Full text
Введение Актуальность и необходимость изучения и разработки эффективных методов управления современным образовательным учреждением, в том числе и учреждением дополнительного образования детей, обусловлена экономическими и социальными изменениями, происходящими в современном мире. Современная ситуация развития характеризуется ускоренным изменением и усложнением условий и ситуаций деятельности учреждений, что позволило П. Друкеру назвать ее «эпохой без закономерностей»[1]. Технологические и экономические изменения в последнее время требуют от организации высокой степени гибкости. Организация стоит перед необходимостью внедрения инноваций и должна быть готова гибко адаптировать свои структуры и методы работы к изменяющимся требованиям и условиям. Модернизация системы образования в современных социально-экономических условиях направлена на совершенствование содержания образовательного процесса, внедрение оптимальных образовательных технологий, формирование новых подходов к построению образовательной среды, обновление образовательной инфраструктуры. Важное место в этом процессе занимает поиск новых подходов к управлению образованием, позволяющих повысить его эффективность. В период с 2018 по 2024 годы в Российской Федерации реализуется национальный проект «Образование», включающий 9 федеральных проектов, в том числе и приоритетный проект «Доступное дополнительное образование для детей». В Законе Российской Федерации "Об образовании", Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, Концепции развития дополнительного образования до 2030 года (проект) и других документах определены важность и значение системы дополнительного образования детей, содействующей развитию склонностей, способностей и интересов, социальному и профессиональному самоопределению детей и молодежи. В соответствии с современной парадигмой, образование должно носить опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности[2,.3]. Значение проектной деятельности в этих условиях повышается, т.к. изменение организации в этих условиях может рассматриваться как проект. Успешность изменения организации во многом зависит от того, насколько она готова и умеет осуществлять эту проектную деятельность, управлять проектами. В статье мы рассматриваем проектную деятельность в учреждении (проектный менеджмент) как аспект ситуативного подхода в управлении. Способность организации реагировать на поступающие вызовы, умение быстро реагировать на возникающие изменения (в том числе через разработку и внедрение различного рода проектов, направленных на эти вызовы и необходимость изменений) является залогом ее успешности и результативности. Несмотря на значительный интерес специалистов различных отраслей знания к проектной деятельности в социокультурной практике, фундаментальных работ по управлению проектами в образовательном пространстве учреждений дополнительного образования недостаточно. Проблема связи проектного менеджмента и ситуативного управления в учреждении дополнительного образования практически не рассматривалась в научной литературе. Обзор отечественной и зарубежной литературы В соответствии с современной парадигмой, образование должно носить опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое отражение в развитии проективного подхода в образовании, реализуемого в соответствии с запросами и личными потребностями педагогов и обучающихся. Проектная деятельность является двигателем интеллектуального творчества, определенных условий самовыражения и внутренней профессиональной мотивации сотрудников. Одним из самых эффективных и передовых принципов управления на сегодняшний день является управление проектами. Проектная технология является порождением практического развития менеджмента и результатом современного уровня научного управленческого знания. Использование принципов проектного управления позволяет более эффективно решать задачи развития организации, повышает надежность успешного достижения поставленных целей во всех видах деятельности. Управление проектами — это отдельная самостоятельная область управления, которая сформировалась и институциализировалась в середине XX века как специфическая управленческая деятельность, локализованная во времени, имеющая уникальный определенный результат. Исторически проектный менеджмент оформляется с начала прошлого века, вырастая из сугубо практических нужд развивающейся промышленности, прежде всего военной. Первоначально в практике планирования начинают использоваться отдельные инструменты и подсистемы проекта. Впоследствии оформляются все аспекты управления проектами, разрабатывается теория, рассматриваемая, прежде всего, как прикладная технологическая парадигма, созданная для достижения поставленной цели в условиях ограниченности всех ресурсных составляющих и позволяющая достичь оптимального использования этих ресурсов[4. с.5-6]. В зарубежной литературе проектный менеджмент понимается как родовое понятие для всех планируемых, координируемых, управляемых мероприятий, который для реорганизации и создания новых систем или процессов является необходимым. Речь идет о том, чтобы различные зависимые друг от друга проекты координировать, определять приоритеты и предоставлять все необходимые ресурсы[5.s.12]. Проект-менеджмент также понимается как совокупность задач, организации техник и средств управления для осуществления проектов [6.s. 233]. Проектный менеджмент также понимается как использование методов, вспомогательных средств, техник и компетенций в проекте. «Он охватывает… взаимовлияние различных фаз жизненного цикла проекта» [7.s.11]. Лаконичную формулировку проектного менеджмента дает Д.