Full text
Введение Слово «эмпатия» происходит от греческого «empatos», оно означает «вчувствование, проникновение». Термин «эмпатия» появился в начале XX века и будет в дальнейшем использоваться в различных отрослях психологии и педагогики, а также других смежных дисциплин. Современные педагогика и психология обозначают феномен эмпатии как свойство личности, проявляющее себя в ситуациях общения, взаимодействия и поведения в целом, ориентированных на гуманистический подход. Обзор отечественной и зарубежной литературы К. Роджерс описывает эмпатию как «способ существования с другим человеком... Это значит войти во внутренний мир другого и быть в нем как дома. Это значит быть сензитивным к изменениям чувственных значений, непрерывно происходящих в другом человеке. Это означает временное проживание жизни другого, продвижение в ней осторожно, тонко, без суждения…» [1]. Феномен эмпатии рассматривается психологами и педагогами с различных сторон. Под эмпатией подразумевают, например, способность психики понимать переживания и состояния другого человека, особый вид внимания к нему, позволяющий строить успешные межличностные отношения. Так же понятие «эмпатия» означает свойство личности – «эмпатийность» как характеристика индивида. Составляющими эмпатии являются следующие компоненты: • когнитивный, заключающийся в понимании состояния другого без изменения собственного состояния; • эмоциональный (он же аффективный), заключающийся в сочувствии и сопереживании; • поведенческий, заключающийся в проявлении отмеченных и переживаемых эмоций – активной поддержке другого и оказании помощи. Это многоуровневый процесс, затрагивающий различные сложные компоненты личности, успешность которого зависит от многих факторов. Предпосылками к формированию способности адекватно откликаться на переживания другого индивида являются следующие характеристики личности: • терпимость, способность выдержать проявление эмоций другого человека; • способность воспринять субъективный внутренний мир другого, не раскрывая при этом свой собственный мир; • готовность адаптировать, изменять собственное личностное восприятие в соответствии с восприятием другого человека, дабы достичь более глубокого понимания того, что с ним происходит. Педагогическая психология рассматривает эмпатию как необходимое качество профессионального педагога, психолога, воспитателя, демонстрирующее себя в ситуациях общения и взаимодействия с подопечными. Эмпатия проявляется в осознании наличия и понимании внутреннего мира человека, эмоциональном приобщении к его жизни и интересе к нему. Эмпатия имеет особую социально-практическую значимость для морального совершенствования личности педагога, оптимизации межличностных отношений, складывающихся в его деятельности и общении. Эмпатия у педагога является основой коммуникативной компетентности и создает механизмы проявления гуманности. Уровень эмпатии педагога зависит от его профессиональных качеств, уровня профессионального навыка, от объекта восприятия, от позиции (статуса) субъекта и от различных личностных характеристик. Особое значение при этом имеет структура личности учителя. К. Роджерс говорит об эмпатии педагога как о важнейшей установке, свойстве фасилитатора. "Фасилитатором - лицом, способствующим процессам личностного роста, обучения, общения - может быть, по его мнению, не только психотерапевт, но и педагог" [2]. К. Роджерсом и его последователями были проведены масштабные продолжительные исследования, демонстрирующие роль эмпатии в обучении и воспитании. Ученики, обучавшиеся педагогами-фасилитаторами, продемонстрировали значительно более высокую посещаемость занятий в учебном году, более высокую степень личностной автономности, меньший уровень физической и вербальной агрессии, более развитую «Я-концепцию», более позитивное самоуважение, более высокие академические успехи, меньше актов вандализма, меньше дисциплинарных проблем, более высокий IQ, большее количество творческой деятельности в течение года, большую спонтанность и свободу проявления, более высокий уровень мышления. С.В.Кондратьева провела исследования, направленные на определение особенностей понимания учителями учеников, показавшие, что учителя с низким уровнем педагогического мастерства используют т. н. типичный монологический подход в оценке личности ученика. Монологический подход проявляет себя в том, что обучающийся, во-первых, выступает для них прежде всего не как субъект педагогической деятельности, а как объект, наиболее важным качеством которого является успеваемость. Характеризуя хорошо успевающих учеников, такие педагоги в первую очередь отмечают преимущественно их положительные качества, а личность слабоуспевающих описывается негативно. Во-вторых, таким учителям «нередко свойственна субъективность понимания, его зависимость от установок, стереотипов, предубежденности и т.п.». В-третьих, ученик-объект познания как бы не обладает динамично развивающейся личностью, он ригиден и неизменен. Чем выше уровень профессионального самосознания, тем слабее влияние успеваемости обучаемого на субъективное негативное восприятие его педагогом, тем объективнее и гуманнее оценивается его личность [3]. На основе методики К. Роджерса были разработаны различные программы и тренинги, обучающие педагогов эмпатичному общению. Некоторые российские психологи и педагоги, например Ю.