Введение / Introduction
Социализация современных детей характеризуется неопределенностью, непредсказуемостью и ценностно-ориентационной неустойчивостью. Усугубляется межгенерационное отчуждение, включающее широкий спектр неприятия детьми норм и ценностей старшего поколения. Утрачена ценность труда и образования при возрастании ценности досуга, воспринимаемого не как свободное от труда время, а как основная сфера жизнедеятельности. Еще одной особенностью стало тотальное распространение ценностей потребительского (консьюмерного) общества. Основными агентами социализации детей являются уже не семья и государство в лице социальных институтов, проявляющих патерналистскую заботу, а медийно-информационная среда с девиантогенными посылами и стимулами.
Фиксируется стремительная примитивизация ценностно-смысловой сферы у подрастающего поколения, в сознании детей формируются оправдательные установки относительно аддикций, насилия, суицидов, сексуальных патологий. Дети не только не считают нужным вести борьбу с социальными патологиями, но и даже не осуждают их, демонстрируя равнодушие и «толерантность» на грани цинизма. В детско-юношеской среде стал наблюдаться парадокс: девиация, в ее традиционном понимании, воспринимается нормой, а норма, проистекающая из макросоциальных ценностей, рассматривается как отклонение.
Перечисленные обстоятельства вызывают обоснованную общественную тревогу и формируют запрос на девиантологические научные изыскания, а также действенные профилактические разработки. Особые надежды возлагаются на соответствующие педагогические исследования, призванные своей практической значимостью оптимизировать девиантопревентивную работу в образовательных организациях.
Обзор литературы / Literature review
Современная девиантология представлена работами ученых, рассматривающих отклоняющееся поведение с позиций различных наук. В связи с этим идеи о профилактике девиантного поведения часто обусловлены спецификой той научной отрасли, из которой ученый «пришел» в девиантологию. Очевидно, что девиантология характеризуется системно-междисциплинарным подходом, относительно недавним возникновением (в статусе отдельной науки), интернациональностью и открытостью для трансформации концепций и парадигм, масштабностью проблемного поля, принятием релятивности социальных конструкций, практико-ориентированностью [1]. Осмысление философских, юридических, медико-биологических, социологических, психологических и педагогических аспектов феномена девиантного поведения необходимо для разработки эффективных моделей, технологий предупреждения и пресечения деструктивных форм девиантности.
Профилактика девиантного поведения с позиций социологов и криминологов может быть эффективна при нивелировании основных социальных факторов, детерминирующих девиантность [2, 3]. В качестве основных возможных мер предлагаются: развитие системы государственной помощи населению из «групп риска» и социальной взаимопомощи; повышение качества жизни самых бедных социальных слоев; формирование массовой правовой культуры и правосознания; формирование партнерских взаимоотношений общественности с правоохранительными органами; стимулирование восстановительной юстиции и др. [4, 5] В последние два десятилетия особую актуальность приобрели работы, посвященные влиянию на девиантность такого социального института, как средства массовой информации и коммуникации [6, 7]. Параллельно исследуются ресурсы и возможности медийно-информационной среды в профилактике девиантного поведения [8]. Особую ценность имеют девиантологические работы на стыке социологии и педагогики [9, 10], основательно доказывающие обязательное сочетание социальных и личностных факторов девиантности, что обосновывает необходимость комплексной профилактики отклоняющегося поведения.
Представители психологической науки считают, что для эффективного предупреждения девиаций общественное воздействие и социальный контроль обязательно следует дополнять психологической помощью по двум направлениям: психологическая превенция и психологическая интервенция [11]. Выделенные направления опираются на раннюю диагностику и коррекцию психологических факторов девиантного поведения (эгоцентризм, коммуникативные дефициты, травматичный жизненный опыт, дефициты волевой сферы и саморегуляции, дезадаптивные копинг-стратегии, экстернальность, эмоциональные нарушения, девиантные аттитюды, нарушения нормативно-правового сознания; неадекватная самооценка и др.) [12–15]. Важное место занимают научные работы, отражающие клинико-психологический взгляд на девиантность, детально описывающие формы проявления деструктивного поведения и предлагающие психотерапевтические методы его профилактики и коррекции [16, 17]. Объединение усилий ученых из сферы медицины и психологии позволило вычленить такое направление в девиантологии, как превентология [18]. Психологические разработки предлагаются к использованию и в профилактической деятельности образовательных учреждений [19, 20].
