Введение
В настоящее время воспитание рассматривается в качестве одного из приоритетов государственной политики в сфере образования, о чем свидетельствует принятие таких важных документов, как Концепция развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., поправки в закон «Об образовании в Российской Федерации», направленные на усиление роли воспитания в системе образования, Примерная программа воспитания (2021). Основу воспитания, по мнению исследователей, составляет духовно-нравственное воспитание, которое рассматривается как ценностно-смысловой феномен, как процесс присвоения воспитанниками ценностей через открытие в последних культурно обусловленных и личностных смыслов (В.А. Беляева [1], Т.И. Власова [2], Л.М. Лузина [3], О.Л. Янушкявичене [4], И.А. Соловцова [5], Н.Е. Щуркова [6]). В структуре духовно-нравственного воспитания выделяется такой аспект, как восхождение к культуре, а культура рассматривается как содержательная основа духовно-нравственного воспитания [7]. В духовно-нравственное воспитание культура вовлекается, преломившись через культурные предпочтения воспитателей и воспитанников и особенности ситуации воспитания, которая требует введения подрастающего человека в социально-исторический контекст [8, с. 72]. При этом работа педагога-воспитателя на уровне соприкосновения с ценностями и смыслами воспитанников принципиально отличается от деятельности учителя-предметника, ибо «ценности... не безличны, они усваиваются переживанием, а не логическим пониманием и запоминанием» [9, с. 58]. Таким образом, взаимодействие в сфере духовно-нравственного воспитания имеет специфический характер и обладает особыми характеристиками, что требует целенаправленного создания педагогических условий, обеспечивающих результативность такого взаимодействия.
Важной составляющей культуры является искусство. Однако, согласно данным эмпирических исследований [10], педагоги, обращаясь к искусству как содержательной основе духовно-нравственного воспитания, предпочитают использовать классические, проверенные временем произведения и редко обращаются к произведениям современного искусства. Между тем современное искусство обладает серьезным потенциалом в решении задач духовно-нравственного воспитания [11]. Причины же, по которым педагоги недостаточно используют этот потенциал, заключается в неразработанности педагогического инструментария применения произведений современного искусства как содержательной основы воспитательного взаимодействия. Одной из составляющих такого инструментария являются педагогические условия, обоснование которых составляет, таким образом, важную и актуальную задачу педагогической науки. Педагогические условия применения произведений искусства в воспитательном взаимодействии должны, во-первых, ценностно-смысловой характер взаимодействия педагога и учащихся в сфере духовно-нравственного воспитания, во-вторых, особенности современного искусства как содержательной основы взаимодействия.
Представленные в данной статье выводы являются результатом применения теоретических методов, таких как моделирование, анализ, синтез, сравнение, классификация.
Обзор отечественной и зарубежной литературы
Анализ научной литературы позволяет утверждать, что в настоящее время сложились необходимые теоретические предпосылки для решения проблемы выявления и обоснования педагогических условий применения произведений современного искусства в воспитательном взаимодействии (подчеркнем, что в данной статье речь идет о взаимодействии в сфере духовно-нравственного воспитания, составляющего основу целостного воспитательного процесса).
Первую группу исследований, позволяющих решить данную проблему, составляют работы, посвященные деятельности педагога по решению задач духовно-нравственного воспитания. Так, по мнению И.А. Соловцовой, духовно-нравственное воспитание обеспечивает формирование системы ценностных отношений человека к миру, другим людям, самому себе. Механизмом присвоения ценностей выступает процесс смыслотворческой деятельности, состоящий из четырёх этапов: понимание воспитанником содержания ценностей и открытие в них собственных смыслов; соотнесение собственных смыслов со смыслами, заложенными в культуре; ценностно-смысловое самоопределение; утверждение ценностей в социокультурной среде через активную деятельность [12, с. 30]. Специфика перечисленных этапов во многом определяет особенности педагогических условий, обеспечивающих результативность взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания.
