Full text
Введение Тенденция такова, что все чаще студенческая аудитория не готова к обучению в вузе, то есть имеет низкую заинтересованность в получении образования, не мотивированы. Таких студентов называют «не мотивированными», «слабо подготовленными», «необучаемыми» и т.п. [1]. Авторы статьи «Категория «необучаемых» студентов как социальный феномен университетов (на примере дальневосточных вузов)» отмечают, что многие студенты поступают в вузы, чтобы «использовать университет как площадку для реализации других целей» (не учебных) и в пример приводят такие цели как занятие спортом, творчеством, участие от имени университета в Универсиаде и КВН, социальную стабильность [1]. Однако, на наш взгляд, одну из важных ролей в стимулировании студентов к получению образования и снижении количества «необучаемых» студентов (даже если при поступлении в вуз студент имел не учебную мотивацию), играет система студенческого самоуправления, правильно сформированная в вузе. Зачастую такая система не отвечает требованиям вузов и самих студентов и лишь провоцирует на повышение количества «необучаемых» студентов. Обзор отечественной и зарубежной литературы Проблема организации студенческого самоуправления в России представлена в работах исследователей К.А. Антипьев, Н.Г. Баженова, Е.А. Лазукова, Е.Г. Черникова [2], В. В. Богданов, Г. Н. Емцов [3] и др. Ученые отмечают искусственную деятельность как одну из распространенных проблем студенческого самоуправления: «Самоуправление зачастую лишь декларируется, подменяется ситуативной активностью, мобилизационным участием студентов в организации культурно-досуговых мероприятий» [4]. К.А. Антипьев в свою очередь отмечает: «...студенческое самоуправление должно стать потребностью самого студенчества, а не навязываться «сверху» [5]. Ученые Н.В. Сиврикова и Д.Ю. Бережная [6], К.Г. Сохадзе [7] рассматривают взаимосвязь ценностей молодежи с их проявлением в общественной жизни, формированием жизненной позиции и потребностей. В педагогической науке представлено, что студенческое самоуправление - это одна из форм воспитательной работы, которая может создать условия для формирования субъектной позиции обучающихся, включенных в данную систему работы, относительно своего личностного и профессионального становления [8]. Студенческое самоуправление в российских университетах является молодым и находится еще на стадии формирования и развития, о чем говорит ряд исторических фактов. Официально зарождение студенческого самоуправления считается, что произошло в МГУ 13 марта 1781г. В этот день была создана первая студенческая организация – «Собрание университетских питомцев для упражнения в сочинениях и переводах». Однако руководство университета вскоре запретило любые объединения, которые носили корпоративный характер. Были запрещены студенческие сходки, концерты, библиотеки, студенческие выборы, подача коллективных обращений студентов, курительные комнаты и т.п. Стали организовываться подпольные собрания и создаваться организации. В основном они были аполитичные. Только в начале 19 века студентам официально разрешили открывать студенческие кружки, библиотеки и разрешено проведение собраний и выборов. Однако вся студенческая деятельность жестко контролировалась партией и правительством [3]. В то же время если посмотреть на зарубежное студенческое самоуправление, которое зародилось раньше российского на 693 года, то можно отметить определенную свободу действий и явную независимость студенчества от руководства университетов и политических устоев [3]. Как видно из истории студенческое самоуправление в российских университетах является молодым и находится еще на стадии формирования и развития. Важным шагом страны по данному вопросу стало закрепление правового статуса советов обучающихся в ФЗ «Об образовании» от 2012 года. До 2012 года в университетах действовали студенческие объединения, однако их деятельность была не систематизирована, распределение ресурсов было непонятным, а где-то его и вовсе не было. Во многих источниках под студенческим самоуправлением понимается деятельность Советов обучающихся. Совет обучающихся - коллегиальный орган управления университетом, который создается в образовательной организации по инициативе обучающихся в целях учета их мнения по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы [9]. Способ формирования такого органа в университетах может быть разным: из числа активных студентов или из числа председателей студенческих объединений. В связи с этим следует определить, относится ли деятельность студенческого объединения к студенческому самоуправлению, подходят ли характеристики приводимые для студенческого самоуправления и советов обучающихся к студенческим объединениям и в чем данные органы имеют сходство и различие. Основными отличиями студенческих объединений от органов самоуправления являются: 1. Студенческие объединения в основном создаются с более узконаправленными и более