Следует заметить, что педагогических исследований, посвященных девиантному поведению, тоже имеется значительное количество. Они заимствуют данные из других «научных течений» девиантологии о классификациях, факторах, механизмах, динамике девиаций и в основном нацелены на профилактику, коррекцию девиантного поведения. На современном этапе развития девиантологии соответствующие педагогические исследования недостаточно систематизированы и отрывочно охарактеризованы.
Методологическая база исследования / Methodological base of the research
Для анализа из массива диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора педагогических наук, защищенных в период 2000–2020 гг., были отобраны научно-исследовательские работы (НИР), связанные с девиантным поведением и его профилактикой. Следует оговориться, что в данный список вошли диссертации, которые своим названием и методологическим аппаратом демонстрировали девиантологический ориентир. В список анализируемых работ пока были включены исследования общей девиантологической направленности, в дальнейшем планируется осуществить анализ педагогических НИР, посвященных конкретным формам девиантного поведения: суицидальному поведению, химическим и нехимическим аддикциям и т. д.
Методами исследования текстов НИР стали: методы анализа и синтеза смысловых единиц текста; метод классификации смысловых единиц текста; контент-анализ.
Этапы исследования текстов НИР: этап создания библиографического списка НИР по проблеме девиантного поведения детей; этап реферирования (сжатое отображение ключевых идей НИР); этап аннотирования единиц для контент-анализа; этап контент-анализа; этап качественного анализа, синтеза и классификации смысловых единиц текста; этап обобщения данных и формулирования выводов.
Были выделены категории анализа текстов НИР (семантические единицы): понятия, относящиеся к девиантному поведению, и их содержание; признаки или критерии девиантного поведения; представления о видах девиантного поведения; идеи о возможностях, ресурсах профилактики девиантного поведения в детско-молодежной среде; модели профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций; рекомендации и конкретные предложения по реализации профилактической работы. Для контент-анализа были разработаны классификаторы единиц анализа и бланки контент-анализа. В дальнейшем проводились фиксация, анализ, синтез и классификация смысловых конструктов, что позволило сформулировать их обзор и выводы.
Результаты исследования / Research results
Педагогические научные источники преимущественно презентуют апробированные идеи о принципах, условиях, направлениях профилактики девиантного поведения детей и подростков в условиях образовательных учреждений. Анализ научных педагогических текстов о феномене девиантного поведения и его профилактике позволил выявить основные смысловые конструкты: выделяемые авторами уровни профилактики девиантного поведения; представления об основных субъектах профилактической деятельности; направления профилактической работы; системно-функциональные модели профилактической работы; обязательные условия, обеспечивающие эффективность профилактической работы.
Уровни профилактики девиантного поведения.Практически все исследователи, вслед за общеизвестной классификацией Всемирной организации здравоохранения, профилактику девиантного поведения подразделяют на три уровня:
- первичная (или «превенция»; подразумевает работу с условно «здоровой» массовой аудиторией, нацелена на недопущение формирования деструктивных убеждений, мировоззрения и опыта девиантного поведения);
- вторичная (или «интервенция»; предполагает вмешательство специалистов при начальных стадиях формирования девиантного поведения, нацелена на недопущение усугубления личностных, социальных деформаций);
- третичная (или «поственция»; подразумевает работу узкопрофильных специалистов с лицами, группами, проявившими стойкие деструктивные убеждения, опасный опыт девиантного поведения; нацелена на недопущение рецидива и максимально возможный возврат деформированной личности, деструктивной группы к социальной норме, на их ресоциализацию).