Б. Гиппенрейтер, Т.Д. Карягина и Е.Н. Козлова, также обучают педагогов и психологов профессиональной эмпатии. Обрабатывая результаты своих обучающих программ, эти ученые пришли к выводу, что обучение внешним способам выражения эмпатии запускает процесс личностных изменений педагогов, результатом которого становится внутреннее приятие функции эмпатического общения. Данными исследователями был также рассмотрен феномен псевдоэмпатии - демонстрации эмпатичного поведения, не отражающего реальных негативных чувств эмпатично ведущего себя человека, с целью минимизации какого-либо ущерба для собственной роли и ее видения [2]. Говоря о псевдоэмпатии, чрезвычайно важно рассмотреть понятие конгруэнтности, введенное К. Роджерсом. Конгруэнтность - это умение человека быть в контакте со своими чувствами и способность аутентично их выражать и демонстрировать [4]. Конгруэнтность учителя, например, это готовность «предстать перед учениками как реальный человек со своими сложностями, со своим хорошим и плохим настроением, со своими эмоциями по поводу того, что делается в классе». К. Роджерс утверждает, что в случае негативной оценки педагогом ученика и его поведения, конструктивнее будет честно демонстрировать свои чувства и объяснять их причины, чем пытаться казаться псевдо-эмпатичным [5]. Результаты его исследования показали, что обучаемые испытывают больше доверия к тем педагогам, которые способны аутентично выражать свои чувства (позитивные и негативные), находясь в сбалансированном согласии, как со своими чувствами, так и с чувствами обучаемого. Развитие высокой профессиональной эмпатийности педагога – результат обучения специальным навыкам: самоанализу, чувствительности к чувствам окружающих, вниманию и вслушиванию. Педагог напрямую воздействует на жизнь обучаемого, становясь ее частью. Гуманистический, эмпатический подход в субъектных отношениях между педагогом и обучаемыми предполагает: - использование в педагогической деятельности диагностического компонента, обеспечивающего познание личности с учетом знаний психолого-педагогических наук; - отражение устойчивых интегральных свойств личности учащегося, а не только временных его состояний; - определение причин и мотивов; - понимание поступков на основании знаний о личности учащегося; - объективность суждений; - способность распознавать еще не активированные ресурсы учащегося; - способность позитивно и контролируемо влиять на дальнейшее развитие. Основами психодиагностической компетентности педагога являются владение психодиагностическим инструментарием, развитое чувство эмпатии, креативность учителя, стремление к самопознанию и адекватная самооценка. А также опыт различного межличностного взаимодействия, гибкость мышления и открытость новому. В рамках изучения эмпатии важно также обсудить межкультурную компетентность. Способность к профессиональной толерантности, умение обстрагироваться от присущего человеку страха неизвестности или "чужого", гибкость, интерес к личности в ее культурном и социальном разнообразии и желание учиться новому, порой интуитивно непонятному, "чувство языка", юмор и открытость - все эти, а также многие другие качества являются основой межкультурной компетентности. Очевидно, что овладение педагогом профессиональной компетенцией эмпатии – результат специального, целенаправленного обучения и самообучения. Развитие способности к самоанализу, способность замечать, отличать и обозначать аффективные состояния, способность к отделению собственных эмоциональных состояний от переживаний окружающих, а также наличие ресурсов и навыков помощи окружающим – все эти факторы очень важны для развития эмпатийности, хотя и являются чрезвычайно энергозатратными, как на психическом, так и на телесном уровнях. Методологическая база исследования Исследование проводилось в 2019-2020 гг. Участниками исследования стали 17 сотрудников кафедры иностранных языков №1 РЭУ им. Г.В. Плеханова, в возрасте от 35 до 65 лет, за исключением одного пробанта 30 лет. Большинство участников исследования имеют многолетний опыт педагогической деятельности, регулярно участвуют в научных и профильных конференциях и постоянно совершенствуют навыки профессиональной деятельности, повышают профессиональную квалификацию. Подготовка к исследованию, его проведение и анализ результатов проводились при активном участии профессионального психолога. Участие в исследовании было строго добровольным и анонимным. При заполнении опросников участники использовали псевдонимы, при обработке результатов каждому участнику был присвоен индивидуальный номер, неизвестный ни самим испытуемым, ни авторам исследования. Цель исследования – рассмотреть, проанализировать и описать способность к эмпатии и уровень ее развития у преподавателей кафедры. В 2019г. было проведено первичное исследование - неструктурированное интервью, в форме опроса. В результате была сформирована группа испытуемых, которые разделяют общие гуманистические и педагогические ценности и цели, в частности считают эмпатию одним из важнейших качеств для педагога и как личности, и как профессионала. Вторая фаза