Хеске: «проектный менеджмент – это искусство планирования и управления проектами» [8. s.19]. Проект-менеджмент — управление изменениями, инновациями. Любая инновация организуется (должна реализовываться) в форме проекта, конкретной технологии [9. с.23]. Существуют расхождения трактовок исследователями и использовании практиками таких понятий как «проектный менеджмент», «проектное управление» и «управление проектом». Чичерин Ю. А. и Суворова Н. Н. понимают под проектным менеджментом «профессиональную деятельность, основанную на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и ориентированную на получение эффективных результатов путем воздействия на работников для успешного осуществления проектов» [10. с. 2]. Бронникова Т. М., Лялин А. М., Разу М. Л. и другие рассматривают проектное управление как специфический вид управленческой деятельности, который связан с коллегиальной/командной разработкой какой-либо программы, модели действий, направленной на достижение цели или реализацию инновационной модели [11. с.23]. В настоящее время проектное управление является одним из ключевых инструментов эффективного управления в учреждениях образования. В образовании «проектная деятельность» понимается с одной стороны как метод образования, с другой стороны, она рассматривается как подход в управлении в образовательной системе[12.с.5]. Проектный менеджмент позволяет управлять образовательной организацией в режиме развития, при котором осваиваются инновации и наращивается образовательный потенциал организации, и, как следствие, улучшается качество ее работы. Особую актуальность участие учреждения в проектной деятельности приобретает в условиях развития вариативного, профильного, многоуровневого образования (Е.С. Заир-Бек, И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская и др.), к которому относится дополнительное образование детей[13.,14] По мнению Газизовой А.И., Трофимовой Г.С., проектная деятельность, оказывают влияние на личностное развитие и на формирование компетенций участников: «Результатом проектной деятельности являются любые продукты, процессы, услуги, стандарты, программное обеспечение, а также компетенции (личностные, информационно-коммуникационные, а также коммуникативные)»[15.c.24]. Это очень важно и значимо, так как управление учреждением дополнительного образования основывается на общих функциях управления и в то же время имеет свою специфику, базирующуюся на педагогических условиях системы дополнительного образования, которые в основе своей имеют личностно-ориентированную направленность, оказывающую влияние как на педагога, так и обучающегося, учитывающую его интересы, потребности, способности и возможности. Внешняя среда провоцирует внутренние изменения. Поэтому сегодня во всем мире признан метод проектов, который позволяет адекватно реагировать на внешние изменения, внедряя и реализовывая проекты различной направленности, в том числе и инновационные. Использование ситуативного подхода в управлении проектами позволяет органично связывать учебный процесс с инновационной работой, интересами учреждения. Ситуативный подход стремится связать конкретные средства, технологии, концепции, идеи с конкретными ситуациями. Поэтому различные ситуационные модели влияют на управление и делают его подвижным и гибким. Поэтому управление проектами становится подходом, ориентированным на процесс. Под этим подходом понимается ситуативный подход в управлении, включающий следующие переменные: управление и координирование процессами и ресурсами, управление людьми и самоменеджмент руководителя проектной деятельности[16 .s. 81-82]. Надо отметить, что педагог дополнительного образования всегда находится в поиске, инициации и реализации педагогического проекта. Так как, на наш взгляд, дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа – это и есть проект: ограниченный по времени и пространству комплекс мероприятий, направленный на продуктивное решение конкретной актуальной проблемы, ограниченный по времени и пространству, с актуальностью и направленностью, методами оценки результатов и ожидаемыми результатами. Вместе с тем педагоги учреждения, приступая к проектированию образовательных программ, очень часто ощущают свою некомпетентность в этом виде деятельности. Это обусловлено, как показали результаты анкетирования, прежде всего отсутствием у них специальных знаний и умений в области проектирования[17.