Встречается разделение на такие уровни, как предупреждение (пропедевтика), коррекция и пресечение девиантного поведения, что вполне соотносится с ранее описанными уровнями.
Подавляющая часть массива научных педагогических тестов связана с первичной профилактикой девиантного поведения, значительно меньше представлено работ по вторичной и третичной профилактике (обычно это исследования, посвященные работе с «трудными» детьми, подростками в специализированных учреждениях пенитенциарной системы).
Такой ориентир исследований на первичную профилактику обусловлен прочным убеждением ученых в наибольшей эффективности именно ранней профилактики. Кроме того, исследователи подчеркивают, что предназначением «обычных» (не «специализированных») образовательных учреждений должна являться именно первичная профилактика девиантного поведения детей и молодежи. Указывается на ошибочность вменения общеобразовательным учреждениям обязанностей по вторичной и тем более третичной профилактике, что объясняется необходимостью обращения на стадии сформировавшегося девиантного поведения к узкопрофильным специалистам и ведомствам (например, наркологам, суицидологам, правоохранителям и т. п.). На данной стадии задача психолого-педагогических работников – вовремя оповестить профильные ведомства о явных признаках и эпизодах опасного девиантного поведения подопечного ученика/воспитанника, присоединиться к работе узкопрофильных специалистов в качестве дополнительных помощников и, самое главное, усилить первичную профилактику среди остальных воспитанников, учащихся.
Параллельно отметим усложненность вторичной профилактики (коррекции) в условиях обычной школы, что связано со сформировавшимся в последнее время утилитарным отношением общественности к образованию как к сфере услуг. Это иногда провоцирует у родителей, а затем и у обучающихся восприятие педагогов как обслуживающего персонала, обязанного выполнять лишь функции обучения («не учите жить, а преподайте весело и понятно тригонометрию», «не лезьте к моему ребенку с нравоучениями», «не имеете права вмешиваться в дела нашей семьи» и т. п.). Воспитательные функции педагогов понимаются очень «размыто» («сделайте моего ребенка конкурентоспособным», «воспитайте его достойным человеком»), но в случае установленного эпизода девиантного поведения несовершеннолетнего родители часто вменяют школам вину «за недосмотр» и слабость воспитательной работы («в школе ребенок находится дольше и чаще, чем с родителями»). Наряду с этим нельзя отрицать факты замалчивания, игнорирования образовательными учреждениями деструктивных проявлений у подопечных, что не всегда объясняется отсутствием воспитательных мероприятий, а зачастую связано с опасениями учреждения обнаружить «ненадлежащие показатели», подвергнуться изматывающему административному контролю, возрастанию бумагооборота и необоснованному возложению на педагогов непрофильного функционала по специализированной коррекции стойкого и особо опасного девиантного поведения детей и молодежи.
Субъекты профилактики девиантного поведения детей.В педагогических исследованиях представлены и охарактеризованы следующие субъекты профилактики девиантного поведения детей и молодежи:
- сами дети, подростки и молодежь (понятно, что в темах НИР и методологических аппаратах фигурируют разнообразные категории: «несовершеннолетние», «учащиеся», «воспитанники», «школьники», «старшеклассники», «младшие подростки» и т. п.);
- семья (чаще всего имеется в виду нуклеарная семья, т. е. система «родители – дети»; очень редко подразумевается расширенная семья: «родители – дети – бабушки, дедушки – тети, дяди и т. д.»);
- образовательные организации (преимущественно это общеобразовательные школы и учреждения дополнительного образования, реже – учреждения дошкольного, профессионального образования);
- органы управления образованием;
- специалисты и учреждения из сферы культуры;
- специалисты и учреждения из сферы физической культуры и спорта;
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- аппараты уполномоченных по правам ребенка (федеральный и региональные, представители уполномоченных в муниципалитетах);
- органы здравоохранения (в рамках первичной профилактики – информационно-просветительская работа; в рамках вторичной и третичной – работа профильных специалистов: наркологов, суицидологов и т. д.);
- органы социальной защиты;
- органы опеки и попечительства;
- правоохранительные органы;
- социально ориентированные объединения граждан и волонтеры, заинтересованные в профилактике девиантного поведения детей и молодежи;
- средства массовой информации и коммуникации;
- специалисты и учреждения пенитенциарной системы (в рамках третичной профилактики).