исследования - тестирование - была проведена в конце 2019 - начале 2020 года. Авторы исследования выдвинули следующую гипотезу: поскольку все участники группы считают эмпатию/эмпатийность одной из важнейших педагогических компетенций, их показатели по этому параметру будут высокими и/или значимо выраженными по сравнению с другими параметрами и шкалами, даже при общих более низких результатах методик исследования в целом. Нами были использованы следующие методики: неструктурированное интервью, тест на эмоциональный интеллект Холла, шкала эмпатического отклика Меграбяна и Эпштейна, диагностика уровня эмпатических способностей Бойко. Эмоциональный интеллект (EQ) – это способность распознавать и понимать причины своих эмоций, а также эмоции окружающих, умение их контролировать и видеть в них мотивационный компонент. [6]. Шкала эмоционального (эмпатического) отклика исследует способность адекватно реагировать на эмоциональные состояния других людей, готовность их поддержать. [7]. Уровень эмпатических способностей – отражает уровень развития способности к эмпатии у конкретного человека. Он может быть как низким, так и высоким, порой даже отрицательным, например, у людей с алекситимией. Способность к эмпатии можно и важно развивать и совершенствовать, например, некоторые психотерапевтические школы разрабатывают специальные методики, позволяющие значительно повысить уровень эмпатических способностей [8]. Результаты тестирования испытуемых Испытуемый № 1: Уровень EQ средний, наиболее высокое значение по шкале "управление своими эмоциями". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей высокий. Испытуемый № 2: Уровень EQ низкий, значимо высокий показатель по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей пониженный. Испытуемый № 3: Уровень EQ средний, значимо высокие значения по шкалам "эмоциональная осведомленность" и "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий, на границе со средним. Уровень эмпатических способностей высокий. Испытуемый № 4: EQ низкий, значимо высокий показатель по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень, на границе со средним. Уровень эмпатических способностей высокий. Испытуемый № 5: Уровень EQ низкий, значимо высокие результаты по шкалам "эмоциональная осведомленность" и "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень, на границе со средним. Уровень эмпатических способностей средний. Испытуемый № 6: Уровень EQ средний, значимо высокое значение по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - средний уровень. Уровень эмпатических способностей средний. Испытуемый № 7: Уровень EQ средний, значимо высокое значение по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей средний. Испытуемый № 8: Уровень EQ низкий, отрицательное значение по шкале "эмпатия" компенсируется завешнной самомотивацией и высоким уровнем управления своими эмоциями. Эмоциональный отклик - средний уровень. Уровень эмпатических способностей пониженный. Испытуемый № 9: Уровень EQ низкий, значимо высокий показатель по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - очень высокий уровень. Уровень эмпатических способностей высокий. Испытуемый № 10: Уровень EQ средний, значимо высокие значения по шкалам "эмоциональный осведомленность" и "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей высокий. Испытуемый № 11: Уровень EQ низкий, значимо высокое значение по шкале "самомотивация" Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей средний. Испытуемый № 12: Уровень EQ средний, значимо высокое значение по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей пониженный. Испытуемый № 13: Уровень EQ средний, значимо высокое значение по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей средний. Испытуемый № 14: Уровень EQ очень низкий, значимо высокое значение по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик высокий. Уровень эмпатических способностей высокий. Испытуемый № 15: Уровень EQ низкий, значимо высокое значение по шкале "самомотивация". Эмоциональный отклик - высокий уровень. Уровень эмпатических способностей средний. Испытуемый № 16: Уровень EQ низкий, статистически средние, но персонально высокие значения по шкалам "эмпатия" и "управление эмоциями других людей". Эмоциональный отклик - средний. Уровень эмпатических способностей пониженный. Испытуемый № 17: Уровень EQ средний, значимо высокое значение по шкале "эмпатия". Эмоциональный отклик - средний уровень. Уровень эмпатических способностей средний. Результаты исследования EQ: 9 участников продемонстрировали низкий уровень развития эмоционального интеллекта, 8 средний. Эмпатический отклик: высокий и очень высокий уровень - 10 участников, высокий на границе со средним - 3 участника, средний - 4 участника исследования, низкий уровень - 0. Эмпатические способности: очень низкий уровень - 0, пониженный уровень - 4, средний - 7, очень высокий - 6. Почти половина испытуемых показала общий низкий уровень EQ (методика Холла), тогда как вторая часть – средний уровень развития данной суммы навыков. Мы считаем важным отметить, что, несмотря на низкие и средние значения развития этой способности, почти у трех четвертей испытуемых значимо сильно развита компетенция "эмпатия", а именно