с 68]. Методологическая база исследования Современные концепции менеджмента базируются на вероятностно-рациональной (ситуативной) организационно-управленческой парадигме. Организация квалифицируется как открытая система, для которой характерна нелинейность развития. Ситуативный подход основывается на том принципе, что эффективность различных методов управления зависит от конкретной, сложившейся в организации, ситуации. Исходя из принципов ситуационного подхода, динамичность развития организации обусловлена многими переменными факторами внутренней и внешней среды и отрицает возможность использования универсального метода управления. Самый эффективный метод управления – тот, который в наибольшей степени соответствует конкретной ситуации. Данный подход имеет своей целью разработку и применение на практике инструментов анализа сложившейся ситуации для принятия на основании его управленческого решения. Важнейшая задача руководителя, согласно ситуационной теории – способность грамотно интерпретировать ситуацию на основе анализа переменных факторов: размера организации, динамики, неопределенности и сложности внешней среды, особенностей внутреннего процесса. Ситуативный подход позволяет преодолеть традиционные подходы в менеджменте, которые исходили из определенных способов поведения и качеств личности руководителя. Успех управления в ситуативном подходе зависит от ситуации, в которой находятся начальник и подчиненный [18.s.24]. Первая теория ситуативного управления была разработана Ф.Фидлером, который отмечал, что успех зависит не только от стиля управления, но и личностных отношений между начальником и подчиненными. P.Hersey и K. Blanchard различали стили управления, ориентированные на задачу и на личность. Модель ситуативного управления, по мнению авторов, базируется на двух основных концептах, которые между собой тесно связаны: стиль управления и степень компетентности сотрудников (группы)[19.s.25]. Основоположники ситуативного подхода П.Лоуренс и Дж.Лорш доказали, что дифференциация управленческой деятельности зависит от определяющих внешних факторов. Большинство зарубежных специалистов объясняют возникновение ситуационного подхода к вопросам организации и управления не столько стремлением создать единую теорию управления, сколько следствием усилий переориентировать теорию управления в направлении практики управленческой деятельности [20]. Ситуативный подход получил дальнейшее развитие в 70-е годы двадцатого столетия в процессе исследования организаций. Этот подход отвечал на вопросы: какие формы организации (структура, процесс, персонал) и какие условия среды (рынок, технологии, рамочные условия) лучше подходят, чтобы иметь более высокий потенциал. Исследования были направлены на изучение влияния различных факторов на связь между управленческим поведением и успехом [21.s194]. В системе образования ситуативный подход начинает активно изучаться и внедряться в 80-е годы двадцатого столетия[22.,23]. Хотя ни одна из ситуационных теорий не получила полного подтверждения в исследованиях. Однако убеждение, что руководители должны выбирать стиль руководства сообразно ситуации, не вызывает сомнений. Результаты исследования Направления деятельности, отмеченные в основополагающих документах развития образования РФ, в учреждении находят отражение в реализуемых проектах, что приводит к положительным социальным эффектам и укрепляет позиции учреждения в социуме. Система дополнительного образования детей вносит большой вклад в процесс практической реализации идей новой образовательной стратегии. Значимость внедрения технологии проектного менеджмента в организацию дополнительного образования заключается в возможности эффективного достижения целей, поставленных в Стратегии развития страны до 2024 года. Эта задача находит свое отражение в портфеле проектов учреждения, который формировался исходя из приоритетных задач развития образования. В самом широком смысле проект понимается как усилие, в данном случае интеллектуальное, направленное на решение поставленной задачи или создание уникального продукта. Проектная деятельность является источником интеллектуальной активности, самовыражения и профессиональной мотивации сотрудников. Проект, который реализуется образовательным учреждением, имеет ряд достоинств. Во-первых, выполнение проекта может служить одной из форм фиксации итогов обучения и воспитания по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе. Во-вторых, проект способствует естественной интеграции и повышению заинтересованности в совместной деятельности у педагогов, родителей, детей. Методисты учреждения дополнительного образования, помимо организации образовательной деятельности, занимаются также