конкретизированными целями 2. У студенческого объединения нет цели охватить своей работой большинство студентов, а решает оно только определенные задачи 3. Главная задача студенческого объединения – объединять единомышленников в определенной сфере общественной жизни, развивать и поддерживать студенческие инициативы в определенных областях [10]. Советы обучающихся охватывают своей деятельностью всех обучающихся и являются более формализованными структурами. Однако обе формы деятельности обучающихся совет обучающихся и студенческое объединение в рамках данной работы можно рассматривать под общим термином студенческое самоуправление, так как они являются механизмом деятельности обучающихся и решают определенные задачи, связанные с качеством обучения и формируют soft-skills навыки посредством планомерной воспитательной работы. Однако принимать во внимание перечисленные выше различия все же стоит, чтобы спроектировать результативную деятельность студенческого объединения в вузе. Для этого важно чтобы специфика деятельности студенческих объединений (сфера и способы организации работы, нюансы и особенности) соотносилась с общей политикой вуза. Рассмотрим современные практики организации деятельности студенческих объединений. В качестве примера организации деятельности общественных объединений с точки зрения молодежи можно рассмотреть опрос студентов РУДН, представленный в исследовании К.Г. Сохадзе «Социальная активность российской молодежи: масштабы и факторы сдерживания» [7]. В целом, исследование посвящено политическим настроениям молодежи и ее социальной активности. Однако проведенный автором опрос показывает и состояние организации деятельности общественных объединений. Большинство ответов респондентов на вопрос «Почему, на твой взгляд, люди НЕ участвуют регулярно в деятельности общественных организаций/в общественных инициативах?» были следующие: - просто нет на это времени; - нежелание тратить время на посторонних людей; - считают, что их личное участие ничего не изменит, это бесполезно; - основная работа отнимает слишком много времени и сил; - им это не нужно, им все нравится, все устраивает. - нет на это денег; - все силы уходят на поддержание приемлемого уровня жизни для себя и своей семьи; - никому не верят [7]. На наш взгляд, ответы респондентов достаточно правдиво отражают реальную ситуацию большинства молодежи России. Это говорит о том, что деятельность общественных организаций недостаточно эффективны и не интересны большинству студентов. Участники организаций зачастую не видят реальной преимуществ и выгоды для себя. Результаты исследования обращают внимание на то, что и как необходимо организовывать в деятельности общественных организаций, чтобы появился смысл и «ценность дела», а также «Что» для студентов сегодня является ценностью. Можно предположить, что для молодого поколения важно эффективно и оптимально использовать собственное время и иные ресурсы. Тратить его только на «нужные» дела и процессы, которые будут приносить понятную им выгоду как материальную, так и нематериальную. Ниже представлен анализ научных публикаций о ценностях молодежи и их мотивации, участвовать в деятельности студенческих объединений. Данный анализ позволит выделить основные аспекты, которые необходимо для результативности студенческих объединений. О ценностях современных студентов в своей статье «Взаимосвязь ценностей со стилем медиапотребления студентов» пишут Н.В. Сиврикова, Д.Ю. Бережная и утверждают, что «У современной молодежи базовыми являются ценности «здоровье», «любовь» и «семья». Наиболее доступны для них «активная жизнь», «друзья» и «познание» [6]. Следовательно, деятельность студенческого объединения должна способствовать ведению здорового образа жизни и поощрять это. В объединении важно сформировать доверительную и дружескую среду, чтобы лидеры морально поддерживали друг друга не только строго в рабочей деятельности, но и за ее пределами. Так как в студенческом возрасте молодой человек активно развивается в личностном, физическом и социальном плане, о чем было сказано ранее, и для него становится важным построение межполовых отношений с новым уровнем возможностей и ответственности связанными с категориями ценностей «семья», «любовь», «дружба». Необходимо обратить особое внимание на культуру взаимоотношений, репродуктивное здоровье, семейные ценности и для этого предусмотреть перечень мероприятий, способствующих развитию формирования этих ценностей с учетом современных условий общественного развития. А.