Full text

Введение

 

На современном этапе развития общества связь виртуального и социального пространства позволяет говорить об интернет-пространстве как об одном из факторов социализации личности. Интернет оказывает влияние на формирование основных структурных компонентов личности, таких как мировоззрение, система ценностных ориентаций, моделей поведения и тому подобное. Специфические особенности интернет-пространства, такие как оперативность, включенность, отсутствие непосредственного восприятия партнера, анонимность, могут являться одной из проблем возникновения девиантной интернет-социализации. В подростковом возрасте у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, выражающихся в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых и др. Удовлетворяя эти потребности в реальном пространстве, подросток не может избежать противоречий и трудностей. Интернет-пространство дает возможность подросткам не только снизить эмоциональное напряжение, но и повысить уровень свободы через снятие многих табу реальной среды, реализовать потребность в самоутверждении, самовыражении, осознать свои возможности. Использование ресурсов Сети значительно облегчает жизнь и помогает человеку решить актуальные для него задачи. Нередко материалы, которые подросток может находить в Интернете, не соответствуют желаемому, что может являться одной из проблем развития девиантных форм поведения. Таким образом, интернет-пространство предоставляет возможность удовлетворения базовых социальных потребностей, которые зачастую не могут быть реализованы в реальном пространстве. Все эти факторы являются возможными причинами развития девиантных форм поведения у несовершеннолетних в процессе интернет-социализации. Для профилактики развития девиантных форм поведения у личности в процессе интернет-социализации следует осуществлять контроль за публикуемыми материалами в Сети, проводить своевременную диагностику и наблюдение за подростком.

 

Методология и результаты исследования

 

Изучением проблемы интернет-социализации на сегодняшний день занимается достаточное количество ученых, как зарубежных, так и отечественных.

Так, например, проблема интернет-социализации в зарубежной психологии активно разрабатывается К. Вельтманом, особое место в его работах уделено проблеме киберсоциализации. Он описывает процесс киберсоциализации как целый ряд новых ожиданий, интересов и ценностей, мотивов и целей, потребностей и установок, а также форм психологической и социальной активности [1].

В отечественной психологии изучением интернет-социализации личности занялись сравнительно позже, в нашей стране данную проблематику активно разрабатывают такие ученые, как С. В. Бондаренко, В. А. Плешаков, Т. Н. Матанцева, А. И. Лучинкина, Т. В. Юдеева.

С. В. Бондаренко рассматривает личность как частный случай социальной системы киберпространства или, говоря иными словами, как целое, имеющее связи с внешней средой, в качестве которой выступает социальная структура. Таким образом, применительно к киберпространству можно вести речь не просто о символическом мире, созданном личностью пользователя для себя, а о интерсубъективном мире, структура которого является общей для акторов, действующих в виртуальной среде. Социализацией в киберпространстве С. В. Бондаренко называет процесс вхождения пользователя в социокультурную среду посредством освоения технологий коммуникации, информационной культуры, социальной навигации, информационной грамотности, а также социальных норм, ценностей и ролевых требований.

Автор выделяет факторы, способствующие развитию девиантных форм поведения у подростков в процессе киберсоциализации. К ним относятся отсутствие четко установленных и регламентированных правил пользования Интернетом, недостаточный контроль за публикуемыми материалами и отсутствие программ контроля поведения несовершеннолетних в Сети, отсутствие квалифицированных специалистов, которые на профессиональном уровне осуществляют профилактику девиантного поведения в виртуальном пространстве. К возможному проявлению девиантных форм поведения в процессе интернет-социализации приводит ненадлежащий контроль за активностью подростков в Сети.

С. В. Бондаренко выделяет такие формы, как троллинг, хакерство, деятельность интернет-мошенников. Существующие в интернет-пространстве сообщества с религиозной, экстремистской тематикой, традиционные и новые организованные преступные сообщества могут выступать как еще один фактор проявления девиантной направленности у подростков в процессе интернет-социализации [2].

В исследовании, проведенном Т. Н. Матанцевой, было выявлено, что в силу возрастной морально-нравственной индивидуальности несовершеннолетние могут провоцировать совершение противоправных действий в интернет-пространстве [3].