Среди исследований второй группы, посвященных особенностям воспитательного взаимодействия, значимыми представляются сформулированные Е.А. Сиротиной выводы о ценностно-смысловом и диалогическом характере такого взаимодействия и о том, что его участниками «выступают педагог, обучающиеся и та культура, явление которой выступает содержанием диалога» [13, с. 38]. В процессе взаимодействия ребенок с помощью педагога постепенно переходит «от поверхностных и очевидных к более глубоким смыслам явлений культуры» [14, с. 39]. Китайские исследователи Yan Huo и Jin Xie считают взаимодействие между учащимися необходимым условием воспитания и уделяют серьезное внимание анализу причин, в силу которых такое взаимодействие оказывается деформированным [15, с. 517]. Так наблюдение и анализ массовой практики, позволяют констатировать, что ведущую роль в построении диалогического взаимодействия, гармонизации коллективистских и индивидуальных ценностей приобретает сопряжение «позитивного и негативного», «этического и эстетического», «предметного и беспредметного», «сакрального и шокирующего» аспектов в объектах современного искусства как источниках взаимодействия.
Исследования, отнесенные нами к третьей группе, содержат выводы о роли искусства в решении задач духовно-нравственного воспитания. Среди них наиболее значимыми являются работы Н.Е. Щурковой, которая раскрывает механизмы включения ребенка в контекст современной культуры средствами искусства. По мнению Н.Е. Щурковой, благодаря искусству «воспитаннику открывается мир во всем его многообразии и многоликости. Педагог целенаправленно расширяет кругозор ви́дения объектов действительности. Расширение кругозора заключается в том, что ребенок именно с помощью взрослого открывает объекты, предметы и явления в их человеческой значимости» [16, с. 11]. В трудах Т.Г. Русаковой раскрывается роль искусства в формировании духовного опыта ребенка, в процессе присвоения им ценностей культуры [17, с. 53]. Так как единство традиций является универсальной характеристикой любой культуры, а содержание воспитания в современных условиях характеризуется открытостью и может подвергаться «культурной интервенции», подчеркнём, что современному педагогу необходимо владеть разнообразием способов мировосприятия норм, преобразований, творчества, которые позволяют сохранять духовно-нравственные связи между поколениями в условиях полисубъектности воспитательного взаимодействия.
Четвертая группа научных исследований посвящена возможностям современного искусства в решении задач духовно-нравственного воспитания учащихся. Значительный интерес представляют выводы А.И. Шипицина о характеристиках современного искусства, которые позволяют использовать его в качестве содержательной основы духовно-нравственного воспитания и к которым автором отнесены его способность фиксировать ценности, повышенный интерес к проблемам современности, имеющим духовное и нравственное измерение, многообразие затрагиваемых проблем, значимых для современных школьников, разнообразие художественно-выразительных средств, высокий потенциал в организации разнообразных видов духовной деятельности – рефлексии, интеллектуальной активности, оценивания [18, с. 58]. Сходная проблематика характерна для исследований зарубежных авторов. В трудах зарубежных исследователей рассматриваются главным образом проблемы, связанные с современным искусством. Так, в монографии K. An и J. Cerasi рассмотрены особенности, направления (уделяя особое внимание концептуализму) и перспективы развития современного искусства [19], анализ которых позволяет выделить те из них, которые делают возможным использование произведений современного искусства в воспитательном взаимодействии. P. Frank-Witt характеризует различные подходы к анализу произведений современного искусства [20]; ее выводы могут быть полезны при отборе произведений современного искусства, которые могут составить содержательную основу взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания. W. Miller и A. Cardamone предпринимают попытку определить роль современного искусства в воспитании, рассматривая его как одно из важнейших средств решения воспитательных задач [21]. L. Kourkoulis рассматривает мораль и нравственность как необходимую составляющую в рамках программ художественного (в широком плане) образования, прослеживая, таким образом, взаимосвязь нравственного воспитания и современного искусства [22].
На наш взгляд, выделенные источники позволяют проектировать компоненты педагогической деятельности (воспитательного взаимодействия) на основе детерминант духовно-нравственного становления растущего человека с одной стороны, и стремительно расширяющегося разнообразия (от потери интереса к духовной жизни другого человека до гипертрофирования индивидуальных проблем одной персоны) содержания носителей и современного искусства, с другой стороны.
