Full text
Введение Среди психических процессов особое место занимает внимание. Н.Ф. Добрынин определяет внимание как направленность и сосредоточенность психической деятельности личности [12]. С точки зрения П.Я. Гальперина, внимание - особый вид деятельности, особенностью которой является то, что внимание – идеальная сокращенная и автоматизированная форма контроля. Этот контроль, по мнению учёного, - форма ориентированной деятельности [9]. В.А. Крутецкий под вниманием понимает результат двигательного приспособления. Эффект внимания состоит в том, что некоторые ощущения или идеи получают особую интенсивность и ясность сравнительно с прочими ощущениями и идеями, притом эта особая интенсивность и ясность находятся до известной степени в нашей власти, так как мы можем по желанию переносить внимание с одного предмета на другой [18]. Р.С. Немов определяет внимание как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой [20]. Таким образом, во всех определениях указывается, что внимание это деятельность, которая предполагает сосредоточенность на определенном объекте. Эта деятельность может осуществляться с участием воли человека или без нее. Внимание человека обладает рядом свойств, характеризующих силу внимания, его широту и динамику. 1. Свойства, характеризующие силу (интенсивность) внимания. Внимание в процессе выполнения любой деятельности может проявляться с разной степенью силы. Во время любых действий у человека бывает очень напряженное, интенсивное внимание, но бывает и ослабленное внимание. К таким свойствам относятся устойчивость и концентрация внимания. Концентрация (сосредоточенность), как отмечает В. А. Крутецкий, – это «удержание внимания на одном объекте или деятельности, полная поглощённость явлением, мыслями», например, зачитать из текста стихотворения только слова-описания природы. Она обеспечивает углубленное изучение познаваемых объектов [18]. Устойчивость внимания – это время сохранения концентрации, длительность удержания внимания на каком-либо объекте, а также сопротивляемость утомляемости и отвлечению. Устойчивость внимания определяется наличием выработанных в процессе практической деятельности динамических стереотипов нервных процессов, благодаря которым данная деятельность может совершаться легко и непринужденно. 2. Свойства, характеризующие широту внимания. Это, прежде всего, объем внимания, измеряемый тем количеством объектов, которые могут быть одномоментно восприняты с достаточной степенью ясности, например, среди ряда различных букв прочитать все буквы гласных звуков. Численная характеристика среднего объема внимания людей 5 – 7 единиц информации. Распределение внимания, характеризуется умением удерживать в центре внимания несколько объектов, одновременно выполнять два или более видов деятельности, например, составлять план рассказа при его прочтении. Уровень распределения внимания зависит от характера осуществляемых видов деятельности одновременно и их сложности. 3. Динамические свойства внимания. Это, прежде всего, колебание (непроизвольное периодическое кратковременное изменение интенсивности внимания) и переключение (сознательный перенос внимания с одного объекта на другой, быстрый переход от одной деятельности к другой). Колебание внимания выражается в закономерной периодической смене объектов, на которые оно обращается. Переключаемость внимания заключается в его переводе с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой, например, прочтение каждого следующего предложения текста с разной интонацией. Характеристикой данного свойства внимания является скорость, с которой человек может переводить свое внимание с одного объекта на другой, при этом такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. Существует несколько подходов к классификации различных видов внимания: исходя из ведущего анализатора, по направленности на различные объекты, по главной форме деятельности, в которой участвует внимание и т. д. В связи с этим выделяют следующие виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание. Произвольное внимание это сознательное регулируемое сосредоточение на объекте, внимание, возникающее вследствие сознательно поставленной цели и требующее волевых усилий для его поддержания, например, заучивание наизусть стихотворения требует активизации произвольного внимания. Произвольное внимание зависит не от особенностей объекта, а от поставленной личностью цели, задачи. Послепроизвольное внимание - «это внимание, естественно сопровождающее деятельность личности; возникает оно, если личность поглощена деятельностью; связано с личной системой ассоциаций» [12]. Это может иметь место в том случае, когда цель проявлять внимание остается, но исчезают волевые усилия. Такое внимание начинает проявляться, когда деятельность, требующая волевых усилий, становится интересной и осуществляется без особых затруднений, например, разгадывание загадки сюжета интересной и увлекательной книги при ее прочтении. Непроизвольное внимание возникает без всякого намерения