и точна. Поэтому сегодня первоочередной задачей является трансформация подготовки журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства. Верификация подготовки требует применения в обучении журналистов информации, которая включает как традиционные инструменты (звонок спикеру, поиск первоисточника, поиск альтернативного источника и т. д.), так и возникшие относительно недавно благодаря возможностям Интернета (проверка (фактчекинг) подлинности аккаунта в социальных сетях, анализ метаданных снимка, верификация по месту и времени создания видео и т. д.). В цифровой среде возникает необходимость проверять как источник информации, так и сам контент, подлинность его содержания, особенно если речь идет о пользовательском контенте. Европейские исследователи выделяют четыре основных элемента фактчекинга в социальных медиа: происхождение (оригинальность контента), источник (кто загрузил), дата (когда создан) и локация (где создан). Данные элементы важно использовать в подготовке журналистов к профессиональной деятельности в контексте современных вызовов образовательного пространства.