Full text
Введение В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет приоритетные задачи и содержание образования детей дошкольного возраста отмечено, что дошкольная образовательная организация в лице воспитывающих взрослых, должна обеспечить создание благоприятных условий для развития каждого ребенка как субъекта отношений и поведения, формирование общей культуры личности в процессе приобщения к культурным ценностям [1]. Культурное содержание является многообразным и включает в себя множество составляющих. Этическая культура является одной из составляющих. В период дошкольного детства начинается приобщение детей к этической культуре. В образовательном процессе ставится множество задач, направленных на усвоение элементов этической культуры. Неотъемлемая часть этого процесса - воспитание культуры поведения. И.П. Курочкина считает, что этикет – это «свод правил поведения, принятых в той, или иной социокультурной группе», «установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность правил, регулирующих внешнее выражение взаимоотношений людей, проявляемое в обхождении, обращениях и приветствиях, поведении в общественных местах, манерах и внешнем облике человека» [2]. В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования педагоги стараются подбирать и находить современные, интересные и актуальные формы и средства обучения детей. Этим требованиям полностью отвечает лэпбук. Он соответствует запросам ФГОС дошкольного образования к пространственной предметно – развивающей среде (трансформируемость, полифункциональность, вариативность) [3]. Психологические основы формирования представлений заключаются в том, что они складываются в ходе работы наглядно-образного мышления. Создать наглядный образ может лэпбук. Обзор литературы по теме исследования Человек не может нормально существовать без общения. Для того чтобы адекватно взаимодействовать с окружающими, каждый ребенок, а также и любой взрослый человек должны владеть навыками культуры общения и поведения. Культура общения предполагает соблюдение ребенком правил общения со взрослыми и сверстниками. Данный вид культуры основывают правила уважения, вежливого поведения в общественных местах и доброжелательного отношения. Все это оказывает значительное влияние на становление личности. Развитая и сформированная культура общения является одним из основных показателей культурного развития человека. Необходимо, чтобы с раннего детства общению с ребенком уделялось большое значение. Достойный пример общения дома и в обществе играет важную роль. Чем раньше ребенка начнут знакомить с нормами и правилами этикета, тем гармоничнее будет его развитие, ему легче будет выстраивать общение с людьми и социализироваться в обществе [4]. По мнению Н.А. Коротковой в целях гармоничного развития личности ребенка, для успешного построения общения с людьми любого возраста, а также готовности к взрослой жизни, важно формировать представления об этикете у детей, знакомить их с правилами общения и поведения, прививать умение применять эти правила в своей жизни. Необходимо донести до детей то, что от того, как они общаются, ведут себя дома, на улице, в обществе, зависит мнение и отношение к ним окружающих людей [5]. Представления – первые сигналы действительности, считал И.П. Павлов. На их основе человек осуществляет свою сознательную деятельность. Экспериментально он доказал, что представления зачастую формируются по механизму условного рефлекса. Благодаря этому любые представления сигнализируют о конкретных явлениях действительности. В психической жизни дошкольника представления имеют большое значение. В ходе многих исследований было выявлено, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление. Память, которая является одним из важных психических процессов, в этом возрасте также строится на представлениях, соответственно многие воспоминания носят характер изображений, наглядных образов. Создать наглядный образ помогает лэпбук. Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. В дошкольной образовательной организации, в процессе общения со сверстниками и педагогами, детям необходимо усвоить нормы морали, нравственности, уважение к окружающим, культуру общения и поведения. От поведения ребенка в коллективе напрямую зависит отношение к нему. Психологические эксперименты показывают, что яркость и точность представлений возрастают под влиянием упражнений, поэтому для того чтобы дети могли владеть правилами и нормами этикета, педагоги, которые знакомят детей с ними, должны регулярно проводить занятия на формирование представлений об этикете, расширить, скорректировать и систематизировать уже имеющиеся знания о поведении. Основные представления об этикете, нормах и правилах поведения, которые должны соблюдаться в обществе, ребенок получает в семье и в дошкольном образовательном учреждении [6]. Основные задачи педагогов при формировании у детей представлений об этикете – показать достойный пример культурного общения и поведения, организовать благоприятную среду для формирования необходимых знаний и навыков, скорректировать и доступно объяснить детям, что такое этикет и почему необходимо его соблюдать. Л.С. Лихачева при рассмотрении этикета как способа развития социокультурной идентичности, предлагает сочетать индивидуальное овладение этикетом с возрастной периодизацией на основе выбора характерных для этого возрастного периода ведущих видов деятельности [7]. В период с пяти до шести лет дети начинают активно усваивать нормы человеческих отношений, так как именно в этом возрасте у детей развивается анализирующая деятельность коры головного мозга, они самостоятельно начинают понимать требования и основные нормы поведения [8]. О.Ю. Безгина утверждает что, в возрасте 6-7 лет дети самостоятельно могут давать оценку своим и чужим поступкам, поэтому в этом возрасте складываются благоприятные условия для формирования представлений об этикете. В данный период закладываются и формируются нормы морали и нравственности. Дети могут контролировать свое поведение, речь, поступки в соответствии требованиями норм и правил [9]. В процессе освоения этикета дети приобретают навык коммуникации с разными людьми, правильного поведения в различного рода ситуациях, а также формируют представления о том, как выглядеть эстетично, опрятно и многое другое. Этикет подразделяется на две формы:  речевой – выражается в речи, вежливом общении;  неречевой – выражается в культурном поведении, поступках и действиях [10]. На сегодняшний день существует множество инструментов и средств, которые используются в образовательном процессе, в том числе и для формирования представлений об этикете. Предлагаем один из таких инструментов – лэпбук, который подойдет для работы в этом направлении. Лэпбук способствует развитию у детей многих психических процессов таких как, воображение, память, мышление, внимание. Даное средство можно использовать как индивидуально с одним ребенком, так и с подгруппами и группами детей. Лэпбук имеет множество функций и вариантов использования, доступен для понимания дошкольников, обеспечивает игровую деятельность, дает возможность исследовать, познавать, творить и развивать психические процессы. Методология и результаты исследования В проводимой нами экспериментальной работе принимали участие 20 детей в возрасте 6-7 лет. Детей разделили на две группы: на контрольную и экспериментальную. В каждой группе было по 10 человек. Экспериментальная работа проводилась в естественных условиях обучения и воспитания детей на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 4 «Сказка» г. Малмыжа Кировской области. Констатирующий эксперимент состоял из беседы для выявления первоначального уровня сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет, методики «Сюжетные картинки» для того, чтобы изучить эмоциональное отношение детей 6-7 лет к нравственным нормам, обработанная Р.Р. Калининой. Также было включено задание на знание речевых формул для определения уровня сформированности навыков речевого этикета у детей 6-7 лет. Индивидуальная беседа с каждым ребенком состояла из 7 вопросов, вопросы для индивидуальной беседы зафиксированы в таблице 1. Таблица 1 - Вопросы для индивидуальной беседы с каждым ребенком по выявлению уровня сформированности представлений о правилах этикета № п/п Вопросы беседы 1 Знаешь ли ты что такое этикет? 2 Знаешь ли ты виды этикета? Назови их 3 Известны ли тебе вежливые слова? 4 Какие вежливые слова ты употребляешь дома, в детском саду, на улице? 5 Знаешь ли ты, как правильно вести себя в музее? 6 Знаешь ли ты, как нужно вести себя в библиотеке? 