человека, без заранее поставленной цели и не требует волевых усилий. Причины, вызывающие непроизвольное внимание, сила раздражителя, новизна объекта, ослабление или прекращение действия раздражителя, например, внезапное изменение сюжета сказки. В учебном процессе распространено как произвольное, так и непроизвольное внимание. Для школьников наиболее важное значение имеет произвольное, саморегулируемое внимание, характеризующееся таким качеством, как устойчивость. Развитие такого внимания в процессе обучения и ставят для себя целью педагоги. Именно произвольное устойчивое внимание школьников – залог продуктивного осознания материала и соответственно способствует высокому уровню успеваемости обучающихся. Следует отметить связь внимания с эмоциями. Согласно психологической теории внимания Т. Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно определяются интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний. Непроизвольное внимание также зависит от аффективных состояний [25]. Условием усиления внимания в процессе обучения служат не только ясность и чёткость в изложении материала, систематичность и логическая связанность, а также интересный, соответствующий возрасту, подобранный материал на уроках. Современные дети родились уже в новом цифровом обществе, их называют «цифровыми аборигенами». Такие дети растут в мире, перенасыщенном информацией и компьютерными средствами, уже с самого детства они используют современные высокотехнологичные гаджеты для игр и общения [26]. Все это оказывает влияние на развитие внимания. Средняя продолжительность концентрации внимания по сравнению с той, что была 10–15 лет назад, уменьшилась в десятки раз. Если раньше ребенок на уроке мог удерживать внимание в течение 40 минут, и это считалось нормой, то в настоящее время в классе на такую сосредоточенность способны буквально единицы [28]. При этом в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования у современных школьников должны быть сформированы метапредметные умения, среди которых выделяют умения тесным образом связанные с функциями внимания, например, умения ребенка кодировать (замещать) и декодировать (считывать) информацию, проявлять устойчивость психической деятельности, продуктивность её переключения, применять поисковую активность, осознанность и произвольность построения речевого высказывания в устной и письменной форме, самостоятельность выделения познавательной цели или информации в тексте, списывать, действовать по образцу и по инструкции, осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности, другие [30]. Все это делает проблему развития внимания у младших школьников особенно актуальной. Чтобы развитие внимания было качественным и эффективным необходимо подходить к его развитию комплексно, то есть осуществлять целенаправленное развитие свойств внимания, учитывая возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности детей [13]. В первые годы обучения младших школьников по выводам М. Айзенка и наблюдениям И.С. Артюховой, внимание большинства является непроизвольным [3,4]. Поэтому одной из важнейших задач для учителя является развитие произвольного внимания у детей, которое является неотъемлемым условием для их дальнейшей успешной деятельности. По словам Л.С. Выготского, игра остается важной деятельностью первоклассников в учении [8]. Для эффективного развития внимания первоклассников, следует учитывать это условие и использовать игровую деятельность на различных уроках в начальной школе, в том числе и на уроках литературного чтения. Актуальными для уроков литературного чтения являются языковые дидактические игры. По определению Т.И. Зиновьевой языковые дидактические игры проводятся на материале языка с целью формирования языковых умений, повышения интереса к уроку, а также приводят к повышению уровня познавательной активности детей [16]. Учебник литературного чтения позволил отобрать подходящий языковой материал для эффективного использования языковых дидактических игр, соответствующих теме уроков. Такие языковые дидактические игры мы адаптировали для развития внимания обучающихся. Таким образом, в данной статье авторами предлагается решение проблемы развития внимания у первоклассников на уроках литературного чтения. Задачи исследования: 1) проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования; 2) составить комплекс языковых дидактических игр с уровневой дифференциацией; 3) апробировать игры на уроках литературного чтения в первом классе. Методология и результаты исследования Материалы исследования составили имеющиеся в методике литературного чтения буквенные, фонетические, слоговые, лексические, синтаксические упражнения, языковой материал из произведений учебника литературного чтения и детской литературы (К. И. Чуковский, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, И. Токмакова, С.