Full text
Введение В процессе развития методики обучения рисунку при подготовке дизайнеров на разных исторических этапах были разные подходы к тому, как надо обучать рисовать и что должно быть главным в подготовке дизайнера, при этом всегда было понимание того, что рисунок должен служить средством выражения проектных идей [Савинов]. В то же время в практике преподавания эта особенность не всегда учитывалась, а в научных исследованиях не было разработано методики, которая бы устанавливала взаимосвязь рисунка и проектирования [1]. Хотя такие попытки предпринимались, исследователи предлагали использовать в процессе обучения специальный рисунок, который бы связывал традиционный рисунок с процессом проектирования [2; 3; 4; 5; 6; 7]. На сегодняшний день возникло противоречие между требованиями, предъявляемыми к дизайнеру в области профессиональных задач с применением рисунка, и имеющейся практикой подготовки студентов дизайнеров по рисунку, которая не учитывает в должной мере особенности будущей проектной деятельности дизайнера. По результатам обсуждения данного вопроса на научных конференциях отмечается широкий разброс мнений, часто противоположных, и недостаток конструктивных идей для сближения позиций [8; 9; 10]. Крайние точки зрения дискуссии – от полного отрицания необходимости обучения реалистическому рисунку будущих дизайнеров до категорического отрицания каких-либо нововведений в веками выверенную методику обучения рисунку. Исходя из вскрытого противоречия была выявлена необходимость поиска методических подходов к сближению позиций – с одной стороны обновления методики, с другой – сохранения традиций обучения академического рисунку при подготовке дизайнеров. Целью настоящей статьи является предложить разработанный комплекс заданий, который бы способствовал переходу умений выполнять академический рисунок и решать задачи выхода в проектную графику. Реализация цели достигается путем решения следующих задач: 1. Рассмотреть отличительные особенности рисунка при подготовке дизайнеров. 2. Обосновать задания, которые бы развивали умения графическими средствами передавать проектную идею и в результате приводили к реализации профессиональных компетенций. 3. Привести примеры рисунков студентов, выполненных в процессе апробации разработанных заданий. Материалы и методы Методология исследования определяется принципом практикоориентированности подготовки дизайнеров, реализованным в проектных заданиях. Методами исследования являются анализ психолого-педагогических, методических трудов по вопросам подготовки дизайнеров; педагогическое моделирование и педагогический эксперимент. Исследование состояло из трех этапов. На первом этапе проводился констатирующий эксперимент. Был проведен анализ существующих методических подходов к обучению рисунку, осуществлен срез современного состояния подготовки дизайнеров по рисунку, разрабатывались и обосновывались специальные задания. На втором этапе проводился формирующий эксперимент, проводилась апробация разработанного комплекса заданий в дизайн-образовании. На третьем этапе проводился контрольный этап педагогического эксперимента и систематизация полученных результатов. Опытно-экспериментальной базой исследования являлся Вятский государственный университет. Результаты исследования Проведенное исследование показало, что подготовка дизайнера предполагает умение быстро рисовать и выражать в своих рисунках проектную идею. Поэтому обучение рисунку должно быть направлено на развитие у студентов умения преобразовывать изображение объекта, выявляя его различные качества – ритмические, пластические, формообразующие и другие. Также следует отметить, что дизайнерам в работе над проектом требуется концептуальное обоснование, для этого у студентов необходимо формировать умения создавать художественные образы [11; 12]. Для достижения этой цели необходимо давать задания, которые побуждают студентов к активной графической деятельности, это краткосрочные рисунки. Выполнение заданий в короткие сроки стимулирует у студентов мыслительную активность, которая сказывается на активизации психических процессов восприятия, воображения, памяти [13; 14; 15]. Кроме того, быстрое рисование для дизайнера необходимо в его профессиональной деятельности. В практике дизайн-проектирования часто требуются именно навык быстрого рисования, с помощью наброска дизайнер выражает концепцию своей работы и наглядно демонстрирует ее заказчику. Таким образом, рисунок при подготовке дизайнеров должен иметь следующие отличительные особенности:  в рисунке должна прослеживаться идея, концепция работы;  выразительные средства должны обладать лаконичностью;  в рисунке должны применяться разнообразные материалы и техники исполнения, а также различные приемы преобразования объекта изображения. На основе полученных