Методологическая база исследования
Методологическую базу исследования составляют концептуальные положения гуманитарной педагогической парадигмы, в рамках которой воспитание рассматривается как онтологический, бытийный феномен [23], представляющий собой в практическом плане процесс трансляции ценностей педагогом и присвоения их воспитанником [24]. Контекстом и содержанием совместного бытия (со-бытия) педагога и воспитанников выступает культура, а педагог рассматривается как «посредник между ребенком и культурой» [25]. При этом в структуре содержания воспитания представители гуманитарной парадигмы выделяют четыре блока: нормативный (нормы и традиции, характеризующие устойчивостью в культуре, обеспечивающие человеку адаптироваться в обществе «здесь и сейчас»); креативный (явления и события культуры, позволяющие воспитаннику реализовать творческие устремления по отношению к своему индивидуальному человеческому образу); коррелирующий (ориентирован на восполнение пробелов в воспитании); прогностический (формируется в ответ на вызовы времени и окружающей среды, помогая культивировать идеальные личностные свойства и поведенческие характеристики, обращенные в будущее) блоки [26]. Иначе говоря, в содержании воспитания тесно переплетаются нормативное и творческое начала. Этот вывод является базовым при выделении педагогических условий применения произведений современного искусства в воспитательной взаимодействии.
С точки зрения методологии исследования чрезвычайную важность представляют положения ситуационного подхода, разрабатываемого И.А. Соловцовой [27], В.В. Сериковым [28], Н.Е. Щурковой [29]. С точки зрения ситуационного подхода особенностью воспитательного взаимодействия является его причинная обусловленность, когда каждая из взаимодействующих сторон выступает как причина другой и как следствие одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие субъектов. Взаимодействие человека с миром и людьми позволяет не только актуализировать имеющиеся у него внутренние потенциалы, но и восполнить их в структурном, содержательном, ценностном, смысловом плане. Как известно общение индивида с окружающим миром осуществляется на рациональном (познание окружающего мира), эмоционально-психологическом (внутреннее влечение, переживание) и предметно-деятельном (деятельность, направленная на сохранение или изменение окружающего мира) уровнях. В связи с этим для усиления воспитывающего влияния произведений современного искусства действенным представляются идея перевода социальной ситуации (каковой является ситуация «взаимодействия» ребенка при посредничестве педагога с произведением современного искусства) в педагогическую, предлагаемую Н.Е. Щурковой [30] и выводы В.В. Серикова [31] о развитии педагогических условий как ступеней разворачивания ситуации. С точки зрения этих исследователей, в проектировании и реализации педагогической ситуации есть два принципиальных положения: 1) трансформация культурных объектов из предметной в социально-коммуникативную, организационно-деятельностную, диалогическую или какую-то иную форму, в которой они могут быть адекватно присвоены воспитанником; 2) создание условий для субъективации (присвоения) ребенком некоторой социальной нормы; последнее предполагает определенную логику развития ситуации от внешнего к внутреннему диалогу.
Опираясь на перечисленные положения, становится возможным сформулировать педагогические условия применения произведений современного искусства в процессе воспитательного взаимодействия в сфере духовно-нравственного воспитания. При выделении этапов воспитательного взаимодействия мы опирались на модель Н.Е. Щурковой (используя также некоторые предложенные ей метафоры) [32] и на поэтапную модель присвоения ценностей И.А. Соловцовой [33].
Результаты исследования
В процессе перевода социальной по своей сути ситуации, когда ребенок «встречается» с произведением современного искусства, пытается понять и осмыслить его, в ситуацию педагогическую можно выделить три этапа.