исследовательской, научной и проектной деятельностью, и соответственно могут быть авторами и руководителями проектов по тем или иным направлениям работы учреждения. Методист, осуществляя руководство проектом, косвенно участвует в системе управления учреждением, взаимодействует с заместителем директора по учебно-воспитательной (инновационной, методической) работе, другими педагогическими работниками, привлекая их к совместной деятельности по организации мероприятий, выставок, конкурсов, мастер-классов, курсов повышения квалификации. В-третьих, управление образовательным учреждением с ориентацией на проектный менеджмент позволяет на практике внедряться в элементы сложившейся системы управления образовательным учреждением на основе изменяющихся переменных, факторов внешней и внутренней среды, с учетом принципов ситуационного управления. Проектная деятельность занимает важное место в системе работы Центра творческого развития «Октябрьский». Классификация проектов, реализуемых в учреждении разнообразна: от практико-ориентированных, творческих до методических, инновационных, что позволяет решать ряд поставленных ситуацией задач или нерешенных в повседневной деятельности проблем, принимая во внимание и ресурсную ограниченность образовательной организации в поощрении, мотивации и стимулировании педагогических работников. На сегодняшний день в учреждении реализуется 15 проектов различного уровня: от внутреннего до республиканского (рис.1).Все проекты, реализуемые в учреждении, проходят предварительную защиту на площадках различного уровня: • Методический совет учреждения (для внутренних проектов), • Экспертный совет Управления образования Администрации города Ижевска (для проектов муниципального уровня), • Ученый совет Института развития образования Удмуртской Республики (для проектов регионального уровня). Рис.1. Количество проектов, реализуемых в учреждении Таким образом, можно констатировать, что проектная деятельность активно развивается в учреждении. Увеличивается количество проектов различного уровня. Наибольшее развитие наблюдается внутренних проектов, что свидетельствует о высокой мотивации педагогов к разработке и апробации проектов по различным направлениям. Мы считаем, что участие учреждения в инновационной проектной деятельности безусловно ведёт к позитивным изменениям. Благодаря инновациям появляются авторские программы, проекты, новые направления деятельности, учреждение постоянно держится в режиме развития и саморазвития. Инновационные проекты – это достаточно динамическая система, поэтому управление должно быть гибким, чтобы была возможность постоянного (частого) изменения в деталях проекта без внесения изменений в основную концепцию. Яковлева Н. О., описывая проектирование как педагогический феномен, подчеркнула: «Современные педагогические проблемы зачастую разрешаются путем создания и внедрения в образовательный процесс инновационных систем, что требует тщательного проектирования, которое выражается не только в предварительном планировании будущих изменений, но и в предвидении последствий их влияния на жизнь и здоровье подрастающего поколения» [24, С. 8]. Поэтому для обеспечения качественного управления в рамках постоянно меняющихся внешних факторов целесообразно использование принципов ситуативного управления, которые учитывают наличие возможных случайностей и рисков. Оно основано на том, что возможность использования различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Самым эффективным, на наш взгляд, методом при этом будет метод, который более всего соответствует данной ситуации, максимально адаптирован к ней. Для руководителя очень важно иметь оперативную, объективную, достоверную и структурированную информацию о всех направлениях деятельности учреждения, а также о деятельности педагогических работников. При необходимости это позволит администрации своевременно осуществлять методическую поддержку и вносить требуемые коррективы. Такую информацию могут предоставить планово проводимые мониторинговые исследования, которые являются хорошим инструментом анализа различных сторон образовательного процесса. Данные мониторинга служат основанием для принятия управленческих решений, реализации общих функций управления. Постоянный мониторинг ситуации позволяет создать фундамент для своевременного выявления новых направлений работы и, как следствие, - необходимость в новых, в том числе, инновационных проектах. Наиболее эффективным средством развития проектировочных способностей педагогов может являться организация соответствующей обучающей деятельности в процессе их методической работы. Одной из ключевых компетентностей, необходимых современному человеку, в течение всей жизни для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений является проектная компетенция, которая формируется в рамках освоения дополнительной образовательной программы и использования элементов ситуационного подхода в учреждении дополнительного образования. Использование ситуативного подхода в учебном процессе учреждения дополнительного образования позволяет формировать и у педагогов, и у обучающихся навыки реального проектирования. В этой связи на первый план выходят проблемы кадрового потенциала: повышение мотивации к изменениям, создание слаженных творческих команд, включенных в систему управления организации. Позицию руководителя при внедрении и реализации в учреждении инновационных проектов можно охарактеризовать как позицию консультанта, специалиста, координатора, эксперта, и самый сложный момент здесь – организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап, считает Н.