Введение / Introduction
Ситуация пандемии и связанные с ней современные темпы технологических перемен, происходящие сегодня в России и в мире, заставляют по-иному посмотреть на стратегию развития образования в целом и вузовского образования в частности [1]. Вместе с тем пережитый масштабный опыт вынужденного образовательного эксперимента приводит нас к убеждению, что кризис образования, вызванный пандемией COVID-19, не только продемонстрировал уязвимость систем образования, но и явился мощным стимулом для преподавателей вузов и всего научного сообщества. На основании анализа общих для большинства стран проблем, с которыми сталкиваются системы образования при переходе к цифровому формату обучения, ведомства, ответственные за выработку государственной политики в сфере образования, рекомендуют «наделить преподавателей полномочиями для извлечения максимальной отдачи от системы цифрового образования, чтобы они имели возможность испытать различные модели преподавания для выработки новых, эффективных методов обучения» [2].
Целью данной статьи является анализ опыта использования возможностей технологии видеоподкастинга и создание методического алгоритма разработки учебных материалов на базе LMS Moodle для обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей.
На сегодняшний день подкасты широко используются в обучении иностранным языкам в качестве образовательного медиасредства, обладающего мощным методико-дидактическим потенциалом и имеющего ряд преимуществ по сравнению с другими мобильными технологиями. О большой популярности применения подкастинга как образовательной технологии в обучении иностранному языку можно судить, например, по количеству учебных подкастов известного британского канала BBC Learning English, ведущего свои трансляции на видеохостинге YouTube. В описании канала сообщается о его ежедневном обновлении: “Every day we have a new video to help you learn the English language. We also produce regular extra videos across the week so come back every day to see what’s new” [3]. Информация, которую мы находим в разделе статистики канала, не нуждается в комментариях: с момента своего основания в 2008 году канал приобрел 3, 47 млн подписчиков, получил более 170 млн просмотров и на данный момент содержит около 2500 видеоподкастов, доступных для пользователей по всему миру.
Предлагаемая нами в данной работе методика обучения посредством учебных видеоподкастов с использованием элементов и ресурсов LMS Moodle имеет свою специфику, которая требует изучения и дальнейшей разработки, что и составляет актуальность настоящего исследования.
Обзор литературы / Literature review
Новейшие информационно-коммуникационные технологии, включая интернет-технологии, создают условия для их использования в обучении иностранному языку.
Вместе с тем существует ряд противоречий между насущной потребностью в скорейшей информатизации лингвистического образования и традиционными методиками для реализации обучения иностранному языку в неязыковом вузе. Как справедливо отмечает Е. С. Полат, проблема организации учебного процесса с использованием ИКТ является одной из самых острых проблем в современной системе вузовского образования в России [4]. В последнее время, наряду со ставшими уже привычными терминами «дистанционное образование», «онлайн-образование», можно нередко встретить термин «мобильное образование», которое реализуется посредством многочисленных мобильных технологий. К последним, по мнению К. В. Капранчиковой, при обучении иностранному языку следует отнести: электронную почту, блог-технологию, вики-технологию, подкасты, веб-форум, лингвистический корпус, электронные словари, информационно-справочные интернет-ресурсы, средства синхронной видео-интернет-коммуникации и навигаторы [5].
Технология подкастинга как способа распространения звуковой и видеоинформации в сети Интернет была создана и получила стремительное развитие в первой декаде XXI века. Подробное описание истории возникновения подкастов находим в работе А. Г. Ибраимова [6]. Термин “podcast” (этимол. iPod + broadcast) был впервые использован британским журналистом Беном Хаммерсли в статье «Звуковая революция», опубликованной в газете The Guardian в феврале 2004 года. К 2005 году слово “podcast” прочно обосновалось в англоязычном тезаурусе, что позволило редакторам Oxford American Dictionary включить его в этот знаменитый словарь и даже провозгласить его «словом года» (the word of the year) [7]. С тех пор новая технология активно развивалась, приобрела всемирное признание и стала неизменным спутником повседневной жизни своих пользователей. Л. И. Хасанова, рассматривая подкаст как образовательное медиасредство, отмечает, что, поскольку аудио- и видеоподкасты отличаются большим жанрово-тематическим разнообразием, в настоящий момент они находят применение в сферах науки, искусства, культуры, бизнеса, массмедиа и, безусловно, в сфере образования [8].