В. Михалков и др.); учащиеся 1 классов (44 человека). На первом этапе исследования мы использовали методики, направленные на выявление актуального уровня развития внимания первоклассников: «Проставь значки» (выявление уровня распределения и переключения внимания), «Шифровка» (выявление уровня переключения внимания), «Запомни и расставь точки» (выявление уровня объема и концентрации внимания). Особую трудность у большинства учащихся вызвали задания, связанные с такими свойствами внимания как объем, переключаемость, концентрация, распределение [18, 21]. На втором этапе мы разработали комплекс языковых дидактических игр с использованием языкового материала учебника литературного чтения первого класса. Составленные нами игры имеют следующую структуру: дидактическая задача, игровая задача, правила игры, результат. Отличием в этом случае от традиционных языковых дидактических игр является наличие уровневой дифференциации, а именно содержание игр разработано для низкого, среднего и повышенного уровней развития внимания. Мы использовали дифференциацию по объему и сложности предлагаемого дидактического материала. Важным результатом такого подхода является постепенное и последовательное нарастание сложности выполняемых заданий учащимися, что позволяет им сохранять мотивацию к достижению результата дидактической игры, направленной на развитие внимания. Кроме этого, разработанные нами дидактические игры повышают интерес к изучаемому материалу, и, как следствие, способствуют развитию внимания первоклассников на уроках литературного чтения. Отбор языкового материала для упражнений дидактических игр осуществлялся исходя из доступности понимания их содержания учащимися 1 классов, соответствия лексических, фонетических, синтаксических особенностей содержания, которое изучается в конкретных темах по литературному чтению. Далее они компоновались в соответствии с изучаемой темой по литературному чтению и свойствам внимания, развивающимся в ходе выполнения игровой задачи дидактических игр. На третьем этапе исследования мы вводили языковые дидактические игры с дифференциацией по уровню сложности в уроки литературного чтения 1 класса. Ниже представлен пример языковой дидактической игры с дифференциацией уровня сложности, направленной на развитие объема и концентрации внимания. Тема «В. Данько «Загадочные буквы»» (1 класс) Языковая дидактическая игра «Внимательная кисть». Дидактическая задача: выработка у учащихся способности определять правильность написания определенных букв (узнавать образ буквы), а также основных способностей анализировать исходные данные. Игра направлена на развитие объема и концентрации внимания. Оборудование: уровневые карточки с заданием, цветной карандаш. Игровая задача: «Ребята, представьте, что у вас в руках волшебная кисть. А волшебство ее заключается в том, что она очень внимательна. А значит, справится с любым заданием. Но к несчастью она сегодня заболела и ей нужна ваша помощь. Ребята, помогите волшебной кисти снова стать внимательной и отыскать, раскрасив все буквы, спрятанные на листе. Постарайтесь сделать это как можно быстрее!» Правила игры: карточка с заданием выдается каждому ученику. Так как задание разработано с дифференцированным подходом, ученики получают карточку соответствующего уровня развития их внимания: низкого, среднего, повышенного уровня сложности. Результат игры: учитель подсчитывает количество правильно найденных букв на рисунках. Побеждает тот, кто нашел правильно наибольшее количество букв за отведенное время. В данной игре дидактической целью являлось совершенствование умения узнавать зрительный образ печатной буквы «У,у». Так формулировка задания была у всех одинаковой. Дифференциация заключалась в уровне предлагаемого объема элементов и формы их подачи. Дифференцированные карточки по уровню сложности представлены на рисунках 1, 2, 3. Рисунок 1 – Раздаточный материал низкого уровня сложности Рисунок 2 – Раздаточный материал среднего уровня сложности Рисунок 3 – Раздаточный материал повышенного уровня сложности Так для низкого уровня сложности нами была предложена карточка с рисунком птиц, разделенным на сектора разной формы и размера. В каждом секторе написано по одной печатной букве, как заглавной, так и строчной. Все буквы отличаются и размером. Обучающемуся нужно было раскрасить все сектора рисунка с буквой «у». Если он задание выполнял верно, то на карточке появлялся рисунок птицы. Сложность данной карточки заключалась в наличии нескольких образов птиц. Таким образом, обучающийся мог правильно раскрасить нужную птицу только, если он знал зрительный образ заданной буквы. Карточка среднего уровня сложности состояла из хаотично разбросанных образов печатных букв у, а также других букв русского языка, геометрических фигур, похожих на элементы букв и простых рисунков. Все эти образы прилегали друг другу, являлись началом одних и завершением других, пересекали друг друга и находились близко друг к другу. В этом хаотичном расположении элементов и заключалась сложность среднего уровня карточки. На карточке повышенного уровня сложности уже предлагался сюжетный рисунок. В котором зрительный образ буквы «у» являлся уже частью предметов, изображенных на рисунке. Например, образ буквы «у» являлся веткой дерева, узором листьев на капусте, одним из листьев моркови, носиком лейки, крепежным элементом грабель и тележки, частью узла шарфа и т.