7 Знаешь ли ты, как правильно вести себя на улице? Основываясь на вопросы, были выделены уровни сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет: высокий, средний и низкий. Высокий уровень: дети знают, что такое этикет, для чего он нужен, его правила и виды. Пользуются этими правилами в общении с окружающими, в общественных местах, дома, на улице (3 балла). Средний уровень: дети знают, что такое этикет, для чего он нужен, знают некоторые его виды. Частично используют эти правила в общении с окружающими, в общественных местах, во время приема пищи (2 балла). Низкий уровень: дети частично знают, что такое этикет и для чего он нужен. Совсем не знают виды этикета и почти не пользуются им в общении с окружающими, в общественных местах, во время приема пищи (1 балл). По результатам беседы было выявлено, что показатели сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет невысокие. Высокий уровень сформированности представлений об этикете имеет один ребенок (10%) из экспериментальной группы, он отвечал полными предложениями, рассказал о видах этикета, зачем пользоваться этикетом и как применяет правила этикета он сам. В контрольной группе детей с высоким уровнем не оказалось. Средний уровень имеют пятеро детей (50%) из контрольной группы и пятеро детей (50%) из экспериментальной группы. Дети имели небольшие затруднения в ответах, но в целом давали верные ответы. Дети знакомы с понятием этикет, для чего он нужен, назвали некоторые виды этикета и рассказали, как ими пользуются. Почти половина детей из обеих групп показали слабые результаты. На низком уровне в экспериментальной группе четверо детей (40%), а в контрольной группе пятеро детей (50%). Эти дети не проявили интереса к беседе, часто отвлекались. Кратко сказали, что такое этикет, не назвали его виды. В повседневной жизни почти не пользуются этикетом. В ходе беседы об этикете выяснилось, что детям лучше знакомы правила речевого этикета, так как им они пользуются чаще всего и именно ему больше всего уделяют внимание воспитатели и родители. Они знают, для чего нужно соблюдать данные правила, приводили примеры из личного опыта. Например, был такой ответ: «я знаю, что по правилам речевого этикета нужно здороваться и говорить до свидания. Это нужно для того, чтобы показать, что ты уважаешь человека». Меньше всего детям знакомы правила поведения в общественных местах: в библиотеке, музее. Возможно, такой результат получился из-за того, что дети реже всего посещают данные места, а чаще бывают дома, на улице и в дошкольном образовательном учреждении. Далее, для того, чтобы изучить эмоциональное отношение детей 6-7 лет к нравственным нормам, нами была проведена методика «Сюжетные картинки» И.Б. Дермановой и обработанная Р.Р. Калининой Задача ребенка оценить ситуацию на картинке и оценить ее с точки зрения нравственности и выразить свое отношение к данной ситуации. Очень важно обратить особое внимание на эмоции и реакцию ребенка на предложенную ситуацию: позитивная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и негативная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный. В ходе проведения методики, мы получили следующие результаты. На высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 2 человека (20%) из экспериментальной группы и 1 (10%) человек из контрольной. Дети правильно разложили все картинки. В процессе выполнения задания, они комментировали свои действия, объясняли почему кладут картинку в ту или иную стопку, выражали мнение по поводу положительных и отрицательных поступков, проявляли правильные эмоции к поступкам, изображенным на картинках. К примеру, один ребенок, перед тем, как положить картинку в нужную стопку, рассматривает изображение, определяет поступок и комментирует его, выражая свое отношение: «Это хороший поступок. Мальчики играют вместе дружно, делятся игрушками. Я тоже со всеми ребятами в группе делюсь игрушками». Ребенок выражает позитивные эмоции по отношению к данному поступку. На среднем уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 6 детей (60%) из экспериментальной группы и 5 (50%) детей из контрольной. Дети разложили картинки верно, объясняли свой выбор, выражали эмоции, но не так ярко, как дети с высоким уровнем. На низком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находятся 2 ребенка (20%) из экспериментальной группы и 4 (40%) из контрольной. Дети просто разложили картинки по стопкам. Некоторые разложили картинки правильно, но не прокомментировали свое решение и не дали оценку ситуациям. Некоторые разложили картинки несовсем верно. Таким образом, результаты методики показали, что у детей 6-7 лет, сформированы определенные представления об этикете, но у большинства детей они недостаточно глубокие и качественные. Это говорит о том, что требуется работа по формированию представлений об этикете повышению качества этих представлений у