Использование аудио- и видеоформатов в обучении иностранному языку имеет давнюю традицию – от обучающих радио- и телепередач до курсов иностранного языка на аудио- и видеокассетах. Что же делает подкасты уникальным учебным материалом? В чем их отличие от традиционных видео- и аудиозаписей? Согласно данным опроса, которые приводит в своем исследовании Э. Круз, более 70% преподавателей иностранных языков считают, что при условии систематического применения подкастов (2–3 раза в неделю) отмечается рост мотивации и успеваемости обучающихся [9]. Из этого следует, что подкасты открывают новые возможности, обладая значительным дидактическим потенциалом. По мнению Д. В. Дмитриева, можно выделить ряд отличительных признаков подкастов, обусловливающих их популярность в качестве образовательного ресурса: доступность и мобильность; наличие универсальных форматов аудио- и видеофайлов, что позволяет воспроизводить их на различных устройствах; периодичность (серийность, постоянное обновление контента подкаст-каналов); аутентичность; возможность подписки на обновления; наличие текста (скрипта) для аудиофайла или субтитров, сопровождающих видеоряд [10]. Преимущество подкастов убедительно демонстрируют результаты исследования К. В. Капранчиковой, которая провела сопоставительный анализ разнообразных мобильных технологий с точки зрения развиваемых на их основе умений и навыков [11]. На наш взгляд, наиболее существенными методико-дидактическими характеристиками подкаста являются его многофункциональность, многоканальное восприятие информации и индивидуальная направленность.
Анализ имеющегося теоретического и эмпирического материала позволяет утверждать, что на настоящий момент в отечественной и зарубежной лингводидактике накопилось немалое количество исследований, посвященных тематике применения подкастов в обучении иностранному языку. Способствуя становлению терминологического аппарата новой научной отрасли, авторы исследований предлагают различные определения терминов «подкаст»/«учебный подкаст» в аспекте методики преподавания иностранного языка; определяют и описывают отличительные признаки подкаста.
В целом следует отметить, что научные работы предлагают большое разнообразие определений термина «подкаст», что, очевидно, обусловлено новизной исследуемой проблематики. Наиболее широкое толкование термина находим в работах П. В. Сысоева, который определяет подкаст как «аудио- или видеозапись, сделанную любым человеком и доступную для прослушивания или просмотра во всемирной сети» [12]. В целях нашего исследования учебный видеоподкаст рассматривается как многофункциональный аутентичный образовательный ресурс, который соответствует тематике учебной программы по иностранному языку и на основе которого разработан комплекс разнообразных заданий для дальнейшего использования в учебном процессе.
В научно-методических работах последних лет были предприняты многочисленные попытки разработать классификацию подкастов, систематизировать типологию их жанров. Существенный вклад в этом направлении принадлежит исследованиям Л. И. Агафоновой [13]. Большой интерес представляют также классификации подкастов, предложенные в работах Ф. Розелла-Агилара, который одним из первых начал исследовать данную проблематику. Он предлагает дифференцировать подкасты, разработанные в учебных целях преподавателями и студентами (self-developed), и подкасты, имеющиеся в сети Интернет (existing resources), которые могут быть использованы в качестве ресурсов для разработки учебных материалов [14]. Подробный обзор существующих классификаций предлагает Л. И. Хасанова, дифференцируя такие типы подкастов, как «преподавательский/студенческий»; «аутентичный/методический», «аудиоподкаст/видеоподкаст/скринкаст» и т. д. [15] Исходя из различных оснований для типологизации подкастов, они могут различаться по технической платформе, типу мультимедиа, авторскому составу, жанру, цели.