В современной психологической науке при анализе агрессогенных конфликтов и ситуаций выделяются два основных подхода. Один из них акцентирует внимание на характеристиках ситуаций и внешних объективных обстоятельствах, другой – на внутренних качествах личности. Объединяя эти подходы, следует отметить, что на фоне конкретных ситуативных обстоятельств, при наличии определенных виктимогенных особенностей личности ребенка и особого психоэмоционального состояния, происходит становление виктимного поведения, следствием актуализации которого становится процесс виктимизации, то есть ребенок оказывается в качестве жертвы. При этом виктимное поведение может иметь как провоцирующий характер, так и способствующий [4].

По мнению В. А. Плешкова, личность в киберпространстве может выдавать себя за другого человека, выбирать людей, с которыми хочется общаться, но в то же время такая свобода выбора может привести к негативным последствиям развития подростка в интернет-пространстве [5].

По мнению автора, в процессе интернет-социализации перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. Кроме того, киберпространство существенно влияет на процесс социального воспитания человека в контексте усвоения социальных норм, формирования ценностных ориентаций, являясь зачастую средой неформального образования и просвещения. Личность в процессе киберкоммуникации обладает рядом функций: информационной, коммуникативной, рекреационной, терапевтической, креативной и т. д.

Использование ресурсов Сети значительно облегчает жизнь и помогает человеку решить актуальные для него задачи. Но при этом огромное количество времени потеряно впустую на различных развлекательных сайтах, в тех же социальных сетях интернет-среды.

В подростковом возрасте у ребенка возникает специфический комплекс потребностей, выражающихся в стремлении найти свое место в группе сверстников, выйти за пределы школы и присоединиться к жизни и деятельности взрослых и др. Удовлетворяя эти потребности в реальном пространстве, подросток не может избежать противоречий и трудностей. Таким образом, интернет-пространство предоставляет возможность удовлетворения базовых социальных потребностей, которые зачастую не могут быть реализованы в реальном пространстве. Интернет-пространство дает возможность подросткам не только снизить эмоциональное напряжение, но и повысить уровень свободы через снятие многих табу реальной среды, реализовать потребность в самоутверждении, самовыражении, осознать свои возможности.

В связи с этим качество времени, проводимого человеком в киберпространстве интернет-среды, может стать одним из ведущих параметров оценки успешности жизнедеятельности личности, его можно повышать за счет увеличения активности жизнедеятельности, развития интеллекта, эмоций и чувств, социально позитивных качеств (в том числе профессионально значимых) личности средствами киберпространства социализирующей интернет-среды [6].

А. И. Лучинкина указывает на то, что вхождение личности в интернет-пространство влечет за собой не только адаптацию к новой среде, но и социализацию в ней. Игнорирование особенностей интернет-социализации может привести к девиации личности пользователя, что будет выражаться в его асоциальном и антисоциальном поведении в Сети. Проблема заключается в том, что исследований девиантного направления социализации личности в интернет-пространстве крайне мало. Между тем понимание закономерностей этого процесса, ведущих к девиантной социализации личности в Сети, необходимо для ранней профилактики подобных явлений.

Интернет-социализация личности подростка с девиантной направленностью осуществляется в три этапа: доинтернетный, начальный и основной.

Доинтернетный этап связан с получением человеком информации об интернет-среде, способствующей формированию его представлений о роли Интернета. Интернет-социализация на данном этапе предусматривает наличие конструктивных представлений о роли Интернета в жизни человека, которые в дальнейшем способствуют формированию социально одобренных мотивов личности к вхождению в интернет-среду и стремлению к повышению инструментальной компетентности. На начальном этапе интернет-социализации пользователь достаточно мотивирован для того, чтобы повысить собственную инструментальную компетентность, у него возникают мотивы в пределах коммуникативных, деловых, рекреационных и игровых, познавательных, которые легче удовлетворить в интернет-пространстве, чем в реальной среде. Представление о роли Интернета в жизни человека может меняться. Пользователь на этом этапе выступает лишь потребителем информации, развлечений, услуг, которые предоставляются в интернет-пространстве. Нормативность интернет-социализации на начальном этапе определяется сочетанием конструктивных представлений о роли Интернета, сформированных на предыдущем этапе; социально одобренных потребительских мотивов и достаточной для реализации этих мотивов инструментальной компетентностью. Основной этап интернет-социализации связан с тем, что человек выступает не только потребителем, но и производителем информации, развлечений, услуг.

В рамках уже существующих мотивов у пользователя возникают новые мотивы, требующие творческой формы реализации, повышается его инструментальная компетентность. Интернет-социализация, с нашей точки зрения, на этом этапе предполагает наличие конструктивных представлений об Интернете, социально одобряемых потребительских и творческих мотивов, среднего и высокого уровней инструментальной компетентности [7].