умение понимать эмоции окружающих и готовность на них адекватно реагировать, поддержать и помочь. Авторы исследования изначально предполагали, что испытуемые, как в силу своих личных качеств, повлиявших на выбор профессии, так и в силу приобретенных во время работы в вузе компетенций, продемонстрируют высокий уровень эмпатии, считая её необходимой для успешного контакта с молодыми людьми, начинающими самостоятельную взрослую жизнь. А также для взаимодействия с коллегами-педагогами, людьми из группы риска развития эмоционального выгорания. Анализируя результаты всех трех методик, исследовательская группа приходит к выводам о возможно не полном совпадении общекультурных представлений о роли преподавателя. Однако они демонстрируют сильные и слабые стороны конкретных людей – испытуемых, а также описывают их как группу коллег, формирующих профессиональное сообщество. Рассмотрим результаты второй методики – "Шкала эмоционального отклика" А. Меграбяна и Н. Эпштейна. Большая часть испытуемых продемонстрировала высокий и очень высокий уровень эмоционального отклика, что указывает на их готовность помогать, гибкость и уступчивость при наличии важной цели, умение прощать окружающих и видеть в них положительное. Они не склонны к агрессии и не мстительны, ранимы и склонны к формированию эмоциональной зависимости. Высокий уровень эмоционального отклика позволяет им сопереживать и высоко оценивать моральные качества окружающих, хотя и влияет на их собственную эмоциональную стабильность, делая её уязвимой. Приблизительно четверть респондентов показали средний, наиболее "здоровый" уровень эмоционального отклика. Они уравновешены, устойчивы и оценивают людей по их поступкам, а не в силу симпатии или антипатии, не склонны ни к агрессии, ни к неконтролируемым реакциям, поддерживают стабильные отношения с окружающими. На фоне коллег с высоким или очень высоким уровнем эмоционального отклика, они предпочитают принимать взвешенные и обдуманные решения, отстаивают свои права. Вероятно и студенты склонны считать их несколько формальными и отстраненными. Но их преимущество заключается в том, что окружающие (коллеги и обучающиеся) довольно легко могут прогнозировать их поведение и реакции, их непросто вовлечь в конфликты или спровоцировать на чрезмерно эмоциональный ответ или действие, что может случиться с людьми с высоким и очень высоким уровнем эмоционального отклика. Важно отметить, что ни один испытуемый не продемонстировал низкий уровень эмоционального отклика. Среди группы преподавателей - участников исследования нет ни одного человека, который бы не умел выстраивать отношения с окружающими, имел бы сложности в налаживании контакта или распозновании эмоций других людей. Результат исследования показал, что сотрудники данной кафедры смогли сформировать профессиональный коллектив коллег, имеющих общие цели и ценности, коллектив, способный распознавать потребности и состояния окружающих, заботиться о своих членах и об "опекаемых" – студентах. Диагностика уровня эмпатической способности В.Бойко показала, что ни один участник исследования не продемонстрировал низкий уровень эмпатических способностей, небольшая часть группы – чуть меньше четверти – показали пониженный уровень, большинство же – средний или высокий. Это говорит о высоком уровне эмпатичности как группы в целом, так и отдельных ее членов. 4 человека, чьи результаты соответствуют пониженному уровню, также демонстрируют более низкий уровень эмоционального интеллекта, но одновременно - высокие значения по шкале эмпатии. Авторы считают этот факт подтверждением ранее выдвинутой гипотезы о личной и профессиональной ценности эмпатийности как свойства и личности, и педагога. Мы трактуем данные результаты как сознательное стремление повысить свои способности к эмпатии. Это может быть достигнуто при помощи обмена опытом с коллегами, показавшими более высокие результаты по этой и другим научным методикам. Средний и высокий уровни эмпатической способности трактуются нами как положительные, ожидаемые результаты исследования. Заключение Авторы считают важным выделить такие качества преподавателя, как готовность и способность развивать личностные черты, самосовершенствование в профессии. Результаты исследования наглядно подтверждают гипотезу авторов о том, что для преподавателей кафедры иностранных языков №1 РЭУ им. Г.В.Плеханова характерным является высокий уровень эмпатии и эмпатических способностей в качестве профессиональной компетенции. Им присущи готовность и способность понимать и адекватно оценивать как собственное эмоциональное состояние, так и эмоциональное состояние окружающих. Испытуемые проявили очевидное стремление быть эмпатичными даже при среднем/невысоком уровне эмоционального интеллекта. Они постоянно развивают это умение, в противном случае показанные ими результаты по использованным в исследовании шкалам не были бы столь высокими даже при невысоком уровне биологических предпосылок. Практическая часть описанное в этой статье исследования была осуществлена авторами до перехода на онлайн обучение в марте 2020г. из-за пандемии COVID19. В настоящее время авторы планируют продолжить исследование об особенностях фактора эмпатии при дистанционном обучении.