А. Ханш на основании опроса создателей видеоподкастов приходит к выводу, что следует дифференцировать девять различных типов видеоподкастов с точки зрения предоставляемых ими возможностей в образовательном процессе: подкасты, устанавливающие эмоциональную связь (building rapport); виртуальные экскурсии (virtual field trips); управление временем и пространством (manipulating time and space); рассказ истории (telling stories); мотивация обучающихся (motivating learners); исторические кадры (historical footage); демонстрация (demonstration); визуальное сопоставление (visual opposition); мультимедийная презентация (multimedia presentation) [16]. Детальное рассмотрение данной классификации не является целью нашей работы, однако представляет большой научный интерес и может составить тему отдельного исследования и добавить понимания в определении подкаста в аспекте его применения в качестве методической технологии в языковом образовании.
В исследовании И. M. Бамангера выявлены методические возможности и методические условия использования учебных подкастов для развития умений письма [17]. Данное исследование представляется особенно актуальным, поскольку чаще эффективность подкастов рассматривают с точки зрения их пользы с точки зрения аудирования и говорения (см., например, Д. Мейер [18]). Исходя из собственного опыта, мы можем утверждать, что учебный материал на основе видеоподкастов может содержать самые разнообразные задания на развитие навыков чтения и письма.
П. В. Сысоев и М. Н. Евстигнеев посвятили многочисленные совместные научные труды проблематике подкастинга как образовательной технологии, разработали подробные номенклатуры речевых умений и языковых навыков, формируемых у обучающихся [19]. А. Г. Соломатина уделяет в своей работе особое внимание социокультурному аспекту обучения иностранному языку посредством подкастов [20]. В последних из упомянутых исследований также представлены методические модели работы с подкастами для достижения различных учебных целей.
Из последних изданий практической направленности стоит отметить учебное пособие для работы с видеоподкастами TED.com, включающее разнообразные задания к видеоматериалам канала TED и предназначенное для развития навыков понимания устной речи и резюмирования выступлений по профессиональной тематике [21]. Большой интерес представляет также научный проект СберУниверситета EduTech, в рамках которого регулярно проходят научные сессии, объединяющие экспертов в области онлайн- и дистанционного обучения, преподавателей крупнейших вузов и бизнес-школ, а также разработчиков новых образовательных технологий. Один из последних выпусков научного журнала EduTech полностью посвящен образовательным функциям технологии подкастинга, рассмотрены вопросы жанрового разнообразия подкастов, эффективных способов их использования в процессе обучения, даны рекомендации по созданию собственных образовательных подкастов [22].
Методическая разработка и электронный дизайн учебных материалов с применением видеоподкастов осуществлялся сотрудниками кафедры иностранных языков Академии гражданской защиты МЧС России, что уже нашло отражение в ряде научных статей. В частности, И. А. Байкова и О. А. Ивашкина проанализировали опыт работы кафедры в период дистанционного обучения в условиях пандемии [23]. Особенности организации образовательного процесса в электронной информационно-образовательной среде неязыкового вуза рассмотрены в работе С. А. Казаковой и Е. Ю. Мишиной [24]. Е. В. Уютова в своем исследовании обращается к анализу и обобщению опыта педагогического дизайна онлайн-курса по иностранному языку на основе LMS Moodle [25].
Обобщая данные, полученные в ходе анализа научных исследований российских и зарубежных авторов, можно заключить, что, несмотря на очевидный рост научного интереса, обращает на себя внимание небольшое количество фундаментальных трудов (диссертаций, монографий) по исследуемой проблематике. Несомненно, это можно объяснить новизной и обширностью тематики применения видеоподкастов в методике преподавания иностранных языков. Отметим также, что большинство существующих отечественных работ направлены в большей степени на рассмотрение теоретических вопросов и ведение терминологической дискуссии и мало касаются практических методов работы с видеоподкастами. Использование электронной образовательной среды вузов для дизайна и интеграции учебных материалов на основе видеоподкастов в онлайн-обучение иностранным языкам (или в обучение в смешанном формате) еще не являлось предметом отдельного исследования. По нашему глубокому убеждению, современная отечественная языковая педагогика испытывает острую нехватку ИКТ-компетентности. Однако решить эту проблему можно, принимая во внимание традиционную для преподавателей иностранных языков способность быстро обучаться, адаптироваться к новым условиям работы. Для этого необходимо наращивать базу эмпирических исследований по созданию, апробации и применению новых технологий, что и является целью данной статьи.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Поставленные в исследовании задачи были решены с применением ряда научных методов. В частности, были проведены изучение, анализ и синтез научной отечественной и зарубежной литературы по вопросу исследования. Результаты собственного экспериментального исследования были получены с применением методов наблюдения, педагогического эксперимента, опроса, количественного подсчета.