старших дошкольников. Следующим было проведено задание на знание речевых формул для определения уровня сформированности навыков речевого этикета. Для того чтобы оценить состояние знаний формул речевого этикета детям было предложено выполнить задание на подбор синонимов к заданной этикетной формуле Один ребенок (10%) из экспериментальной группы показал высокий уровень; 6 детей (60%) из экспериментальной группы и также 6 детей (60%) из контрольной группы имеют средний уровень. Низкий уровень знания формул речевого этикета продемонстрировали 3 (30%) человека из экспериментальной группы и 4 (40%) человека из контрольной группы. Лучше всего дети справились с заданиями по подбору речевых формул приветствия и прощания, этих формул дети подобрали больше всего. На наш взгляд, это связано с тем, что дети чаще всего используют эти формулы в своей речи, так как именно им уделяют большое значение родители и педагоги. Например, когда приходят в дошкольное образовательное учреждение и уходят из него. Также многие дети хорошо подобрали речевые формулы извинения и ответов на извинения, но не так много, как формулы прощания и приветствия. У некоторых детей были затруднения В основном дети предлагали такие формулы: «Простите», «Извините», «Прошу прощения». Несколько детей предложили такие формулы: «Не обижайся», «Прости, я не хотел тебя обидеть». В ответ на извинения многие дети предложили больше формул. Например, такие: «Я прощаю тебя», «Ничего страшного», «Хорошо», «Ладно». Просьбы дались детям непросто. Многие долго думали и предложили такие формулы: «Поделись со мной, пожалуйста», «Помоги мне, пожалуйста», «Будь добр». Дети почти во всех формулах добавляли слово «пожалуйста». Таким образом, проанализировав результаты беседы, методики по выявлению эмоционального отношения детей к нравственным нормам, задания на определение уровня знаний формул речевого этикета можно сделать вывод, что дети имеют представления об этикете, но эти знания слабые и требуют работы по их углублению и расширению. Для решения данной задачи мы предлагаем использовать лэпбук и работу с ним. Для формирующего эксперимента была взята экспериментальная группа детей из 10 человек. Целью формирующего эксперимента является повышение уровня сформированности представлений об этикете у детей 6-7 лет в процессе создания лэпбука. Для того чтобы формирование представлений об этикете у детей 6-7 лет проходило наиболее успешно и активно, мы посчитали необходимым организовать совместную работу детей, их родителей и воспитателя по созданию лэпбука. На занятиях с детьми мы создали лэпбуки на темы: «Этикет в общественных местах», «Столовый этикет», «Речевой этикет». Этапы создания лэпбуков: 1 этап. На данном этапе была определена тема лэпбука, организован поиск необходимой информации, с которой необходимо познакомить детей, которая должна заинтересовать детей. Педагогом собраны необходимые средства и материалы для создания лэпбука: основа, бумага, картон, шаблоны, иллюстрации и т.д. Проведена беседа с детьми, направляющая к теме лэпбука. Домой детям было дано задание найти совместно с родителями информацию по теме создаваемого лэпбука, тем самым включив родителей в образовательный процесс. 2 этап: состоит из беседы по теме лэпбука и занятия по созданию лэпбука. Дети презентуют группе информацию, которую узнали дома вместе с родителями. Совместно с педагогом систематизируют информацию. Педагог помогает детям в создании лэпбука, предоставляет материалы, совместно продумывается расположение деталей. Важно, чтобы лэпбук содержал больше иллюстраций нежели текста, так как дети наглядно усваивают информацию. 3 этап: сборка, оформление лэпбука, презентация. Обобщается пройденный материал и проводится рефлексия. Дети делятся новой для себя информацией, впечатлениями, выделяют то, что было интересно и неинтересно. Организуется презентация готового лэпбука. Приглашаются дети из других групп и педагоги, которым представляют продукт и знакомят с его содержанием. В ходе формирующего эксперимента было выявлено, что: 1. В процессе создания лэпбука совместно с детьми, подбора материала к нему, проведения бесед, игр, используя наглядный материал, формируются представления об этикете у детей 6-7 лет, развиваются такие психические процессы как память, внимание, мышление, воображение. Это заметно по тому, как дети отвечают на вопросы, как ведут себя в повседневной жизни. Дети стали чаще пользоваться речевым этикетом. Приходя в дошкольное образовательное учреждение, дети стали говорить не только «Здравствуйте», но и «Доброе утро». Прощаясь, стали употреблять такие речевые формы как «До завтра», «Всего доброго» и т.