выводов об особенностях подготовки дизайнеров по рисунку, были разработаны задания, которые призваны способствовать развитию необходимых навыков по выполнения рисунков и умений их преобразовывать в направлении дизайн-проектирования. Для проверки действенности заданий был проведен педагогический эксперимент. Чтобы проводить сравнение результатов обучения студентов по обычной программе и экспериментальной, с включением разработанных заданий, был проведен констатирующий этап педагогического эксперимента. Были выделена контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ). Для оценки рисунков были использованы критерии как общепринятые, связанные с композицией изображения, достижения целостности рисунка, так и составленные специально для разработанного комплекса заданий [16]. Для оценки рисунков, связанных с получаемой квалификацией, были добавлены следующие критерии: 1. Владение различными техниками, приемами и средствами преобразования рисунка, направленными на выражение проектных идей. 2. Выполнение рисунка соответственно цели назначения в дизайн-проекте. Итоги констатирующего этапа эксперимента в процентном соотношении показали низкий уровень владения графическим искусством для передачи проектного замысла в рисунке. Результаты обеих групп были примерно идентичны. После этого был проведен формирующий этап педагогического эксперимента. В процессе формирующего этапа эксперимента проведена апробация разработанного комплекса заданий. Комплекс состоит из шести основных заданий. Рассмотрим подробнее задания и задачи, которые решаются в процессе их выполнения. Осваивая программу по рисунку, студенты проходят все темы, начиная от предметов быта до фигуры человека, но при по мимо традиционной программы дополнительно к академическим заданиям выполняется комплекс специальных заданий с учетом будущей проектной специфики в профессиональной деятельности выпускников. Примером, иллюстрирующим смысл заданий, в данной статье является предмет быта – самовар. Задание 1. Первое задание направлено на переработку объекта изображения по ассоциации с его формой. Задание призвано способствовать развитию ассоциативного мышления, которое основывается на ассоциациях. В. С. Кузин отмечал, что «чем богаче, разнообразнее эти ассоциации, тем выразительнее и интереснее художественные образы, сюжеты, создаваемые на их основе» [17, с. 201]. О том, что существует взаимосвязь различных объектов между собой в воображении человека, знали ещё в античное время, тогда же был введен термин «ассоциация», он был использован для показа взаимосвязи между различными представлениями, которые появляются при случайном стечении обстоятельств [18]. То, что сейчас можно назвать ассоциацией с формой, является трансформацией образа, которая заключается в том, что изначальный образ становится другим, но частично остается прежним. Задача преобразовать изображение по ассоциации, должна пониматься не только как взаимосвязь двух разных образов, но главным образом, как трансформация состояния одного и того же образа. Пример ассоциации по форме объекта приведен в Рисунках 1, 2. В преобразованном рисунке самовара показан пример ассоциации без учета его функциональных особенностей. Предмет быта служит источником ассоциации для создания архитектурного сооружения, его конструкция, особенности формы, могут служить отправной точкой при формирования проектных решений зданий и сооружений. Рисунок 1 – Реальный объект. Самовар Рисунок 2 – Преобразование изображения по ассоциации с его формой. Архитектурное сооружение в форме самовара Задание 2. Второе задание, которое предлагается выполнить студентам это тоже преобразование изображения объекта по ассоциации, но не только с формой, а в большей степени с его смыслом, содержанием. В этом задании необходимо в объекте изображения найти его главное качество, основную идею, и уже к этому найти ассоциацию. Главная идея объекта, его смысл, всегда у объекта уникален и чтобы возникла ассоциация по смыслу, информация, имеющая универсальное значение и индивидуальное понимание объекта сначала должны найти точки соприкосновения, а затем вступает ассоциативное мышление и начинается творческий процесс, как отмечают исследователи «при извлечении смысла информации важен опыт индивидуума, работа его воображения, творчество, интуиция [19]. А возникающие в процессе обработки информации взаимосвязи с личностным опытом пробуждают личностный смысл [20 с. 112]. В приведенном примере предмета быта, можно отметить, что одно из главных свойств самовара – это нагрев, наличие топки, поэтому у студента возникла ассоциация с печью и паровозом (см. Рисунок 3, 4). Форма здесь тоже играет роль, так как убедительная концепция в рисунке возникает тогда, когда в основе ассоциации находится в гармонии форма и содержание объекта. Рисунок 