Рассмотрим методику обучения профессионально ориентированному английскому языку с применением технологии видеоподкастов, разработанную специалистами кафедры иностранных языков Академии МЧС и реализуемую в ЭИОС посредством элементов и ресурсов LMS Moodle.
В Академии гражданской защиты МЧС LMS (Learning management system – система управления обучением) Moodle установлена на сервере «Электронный портал АГЗ МЧС» (http://edu.amch.ru). Moodle как система управления обучением является программным продуктом, позволяющим организовать активное взаимодействие между преподавателем, обучающимися и электронными средствами обучения в условиях электронной среды с целью достижения результатов обучения. В рамках данного взаимодействия преподаватель осуществляет опосредованное управление учебно-познавательной деятельностью студентов.
В период с 2018 по 2020 год всем преподавателям кафедры иностранных языков АГЗ МЧС была предоставлена возможность пройти специальный курс повышения квалификации по программе «Использование средств ИКТ в электронной информационно-образовательной среде» с целью ознакомления и апробации системы Moodle. В процессе проведения курсов перед преподавателями ставилась задача приобрести знания и умения в области педагогического дизайна (проектирования и разработки) электронных курсов, а также овладеть приемами работы в системе управления обучением Moodle.
Активное внедрение системы Moodle в образовательный процесс Академии в 2020–2021 годах было обусловлено экстренным переводом всех основных образовательных программ на организацию контактной работы исключительно в электронно-информационной образовательной среде (ЭИОС) Академии. Методическая работа преподавателей кафедры иностранных языков по созданию ЭУМК велась в режиме реального времени. Основную сложность в работе, безусловно, составляли жесткие временные рамки, отведенные на реализацию непростой и, по сути, новой для всех задачи [26].
Результаты исследования / Research results
На этапе онлайн-обучения работа с заданиями на основе видеоподкастов зарекомендовала себя как плодотворная методическая практика. Она была с энтузиазмом воспринята как преподавателями, разрабатывающими контент для своих электронных курсов, так и студентами. При этом отметим, что студенты неязыкового вуза – это, как правило, традиционно менее мотивированный учебный контингент. Тем не менее практика использования подкастов оказалась для этой категории студентов достаточно привлекательной и продуктивной, способствующей развитию их мотивации. Специально разработанный преподавателем для целей конкретного занятия видеоподкаст, совместная работа над ним создавали некий эффект соучастия, эмоциональный подъем. Такие характеристики видеоподкаста, используемого в учебном занятии на базе LMS Moodle, как интерактивность, многоканальное восприятие, возможность реализации медиакомпетентности, помогли повысить интерес, компенсировать недостаток внимания и концентрации в ходе онлайн-занятий. Для оценки реакции студентов на работу с заданиями на основе видеоподкастов и с целью оптимизации методики обучения авторами был подготовлен опрос, в котором участвовали 30 студентов III курса очного отделения, обучающиеся английскому языку по дисциплине «Иностранный язык в сфере юриспруденции». Анализ результатов опроса продемонстрировал, что 95% обучающихся нравится работать с учебными видеоматериалами на основе видеоподкастов на занятиях, при этом 80% опрошенных считают, что это повышает их мотивацию к изучению английского языка.