д. 2. В процессе создания лэпбука, дети учатся определять и отслеживать полученный результат, развивают интерес к изучению правил этикета. 3. Дети имеют представления об этикете, применяют эти правила в жизни, учат им своих друзей. С целью выявления эффективности проведенного эксперимента по формированию представлений об этикете у детей 6-7 лет в процессе создания лэпбука, был проведен контрольный эксперимент. Целью контрольного эксперимента было выявление динамики формирования представлений об этикете у детей 6-7 лет в процессе создания лэпбука. С целью выявления динамики формирования представлений об этикете у детей 6-7 лет, была проведена беседа индивидуально с каждым ребенком. Также повторно была проведена методика «Сюжетные картинки» для выявления эмоционального отношения детей к нравственным нормам и диагностика речевого этикета детей. Результаты индивидуальной беседы на контрольном этапе. В экспериментальной группе у 5 детей (50%) высокий уровень сформированности представлений об этикете, у 4 детей (40%) средний уровень сформированности представлений об этикете, у 1 ребенка (10%) низкий уровень. В контрольной группе, в которой не проводился формирующий эксперимент, результаты были следующие: 2 (20%) детей показали высокий уровень сформированности представлений об этикете, 5 детей (50%) были отнесены к среднему уровню и 3 детей (30%) к низкому уровню. Проанализировав результаты беседы в ходе контрольного эксперимента, мы можем сделать вывод, что у детей из экспериментальной группы уровень представлений об этикете повысился. У большинства детей уровень сформированности представлений об этикете стал высоким, у небольшого количества детей стал средним. Многие дети стали увереннее увереннее отвечать на вопросы об этикете, называть виды, объяснять для чего нужно соблюдать этикетные правила. У детей из контрольной группы уровень сформированности представлений об этикете повысился незначительно. Далее, для повторного изучения эмоционального отношения дошкольников к нравственным нормам, была проведена методика «Сюжетные картинки», взятая из пособия И.Б. Дермановой и обработанная Р.Р. Калининой. В экспериментальной группе на высоком уровне эмоционального отношения к нравственным нормам находится 5 детей (50%). В сравнении с контрольным этапом, эти дети, в ходе выполнения задания гораздо лучше объясняли, почему кладут картинку в ту или иную стопку, почему они считают, что поступок плохой или наоборот хороший, выражали правильные эмоции к положительным и отрицательным поступкам, изображенным на картинках. На среднем уровне в экспериментальной группе оказались 3 (30%) детей. Дети разложили картинки верно, объясняли свой выбор, выражали эмоции, но не так ярко, как дети с высоким уровнем. На низком уровне в экспериментальной группе оказалось 2 (20%) детей. В контрольной группе результаты почти не изменились. На высоком уровне было выявлено 2 (20%) детей. На среднем уровне 6 (60%) детей. На низком уровне стало меньше на два ребенка – 2 (20%). Это можно связать с тем, что работа по формированию представлений об этикете все же ведется в детском саду. Проанализировав результаты методики в ходе контрольного эксперимента, видно, что у детей из экспериментальной группы уровень эмоционального отношения к нравственным нормам повысился. Дети стали активнее выражать свою позицию и отношение к поступкам, изображенным на картинках. Аргументировали свой выбор, приводили примеры из своего опыта. Например: «Мальчик поступил плохо, потому что не открыл девочке дверь. Она идет с тяжелыми сумками, ей нужно было помочь. Я всегда помогаю, меня так папа научил». У детей из контрольной группы уровень эмоционального отношения к нравственным нормам почти не изменился. Таким образом, данная методика подтверждает то, что у детей из экспериментальной группы, уровень эмоционального отношения к нравственным нормам повысился. Это говорит о том, что работа по созданию лэпбуков позитивно повлияла на формирование представлений об этикете. С детьми из контрольной группы не проводилась работа по созданию лэпбуков на тему этикета, соответственно их уровень эмоционального отношения к нравственным нормам остался почти неизменным. В завершение контрольного эксперимента было проведено задание на знание речевых формул для определения уровня сформированности навыков речевого