Full text
В последние десятилетия все больший интерес у научного сообщества и практиков педагогической деятельности вызывают технологии реализации гуманистической педагогики, так как понимание того, что это является основой педагогической деятельности прочно вошло в нашу жизнь. Опираясь на мнение М.М. Бахтина о двуплановости и двусубъектности гуманитарного мышления, авторы считают, что глубинный смысл педагогической деятельности выражается именно в гуманитарном знании [4]. Практическая педагогическая деятельность оказывается намного богаче самого творческого учебника, многообразнее всех предлагаемых в этих учебниках концептуальных схем, и характеризуется как гуманитарное, диалогическое и двусубъектное. Именно это подталкивает каждого педагога к гуманитарному пониманию педагогических проблем, неизбежно возникающих в его деятельности, именно это становится толчком для понимания, что наука и искусство раскрываются как взаимосвязанные элементы, отражающие духовную активность человека, познающего действительность различными способами [30, С. 113–125]. Профессиональная подготовка в образовательных организациях МВД России имеет свою специфику, особенно это касается изучения педагогических дисциплин. Особое значение в этом смысле приобретает образовательная среда вуза, которая рассматривается авторами как элемент социокультурного пространства и как взаимодействие и образовательных систем, и их субъектов. Образовательная среда при этом является разноуровневой системой с несколькими составляющими: гуманитарный, организационно-коммуникативный, социально-культурный, технологический, информационный, предметный и другие уровни. При попадании в образовательную среду на обучающегося начинается воздействие и происходит формирование личности под воздействием пространственно-предметного окружения. В связи с этим, педагогическая образовательная среда и педагогическое знание принадлежит к наиболее актуальным и значимым для человека, в силу уникальности феномена, педагогическая деятельность носит действительно «всепроникающий» характер [9]. Рассматривая педагогическое знание, необходимо отметить единство двух аспектов: познавательного и ценностного. Говоря словами А.С.Роботовой, педагогическое знание не должно носить «некую ценностную нейтральность» в педагогическом процессе и его аспектах: педагогические факты, процессы, явления, отношения и события. Именно преодоление ценностной нейтральности позволяет активизировать субъектную позицию в процессе образования, формирование положительных мотивов в учебно-познавательной деятельности и делать процесс обучения личностно значимым для обучающегося. Авторы, отвечая на вопрос – что же позволяет преодолеть ценностную нейтральность – убеждены: такими возможностями обладает русская классическая литература. Практический опыт показывает, что в преподавании педагогических дисциплин в вузах МВД России не используются эти возможности, но именно они, по нашему глубокому убеждению, обогатили бы содержательную сторону педагогических знаний, позволили бы актуализировать ценностный компонент учебного процесса. Но для реализации данной идеи необходимо, чтобы сам преподаватель обладал гуманитарной культурой, имел навыки художественно-образного познания педагогической действительности средствами литературы, владел навыками пробуждения интереса к педагогическим дисциплинам на основе ценностного отношения к педагогике и педагогическому знанию. Основой данного процесса является знание педагогики художественного текста, и в творчестве педагога соединяются две составляющие: логика постижения педагогических категорий и эмоционально-художественная составляющая процесса обучения. Обзор отечественной и зарубежной литературы Теоретическое исследование проблемы познания и образного восприятия педагогической действительности представлено в работах ученых, занимающихся педагогической герменевтикой. Так, в работах М. Бахтина важным является осмысление таких понятий, как «диалог», «коммуникация» с точки зрения личностного переживания и реализации их через собственный опыт личности [3]. Ряд авторов показывают сложность природы педагогических явлений и возможность решения педагогических проблем через призму художественно-эмоциональных аспектов, что в рамках нашего исследования позволяет говорить о необходимости включения средств русской литературы в решение педагогических проблем [22, 23,С. 66–77.] На важность эстетического начала не только в обучении, но и воспитании личности указывается и работах А. Ф. Закировой [16] В.И. Загвязинский, Т.И. Руднева и др. развивают теорию творческой индивидуальности педагога. Мысль о том, что педагог сам прежде всего должен быть творческой, духовной личностью и уже потом транслировать свои умения на обучающихся, является, по нашему мнению, основой понимания того, что педагогическая деятельность намного разнообразнее всякого педагогического учебника [24, 14.]. Понимание того, что обучающийся через текст формирует собственную культуру и благодаря этому формируется как личность опирается взгляд Ю.