В. Старшинова в своей статье «Противоречия мотивации учащейся молодежи к деятельности в волонтерских организациях» констатирует тот факт, что молодежное волонтерство позволяет решать одну из важных общественных задач – воспитание молодежи и что такой способ воспитания как развитие волонтерских организаций становится все более популярным. В работе автора примечательным является проведенное исследование типов мотивов молодежи при включении в волонтерскую деятельность. По результатам опроса на втором месте (13,53% респондентов) стоит такой мотив как «Приобретение новых умений, знаний, навыков». Конечно, данный показатель стоит после самого массового мотива (65,22% респондентов) «Внутренняя потребность, самосовершенствование, чувство удовлетворенности», однако, оба показателя между собой зависимы и отчасти пересекаются [11]. Так, самосовершенствование может значить для молодого человека приобретение новых компетенций или повышение уровня уже имеющихся. Это позволяет сделать предположение о том, что в большинстве случаев молодежь выбирает деятельность, которая способствует обогащению его внутреннего мира, приобретению новых компетенций, знаний, умений, навыков, которые будут полезны для его будущей жизни. В таком же направлении сделал вывод автор статьи, разделив мотивацию к участию в волонтерской деятельности молодежи на ранги, где первые два ранга обозначены «эгоистическими» и формулируются как «научиться чему-то, узнать что-то новое» и «возможность быть в дружеских отношениях с кем-либо, быть ценным для других людей». В реализации перечисленных потребностей активно могут принимать участие образовательные учреждения, гармонично выстраивая свою образовательную деятельность, привлекая к этому процессу студенческие объединения. Автор делает вывод о том, что в сфере организации добровольческой деятельности доминирует формальный подход и «стремление «привязать» эту форму деятельности к учебному процессу». Это говорит о низкой результативности организации деятельности самих общественных объединений, которые не всегда работают на повышение внутреннего потенциала молодого человека, а зачастую руководствуются формальными критериями оценки деятельности. Для проектирования результативного студенческого объединения на основании вышесказанных заключений автора статьи необходимо учесть то, что при организации деятельности студенческого объединения необходимо продумать перечень компетенций и soft-skulls навыков, которые будут формироваться у участников, сформулировать критерии оценки деятельности, которые не будут основаны на формальных критериях, не отражающих результативность работы. Одним из критериев результативности деятельности объединения должен стать анализ личностного роста и удовлетворенности запросов каждого участника в отдельности и мероприятий повлиявших на это. В статье Т.А. Шульгиной и Н.А. Кетовой «Ты записался добровольцем?», или Зачем студенты идут в волонтёры» рассматриваются мотивы участия студентов в волонтерской деятельности. Представим выводы опроса, отчасти соотносящиеся с выводами, сделанными в предыдущей статье: одними из ведущих мотивов занятия волонтерской деятельностью у студентов являются повышение компетенций, знаний, умений и навыков. Интересным выводом является «линия тренда» и ранжирование мотивов относительно нее. Стоит отметить, что в данном исследовании эгоистическими мотивами называются мотивы несколько другие, нежели в предыдущем исследовании. Под эгоистическими мотивами подразумеваются такие как «получение признания от коллег», «достижение успеха», «возможность научиться руководить небольшим или большим коллективом», «возможность решить свои проблемы и проблемы других», «возможность получить дополнительные бонусы в учёбе, при построении карьеры», «получение полезных связей» и они не попадают в основною линию тренда [12]. Дополнительным важным выводом исследования является построение линии тренда относительно мнений респондентов о возможностях волонтерской деятельности для формирования общекультурных компетенций [12]. В линии тренда оказались такие результаты как: - практика командного взаимодействия; - умение определять круг задач и осуществлять поиск способов их решения; - умение управлять своим временем; - умение выстраивать и реализовывать траекторию личного развития; - навык эффективной коммуникации; - навык поддерживать определённый уровень физической и психологической подготовленности для обеспечения работоспособности; - навык руководства командой; - умение создавать и поддерживать безопасные условия жизнедеятельности [12]. Автор делает вывод о том, что общественная деятельность, особенно в рамках деятельности общественной организации предусматривает формирование универсальных компетенций, большинство из которых прописаны в образовательных программах ФГОС 3++. Данное исследование обращает внимание на то, что при проектировании результативной деятельности студенческого объединения в вузе кроме проведения мероприятий по развитию soft-skills, так популярных среди молодежи, необходимо рассмотреть возможность включения деятельности объединения в образовательный процесс, например, как площадки для прохождения практики или проведения исследований и проектов в рамках учебного процесса конкретной образовательной программы. Перечисленные автором компетенции и навыки стоит рассматривать как обязательные, для целей студенческого