В процессе интернет-социализации личности подростка меняется социальный опыт пользователя. Пользователи с девиантным направлением интернет-социализации преимущественно активны, с высокими уровнями инструментальной компетентности.

Рост популярности Интернета, возникновение в нем новых видов деятельности, социальных сетевых сообществ свидетельствуют о том, что интернет-пространство стало новой средой социализации личности. Проблема заключается в том, что попытка перенести модель социализации в реальном мире на виртуальный не дает возможности понять психологические закономерности социализации в интернет-пространстве. Психологической закономерностью интернет-социализации является ее этапность. Согласно этапу у пользователей возникает определенная группа мотивов к пользованию интернет-пространством, формируются представления о роли Интернета в жизни человека, нарабатывается определенный уровень инструментальной компетентности.

В рамках интернет-среды подросток чувствует свою значимость, безнаказанность. Агрессивность и доминирование в таких условиях возрастают, однако в реальное пространство такая оценка не переносится [8]. Интернет занимает одно из лидирующих мест среди институтов социализации личности подростка. Возникновение проблем в процессе киберсоциализации может быть вызвано влиянием ложных представлений о сети Интернет и развитием девиантных мотивов пользования Сетью.

Т. В. Юдеева при изучении особенностей интернет-социализации подростков с отклоняющимся поведением указывает на то, что интернет-пространство предоставляет возможность удовлетворения базовых социальных потребностей, которые зачастую не могут быть реализованы в реальном пространстве. Под институтами социализации понимают такие социальные группы, которые составляют ближайшее окружение индивида и выступают как носители разных норм и ценностей, задают систему внешней регуляции поведения индивида. В современном информационном пространстве появляются новые институты социализации личности. Рассматривая Интернет как институт социализации, следует отметить, что в отличие от реального пространства в ходе интернет-социализации особенное значение приобретает личностная активность как внутренний субъективный фактор социализации. Подросток имеет возможность проявлять внутреннюю активность в отношении к действию или поступку с помощью механизма самовыражения. Данный механизм присутствует и в реальном пространстве, однако в интернет-среде он приобретает большую актуальность и становится ведущим. Интернет-пространство имеет уникальный социально-психологический потенциал в части конструктивного использования его в коррекции асоциальных форм поведения. Асоциальные формы поведения подростков вызывают негативную реакцию и отторжение со стороны социума.

Проявления девиантного поведения несовершеннолетних могут приобретать иногда опасные формы. Интернет-пространство дает возможность данным подросткам не только снизить эмоциональное напряжение, но и повысить уровень свободы через снятие многих табу реальной среды [9].

 

Заключение

 

Таким образом, современное интернет-пространство можно рассматривать как область для развития и социализации личности (но при недостаточном контроле оно способствует развитию девиантных форм поведения), а процесс интернет-социализации – как один из важнейших институтов социализации личности в современных условиях.

Социальная важность пребывания подростка в интернет-среде заключается не только в том, что он избегает негативного и стихийного влияния улицы. Общение с ровесниками в новых формах виртуального взаимодействия значительно расширяет мировоззрение ребенка. Интернет выступает для подростков параллельной реальностью, где они общаются, находят новых друзей в социальных группах, обмениваются новостями, делятся интересами и получают множество интересной для них информации. Информационные возможности интернет-пространства создают благоприятные условия для самореализации подростка, но в то же время такая свобода может приводить к развитию девиантных форм поведения у подростков.

В современной науке проблема интернет-социализации личности исследована с различных сторон, мы можем говорить о том, что интернет-социализация – это сложный процесс, который включает в себя много компонентов, таких как свобода использования и публикации различных материалов в сети Интернет, возможность оставаться «незамеченным», так как интернет-среда позволяет сохранять анонимность.

Психологи, изучающие данную теорию, сходятся во мнении, что современное интернет-пространство можно рассматривать как область для развития и социализации личности, но при недостаточном контроле со стороны взрослого происходит развитие девиантных форм поведения.

На основании проведенного теоретического анализа литературы мы можем говорить о том, что интернет-социализация современного подростка – это сложный динамический, изменяющийся процесс, требующий изучения.

Данная проблема требует дальнейшего исследования возможностей и ресурсов интернет-среды с целью преодоления и коррекции социально дезадаптированных форм поведения подростков в реальном пространстве.