Первый этап – «предъявление мира». В данном случае уместность его использования объясняется тем, что предъявляемое учащимся произведение искусства презентует одну из сторон современной жизни, одну из проблем, актуальных как для учащихся с позиций становления и совершенствования их человеческой сущности, их духовной (ценностно-смысловой) сферы и нравственной позиции, так и для человечества в целом. Например, произведения Бэнкси заострят внимание учащихся на таких значимых для каждого человека проблемах, как деформация общения между людьми из-за перевода его в виртуальную сферу («Мобильные любовники»), преобладание утилитарной значимости предметов над их ценностной, духовной сущностью («Удаление наскальной живописи»). Работы Уорхолла заставят воспитанников обратить внимание на проблему превращения человека в потребителя, а также на проблему нивелирования индивидуальности, проявляющуюся в многократном повторении штампов, расхожих, достаточно примитивных, образцов. Особенность произведений современного искусства в том, что они обращают внимание учащихся на ценности, идя «от противного» ‑ от демонстрации анти-ценностей и псевдо-ценностей. В процессе воспитательного взаимодействия на основе произведений современного искусства необходимо учить детей видеть любой объект действительности в его социальной и ценностной значимости и раскрывать его каждый раз заново. Педагогическое предъявление отличается тем, что оно не нейтрально, не бездушно. Сохраняя объективность, оно привносит дополнительный смысл: ценностный, предполагает эмоциональное переживание проблем и стоящих за ними ценностей. В центре внимания педагога и детей находится не полезность мира объектов для меня как человека, а общение, взаимодействие с другим человеком, стремление понять другого человека. Объекты же окружающего мира рассматриваются не как самоцель, а как средство существования. «Взаимодействуя» с помощью педагога с произведениями современного искусства, школьники учатся смотреть на объекты и проблемы глазами других людей и таким образом выявлять их общечеловеческую значимость, видеть их ценностную основу.
Опираясь на возможности современного искусства в формировании идентичности современного школьника (социокультурный аспект воспитания) и сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания можно предложить такие педагогические условия:
Опора на личный опыт учащихся в восприятии произведений современного искусства. Данное условие предполагает организацию рефлексии в разных формах – вербальной или невербальной, индивидуальной или коллективной. Обязателен учет уровня духовного и нравственного развития учащихся, выявление проблемы и ценности, во-первых, актуальной для детей «здесь и сейчас», во-вторых, учитывающей перспективы их духовного и нравственного развития.
Организация совместной деятельности учащихся. Поскольку речь идет о воспитательном взаимодействии и в силу того, что важной составляющей духовно-нравственного воспитания является ориентация на значимого Другого, педагогу следует продумать формы организации такой деятельности (дискуссия, дебаты, создание материального продукта, совершение социально значимого поступка и т.п.) Следует обязательно учитывать тот факт, что основой любой формы организации деятельности выступает диалог как способ со-бытия педагога и воспитанников и как основа ценностно-смыслового взаимодействия.
Поддержание в учениках интереса друг к другу, к своим сверстникам. Данное условие выступает одним из условий плодотворного, результативного диалога. По форме это может быть эстафета мнений. Учащиеся по цепочке высказываются на заданную тему, связанную с той проблематикой или с той ценностью, которая в явном или скрытом виде раскрывается в произведении искусства: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. Эта разновидность ценностно-смысловой деятельности учащихся должна быть выстроена в определенной системе: от простых суждений (когда важно, чтобы ученик отрефлексировал, сформулировал и высказал свою точку зрения без какой-либо дополнительной аргументации) целесообразно переходить к аналитическим (предварительно выдвинув соответствующие требования – например, высказывание в логике «тезис – аргумент – иллюстрация»), а затем и к проблемным высказываниям учащихся. При этом для поддержания интереса учащихся друг к другу педагогу следует акцентировать внимание детей на наиболее важных, интересных, нестандартных моментах каждого высказывания независимо от степени его развернутости. Сама эстафета мнений предполагает не просто умение внимательно слушать других участников диалога, но способность понимать те смыслы, которые они хотят донести до собеседников, те ценности, которые лежат в основе их высказываний.
Незаконченность формулировок, понятий, суждений, оценок. Человеку свойственно стремиться или к абсолютной ясности, или недоговоренности и недомолвке. Любые мысли, получаемые извне, чаще всего порождают реакции неприятия, несогласия, и не потому, что они неверны, а потому, что навязываются принудительно. Успех достигается тогда, когда в человеке вместо сопротивления удается породить отклик, пробудить его собственную активность. Поэтому, внушая ребенку те или иные идеи, мысли, нормы, надо вовремя остановиться, не договорить до конца, не формулировать итога, заключения. Запущенное в движение мышление воспитанника не может остановиться, он додумывает мысль до конца, и она становится его собственной. Мысль, рожденная изнутри, будет побуждать к соответствующей аргументации в ее защиту. Умение вовремя остановиться – трудное умение, и учителю надо формировать его в себе в продолжение всей профессиональной деятельности. В этой связи уместно вспомнить слова Рабиндраната Тагора: «Отчего погас светильник? Я заслонил его своим плащом, чтобы спасти его от ветра; вот отчего погас светильник. Отчего завял цветок? Я прижал его к сердцу с мучительной любовью; вот отчего завял цветок».