М. Горбачева [25]. Администрации учреждения при планировании предстоит выделить ведущую или несколько тем, которые будут «вынесены на проектирование». Желательно дифференцировать темы по степени сложности. Педагогические работники должны иметь возможность выбрать или предложить тему проекта, организационную форму его выполнения, оценить степень сложности проектировочной деятельности. Современные принципы управления требуют коллективных подходов к выполнению поставленных задач, стоящих перед организациями. Исследования свидетельствуют о том, что инновационная направленность образовательного учреждения во многом зависит от уровня развития коллектива, от сформированности отношений внутри коллектива [26.,27.,28.,29.,30.,31]. М.Витт подчеркивает, что успех проектной работы зависит от креативности, мотивации, целеустремленности, а также включенности сотрудников в совместную (командную) работу [32. с.25)]. Поэтому нами было проведено анкетирование педагогов на предмет оценки уровня развития коллектива, мотивационной среды развития учреждения. В рис.2 указаны частоты выбора соответствующего балла из общего количества ответивших педагогов. Анализ анкетирования, показал следующее (рис.2): - ценностно – ориентированная зрелость коллектива находится на высоком уровне у 66% опрошенных и на среднем уровне у 32%. - организованность коллектива ЦТР «Октябрьский» оценивается высокой у 55% опрошенных и 41% считает, что организованность коллектива развита на среднем уровне. Рис.2. Уровень развития коллектива учреждения (в %) - сплочённость коллектива ЦТР «Октябрьский» можно оценивать на хорошем уровне так считают 96% опрошенных. - интегральная оценка коллектива такова, что 52% педагогов считают, что развитие коллектива находится на высоком уровне. 46% относятся к среднему уровню развития их коллектива. 2% считают, что уровень развития коллектива ЦТР «Октябрьский», находится на низком уровне[33]. В целом, по итогам анкетирования можно с уверенностью сказать, что коллектив готов к инновациям, в учреждении созданы условия для педагогических работников, чтобы заниматься проектной деятельностью, внедрением нового. С сотрудниками проводятся социально-психологические тренинги, направленные на сплочение, командообразование и мотивацию коллектива, на развитие гибкости мышления, активности, целеустремленности, лидерских качеств, формированию проектных компетенций сотрудников. Саморазвитие членов коллектива является для них приоритетом. Таким образом, можно сделать вывод, что коллектив расположен и готов к развитию и изменению. Большое внимание в рамках проектного менеджмента в учреждении уделяется взаимодействию с высшими учебными заведениями. Регулярно приглашаются студенты Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета для определения «узких» мест в организации работы педагогических работников и учреждения в целом. В рамках практики по педагогическому проектированию, были организованы консультации, рабочие встречи администрации и педагогов со студентами по обсуждению важных направлений работы учреждения. Итогом работы стали проекты для привлечения внимания целевой аудитории к развитию образовательной среды учреждения, которые были представлены на педагогическом совете. Проекты-победители, такие как: «Наставничество молодых педагогов», «Октябрьский – в тренды» и другие реализуются в учреждении. Результатом обучающей деятельности для педагогического коллектива учреждения стал внутренний конкурс «Лучший педагогический проект», целью которого являлось развитие навыков проектной деятельности и создание условий для самореализации и раскрытия творческого потенциала педагогических работников учреждения. Конкурс состоял их 2-х этапов: написание проекта и защита перед коллегами. Оценка Конкурсных работ осуществлялась членами жюри по следующим критериям: практическая значимость проекта; ясность, четкость, достижимость целей и задач проекта, логичность; корректность выбора этапов (мероприятий) проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий; адекватность показателей и методов оценки эффективности проекта; трансляционная привлекательность проекта. В ходе работы были выбраны к реализации актуальные предложения, которые на сегодняшний день уже внедрены