Рассмотрим подробнее методические этапы и особенности разработки учебного материала на основе видеоподкаста. Наш опыт показывает, что использование подкастов для обучения иностранному языку предполагает обширную методическую работу, включающую следующие этапы:
- отбор видеоматериала по тематике занятия;
- разработка учебных заданий к подкасту;
- педагогический дизайн электронного контента с целью размещения его в электронную образовательную среду на базе LMS MOODLE;
- непосредственное использование (применение) материала в онлайн-курсе для реализации целей занятия;
- подведение итогов, оценивание.
Как известно, успех в выполнении учебных задач определяется качеством отобранного учебного материала. Опыт показал, что этап отбора требует самых больших затрат времени, так как при отборе необходимо соблюдать ряд требований к содержанию и подобрать познавательный аутентичный подкаст, соответствующий тематике курса, отвечающий интересам целевой аудитории, доступный для понимания и соответствующий уровню знаний обучающихся, отражающий актуальную информацию социокультурной направленности. О. В. Борщова, посвятившая свое исследование принципам отбора подкастов для обучения иностранному языку, считает, что отобранный материал должен мотивировать студентов к работе [27]. Таким образом, работа по отбору подкаста должна следовать следующим принципам:
- принцип аутентичности;
- принцип доступности и посильности;
- принцип соответствия содержания подкаста интересам студентов;
- принцип актуальности и новизны;
- принцип соответствия содержания подкаста уровню владения иностранным языком студента;
- принцип социокультурной направленности;
- принцип формирования активной жизненной позиции;
- принцип личной ориентации;
- принцип познавательной ценности;
- принцип вовлеченности и мотивации.
Богатым ресурсом видеоподкастов владеет видеохостинг YouTube, на просторах
которого можно подобрать видео любого уровня сложности, продолжительности, жанра и т. д. Надежными каналами для поиска видео являются, например, BBC Learning English и National Geographic. Полагаем, что с этим мнением солидарны большинство наших коллег [28].
На этапе отбора подкастов авторы учитывали не только наработки предыдущих исследований и свой педагогический опыт, но и мнение студентов. На основании опроса студентов были получены следующие данные: 80% студентов охотнее работают с видеоподкастами, а 20% студентов отдали свои голоса за работу с аудиоподкастами. Видеоряд подкаста помогает понимать его содержание 95% обучающихся. 30% участников опроса считают, что видеоподкаст должен длиться не более 2 минут, 60% считают оптимальной длительность учебного видеоподкаста от 3 до 5 минут, 10% обучающихся готовы работать с видеоподкастом любой длительности. 41% опрошенных считает, что эффективнее работать с обучающим подкастом-видеолекцией, 42% обучающихся предпочитают работать с видеоподкастом в жанре научно-популярного видео, 16% опрошенных отдают предпочтение информационному выпуску новостей. Наименее популярным по жанру является видеоподкаст, содержащий интервью со специалистом – 1% опрошенных.
Рис. 1. Предпочтения по жанру и продолжительности учебного видеоматериала
Следующим этапом методической работы является этап разработки учебных заданий к видеоподкасту в соответствии с учебными целями и задачами. Прежде всего, разрабатываемые задания направлены на развитие умений и навыков аудирования и говорения.
Умения аудирования включают в себя понимание целей общения, тематики и основных идей аудиотекста, определение участников общения, умение отделить главную информацию от второстепенной, выделение фактов в соответствии с вопросами и понимание взаимосвязи между фактами, определение логики изложения информации и т. п.
Развитию умений говорения способствуют: обсуждение после просмотра видеоподкаста через выполнение заданий, нацеленных на передачу обучающимися тематики прослушанного и увиденного; устное описание основных участников (авторов) подкаста; изложение основного содержания и/или выборочной информации; изложение и аргументация своей точки зрения; умение сделать вывод.
Умения и навыки письменной речи развиваются при выполнении студентами письменных заданий к видеоподкасту.
Часто в видеоподкастах присутствует текстовый материал (субтитры), работа с которым развивает такой вид речевой деятельности, как чтение. Для развития этого навыка также можно давать задания, включающие печатный вариант (скрипт) текста видеоподкаста.