Расширение способов и средств предъявления современного искусства. Многообразие видов и направлений современного искусства (поп-арт, стрит-арт, перформансы, хепенинги, инсталляции и др.) в настоящее время, с одной стороны, фиксирует характер эстетических предпочтений школьников, отражает востребованность способов мышления и спектра эмоций растущего человека в постижении усложняющейся реальности, с другой – посягает на основные социокультурные стереотипы в современном обществе. Осознанное понимание способов и средств предъявления художественных ценностей современного искусства позволяет педагогу фиксировать грань дозволенного/недозволенного, принимаемого/непринимаемого школьниками, обеспечивать сохранение эстетико-этической основы формирования их идентичности. Важно научить детей, подростков, старшеклассников различать ценностное содержание произведения искусства и форму как способ выражения содержания; последняя в современном искусстве часто имеет, нестандартный, а то и эпатажный характер. Формирование у учащихся умения отличать «эпатаж ради эпатажа» от нестандартной формы произведения искусства, призванной привлечь внимание к актуальной духовной/нравственной проблеме и в итоге обнаруживать ценностное содержание произведения искусства является одной из важнейших задач деятельности педагога в сфере духовно-нравственного воспитания. Такие способы, как моделирование пространства предъявления произведения искусства, предъявление произведения искусства «по частям» с целью постепенного расширения и углубления его ценностно-смыслового наполнения, предъявление нескольких произведений с целью поиска объединяющей их идеи, проблемы или ценности, ретроспективное предъявление произведений одного автора и т.п. При этом произведения искусства могут быть предъявлены в «естественной» среде их существования (городская скульптура, стрит-арт, перформанс), в музейном пространстве (произведения живописи и скульптуры, инсталляции), с помощью мультимедийных средств (в этом случае необходимо отбирать качественные изображения и оптимальные способы их демонстрации). В любом случае педагогу необходимо так организовать пространство взаимодействия, чтобы произведения искусства свободно, без каких-либо препятствий могли восприниматься всеми учащимися. С педагогической точки зрения целесообразно акцентировать внимание учащихся на наиболее значимых с точки зрения ценностно-смыслового содержания деталях и образах.
Второй этап – «интонирование мира». Здесь важно расставить акценты именно на ценностях, и для этого в личностном, духовном опыте учащихся есть необходимая опора, поскольку дети ежедневно сталкиваются с разнообразными проявлениями ценностей, хотя далеко не всегда осмысливают их. В обнаружении и осмыслении ценностей как скрытой основы многообразных объектов, событий, явлений, поступков им необходима помощь педагога. Разнообразие современного общества затрудняет и осложняет выбор между истинными ценностями человеческой культуры и анти-ценностями (насилие, открытая пропаганда биологических инстинктов, мистика, материальное, вещное богатство как высшая ценность и цель жизни, национализм), отрицательно влияющими на духовное и нравственное развитие. Социокультурные обстоятельства, в которых живет человек, могут быть похожи, а могут и существенно различаться. Выбор предпочитаемых направлений, видов, жанров, конкретных произведений современного искусства определяется влиянием личностного опыта школьника, а также ценностями и смыслами, характерными для той группы, в которую он вхож, с которой он себя идентифицировал и которая является для него референтной. В основе ценностного освоения мира лежит обмен личностными смыслами, диалог, сопряжение, позволяющее лучше понять образ мира другого человека и свой собственный образ мира. Именно сопряжение смыслов делает представления о мире богаче, тоньше, разнообразнее. Это обращенность и адресованность смыслов каждого другому. Диалог – это особый уровень общения, на котором достигается известная свобода от стереотипов при оценке “другого”. Диалог предполагает отношения к “другому” как к равно-достойной личности и стремление к достижению взаимопонимания. Учитывая сказанное, на этапе интонирования мира целесообразно создавать следующие педагогические условия.