3 – Преобразование изображения по ассоциации с содержанием. Самовар-печь Рисунок 4 – Преобразование изображения по ассоциации с содержанием. Самовар-паравоз Задание 3. Задание заключается в том, чтобы наделить объект изображения характером или эмоциональным состоянием, присущим человеку. Выполняя задание необходимо провести психологический анализ эмоций и разобраться во внешнем их проявлении у человека, а затем наделить объект изображения этими особенностями. В приведенном примере «носителем» эмоций выступает предмет быта самовар (см. Рис. 5, 6). Самовар наделяется эмоциональным состоянием присущим человеку, при этом можно использовать противоположные эмоциональные состояния, например грустный самовар или веселый, самовару страшно или он испытывает энтузиазм. Также, предмет быта можно наделить определенным характером. Необходимо понять, какие внешние проявления у человека выдают его характер, как черты личности человека проявляются в его общении с другими людьми или в его деятельности. Наблюдая за людьми и придавая черты личности человека различным объектам, можно добиться необходимой выразительности в рисунке и выразить идею, которая, как правило, формируется в проектном задании. Это актуально особенно в настоящее время, когда визуальная среда активно воздействует на человека и имеется потребность визуализации окружающей среды и познание ее через зрительное восприятие. Рисунок 5 – Наделение объекта изображения эмоциональным состоянием. Грустный самовар Рисунок 6 – Наделение объекта изображения определенным характером, проявляющимся в деятельности Самовар-боец Задание 4. Четвертое задание – преобразование формы объекта в различных стилях изобразительного искусства, дизайна, архитектуры. В этом задании прежде всего необходимо познакомиться с различными стилями, как классическими, так и современными, ставшими актуальными в наше время и определить какой стиль лучше подходит к объекту изображения. К какому-то объекту больше подойдут традиционные исторические стили архитектуры, а к какому-то ближе будут стили индивидуальные, например, стиль какого-либо художника, стиль конкретного интерьера (см. Рис. 7, 8). Рисунок 7 – Преобразование изображения в стиле абстракционизма Рисунок 8 – Преобразование изображения в стиле барокко Задание 5. Пятое задание направлено на то, чтобы обучающиеся поработали с формой изображаемого объекта, попробовали придать ему различные пространственные характеристики, поманипулировали с формой объекта. Это могут быть различные способы разрушения конструкции: скручивание формы, растягивание по разным направлениям, разрывы формы, перекомпоновка отдельных частей объекта. Такие трансформации формы могут привести к интересным находкам, может появиться то настроение или состояние объекта, которое позволит лучше выполнить проектное задание. В примере на Рисунке 9 форма самовара вытягивается и видоизменяются детали, что приводит к сходству с шахматной фигурой, а на Рисунке 10 приведен пример деформации формы самовара. Конечно, чаще всего такие умения формируются на занятиях по композиции [21]. Но все профессиональные дисциплины при подготовке дизайнеров должны работать на подготовку студента к решению им проектных задач, поэтому и курс рисунка играет в этом важную роль. Задания по рисунку должны быть направлены на понимание и закрепление законов композиции. Рисунок 9 – Деконструкция самовара, преобразование его в шахматную фигуру Рисунок 10 – Трансформация формы самовара. Форма изменяется, становится текучей Задание 6. Шестое задание непосредственно связано с проектированием, так как предполагает применение какого-либо рисунка, выполненного студентами в проектную деятельность. Дизайнер, в отличие от художника, не делает станковые работы, его рисунки не для украшения стен, хотя в них и присутствует эстетическая составляющая, его рисунки – это его идеи, которые он должен применить в проекте. Поэтому главной задачей при выполнении этих заданий является выполненного и преобразованного изображения с конечным дизайн-продуктом. Студент должен применить свой рисунок в каком-либо объекте профессиональной деятельности дизайнера. В этом случае работа студента становится более осознанной и целенаправленной. Если на этом не заострять внимание, то может получиться так, что даже хорошие рисунки не могут использованы в проекте и студент не будет готов к выражению проектного замысла графическими средствами. На Рисунке 11 показано применение изображения шахматной фигуры в афише к чемпионату по русским шахматам, самовар считается русским символом гостеприимства и тем самым визуально позиционирует чемпионат. На рисунке 12 изображение текучего самовара под огнем применено в плакате, в котором выражена актуальная тема – следить за своим здоровьем. Обе версии применения изображений являются лишь концепцией, которая может быть доработана, например, необходимо применить другой шрифт, изменить размер изображений в формате и т.