или внедряются в работу учреждения. Особое место в системе проектного менеджмента уделяется работе с обучающимися. На протяжении многих лет проводится научно-практическая конференция «Я – исследователь». Охват школьников образовательных организаций ежегодно составляет более 100 человек в возрасте от 7 до 18 лет. Целью конференции является активизация учебно-исследовательской деятельности учащихся образовательных организаций. Учащиеся 1-11 классов готовят учебно-исследовательские и проектные работы по различной тематике (естественные науки, робототехника, литература, экология, филология и др.), защищают их на предварительном школьном этапе. Далее наиболее успешные проекты участники подают на заочный этап научно-практической конференции. Лучшие проекты, набравшие наибольшее количество баллов по итогам заочного этапа, заслушиваются на очном этапе конференции, который проводится на базе МБОУ ДО ЦТР «Октябрьский». При подведении итогов учитываются баллы, полученные на заочном этапе конференции, и баллы очной защиты. Жюри принимается решение о присуждении участникам конференции дипломов I, II, III степени, либо диплома участника. Учащиеся также имеют возможность подать свои проекты на различные научно-практические конференции школьников. В рамках реализации определенных проектов для обучающихся постоянно организуются встречи со студентами и молодыми учеными ведущего технического ВУЗа Удмуртской Республики - «Ижевский государственный технический университет им. М.Т.Калашникова» - с целью глубокой профориентации заинтересованных учащихся, с вовлечением в научную деятельность для разработки научно-технологических, инженерных и исследовательских проектных заданий, актуальных для развития компаний-партнеров и соответствующие приоритетам развития образования. Проводятся конкурсы для детей: • Конкурс проектов для участия детей в лагерной смене «Артек». • Конкурс проектов для участия в образовательном форуме «Вода – основа жизни». Перспективным направлением деятельности образовательного учреждения представляется организация проектной деятельности вместе с родителями. Предполагается создание проектов, которые могут быть созданы на различных уровнях: • Ребенок – родитель; • Родитель – педагог; • Родитель – родитель. Задачей учреждения будут являться организация работы и создание наиболее благоприятных условий для творческого самовыражения и развития проектных способностей всех участников образовательного процесса. Заключение В настоящее время проектный менеджмент является одним из ключевых инструментов эффективного управления в учреждениях образования. Анализ проектной деятельности в учреждении дополнительного образования детей показал, что в учреждении наработана большая практика по реализации внутренних и внешних проектов и программ, в том числе и инновационных, которые инициируют и разрабатывают педагогические работники учреждения. Эти проекты могут быть как краткосрочными, так и долгосрочными и направлены на решение актуальных вопросов и задач дополнительного образования не только в рамках учреждения, но и района, города, республики. Руководителем проекта назначается высококвалифицированный специалист, который может даже с минимальными ресурсами справиться с установленной при формировании проекта задачей с учётом всевозможных рисков и факторов. Так же тщательно подбирается творческая команда. Участие в проектной инновационной деятельности позволяет определять приоритеты развития учреждения, затрагивает интересы различных социальных групп, позволяет учитывать эти интересы, опирается на них и реализует поставленные задачи. Большое значение в функционировании образовательного кластера имеет социальное партнерство всех субъектов, участвующих в проектах: образовательные учреждения различного уровня, предприятия и организации, родители и др. заключают многосторонние соглашения о совместной деятельности и разрабатывают планы мероприятий. Особенностью детально рассматриваемого нами ситуационного подхода являлось использование гибких (адаптивных) элементов структуры, внедрение отдельного звена быстрого реагирования и оперативного управления, позволяющего на практике внедряться в элементы сложившейся системы управления образовательным учреждением на основе изменяющихся переменных, факторов внешней и внутренней среды, с учетом принципов ситуационного управления: оперативности, гибкости, вариативности и оптимальности. Данная работа не претендует на полное и окончательное решение вопросов использования проектного менеджмента в деятельности организации дополнительного образования. В ней рассмотрен лишь один из возможных подходов в решении актуальной практической задачи. Мы считаем, что участие учреждения в инновационной проектной деятельности безусловно ведёт к позитивным изменениям. Благодаря инновациям появляются авторские проекты, программы, образовательное учреждение всегда находится в режиме развития и саморазвития.