Сопряжение произведений современного искусства с ценностями. Ценности (такие как Добро, Красота, Жизнь, Человек и другие) составляют внутреннее содержание произведений искусства. Умение видеть за внешним внутреннее, за объектом, явлением, событием – ценность является важнейшей составляющей духовной жизни человека. Готовясь к взаимодействию с учащимися, педагог определяет, какая ценность должна быть увидена, понята и в перспективе присвоена учащимися в процессе данного конкретного взаимодействия. Определение ведущей ценности зависит от множества условий: возрастных особенностей учащихся, уровня их духовного и нравственного развития, актуальных событий и проблем на данном этапе жизни детей. Произведения современного искусства, как правило, предполагают возможность не одной, а множества интерпретаций, отличаются смысловой полифоничностью и содержат в себе возможность для обращения к нескольким ценностям. Задача педагога – акцентировать внимание воспитанников на той ценности, которая является для них наиболее значимой в данный момент их жизни и способна оказать позитивное влияние на их духовное и нравственное развитие.
Персонализация содержания воспитания. При работе с произведениями современного искусства для педагога становится возможной реализация принципа персонализации содержания воспитания, отвечающего объективной необходимости ориентации воспитания на действительную проблематику жизнедеятельности воспитанников во взаимосвязи с местом и условиями их жизни. Произведения современного искусства, соотносясь с человеком, его духовным бытием, смыслом жизни, с индивидуальными жизненными ориентирами воспитанников, могут обеспечить индивидуально-личностную ориентацию воспитания благодаря внесению иных смыслов в привычные категории, а также введение новых категорий, отражающих важнейшие ценности бытия. Составляющие основу ценностно-смыслового взаимодействия произведения современного искусства не должны носить адаптационного характера, позволяя существовать внутренней свободе, нравственному выбору как основам сотрудничества и диалога участников взаимодействия.
Создание эмоционального подкрепления. Эмоции являются тем «каналом», благодаря которому педагога может влиять на духовный мир воспитанников. Чем шире палитра эмоциональных переживаний (печали, радости, сочувствия и т.п.), тем больше разнообразных смыслов может быть выявлено при работе с произведениями современного искусства в процессе воспитательного взаимодействия. Обогащению эмоциональной сферы воспитанников способствует создание разнообразных воспитывающих ситуаций: ситуаций встречи с прекрасным, трагическим, необычным, ситуаций выбора.
Создание условий для импровизации. Тему для импровизации задает произведение, составляющее содержательную основу взаимодействия. Учащиеся свободно импровизируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструируют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зарисовки, комментируют, разрабатывают задания и т. п.).
Обнажение противоречий представляет собой разграничение позиций учащихся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение. При этом возникает «смысловая разноголосица», которая позволяет увидеть сложность и неоднозначность мира (в том числе духовного мира человека) и посмотреть на ту или иную ценность с разных точек зрения.
Создание обстановки, благоприятной для диалога. Для этого необходимо:
1) признание права существования иного мнения. При этом реализуются принцип свободы выбора и принцип согласия;
2) открытость. Данное условие опирается на принцип равноправия. В диалоге от каждого требуется не только осознание своей позиции, но и желание обнаружить и предъявить внутренние смыслы другим людям;
3) демонстрация чуждости и общности человеческих индивидуальностей. При создании данного условия реализуется принцип сохранения своего «я» и принцип со-чувствия, со-участия;
4) безоценочная реакция педагога по отношению к получаемой от собеседника информации, предполагающая в то же время внимание и искренний интерес к собеседнику. В данном условии реализуется принцип самосовершенствования, поскольку учащийся самостоятельно осмысливает и оценивает ту или иную ценностную (или анти-ценностную) позицию. Педагог выступает в качестве равноправного участника взаимодействия и имеет возможность оказывать влияние на нравственную позицию учащихся, высказывая и обосновывая собственную точку зрения;
5) создание эмоциональной обстановки, способствующей открытию человеком самого себя, своих «потайных» уголков души. Создать такую обстановку можно по-разному: использование музыки, постановка проблемных вопросов, паузы, помогающие и способствующие размышлению над какой-либо проблемой;
6) общий язык, понятный той и другой стороне и общий тон, характеризующий диалог в процессе взаимодействия.