п, но это уже относится к проектированию, в процессе освоения курса рисунка важно, чтобы рисующий понимал, что его работа может быть применена в проектной деятельности. Рисунок 11 – Применение изображения в проектной деятельности. Афиша к чемпионату по русским шахматам Рисунок 12 – Применение изображения в проектной деятельности. Плакат с призывом следить за своим здоровьем На заключительном этапе педагогического эксперимента было проведено контрольное сопоставление результатов ЭГ и КГ. Контроль за ходом выполнения заданий был одним из условий, которые присутствовали на всех видах учебной деятельности студента. Итоговый контроль проводился после завершения каждого семестра и учебного года. Материалы итогового контроля были использованы для контрольного этапа эксперимента. Разработанный комплекс заданий проходил апробацию со студентами 1-4 курсов. Рисунки, выполненные в течение семестра, контрольные задания, результаты просмотров в конце семестров характеризовали качество и эффективность экспериментально обучения. Обсуждение результатов Анализ результатов констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента показал, что уровень подготовки студентов в ЭГ, в сравнении с КГ, существенно повысился. Было установлено, что разработанные задания способствовали развитию умений и навыков выражения проектных идей графическими средствами. Полученные данные согласуются с мнением исследователей о том, что рисунок, связанный с получаемой квалификацией, развивает проектное мышление [22; 23; 24; 25]. Коррелируются также с выводами исследователей, указывающих на необходимость освоения будущими дизайнерами специального рисунка, в котором будут задания по преобразованию изображений в направлении проектирования объекта [26; 27; 28; 29]. При таком подходе, получаемые в процессе обучения рисунку фундаментальные знания и навыки реализовываются в работе по специальности, «чем шире будет охвачен инструментарий проектирования в процессе обучения, тем свободнее будет чувствовать себя выпускник-дизайнер в выбранной профессии» [30, с. 11]. Исходя из результатов исследования можно утверждать, что связь академического рисунка с проектированием возможна. Для этого необходимо проводить со студентами специальные задания, которые подразумевают наличие умений грамотно рисовать и с помощью графических средств выражать проектный замысел. В рамках освоения курса рисунка этот замысел может быть выраженным в виде концептуального предложения, но студенты, с которыми практикуются такие задания, становятся готовы использовать рисунок в проектной деятельности. Таким образом не отрицаются классические достижения в методике преподавания академического рисунка, но в то же время вносятся нововведения, которые развивают устоявшиеся подходы с учетом получаемой квалификации. Заключение Рисунок при подготовке дизайнеров имеет свои отличительные особенности, которые заключаются в том, что студенты должны уметь вкладывать в свои рисунки проектные идеи. Для этого необходимо владеть приемами преобразования изображаемого объекта, используя разнообразные техники и средства выразительности. Подготовиться к решению этих задач возможно через выполнение специальных заданий. Суть заданий заключается в том, чтобы выполнять рисунки по различным направлениям преобразования объекта: преобразование объекта изображения по ассоциации с его формой и содержанием; наделение объекта эмоциональным состоянием; преобразование объекта в каком-либо стиле изобразительного искусства, дизайна, архитектуры; трансформация формы изображаемого объекта в различных пространственных характеристиках; применение преобразованного изображения в каком-либо объекте проектирования. Педагогический эксперимент показал, что после применения разработанных заданий происходят качественные изменения в рисунках студентов:  после выполнения серии заданий по преобразованию объекта по ассоциации с формой и содержанием у студентов в рисунках появляются новые образы и оригинальные идеи, которые можно применить в прокте;  задания с задачей придания объекту изображения эмоционального состояния, присущего человеку, помогает в проектировании объекта, будь то фирменный стиль, знаки визуальной коммуникации или концепция средового пространства;  объемно-пространственная трансформация объекта обогащает графические возможности студента, позволяет ему создавать новые образы и оригинальные концепции;  студенты, получившие практику применения своих рисунков в область проектирования, более грамотно разрабатывают проектный замысел быстрее приходят к результату по оформлению своей идеи в проект, что в результате положительно влияет на их профессиональный уровень.