Лотмана на образование как на значимую часть культуры [21] В последнее время особую актуальность приобрели работы, в которых высказывается мнение о потере личностного смысла деятельности. Именно это обуславливает понимание нами необходимости внедрения в педагогические дисциплины методов и приемов преодоления ценностной нейтральности [27,28] Вслед за признанием важности личностного смысла деятельности необходимо отметить и труды ученых, направленные на формирование взаимодействия между субъектами образовательного процесса [6]. Примечательно в этом плане современное японское образование, в котором не разделяют детей на одаренных и обычных, но есть устойчивая уверенность, что успех обучающегося зависит всецело от учителя и ученика и их взаимодействия [25]. Важным, на наш взгляд, является понимание в педагогической герменевтике совпадения субъекта и объекта познания. Вслед за Х. Гадамером мы считаем, что понимание себя в педагогическом процессе и педагога, и обучающегося происходит с точки зрения социального отпечатка, т.е. «бытие и мышление историчны» [11]. Основополагающими понятиями в исследованиях педагогов стали такие, как понимание, интерпретация, смыслы [18]. Опираясь на основные понятия педагогической герменевтики мы определяем одну из ее целей как воспитание человека понимающего, оперирующего смыслами. Рассматривая педагогику и как науку, и как искусство мы видим целесообразность применения герменевтических методов в педагогических исследованиях, поскольку такие качества личности, как творческость, духовный потенциал и т.п. не могут быть сформированы только при использовании формалистических методов [15, С.113-115]. Необходимо помнить и о том, что педагогика одновременно является и наукой и практической деятельностью, проблемы которой зачастую не поддаются логическим объяснениям. Именно это подталкивает к использованию в педагогическом процессе художественно-образных средств [16]. Мы рассмотрим познавательную силу и возможности художественной литературы, которые обусловлены природой художественного текста и художественного образа. Познавательная ценность литературы, специфика художественного образа, рассмотрена Л.С. Выготским в «Психологии искусства» [10]. Она заключается вовсе не в простоте и ясности по сравнению с объясняемым, не в соотношении простоты и сложности, а в существенном другом. Это существенное – в «чуде искусства», связанное с возможностью нести в себе «нечто претворяющее, преодолевающее обыкновенное чувство» [20,с.62-65]. Общеизвестна также особая роль литературы в развитии общественного сознания и в жизни человека. Мы помним, как аксиому – высказывание - литература- учебник жизни. О. Мандельштам, говоря о знаменитых романах ХХ века, отмечал, что они «были столько же художественными событиями, сколько событиями в общественной жизни – они воспитывали целые поколения. Ученые самых разных областей знания обращаются к художественным образам в процессе раскрытия своих научных идей - Б.М. Теплов, П.Ф. Каптерев, С.И. Гессен, М.К. Мамардашвили, И.С. Кон и многие другие. В их работах, выполненных на основе литературных произведений, рассмотрены проблемы способностей и одаренности (Сальери и Германн), темперамента и формирование характера (Татьяна Ларина) [26, 12]. В последние годы в науке стало появляться понятие «педагогика текста», в контексте нашего исследования мы понимаем под этим возможность приобщения обучающегося к чтению, пониманию текстов согласно природе самого обучающегося (психологическим особенностям личности) [29]. Теоретические основы исследований в области педагогики текста были заложены еще советскими учеными, но особо важными для нас представляются идеи М.А. Холодной об интеграции методов обучения, которые позволяют обосновать принципы эффективности образовательного процесса [13]. Методологическая база исследования Основными методами, используемыми в работе, являются теоретический анализ научно-педагогической литературы по заявленной теме исследования, анализ и синтез полученной информации. Результаты исследования Обращение к опыту отечественных и зарубежных педагогов позволяет нам утверждать, что педагогика, совмещая в себе элементы образования, воспитания, формирования личности, может и должна использовать средства и потенциал художественной литературы с целью раскрытия природных способностей обучающихся. Но в практической деятельности все реальные возможности обращения к произведениям литературы в процессе преподавания педагогики невозможны без аналитического рассмотрения текста. Кроме этого, большинство педагогов уверены, что умение читать тексты формируется в начальной школе и в дальнейшем развитии не нуждается [19,с.6-10] По нашему мнению обращение к художественному тексту в рамках обучения педагогическим дисциплинам, в том числе и в образовательных организациях не педагогического профиля, является важным компонентом педагогического процесса. Да и обучение чтению возможно при изучении любой дисциплины: математики, геологии и т.п. [5]. Большинство исследований, касающихся текста, сосредоточены на нем как на предмете научного исследования, тогда как нам он интересен прежде всего как «проводник» в профессиональную культуру педагога и обучающегося [31]. Вся русская классическая литература свидетельствует о том, что именно художественные произведения являются источником ответов на вопросы о смысле жизни, о вопросах воспитания, о противостоянии добра и зала и т.