объединения по каждому его участнику. В труде «О формах организации деятельности, способствующих формированию универсальных компетенций в процессе общественной деятельности говорят авторы статьи, подготовленной при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации в рамках государственного задания на НИР (№ 27.12674.2018/12.1) «Формирование универсальных компетенций студентов в процессе воспитательной деятельности» А. Зайцева, Н. В. Энзельдт [13] обобщив выведенные авторами формы организации деятельности, можно выделить следующие основные: - Мероприятия, направленные на планирование и организацию деятельности; - Адаптационные мероприятия и мероприятия по сплочению коллектива; - Образовательные мероприятия; - Культурные мероприятия; - Организация деятельности отдельных групп, руководство малыми коллективами студентов [13]. Данные формы деятельности следует реализовывать в деятельности студенческого объединения. Однако, вызывает внимание утверждение в статье «Студенческое самоуправление в современном российском ВУЗе: тенденции развития» о том, что студенческое самоуправление во многом имеет перекос в глазах студентов в развлекательно-досуговую сторону [2]. Для этого необходимо при планировании работы объединения, правильно расставить акценты и соблюсти баланс различных видов деятельности. В статье «Студенческие объединения: место и роль во внеучебной деятельности вуза» авторы рассматривают виды студенческих объединений (научно-исследовательские, творческие, спортивные, общественные, волонтерские, информационные, профессиональные, патриотические, межкультурные и др.) и утверждают, что каждый вид отвечает за ту или иную функцию становления личности студента вуза. Авторы приводят в пример студенческие объединения ФБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» (Мининского университета) и описывают их деятельность. Деятельностью объединений университета является то, что университет и воспитательный отдел вуза переложил на самих студентов (создание условий, способствующих формированию и развитию у студентов личностных, деловых качеств, необходимых для успешного выступления на современном рынке труда; решение волнующих студентов вопросов; защита прав и интересов студентов и др.) [14]. Данный опыт организации деятельности студенческих объединений можно учитывать, как пример при планировании работы объединения обсуждая ее с руководством вуза, чтобы она не дублировалась, и было оптимальное распределение сил и ресурсов и рассмотреть вариант «профильности» объединения. Рассмотрим позиции зарубежных ученых, которые исследовали вопросы студенческого самоуправления. Hilliard, A.T. утверждает, что на рост и развитие студентов главным образом влияет чувство сопричастности и ответственности. В формировании данного чувства играют важную роль сверстники, другие участники студенческого объединения. На основании этого, можно утверждать, что формирование доверительной атмосферы в объединении является одной из основных задач лидера объединения [15]. Fullan, M., Cuttress, C., и Kilcher, A. в свою очередь отмечают, что студенческие лидеры имеют большое влияние на качество образовательных программ университета, рефлексивное отношение к изучаемым дисциплинам помогает администрации вузов сформировать тот продукт, который актуален на сегодняшний день для слушателей. При формировании собственного отношения к образовательным программам студенческим лидерам необходимо понимать о миссии и стратегии развития образовательного учреждения, чтобы в данных рамках предложить развитие лидерского потенциала студентов университета [16]. Greenwald R. делает выводы о том, что для студенческих лидеров необходимо формировать соответствующие программы, которые будут являться неотъемлемой частью развития активистов студенческих объединений [17]. Такие программы студенческого лидерства имеют большое влияние на личность студента, они учатся выявлять и решать социальные проблемы и данное качество является одним из важных за пределами образовательного учреждения [18]. Charles W. L. Hill и Gareth R. Jones. в свою очередь предложили следующие характеристики студенческого лидера, которым он должен соответствовать: дальновидность, красноречие, последовательность, целеустремленность, информационная подкованность, готовность к делегированию и наделению полномочий, эмоциональный интеллект и правильное использование власти, которое заключается в создании доверительной атмосферы для продвижения своих идей, а не использование авторитета для «навязывания» идей другим [19]. Kouzes, J. M. и Posner, B. Z. исследовали феномен лидерства, их работы неоднократно цитируются во многих диссертациях и научных публикациях. Одним из важных для нашей работы тезисом стала разработанная учеными модель «Leadership challenge» для оказания помощи лидерам, создающим положительные изменения в своих организациях. Данная модель фокусируется на следующих пяти отдельных лидерских