Из вышеизложенного следует, что, работая с видеоподкастами, мы можем развивать умения во всех видах речевой деятельности. Интересно было выяснить мнение студентов относительно того, какие языковые навыки, на их взгляд, развиваются эффективнее при работе с видеоподкастами. Согласно результатам нашего опроса, на первое место среди навыков, которые развиваются при выполнении заданий к видеоподкастам по видам речевой деятельности, студенты поставили говорение (54% опрошенных), на втором месте оказалось аудирование (42%) и третье место заняло письмо (4%). Чтение не было отмечено ни одним из студентов несмотря на то, что многие из них (42%) читают субтитры, сопровождающие видео (когда данная функция доступна).
Рис. 2. Эффективность развития языковых навыков посредством работы с видеоподкастами
(мнение обучающихся)
Опыт показал, что в зависимости от целей и задач занятия видеоподкаст можно использовать на этапах введения темы, ее закрепления, а также при опросе пройденного материала. В таблице указаны типы заданий, их целевое назначение, а также предложены примеры заданий, которые могут применяться на разных этапах работы над видеоподкастом. Использование видеоподкаста на предварительном этапе изучения темы создает положительную мотивацию к процессу обучения, помогает сформировать интерес к новой теме, ее содержанию. Следует заметить, что работа с видеоподкастами на любом этапе занятия настолько интересна, что мотивирует к работе как обучающихся, так и преподавателей самим процессом учения, способствуя достижению более высоких результатов.
Согласно результатам опроса, наиболее эффективными для студентов оказались задания с обсуждением содержания подкаста (28%), второе и третье место разделили между собой задания на заполнение пробелов в тексте и выбор правильного варианта ответа из нескольких предложенных (по 21%), задания на соотнесение слов, понятий, определений сочли эффективными 20% участников опроса. Задания по заполнению таблиц на основе информации подкаста, которые являются самыми трудоемкими, заняли последнее место по популярности, набрав 16%.
Разработка заданий на основе видеоподкаста
Этап работы |
Цель |
Тип задания |
Примеры заданий |
1. До просмотра видеоподкаста |
|
Введение активной лексики. Рефлексия на цитату, высказывание, краткий информационный текст, связанный с темой видео. Ответ на вопрос, предваряющий просмотр |
Match the following English words with their Russian equivalents. Match the following terms with their definitions. Make up sentences with the following words/word combinations. Before watching the video comment on the statement: “…” Did you know that…? () |
2. Во время просмотра видеоподкаста |
Сформировать:
|
Заполнение пропусков. Расстановка предложений в соответствии с порядком их следования в видео. Определение главной идеи |
While watching the video…
|
3. После просмотра видеоподкаста |
Сформировать:
|
Ведение вопросно-ответной беседы. Определение соответствия/несоответствия содержанию. Задания по содержанию видео с множественным выбором. Сообщение по теме. Дискуссия в группах |
Watch the video and ...
Discuss in pairs. Do you agree that… Expand on the following statements, agree or disagree, give your arguments. Give the gist/summary of the video |
Рис. 3. Наиболее эффективные типы учебных заданий на основе видеоподкастов
(мнение обучающихся)
Третьим этапом методической работы над подкастом является этап педагогического дизайна электронного контента, связанный с выбором и использованием ресурсов и элементов LMS Moodle для размещения видеоподкаста и заданий к нему в электронную среду. По завершении данного этапа задания становятся доступными для обучающихся на электронном портале.
Обобщенный опыт преподавателей кафедры иностранных языков АГЗ МЧС России и личный опыт педагогического дизайна при создании курса иностранного языка подробно описан в статьях сотрудников кафедры [29]. Именно от того, как подается учебный материал курса, зависит желание, эффективность и результативность его использования. Безусловно, дизайн электронного контента требует глубокого ознакомления с ресурсами Moodle, возможности и способы применения которых хорошо описаны, например, в работе А. В. Кирьяковой [30].