Ученые особо указывают на необходимость стимулирования субъектности (осознанной активности) в профилактике самих детей, подростков, молодежи.
Направления профилактической работы.Наблюдаются два основных подхода ученых в определении направлений профилактической работы. Первый подход представляет собой дифференциацию направлений, релевантных составным частям (сторонам, видам, направлениям) воспитания гармонично развитой личности; информация о таких разработках приведена в табл. 1.
Таблица 1
Направления профилактической работы, соотносимые с видами,
направлениями воспитания личности
Направления воспитания |
Разработки педагогов-ученых |
Нравственное |
Организация социокультурной деятельности в системе контроля и профилактики девиаций в подростково-молодежной среде [21]; нравственное воспитание как фактор профилактики отклоняющегося поведения подростков [22]; сопровождение конструктивной социально-культурной активности подростков в условиях дополнительного образования [23]; реализация нравственного потенциала православия в первичной профилактике девиантного поведения подростков [24]; использование духовно-нравственного потенциала монотеистических религий в профилактике девиантного поведения подростков [25]; формирование нравственных качеств у подростков с девиантным поведением [26]; профилактика девиантного поведения девочек старшего подросткового возраста в процессе их нравственно-этической социализации [27]; развитие нравственно-правового пространства в общеобразовательной школе как средство воспитания трудных подростков [28]; воспитание нравственно-правовой культуры как условие предупреждения девиантности [29]; формирование нравственно-правовых качеств подростков с девиантным поведением [30] |
Физическое |
Коррекция девиантного поведения подростков средствами физической культуры и спорта [31, 32]; профилактика девиантного поведения у воспитанников детско-юношеской спортивной школы [33]; физкультурно-оздоровительная деятельность в школе как средство профилактики девиантного поведения несовершеннолетних [34]; педагогическая система физкультурной деятельности как средство профилактики социально негативного поведения подростков [35]; социально-педагогические и оздоровительные технологии в физическом воспитании детей и подростков с девиантным поведением [36]; спортивно-оздоровительный клуб как воспитательная среда предупреждения девиантного поведения подростков [37] |
Умственное |
Профилактика девиантного поведения школьников средствами креативности образовательной среды [38]; использование информационно-коммуникационных технологий в педагогической профилактике аддикций у школьников [39]; педагогические условия коррекции девиантного поведения старшеклассников в проектно-творческой деятельности с компьютерной поддержкой [40]; педагогическая поддержка учебной активности школьников с девиантным поведением социально пассивного типа [41]; использование в девиантопревентивных целях технологии развивающего обучения и познавательно-развивающего диалога [42]; профилактика девиантности на основе развития когнитивной сферы личности [43] |
Другие направления воспитания (эстетическое, гражданское, экономическое, семейное и др.) |
Социально-педагогическая профилактика девиантного поведения подростков средствами просоциальной деятельности [44]; личностно ориентированная программа превращения деструктивной активности подростков в конструктивную [45]; педагогическое сопровождение развития социальной компетентности подростков как средство профилактики девиантного поведения в общеобразовательной школе [46]; правовое воспитание старшеклассников как условие профилактики девиантного поведения [47]; технологии социокультурной анимации в процессе коррекции девиантного поведения подростков [48]; социально-культурная среда образовательного учреждения как педагогическая система профилактики и коррекции девиантного поведения подростков [49] |
Обращает на себя внимание, что в НИР последних лет скудно представлены разработки, ориентированные на такое важное направление развития личности, как трудовое воспитание.