д. Спрятанные таким образом буквы и усложняли карточку повышенного уровня сложности. Для дальнейшего развития уровня внимания мы усложняли игры тем, что вводили эффект соревнования, а именно мы предлагали выполнить карточку на время: кто быстрее всех отыщет все заданные буквы и закончит рисунок. Языковые дидактические игры мы разработали в соответствии с календарно-тематическим планом по литературному чтению 1 класса: 1. Как хорошо уметь читать. Е. Чарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву «р». 2. Наше Отечество. «Первоучители славенские» 3. А.С.Пушкин и его сказки. 4. Л.Н.Толстой. Рассказы. 5. Великий педагог и писатель К.Д. Ушинский. 6. К.И. Чуковский и его произведения «Телефон» и «Путаница». 7. В.В. Бианки и его творчество. «Первая охота». 8. С.Я. Маршак и его произведения. «Угомон». «Дважды два». 9. М.М. Пришвин и его произведения. «Предмайское утро». «Глоток молока». 10. А.Л. Барто, С.В. Михалков. Стихотворения. 11. В. Берестов, Б.В. Заходер и их произведения для детей. 12. Вводный урок. Тема Стихотворения. В. Данько «Загадочные буквы». 13. Характер героев в сказке И. Токмакова «Аля, Кляксич и буква А». 14. Выразительное чтение с опорой на знаки препинания. С. Чёрный «Живая азбука». Ф. Кривин «Почему «А» поёт, а «Б» нет» 15. Характер героев произведений Г. Сапкир «Про медведя». М. Бородицкая «Разговор с пчелой». И. Гамазкова «Кто как кричит?». Результаты исследования. Составленный нами и выполненный учащимися комплекс из 15 языковых дидактических игр, качественное и количественное изменение уровня развития внимания составили результат исследования. Учащиеся продвинулись в развитии внимания. Некоторые первоклассники перешли из группы с низким уровнем развития внимания в группу со средним. А некоторые повысили свой уровень внимания с высокого на очень высокий уровень развития внимания. Показатели экспериментальной и контрольной групп представлены в таблице 1. Учащиеся экспериментальной группы могли легко и быстро находить установленный образ, границы слов; устанавливать соответствия; находить ошибки. ТАБЛИЦА 1. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И КОНТРОЛЬНОЙ ГРУПП ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДИАГНОСТИК НА ЭТАПЕ КОНТРОЛЬНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА Свойство внимания Экспериментальная группа (20 чел., уровень в %) Контрольная группа (20 чел., уровень в %) низ. сред. выс. оч. выс. низ. сред. выс. оч. выс. Объем 14 45 32 9 27 50 22 0 Переключение 18 59 23 0 27 59 14 0 Концентрация 14 45 27 14 22 50 27 0 Полученные результаты подтверждают эффективность языковых дидактических игр в развитии внимания у первоклассников и дополняют и расширяют исследования Г.А. Бакулиной, направленные на комплексное интеллектуальное развитие младших школьников на уроках литературного чтения[30]. Развитые на качественном уровне свойства внимания способствовали совершенствованию и качественной реализации функций мышления, оказали влияние на общее развитие внимания детей, повысили качество выполнения учебной деятельности, создали условия для полноценного освоения изучаемого предмета. Важным результатом явилась познавательная активность у учащихся на уроках и повышение мотивации к обучению. На основе полученных данных планируются исследования, связанные с использованием языковых дидактических игр на таких структурных этапах урока литературного чтения в начальной школе, как словарная работа, актуализация знаний. Теоретические и практические данные настоящего исследования могут найти применение в создании комплекса упражнений для всего начального звена общеобразовательной школы. Заключение В ходе исследования мы выявили педагогические условия эффективного развития внимания первоклассников: учет особенностей развития внимания первоклассников, использование дифференцированного подхода при составлении языкового материала дидактических игр, обеспечение систематичности выполнения языковых дидактических игр (на каждом уроке) на уроках литературного чтения. Теоретическая значимость исследования заключается в расширении известных представлений о возможности развития внимания первоклассников на основе нового варианта использования дифференцированных языковых дидактических игр в процессе обучения литературному чтению, а именно: возможности развития с ними заранее предусмотренного свойства внимания с параллельным освоением изучаемого материала по литературному чтению, с учетом постепенного и посильного для учащихся усложнения языкового материала. Практическая значимость заключается в разработке комплекса дифференцированных языковых дидактических игр для низкого, среднего и повышенного уровня сложности, направленных на взаимосвязанное развитие конкретных свойств внимания, в соотнесении их с темами уроков литературного чтения 1 класса.