этикета. В экспериментальной группе на высоком уровне знания речевых формул находится 4 детей (40%). На среднем уровне в экспериментальной группе оказались 5 (50%) детей. На низком уровне в экспериментальной группе оказался 1 (10%) ребенок. В контрольной группе результаты немного изменились в лучшую сторону. На высоком уровне оказался 1 (10%) ребенок. Средний уровень повысился на 10%. На нем оказалось 7 детей (70%). На низком уровне осталось 2 детей (20%). В сравнении с детьми из контрольной группы, дети из экспериментальной группы подобрали более разнообразные формулы. Такие как «добрый день», «добрый вечер», «приветствую вас», «рад видеть вас», «здравствуйте» и др. На наш взгляд этому поспособствовала работа над созданием лэпбука «Речевой этикет». Таким образом, было установлено, что уровень знания детьми 6-7 лет основных формул речевого этикета был повышен в результате целенаправленной работы, которая осуществлялась на формирующем этапе исследования. Данная методика подтверждает то, что у детей из экспериментальной группы, эмоциональное отношение к нравственным нормам улучшилось и повысилось. По итогам работы, можем отметить, что работа по формированию представлений об этикете в процессе создания лэпбука прошла успешно. Мы видим, что данная работа способствует развитию и формированию представлений об этикете у детей 6-7 лет. Дети стали активно пользоваться этикетными правилами в своей жизни. Это отметили не только педагоги и сотрудники дошкольного образовательного учреждения, но и родители. Лэпбук оказал положительное влияние на формирование представлений об этикете у детей 6-7 лет. Заключение Aнализ психолого-педагогической литературы показал, что изучение этикета относится к числу мало рассматриваемых тем в педагогике. Но, не смотря на это, в ФГОС ДОО и в программах дошкольного образования ставится множество задач, которые направлены на овладение элементами этической культур, усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности. В возрасте 6-7 лет дети подражают взрослым, копируют своих родителей, хотят быть похожими на них. Важно, чтобы при воспитании культуры поведения педагогами и родителями был показан положительный пример. Большое значение придается внешнему облику, грамотной речи, выражениям и поступкам. В психической жизни дошкольника представления имеют большое значение. В ходе многих исследований было выявлено, что детям дошкольного возраста присуще наглядно-образное мышление. Память, которая является одним из важных психических процессов, в этом возрасте также строится на представлениях, соответственно многие воспоминания носят характер изображений, наглядных образов. Создать наглядный образ помогает лэпбук. Тот факт, что представления формируются не иначе как на основе перцептивных образов, необходимо учитывать в процессе обучения. Основные задачи педагогов при формировании у детей представлений об этикете – показать достойный пример культурного общения и поведения, организовать благоприятную среду для формирования необходимых знаний и навыков, скорректировать и доступно объяснить детям, что такое этикет и почему необходимо его соблюдать. Формирование представлений об этикете и его основах это сложный и непрерывный процесс. Для того чтобы дети успешно освоили нормы и правила, необходимо регулярно и систематически проводить занятия по формированию представлений об этикете. Требованиям ФГОС в полной мере соответствует лэпбуку, который мы использовали для формирования представлений об этикете: он многофункционален и подходит для работы в детском саду, в дополнительном образовании и дома. Положительные характеристики лэпбука в том, что в процессе работы с ним они развивается познавательный интерес, психические процессы и творческое мышление ребёнка, с его помощью можно разнообразить даже самую скучную тему, а также объединить всю группу детей в дошкольном образовательном учреждении для увлекательного и полезного занятия. Экспериментальное исследование подтвердило, что создание лэпбука в процессе совместной деятельности, способствует формированию представлений об этикете у детей 6-7 лет. В процессе создания лэпбука и занятий с ним дети повысили уровень сформированности представлений об этикете и стали регулярно пользоваться им в повседневной жизни. На основании результатов, полученных в конце эксперимента, можно сделать вывод, что создание лэпбука как процесс совместной деятельности положительно влияет на формирование представлений об этикете у детей 6-7 лет.