практиках, которые позволяют превратить системные препятствия в успехи и достижения команды: 1) Бросить вызов процессу, решиться на изменения; 2) Вдохновлять команду на общее видение; 3) Не мешать другим действовать, поощрять самостоятельность; 4) Активно использовать стратегическое планирование; 5) Поддержка и мотивация команды [20]. На наш взгляд, представленная авторами модель лидерства имеет много общего с моделью Дж. Коттера. Преимуществом модели Дж. Коттера является фокус на работе с людьми при проведении изменений, а не на процедурных моментах. Модель предлагает следующие восемь шагов близких по сути к авторам предыдущей модели: 1 шаг – создание атмосферы безотлагательности действий; 2 шаг – формирование влиятельные команды реформаторов; 3 шаг – создание видения; 4 шаг – пропаганда нового видения; 5 шаг – создание условий для претворения нового видения в жизнь; 6 шаг – планирование и достижение ближайших результатов; 7 шаг – расширение преобразований; 8 шаг – закрепление изменений в корпоративной культуре [21]. Авторы обоих подходов уверены, что университеты имеют возможности и задачи на воспитание и развитие молодежного лидерства. Так, развивать лидерские навыки с точки зрения Haber P. возможно через специальные лидерские коллективы (студенческие объединения), которые фокусируются на развитии навыков участников через учебные планы, дискуссии, специальные мероприятия, проекты и др. Более опытные студенты в свою очередь могут выступать в качестве старших наставников [22]. Таким образом, мировые и российские психолого-педагогические исследования в направлений феномена студенческих объединений достаточно активно занимается вопросами их моделирования, выделяя разные основания, структуры, целевые функции для этого. Методологическая база исследования Методологической основой исследования является системный подход, рассматривающий студенческие объединения как взаимосвязанную систему, включенную в другие системы; аксиологический подход, позволяющий исследовать деятельность студенческих объединений как развивающуюся систему, имеющую свои приоритеты и ценности; деятельностный подход, исследующий развитие личности посредством организации деятельности; компетентностный подход, являющийся основой обучения в современном образовании и рассматривающий студенческие объединения как эффективный способ формирования универсальных компетенций. В рамках системного подхода В.А. Якунин рассматривал педагогическую систему с точки зрения управления деятельностью обучающегося, в которой все функции взаимосвязаны: формирование целей, информационной основы обучения, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и оценки результатов, коррекции. [23]. Н. В. Кузьмина определяет педагогическую систему как «взаимосвязь структурных и функциональных элементов, подчиненных целям формирования в личности учащегося готовности к самостоятельному, ответственному и продуктивному решению задач в последующей системе» [24]. Л.И. Новикова считает, что в воспитательной системе каждое поколение должно ощущать себя субъектом развития системы, которое привносит что-то свое, новое, чтобы эта система приблизилась к целостности. «Развитие воспитательной системы определяется не столько объективными, сколько субъективными факторами». [25] Аксиологический подход рассматривает ценность как главный приоритет и одним из его принципов является взаимосвязь социокультурных и образовательных ценностей. Под ценностями понимается то, что значимо для человека в окружающей его действительности. Многие ученые, в том числе Г.И. Щукина [26], считают, что только при наличии внутренней активности личности под влиянием реальной жизненной практики формируется ценностное отношение. В рамках аксиологического подхода М.П. Нечаев в качестве основных ценностей выделяет: ценностные ориентации учащихся, коммуникативную культуру, направленность личности, операциональные умения [27]. Ученый видел в образовании возможность психологического развития человека. М.М. Рубинштейн придерживался точки зрения, что человек является источником высших духовных ценностей, а процесс образования является возможностью индивидуального, социального и творческого развития. Н.Ф. Голованова считала, что аксиологический подход основан на процессе понимания и освоение разных ценностей «важно понимание того, что мир ценностей объективен, это сама социокультурная реальность, жизнь человека и общества. Ценности жизни становятся содержанием воспитания; образно говоря, воспитание изучает подрастающее поколение и разрешает проблему «как жить». Однако ценности имеют и личные проявления: ценностные ориентации (установки, убеждения, интересы, стремления, желания, намерения). Именно ценностные ориентации детерминируют отношения личности к окружающему миру и к самому себе». [28] Сущность процесса обучения рассматривает деятельностный подход. Данный подход позволяет рассматривать деятельность студенческих объединений в вузе как целостный процесс (от целей деятельности объединений до получения результатов), а также анализировать используемые подходы в организации работы и развитие в процессе способностей и качеств личности. Н. Ф. Талызина отмечает, что «деятельностный подход – это, действительно, построение новой психологии, не психологии функций, а психологии действий.» и рассматривает деятельностный подход как теорию поэтапного формирования умственных действий. [29] Одним из подходов с точки зрения которого рассматривают современное образование, является компетентностный подход. И.