Второй подход предполагает ориентированность профилактической работы на нивелирование, нейтрализацию девиантогенных факторов; информация о таких разработках приведена в табл. 2.
Таблица 2
Научные разработки, ориентированные на нивелирование,
нейтрализацию факторов девиантного поведения
Факторы девиантного поведения |
Разработки педагогов-ученых |
Средовые природные |
В научных работах подчеркивается необходимость учета таких факторов при конструировании и реализации профилактических действий, но отрицается возможность их нейтрализации психолого-педагогическими мерами |
Средовые социальные |
Создание комплекса внешних и внутренних условий нивелирования неблагоприятных социальных факторов [50–52]; коррекция системы социальных взаимоотношений [53, 54]; методики группового и ролевого структурирования [55]; применение методики коллективных творческих дел в целях стимулирования социально ориентированной активности подростков [56]; обеспечение благоприятного нравственного микроклимата в окружении подростка [57]; методика создания ситуаций социального успеха [58]; методики девиантопревентивного взаимодействия с семьей [59–61] |
Персонально- биологические |
В научных работах подчеркивается необходимость учета таких факторов при конструировании и реализации профилактических действий, но отрицается возможность их нейтрализации психолого-педагогическими мерами [62] |
Персонально- психологические |
Формирование адекватного образа «Я», коррекция дисгармоничной «Я-концепции» [63]; снижение психологического напряжения [64]; профилактика агрессивности [65]; работа с мотивационной и ценностно-смысловой сферами воспитанника [66–68]; коррекция чрезмерно выраженных личностных характеристик [69]; обеспечение возможностей конструктивной самореализации детей и молодежи [70]; формирование личностной зрелости [71]; психолого-педагогическая поддержка в трудных жизненных ситуациях [72] , актуализация внутренних ресурсов у дезадаптированных старшеклассников [73] , методика создания «поля конструктивного выброса энергии» [74], система организации социально ориентированного досуга и активной жизненной позиции [75], воспитание здорового образа жизни, стимулирование ассертивного отказа от девиаций и выстраивание позитивных программ будущего [76–79] |
Оба представленных подхода не противоречат друг другу, вполне могут быть взаимодополняемыми и могут стать основанием для определения полноты, достаточности конкретных профилактических программ, прикладных разработок.
Системно-функциональное моделирование профилактической работы.Анализ НИР из области педагогики показал также широкий спектр системно-функциональных моделей профилактической работы. Изучение сути представленных моделей позволяет обозначить (помимо ранее охарактеризованных субъектов и направлений) этапы или блоки, содержательные модули, компоненты профилактики девиантного поведения детей и молодежи.
Основные этапы (блоки) работы по профилактике девиантного поведения:
- целевой (определение основных целей, ориентиров профилактической работы);
- организационный (согласование стратегий с научными данными о девиантном поведении, действующими нормативно-правовыми актами, определение функционала субъектов профилактики, проектирование психолого-педагогической деятельности, подготовка программных документов и т. д.);
- «технологический» (индивидуальная и средовая диагностика риска и распространенности девиантного поведения, реализация педагогических действий и мероприятий согласно избранным направлениям);
- оценочно-рефлексивный (повторная диагностика или регулярный мониторинг, выявление затруднений; коррекция программы профилактических действий).
В моделях профилактики часто представлены т. н. «содержательные модули», представляющие собой информационное наполнение остальных структурных элементов модели и предполагающие ознакомление субъектов профилактики с какой-то конкретной информацией: модуль медицинской информации (например, для детей это информация о влиянии девиантного поведения на организм; для родителей и педагогов – информация о влиянии девиантного поведения на организм, о соматической симптоматике девиантного поведения; о методике разъяснения детям медицинской информации и т. п.); модуль социологической информации; модуль правовой информации; модуль социокультурной информации; модуль психологической информации; модуль педагогической информации.