п. Множество художественных текстов повествуют о взаимоотношениях учителя и ученика. Стремление заглянуть в душу героя ведет писателя к поиску источника духовного роста: в семье, родителях, окружающей среде и, конечно, в литературе. Настоящий писатель неизбежно преломляет педагогические идеи посредством художественного образа, через призму художественного произведения: это проявляется в хитросплетениях сюжета, конфликтов, во взаимоотношениях между персонажами, в их душевных переживаниях. Обращаясь к проблеме нашего исследования, важно отметить, что необходимо обращаться к произведениям, отражающим взаимоотношения учителя и ученика, к особенностям их поведения, к педагогическим приемам и методам, используемым учителем, к его индивидуальному мастерству, речи, способам решения педагогических проблем. Все это не всегда соответствует способам и методам решения педагогических проблем, описанным в учебниках по педагогике. И именно художественный текст позволяет намного многообразнее описать педагогическую деятельность. Вспомним, рассказ В. Распутина «Уроки французского». В нем наглядно представлены субъективные, образные представления о подростковом возрасте художественными эпизодами жизни и взросления литературного героя [22]. В этом произведении перед нами не только взросление и переживания главного героя, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, и его поступки, а главное - мотивы этих поступков; по большому счету перед нами – судьба целого поколения подростков послевоенной поры. Но что более важно для нашего исследования – перед нами сложная педагогическая ситуация, не вписывающаяся в рамки учебника. Молодая учительница стоит перед выбором между правилами и ценностями, душевностью и педагогической твердостью. Суть конфликта произведения – противоречие между формальным и неформальным подходами к решению проблемной педагогической ситуации. Рассказ В. Распутина затрагивает одну из вечных проб¬лем человеческой жизни - проблему конкретного понимания нрав¬ственной нормы, проблему подлинной человечности. В своем твор¬честве писатель неоднократно обращался к подобным ситуациям, исследуя их с мастерством художника-реалиста, наделенного глу¬боким гуманистическим чувством живой правды. Если мы зададим себе вопрос — о чем же это произведение, то на первый взгляд - оно о школе, об учениках, учительнице, директо¬ре. Однако, в большей степени этот рассказ — о благодарной, совестливой па¬мяти перед учителем, и вообще перед учителями. Этот рас¬сказ дает нам уроки подлинной человеческой доброты и ми¬лосердия. Рассказ «Уроки французского» – это рассказ о стремлении к доброте, гармонии, к милосердию, нравственности, которую необходимо воспитывать внутри себя, воспитывать в себе человека совестливого, или как мы говорим, порядочного. Так вот почему «существует та вина, не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после». И эти педагогические проблемы необходимо обсуждать на занятиях по педагогическим дисциплинам, воспитывая многостороннее педагогическое знание и широкое гуманитарное образование. Именно поэтому так важно создавать условия для осуществления этих задач в учебном процессе. Одним из таких условий является диалог педагогической науки и искусства, диалог науки и литературы в процессе педагогического образования. Без такого диалога, на наш взгляд, трудно раскрыть ценностную основу педагогического знания. Еще одним ярким примером является произведение Ч. Айтматова «Первый учитель» [1]. В нем затронуты вопросы становления образования в послереволюционные годы, но для нас главное – судьба учителя, который по факту и учителем то не являлся. Тем не менее его поступок (спасение девочки Алтынай от замужества, которая в последствии стала академиком) привел к негативным последствиям для него самого: его до полусмерти избили родственники Алтынай. И все же это повесть о человечности, о том, что необходимо сохранять веру и любовь к человечеству в самые темные времена. Продолжает тему важности человечности и повесть Алексина А. «Безумная Евдокия» [2]. В этом произведении мы видим, как учительница по прозвищу «безумная Евдокия» пытается привить своей талантливой ученице Оленьке самое главное – человечность, используя при этом свои нестандартные педагогические приемы. Примечателен и образ учителя из повести «Обелиск»: кто из современных учителей способен на самоотречение ради своих учеников – провожать их до дома, брать на себя их вину – ведь это идет вразрез с современными педагогическими принципами? [7]. Приходят на память и образы учителей и их поступки из романа «Завтра была война»: как по-разному реагируют на одни и те же ситуации директор школы и учитель литературы. Если Ромахин жил заботами своих учеников, его педагогический принцип был – взаимопонимание, то «Валентина Андроновна преподавала литературу и временно замещала директора. Ее массивная фигура источала строгость и целеустремленную готовность следовать самым новейшим распоряжениям и циркулярам». Два учителя - два разных подхода: один согласно прописанным учебным истинам, другой – человеческий, основанный на творчестве и душевности [8]. Заключение Подводя итог вышесказанному, отметим, что культурное наследие художественных текстов обогатило бы содержательную сторону педагогических дисциплин, сориентировав педагогический процесс в сторону нравственных ценностей. Необходима использование новой концепции художественно-образного познания педагогической действительности, но для ее реализации в практике обучения требуется разработка и апробация методов, приемов и средств, формирующих интерес к педагогическим дисциплинам в профессиональном образовании.