Завершает перевод социальной ситуации в педагогическую третий этап – «мобилизация сил», в результате реализации которого воспитанник остается с миром один на один в ситуации выбора, т.е. ему предстоит делать выбор и нести тяжесть или радость ответственности и возможностей организации своей жизнедеятельности на уровне современной культуры. На данном этапе наиболее целесообразной представляется реализация следующих педагогических условий.
Включение и погружение педагога и учащихся в среду современного искусства может обеспечить масштабирование и расширение спектра значимых «Других» в предъявляемых школьникам формах и содержании воспитания, а также реализацию механизмов идентичности, основанных на выделении «своего Другого», «своей группы», «своей культуры» – тогда принимаемые и отвергаемые идентичности составляют в этом пространстве систему координат, с которой соотносится позиция школьника. В этих обстоятельствах формирование социокультурной идентичности школьника с помощью произведений современного искусства может обеспечить педагог, событийно включенный в воспитательное взаимодействие (значимость на уровне профессиональных функций, бытийной сопричастности проблемам его идентичности). Особенно это положение важно для старшеклассников, для которых духовные, онтологические проблемы являются ведущими. Реализуется это условие за счет расширения круга произведений современного искусства, составляющих содержательную основу воспитательного взаимодействия, и за счет усложнения (как содержательного, так и выразительного) самих произведений.
Активизация восприятия, предполагающая активное включение самих воспитанников в обсуждение. Здесь уместны такие формы деятельности учащихся, как приведение примеров, подбор и презентация литературных текстов, участие в инсценировании нравственных ситуаций и т.п.
Экспериментирование с различными социальными и коммуникативными ролями позволяет учащимся выработать устойчивые стили общения и взаимодействия в индивидуальной и совместной деятельности с другими людьми, накапливать субъектный опыт позитивной самопрезентации. При реализации этого условия учащемуся предлагается войти в определенную роль (возможные роли – роль художника, героя произведения, зрителя, критика, пропагандиста современного искусства) и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующего персонажа. Второй вариант состоит в том, что учащиеся, разделенные на группы, готовят друг другу определенное количество встречных вопросов. Поставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллективному обсуждению (здесь речь идет уже не о социальных, а о коммуникативных ролях).
Возможность импровизации на свободную тему. Учащиеся выбирают тему, в которой они наиболее сильны и/или которая вызывает у них определенный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.
Заключение
Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать ряд выводов.
1. Взаимодействие в сфере духовно-нравственного воспитания с точки зрения его сущности имеет ценностно-смысловой характер, по форме же представляет диалог, обладающий определенными характеристиками (открытость, безоценочный характер, наличие чуждости и общности) и регулируемый определенными правилами.
2. Помимо диалога, воспитательное взаимодействие предполагает включение учащихся в активную деятельность творческого характера, формами которой могут выступать выполнение проблемных заданий, создание художественных произведений и т.п.
3. Произведения современного искусства, обладая такими характеристиками, как повышенный интерес к актуальным событиям современности, неоднозначность, критическая направленность, мультимедийный характер, разнообразие художественно-выразительных средств, отвечают особенностям и потребностям современных школьников и могут в силу этого составить содержательную основу воспитательного взаимодействия, обладающую высоким потенциалом в решении задач духовно-нравственного воспитания.
4. В процессе воспитательного взаимодействия с применением произведений современного искусства выделяются три этапа, каждому из которых соответствуют определенные педагогические условия: на первом этапе – опора на личный опыт учащихся в восприятии произведений современного искусства, организация совместной деятельности учащихся, поддержание у учащихся интереса друг к другу, незаконченность формулировок, понятий, суждений, оценок, расширение способов и средств предъявления современного искусства; на втором этапе – сопряжение произведений современного искусства с ценностями, персонализация содержания воспитания, создание эмоционального подкрепления, создание условий для импровизации, обнажение противоречий, создание благоприятной для диалога обстановки; на третьем этапе – включение и погружение педагога и учащихся в среду современного искусства, активизация восприятия учащихся, экспериментирование с социальными и коммуникативными ролями, возможность импровизации на свободную тему.
Перспективы дальнейших исследований связаны с выявлением и обоснованием форм, методов, приемов, позволяющих реализовать перечисленные педагогические условия при работе педагога и учащихся с произведениями современного искусства.