Исходя из нашего опыта, наиболее удобными для дизайна заданий на основе видеоподкастов оказались следующие элементы LMS Moodle: «Гиперссылка», «Задание», «Файл», «Тест», «Опрос», «Форум».
При использовании элемента «Гиперссылка» выход на подкаст, опубликованный на каком-либо видеохостинге или интернет-сайте, осуществляется путем нажатия на саму ссылку. На усмотрение преподавателя, в зависимости от целей использования подкаста, задания к нему можно давать устно или в виде word/pdf-файлов, а также используя элемент «Тест».
В элементе «Задание» можно разместить файл с заданиями к подкасту и с ссылкой на сам подкаст. Пример такого задания представлен на рис. С4.
Рис. 4. Пример размещения упражнения на основе видеоподкаста в электронном курсе
с применением элемента Moodle «Задание»
Элемент «Задание» дает возможность управлять временем доступа к нему, а также ограничить время выполнения задания. На этапе размещения в курсе элемента «Задание» преподаватель, пользуясь настройками, ограничивает временной интервал, в течение которого студент или курсант может закачать свой файл с выполненным заданием.
Видеоподкаст также можно использовать в элементе «Тест», интегрируя его в структуру самого теста.
По нашим наблюдениям, для студентов работа на электронном портале Академии является способом реализации медиакомпетентности, что, в свою очередь, может способствовать повышению общей мотивации к обучению. Очевидно, что техническая сторона работы с учебными видео и заданиями к ним, размещенными в ЭИОС Академии, не составляет для обучающихся никакой сложности. По результатам нашего опроса 77% студентов используют для работы смартфон, 18% студентов удобнее работать на компьютере, 5% работают на планшете.
Этап непосредственного использования (реализации) подкаста начинается в тот момент, когда студенты и курсанты приступают к работе с ним. Формы работы могут быть самыми разнообразными. Например, это может быть самостоятельная работа обучающихся под руководством преподавателя на онлайн-занятии или на занятии в аудитории, самостоятельная работа дома без руководства преподавателя и т. д.
Заключительным этапом является этап оценивания результатов работы обучающихся преподавателем. Здесь необходимо получить обратную связь от обучающихся (какова была их реакция на задание на основе подкаста, были ли они заинтересованы, увлечены работой, какие трудности они испытывали и т. д.). На данном этапе важна также и самооценка (преподаватель оценивает, насколько методически успешным был опыт применения подкаста, каких результатов удалось/не удалось достичь при реализации задания на основе подкаста, что необходимо сделать методически, чтобы получить более высокий результат).
Заключение / Conclusion
Опыт создания и реализации методики обучения иностранному языку с применением технологии видеоподкастов убедительно демонстрирует, что данная методика обладает мощным дидактическим потенциалом. Обладая уникальными свойствами мобильности, интерактивности, многоканальности восприятия, многофункциональности, подкасты могут помочь преподавателям и обучающимся в решении целого ряда учебно-методических задач, в частности: усилить познавательную активность, повысить мотивацию, обеспечить индивидуальный подход, повысить интенсивность и продуктивность самостоятельной работы. Поскольку работа над заданиями к подкасту охватывает все виды речевой деятельности, данная технология может применяться на каждом занятии, тем более что на сегодняшний день ЭИОС большинства вузов имеет достаточное техническое оснащение (в нашем случае речь идет о системе управления обучением Moodle, хорошо зарекомендовавшей себя в период онлайн-обучения и активно используемой сегодня в офлайн-обучении). С приходом новых информационно-коммуникационных и мобильных технологий и их успешной интеграцией в образовательную среду процесс обучения иностранному языку становится более интересным, отмечен эмоциональной включенностью студентов и преподавателей, а вследствие этого – более результативным. Методическая технология применения подкастов как инновационного образовательного медиасредства, безусловно, заслуживает дальнейшей разработки, апробации и научного анализа. В частности, эта работа уже ведется на кафедре иностранных языков АГЗ МЧС, являясь одним из приоритетных направлений методической и научной деятельности творческого коллектива преподавателей.