При описании моделей ученые обозначают следующие функции организаторов профилактической работы: аксиологическая (функция ценностно-смыслового ориентирования профилактических программ); аналитическая; проектировочная; диагностическая; консультативная; развивающе-формирующая; коррекционная; оценочно-рефлексивная. Перечень установленных функций представляется чрезвычайно важным для оценивания готовности, компетентности организаторов профилактики девиантного поведения, что характеризуется как обязательное условие ее эффективности [80–86].
Особо следует охарактеризовать те компоненты моделей, которые касаются непосредственной работы с ребенком, подростком, юношей, и закономерно соотносятся с психологической структурой личности:
- ценностно-ориентационный компонент (формирование социально одобряемых мотивов, конструктивной социальной направленности, установок – «противовесов» девиантного поведения, неприятия девиантного образа жизни, формирование личностной и социальной ответственности, нормативно-правового сознания);
- познавательный компонент (корректное и безопасное информирование о девиантном поведении; формирование критического мышления и ассертивности как ресурса сопротивления вовлечению в девиантное поведение);
- эмоционально-волевой компонент (обучение способам саморегуляции в трудных жизненных ситуациях; волевого самоконтроля и т. д.);
- поведенческий компонент (приобретение и закрепление опыта социально значимой деятельности; помощь в выборе конструктивных копинг-стратегий; создание ситуаций социального успеха; содержательная организация досуга и т. п.);
- рефлексивный компонент (регулярное осмысление, оценивание своего развития, поведения с позиций нравственных ценностей и последующее проектирование самовоспитания).
Обозначенные компоненты обусловливают применение следующих технологий профилактики девиантного поведения, характеризуемых исследователями как наиболее эффективных:
1) технология организации социальной среды (формирование негативного общественного мнения по отношению к девиантным поведенческим проявлениям; социальная реклама здорового образа жизни и сознательного отказа от девиантного поведения; работа с молодежными субкультурами);
2) информационная технология (корректное, безопасное и доступное информирование о девиантном поведении с жизнеутверждающих позиций, без «запугивания» и разжигания интереса);
3) технология активного обучения социально важным навыкам и формирования социально важных характеристик (формирование резистентности к негативному влиянию, развитие ассертивности, формирование жизненных навыков и т. п.);
4) технология организации деятельности, альтернативной девиантному поведению (раннее воспитание позитивных интересов, вовлечение ребенка в различные социально одобряемые формы активности: физическую культуру и спорт, искусство, науку);
5) технология воспитания здорового образа жизни;
6) технология активации личностных ресурсов (формирование жизнестойкости, стрессоустойчивости, тренинги конструктивного разрешения конфликтов и др.).
Каждая технология «наполняется» формами воспитания на усмотрение разработчика, их выбор индивидуален или зависит от специфики модели профилактики: собеседования и консультации, тренинговые упражнения, дискуссии, диспуты, игры, круглые столы, конференции, фестивали, театрализованные представления, соревнования и конкурсы, классные часы, выставки, тематические недели и многие другие.
Заключение / Conclusion
Проведенный анализ девиантологических НИР из области педагогики позволил сформулировать следующие выводы:
1. Наблюдается некоторая противоречивость понимания учеными феномена девиантного поведения, что проявляется в терминологической рассогласованности, в непоследовательных классификациях видов и форм девиантного поведения, в расплывчатости обозначаемых факторов девиантности.
2. Требуется серьезная систематизация соответствующих научно-педагогических данных, их концептуализация с целью устранения логических противоречий и дефицитарных, безосновательных классификаций.
3. Необходима дальнейшая генерализация научно-педагогических идей о направлениях, моделях, методах профилактики девиантного поведения детей в условиях образовательных организаций (общедевиантологической, комплексной профилактики и по видам, формам девиаций).
Таким образом, актуальность педагогических исследований феномена девиантного поведения детей и его профилактики не только не утрачивается, но и продолжает возрастать на фоне усиления девиантогенных вызовов и виктимизирующих влияний на социализацию подрастающего поколения.