А. Зимняя называет пять причин ориентации на компетентностный подход в образовании: 1) тенденция интеграции и глобализации мировой экономики; 2) необходимость гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования, заданная Болонским процессом; 3) происходящая в последнее время смена образовательной парадигмы; 4) богатство понятийного содержания термина «компетентностный подход»; 5) предписания органов управления образованием. [30] Опора на эти подходы позволяет автору теоретически обосновать создание результативных студенческих объединений для достижения представленных выше целей воспитательной работы через такие объединения. Результаты исследования Анализируя перечисленные практики, можно выделить следующие позиции, которые необходимо обоснованно учитывать при организации результативной деятельности студенческого объединения в вузе, а именно: - основываясь на истории студенческого самоуправления следует принять тот факт, что студенческим объединениям необходимо давать определенную свободу деятельности, при этом вступив с ними в партнерские отношения и заранее договориться о порядке взаимодействия, выполняемых задачах и задействованных ресурсах; - студенческим объединениям не обязательно входить в состав Совета обучающихся, чтобы влиять на деятельность вуза и на качество образования. Достаточно выстроить порядок взаимодействия студенческого объединения с конкретными сотрудниками вуза, которые совместно занимаются задачами, что и объединение, чтобы регулировать возникающие вопросы и предложения; - студенческим объединениям лучше иметь конкретные и понятные студентам цели, при этом задачи должны быть социально-значимыми и личностно-значимыми для участников объединения, важными для вуза и встраиваться в жизнь университета. - студенческое объединение должно стать местом, где студент находит друзей и единомышленников, для этого необходимо создать благоприятную атмосферу в коллективе, доверительную; - руководство студенческого объединения должно поддерживать инициативы активных студентов и способствовать их реализации; - деятельность лидера в объединении должна приносить ему удовлетворение, которое соответствует его запросам и ценностям; - студенческому объединению необходимо определить перечень soft-skills навыков, которые лидеры смогут сформировать в процессе деятельности в объединении, а также продумать с помощью каких механизмов и проектов это возможно реализовать; - студенческое объединение должно разработать собственные критерии оценки эффективности деятельности, важно, чтобы они не были продиктованы «сверху». Одним из критериев эффективности деятельности объединения должен стать анализ личностного роста и удовлетворенности запросов каждого участника в отдельности и мероприятий повлиявших на это; - деятельность объединения необходимо выстроить таким образом, чтобы она давала возможность каждому лидеру управлять каким-либо процессом, коллективом, однако при этом избежать громоздкой структуры подчинения и имитирования деятельности; - деятельность объединения должна способствовать ведению здорового образа жизни, формированию общественно признанных установок и ценностей; - в деятельность объединения должны быть включены проекты и мероприятия, направленные на планирование и организацию деятельности, адаптационные мероприятия и мероприятия по сплочению коллектива, образовательные, культурные мероприятия, однако важно соблюсти баланс и правильно расставить акценты. Эти позиции служат педагогическим основанием для организации результативного студенческого объединения в вузе. Заключение Предложенные положения о деятельности студенческого объединения ориентированы на среду вуза и могут быть внедрены на практике в реальную деятельность. Однако, процесс формирования субъектной позиции студентов достаточно сложен и требует к себе большего внимания, а также глубокой научной проработанности. Перспективами проработки иных педагогических оснований для моделирования результативной деятельности студенческого объединения в вузе могут стать анализ взаимосвязи процессов глобализации, компетенций будущего и студенческого самоуправления, а также способов влияния студенческого самоуправления на формирование компетенций, требуемых в современном мире. Также необходимо рассматривать студенческие объединения в совокупности с психолого-педагогическими возрастными особенностями целевой аудитории.